VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы в организации досуговой деятельности младших

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006175
Тема: Проблемы в организации досуговой деятельности младших
Содержание
23



ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические вопросы организации досуговой деятельности младших школьников………………………………………………………………………6

   1.1. Особенности организации досуговой деятельности младших

   школьников……………………………………………………………………..6

   1.2. Проблемы в организации досуговой деятельности младших

   школьников…………………………………………………………………….10

   1.3. Особенности организации летнего досуга младших школьников…..16

Глава 2.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы 





























ВВЕДЕНИЕ



Актуальность темы работы. Вопрос об организации досуговой деятельности были и остаются актуальными в философии, педагогике, психологии и являются объектом изучения многих авторов. Однако в научной литературе единого определения понятия «досуг» нет.

Актуальность темы исследования вызвана также тем обстоятельством, что школа дает возможность школьникам развивать свои творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в школе в органичном сочетании с культурным отдыхом и разумными развлечениями.

Организация досуговой деятельности младших школьников имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому данный вопрос является одной из актуальных проблем педагогики и психологии.

На социально-педагогическом уровне актуальность темы исследования связана с необходимостью социальной адаптации младших школьников, важнейшим условием которой является владение коммуникативными умениями и навыками в процессе проведения досуга. 

На научно-теоретическом уровне актуальность темы исследования определяется необходимостью целенаправленного изучения содержания организации досуговой деятельности младших школьников, определения критериев и показателей уровня развития досуговой деятельности у младших школьников.

Объектом исследования выступает досуговая деятельность младших школьников во внеурочное время.

Предмет исследования составляет организация досуговой деятельности младших школьников во внеурочное время.

Цель исследования – исследование организации досуга младших школьников во внеурочное время.

Гипотеза исследования. Считаем, что оптимальными формами организации досуга младших школьников во внеурочное время являются активные формы вовлечения учащихся младшего школьного возраста в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого ребенка.

Задачи исследования:

- охарактеризовать особенности организации досуговой деятельности младших школьников;

- определить проблемы в организации досуговой деятельности младших школьников;

- исследовать особенности организации летнего досуга младших школьников;





Методологической и теоретической основой исследования являются теории и концепции, отражающие характер данной работы: положение о ведущей роли деятельности и общения в развитии; о закономерностях развития ребенка в обучении, совокупность теоретических взглядов и концепций, лежащих в основе изучения организации досуговой деятельности младших школьников.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение педагогического опыта и др.

Степень изученности проблемы. Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость организации досуговой деятельности младших школьников в развитии ребенка. 

Исследованию проблем организации досуга младших школьников во внеурочное время посвящены работы отечественных ученых, таких как Афанасьева И.Н., Губина О.В., Давыдова Л.Н., Зацепина М.Б., Исаева И.Ю., Лыжина Ю.М., Матвеев А.П., Плеханова А.В., Радченко О.А., Рогалева Е.Н., Рычкова А.Г., Саркисян С.В., Светловская Н.Н., Черникова Н.В., Юдина О.П., Яковлева И.И. и др.

Помимо рассмотрения организации досуга младших школьников во внеурочное время, младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития ребенка, рассматривается структура коммуникативных умений, критерии их сформированности. 

Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей курсовой работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы.



База исследования



Методика и организация исследования 



Теоретическая значимость заключается в определении сущности и специфики организации досуга младших школьников во внеурочное время; в обосновании подходов, механизмов и принципов организации досуга младших школьников.

Практическая значимость выражается в определении оптимальных условий реализации методики и технологий организации досуга младших школьников во внеурочное время.

Структура работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка.

Глава 1. Теоретические вопросы организации досуговой деятельности младших школьников



1.1. Особенности организации досуговой деятельности младших школьников



Теория - это система руководящих указаний (т.е. требований, а не рекомендаций) для практики. Если теория научна, она сформулирована учеными на основе знания законов развития той области жизни, для совершенствования которой эти руководящие указания даются. Не менее известно и то, что собственно законов, т.е. связей, объективно, а значит, независимо от воли человека или человечества регулирующих протекание любых жизненных явлений (в данном случае эффективной организации внеурочной деятельности учащихся I-IV классов), педагогическими науками пока не выявлено. 

Досуг - это время, свободное от уроков (в данном случае под уроками подразумеваются не просто занятия в школе, а любая деятельность ребенка, строго регламентированная взрослыми и направленная на достижение вполне определенного, заданного взрослыми же результата, по которому эта деятельность взрослыми же и оценивается; ребенок при этом либо поощряется за нее, либо наказывается). Следовательно, первое правило и условие организации действительно внеурочной деятельности младших школьников - наличие у них времени, свободного от уроков.

Организация досуга имеет свою специфику для каждого возрастного периода. Так, особенностями организации досуга детей младшего школьного возраста являются такие формы досуга, как игровые программы, массовые праздники, классные и внеклассные мероприятия, классные часы, экскурсии. Все это способствует созданию благоприятной атмосферы для осознания себя, своих качеств, достоинств, недостатков и формированию позитивных межличностных отношений в классе.

Досуговая деятельность имеет дело с формирующейся личностью. Она выступает как своеобразный системный педагогический процесс. А под системой воспитания понимается способ использования субъектом свойств объектов и отношений между ними в решении задач управления развитием личности.

Программа досуговой деятельности включает цель воспитания - конечный результат этой деятельности, а также содержание, формы, средства и методы работы с младшими школьниками. Программа определяет задачи досуговой деятельности: содействие семье и школе в образовании и воспитании детей и подростков, их социализации, восстановлении физических и духовных сил, развитие творческих способностей детей и подростков.

Строится досуговая деятельность в значительной мере на основе инициативы и самодеятельности младших школьников с использованием разнообразных средств, форм и методов. В основе этого процесса лежит педагогика сотрудничества, т.е. взаимодействия и взаимовлияния личности педагога и ребенка. Это повышает ответственность педагога и предъявляет к нему высокие требования. Педагог должен обладать такими непременными качествами, как любовь к детям, твердость и уважение личности ребенка, ясность ума и сила воли, доброта, педагогическое мастерство и организационный талант, культура речи и педагогический такт, порядочность и др.

Управление педагогическим процессом начинается с изучения объекта воспитания, т.е. социально - психологической характеристики младших школьников и того окружения, в котором они живут.

 Только после этого можно ставить педагогические цели и задачи досуговой деятельности. Конечно, эти цели не должны противоречить общей цели воспитания, т.е. формированию всесторонне развитой целостной личности. В конкретных условиях того или иного учреждения решаются и конкретные задачи. Это зависит от социальных условий, в которых находятся младшие школьники, от их возрастных и индивидуальных психологических особенностей и возможностей данного учреждения.

Цели и задачи являются программной установкой для педагога. За этим следует составление конкретного плана досуговой деятельности. При планировании необходимо учитывать воспитательные и образовательные цели и задачи, знаменательные события этого периода и конкретного коллектива, своеобразие данного момента, материальные и финансовые возможности учреждений культуры, наличие необходимых кадров.

Следующий и основной этап управления педагогическим процессом - реализация плана и принятие решений в каждой конкретной ситуации, в каждой акции досуговой деятельности. Здесь происходит корректировка воспитательных целей и задач. Это живой диалектический процесс всестороннего развития и саморазвития личности. Здесь используется весь арсенал средств, форм и методов культурно - воспитательной деятельности.

Итоговый учет дает возможность выявить степень эффективности педагогического процесса, вскрыть положительные и отрицательные моменты, наметить пути совершенствования. Важно при этом учитывать как количественные, так и качественные показатели эффективности досуговой деятельности, т.е. видеть не только рост количества мероприятий, их посещаемости и затраченных сил и средств, но и воздействие этих мероприятий на сознание и поведение младших школьников.

Как показывает практика, досуговая деятельность, осуществляемая в младшем школьном возрасте, способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического). Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие опытного организатора досугового мероприятия - руководителя (режиссера), который бы не только проводил специальные культурно-досуговые мероприятия с детьми, но и корректировал бы действия всех участников, осуществляющих решение задач по культурно-досуговой деятельности.

Мы считаем, что оптимальными формами организации культурного досуга являются активные формы вовлечения учащихся младшего школьного возраста в культурно-досуговую деятельность, основанной на инициативе и практическом участии каждого ребенка.

К примеру, театрализованные формы коллективного досуга с учащимися младшего школьного возраста особенно вызывают у них живой интерес. С учащимися организуются концерты, вечера, праздники, дискотеки и другие виды коллективных творческих дел, в которых заинтересованы буквально все - и участники, и зрители. Такие виды творческого досуга сплачивают школьников, корректируют жизнь коллектива, способствуют развитию у молодежи самых разных творческих способностей.

Таким образом, досуг дает возможность школьника развивать многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания - всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.











1.2. Проблемы в организации досуговой деятельности младших школьников



В середине ХХ в. любой советский учитель знал норму максимальной урочной нагрузки для младших школьников - по классам, по мере взросления (не более 4 академических часов в школе и от 0,5 в I классе до 2,5 в III-IV классах академических часов на выполнение домашних заданий), и эту норму никто не имел права нарушать.

Теперь, как показывает практика, младших школьников учат в школе 5, а то и 6 академических часов, затем «пасут» под бдительным оком воспитателя в «продленке» - еще столько же, а если ребенок в группу продленного дня не ходит, он те же 5-6 часов сидит над уроками дома - с бабушкой, мамой, няней. Где же время для досуга? А главное - у кого и когда учиться разумному проведению досуга - не по обязанности, а «по сердцу»? 

До введения в нашей стране всеобуча досуг ребенка 7-10 лет был делом случая: выдалась минутка, свободная от череды дел (уроков), - вырвался и бегом к любимым занятиям или к сверстникам, у которых тоже появилась минутка свободы. И заполнить ее детям было чем: семьи многодетные, ребячьи коллективы разновозрастные, игровые традиции устойчивые; младшие учатся у старших, пример которых, как и авторитет, в поддержке взрослых не нуждался, ибо был «освящен жизнью».

В XXI в. все совсем «не так». Вот почему второе правило и условие организации внеурочной деятельности современных младших школьников, т.е. их досуга, - своевременное и систематическое обучение детей всем видам доступной им деятельности, игровой и трудовой, в каждой из которых любой ребенок смог бы себя не однажды попробовать, чтобы выделив одну-две, охотно посвящать им свой досуг. Если в начальной школе это правило и условие забыто и не срабатывает, у ребенка 6-9 (7-10) лет просто нет базы, из которой можно - для себя - что-то выбирать, и не воспитана привычка к самостоятельности выбора. 

В лучшие годы советской школы (вторая треть ХХ в.) возможность и обязательность знакомства младших школьников с различными видами доступной игровой и трудовой деятельности задавались самой моделью учебно-воспитательного процесса: во-первых, предметно-деятельностным характером обучения в I-IV классах и отсутствием многопредметности, а значит, расширением поля для познавательных интересов детей и их самодеятельности; а во-вторых, целенаправленным вниманием к возможностям каждого ребенка - интеллектуальным, физическим, эстетическим.

Следствием реализации этой модели было наличие в каждом учебном заведении системы кружков, записаться в которые, чтобы попробовать себя «в деле», мог любой ученик. При этом никто не ругал ребенка, если он, осознавая себя, время от времени переходил из кружка в кружок, пока не находил дела по душе. А в случае раннего проявления одаренности развитие талантов поддерживалось специалистами-предметниками. С их помощью особо одаренные дети приобщались к интересующим их основам наук или к специфике профессиональной деятельности.

Опыт личностно и общественно полезной подготовки учащихся к «взрослой» жизни и выявления подлинных талантов в нашей стране имеется. Для использования его сейчас надо пересмотреть программу обучения детей в начальной школе, чтобы процесс обучения не опережал их психолого-физиологических возможностей, не угнетал их непосильными заданиями, а позволял испытывать удовлетворение от личных доступных трудовых усилий и помогал каждому находить для себя те виды практической деятельности, которыми ему хочется заниматься.

Радость личного успешного труда, привычка трудиться по собственному побуждению и умение трудиться - это и есть основа непреходящего, т.е. настоящего жизненного счастья. Вот почему третье правило и условие организации полезной внеурочной деятельности для современных младших школьников - это постепенное и последовательное обеспечение во внеурочное время каждому ребенку возможностей для постижения радости труда и приобретения привычки «по своему хотению» превращать личный досуг в желанное и полезное времяпрепровождение.

Разумеется, совсем не все дети младшего школьного возраста оказываются готовы к этому одновременно. Но при отсутствии насилия, постоянной перегрузки и беспрерывных требований «извне», т.е. при наличии времени побыть наедине с собой и подумать о себе, когда все вокруг заняты разными полезными делами, к концу четвертого года обучения, т.е. в момент интенсивного становления ребенка как личности, детей, которым неинтересна и не мила никакая практическая работа, не остается. Это доказано историей развития нашей школы в ХХ в. и подтверждается в тех школах, где смысл начального обучения, воспитания и развития детей понимают профессионально.

В XXI в. появился мощный отрицательный фактор при организации внеурочной деятельности учащихся - нацеленность общества на личное обогащение его членов как якобы основу счастливой жизни, хотя личное обогащение всегда - и прежде, и сейчас - таило и таит в себе беду в виде бездны искушений, приводящих человека к неминуемому разочарованию и даже - нередко - к преждевременной и бесславной смерти.

К счастью, в XXI в. сохранился и не менее мощный положительный фактор, регулирующий связи в системе «ребенок-досуг-человек». Этот фактор и следует использовать в начальной школе, пока он не замутнен и не уничтожен несовершенством окружающей ребенка жизни.

Итак, при наличии у младшего школьника хотя бы короткого свободного (т.е. принадлежащего только ему) личного времени в ходе предметно-деятельностного обучения детей 6-10 лет разного рода полезным и результативным делам, которыми ребенок мог бы по своему желанию заполнять свой досуг, и, наконец, при возбуждении в детях желания любую свободную минуту использовать для занятия интересным лично для каждого из них делом в XXI в. создается достаточно прочная база для организации учителем эффективной внеурочной деятельности младших школьников.

Несоблюдение же перечисленных правил и условий, напротив, открывает путь к «показухе», скуке, лишению детей возможностей вовремя приобрести осмысленные культурные привычки, а в дальнейшем - к отсутствию основания для подлинной и крепнущей из года в год целесообразной и абсолютно необходимой для жизни самостоятельности.

Именно в этом видят главную причину того, что современные дети и подростки каждую свободную минуту бегут не к сверстникам, а к компьютеру и играют не друг с другом, а в виртуальные игры. Тут действует объективный, заложенный в человеке природой закон: бегу к тому, кто не обидит, и делаю то, что люблю (т.е. что умею, к чему привык).

Какими же профессиональными инструментами и формами организации детского досуга располагает в XXI в. учитель начальных классов? Что касается профессиональных инструментов, то для учителя начальных классов это хорошая детская книга и правильная, четкая, понятная детям речь. С помощью этих инструментов учитель сначала привлекает внимание детей к тому, как много вокруг них удивительного и важного, затем передает детям личный и социально-нравственный ментальный опыт при организации и оценке жизни, счастливой и несчастливой, и, наконец, упражняет в доступных видах разумной жизнедеятельности, прямо проистекающей из обязательного обучения.

Выбор форм внеурочной деятельности младших школьников весьма богат. Для удобства профессиональной ориентировки их можно разделить на две большие группы: традиционные для русской начальной школы (например, коллективные чтения-слушания художественных литературных произведений, инсценирование прочитанного, литературные утренники, викторины, разгадывание кроссвордов и др.), расширяющие познавательные интересы детей, и нетрадиционные, т.е. сложившиеся для начальной школы в XX-XXI вв. (например, парад литературных героев, составление центонов (стихотворение, целиком составленное из известных читателю строк других стихотворений. Составление центонов представляет собой род литературной игры), ведение литературных журналов) или совсем неизвестные до конца XX в., порожденные требованиями нашего времени. Имеются в виду формы, интегрирующие обязательное обучение младших школьников творческому чтению и культурному досугу на уроках, и собственно внеурочную деятельность в связи с умением читать книги, т.е. сам досуг.

Это, в частности, сконструированные в конце XX в. уроки-утренники, уроки-отчеты и устный литературный журнал. Названные формы хороши тем, что они оптимально экономят силы и время учителя. При этом «выманивание» у ребят интереса к той или иной полезной деятельности, отвечающей познавательным потребностям каждого ребенка, происходит естественно и легко, а систематичность использования этих форм облегчает становление у детей привычки к культурному и не одуряющему, а развивающему времяпрепровождению, которое радует детей явными проявлениями результативности. От учителя же в этом случае требуется тоже приятная для него и не изнуряющая его деятельность подлинного психолого-педагогического сопровождения организации детской самодеятельности, интерес и привычку к которой он обеспечивает детям при правильном обучении их труду и досугу на каждом и любом уроке: подсказка ребенку, что и почему ему удается, а что нет; поддержка в желании овладеть тем, что интересно и пока не получается; советы при оценке правильности выбора средств проведения досуга в зависимости от места, времени и цели использования детьми личного свободного времени и т.д.

Таковы главные выводы об организации детского досуга с первого по четвертый годы обучения.

В заключение остается обратить внимание на то, чего делать при организации детского досуга нельзя.

Нельзя побуждать младших школьников заполнять досуг деятельностью, к которой они, за редчайшим исключением, не готовы по объективным причинам (к «занятиям наукой», «сочинительству» и т.п.).

Нельзя приучать детей к интеллектуальному иждивенчеству, т.е. к присваиванию себе из Интернета результатов чужого труда без ссылок на творца. Это чревато искажением самооценки, а значит, лишением ребенка потребности критически думать прежде всего о себе.

Нельзя забывать, что любая внеурочная деятельность - это деятельность для ребенка необязательная, а причины его нежелания ею заниматься - это всегда просчеты воспитателя, который не умеет или не хочет быть наблюдательным, терпеливым и умным, потому что забывает, что внеурочная деятельность - это труд желанный, любимый, занимаясь которым ребенок дает отдых своей нервной системе, так как целиком отдается этому труду и испытывает от затраченных усилий если не радость, то глубокое удовлетворение. А чувство удовлетворения - это основа устойчивости и оптимизма в жизни вообще. Правильная организация обучения и органически связанной с ним внеурочной деятельности, т.е. досуга, задает младшим школьникам именно такое восприятие мира и себя в нем, так как обеспечивает ребенку надежду на постоянное маленькое счастье и уверенность, что это счастье зависит только от него самого. 





1.3. Особенности организации летнего досуга младших школьников



Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени детей и подростков. Они больше всего отвечают их потребностям в свободном выборе интересной деятельности. Это благоприятный период для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, интересами, расширения социального, коммуникативного и творческого опыта, формирования умения организовать свое свободное время.

Остановимся на особенностях летнего досуга (в детском оздоровительном лагере), в процессе которого происходит формирование у младших школьников умений планировать и организовывать свое свободное время.

Детский оздоровительный лагерь является сложным структурным подразделением, которое может решать проблемы отдыха, реабилитации и воспитания детей и подростков. В нем должна быть создана особая воспитательная среда, способная вызвать у воспитанников положительные эмоции, радостное восприятие окружающего, реализовать их потребность в общении. Следовательно, важно наполнить лагерный отдых школьников (отрядные дела) творчеством, познанием и решить многие воспитательные задачи с помощью игровых, спортивных, трудовых и досуговых дел.

Отрядное дело - одно из главных средств реализации программы лагеря. В его подготовке и проведении принимают участие и дети, и взрослые. Степень активности детей зависит от периода смены, их уровня самостоятельности, организаторских и творческих способностей. Оно получается по-настоящему интересным тогда, когда каждый ребенок в ходе подготовки отрядного дела и во время его проведения находит для себя роли, поручения, задания. Вожатый дает возможность каждому ребенку раскрыться, самовыразиться. Он учит детей работать вместе, уважая мнение каждого, считаясь с его интересами, желаниями, в то же время выступает как подсказчик, советчик, помощник. Хорошо продуманный и интересный сценарий отрядного дела имеет красивое воплощение на практике: используется музыкальное оформление, театрализация, вариативность, сюрпризы. Форма и содержание отрядного дела, способы его подготовки должны соответствовать возрастным особенностям детей.

Наиболее интересными для младших школьников являются: представления (спектакли, концерты, мини-театрализации, выставки детского творчества и др.), в основе которых лежат демонстрация достижений детей, их выступления, театральные действия, формирование эмоционально-ценностного отношения к происходящему; путешествия (экскурсии, парады, викторины), основу которых составляет целенаправленное движение по определенным правилам (свободно или по заданному маршруту); формы промежуточного характера (ярмарки, фестивали, часы общения, тихого чтения, танцевальные программы, выпуск стенгазет, подготовка к представлению), особенностью которых является отсутствие зрителей, так как все дети являются их активными участниками.

В работе с детьми можно использовать комплексные формы (например, тематические дни), которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности.

Содержание отрядных дел можно разнообразить различными спортивными, познавательными, игровыми мероприятиями, развлечениями и др.

Отличительными особенностями младших школьников являются подвижность, любознательность, большая активность и непоседливость. На первом сборе (знакомстве) необходимо совместно с детьми определить законы жизни отряда, которые должны нацеливать на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь. 

Вожатый должен принимать участие во всех делах отряда вместе с воспитанниками, постоянно общаться с ними, отвечать на все их вопросы (что особенно важно для младших школьников), даже если они повторяются, интересоваться их успехами.

Чтобы научить младших школьников взаимодействовать друг с другом, управлять своей деятельностью, планировать, правильно распределять и организовать свое свободное время, в системе коллективно-творческого воспитания разработан (оптимальный для временного коллектива) вариант деления на микрогруппы - небольшие объединения (из 5-7 человек, что оптимально для эффективного взаимодействия и подготовки к отрядным делам) для общения и деятельности. Они могут быть постоянными (тогда основой их деятельности в лагерной смене может стать чередование творческих поручений, подготовка дел по интересам) или временными (творческая или инициативная группа, совет дела).

Формироваться микрогруппы могут различными способами:

- при чередовании творческих поручений младшие школьники каждой микрогруппы в течение смены работают по разным направлениям; важно вместе с детьми обсудить и решить, какие именно микрогруппы (информационная, познавательная, игровая, досуговая, спортивная, оформительская, сюрпризная, дежурная и др.) должны быть в отряде, чтобы обеспечить работу по всем направлениям деятельности;

- с учетом интересов детей (музыка, спорт, танцы, изобразительная, интеллектуальная деятельность и др.) с помощью анкетирования, по предпочтениям и желанию детей; в ходе организации микрогрупп, комфортных для общения, проводится социометрическое исследование;

- при создании (с помощью социометрического исследования, в ходе деловой игры) постоянных микрогрупп отряда, направленных на выполнение определенных дел, учитывается оптимальность сочетания в каждой группе детей с разными организаторскими и творческими способностями и возможностями;

- при формировании микрогруппы «под лидера» каждый из них набирает самостоятельно группу.

Деление младших школьников на микрогруппы является особенностью организации их летнего досуга, помогает создавать условия для интересной и увлекательной деятельности в отряде и лагере. Кроме того, воспитанники учатся управлять собственной жизнедеятельностью (включая самоорганизацию и организацию пространства вокруг себя), учатся общению (взаимодействию с внешними объектами и субъектами) и овладевают разными социальными ролями.

Таким образом, в летнем оздоровительном лагере необходимо использовать различные направления и формы работы, ориентированные на интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное, нравственное развитие, формирование умений управлять своей деятельностью, получение практических умений и навыков организации своего свободного времени.

Итак, делая выводы по главе, из всего вышесказанного можно заключить, что сущностью досуга детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде. Он определяется потребностями и интересами учащихся, направляется (но не навязывается) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.

Своеобразие досуговой деятельности как педагогического процесса заключается в том, что, во-первых, досуговая деятельность выступает как процесс самовоспитания, самосовершенствования, процесс взаимодействия младших школьников с педагогами и со своими сверстниками. Во-вторых, педагогический процесс в досуговом учреждении более подвижен, многообразен, поскольку протекает в сфере досуга, где дети более раскованы, свободны в выборе занятий. В-третьих, строится досуговая деятельность на добровольных началах и на интересе младших школьников.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Подведем итоги работы.

В первой части нами были рассмотрены теоретические вопросы организации досуговой деятельности младших школьников. В частности, особенности организации досуговой деятельности младших школьников, проблемы в организации досуговой деятельности младших школьников и особенности организации летнего досуга младших школьников.

Мы пришли к следующим заключениям.

Определено, что досуг - это время, свободное от уроков (в данном случае под уроками подразумеваются не просто занятия в школе, а любая деятельность ребенка, строго регламентированная взрослыми и направленная на достижение вполне определенного, заданного взрослыми же результата, по которому эта деятельность взрослыми же и оценивается; ребенок при этом либо поощряется за нее, либо наказывается). Следовательно, первое правило и условие организации действительно внеурочной деятельности младших школьников - наличие у них времени, свободного от уроков.

Обращено внимание на то, чего делать при организации детского досуга нельзя.

Нельзя побуждать младших школьников заполнять досуг деятельностью, к которой они  не готовы по объективным причинам, нельзя приучать детей к интеллектуальному иждивенчеству, т.е. к присваиванию себе из Интернета результатов чужого труда без ссылок на творца, нельзя забывать, что любая внеурочная деятельность - это деятельность для ребенка необязательная, а причины его нежелания ею заниматься - это всегда просчеты воспитателя, который не умеет или не хочет быть наблюдательным, терпеливым и умным, потому что забывает, что внеурочная деятельность - это труд желанный, любимый, занимаясь которым ребенок дает отдых своей нервной системе, так как целиком отдается этому труду и испытывает от затраченных усилий если не радость, то глубокое удовлетворение. 

Правильная организация обучения и органически связанной с ним внеурочной деятельности, т.е. досуга, задает младшим школьникам именно такое восприятие мира и себя в нем, так как обеспечивает ребенку надежду на постоянное маленькое счастье и уверенность, что это счастье зависит только от него самого. 

Мы установили, что в летнем оздоровительном лагере необходимо использовать различные направления и формы работы, ориентированные на интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное, нравственное развитие, формирование умений управлять своей деятельностью, получение практических умений и навыков организации своего свободного времени.

Сущностью досуга детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде. Он определяется потребностями и интересами учащихся, направляется (но не навязывается) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.

Своеобразие досуговой деятельности как педагогического процесса заключается в том, что, во-первых, досуговая деятельность выступает как процесс самовоспитания, самосовершенствования, процесс взаимодействия младших школьников с педагогами и со своими сверстниками. Во-вторых, педагогический процесс в досуговом учреждении более подвижен, многообразен, поскольку протекает в сфере досуга, где дети более раскованы, свободны в выборе занятий. В-третьих, строится досуговая деятельность на добровольных началах и на интересе младших школьников.











Список использованной литературы 



Афанасьева И.Н. Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности младших школьников / В сборнике: Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 482-485.

Губина О.В., Хмелевский Ю.П. Принципы организации интерьерного пространства для досуга детей младшего школьного возраста // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2016. № 4 (31). С. 96-100. 

Губина О.В., Коренев В.И. Особенности организации досугового пространства для детей младшего школьного возраста в зданиях различного назначения / В сборнике: Молодежь, наука, технологии: новые идеи и перспективы (МНТ-2016). 2016. С. 624-629. 

Давыдова Л.Н., Щербина В.В. Метод проектов как форма организации досуга младшего школьника // Символ науки. 2016. № 1-2 (13). С. 222-226.

Зацепина М.Б., Губанова Н.Ф. Формирование культуры дошкольников и младших школьников средствами краеведческо-туристской деятельности // Глобальный научный потенциал. 2016. № 12 (69). С. 20-25.

Зацепина М.Б., Кузьминова А.Н. Учителю о социокультурной деятельности младших школьников // Педагогика и психология образования. 2016. № 3. С. 40-48.

Исаева И.Ю. Особенности организации летнего досуга младших школьников // Начальная школа. 2016. № 5. С. 66-70.

Лыжина Ю.М. Особенности организации досуговой деятельности младших школьников / В книге: Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы. 2017. С. 97-99. 

Матвеев А.П., Назаркина Н.И. Двигательная активность и двигательный режим учащихся младшего школьного возраста // Велес. 2016. № 10-1 (40). С. 93-98.

Плеханова А.В. Формирования досуговой культуры младших школьников во внеурочное время как научно-педагогическая проблема.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%