VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы профессиональной подготовки психологов в вузе

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005793
Тема: Проблемы профессиональной подготовки психологов в вузе
Содержание
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





факультет Психологии

кафедра 	Социальной психологии





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА



направление подготовки 37.03.01 «Психология»

профиль «Социальная психология»



на тему:

«ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»









Допускается к защите





Заведующий кафедрой



_____________ /_____________/

«____»  _____________ 2017 г.



Выполнил студент:

Озиева  Асет  Билановна

Руководитель: к.псх.н. Корж Елена Михайловна



(подпись  руководителя)





Москва – 2017 г.




Содержание



Введение	3

Глава 1. Становление профессионального самосознания студентов-психологов: теоретические аспекты	7

	1.1 Сущность и структура профессионального самосознания студентов-психологов	7

	1.2 Динамика и механизмы становления профессионального самосознания студентов-психологов	16

	1.3 Проблемы профессиональной подготовки психологов в вузе в аспекте формирования профессионального самосознания	25

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей становления профессионального самосознания студентов-психологов на разных этапах обучения	31

	2.1 Организация и методики исследования	31

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования…………………………35

Заключение………………………………………………………………………….57

Список использованных источников……………………………………………...59

Приложение 1……………………………………………………………………….64

Приложение 2……………………………………………………………………….67

	

	


Введение

	

	Актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена следующими аспектами.

	Процессы перехода к новым формам экономической и социально-политической жизни акцентируют внимание на проблемах человека. Поэтому предъявляются повышенные требования к профессионализму практических психологов, призванных облегчить процесс перехода. Одной из задач высших учебных заведений является подготовка психолога-практика, профессиональное функционирование которого связано с реализацией личностью конкретной профессиональной деятельности. Процесс обучения в вузе является наиболее сензитивным для профессионального самоопределения личности. Но успешность профессионального самоопределения зависит не только от качества преподавания в высшей школе, и не столько от метода: либо традиционно-академического, либо нетрадиционно-диалогического, но и от наличия и уровня развития стержневых профессионально-значимых качеств личности, обеспечивающих эффективность деятельности психолога. Ведь профессия психолога относится к той сфере деятельности человека, орудием в которой является собственная личность.

	Профессия психолога отличается от других повышенным чувством ответственности и является одной из самых напряженных. Психолог в процессе работы оказывает на своих клиентов колоссальное воздействие, поэтому ему необходимо соответствовать определенному образу идеального специалиста. Будущему психологу необходимо не только научиться работать в ключе психологического знания, но и с категориями, характеризующими личность специалиста.

	Профессия психолога, как никакая другая, нуждается в психологической помощи и поддержке в первую очередь в силу того, что является психологически напряженной и подверженной частым стрессовым ситуациям. Отсюда и необходимость обучить будущих психологов работать не только с привычными понятиями профессиональной деятельности, но и с категориями, влияющими на личность самого психолога. В процессе профессионального образования будущие психологи должны не только усвоить ряд профессиональных компетенций, используя современные педагогические технологии, но и пройти пусть профессионального становления и раскрытия своих творческих способностей.

	В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того, чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и быть способным выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию, изменяясь и развиваясь при этом сам. Профессиональное самосознание, являясь частью самосознания личности, детерминирует поведение человека, определяет направление его профессиональной деятельности, поведение в ситуациях выбора, способность планировать и прогнозировать свою деятельность, оценивать ее результаты.

	Проблема развития самосознания личности является одной из ключевых в современной психологии и широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. К данной проблеме обращались такие авторы как Дубровина И.В., Климов Е.А., Кон И.С., Маркова А.К., Музыченко А.В., Поваренков Ю.П., Столин В.В., Чеснокова И.И. и другие. Существует множество подходов к исследованию самосознания, но в последние годы возрос интерес к прикладному аспекту этого психологического направления. Одним из таких прикладных аспектов является исследование самосознания в рамках профессионального становления и развития. Проблема развития профессионального самосознания, в отличие от развития самосознания в целом, специфичнее по своему содержанию и связана с профессиональной деятельностью личности - одной из основных форм жизнедеятельности человека.

	Правомерность использования категории «профессиональное самосознание» определяется нами исходя из сущности акмеологии как комплексной науки, объединяющей усилия естественных, общественных и гуманитарных дисциплин в изучении основных явлений и закономерностей, характеризующих развитие человека как индивида, личности, субъекта деятельности, профессионала на пути продвижения к профессиональному акме. В категории «профессиональное самосознание» психологической основой может служить нераздельное единство сознания и деятельности. При анализе развития субъекта деятельности используется термин «процесс развития профессионального самосознания», так как речь идет о способе работы субъекта, его личностном образовании, субъектном опыте. Профессиональное самосознание рассматривается нами как развивающая система.

	Целью исследования является изучение особенностей становления профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения.

	Объект исследования: профессиональное самосознание студентов-психологов.

	Предмет исследования: психологические особенности становления профессионального самосознания студентов-психологов в условиях вузовского обучения.

	Гипотеза исследования: в процессе становления профессионального самосознания студентов-психологов на заключительном этапе обучения (4 курс бакалавриата) повышается осознанность ПВК, необходимых для психолога, а также самооценка профессионально-важных качеств у студентов и удовлетворенность выбранной профессией.

	Задачи исследования:

			изучение теоретических аспектов становления профессионального самосознания студентов-психологов;

			выявление сформированности представлений о ПВК психолога;

			определение самооценки респондентов выявленных ПВК у студентов 1 и 4 курса;

			выявление степени удовлетворенности выбранной профессией у студентов 1 и 4 курса;

			Выявление мотивации профессиональной деятельности у студентов 1 и 4 курса;

			Сравнительный анализ выявленных параметров у студентов 1 и 4 курса.

	Методы исследования:

			анализ литературных источников;

			ассоциативный эксперимент;

			тестирование;

			контент-анализ;

			количественная и качественная обработка результатов;

			методы математической статистики.

	Методики исследования: 

			ассоциативный эксперимент на понятие «идеальный психолог»;

			методика самооценки профессионально важных качеств Е.Н.Волкова; 

			методика мотивации профессиональной деятельности  К.Замфир;

			методика изучения удовлетворенности выбранной профессией А.Реана.

	Выборка исследования: студенты-психологи университета (50 человек) 1 и 4 курсов. 

	Практическая значимость исследования заключается в возможности разработки психолого-методического обеспечения эффективного формирования профессионального самосознания будущего психолога. Возможна разработка специальной программы развития профессионального самосознания будущего специалиста, реконструирующая особый рефлексивно-деятельностный тип отношений студента с предметной областью.

	Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации и приложений.

	

	

	

	

	

	

Глава 1.
Становление профессионального самосознания студентов-психологов: теоретические аспекты



1.1 Сущность и структура профессионального самосознания студентов-психологов



Профессиональное становление личности - это проблема, тесно связанная с процессом освоения профессиональных навыков, задачами развития и реализации потенциала личности на разных стадиях ее профессионального пути. Данный процесс занимает длительный этап человеческой жизни: от зарождения первых зачатков склонностей и интереса к той или иной профессии в детстве до полного самоопределения в выбранной профессиональной сфере в зрелые годы. Помимо профессионального в течение этого периода осуществляется социальное и жизненное самоопределение личности. Понятие самоопределения, широко распространенное в современной социологической и психологической литературе, обращает внимание на один важный момент - необходимость понимания проблем развития личности, связанных с ее самостоятельным выбором жизненного пути и профессии. Самоопределение делает акцент на самодетерминации личности, где особое значение имеет детерминация будущим - планами, целями и ориентациями [18]. 

Профессиональная деятельность и овладение современными технологиями идут рука об руку в нынешнем обществе. В результате этого молодежь дольше остается в зависимом положении. Отдаляется момент взросления и возможность максимально реализовать свои способности. Перед осуществлением профессиональной деятельности необходим подготовительный этап. Как правило, это этап обучения в высшем учебном заведении. Он ограничивает возможности и права молодежи.

Типичное для юношей и подростков осознание себя неуязвимыми и особенными людьми исчезает. Они приходят к пониманию того, что живут и подчиняются всем жизненным законам наравне с остальными. Способность к моральным рассуждениям растет, ведь человек начинает иначе смотреть на вещи и стремится соотносить представления о себе с реальными представлениями о мире. Таким образом, мышление молодых людей больше не ограничивается рамками подростковых интересов. Оно расширяется и начинает касаться более важных вопросов, которые будут значимы во взрослой жизни. С расширением когнитивных способностей растет склонность к самокритике и самоанализу [23].

Можно выделить ряд подходов к определению понятия «профессиональное самосознание». 

К примеру, О.Ю. Демченко рассматривает характерные особенности данного феномена [3]:

профессиональное самосознание - это часть самосознания личности;

одним из важнейших составляющих профессионального самосознания является комплексная и всесторонняя оценка себя как профессионала;

область профессионального самосознания - это осознание специалистом особенностей своей профессии и осознание себя как субъекта данной профессиональной деятельности;

в ходе осуществления профессиональной деятельности профессиональное самосознание выполняет регулирующую функцию. 

Б.Д. Парыгин определяет данное понятие как осознание личностью своей принадлежности к той или иной профессиональной группе [19]. Т.Л. Миронова, в свою очередь, вкладывает в феномен профессионального самосознания отношение человека к себе как профессионалу, к личному профессиональному становлению [15].

Данные определения понятия «профессиональное самосознание» нисколько не противоречат, а напротив, дополняют друг друга. Они отражают разные аспекты этого феномена - познание себя как субъекта профессиональной деятельности, осознание собственной профессиональной принадлежности, оценку и познание своих профессиональных качеств, отношение к себе как профессионалу. 

В.Г. Маралов считает, что профессиональное самосознание имеет схожие черты с самопознанием в целом, а также обладает специфическими особенностями. Общее заключается в том, что профессиональное самосознание, как и самосознание в целом, включает самооценивание, самоконтроль, эмоционально-ценностное отношение, самопознание и саморегулирование. Отличие - оцениваются, познаются, регулируются те особенности поведения и свойства человека, которые в комплексе характеризуют педагога в его профессиональной деятельности [13]. 

В.Г. Каташев описывает профессиональное самосознание как составляющую самосознания личности, как осознание человеком своей психики, физического и умственного развития, физиологии, понимание требований отдельных профессий к личности и адекватное соотнесение себя с этими требованиями [8].

Исходя из вышесказанного, профессиональное самосознание - это процесс формирования представлений о себе, процесс познания самого себя, выработки отношения к себе и саморегуляции в профессиональной деятельности, системе собственной личности и общения.

Факторами профессионального становления исследователи в области психологии развития считают психическое развитие ребенка и предшествующее (до выбора профессии) образование. Л.М. Митина рассматривает две модели профессионального становления [16]: 

		адаптивную модель, когда в самосознании человека преобладает стремление к подчинению профессионального труда внешним обстоятельствам (выполнение алгоритмов, предписаний, решение профессиональных задач, правил, норм); 

		модель профессионального развития, при которой личность способна выйти за пределы сложившейся практики, расширить границы своих профессиональных возможностей и превратить свою деятельность в предмет практического преобразования.

Адаптивная модель характеризует профессионала, являющегося носителем профессиональных умений, знаний и опыта. Модель профессионального развития описывает становление специалиста, который владеет профессиональной деятельностью в целом, способен ее совершенствовать и самостоятельно проектировать. 

Многочисленные психологические исследования профессионального становления личности основаны на рассмотрении самосознания как формы переживания и отражения личностью своего профессионального статуса. Профессиональное самосознание, в отличие от общего самосознания, обладает специфическим содержанием. В то время как самосознание развивается в общении и процессе жизнедеятельности, являясь результатом познания себя, своих психических качеств и действий, то профессиональное самосознание служит своеобразной проекцией всех составляющих самосознания на профессиональную деятельность. Если в самосознании важное место отводится осознанию всех особенностей личности и ее психических качеств, то в структуре профессионального самосознания выделяются именно профессиональные качества личности — те, которые требуются для эффективного выполнения профессиональной деятельности. Для каждой отдельной профессии эти качества будут разными. Однако степень их осознания сильно влияет на процесс выполнения профессиональной деятельности, выбор задач и уверенность в себе.

В сферу профессиональной Я-концепции (профессионального самосознания) входит представление личности о себе как об участнике профессионального сообщества, следующему правилам, нормам и традициям, присущим этому сообществу, а также носителе профессиональной культуры. Данные представления содержат характеристики человека, определяющие успешность его деятельности. Сюда относятся профессионально важные качества (ПВК), такие как индивидуально-психологические отношения и свойства личности. Отношения личности включают: 

		отношение к самому себе как субъекту деятельности; отношение к другим людям (начальству, сослуживцам, клиентам);

		отношение личности к профессии; отношение к объекту, средствам и условиям труда.

В качестве свойств человека могут выступать следующие: аттенционные, сенсорные, перцептивные, мыслительные, мнемические, эмоциональные, речевые, имажитивные, коммуникативные, волевые и моторные [18]. 

Так как профессиональная Я-концепция входит в состав общей Я-концепции личности, то встает вопрос о соотношении этих двух понятий. Исследователи при решении данного вопроса обращают внимание на то, какое место занимает личность в отдельной деятельности, какое место занимает эта деятельность в жизни человека, какое место отводится профессиональному самоопределению в жизненном самоопределении человека, а также какое место занимает личность в собственной жизнедеятельности. Стоит отметить, что направление изменения личности в ходе профессионализации должно совпадать с движением человека к общим смыслам и целям. В противном случае вероятная остановка личностного роста и раздвоение сознания «для себя» и «для работы». 

Е.В. Прокопьева предложила свою классификацию профессиональных Я-концепций, основанную на разных версиях соотношения профессиональной и общей Я-концепций человека [22]: 

		личность «уже» собственной профессии, в ее профессиональной и общей Я-концепциях присутствуют только отдельные аспекты профессии;

		личность «шире» собственной профессии, ее профессиональная Я-концепция стремится к общей Я-концепции;

		личность «равна» собственной профессии, когда ее общая Я-концепция полностью ограничена профессиональной Я-концепций.

Т.В. Форманюк полагает, что резкий спад уровня квалификации действующих педагогов и стремительное увеличение факторов риска психосоматических расстройств можно списать на накапливающееся чувство недовольства выбранной профессией и неимение перспектив профессионального роста [52]. 

В роли одного из важнейших механизмов становления профессиональной Я-концепции выступает профессиональная идентификация. В теории социальных наук психологическая идентификация характеризуется как процедура формирования субъектом сходства между личным поведением и поведением объекта (человека или группы людей), воспринимаемым субъектом как «образец». Другими словами, поведение «образца» мотивирует субъекта к выбору той или иной поведенческой реакции: субъект подражает поведению «образца», внедряет в свою практику его идеалы, нормы, нравственные качества и роли. Г.М. Андреева заостряет внимание на том, что в вопросах идентификации важна не столько объективная принадлежность личности к профессиональной (или социальной) группе, сколько то, с какой группой она себя отождествляет или желает отождествлять [2].

С ростом профессионализма в ходе профессионального становления изменяется и профессиональное самосознание личности. От успешного формирования профессиональной Я-концепции у личности зависит успех ее профессиональной адаптации.

Молодой человек должен подходить к выбору профессии, не только исходя из элементарной истины, что для него открыты все пути. Он должен осознавать то, что «нельзя оправляться в трудную дорогу налегке». Не подкрепленные накопленным багажом знаний (в прошлом и настоящем) жизненные цели не приведут к эффективной самореализации человека.

На протяжении всего времени обучения личность студента находится в состоянии самостроительства профессиональной Я-концепции, что предполагает определение целей саморазвития, самореализации как регулятора активности и продуктивности развития. Большую роль играет самовоспитание, так как самостоятельная постановка целей становится возможна при достаточно высоком уровне самосознания. Формирование же способности к целеполаганию и достижению поставленных целей, является важной педагогической целью в образовательном процессе. Студенческий возраст характеризуется потребностью в самоопределении. Негативный опыт в общении и деятельности может привести к дестабилизации личности. Несформированность позитивной Я-концепции ведет за собой патологии идентичности. Вследствие этого возникают негативные психические состояния: беспокойство, эмоциональная напряженность, тревожность, неуверенность в себе; оказывая существенное влияние на психическое и физическое здоровье.

Профессиональная Я-концепция студента-психолога, является следствием взаимодействия двух развернутых во времени процессов: внутренне детерминированного личностно-профессионального развития (направленного самодвижения, порождающего мотивы, цели и задачи) и внешнего, по отношению к личности студента и к процессу его обучения. В образовательном процессе студент является носителем активности, индивидуального, субъективного опыта, обладает стремлением к самораскрытию, самореализации своих внутренних потенциалов.

Я-концепция психолога представляет собой особый конструкт профессиональной личности, являющийся результатом активного осмысления специалистом собственных профессионально значимых свойств. Особое значение профессиональная Я-концепция приобретает в связи с тем, что она отражает процессы активного самопознания, саморегуляции и самосовершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональная концепция состоит из трех основных компонентов: когнитивного, аффективного, конативного (поведенческого). Под профессиональной Я-концепцией психолога понимается осознание себя в каждом из трех основных аспектах профессионального труда: в деятельности, в общении, а так же в системе самой личности психолога.

Когнитивный компонент профессиональной Я-концепции представлен не только системой знаний о себе, как профессионале, но и самим образом "Я", интегрированным в профессиональную деятельность. Аффективный компонент представлен совокупностью трех видов эмоциональных отношений психолога к самому себе: к своим действиям, к межличностному общению в системе профессиональной деятельности, и к профессионально важным качествам. Отношение психолога к самому себе как к профессионалу отражается в профессиональной самооценке.

Центральным психологическим механизмом поведенческого компонента является соотношение между мотивационной сферой личности специалиста и возможностью достижения успеха в реализации ведущих мотивов. Психолог с адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение клиента, что в конечном итоге оказывает положительное воздействие на его личность.

Низкий уровень сформированности Я-концепции отрицательно влияет на профессиональную деятельность психолога. Так как его поведение не имеет определенной мотивационной направленности (следствие несформированности конативного компонента профессиональной Я-концепции), носит ситуативный характер, мотивы бессистемны и неустойчивы, поведение носит приспособительный и пассивный характер. Эффективность деятельности такого психолога будет низкой. Психолог же с положительно сформированной профессиональной Я-концепцией выступает как субъект собственной мотивации, ориентирован на профессиональное самосовершенствование и творческое решение задач, благоприятно влияет на своих клиентов.

В структуре профессиональной Я-концепции психолога можно выделить компоненты, сходные с компонентами Я-концепции личности: актуальное, ретроспективное, идеальное и рефлексивное Я.

Актуальное Я - то, каким себя видит и оценивает будущий психолог в настоящее время. Ретроспективное Я - то, каким себя видит и оценивает студент по отношению к начальным этапам своего обучения и практики. Идеальное Я - то, каким хотел бы быть или стать студент, т.е. образ совершенного, идеального психолога. Рефлексивное Я - то, как, с точки зрения студента, его рассматривают и оценивают другие в его профессиональной сфере (как коллеги-студенты, преподаватели, так и педагогический состав места практики).

Актуальное Я является ядром профессиональной Я-концепции психолога, которое основывается на трех других, где ретроспективная часть, взаимодействуя с актуальной, позволяет выявить шкалу собственных критериев оценки своего профессионального опыта; идеальное является цельной перспективой личности в профессиональном саморазвитии; рефлексивное же выступает как социальная перспектива в самосознании психолога.

Становление личности студента как субъекта профессиональной деятельности выражается в творческом отношении к ней. Осознавая личностный смысл своей деятельности, степень эмоциональной вовлеченности в нее, возможность самовыразиться и самоутвердиться в ней, студент понимает значимость профессиональной деятельности для себя, что способствует становлению профессиональной Я-концепции.

Анализ характеристик профессиональной Я-концепции студентов, позволяет определить в качестве основных компонентов, отвечающих за профессиональное становление, следующие: самопознание, самореализацию, самооценку, самоуважение, саморегуляцию. Развитие этих компонентов, в образовательном процессе является важной задачей, так как становление Я-концепции, предполагает собой гармонизацию личности студента.

Существенную роль в становлении профессиональной Я-концепции будущего психолога составляет и его профессиональная направленность.

Исследователи, занимающиеся проблемами профессионального самосознания, выявили своеобразную закономерность взаимовлияния профессиональной направленности и установки на профессиональное самосовершенствование. При высоком уровне профессиональной направленности самосознание становится детерминирующим стимулирующим фактором в этом процессе. При отсутствии профессиональной направленности формирующееся самосознание тормозит проявления реальной самостоятельности в трудовой сфере. Осознание профессиональной деятельности как личностно чуждой делает вопрос о соответствии ей несущественным.

В процессе получения профессии у будущих психологов происходят качественные изменения всех структурных компонентов профессиональной Я-концепции. В основном это изменение представления о себе как о профессионале на теоретическом уровне, так как большую часть учебного процесса занимает теория. В связи с этим студенты сталкиваются с проблемой применения полученных знаний, умений и навыков на практике, что влечет за собой неуверенность в себе как в специалисте и влечет за собой ослабление профессионального "Я" образа. Такое явление особенно характерно для выпускников, которые впервые сталкиваются с самостоятельной трудовой деятельностью. На этапе адаптации, являющемся неотъемлемой частью профессионального становления личности, некоторые выпускники считают себя недостаточно компетентными в ряде профессиональных вопросов, что также негативно сказывается на Я-концепции.



1.2 Динамика и механизмы становления профессионального самосознания студентов-психологов



Профессиональное самосознание выступает одним из главных факторов успешной профессионализации студента и залогом будущей эффективной профессиональной деятельности. Этот тезис подкреплён множеством эмпирических данных на материале различных специальностей [7].

Система подготовки в вузе предполагает целенаправленное формирование профессионального самосознания у студентов. Для того чтобы успешно формировать профессиональное самосознание психолога, необходимо знать, как оно развивается в процессе обучения, какова его динамика.

Большинство современных исследований, направленных на изучение профессионального самосознания психологов, строятся в основном на теоретических рассуждениях и квазиметодиках, «подгоняемых» под предмет исследования.

По сути, проведенные до сегодняшнего дня исследования в основном строились на качественных методах, базирующихся на идеографической методологии. Следовательно, одна из проблем, с которой сталкивается исследователь профессионального самосознания - это отсутствие надежного инструмента изучения профессионального Я.

Несомненно, проблема отсутствия надежного психологического инструментария порождает ряд частных проблем. Во-первых, полное отсутствие эмпирических исследований профессионального самосознания психологов, построенных на номотетической методологии - отсюда сложности верификации данных, полученных разными исследователями. Во-вторых, как следствие, встает вопрос о достоверности получаемых качественных данных [39].

Особая роль в понимании профессионального самосознания отводится феномену, получившему название «профессиональная идеология». Е.А. Климов дает четкое определение этому явлению. По его мнению, профессиональная идеология – это система утверждений вне парадигм истины, которые направлены на подтверждение общественного статуса и положения отдельной личности, или профессиональной (внутрипрофессиональной) группы [9]. 

Следует выделить еще один аспект исследования проблемы профессионального самосознания. Если рассматривать данное понятие в отношении отдельной личности, то необходимо разобраться в том, как эта личность соотносит себя с другими представителями выбранной профессии (профессионального коллектива) или социально-профессиональной группой. Ведь сопоставление себя с социальной группой подразумевает рассмотрение себя в роли носителя конкретного образа жизни и ценностей, которые часто не связаны с выбранной профессиональной деятельностью. 

Напоследок можно обратить внимание на еще один аспект анализа проблемы. Необходимо рассмотреть, что в большей мере является условием развития профессионального самосознания: специфика самой работы (и тогда уместно вести разговор о собственно профессиональном самосознании), либо специфика предшествующего обучения (что ближе к учебно-профессиональному самосознанию). Иначе говоря, кем преимущественно себя осознает личность - профессионалом, работающим в определенной компании и осуществляющим определенные общественные и профессиональные функции, или выпускником конкретного учебного заведения. 

Различные авторы в области психологии выделяют разные условия и механизмы, которые усложняют процесс адекватного формирования самосознания. В отношении психологии профессионального самосознания эти механизмы должны быть приспособлены и несколько переоценены. Необходимо учесть, что именно в профессиональной деятельности личность в большей мере стремится проявить свои наилучшие свойства и созреть как личность в целом [14]. 

Мы обобщили разные точки зрения исследователей и определили следующие различия между профессиональным и общим самосознанием личности:

		профессиональное самосознание наделено профессионально-деятельностным содержанием Я-образов;

		по характеру Я-образов профессиональное самосознание определяется особенностями профессиональной деятельности;

		с помощью профессионального самосознания регулируется отношение субъекта к профессии и его профессиональное поведение. 

Есть существенные различия и в механизмах самооценки. В то время как общая самооценка основывается на морально-нравственных ценностях, нормах личности и ситуативных принципах оценки поведения, профессиональная самооценка сводится к операционализированным и формализованным принципам оценки. 

В трудах Д.Н. Завалишиной описывается обобщенная модель формирования субъекта профессиональной деятельности. Она провозглашает многовариантность развития, обусловленную характером и масштабом активности личности, методом внедрения профессиональной деятельности в собственную жизнь. Эта модель содержит 3 стадии:

		идентификация себя в профессии (специализация);

		приспособление личности к выполняемой деятельности;

		самоопределение личности в отношении профессиональной деятельности и самоорганизации в ней [5]. 

По ее мнению, главная задача личности (субъекта) – принятие и освоение традиций и ценностей собственной профессии, и как результат более глубокое и эмоциональное отождествление себя с конкретным профессиональным сообществом. Основной парадокс, который разрешается в ходе развития: «факторы, ценности и традиции профессионального мира - методы их активного опосредствования субъектом». Лишь на третьей стадии личность воплощает в жизнь выбранную манеру собственного развития, реализуя вместе с тем свое самоопределение в жизни. Личность приобретает важное качество, которое позволяет определить специалиста как «субъекта профессиональной идентичности».

Т.В. Кудрявцев полагает, что личность в своем профессиональном развитии проходит четыре ключевых стадии:

		становление профессиональных желаний и идей;

		обучение профессии;

		профессиональная адаптация;

		полная или частичная самореализация в профессиональной деятельности [41].

В исследовании профессионального самоопределения Е.А. Климов подвергает оценке этапы данного процесса, связанные с трансформацией индивидуально-психологических особенностей человека и его профессионально-ориентированных отношений [9]. Предложенное автором разделение процесса развития личности как субъекта труда на этапы позволяет проследить возрастную динамику создания ценностных ориентаций. Профессиональная деятельность - один из самых важных факторов социализации человека во всех культурах. Именно в процессе труда дома, в школе, в ВУЗе молодой человек овладевает социальными ценностями и нормами, которые присущи разным формам трудовой деятельности. Личность реализует собственные социально-профессиональные интересы и самоутверждается. Это и служит основой третьего подхода к вопросу выбора профессии. 

Е.А. Климов рассматривает два подхода к пониманию профессионального самоопределения: практический (объективные изменения социального статуса личности) и гностический (трансформация сознания и самосознания самоопределяемой личности) [9]. 

Нередко профессиональное самосознание формируется само собой, но оно требует от личности особой работы по его формированию и дальнейшему развитию, что напрямую связано с тем, насколько успешно человек овладел профессиональной деятельностью. Все это говорит о необходимости специальной работы по регулированию процесса формирования профессионального самосознания. По мнению большинства авторов, наиболее чувствительным периодом в этом плане является этап обучения в вузе [6]. 

Вступление личности в профессию сопровождается приобретением соответствующих профессиональных умений и навыков, постижением профессии, бурным личностным становлением. От оценки и восприятия личностью собственных достижений в профессиональной деятельности и своей работы зависит ее результативность, общее самочувствие человека. Профессиональное самосознание человека тесно связано с проблемами освоения профессии и управления в профессиональном становлении личности на всех стадиях ее профессионального пути. Профессиональное самосознание является важным механизмом и источником самосовершенствования человека и его профессионального развития.

Л.М. Митина и А.К. Маркова акцентировали внимание на том, что понимание человеком всех качеств и свойств личности, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, и определяют содержание профессионального самосознания [16]. Разумеется, разные профессии требуют различных качеств и свойств. Но именно степень их осознания влияет на уверенность в себе и выбор профе.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%