- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Продовольственная политика РК в аспектах реализации стратегии «Казахстан 2050»
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010496 |
Тема: | Продовольственная политика РК в аспектах реализации стратегии «Казахстан 2050» |
Содержание
Министерство образования и науки Республики Казахстан Евразийский национальный университет им Л.Н. Гумилева Исламова П.М. Продовольственная политика РК в аспектах реализации стратегии «Казахстан 2050» ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Специальность 5В050200 – «Политология» Астана – 2017 Министерство образования и науки Республики Казахстан Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева «Допущен к защите» «___» _______ 2016 г. Зав.кафедройполитологии к.п.н., профессор _________ Е.Л.Нечаева ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Продовольственная политика РК в аспектах реализации стратегии «Казахстан 2050» » по специальности 5В050200 – «Политология» Выполнила: П.М.Исламова Научный руководитель к.п.н, профессор Н.П.Калашникова Астана 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 1 Теоретические основы исследования продовольственной политики Республики Казахстан.................................................................................... 1.1 Политико – правовая база устойчивого развития продовольственной политики …..................................................................................................... 1.2 Продовольственная политика в контексте деятельности отечественных и международных политических институтов……………………….......... 1.3 Продовольственная безопасность как один из стратегических ресурсов национальной безопасности Республики Казахстан …………………… 2 Реализация продовольственной политики Казахстана в государственных программных документах..…………………………… 2.1 Экспортный потенциал Казахстана продовольственной политики в аграрном секторе в условиях глобализации ……………............................ 2.2 Государственная политика обеспечения продовольственной безопасности................................................................................................... 2.3 Основные направления и перспективы развития продовольственной политики РК ………………………………………………........................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 4 9 9 16 28 35 35 44 51 61 64 Введение Актуальность темы исследования.Актуальность выбранной темы продиктована нашей действительностью. Проблема продовольствия страны является основным приоритетом экономической стратегии политики каждого государства. Продовольственная политика государства имеет большое влияние на социальную, политическую и межнациональную стабильность в стране. Выбранная тема является актуальной, так как главным компонентом в обеспечении жизнедеятельности государства является продовольствие, поскольку питание определяет здоровье, благополучие населения и потенциал его развития. Развитие собственной пищевой индустрии Казахстана завоевывает особое место в свете прогнозируемого учеными трехкратного снижения прироста объема мирового производства продовольственных товаров. Согласно аналитически выводам, в 1980-е годы среднегодовой прирост объема мирового производства продовольственных товаров составлял 30 млн. тонн, в течение последних 20 лет- 12 млн. тонн, а в период до 2030 года прогнозируется снижение объема прироста до 9 млн. тонн [45]. Продовольственная политика – это практическая деятельность государства, содействующая обеспечению населения продовольственными ресурсами. В свою очень продовольственные ресурсы – это пищевые ресурсы, которые необходимы для социальной стабильности общества. Деятельностью продовольственной политики является продовольственная безопасность.Повышение уровня обеспечения продовольственной безопасности- это не только глобальная, но и национальная и региональная проблема. Данная политика затрагивает многие сферы жизнедеятельности человека, семьи, жителей села, города, воспроизводства будущего поколения и народосбережения. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана 14 декабря 2012 года – Стратегия «Казахстан 2050»включает в себя полный анализ ускоренносменяющихся глобальных вызовов современности. Нурсултан Назарбаев сгруппировал их в десяти основных пунктах. Это ускорение прогресса, демографический рост, продовольственная и энергетическая безопасность, дефицит воды, сокращение запасов природных ресурсов, третья индустриальная революция, социальная нестабильность, мировоззренческий кризис, новая волна мирового кризиса [3]. В Послании народу Казахстана поставлена проблема глобальной продовольственной безопасности, по той причине правительствоприняло Программу развития агропромышленного комплекса на 2013- 2020 годы. Акцент в этой программе сделан, прежде всего, на создание благоприятных финансово - экономических условий для производителей сельскохозяйственных товаров, государственной поддержки отраслей АПК(Агропродовольственный комплекс). Следует учесть, что продовольственный рынок Казахстана насыщен в значительной степени за счет импорта. Для покрытия внутренних потребностей в больших объемах импортируются такие виды продукции как растительное масло и жиры, масло сливочное, сгущенное молоко и сливки, колбасные изделия, мясные консервы. Для обеспечения необходимо проводить работу по сокращению импорта за счет замены их продуктами отечественного производства. В связи с этим поиск оптимальных способов управления системы функционирования продовольственной политики на различных уровнях, организации государственного управления АПК как факторы обеспечения продовольственной безопасности рассматривается нами как одна из важнейших задач стабильного экономического роста и повышения благосостояния народа Казахстана. Национальная сфера продовольствия сегодня формирует основные ресурсы продовольствия в Казахстане. В этой сфере продовольствия производятся продукты, относящиеся к необходимым, которые связаны с удовлетворением насущных потребностей населения страны. Данная сфера рассматривается как область занятости, обеспечивающая возможности заработка для населения. Значимость продовольственной сферы не ограничивается этим, здесь также решаются проблемы продовольственной безопасности своей страны и мирового уровня. Вышеуказанное объясняет, почему сфера продовольствия отнесена к приоритетам развития экономики Казахстана и требует повышенного внимания к системе управления, ее организации в посткризисный период, когда недостаток ресурсов, сложившейся за годы кризиса, будет компенсироваться умением правильно ими распоряжаться и направлять на решение тех проблем, которые могут дать наибольшее приращение или же создадут основы для устойчивого развития продовольственной сферы в стратегической перспективе, сделают ее адаптированной и соответствующей уровню взаимодействия с партнерами развитых систем на условиях конкурентоспособности. Не случайно в программных документах и выступлениях Президента РК Н.А.Назарбаева указывается на необходимость развития агропромышленного сектора с акцентом на диверсификацию данной сферы. Интеграции в рынок мирового продовольствия способствует правильно организованная и разработанная проблема продовольственной безопасности, что обуславливает объективную необходимость создания не просто динамично развивающегося аграрного сектора, но прежде всего, эффективного, структурно обновленного АПК Казахстана. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (диалектический, структурно-функциональный, формально-логический), междисциплинарные методы (исторический, сравнительный). В работе использованы принципы системного подхода, методы статистического анализа. При решении конкретных задач применялись методы сравнительного, функционального анализа, определения ключевых понятий.Общенаучные методы применялись при осуществлении изучения категорий «политическая элита» и «политический класс» в контексте их теоретических положений. Сравнительный метод был использован для осуществления сопоставления опыта зарубежных стран и Казахстана в формировании продовольственной политики. В качестве дополнительных методов длярешения определённых задач исследования применялись отбор и анализ статистических данных, сбор, систематизация и критическая оценка фактических данных. Объектом исследования является продовольственная политика Республики Казахстана. Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, развития и реализации продовольственной политики Республики Казахстан в контексте Стратегии «Казахстан-2050». Целью дипломной работы является изучение подходов разработки продовольственной политики Республики Казахстан в контексте Стратегии «Казахстан-2050». Исходя из поставленной цели, в работе решались следующие задачи: - уточнение экономической сущности исследований продовольственной политики Казахстана; - исследование политико-правовой базы продовольственного обеспечения; - оценка состояния продовольственной безопасности, как одного из стратегических ресурсов национальной безопасности РК; - изучение продовольственной политики в контексте деятельности отечественных и международных политических институтов; - определение состояния продовольственной политики РК (нигде не указаны условные обозначения, значит сокращать нельзя) в контексте международных стандартов; - проведение анализа программ (на примере изучения программ политических партий) по улучшению продовольственной политики; - определение основных тенденций модернизации продовольственной политики. Степень научной разработанности проблемы.Теоретико-методологические аспекты продовольственной политики рассмотрены отечественными и зарубежными учеными.Большое количество проблем продовольственной политики показаны в исследованиях ведущих политологов западных ученых, к примеру в исследованияхБ.Стоукса, Дж.Кейнса, Ж.Буринэ,Ф.Котлера, Дж.Гилбрейдта. В ближайшем прошлом и сейчас в Казахстане начали деятельно говорить о трудностях продовольственной политики страны. Среди казахстанских ученых проблемой продовольственного рынка, продовольственной безопасности политики изучались в научных трудах социально-гуманитарного направления науки в трудахА.Аймена, К.Ахметовой, К.Белгибаевой, О.Ельцовой, С.Есимжановой, Х.Ертазина и др., из них в политической науке данная проблематика исследовалась в работах ученых С.Нуралиева, Я.Собонь, В.Добросоцкого. Тем не менее, трудности развития продовольственного обеспечения в настоящее время остается до конца нерешенной. Ситуация осложняется межрегиональными различиями экономики и уровне продовольственной самообеспеченности. Многие вопросы остаются не до конца разработанными, что определило выбор темы дипломной работы. Новизна работы обусловлена постановкой проблемы, степенью ее разработанностью: - представлен анализ основных зарубежных концепций и теоретических исследований продовольственной политики; - проанализирована политико- правовая база продовольственного обеспечения; - рассмотрены механизмы реализации стратегии «Казахстан 2050»; - обобщены все имеющиеся данные о программах политических партий по улучшению продовольственного обеспечения, с учетом политико-экономических аспектов. Теоретическая и практическая значимостьсостоит в современной интерпретации продовольствия как глобальной политической проблемы.Проанализирован ряд работ до сих пор не известных в отечественных исследованиях западных специалистов по проблемам продовольственной политики, содержащих социально-значимые научные и практические идеи и подходы. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут использованы для разработки методических подходов в изучении продовольственной политики. Практическое значение работы состоит в возможности использования ее результатов при реализации определенных пунктов стратегии «Казахстан 2050» . Результаты исследования могут быть использованы государственными органами и общественными организациями для развития продовольствия в Казахстане. Кроме того, основные теоретические положения и выводы могут быть применимы в научном и учебном процессе высших специальных учебных заведений, курсов повышения квалификации работников органов государственной власти, занимающихся проблемами борьбы с терроризмом, а также при разработке методических пособий и рекомендаций по общественно-политическим наукам. Теоретической и методологической базой дипломной работы являются труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме продовольственной политики и эффективному развитию агропромышленного комплекса. В процессе исследования были использованы труды, послания и выступления Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, нормативные правовые акты, касающиеся вопросов регулирования продовольственной политики, учебная литературы, периодические издания и интернет ресурсы. законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, данные Комитет по статистике Республики Казахстан материалы периодической печати, концепции, программы развития агропродовольственного комплекса, что позволило анализировать и моделировать процессы продовольственного обеспечения, что позволило анализировать и моделировать процессы обеспечения продовольственной безопасности. Структура дипломной работы подчинена цели и задачам исследования и состоитиз введения, двух разделов, шести подразделов, заключения, списка использованной литературы, приложений. 1 Теоретические основы исследования продовольственной политики Республики Казахстан 1.1. Политико - правовая база устойчивого развития продовольственной политики Первый и ключевой блок проблем, от решения которых зависит развитие аграрного сектора Республики Казахстан - продовольственная политика страны. В Римской декларации о мировой продовольственной безопасности указывается ее цель - обеспечение населения достаточным количеством безопасной и колоритной пищи. В данном вопросе необходимо поделить функции государства в целом и аграрного сектора, в частности. Сельское хозяйство Казахстана в принципе в состоянии произвести продуктов питания в объеме, необходимом, чтобы покрыть внутренние потребности и немного на экспорт. На «экономический доступ» оно влияет посредственно через снижение цен на продукты питания, но до определенного порога – это минимум дохода для самого сельхозпроизводителя. На данный момент основным инвестором аграрного сектора является население РК, потому что покупку продуктов питания можно считать индуцированными инвестициями, вызываемыми потребностями общества в конкретных товарах и услугах. Так, население страны расходует на питание ежегодно порядка 3.6 миллиардов долларов. Если даже учесть, что одна треть – 1,2 миллиардов доллара оплату импорта, все равно 2,4 миллиарда долларов остается внутри страны. В последние годы после принятия «Государственной агропродовольственной программы Республики Казахстан на 2013-2020 годы», калорийность рациона питания среднестатическогоказахстанца повысилось на 13%, превысив показатели, намеченные программой. Важность прогресса в отрасли также определяется тем, что она может иметь огромный мультипликативный эффект для национальной экономики республики Казахстан. Аграрное производство, в частности зерна и мяса являются генератором внутреннего спроса. Уровень взаимосвязи сельского хозяйства с другими отраслями очень высок. Например, согласно проведенному анализу реализации новой промышленной политики, спад и неплатёжеспособность сельского хозяйства сдерживают стабилизацию отраслей промышленности, а именно машиностроения, химической, легкой, пищевой отрасли, и переход к устойчивому росту. Поэтому подъем сельского хозяйства и его поддержка со стороны государства необходимы для развития сопряженных с ним отраслей и в целом для поступательного экономического развития страны [6,c27]. Современный уровень продовольственной безопасности характеризуется с одной стороны, уровнем удовлетворения потребностей населения страны, отдельных ее регионов и социальных групп во всех жизненно – необходимых в продуктах питания, а с другой, его устойчивостью. В связи с этим одним из важных критериев устойчивости продовольственного обеспечения является способность продовольственного комплекса функционировать в режиме расширенного производства, как в обычных так и экстремальных условиях. Обеспечение продовольствием - важная сторона стабильности общества, требующая государственного вмешательств многоаспектного характера. Основным направлением государственной политики в сфере самообеспеченности республики продовольствием должны стать следующие: - обеспечение учета потребностей и уровня производства продовольствия в областях республики; - осуществление стабилизации продовольственного рынка путем организации закупочных и товарных интервенций; - обеспечение согласования интересов товаропроизводителей на стадиях производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции; - периодически устанавливаемое нормативное соотношение между стоимостями закупаемого сельским хозяйством сырья и выработанной из него продукции, а также предельного размера торговых надбавок на продовольствие с учетом возмещения среднеоборотных издержек производства и торговли и получения доходов для их воспроизводства; - совместное объединение (ассоциациями) товаропроизводителей продовольствия приведения межотраслевых цен к оптимальному партнерству как внутри АПК, так и с фондообразующими отраслями; - обеспечение государственной сертификации качества продовольствия, в точности импортного, на соответствие экономическим и санитарно – эпидемиологическим требованиям. В последнее время в сфере продовольственной безопасности наметились позитивные шаги. Одним из важных моментов для дальнейшего развития законодательной базы и формирования стратегии развития сельского хозяйства стало Послание Президента народу в 2002 года. В своем ежегодном Послании обозначил направленность развития села (аула), развитие сельского хозяйства, а именно продовольственного рынка. Президент подчеркнул важность поддержки сельскохозяйственной отрасли для экономики Казахстана и обозначил это направление как приоритетное на период с 2003 по 2005 годы. В соответствии с Посланием Президента Министерство сельского хозяйства подготовило «Государственную агропродовольственную программу Республики Казахстан на 2003 по 2005 годы», утвержденную указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2002 года, где затронуты и вопросы обеспечения продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность- состояние экономики, в том числе ее агропромышленного комплекса, обеспеченное соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, независимо от внешних и внутренних условий при котором удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания (закон «о зерне» от 19.01.2001г.) «Государственная агропродовольственная программа Республики Казахстан» отмечает, что насыщение потребительского рынка продовольственными товарами в Казахстане обеспечивается посредством продукции отечественного производства и импортных поставок. Уровень продовольственного рынка в Казахстане определяется пороговым уровнем продовольственной зависимости от внешнего рынка. В Республике за счет отечественного производства обеспечены базовые нужды народа в продовольствии. По Казахстану показатель продовольственной зависимости составляет около 0,25. Ввиду роста в последние годы производства аграрной продукции и пищевой промышленности достигнуто повышения уровня самообеспеченности продовольствием. По некоторым продовольственным группам товары собственного производства полностью или в основной массе вытесняют импорт. Казахстан производит достаточные для собственного потребления объемы основных продуктов. Безусловно, сохранение определенной доли импорта по продовольственным товарам необходимо для расширения ассортимента, удовлетворение потребностей казахстанцев в полноценном питании, а также для сохранения конкурентной среды. Этот показатель по рекомендуемым международным нормативам ФАО должен составлять не более 16% от общего объема потребления. Вместе с тем современная тарифная политика в Казахстане требует своего совершенствования в пользу отечественных производителей агропродовольственной продукции. В Казахстане действует 5 ставок таможенных тарифов на аграрную продукцию. Применяются ставки в процентах 5%, 15%, 20%, 30%. Ими охватываются 2239 наименований казахстанской продукции, фигурирующих в таможенной классификации Казахстана. Более половины импорта продовольствия в Казахстане облагается по ставке от 5% до 15%. Кроме того, средневзвешенный импортный тариф по агропродовольственной группе товаров составляет около 12,2%, это один из самых низких тарифов в мире. Тогда как в Болгарии он составляет 35%, в Китае – 15 %, Латвии 34% и т.д. [7,с.50]. Как считают эксперты ООН, уровень доступности внутреннего рынка Республики для импортируемых товаров определяется как высокий. Этот показатель в 2 – 4 раза выше показателя индустриально – развитых стран, жестко защищающих свои рынки и одновременно стимулирующих продвижение собственных товаров на мировой рынок. Поддерживая отечественного товаропроизводителя и укрепляя позиции Казахстана на рынке путем повышения конкурентоспособности отечественной продукции государственным органам в этом плане необходимо разработать и принять: - положение о приоритетности межгосударственного обмена сельскохозяйственной продукцией и продовольствием; - схему межгосударственного разделения труда и углублении специализации национальных АПК, на производстве продукции предназначенной для международной торговли; - унифицированную систему налогового, инвестиционного законодательства государственной поддержки товаропроизводителей и политику предоставления взаимных кредитов; - план обустройства единой таможенной границы согласования торговых режимов между государствами; - систему единой информационной сети аграрного рынка и конъюнктурного рынка по анализу и разработке прогнозов развития рынка. С этой целью кроме этого следует: - создавать государственные торговые организации для ограничения прибыли коммерческих структур и направления основной доли средств от экспорта сельхоз продукции (в первую очередь зерна) в производство; - внедрить экспертные программы (в животноводстве) направленные на интенсификацию производства средства, используемых в настоящее время, на импорт аналогичной продукции. Следует учитывать экономическую доступность продовольствия. По Республике сохраняется панеризация распределения денежных доходов населения по социальным группам. Существует дифференциация потребления продовольствия населением из различных социальных групп. Население с наименьшими доходами потребляют в два раза меньше мяса и мясопродуктов, яиц, рыб, овощей и фруктов, картофеля, чем представители высшей квинтильной группы. Также, для понимания степени продовольственной безопасности страны существенное значение имеет дифференциация населения по уровню душевого дохода. Ввиду того, что на высоком неравенстве в распределении доходов возможна сильная дифференциация различных доходных групп населения и по калорийности питания, когда средне национальные цифры будут находиться в допустимых пределах, но значительные слои населения будут надоедать. Например, оценивая покупательскую способность населения страны необходимо отметить, что на территории республики сохраняется сильная поляризация. Если среднедушевые доходы домохозяйств в г. Астане в 3,2 раза больше прожиточного минимума, то в Кызылординской области среднедушевые доходы домохозяйств выше прожиточного минимума только на 1,2 раза. Проводимая государственная политика по увеличению доходов и подъему экономики Казахстана способствует снижению численности бедных в стране, но одной из составляющих в повышении покупательской способности населения является адекватное определение уровня прожиточного минимума. Необходимо учесть, одна треть населения получает доходы ниже прожиточного минимума, которое не обеспечивает даже продуктов потребления, необходимых для поддержания жизни (физиологический уровень). По Закону Республики Казахстан «О прожиточном минимуме» установлено, что законодательным актом на основе прожиточного минимума ежегодно утверждаются минимальные размеры месячной заработной платы и пенсии, исходя из принципа поэтапного повышения их до величины прожиточного минимума. Согласно информации Министерства труда и социальной защиты населения РК, в целях достижения социальной стабильности в стране 2006 году размер прожиточного минимума был рассчитан согласно новой методике и составил 7945тг, в 2007г.- 10120тг, в 2008- 11557тг. По той причине необходимо считать структуру и качество питания граждан Казахстана основным показателем жизни населения, что следует закрепить в специальном законе «О продовольственной безопасности». Этот закон должен опираться на нормы питания, при которых полностью удовлетворяется потребность здоровых людей в необходимых пищевых продуктах и энергии на уровне, позволяющем человеку сохранить работоспособность, здоровье и активность. Закон должен определить: 1. Осуществление государственной политики в области продовольственной безопасности как составной части национальной безопасности. Государственные органы должны гарантировать обеспечение физической и экономической доступности продуктов питания в соответствии с международными стандартами потребления, обеспечивая здоровую и активную жизнь индивидуума. 2. Поддержание особых режимов обеспечения продовольственной безопасности на отдельных территориях, для определенных категорий населения, меры по нормативному распределению продовольствия. 3. Создание и управление государственными страховыми фондами продовольственных ресурсов, координирование деятельности субъектов, работающих на продовольственном рынке. Страхование способствует восстановлению и развитию производственных сил при возникающих технических и экономических проблемах, сокращает непредвиденные расходы государства, снижает действие инфляционного фактора, оптимизирует соотношение спроса и предложения товаров и услуг. Заключение договора обязательного страхования является обязательным для производителей продукции растениеводства и страховщиков. В законе Республики Казахстан «Об обязательном страховании в растениеводстве» приведены максимальные размеры страховых тарифов (в процентах от страховой суммы) по виду продукции растениеводства, установленного договором обязательного страхования, с учетом государственного субсидирования страховых выплат. В последние годы проблема соответствия продуктов питания стандартам качества и безопасности приобрела особую значимость. Ввиду низкого уровня качества и безопасности эта проблема приобрела особую значимость, так как наблюдается низкий уровень качества поступающих на рынок отечественных продуктов питания. Не меньшей проблемой является поступление на отечественный рынок импортной продукции, которая не соответствует срокам хранения и безопасна для здоровья. Вместе с тем продукция данного качества в силу низкой покупательной способности обладает большим спросом. Часто такая продукция производится из генетически модифицированного сырья. Данные факторы способствует ухудшению здоровья нации. Постановление коллегии СЭС Республики Казахстан от 16 марта 2006г. указывает, что в 2005 г. по республике проводится полная и достоверная санитарно – гигиеническая оценка пищевых объектов. Перспективным является законопроект «О безопасности пищевой продукции» (2007г.). Последующая реализация указанного законопроекта предусматривает усиление государственного контроля над качеством продуктов питания в стране. Следует также принять закон «О механизме импорта, сельскохозяйственной продукции» в котором надо четко обозначить, что завозить и в каком объеме. В первую очередь, следует импортировать ту продукцию, которую, в силу природно – климатических условий, нельзя производить в республике. Это, прежде всего кофе, какао, чай, тропические фрукты и др. Частично можно завозить те продукты, которые в недостаточном количестве производятся в стране, прежде всего сахар и растительное масло. И наконец, следует полностью отказаться от завоза продуктов и сырья, потребности которых полностью покрываются отечественными производителями. Итак, стержневым документом поддержки села, и в частности продовольственной безопасности стал принятый в 2005г. 8 июня Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». Данный закон заложил правовую основу приоритетности развития АПК и систематизации мер господдержки для его устойчивого роста, обеспечение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции. Для этого в целях обеспечения продовольственной безопасности и поддержке отечественных сельхоз товаропроизводителей необходимо: - осуществление операций закупа и ценовых интервенций; - защита внутреннего рынка методами таможенно – тарифного, нетарифного регулирования в соответствии с законодательными актами РК. По инициативе Президента Н.А.Назарбаева разработаны Государственная агропродовольственная программа на 2003 – 2005 годы, концепция устойчивого развития агромышленного комплекса Республики Казахстан на 2006 – 2010 годы и Государственная программа развития сельских территорий. На основе этих документов в стране проведена огромная работа по подъему села, и в связи с этим и продовольственной безопасности. В 2007 году на поддержку сельского хозяйства только из республиканского бюджета выделено было более 43 миллиардов тенге. Это в 11,3 раза больше чем в 2000 году. Ежегодно казне закладывается средства для повышения урожайности и качества продукции растениеводства, удешевления стоимости ГСМ и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне – полевых и уборочных работ, через субсидирование на 1 га пашни по определяемым правительством приоритетным культурам. Не остается без внимания и такие направления, как развитие семеноводства и племенного животноводства, страхование растениеводства[8,с.6]. За последние 5 лет в сельское хозяйство направлено 205 миллиардов тенге бюджетных средств, 805 миллиард тенге частных инвестиций. Таким образом, на 1 тенге государственных средств приходится - четыре частного капитала. В результате за 10 лет объем производства валовой продукции АПК возрос в 3 раза. В 2007 году он увеличился на 6,3% и достиг 1050 миллиард тенге. В республике собран урожай 22,6 млн. тонн зерна. По производству зерна на душу населения и экспорту муки Казахстан вышел первое место. Однако, когда затрагивается вопрос поддержки АПК, не стоит упускать из виду сектор личных подсобных хозяйств, который кормит все сельское и часть городского населения и вносит весомый вклад в продовольственную политику государства. Сейчас свыше семи миллионов, или 46% казахстанцев проживают в селах, большинство из них ведут личные подсобные хозяйства. Последние производят сегодня 50% валовой продукции отечественного агропрома. По республике 71% поголовья овец, 87%- коров, 71,5- верблюдов, 78%- лошадей и 49%- птиц содержатся на личных подворьях. В таких хозяйствах производится 91,1%- молока, 87%- мяса, 43%- яиц, 64,9%- овощей и 80%-картофеля. Данный сектор находится в абсолютном законодательном вакууме, он совершенно выпал из поля зрения законодателей. Сейчас в Парламенте рассматривается законопроект о личном подсобном хозяйстве, но там ничего не сказано о его государственной поддержке. По нашему мнению, документ должен гарантировать защиту государством прав и законных интересов граждан в ведении личных подсобных хозяйств и меры по развитию данного сектора. Льготы, предусмотренные для крестьян, в полной мере необходимо отнести к личным подсобным хозяйствам. В нынешнем Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева своевременно и конкретно поставлена задача развития АПК, при этом подчеркнута необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны, то есть удовлетворение спроса на продукты питания за счет внутренних ресурсов. Послание Президента с акцентом на развитие АПК дает надежду, что внимание к проблемам в этой сфере заметно прибавится. Для решения существующих проблем в рамках разработанных документов в частности и в «Программе развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 годы» предусматривает финансирование аграрного сектора. Результатов по реализации этих мероприятий можно ожидать в среднесрочной перспективе. Таким образом, в Казахстане в направлении политико-правового обеспечения продовольственной безопасности проводится большая работа. Следует отметить, что в развитых странах мира для обеспечения продовольственной безопасности приняты специальные законодательные акты, а в Казахстане, законодательные акты имеют не совсем прямое отношение к продовольственной безопасности, поэтому и потребность разработки законопроекта «О продовольственной безопасности Республики Казахстан». Таким образом, обеспечение продовольственной безопасности зависит от развития собственной продовольственной базы, насыщение регионов отечественным производством, сбалансированного спроса и предложения. Стимулирование процесса развития крупных и средних товарных хозяйств, обеспечение здоровья и рассмотренного воспроизводства населения страны. 1.2 Продовольственная политика в контексте деятельности отечественных и международных политических институтов Ключевым направлением реализации. концепции экономического развития любой страны является задача обеспечения. продовольственной безопасности, которая включает гарантирование. стабильного производственного обеспечения, а также поддерживание. объемов сельскохозяйственного производства. Ни одна страна не может достичь. национальной и экономической безопасности, не удовлетворив в первую очередь потребности населения в качественном продовольствии. Опыт передовых стран показывает, что проблемы продовольственной безопасности возникают. Например, по причине неразвитости собственного сельскохозяйственного производства государств, низкого уровня эконмического развития. страны: населению. недоступно продовольствие по тем ценам, по которым. оно поступает на рынок. Систему продовольственного обеспечения следует. рассматривать как комплекс трех подсистем: потребления продовольствия, его производство и распределение производственных. ресурсов. Система продовольственного обеспечения. населения характеризуется. объемом конечной ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: