VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы исследования экологического туризма

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000661
Тема: Теоретические основы исследования экологического туризма
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. 
     В настоящее время туристский бизнес развивается быстрыми темпами и является одной из высокодоходных и растущих отраслей. В связи с чем, изучение управления деятельности туристической индустрии является актуальной темой для исследования. Туризм относится к высоколиквидной отрасли, то есть отрасли с быстрой окупаемостью. Однако, как показывает российская практика, вклад туризма в национальную экономику явно недостаточен, и это обусловлено в первую очередь неразвитым туристским потенциалом большинства регионов России, а также недостатками существующей системы управления развитием туризма на региональном уровне [43].  Система управления развитием туризма не является обособленной, она представляет собой часть общей региональной системы управления, выполняет экономическую, социальную и экологическую политику органов власти.
     Экологический туризм –  одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мировой туристской индустрии. Первое условие экологического туризма, которое отличает его от использовавшихся ранее учеными и управленцами форм организации и проведения отдыха на природе – это осмысленная, экологически и экономически выверенная политика в использовании ресурсов рекреационных территорий, разработки и соблюдения режима «неистощительного» природопользования.
     Экологический туризм призван обеспечить не только сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий, но и устойчивость самой туристской деятельности.
     Основные принципы, на которых базируется экологический туризм, имеют непреходящую ценность: сохранение биологического разнообразия рекреационных природных территорий; повышение уровня экономической устойчивости регионов, вовлеченных в сферу экологического туризма; повышение экологической культуры всех участников экологической туристской деятельности; сохранение этнографического статуса рекреационных территорий.
     В настоящее время для решения проблем развития регионального экологического туризма разрабатываются программы, определяющие основные направления развития туристской отрасли в регионе.
      Степень научной разработанности проблемы. 
     В настоящее время туризм является предметом многих научных исследований и привлекает внимание специалистов, работающих в разных областях – менеджменте, маркетинге, экономике, культуре. Идет формирование комплексной науки, объединяющей разносторонние исследования сферы туризма.
     Важную роль в теоретико-методологическом обосновании сферы туризма сыграли труды таких ученых как: М.Б. Биржаков, Н.И. Кабушкин В.А. Квартальнов и других.
     Изучению состояния и перспектив развития туристской индустрии России уделяют А.Ю. Александрова, З.М. Горбылева, Л.С. Сосненко и другие.
     Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Писаревский Е.Л., Александрова А.Ю., Воскресенский В.Ю., Квартальнов В.А., Максименко С.В., Карро Д. Жюйар, В. Хунцикер, К. Крапф В.К. Евдокименко, М.И. Долишний, А.В. Сидорова и мн.др., положения экономической теории рыночной экономики, материалы научных семинаров и конференций. Кроме того, для полноценного изучения данной темы будут использованы российские и иностранные нормативные акты и материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью. Наряду с традиционным пониманием туризма как сферы экономики, туризм рассматривался как социокультурный феномен, как сфера культуры в работах Н.К. Баклановой, Г.П. Долженко, А.С. Каргина, Т.Г.Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, Н.В. Кротовой, Е.Г. Моисеевой, В.А. Разумного, В.И. Черниченко и других. 
     Особое внимание проблемам развития экологического  туризма в Белгородской области уделяют такие авторы как: А.Н. Петин, Е.А. Пендюрин, Ф.Н. Лисецкий.
     Проблема исследования состоит в неразрешенном противоречии между необходимостью развития экологического туризма на территории Белгородской области и отсутствием научно-обоснованных способов повышения эффективности управления данной сферой. 
     Объект исследования управление развитием регионального туризма. 
     Предмет исследования: технологии обеспечения развития экологического туризма в Белгородской области.
      Цель исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию управления развитием экологического туризма в Белгородской области.
     Задачи исследования:
а) проанализировать  теоретические основы исследования экологического туризма;
б) рассмотреть экологический туризм как объект управления;
в) изучить проблемы развития экологического туризма в Белгородской области;
г) определить направления совершенствования управления развитием экологического туризма в регионе.
     Методы исследования: метод системного анализа  научной литературы; методы эмпирического исследования: сбор данных (оценка результатов); наблюдение, сравнение; абстрагирование. 
     Эмпирическая база  исследования:
1) нормативно-правовые акты  органов государственного управления РФ в отношении развития туризма, 
2) нормативно-правовые акты и документы органов государственного и муниципального управления Белгородской области в отношении обеспечения развития экологического;
     3) материалы семинаров и научно-практических конференций;
     4) статистические источники  Федеральной службы государственной статистики.
     Практическая значимость 
     Практическая значимость работы заключается в том что выводы и предложения позволят: 
     - служить основанием разработки программ развития туристической индустрии в Белгородской области;
     - обеспечить возможность размещения  рекреационных территорий и проведение природоохранных мероприятий на территории Белгородской области;
     - стать основой для реализации региональных программ в области экологического туризма.
     Структура бакалаврской  работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


     
     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
     
     1.1 Основные понятия и сущность экологического туризма 
     Термин экологический туризм или экотуризм представляет собой буквальный перевод английских ecological tourism и ecotourism. Эпитет экологический - не единственный, применяемый в английском языке и соответственно в американской, канадской, английской, австралийской литературе и в литературе многих других стран для обозначения новых направлений в туризме, сформировавшихся в последнее десятилетие в результате влияния идей зелёного движения и развития экологического мировоззрения [11]. 
     Встречается, например, термин зелёный туризм. Обычен также термин природный туризм. Последний наряду с обширным спектром других распространен и в немецкоязычных странах, где прилагательное экологический употребляется вообще весьма редко, а в определениях зелёных отраслей туризма практически не используется. 
     Там наиболее широкое хождение получил термин Sifter Tourismus, который можно перевести на русский язык как мягкий туризм. Обычно мягкий туризм противопоставляется жестокому, главной целью которого является максимизация прибыли, в то время как для мягкого туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизации ущерба окружающей среде. Следует, однако, иметь в виду, что нередко под мягким туризмом подразумевают туризм спартанского типа в условиях максимально тесного контакта с дикой природой [13].
     Многообразию терминов отвечают широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в той новой обширной области индустрии туризма, которую мы обобщённо называем экологическим туризмом. Существует немало и различных определений экотуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты последнего. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли. В соответствии с определением Й. Криппендорфа, главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формам поселений с учётом долговременных интересов местных жителей. 
     Если принять во внимание наиболее существенные свойства экотуризма, включаемые в большинство определений, можно выделить пять главных принципов построения и осуществления экологических туров и программ.[2]
     Экологический туризм должен быть:
1. обращенным к природе (как девственной, так и окультуренной) и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов;
2. не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, то есть экологически устойчивым;
3. непременно нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой;
4. заботящимся о сохранении местной социокультурной среды;
5. экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.
     Этот лаконичный перечень вполне достаточен, чтобы отличить экологические туры от жестких, неэкологичных и вообще иных форм туризма. При этом данный перечень не связывает экотуризм исключительно с некомфортабельными путешествиями в «дикую природу». В соответствии с этими принципами даже плавание на лайнере по Амазонке можно посчитать экологическим туром, при условиях, что с позиций экотехнологии этот лайнер будет совершенен, что туристы будут часто покидать судно для лодочных, пеших или верховых маршрутов, что они ознакомятся с местной природой, аборигенной культурой и экологическими проблемами региона и внесут определенный вклад в их решение, пусть даже простейшим способом - пожертвованиями на местные природоохранные проекты.
     . При этом важно иметь в виду следующие обстоятельства. Экологизацию общественного сознания и поведения, в частности, экологический туризм оказывают в последнее время существенное влияние на жесткие формы туризма. Теперь многие туристы во время отпуска, во-первых, охотно сочетают двух - трехнедельные «пляжные» программы с короткими сугубо экологическими экскурсиями. Во-вторых, они хотя и отдают предпочтение весьма комфортабельному отдыху, но в экологически благоприятных условиях, побуждая владельцев отелей и власти курортов заботиться об охране окружающей среды, внедрять в индустрию туризма экологичные технологии. [9].
     Объектами собственно экотуризма - могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой.
     Всемирная туристская организация использует термин приключенческий туризм в качестве ещё более широкого понятия, включающего в себя экотуризм. Однако экотуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде. Поэтому справедливо считать, что понятие приключенческий туризм, и экотуризм во многом пересекаются, но первое не поглощает второе. Классификация экотуризма по видам транспорта имеет свои особенности. 
     Различают экологически водный туризм (на байдарках, на плотах, каноэ, парусники и другие), пешеходный, лыжный, конный, велосипедный, автомобильный (электромобили), авиационный (планеры, аэростаты). Всё большее распространение получает агротуризм, или агроэкотуризм.
     Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы (и отчасти США) с небольшим процентом естественных ландшафтов и высоким уровнем сельскохозяйственной освоённости территории. Экологический туризм в Италии может развиваться в национальных парках.
     Система национальных парков находится на карте. В широком обиходе находятся также синонимические термины устойчивый, или поддерживающий, туризм и зелёный туризм. Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Но не всякий устойчивый туризм можно считать экологическим, так как экологические технологии могут быть использованы и в организации пляжного туризма, и в гостиничном деле в крупных городах, и даже в авиаперевозках. Обычно в путешествии турист надеется, с одной стороны, получить определённый объём знаний, а с другой - отдохнуть на природе. По преобладанию той или иной цели можно выделить научный, познавательный и рекреационный виды экотуризма. 
     Чисто научным экотуризмом занята относительно небольшая часть туристов. Однако этот вид является источником информации об удалённых и малоизученных районах, необходимой как для науки, так и для грамотного планирования развития самого экотуризма. В последнее время в научных полевых исследования, не требующих высокой квалификации, всё чаще стала использовать помощь обыкновенных туристов-добровольцев. Многие из них с удовольствием совмещают отдых на природе с такими экзотическими занятиями, как сбор яиц редких видов черепах где-нибудь в Коста-Рике или учёт численности копытных в заповедниках России. Практически каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного, как и научного, экотуризма становятся отдельные наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, так называемые star species, такие как, например слоны, львы, другие крупные виды хищников и копытных в Восточной Африке и Азии.
     Особо следует отметить близость экологических туров к известным весьма популярным прежде в России формам самодеятельного туризма. Вместе с тем, совокупность всех видов экотуризма - это более обширное множество, а некоторые самодеятельные туры могут быть и антиэкологичными, например, самодеятельные спортивные и сафари-туры, сопряженные с добычей живых трофеев или достижением спортивного результата любой ценой, скажем, при помощи использования срубленных деревьев для сооружения переправ. [27]
     Таким образом, экологический туризм - это отнюдь не только суровое путешествие с тяжелым рюкзаком; он может быть вполне комфортным, но суперкомфорт любой ценой, особенно среди девственной природы, - недопустимое расточительство. Поэтому даже массовый туризм, во многих странах превратившийся в разрушительную силу, может стать более экологичным. Но главные отличительные черты экотуров - при всем многообразии их видов и форм - остаются неизменными, и определяются они характеризованными выше базовыми принципами экотуризма.[15]
     В литературе встречаются несколько терминов, относящихся к сфере экотуризма. Биотуризм - туризм, объектом которого являются любые проявления живой природы, будь то отдельные виды или биоценозы. Природный туризм - туризм, объектом которого является любая природа, как живая, так и неживая (например, пещеры, горы, водоёмы и др.) природный туризм включает в себя биотуризм как одно из тематических направлений. Объектами собственно экотуризма - могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой. Всемирная туристская организация использует термин приключенческий туризм в качестве ещё более широкого понятия, включающего в себя экотуризм. Однако экотуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде [21]. Поэтому справедливо считать, что понятие приключенческий туризм, и экотуризм во многом пересекаются, но первое не поглощает второе. 
     Сегодня термин «экотуризм» часто используется турфирмами, специалистами для обозначения деятельности, связанной с использованием природных ландшафтов и объектов. Можно назвать несколько крупных проектов в этой области: развитие сельского туризма, экотуризма в заповедниках, экскурсии в процессе научных конференций и т.д.
     Терминологически, само понятие экотуризм и в России и за рубежом рассматривается в разных трактовках: в западной литературе экотуризм рассматривается как новая отрасль туризма, с минимальным влиянием человека на природные ландшафты и экосистемы.
     От традиционного туризма, экотуризм отличается следующими признаками:
*  использованием природных объектов для туризма;
*  меньшей ресурсно-и энергоемкостью;
*  непосредственным влиянием на социально-экономическое развитие территорий;
*  существенной ролью экологического образования и просвещения туристов;
*  нацеленностью на устойчивое природопользование.
     В условиях развития современного мира, в котором происходит  устойчивое ухудшение качества окружающей среды, все большее внимание стало уделяться вопросам охраны природы: происходит переход на безотходные технологии, внедряется альтернативная энергетика, осуществляется переработка отходов, очистка сточных вод и орошение пустынь. Данные мероприятия направлены с одной стороны на сохранение и  рациональное использование  и восстановление природных ресурсов, а с другой – на популяризацию экологических знаний и обучение экологической этики населения планеты,  тем самым оказывая помощь в развитии и экологического туризма, объектом которого как уже говорилось ранее являются любые проявления живой природы и привлекают внимание потенциальных путешественников к экотуризму, отдыху в самых отдаленных уголках Земли, посещению природных заповедников и национальных парков. [46] .
     Таким образом, экотуризм представляет собой развивающееся направление в индустрии туризма, он не всегда одинаково понимается в разных странах, его формы динамичны, он проникает в прежде далекие от экологической ориентации области туристской деятельности, и ограничивать его слишком строгими рамками и одним единственно верным определением едва ли разумно.
     1.2 Экологический туризм как объект управления
     На первый взгляд можно предположить, что менеджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого предприятия системы «человек - человек», однако труд в управлении туризмом специфичен и существенно отличается от деятельности работников других отраслей.
     Основной задачей менеджмента экологического туризма является выявление общих тенденций и закономерностей его развития, а также нахождение его специфических особенностей. Экологический туризм имеет ряд присущих только ему черт:
     1. Большая глубина проникновения  экологического туризма (туризм как явление существует везде, где живет человек) и сложность взаимосвязей между его составными элементами. В туристской индустрии много предприятий и организаций, которые так или иначе должны вписываться в единую региональную систему управления.
     2. Сильное влияние со стороны заинтересованной клиентуры. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию (население, кредиторы, политические структуры, городское управление, туристы).
     3. Неотделимость экотуристского продукта от источника формирования. Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, то есть речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте. Кроме того, это неосязаемость и несохраняемость туристского продукта. Туристскую услугу невозможно увидеть при заключении договора, попробовать как товар на вкус, услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи.
     4. Специфика экотуристского продукта связана со спецификой туристского спроса. Спрос этот неоднороден в силу трех основных причин:
     - непостоянство качества турпродукта. На изменчивость качества услуг оказывают влияние как сам потребитель, его уникальность, так и тот, кто эту услугу оказывает;
     - разнообразие потребителей туристских услуг. Различные категории туристов имеют различные цели поездки, требования к туристским услугам, а также суммы, которые они готовы и в состоянии заплатить. На туристский спрос очень сильно влияют такие факторы, как доход, структура семьи, возраст ее членов, их образование и профессия;
     - высокая значимость общественных факторов: социальных, экономической ситуации в стране, экологии.
     5. Комплексность экотуристских услуг. Туристская услуга складывается из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом. Туристское предложение места, региона, страны рассматривается как «коллективная продукция». Не отдельные услуги, а целый комплекс их стоит в центре туристского спроса. Этот комплекс услуг турист объединяет в понятие «цель путешествия».
     6. Сезонность, то есть зависимость объема туристских услуг от сезона, прежде всего от природно-климатических условий. В зависимости от сезона объем экотуристской деятельности может серьезно колебаться. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, на­пример введение сезонной дифференциации цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные для межсезонья и пониженные для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой и т. д.) [48] .
     Поскольку экотуристская отрасль как объект управления имеет свои особенности, менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие и поэтому механически перенести модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу экотуризма невозможно [28].
     В связи с этим можно выделить следующие черты, характерные как для управления любым туристским предприятием, так и для туристических фирм основными направлениями деятельности которых является экотуризм:
     Во-первых, при планировании туристской деятельности в центре внимания должны быть нужды, потребности и желания конечных потребителей.
     Во-вторых, непервичность туристской услуги. Туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости, хотя в современном мире значение туризма как средства восстановления сил и здоровья огромно.
     В-третьих, в туристской отрасли гораздо большее значение имеет маркетинг. Это связано с тем, что продавец туристской услуги, не имея возможности представить ее образец-эталон (как это практикуется при реализации товаров), должен найти аргументы в пользу своего товара-услуги, а это можно сделать только при хорошо налаженной системе маркетинга с использованием всех его инструментов.
     В-четвертых, в связи с непостоянством качества услуги, субъективизмом в ее оценке возникает необходимость ее постоянного контроля, то есть эта функция менеджмента приобретает особую значимость.
     В-пятых, туристская услуга уникальна (повторить ее во всех аспектах не представляется возможным). Это маршрут поездки, условия обслуживания, стоимость и т. д. Даже два тура по одному и тому же маршруту у одной и той же фирмы часто проходят по-разному.
     Задача менеджмента в экологическом туризме состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Всегда необходимо помнить, что туризм - не волшебство, а серьезная и тяжелая работа тружеников этой сложной и многогранной, имеющей свою специфику, отрасли, особое содержание трудовых отношений. Туризм имеет ряд присущих только ему особенностей. Важно выявить, чем же мы отличаемся от других, так как если этого не знаем мы, менеджеры туристской индустрии, то и рынок (покупатели туристских услуг) никогда не узнает этого. А ведь особенности туристской отрасли вытекают из специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями [39].
     Особенностью экологического туризма заключается в большой глубине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий – небольших размеров. Крупные туристские предприятия создаются лишь в густонаселенных районах, они типичны для туристской индустрии, но это не заводской цех с одним типом организационной структуры управления. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые, так или иначе, должны вписываться в единую региональную систему управления, где преследуется цель обеспечения длительной дееспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является одновременно и важнейшим отличительным признаком менеджмента туристской организации. Прежде всего, следует ответить на вопрос, кто реально должен руководить регионом и нести за это ответственность [45].
     Вследствие особых требований, предъявляемых к туристскому региону, предлагающему комплекс услуг, которые можно получить на определенной территории, вырисовывается двойная ответственность туристской организации. Туристская организация, как и любая другая, несет ответственность прежде всего за результаты своей деятельности. Она выполняет функцию координирующего органа в туристском предложении региона, она и нести ответственность и за туристскую деятельность всего региона. А для того, чтобы справиться с такой двойной ответственностью, необходимо контролировать и анализировать весь туристский регион. В этих условиях с помощью менеджмента должна разрабатываться стратегия развития как всего региона, так и отдельной туристской организации [19] .
     Будучи нерентабельной, туристская организация не может ориентироваться на прибыль. Если же организация в течение длительного периода получает прибыль, она все равно не использует ее, поскольку эти средства принадлежат всему региону. Как и в любой нерентабельной организации, руководство предприятия должно оценивать себя по тому, насколько ему удается эффективно и с учетом потребностей произвести для своих членов и для всего региона необходимые услуги. По предоставлению услуг можно определить, способна ли организация удержать своих членов и побудить их к дальнейшему участию в ее деятельности. Отдельные услуги туристской организации, которые она оказывает для своих членов (например, представительство интересов, маркетинг и т.д.) объективно не ощущаются. В таком случае все более важной становится постоянная позитивная коммуникативность внутри организации.
     Из-за того что туристская организация не имеет измеримых целей, нельзя объективно оценить ее производительность и успех. Речь идет о вероятностном характере процессов, происходящих в туристской индустрии. Так как туристская организация не может добиться успеха в прямом смысле этого слова, часто она с большим трудом получает признание своей деятельности у общественности. Она может лишь полагаться на свои мероприятия и на экономическую эффективность, которая помогает осуществлять эти мероприятия для пользы всего региона.
     Управление в экологическом  туризме имеет проблему ограничения влияния на регион. Управленческие кадры частного туристского предприятия пользуются предоставленными им в уставе, ясно изложенными полномочиями и правом принятия решений и отдачи указаний по всем вопросам своей хозяйственной деятельности. Менеджмент же туристской организации, напротив, ограничен в возможности оказывать на кого-либо влияние, как на уровне своей организации, так и на уровне региона.
     Так как туристская организация занимается государственными вопросами, часто используя для этого государственные средства, то и влияние политики на нее очень высоко. В результате - естественно ограничивается предпринимательская свобода ее действий. Менеджмент вынужден обращать внимание на политические силы в своем регионе, ведь оплата труда его кадрового состава осуществляется чаще всего за счет государственного бюджета [4] .
     На уровне региона менеджмент в экологическом туризме незначительно влияет на кого-либо, так как отдельные производители услуг являются самостоятельными и независимыми предприятиями. Только благодаря хорошо налаженной коммуникации и углубленной мотивации на основе доверия туристская организация может косвенным образом воздействовать на отдельные предприятия.
     Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влияние на организацию. Кроме того, внутри отдельных заинтересованных групп имеются свои интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку существуют определенного рода противоречия между владельцами гостиниц, местными жителями и приезжими туристами. Члены организации могут разделиться на три-четыре заинтересованные группы, представители гостиниц, возможно, будут требовать сокращения однодневного туризма, владельцы подъемных лифтов выступят за расширение потока туристов, так как они заинтересованы в этом. Даже внутри одной группы (например, среди представителей гостиничных комплексов) прослеживаются различные интересы. Крупные гостиницы чаще всего меньше заинтересованы в предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми сооружениями для размещения и организации отдыха гостей у себя. Небольшие гостиницы, живущие за счет проезжающих туристов, заинтересованы в том, чтобы туристская организация улучшала курортное предложение и проводила соответствующие мероприятия.
     В некоторых туристских регионах в последние годы возникли разногласия между местными жителями и отдыхающими туристами. Туристы в преклонном возрасте желают, чтобы у них был спокойный отдых. Им нравится, когда в регион длительное время не привлекаются новые туристы. Когда же их интересы нарушаются, они могут объединиться и сильной группой выступить против какого-либо другого вида туризма в данном регионе  [13] .
     Наряду со всеми группами населения, заинтересованными в развитии туризма, а также участвующими в туристской деятельности, туристская организация, как и любое другое предприятие, сотрудничает с кредиторами, с политическими структурами, с городскими управления ми, с туристами, а также с поставщиками.
     Туристская организация может быстрее уравновешивать интересы между различными, задействованными в процессе обслуживания, группами, если в своей деятельности она руководствуется общепринятыми нормами, приоритетами и представлениями о ценностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему развитию региона. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации – политике предприятия, на уровне региона – планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяется очень большое значение.
     Важнейшей особенностью  экологического туризма как объекта управления является специфика туристского продукта, его неотделимость от источника формирования. Товар в материальном виде (мясо, одежда) существует независимо от его производителя, туристская услуга (а это тоже товар) неотделима от источника ее создания. Если, например, потребитель туристского продукта в апреле заказал тур на июнь, а в мае туристская фирма прекратила свое существование, то эта услуга потребителю оказана не будет в силу отсутствия ее источника [24].
     Так как туристский продукт проявляется в виде услуги, то его необходимыми признаками являются присутствие клиента и невозможность складирования этой услуги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте. В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, процесс предоставления туристских услуг может быть автоматизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, процесс производства товаров. Ведь нельзя с высокой степенью вероятности (даже с применением ЭВМ) спрогнозировать поведение туриста – оно зависит не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных факторов [37] . По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений. Это, прежде всего, относится к работе туристских предприятий, услуги которых предоставляются при непосредственном контакте с людьми.
     Внешние эффекты туристского продукта также можно представить как специфику туристской индустрии. В этом смысле общение туриста с окружающими его людьми следует рассматривать как отношения в свободной обстановке. В то время как на его повседневную жизнь накладывают отпечаток жилье, работа, свободное время, отпуск, проведенный в путешествии, – это встречи с другими путешествующими и местными жителями. Отношение путешествующего к ним и его мотивы обусловлены тем, как человек привык жить, работать, каковы его возможности в организации свободного времени. Чем больше в своей повседневной жизни человек ощущает ограниченность природных ресурсов, чем больше он заключен в рамки определенных норм поведения, тем больше у него желания выбрать для отдыха неизвестную страну. Проведенные в этом отношении исследования показывают, что поведение гостя влияет на отношение к нему принимающих его людей, и на других путешествующих. Если на пляже туристы купаются без купальных костюмов, до полуночи устраивают шумные праздники, занимаются новыми видами спорта, и все это –  во вред природе, то это вызывает негативное отношение к ним местных жителей, что может ухудшить их отдых [4].
     Туризм оказывает большое влияние на такие сферы, как экономика, экология, политика, которые, в свою очередь, воздействуют и на туризм. Туристский регион имеет от гостей прибыль. Выручка, получаемая от их обслуживания, является первичной выручкой и больше значима, чем полученная от постоянных жителей региона. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местный экономический кругооборот и дает приумножающий эффект: она «проходит» через местную экономику. Гостиница, например, покупает у бакалейщика хлеб, а последний на деньги, первоначально полученные от туриста, строит новое здание. Сумма денег, которая остается в регионе, будет тем выше, чем больше услуг будет продаваться непосредственно на месте, т.е. чем сильнее будет местное производство. Региону может быть выгоден туризм и в отношении экологии, если отчисления от туризма пойдут на сохранение ландшафта и поддержание его в порядке [41] .
     Очень часто на начальном этапе развития туризма за его счет возводятся различные сооружения, в том числе и очистные. В то же время туристы создают высокую загруженность автодорог, оставляют много мусора, в высокой степени эксплуатируют местную природу. Общество получает от туризма выгоду, так как благодаря ему прекращается текучесть кадров. Но каждый туристский регион должен пройти через замену структур, потому что обслуживающий персонал чаще всего привлекается извне, особенно специалисты. Если же приезжие начинают владеть слишком мн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44