- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проектирование экологического квеста для молодежной аудитории
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010476 |
Тема: | Проектирование экологического квеста для молодежной аудитории |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт социального образования Факультет туризма и гостиничного сервиса Кафедра туризма и гостеприимства Проектирование экологического квеста для молодежной аудитории Выпускная квалификационная работа по направлению подготовки 43.03.02 –Туризм Исполнитель: Король Евгения Владимировна, студент группы БТ-41 _______________ «___» __________ 201__ г. Допущена к защите зав. кафедрой туризма и гостеприимства _________А.И. Фишелева «___» __________ 201__ г. Научный руководитель: А.И. Фишелева, канд. пед. наук, доцент _________________ «___» __________ 201__ г. Екатеринбург 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………….. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ... 7 1.1. Характеристика понятия «экологический туризм» 7 1.2. «Экологический квест» как инновационная форма экскурсионной деятельности 14 1.3.Особенности проектирования экологического квеста для молодежной аудитории 20 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 26 2.1.Маркетинговое исследование на предмет актуальности проектирования экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке 26 2.2.Характеристика нормативно-правовой документации экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке 32 2.3. Экономическое обоснование и основные направления продвижения экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39 ПРИЛОЖЕНИЯ 42 ВВЕДЕНИЕ Один из самых перспективных видов туризма во всем мире – экологический туризм. Число его поклонников растет повсеместно с каждым годом. Этот вид туризма возвращает уставшим от городов людям силы и энергию во время общения с природой и наблюдения за ней. Кроме того, он стимулирует сохранение окружающей среды, делая такой вид туризма выгодным для местных жителей. Растущая популярность экотуризма – часть основной тенденции к более бережному по отношению к окружающей среде туризму. Природа Урала предоставляет большие возможности для развития экологического туризма – разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность уральских ландшафтов, еще не охваченных антропогенными процессами – весьма велики. На Урале сохранились обширные территории насыщенные памятниками природы, представляющими большую эколого-культурную ценность, что делает экологический туризм наиболее популярным видом отдыха на Урале. Развитие экологического туризма на Урале ведет к появлению новых экскурсионных маршрутов, разнообразию экскурсионных услуг, отвечающих современным требованиям. Очевидно, что инновационные экскурсии могут стать важным фактором развития экологического туризма. В настоящее время получили распространение экскурсионные квесты, которые позволяют через решение заданий с прохождением ряда этапов, познакомится с различными объектами. Одним из уникальных объектов, для проведения экологического квеста, место интересное любителям спорта и туризма, популярная зона отдыха жителей Екатеринбурга, в том числе молодежи – Шарташский лесопарк и Каменные палатки. Природоохранная территория находится в восточной части Екатеринбурга, на берегу озера Большой Шарташ. На территории лесопарка находится геологический, археологический, исторический памятник природы – Шарташские каменные палатки. Это один из самых необычных, живописных, монументальных и доступных памятников природы и древней культуры Среднего Урала. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, в основу выпускной квалификационной работы было заложено проектирование экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. Характеристика понятия «экологический туризм» дана в работах: А.В. Бабкина, Т.В. Бочкаревой, А.В. Дроздова, Е.Ю Ледовских, Н.В. Моралева, И.Н. Панова, С.Е. Самарцева, Т.К. Сергеевой, Я.Г. Хлыстовой, В.В. Храбовченко. Сущность понятия «квест-экскурсия» охарактеризовали: Н.Д. Алексеева, А.Г.Гусейнова, Е.В. Рябова, С.А. Синькова. Особенности проектирования экскурсионного квеста для молодежной аудитории выявлены в работах: А.Г.Гусейновой, А.П. Дурович, Н.И. Кабушкина, В.А. Квартальнова, Т.М. Сергеевой, С.А. Синьковой. Технология проектирования экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке описана на основе трудов: Экономическое обоснование и основные направления по продвижению экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке представлены в исследованиях: Несмотря на то, что Екатеринбург и в частности Шарташский лесопарк, как эколого-туристское направление представляет собой важнейший сегмент российского рынка, данная территория осваивается частично, в результате чего сложилось противоречие: – между большими возможностями для развития экологического туризма в Шарташском лесопарке, в частности экологических квестов и недостаточным количеством разработок в данном направлении. Проблема: в отсутствии экологических квестов для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. Объект: экологический туризм. Предмет: основные этапы проектирования экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. Цель: спроектировать экологический квест для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. Задачи: 1. Охарактеризовать понятие «экологический туризм». 2. Раскрыть сущность понятия «экологический квест», как инновационная форма экскурсионной деятельности. 3. Выявить особенности проектирования экологического квеста для молодежной аудитории. 4. Провести маркетинговое исследование на предмет актуальности проектирования экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. 5. Подготовить нормативно-правовую документацию экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. 6. Представить экономическое обоснование и основные направления по продвижению экологического квеста для молодежной аудитории в Шарташском лесопарке. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КВЕСТА ДЛЯ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ 1.1. Характеристика понятия «экологический туризм» В.В. Храбовченко считает, что первыми, кто внедрил термин «экологический туризм» принадлежит Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник» Иркутского обкома ВЛКСМ: «Экотуризм - маршруты, оборудованные таким образом, чтобы присутствие туристов минимально отражалось на природной среде, а сами они не только отдыхали, но и знакомились с экологическими проблемами, более того, по возможности принимали участие в их решении». Единое определение экотуризма на сегодняшний день отсутствует. Существует множество определений, схожих по смыслу, но различающихся по формулировке и контексту. Бабкин А.В. приводит следующее определение: «Экологический туризм - это специальный вид туристской деятельности, основанной на туристском спросе, связанной с туристскими потребностями в познании природы и внесении вклада в со хранение экологических систем при обязательном уважении интересов местного населения» [3, с.110]. Международная организация экотуризма (TIES), 1990: «Экотуризм - ответственное путешествие в природные зоны, области, сохраняет окружающую среду и поддерживает благосостояние местных жителей». М.Б. Биржаков считает, что экологический туризм определяется как строго специализированный вид досуга с ярко выраженными научно-познавательными целями. Одна из разновидностей природного туризма, объединяющего людей, которые путешествуют с научно-познавательной целью []. На основании этих определений Бочкарева Т.В., Самарцев С.Е., Хлыстова Я.Г. выделяют следующие отличительные особенности экотуризма, которые сформулированы как набор принципов: 1) стимулирование и удовлетворение желания общаться с природой; 2) путешествие в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой; 3) предотвращение негативного воздействия на природу и культуру; 4) сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды; 5) содействие охранеприроды и местной социо-культурной среды; 6) содействие охране природы и природных ресурсов; 7) экологическое образование и просвещение; 8) участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы; 9) экономическая эффективность и обеспечение социально-экономического развития территорий; 10) содействие устойчивому развитию посещаемых регионов.[6, с.243] Храбовченко В.В. отмечает, что термин "экотуризм" был предложен маркетологами, а не учеными, аналитиками туризма, т.е. экотуризм появился в результате потребностей самих туристов, проявившихся в спросе на экотуры. Если ранее устойчивым развитием занимались туристские организации (турфирмы, администрации по туризму), формирующие туристское предложение, то экотуризм возник в результате появления новых групповых и общественных потребностей в изучении и охране природы, культурного наследия, т.е. в результате спроса. Таким образом экотуризм - новая, экономически более действенная форма побуждения туроператоров к реальному действию [с.25] Сергеева Т.К выделяет принципы экологического туризма: – сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; – повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма; – повышение экологической культуры участников экотуристской деятельности; – сохранение этнографического статуса рекреационной территории [с.3]. Устойчивость в туризме подразумевает положительный общий баланс экологических, социально-культурных и экономических воздействий туризма, а также положительное воздействие посетителей друг на друга. Таким образом, те виды туристической деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются более устойчивыми. Устойчивый туризм – это туризм, который подразумевает неограниченно долгое поддержание ресурсов, на которых базируется. Понятие устойчивого туризма используется и в более широком контексте: «все типы туризма, основанные как на природных, так и искусственных ресурсах, которые вносят вклад в устойчивое развитие» [4, с.146]. В качестве примера принципов устойчивого туризма (в дополнение и расширение к обозначенным ранее) Биржаков М.Б. приводит принципы, принятые Шведским Агентством по защите окружающей среды: – неистощительное, устойчивое использование природных ресурсов; – сокращение избыточного потребления и отходов; – обеспечение сохранения природного, социального и культурного разнообразия; – тщательное планирование, комплексный подход, интеграция экотуризма в планы регионального развития; – поддержка местных экономик; – участие местного населения в развитии туризма и разделение ими финансовых и других преимуществ от этой деятельности; – консультирование заинтересованных лиц и общественности; – обучение персонала; – ответственный маркетинг туризма. В силу размытости понятии экотуризма его часто по-разному называют, при этом нередко путая с другими типами туризма. Рассмотрим эти особенности экотуризма, Е.Ю. Дедовских, А.В.Дроздов, Н.В. Моралева отмечают имеющиеся взаимосвязи со смежными типами туризма и разновидностями экотуризма: Природный туризм (nature tourism, nature-based or nature-oriented tourism) – любые виды туризма, которые непосредственно зависят от использования природных ресурсов в их относительно неизмененном состоянии, включая ландшафты, рельеф, воды, растительность и диких животных. В отличие от туризма экологического, понятие "природный туризм" основывается лишь на мотивации туристов (отдых в дикой природе, знакомство с ней) и характере их деятельности (сплавы, треккинг и т.п.) и не учитывает экологическое, культурное и экономическое воздействие таких путешествий. Поэтому далеко не всегда использование природных ресурсов при таком виде туризма является разумным и устойчивым (достаточно упомянуть такие его виды, как охота, путешествия на моторных лодках и др.). Экотуризм – это более комплексная концепция, подразумевающая неистощительное использование и сохранение биоразнообразия для будущих поколений, планирование и управление туристической деятельностью; помимо интересов туристов, он подразумевает достижение общественных целей. Неотъемлемый компонент экотуризма – взаимодействие с местным населением, создание более благоприятных экономических условий в посещаемых районах. Таким образом, становится ясным отличие между туроператорами, предлагающими «традиционные» туры в природу, и организаторами туров экологических. Первые не берут на себя обязательств по охране природы или управлению природными территориями, они просто предлагают клиентам возможность побывать в экзотических местах и познакомиться с культурами коренных народов «до того, как они исчезнут». Вторые устанавливают партнерские отношения с охраняемыми территориями и местными жителями. Они стремятся к тому, чтобы их бизнес вносил реальный вклад в охрану дикой природы и развитие местных поселений в долгосрочной перспективе. Они стараются улучшить взаимопонимание между туристами и местными жителями. В качестве разновидности природного туризма иногда выделяют биотуризм (wildlife tourism) и путешествия в дикую природу (wilderness travel), целью которых могут быть любые объекты живой природы. Нередко экотуризм связывают с приключенческим туризмом(adventure tourism). Однако экологический туризм не всегда подразумевает приключенческий компонент. С другой стороны, далеко не все приключенческие туры соответствуют экологическим критериям, особенно в аспекте устойчивого использования ресурсов. Так, антиэкологичными могут быть, например, спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой – скажем, с использованием срубленных живых деревьев для сооружения переправ. Зеленый сельский туризм, или агротуризм (agrotourism), особенно популярный в США и странах Западной Европы,- отдых в сельской местности (в деревнях, на хуторах, в удобных крестьянских домах). Туристы некоторое время ведут сельский образ жизни среди природы, знакомятся с ценностями народной культуры, прикладного искусства, с национальными песнями и танцами, местными обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде, народных праздниках и фестивалях. К видам экологического и связанных с ним других типов туризма (при условии адекватного планирования, организации и управления) относят широкий спектр деятельности – от длительных научных экспедиций до кратковременного отдыха на природе в выходные дни [5, с.33]. Е.Ю. Дедовских, А.В.Дроздов, Н.В. Моралева выделяют основные объекты, специфику и виды экотуризма: Основными объектами экотуризма в его классически-природоохранной, узкой трактовке считаются относительно ненарушенные природные комплексы или отдельные их элементы. Нередко объектами познавательного или научного экотуризма становятся отдельные наиболее «популярные» и примечательные биологические виды животных и растений. Экотуристов привлекают и уникальные объекты неживой природы, геоморфологические, гидрологические и другие особенности (отдельные горы и каньоны, пещеры, водопады, озера и реки и др.), а также палеонтологические находки. Объектами экотуризма могут быть уникальные растительные сообщества и биоценозы в целом, например, леса, степи, тундра и тому подобное в разные времена года.Кроме этого, объектами экотуризма могут быть культурные, этнографические, археологические и исторические достопримечательности, а также природно-антропогенные (культурные) ландшафты в целом,- что особенно характерно для экологических туров в их широкой трактовке. В англоязычных странах по специфике занятий условно выделяют научный, познавательный и рекреационный туризм. К научному экотуризму иногда относят экспедиции ученых, летние полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной информации о посещаемом регионе. Научный туризм обычно составляет относительно небольшую долю в общем экотуристическом потоке, однако роль его может быть достаточно велика. В частности, он может существенно пополнить информацию о малоизученных районах и объектах. Полученная информация может быть полезна не только для развития науки, но и для дальнейшего развития в регионе экотуризма на устойчивой основе. Этот вид туризма может содействовать расширению научных и образовательных связей между различными странами, положить начало важным международным проектам, осуществляемым на гранты благотворительных фондов. Многие российские заповедники считают научный туризм одним из наиболее предпочтительных для них (и наиболее простых в организации) видов международного экотуризма. Некоторые зарубежные охраняемые территории для проведения полевых исследований, не требующих высокой квалификации, все чаще используют помощь «простых» туристов – волонтеров. Многие экотуристы охотно занимаются картированием и охраной отдельных природных мест. Познавательный экотуризм – это «экотуризм в классическом понимании». Его разновидностями можно считать туры по наблюдению птиц (бердвотчинг от английского birdwatching), китов или экзотических бабочек, ботанические экскурсии, археологические, этнографические и палеонтологические путешествия, экосафари, туры для любителей видео и фотосъемки. Основной цепью рекреационного экотуризма является отдых на природе, хотя, безусловно, он также преследует определенные познавательные цели. Такой туризм может быть активным (являясь разновидностью «приключенческого» туризма) и пассивным. К его активным формам нередко относят пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий (сплав на катамаранах и плотах, байдарки, каноэ). Пассивными формами рекреационного туризма могут, например, считаться: отдых в палаточных лагерях, ближние походы и прогулки, пикники. К категории пассивного рекреационного экотуризма можно также отнести рыбалку и сбор даров природы, осуществляемые на принципах экологической устойчивости. Выделение всех этих видов экотуризма, особенно в странах Запада, достаточно условно. Бывает очень трудно провести четкую грань между различными видами экотуризма, например, познавательным и рекреационным (если, вопреки сложившимся в России системе представлений и терминологии, выделять такую форму туризма). Тем не менее, учет особенностей разных видов экотуризма может быть полезным для того, чтобы определиться, с какими категориями посетителей имеет смысл работать и какие из них наиболее соответствуют специфике вашей территории [24, стр.34]. Е.Ю. Дедовских, А.В.Дроздов, Н.В. Моралева выделяют основные классы экотуризма: Экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий) и в условиях "дикой", ненарушенной или мало измененной природы. Разработка и проведение таких туров - классическое направление в экотуризме; соответствующие туры являются экотурами в узком значении данного термина, их отнесят к "австралийской" или "северо-американской" модели экотуризма. Экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий, на пространстве окультуренного или культурного ландшафта (чаще всего сельского). К этому классу туров можно отнести весьма широкий спектр экологически ориентированного туризма, начиная с агротуризма и вплоть до круиза на комфортабельном лайнере; этот вид экотуров относят к "немецкой" или к "западно-европейской" модели. Однако наиболее существенными считаются два видовых признака - цель и объект экотура. По основной цели тура можно различать следующие виды экотуров: – наблюдение и изучение "дикой" или "окультуренной" природы (с элементами экологического образования и воспитания); – отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями; – лечение природными факторами; – туры со спортивными и приключенческими целями. По основному объекту, в значительной мере определяющему содержание программы тура и отчасти форму его организации, выделяются виды экотуров: – ботанические, зоологические, геологические и тому подобные туры; – эколого-этнографические или археологические, эколого-культурные туры; – агротуры; – спелеологические, водные, горные туры и т.п. Разумеется, цели тура и его объекты связаны между собой; оба главных видовых признака нельзя считать абсолютно независимыми основаниями классификации (в реальной программе тура его цели и объекты часто сочетаются и совмещаются). Тем не менее, каждый организатор и участник тура может определить его главные особенности и отнести каждый конкретный тур к тому или иному виду [24, с.36]. В целом, для развития экотуризма в последние годы характерны несколько тенденций. С одной стороны, экотуризм становится все более разнообразным, постоянно возникают его новые виды. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями туристической индустрии. Приверженцы классически-природоохранного экотуризма в его узкой трактовке, обеспокоенные возросшим негативным влиянием значительных потоков экотуристов, призывают к выходу экотуризма за пределы охраняемых территорий, на пространство культурных ландшафтов; в свою очередь, в массовых видах «курортного» или «экскурсионного» туризма появляются элементы туризма экологического, например, кратковременные посещения национальных парков и других природных территорий. 1.2. «Экологический квест» как инновационная форма экскурсионной деятельности Экскурсионные игры поискового характера чаще всего имеют названия квест, или музейный дозор, музейные бродилки, игра-расследование. Синькова С.А. отмечает, что это название не случайно, современная интерактивная экскурсия больше похожа на увлекательное приключение, познавательное исследование, а порой и на волшебную сказку для детей и их родителей [20, с.187]. В связи с тем, что квест-экскурсия является инновационной видом экскурсионной деятельности в настоящее время литературе отсутствует его определение. Его можно сформулировать исходя из значения слова «квест» и общепринятого значения термина «экскурсия». Одно из определений понятия «экскурсия» представил в своей работе Б.В. Емельянов: «Экскурсия представляет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, происходящий под руководством квалифицированного руководителя – экскурсовода и подчиненный задаче раскрытия четко определенной темы» [10, с.21]. Известно, что квест (англ. quest) – это экскурсионная игра-расследование в музее, парке или исторических местах города [20, с.190]. Говоря об этом, Синькова С.А. подчеркивает, что специфика экскурсионного игрового расследования аналогична компьютерной приключенческой игре, только игрок находится не в виртуальной реальности, а в настоящем окружающем его мире Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. пишут о том, чтов мифологии и литературе на английском языке понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета – путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач. Большую популярность подобные сюжеты получили в рыцарских романах, в частности, один из наиболее знаменитых квестов рыцарей Круглого Стола – поиски Святого Грааля [2, с.68]. В 20-м столетии квест особенно активно эксплуатировался жанром фэнтези (например, в произведениях Дж. Р.Р. Толкиена «Хоббит» и «Властелин колец»). В 1970-е годы термин «квест» был заимствован разработчиками компьютерных игр. Им начали обозначать компьютерные игры, целью которых является движение по игровому миру к некой конечной цели. Ее достижение становится возможным только в результате преодоления различных препятствий путем решения задач, поиска и использования предметов, взаимодействия с другими персонажами. В середине 1990-х термин «квест» получил новое содержательное наполнение. Широкое распространение интернета и накопленный опыт разработки компьютерных игр способствовали появлению образовательных веб-квестов. Их первыми создателями были американские педагоги Берни Додж и Том Марч. Образовательные веб-квесты обычно представляют собой сайты с заданиями, которые участники последовательно выполняют для достижения конечной цели. Такой целью обычно является заранее определенный учебный продукт: реферат, проект, презентация. На сайте веб-квеста учитель подробно объясняет, какие этапы нужно пройти, дает ссылки по теме, проводит обсуждение промежуточных итогов. Таким образом, квест прошел долгий путь, но сохранил свои основные признаки: движение к определенной цели через преодоление препятствий. Путешествие может быть реальным, игровым или виртуальным. В игре обычно участвуют несколько команд, которые по определенному маршруту посещают «станции», где выполняют различные задания. За успешно выполненное задание команды получают очки. В ходе игры команды должны посетить все станции [7, с.35]. Итак, квест – это игра, в ходе которой участники решают логические задачи, выполняют поиск необходимой информации, учатся работать с информационными ресурсами, находить полезную информацию и применять её. Кроме того, выделяют обязательные признаки квеста: – наличие определенного сюжета игры, – наличие задания/препятствия, – наличие цели, к которой можно прийти, преодолев препятствия. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать следующее определение понятия «квест-экскурсия». Квест-экскурсия – это услуга по организации посещения специально подобранных объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Также логично предположить, что экскурсионный квест сочетает в себе обязательные признаки квеста и экскурсии: – протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня; – наличие экскурсионной группы (1 – 50 человек); – подготовка маршрута и заданий квалифицированным специалистом-экскурсоводом; – четко определенная тема (сюжет, легенда), являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление – осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; – знакомство с объектами в движении и на останов ках; – наличие заданий/препятствий; – наличие цели, к которой можно прийти, преодолев препятствия [1, с.12]. Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. отмечают, что спортивные и активные этапы позволяют совместно пережить эмоциональные всплески, что психологически сближает участников события. Игровые задания вызывают массу позитивных эмоций и радостных воспоминаний, способствуют развитию коммуникации участников. То есть, помимо функций традиционных экскурсий – информации, организации культурного досуга, расширения кругозора и формирования интересов, экскурсионные квесты выполняют еще одну функцию – командообразования. Итак, квест-экскурсия – это услуга по организации посещения специально подобранных объектов экскурсионного показа индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов посредством наблюдения, общения с другими субъектами и решения логических задач под руководством квалифицированного специалиста – экскурсовода, продолжительностью менее 24 часов без ночевки. Квест-экскурсия – это новое направление, которое дает возможность совместить игру и экскурсию. Это экскурсия без традиционных гидов, комбинация экскурсии и квеста, в процессе прохождения которой исторические реалии и новеллы о людях, создававших биографию города, чередуются с увлекательными загадками и головоломками [1, с.8]. Квест-экскурсии могут быть пешеходными или проводиться с использованием различных видов транспорта: автомобильного, велосипедного. Для поклонников активного и экстремального отдыха проводятся рафтинг-квесты (рафтинг – спортивный сплав по горным рекам и искусственным гребным каналам на 6-, 4- и 2-местных надувных судах – рафтах) и роллер-квесты – интерактивная динамическая игра для роллеров, с элементами логики и риска. Такая игра проводиться только на роликовых коньках. Участникам игры запрещается пользоваться любым иным транспортом. Некоторые туроператоры составляют разные по сложности варианты одной квест-экскурсии так, чтобы участники могли проходить один и тот же маршрут неоднократно, каждый раз открывая для себя что-то новое. Т.е. экскурсионные квесты различаются по уровню сложности. Так, существуют квесты: для взрослых, молодежи, школьников; квесты для начинающих и опытных участников. Различной может быть и форма выдачи заданий. Экскурсионный квест может проводиться в форме: а) квест-экскурсии с непосредственным участием экскурсовода. В этом случае каждое задание экскурсовод (ведущий, аниматор) выдает лично. б) безличной квест-экскурсии. В этом случае участники получают на руки сразу весь пакет-легенду (квест- маршрут). в) квест-экскурсии с дистанционной выдачей заданий. В этом случае участники получают задания при помощи смартфона/планшета, либо производят поиск заданной точки при помощи GPS-навигатора (мобильные квесты). Отдельный вид квест-экскурсии представляет собой так называемый квест-маршрут. Его отличительной особенностью является то, что участнику выдается маршрутный лист с текстом и заданиями, но после этого организатор не принимает никакого участия в прохождении экскурсантом данного маршрута. Этот вид квеста не вполне соответствует понятию «экскурсия», так как в данном случае отсутствует ее существенный признак – наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. Однако, поскольку квест-маршрут все-таки подготовлен экскурсоводом, считаем уместным упомянуть его, тем более, что такая нестандартная экскурсия имеет несколько интересных особенностей: 1. Участнику не нужно подстраиваться под время организованной группы. 2. Есть возможность побыть в кругу близких без участия в экскурсии незнакомых людей. 3. Возможность проходить маршрут в своем темпе, не догоняя и не ожидая никого, вплоть до того, что можно растянуть его на несколько дней или пройти за 15 минут. 4. Нет необходимости доплачивать отдельно за каждого участника. 5. Не пропадет оплата за экскурсию в случае, если участник не смог пойти в назначенное время. Также периодически проводятся событийные квест- экскурсии – это, как правило, разовые или ежегодные, зачастую бесплатные экскурсионные квесты, проведение которых приурочено к каким-либо событиям или их годовщинам. Часто организаторами таких экскурсий являются общественные организации или органы государственной власти [1, с.4]. 1.3.Особенности проектирования экологического квеста для молодежной аудитории Среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, одним из первых определение понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [17, с.55]. Квартальнов отмечает, что для многих молодых людей представляется важным самовыражение, стремление к самореализации, социальная активность и занятость в инновационной деятельности. Сфера туризма как одна из самых гибких в создании, использовании и распространении новшеств и нововведений, безусловно, привлекательна и вызывает интерес у молодежи с активной жизненной позицией стремлением создавать и внедрять нечто новое с целью преобразования или совершенствования окружающей реальности. Молодежь, обладающая незаурядными творческими способностями, предлагает альтернативные решения, которые с легкостью разрушают привычные стереотипы, охотно участвует в проектах, направленных на развитие туристической деятельности. [14, с.123]. Гусейнова А.Г. считает, для того чтобы работа с молодежью была более продуктивной, важно учитывать возрастные особенности данной группы, поскольку поведение людей во многом зависит от жизненного и социального опыта, развития психики, самореализации в обществе. Так, для молодежной аудитории характерны следующие психологические особенности: – повышенное стремление к самоутверждению, проявлению своей индивидуальности; – желание активно познавать окружающий мир, развивать свои способности; – быстрый рост самосознания, переоценка своих возможностей и способностей; – стремление быть в коллективе, ориентация на собирательный образ идеального героя; – критическое отношение к наставлениям и нравоучениям, повышенная требовательность к наставникам в отношении единства слова и дела; – повышенная эмоциональность, максимализм в оценках; – склонность к сильным внутренним переживаниям, сомнениям, раздумьям; – противоречивость внутренних начал, чувств, поступков [7, с.36]. Квартальнов, В. А. пишет, что экскурсии для каждой конкретной возрастной группы проводятся с учетом её специфики. Для молодёжи характерна высокая туристическая активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и в силу наличия свободного времени. Экскурсии для молодежи организуются не только с учетом психологических возрастных особенностей, но и с учетом социального положения молодых людей - горожане, селяне, рабочие, студенты [14, с.125]. Исследователь, А.Н. Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: