VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Экологическая политика Республики Казахстан в рамках реализации стратегии «Казахстан-2050»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010888
Тема: Экологическая политика Республики Казахстан в рамках реализации стратегии «Казахстан-2050»
Содержание
     Министерство образования и науки Республики Казахстан
     
     Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Сейфуллина Айгерим Берыковна
     
     
     
     
     
     
     ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
     В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «КАЗАХСТАН-2050»
     (научно-педагогическое направление)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
      
      
     Астана, 2017 г.
     

     Министерство образования и науки Республики Казахстан
     
     Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
     
     
     
     
     
     Допущен(а) к защите:
     Декан факультета
     журналистики и политологии
     _________________ Сак К.О.
     
     «____» _____________2017 г.
     
     
     
     
     Магистерская диссертация
     
     ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
     В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ «КАЗАХСТАН-2050»
     
     специальность: 6М050200 «Политология»
     (научно-педагогическое направление)
     
     
     
     
     
     Магистрант                               __________________  А.Б.Сейфуллина
      
      
     Научный руководитель,           __________________  Н.П. Калашникова
     проф., д.п.н.                       
      
      
     Зав. кафедрой                           ___________________  Е.Л. Нечаева
     политологии                                  
      
      
      
      
      
     Астана,2017 г.
     

     СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ	3
      
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  
1.1 Международные стандарты в области экологической политики	10
1.2 Зарубежный опыт и отечественная практика в реализации экологической политики	18
1.3 Нормативное правовое регулирование политики в сфере экологии в Казахстане………………………………………………………………………..27
      
2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РАМКАХ СТРАТЕГИИ «КАЗАХСТАН-2050»  	
2.1 Стратегия «Казахстан-2050» - как новый тренд устойчивого развития экологической политики Казахстана  	37
2.2.Концепция «зеленой экономики» как одно из приоритетных направлений экологической политики	45
2.3 Экологическая политика в контексте Послания «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»…………………………….55
      
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	66
      
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	70
   
   
     

   НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
     
     В настоящей магистерской диссертации использованы ссылки на следующие нормативные документы:
     Конституция Республики Казахстан от 30 августа1995 г.
     Экологический кодекс Республики Казахстан от 09 января 2007 г. № 212(с изменениями и дополнениями).
     Водный кодекс Республики Казахстан от 09 июля 2003 г. (с изменениями и дополнениями).
     Лесной кодекс Республики Казахстан от 08 июля 2003 г. (с изменениями и дополнениями).
     Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 4 декабря 2002 г.(с изменениями и дополнениями).
     Закон «Об обязательном экологическом страховании» от 13 декабря 2005г. (с изменениями и дополнениями).
     Закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 г. (с изменениями и дополнениями).
     Закон Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» от 24 июня 2010 г.(с изменениями и дополнениями).
     Указ Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года № 1241. «О Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы».
     Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года № 216. «О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг.».
     Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».
     Указ Президента Республики Казахстан от 4 апреля 2014 года № 786 «О Государственной программе управления водными ресурсами Казахстана».
     Указ Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года № 420 «Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 – 2021 годы».
     Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2013 года № 904 «Об утверждении Программы «Энергосбережение - 2020».
      Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 июня 2014 года № 634 «Об утверждении Программы модернизации системы управления твердыми бытовыми отходами на 2014 - 2050 годы».
     Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2013 года № 1003 «Об утверждении Концепции эффективного управления природными ресурсами и использования доходов от сырьевого сектора Республики Казахстан».
     
     

   ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
     
     В настоящей магистерской диссертации применяются следующие обозначения и сокращения:
ВВП – Валовый внутренний продукт
ВИЭ – Возобновляемые источники энергии 
ВЭС – Ветроэлектростанция
ЕС – Европейский Союз
КЗЭ – Концепция перехода к «зеленой экономике» 
     КоАП – Кодекс об административных правонарушениях РК
МВФ – Международный Валютный Фонд
МРП – Месячный расчетный показатель
МФО –Микрофинансовая организация
МЭ РК – Министерство энергетики Республики Казахстан
НПО – Неправительственные организации
ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
OOH – Организация Объединенных Наций
ОЭСР –Организация экономического сотрудничества и развития
ППЗМ –  Программа партнерства «Зеленый мост»
ПРООН – Программа Развития ООН
РК – Республика Казахстан
РФ – Российская Федерация
СНГ – Содружество Независимых Государств – бывшие советские
республики, за исключением государств Балтии и Грузии (с авг.2009 г.)
США – Соединенные Штаты Америки
СЭС – Солнечная электростанция
ТНК– Транснациональные корпорации
УК РК – Уголовный кодекс Республики Казахстан
ЦА – Центральная Азия
ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде 
ЮНЕСКО – Организация ООН по делам образования, науки и культуры

     
   
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования.Одной из важных сфер государственного управления является экологическая политика.Регулирование и управление процессами, происходящими в сфере экологии, становятся важнейшей политической проблемой, поскольку ухудшение среды обитания, равно как и истощение природно-ресурсного потенциала, ставят под угрозу жизнедеятельность человека, общества и государства. 
     Республика Казахстан, как и большинство государств мира, столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и неслучайно, что их решение возведено в ранг государственной политики.В условиях глобализации и мирового экологического кризиса значимость экологической политики в контексте управления неуклонно возрастает.
     В своих посланиях народу КазахстанаПрезидент Н.А. Назарбаевпостоянно затрагивает вопрос об охране окружающей среды, рациональном природопользовании, внедрении наилучших существующих технологий, а также вопросы недропользования и многие другие проблемы экологической политики. В Стратегии «Казахстан-2050» от 14 декабря 2012 года, Глава государства указал, что «Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост» [1]. Этот документ определил современные цели и задачи развития Казахстана на новый долгосрочный период до 2050 года. Одновременно он является ориентиром для выбора основных направлений развития действующей экологической политики.
     В связи со сложившейся неблагоприятной экологической ситуацией в республике экологический аспект устойчивого развития казахстанского общества имеет актуальное значение при определении политических ориентиров экономического и социально-экологического развития. Изучение экологических проблеми перспектив дальнейшего развития через призму реализации Стратегии «Казахстан-2050», представляется объективной очевиднойнеобходимостью.
   Степень изученности проблемы.В отечественной и зарубежной политической наукепо рассматриваемой проблематике сложился достаточно обоснованный научный пул исследований, в которых в той или иной мере исследуется сфера экологической политики.Особенностью этих исследований является политический контекст, позволяющий принимать своевременные политико-правовые меры упреждающего характера.
   Например, в зарубежных политических исследованиях и научных публикациях освещены экологические составляющие политического процесса в развитых странах в работах А.С. Акишина [20], А.А. Гусева [10], А.О. Кокорина [11], Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчикова [7], Г.В. Косова [2], В.Н. Морозовой [15], А.И. Уткина [5].
   Анализ трудов российских ученых показал, что в Российской Федерации имеются углубленные наработки в изучении экологических вопросов политики как мировой, так и внутригосударственной. К примеру, научныеработы в политической наукеЕ.К. Гайкович [14], Е.И. Галай [18], В.Н. Зыкова, А.А. Касьяненко, В.И. Чернышова [17], М.В. Пчельникова [28], В.А. Смышляева [13], Т.А. Хван [19].
   Вопросы регулирования норм международного экологического права и стандартизации отраженыв трудах следующих авторов Т.С. Бакуниной [30], М.М. Бринчука [29].
     Среди работ казахстанских ученых-политологовможно выделить исследования, посвященные политической системе в целом, современной экологической политике и ее особенностям: Н.А. Баубеков, А.А. Баубеков, Ж.Т. Ахметова [22],Г.В. Гельдыева, Т.А. Басова, И.Б. Скоринцева [45],П.С. Дмитриев, Д.А. Бородавко [41], Д.Ж. Жумагажинов, Г.Б. Ахмеджанова [39], Н.А. Искаков, А.Р. Медеу [25], М. Кемел [24], К. Кенжин [16], Е.Л. Нечаева [35].
     В отечественных научных источниках и политической науке, в трудах Р. Ережеп?ызы [46], Ч.Ш. Ершина [70], А.С. Рахимовой [42],С.О. Станбаевой [23]вопросу формирования новых концептов экологической политики Казахстана отводится достаточно активное внимание.
     В научных статьях и публикациях казахстанских исследователей представленыпроблемы правового обеспечения государственной экологической политики, новым направлениям сотрудничества в сфере экологии и перехода страны к «зеленой экономике», например: С.Б. Айсин [4],А. Арыстанбекова [6], М. Богатырев [36],М. Губайдуллина [67],Ж.С. Елюбаев [38, 40], А.А. Ережепова [21], Б.К. Казбеков [64], К.С. Мухтарова [54], Д. Нурмухан?ызы [68],М.Ж. Нурушев [50], М.В. Онищенко [52], Г.Н. Сансызбаева, С.Н. Сансызбаев [59], А.С. Сахариева [55], С.Ж. Смоилов [34],М.А. Умбетов [75], А.В. Чередниченко [57].
     Вопросам проведения выставки ЭКСПО-2017 в Казахстане посвящены научные публикации Д.К. Байсалбаевой, А.Н. Шаимовой, С.М. Рустемовой [72], Р.С. Сартаевой [71], Б.У. Cыздыкбаевой, А.А. Амирбаевой [73].
     Вместе с тем, как показали исследования диссертанта научных трудов, вопросам эффективной реализации Стратегии «Казахстан-2050» в политической науке уделено недостаточно внимание.
     Источниками для написания диссертациистали монографии, диссертационные работы и авторефераты по исследуемой теме: труды Президента РК Н.А, Назарбаева, Конституция Республики Казахстан, Экологический кодекс Республики Казахстан, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области охраны окружающей среды, учебная литература, материалы научно-практических конференций по данной тематике, периодические издания, интернет-ресурсы и др.
   Объектом исследованияявляется экологическая политика Республики Казахстан.
   Предметом исследованияявляются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования, развития и реализации экологической политики Республики Казахстан в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050»..
     Цель и задачи исследованиязаключается в изучении и анализе экологической политики Республики Казахстан в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050».
     Достижение намеченной цели обусловливает решение следующих задач:
     - изучить основные теоретико-методологические подходы к исследованию экологической политики;
     - исследовать международные стандарты в области экологической политики и возможности их трансформации в казахстанскую практику;
     - провести сравнительный анализ зарубежного опыта и отечественной практики в реализации экологической политики;
     - исследовать нормативное правовое регулирование политики в сфере экологии;
     - определить роль государственного управления в сфере экологии в контексте эффективной реализации Стратегии «Казахстан - 2050»;
     - обосновать «проблемное поле» эффективной реализации экологической политики в Республике Казахстана;
     - изучение и анализ концепции по переходу страны к «зеленой экономике»;
     - охарактеризовать основные перспективы эффективной реализации экологической политики в контексте Послания «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».
   Методологию исследования составили общие и частные научные методы, такие как: исторический, системный, логический, сравнительный методы, методыполитического анализа, обобщения и прогноза.  
    Практическая и теоретическая значимость работы диссертационного исследования определяется актуальностью темы в области экологических проблем, возможностью применения материалов и выводов диссертации для дальнейших углубленных исследований данной проблематики, а также прикладной составляющей основных положений, выносимых на защиту для совершенствования системы государственного и политического управления,а так же в педагогической практике.
     Научная новизна исследованиязаключается в том, что выявлена основополагающая роль Стратегии «Казахстан - 2050» в формировании и реализации государственной экологической политики, а также определена взаимосвязь политической трансформации и состояния экологической сферы, что позволяет рассматривать экологические проблемы и их актуализацию в качестве предпосылки и условий развития политической системы общества.На основе исследования диссертантом теоретических и прикладных исследований в зарубежной и отечественной политической науке, моделей модернизации  экологической политики в мировой практике, предложены основные направления и приоритеты ее совершенствования. 
     Апробация практических результатов. Основные положения, выносимые на защиту, научные идеи магистрантаизложены в следующих публикациях: 
     а) «Законодательно-правовые аспекты экологической политики Республики Казахстан» // Сборник статей Республиканского конкурса научных работ студентов, магистрантов, докторантов и молодых ученых «Бес институционалды реформа – Ел дамуында?ы жа?а кезе?», г. Астана, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2015, С. 327-333; 
     б) «Концепция «зеленой» экономики как приоритетное направление экологической политики Республики Казахстан» // Электронный сборник статей ХI Международной научной конференции студентов и молодых ученых «Наука и образование - 2016», посвященной 20-летию ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, Астана, 2016, С.1642-1645; 
     в) «Предпосылки и перспективы перехода к «зеленой» экономике в Республике Казахстан» // Материалы VI-международной научно-практической конференции «Евразийская интеграция: социальные и политические процессы», Астана, 2016, С. 89-95;
     г) «Экологическая политика в странах Запада и Республике Казахстан» // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, № 5 (114), 2016, С. 578-581.
     Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 2 основных глав, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников. Общий объем составляет 71 страниц.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
     
     1.1 Международные стандарты в области экологической политики
     
     Стремительно развивающиеся хозяйственная деятельность человека и научно-техническая революция, в последние полвека привели к усилению негативного воздействия на экологическую систему, и обусловили нарушение экоравновесия на нашей планете. Изменились объемы потребления природных ресурсов в сфере материального производства. Уже с середины XX века по наше время было использовано столько минеральных запасов, сколько не было использовано суммарно в течение всей предыдущей истории человечества. Тенденции современного развития миросистемы таковы, что вопросы экологии становятся все более важной составной частью политической системы как национальной и региональной, так и глобальной.
     Экологическая политика реализуется на глобальном, национальном и локальном уровнях. Глобальный или мировой уровень управления экологической сферой предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих её сфер. Во второй половине XX в. эти процессы выражались в глобальных изменениях климата, возникновении «парникового эффекта», разрушении озонового слоя, опустынивании планеты и загрязнении мирового океана. Российский ученый Г.В. Косов отмечает, что суть глобального контроля и управления заключается в сохранении и восстановлении естественного механизма воспроизводства окружающей среды биосферой, которая направляется совокупностью входящих в ее состав живых организмов. Национальный уровень включает реализацию системы мер по обеспечению на государственно-территориальном уровне, предполагающую достижение экологической стабильности в долгосрочной перспективе, гармонизацию экологических и экономических интересов общества. Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль за выбросами, стоками и т.д. Управление экологической сферой осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность. Решение конкретных локальных проблем определяет возможность управления экологических проблем национального, регионального и глобального уровней. Цель управления достигается при соблюдении принципа передачи информации о состоянии окружающей среды от локального к региональному и глобальному уровням [2, с. 14]. 
     Всеохватывающее ухудшение состояния окружающей природной среды привело к политическим трансформациям, выразившимся в появлении Международных организаций социальной и экологической направленности. Управление глобальными экологическими вопросами является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и других международных организаций. Методы управления на этом уровне включают принятие международных актов по защите окружающей среды в масштабах биосферы, реализацию межгосударственных экологических программ, создание межправительственных сил по ликвидации экологических катастроф, имеющих природный или антропогенный характер [3, с. 51]. 
     Как известно, для решения глобальных экологических проблем современности, необходимо уяснить правило, что ни одно государство не может в одиночку решить проблемы, поэтому требуются объединенные усилия человечества при условии развития соответствующей мировой политики в данном направлении. Понимание необходимости принятия совместных усилий для решения глобальных проблем приводит к осуществлению определенных политических действий, а именно: международных конференций по вопросам охраны окружающей среды и развития, в которых определяются задачи по количественному и качественному преобразованию существующей системы мироустройства.
     В 1972 году в Стокгольме состоялась первая Международная конференция по окружающей среде и развитию, в которой приняли участие 113 государств. Впервые на высоком политическом уровне была сформулирована международная позиция в области охраны окружающей среды: «Сохранение и улучшение качества окружающей человека среды является основной проблемой, влияющей на здоровье и благосостояние народов, а также на экономическое развитие всех стран мира. Два аспекта окружающей человека среды, как природной, так и созданной самим человеком, имеют решающее значение для благосостояния и для осуществления основных прав человека, включая даже право на саму жизнь» [4, c. 38].
     Результатом работы конференции стало принятие трех взаимосвязанных и взаимодополняющих документов, в которых нашли отражение позиции большинства стран в отношении проблем охраны окружающей среды, имеющих глобальный и срочный характер. К этим документам относятся: Стокгольмская декларация, план мероприятий и организационно-финансовые решения.
     Стокгольмская декларация содержит 26 руководящих принципов, которые рекомендуются государствам и международным организациям для применения в своих действиях в отношении окружающей природной среды. Среди основных принципов данной декларации следует назвать:
     * право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную жизнь;
     * сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;
     * экономическое и социальное развитие имеет решающее значение для улучшения состояния окружающей среды;
     * суверенность прав государств на разработку собственных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;
     * необходимость международного сотрудничества в целях решения глобальных экологических проблем [5, с. 85].
     По итогам конференции был образован постоянно действующий орган ООН по вопросам охраны окружающей среды - ЮНЕП. Основными ее задачами были определены проведение и координация политики по борьбе с любым проявлением загрязнения окружающей среды, проведение соответствующих научных исследований. Деятельность ЮНЕП охватывает широкий спектр проблем: от мониторинга состояния атмосферы и экосистемЗемли до предупреждения и обеспечения оперативного реагирования на экологические бедствия и катастрофы. В настоящее время приоритетными направлениями деятельности ЮНЕП являются организация научных исследований в области экологии и охраны окружающей среды; распространениеэкологической информации; координация и контроль деятельности по выполнению соглашений по вопросам охраны окружающей среды; выработка рекомендаций; контроль качества питьевой воды; производство и распространение экологически чистых технологий и т. д. [6, с. 33].
     Следует отметить, что конференция сыграла большую роль в политической жизни национальных государств, способствовала формированию национальной экологической политики в отдельных государствах и определению основополагающих принципов охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также созданию предпосылок для формирования разветвленной природоохранной инфраструктуры.
     3-14 июня 1992 года в Рио-де-Жанейро состоялась вторая Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, посвященная выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. В рамках конференции обсуждались следующие вопросы: ограничение роста производства и потребления в промышленно развитых странах мира, являющихся главными потребителями ресурсов и источниками загрязнения, ограничение роста населения, особенно в развивающихся странах в связи с опасностью перенаселения планеты со всеми вытекающими последствиями, предотвращение углубления неравенства между богатыми и бедными странами.
     В ходе конференции был одобрен ряд важных документов, в том числе «Декларация Рио-де-Жанейро об охране окружающей среды и развитию», «Повестка дня на XXI век», «Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов», «Рамочная конвенция по проблемам изменения климата», «Конвенция по биологическому разнообразию».
     В «Декларации Рио-де-Жанейро» главное место занимает принцип - право человека на здоровую и благополучную жизнь в гармонии с природой, которое должно способствовать справедливому обеспечению экологических потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Декларация предусматривает суверенное право государств на разработку своих природных ресурсов, принципы сохранения и улучшения качества окружающей среды, предотвращения серьезного и нежелательного нарушения экологического баланса биосферы, разрушения и истощения невосполняемых природных ресурсов. К примеру, согласно принципу 2 Декларации «государства обладают суверенным правом на разработку своих собственных ресурсов в соответствии с их собственной политикой в области окружающей среды и развития, а также несут обязанность обеспечивать, чтобы деятельность, ведущаяся под их юрисдикцией или контролем, не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции» [7, с. 688].
     Согласно Декларации каждая страна должна стремиться к решению проблем охраны природы на основе международного сотрудничества, особенно в области разработки и применения мер по предупреждению и устранению негативного антропогенного воздействия на природу, связанного со стихийными процессами, трансграничными и глобальными экологическими проблемами.
     Несмотря на рекомендательный характер, «Декларация Рио-де-Жанейро» имеет особое политическое значение, поскольку она определяет основополагающие принципы экологической политики, закрепляет основноеэкологическое право каждого человека на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду. В последующие годы данное право закрепилось в виде конституционных норм каждого национального государства.
     «Повестка дня на XXI век» представляет собой программу по разработке и практической реализации стратегии экологически безопасного развития. В преамбуле отмечается, что «человечество переживает решающий момент своей истории. Мы сталкиваемся с проблемой увековечения диспропорции как между странами, так и в рамках отдельных стран, обостряющимися проблемами нищеты, голода, ухудшения здоровья населения и неграмотности и с продолжающимся ухудшением состояния экосистем, от которых зависит наше благосостояние. Однако комплексный подход к проблемам окружающей среды и развития и уделение им большего внимания будут способствовать удовлетворению основных потребностей, повышению уровня жизни всего населения, способствовать более эффективной охране и рациональному использованию экосистем и обеспечению более безопасного и благополучного будущего [8, с. 3].
     Следующим шагом мирового сообщества в решении проблем окружающей среды стал Саммит тысячелетия, проходивший в сентябре 2000 года в Нью-Йорке. В ходе работы Саммита была принята «Декларация тысячелетия», в которой конкретизировались обязательства в некоторых наиболее насущных областях мирового развития по количественным показателям и срокам. Внимание мирового сообщества было направлено к проблемам, представляющим угрозу для всего человечества. Это искоренение бедности, мир и безопасность, охрана окружающей среды, борьба с ВИЧ/СПИДом и другими опасными болезнями, ликвидация безграмотности, защита детства и материнства, гендерные вопросы, обеспечение населения чистой питьевой водой. В заключение Саммита участники заявили о намерении:
     * сократить к 2015 г. вдвое число людей, чьи доходы составляют менее одного доллара в день, и также вдвое - долю людей, страдающих от голода;
     * снизить вдвое долю людей, не имеющих доступа к безопасной питьевой воде;
     * обеспечить всем детям возможность получить в полном объеме начальное образование и равный доступ ко всем уровням образования; добиться снижения материнской смертности на треть четверти и смертности среди детей до 5 лет на две трети по сравнению с их нынешними уровнями;
     * остановить распространение СПИДа, малярии и других опасных болезней и положить начало тенденции к сокращению их масштабов;
     * обеспечить к 2020 г. существенное улучшение жизни как минимум 100 млн. людей.
     Помимо вышеперечисленного, главы 147 государств одной из целей развития обозначили обеспечение экологической устойчивости. Устойчивое развитие общества напрямую зависит от обеспечения надлежащих экологических условий. В качестве количественно измеряемых индикаторов экологической устойчивости приняты:
* лесистость территории в процентном выражении; 
     * выбросы СО2 (на душу населения) и потребление озоноразрушающих веществ;
* охраняемые площади для сохранения биологического разнообразия;
* энергопотребление на 1 дол. ВВП;
     * доля населения, не имеющего постоянного доступа к надежному источнику питьевой воды в городской и сельской местности;
* доля домашних хозяйств с недвижимостью;
     * доля населения, имеющего доступ к улучшенным канализационным системам [9, с. 8].
     Несмотря на принимаемые многочисленные конвенции и программы в области экологии, обеспокоенность ухудшением окружающей природной среды была выражена в ходе Всемирного саммита по устойчивому развитию, состоявшегося в 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) с участием 12 тыс. делегатов из 190 стран. В Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию была подтверждена приверженность стран-членов ООН строительству гуманного, справедливого и экологически ориентированного общества и принятие ими коллективной ответственности за усиление и упрочение взаимосвязанных основ устойчивого развитияэкономического и социального развития, охраны окружающей среды на местном, национальном, региональном и глобальном уровне. В принятых документах были подтверждены ранее заявленные цели и обязательства в области политики развития и охраны окружающей среды.
     Участниками саммита по устойчивому развитию отмечено, что в системе глобальных проблем современности экологическая проблема характеризуется самой высокой степенью комплексности и сложности внешних и внутренних взаимосвязей. Следовательно, комплексный характер глобальных экологических проблем предопределяет необходимость дальнейшего изучения и решения данной проблемы в техническом, социально-экономическом, политическом, культурном и философско-мировоззренческом аспекте.
     Несмотря на отсутствие определенных результатов по решению глобальных проблем современности, по оценке А.А. Гусева, позитивное значение международных конференций, посвященных современным глобальным проблемам, заключается в том, что они стали стимулом для осмысления, понимания реалий современного мира, угроз его существованию и путей к разрешению кризиса [10, с. 12]. 
     Таким образом, в качестве положительной стороны международных конференций по проблемам окружающей среды и развития, по нашему мнению, является то, что принятие различных международных документов привело к выработке единых принципов в области обеспечения экологически безопасного и устойчивого развития, которые в последующем послужили основой экологической политики национальных государств.
     Основными из них являются:
     * экологическая безопасность как приоритетный критерий социального развития;
     *  равная степень обеспечения возможности удовлетворять основные жизненные потребности как нынешнего, так и будущих поколений при сохранении окружающей природной среды должна реализовываться в процессе устойчивого развития;
     * каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, проживая в экологически удовлетворительной окружающей среде, изменяя свой образ жизни в соответствии с целями устойчивого развития;
     * принятие мер для уменьшения антропогенного давления на биосферу, предотвращение роста абсолютного и относительного загрязнения природной среды, сокращение нарушенных территорий и их социально-экологическая реабилитация;
* переход на принципы устойчивого освоения природных ресурсов;
     * усиление взаимосвязи экономики и экологии, устранение опасных в экологическом плане моделей производства и потребления, экологизация бюджетной и налоговой системы, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики;
     * государственная поддержка экологических приоритетов, приведение в соответствие форм собственности и рыночных отношений с принципами экологической безопасности;
     * обеспечение свободного доступа к полной и достоверной экологической информации, создание для этого необходимых баз данных и коммуникаций, своевременное предупреждение населения об экологической опасности;
     * переориентация системы воспитания, образования, мировоззрения, культуры, морали, искусства, науки и техники на цели обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития;
     * развитие международного сотрудничества в целях сохранения, защиты и восстановления целостности глобальной экосистемы и оздоровления нарушенных локальных экосистем и экологически неблагополучных регионов, обеспечения планетарной экологической безопасности;
     * разработка индикаторов и целевых параметров, обеспечивающих оценку экологической безопасности и прогресса на пути к устойчивому развитию[9, с. 32].
     Концепция устойчивого развития, предложенная в качестве альтернативной модели общественного развития, оказала значительное влияние на политическую жизнь мирового сообщества и отдельных государств. Данная концепция предусматривает такое развитие общества, при котором не наносится ущерб окружающей природной среде. Основным условием перехода к устойчивому развитию, как было сказано выше, являются совместные и согласованные действия всех членов мирового сообщества по уменьшению антропогенной нагрузки на природную среду.
     Несмотря на осознание такой необходимости, некоторые страны придерживаются двоякой позиции в реализации концепции устойчивого развития. Противоречивость позиций стран наиболее ярко выразилась в ходе ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которая была подписана в Рио-де- Жанейро в июне 1992 года. Киотский протокол закрепил количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Цель Протокола состоит в совокупном сокращении эмиссии парниковых газов, по крайней мере, на 5 % по сравнению с уровнем 1990 года. Невыполнение количественных обязательств после вступления в силу Протокола влечет уплату штрафов.
     Основным условием вступления в силу Киотского протокола является то, что он должен быть ратифицирован государствами, на долю которых в совокупности приходится не менее 55 % выбросов парниковых газов. Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 г. По состоянию на 14 февраля 2006 г. Протокол был ратифицирован 161 страной мира (совокупно ответственными за более чем 61 % общемировых выбросов). США и Австралия подписали, но отказались ратифицировать Киотский протокол. В данном случае отказ США, на долю которых приходится 24 % выбросов, вызван экономическими соображениями [11].
     Свой отказ страны аргументируют тем, что рост экономики страны будет сопровождаться временным ухудшением экологической ситуации, попытка ведения экологических штрафов и преследование за нарушение экологического равновесия приведет к п.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%