VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000329
Тема: Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография»
Содержание






Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография»









	БОРОВСКОЙ А. 641гр.






Оглавление
                                                                                                            
     Введение ……………………………………………………………………3 
     Глава I. Теоретические подходы к выделению педагогических условий использования современных информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография» 
     1.1. Понятие и сущность информационных и коммуникационных технологий ……………………………………………………………………11 
     1.2. Педагогические условия использования информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография» …….22
     Глава II. Практические подходы к реализации педагогических условий использования  информационных и коммуникативных технологий при изучении раздела «Орфография»
     2.1. Актуальное состояние педагогической практики по реализации педагогических условий использования информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография»…………………………………………………………………36
     2.2. Реализация педагогических условий использования информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография» во 2 классе МОУСОШ п. Новопавловка, Петровск – Забайкальского района……………………………………………………….51
     Заключение………………………………………………………………68
     Список используемой литературы……………………………………72
	




ВВЕДЕНИЕ
     
     В конце XX в. человечество вступило в принципиально новую стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Соответственно и в современную школу пришли информационные технологии. Новая гуманистическая образовательная парадигма поставила перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.
     В современных условиях глобальной информатизации общества и активного внедрения новых информационных технологий во все сферы социальной деятельности, в том числе науку и образование, в системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и научных исследований с целью объединить наработки системы образования с новейшими информационными технологиями, что вызвано желанием сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное для широких слоев населения.
     На сегодняшний день информационные и коммуникационные технологии появляются не как дань моде, а как средство достижения нового доступного и качественного образования. Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда. Однако, постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве [18].  
     В концепции стандартов общего образования второго поколения  Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
     С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка школьников в информационных и коммуникационных технологиях и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий, в образовательную программу включена подпрограмма «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» [6].  
     Школа будущего – это школа «века информации». И уже на начальном этапе главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания.  
     Стоит отметить, что именно начальное образование является базовым для всего последующего обучения применительно ко всем образовательным областям. В начальной школе закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности, которые развиваются и дифференцируются на дальнейших ступенях обучения.
     Важное место в реализации этих требований отводится предмету «Русский язык». Изучению этого предмета в начальной школе отводится одно из центральных мест, поскольку он открывает ученику способность к усвоению других дисциплин. Однако для многих учащихся этот предмет является одним из самых сложных, особенно раздел «Орфография». Среди языковых умений и навыков обучающихся орфографические умения и навыки играют определяющую общую роль в развитии грамотности и культуры речи.
     Орфография – раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. Несомненно, информационные технологии обучения являются одним из путей повышения изучении орфографии в школе. 
     Поэтому применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования – необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность учащихся. А главное – тем ценным приобретением, которое бы ученики смогли преобразовывать в собственное представление в изучении этой сложной дисциплины. И это представление неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает ученик, познает окружающую действительность [12].
     Задачи, стоящие перед учителем начальных классов на уроках, посвященных изучению орфографии при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повысить интерес к урокам русского языка, бесспорным помощником в решении этих задач являются информационные и коммуникационные технологии.  
     Информационные технологии неизбежно вносят в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться, недопустимо и безоговорочно принимать их. Наиболее важно определить их истинную роль и то место, которое им должно быть отведено в учебном процессе. Многомиллионные затраты на оснащение учебных заведений компьютерами еще не гарантируют обеспечения элементарной компьютерной грамотности учащихся, не говоря уже о том, что называется информационной культурой современного человека. Помимо доступа к той или иной технологии, требуются фундаментальные исследования ее возможностей и способностей. Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, что все зависит от способов и форм применения этих технологий, т.е. не от взаимодействия обучаемого и компьютера, а от взаимодействия обучаемого и педагога, обучаемых между собой.    
     Привлекательность информационных технологий еще и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки. Интернет не только расширяет наши информационные возможности, но и сужает весь многогранный мир до отредактированного виртуального мира, нет контроля над объективностью информации. И в этом смысле новые технологии ни в коем случае нельзя считать нейтральными и не затрагивающими нашу сущность. 
     О целесообразности использования средств информационных технологий пишут в свих работах многие ученые: Э.Г. Азимов, Б.С. Гершунский, М.И. Емельянова, А.В. Ершов, С.В. Фадеев и др.
     Эффективность использования ИКТ на уроках русского языка доказана в работах Н.Н. Алгазиной, Т.Н. Власовой, И.Ю. Гац, С.М. Кунусовой, З.Я. Курбатовой, Г.И. Пашковой, Н.Н. Хахалевой. Этими учеными разработана методика компьютерного обучения отдельным разделам русского языка, а также созданы и экспериментально апробированы в школах пакеты компьютерных программ. Изучением проблемы использования информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка, в том числе раздела «Орфография» занимаются исследователи: С.А. Андреев, Ю.Б.Зотов, В.Г. Казаков, С.М. Соколовская, И.Ф. Харламов, Г.С. Швайко и другие, Гадустова Е.В., Гранин Г. Г., Фролова Л.А.
     Анализируя теоретический материал, мы также обращались к опыту педагогов начальных классов, таких как: Г.А. Кармальковой, Н.В. Нечаепа, М.М. Филимоновой. Анализ теории и практики, показал, что проблема рационального использования информационных технологий как средства обучения раздела «Орфография» в рамках развивающего обучения отвечает задачам современного школьного образования. Эти факторы послужили основанием выбора темы исследования.
     Таким образом, актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования методологических подходов к обучению «Орфографии» на уроках русского языка в начальной школе при помощи ИКТ.  
     Объект исследования – образовательный процесс на уроках русского языка в начальной школе. 
     Предмет исследования – педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Орфография». 
     Цель исследования: выявить и реализовать на практике педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Орфография». 
     Гипотеза исследования: Процесс обучения может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИКТ, так как:
     1. Их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся.
     2. Использование ИКТ усиливает мотивацию и активность учащихся
     
     Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:  
     1) теоретически осмыслить понятие информационно-коммуникационных технологий, его сущности и особенностей; 
     2) выявить педагогические условия использования ИКТ при изучении раздела «Орфография» на уроках русского языка в начальной школе;   
     3) проанализировать современное состояние педагогической практики по реализации педагогических условий использования ИКТ при изучении раздела  «Орфография»;
     4) реализовать на практике педагогические условия использования ИКТ при изучении раздела  «Орфография» в МОУСОШ п. Новопавловка, Петровск-Забайкальского района.  
Методы исследования: 
- теоретические: изучение педагогической, учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.
- эмпирические: анализ педагогов-практиков, педагогическое наблюдение.
- социологические: педагогическая диагностика, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности.
Статистическая обработка данных.
     База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новопавловская средняя общеобразовательная школа» Петровск - Забайкальского района Забайкальского края.
     Теоретическая значимость: нами собран и систематизирован материал по выявлению педагогических условий использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Орфография».  
     Практическая значимость исследования: нами разработаны и апробированы уроки русского языка по изучению орфографического материала с соблюдением следующих педагогических условий  использования ИКТ:  усвоение базовых знаний по предмету, систематизация усвоения знаний; формирования навыков самоконтроля у обучающихся; формирование мотивации к учению.
     Материалами исследования могут воспользоваться учителя начальных классов, методисты, студенты. 
     Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (68 источников).  
     Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяется объект и предмет, цель исследования, формулируется гипотеза, ставятся задачи, теоретическая и практическая значимость, описываются теоретико-методологическая основа и методы исследования, структура работы, отмечается достоверность и обоснованность исследования. 
     В первой главе «Теоретические подходы к педагогическим условиям использования современных информационных и коммуникационных технологий при изучении раздела «Орфография» проанализирован теоретический опыт исследователей этой проблемы. Раскрыты понятие и сущность информационно-коммуникационных технологий, их особенности. Также здесь рассмотрены и изучены педагогические условия использования ИКТ на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Орфография».
     Во второй главе «Практические подходы к использованию ИКТ при изучении раздела «Орфография» на основании опыта педагогов, их методического опыта и рекомендаций мы проанализировали состояние педагогической практики по реализации педагогических условий использования ИКТ на уроках русского языка при изучении раздела «Орфография». Описана опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий использования ИКТ при изучении раздела «Орфография», представлены результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
     В заключении обобщаются результаты исследования, формулируются выводы, предлагаются направления для дальнейших научных изысканий.
 


     
Глава 1. Теоретические подходы к педагогическим условиям использования современных информационных и коммуникационных технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Орфография»
     
     1.1. Понятие и сущность информационно-коммуникационных технологий, их виды и особенности.
Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ, в своей профессиональной деятельности.
     Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации [35]. 
     Для того, что бы понять, что такое информационные и коммуникационные технологии рассмотрим их историческое развитие, в котором выделяется несколько этапов. 
     1-й этап (до второй половины ХIX в.) – «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли перо, чернильница, бухгалтерская книга. Коммуникация осуществлялась ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов и депеш. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой.
     2-этап (с конца XIX в.) – механическая технология, инструментарий которой составляли пишущая машина, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.  
     3 – этап (1940-1960-гг.) – «электрическая технология», инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машины, ксероксы, портативные 
диктофоны. Они улучшили управленческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представление информации на формирование ее содержания. 
     4-й этап (с начала 1970-х гг.) – «электронная» технология, основным инструментом которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Таким образом, был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации, подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новых этап развития информационных и коммуникационных технологий. 
     В постоянно развивающемся, современном мире информация стала  необходимым ресурсом в жизнедеятельности человека, как нефть, газ, полезные ископаемые, значит, что процесс ее переработки аналогичен с процессами переработки материальных ресурсов и ее можно воспринимать как технологию. 
     Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
     - активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
     - интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
     - высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных [12].
     Так что же собой представляет термин «технология»? Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин в словаре методических терминов и понятий говорят о том, что слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации [1].
     С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова предопределяют «технологию» как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства».  [49]
     В словаре иностранных слов «технология» определяется как: 1). совокупность методов обработки сырья, материала и полуфабриката в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы и полуфабрикаты. [23]
     Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, таким как образование, культура – это явление новое для социальной действительности в нашей стране.[20]
     Согласно теме исследования, нас интересует «технология» в широком смысле, а именно технология информационная, так как она является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов в образовании.   
     Технология — в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства. [37]
     Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. [8] 
     Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты [25]. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование – ещё и развитие ребёнка.    Этот процесс инициирует:
     - совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно- педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
     - совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества;
     - создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
     - создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых. [15]
     Обратимся к рассмотрению понятия «информационные технологии». 
     Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационные технологии – (от англ. Information technology) – это класс областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки огромного потока информации с использованием вычислительной техники и методов организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практическое использование, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1]. 
     Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет говорить о еще одной технологии – технологии использования информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, медицине, военном деле и многих других областях деятельности человека, что является частью технологий информатизации [12]. Каждая из этих областей накладывает на технологию информатизации свои ограничения и особенности.  
     Из определения понятия информационных и коммуникационных технологий следует выявить их основные черты: 
     - информация обрабатывается при помощи компьютерной техники; 
     - на машинных носителях возможно хранение больших объемов информации; 
     - информация передается в кратчайшие сроки на всевозможные расстояния.
     При рассмотрении информационных технологий выделяют их деление на различные виды и классы. Классификация информационных технологий необходима для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях (сферах жизни общества). Классификация информационных технологий зависит от выбранных критериев. Существуют различные классификации информационных технологий. Рассмотрим классификацию, широко используемую в образовательной сфере  (рис.1) [65]. 
     
     
     
     Рис.1  Классификация информационных технологий 
     В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств информационных технологий, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации. 
     К аппаратным средствам информационных технологий относят электронно-вычислительные машины (ЭВМ), персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), устройства ввода – вывода информации, средства связи на локальном и глобальном уровнях, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ. 
     Программные средства информационных технологий представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера, к ним относят системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, текстовые процессоры (редакторы), табличные процессоры (электронные таблицы), системы управления базами данных, экспертные системы, операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т. д.
     Состав программных средств конкретной информационной технологии зависит от архитектуры компьютера и изменяется в соответствии с прогрессом в сфере разработки программного обеспечения. В настоящее время наиболее доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами информационных и коммуникационных технологий являются продукты корпорации Microsoft. Соответствие данных программных средств конкретным информационным технологиям мы представили в виде таблицы 1 [65]. 
     Таблица 1.
Соответствие программных средств информационным технологиям 

     Вид дидактического материала
Программный продукт
Печатный раздаточный материал (карточки-задания, кроссворды, ребусы, схемы, таблицы, инструкции, памятки и пр.)
MS Word,
MS Publisher, Paint
Печатный иллюстративный материал
MS Word,
MS Publisher, Paint
Печатный бланковый тест (открытый, закрытый)
MS Word
Электронный тест (открытый, закрытый),
кроссворд, ребусы без автоматической обработки результатов
MS Word
Электронный тест (закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих результатов
MS PowerPoint
Электронный тест (открытый, закрытый), кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов
MS Excel
Электронный дидактический материал на классификацию предложенных объектов, конструирование объектов из готовых элементов
MS Word, Point 
Электронные шаблоны для обработки результатов эксперимента, наблюдений, анкетирования и т. д.
MS Excel
Мультимедийный демонстрационный материал
MS Power
Электронные справочники, справочные таблицы
MS Excel, 
MS Access
Электронные мультимедийные пособия для самостоятельного изучения материала
MS PowerPoint
     
     Так же можно рассмотреть и классифицировать образовательные средства информационных и коммуникационных технологий по ряду следующих параметров: 
     1. По решаемым педагогическим задачам: 
     - средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний). 
     - средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); 
     - вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия;
     - комплексные средства (дистанционные учебные курсы). 
     2. По функциям в организации образовательного процесса: 
     - информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книжки, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы); 
     - интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
     - поисковые (каталоги, поисковые системы).
     3. По виду информации: 
     - электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы); 
     - электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы); 
     - электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальный произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты); 
     - электронные и информационные ресурсы аудио- и видеоинформацией (аудио - и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии); 
     - электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания). 
     4. Средства информационных и коммуникационных технологий, классифицирующиеся по формам внедрения в образовательный процесс, а это: 
     - урочные; 
     - внеурочные. 
     5. По форме взаимодействия с обучаемым: 
     - технология асинхронного режима взаимосвязи - «offline»;
     - технология синхронного режима взаимосвязи - «online».
     Эти виды деятельности ориентируются на активное использование информационных и коммуникационных технологий учителем и учащимися в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения окружающего мира [48]. Использование информационных технологий в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированному развитию учащихся.
     Организация учителем перечисленных видов деятельности с применением информационных технологий требует его специальной профессиональной подготовки в области практического пользования информационных технологий и их методического применения в учебном процессе [65].    
     Современное материальное производство и остальные сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации считается компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для взаимосвязи и передачи информации.  
     Технологический подход в работе открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности, потому как, он позволяет:
     – с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
     – анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
     – комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
     – обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
     – уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
     – оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
     – выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем [65].
     По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
     Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики [42]. Следовательно, этому утверждению, нам предстоит рассматривать информационные технологии, как инструмент образовательного процесса, его дополнение. 
     Таким образом, мы рассмотрели понятие и сущность информационных технологий, как они внедрялись в общество, какое значение имеют в нашей повседневной жизни, в том числе в образовании.  Созданные отнюдь не для нужд системы образования, современные информационные и коммуникационные технологии ведут к подлинной революции в образовании. Потому как они, с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимся издержками открывают большие возможности для новых форм образования, в том числе и в начальной школе. 
     Анализ литературы по педагогике показал необходимость   классифицирования информационных технологий для того, чтобы правильно понимать, оценивать, разрабатывать и использовать их в различных предметных областях, в том числе и в педагогике.  
     Использование информационных технологий в учебном процессе необходимо для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированному развитию учащихся. Поэтому ИКТ в образование являются не главным и не универсальным, а вспомогательным инструментом учебного процесса. И могут использоваться только при соблюдении всех психологических, педагогических условий.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Педагогические условия использования информационных и коммуникативных технологий на уроках русского языка в начальной школе при изучении раздела «Орфография»
     Для многих учащихся начальной школы русский язык, а в частности его составляющая часть – изучение орфографии, является одним из самых сложных предметов. 
     Успех процесса изучения орфографии на уроках русского языка в начальной школе определяется уровнем учебной мотивации учащихся. 
     Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приемы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность.
     Бесспорными помощником в решении этих задач является информационно-коммуникационные технологии.
     Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
     Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных  программ.
     Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
     1.  позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
     2.  позволяют индивидуализировать процесс обучения;
     3.  повышают интерес к урокам русского языка;
     4.  активизируют познавательную деятельность учащихся;
     5.  развивают творческий потенциал учащихся;
     6.  осовременивают урок. 
     Это связано с уже существующей технологией проведения урока, высокими требованиями к эффективному использованию учебного времени на уроке, к здоровью ребенка, к надежности работы оборудования и программного обеспечения.
     Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
     Программное о.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44