VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование профессиональной компетенции студентов-психологов в сфере решения личностных проблем

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002884
Тема: Формирование профессиональной компетенции студентов-психологов в сфере решения личностных проблем
Содержание
	Министерство образования и науки РФ
Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева



								На правах рукописи



ШЕВЧЕНКО ЮЛИЯ ИВАНОВНА

Научный доклад на тему:

Формирование профессиональной компетенции студентов-психологов в сфере решения личностных проблем


Направление подготовки: 37.06.01 Психологические науки
направленность (профиль) Педагогическая психология

Научный руководитель	к.психол.н., Кисельникова Наталья Владимировна






Орел-2017
     
     
      
ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования связана с постановкой в последние годы на государственном уровне вопроса о законодательном регулировании деятельности практических психологов, в том числе — психологов-консультантов и психотерапевтов. Также крайне актуальной остается тема перехода системы высшего профессионального образования на компетентностную модель, что затрагивает и обучение психологии. 
     В 2014 году на рассмотрение в Государственной Думе РФ и на суд профессиональной общественности вынесен законопроект о психологической помощи населению, в котором центральное место занимает вопрос экспертизы и стандартов профессиональной деятельности психолога-практика. Признается, что одним из ключевых аспектов деятельности практикующих психологов является деятельность психолога-консультанта по решению личностных проблем. Этот аспект работы специалиста является частью темы, научно проработанной в трудах известных специалистов в сфере решения проблем и задач и психологии решения личностных проблем, и поэтому хорошо поддается формализации. 
     Несмотря на значительный опыт научных исследований эффективности психологического консультирования за рубежом и в нашей стране, а также разработанные на западе процедуры исследования процесса решения личностных проблем, методики, направленной на оценку профессиональных компетенций психологов-консультантов в области решения личностных проблем, до сих пор не существует. Также будет исследоваться вопрос фундаментального характера - как именно личностная проблема может решаться в специально организованном диалоге и в ходе профессиональной деятельности психолога-консультанта.
     Описание степени разработанности темы. Вклад в понимание сущности профессиональной компетентности внесли труды Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой-Славской, Н. Ф. Кузьминой, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, диссертационные работы И. В. Аксёновой, А. П. Рожковой, Ю. В Варданян,  В. В. Гафнера, Е. В. Рогулиной, где исследуется проблема условий её становления. Современное образование требует пересмотра условий и содержания подготовки квалифицированных  специалистов в области психологии.  Освоение профессии в высшем учебном заведении осуществляется в процессе  специально организованной учебной деятельности студентов. Её целью является предоставление студенту необходимого объёма общенаучных, гуманитарных и специальных знаний, умений, формирование и развитие у них соответствующих личностных качеств и способностей, приобщение к основам профессиональной этики.
     К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л. П. Алексеева, Л. Д. Давыдов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, Н. С. Шаблыгина и др.) относят следующие:
     – компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;
     – компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;
     – компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты. Объект: профессиональная компетенция в сфере решения личностных проблем.
     Предмет: способы формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов в сфере решения личностных проблем.
     Цель: разработать программу формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов в сфере решения личностных проблем и доказать ее эффективность.
     Задачи:
     1.	Раскрыть сущность, содержание и основные понятия компетентностного подхода в образовании.
     2.	Рассмотреть модели профессиональных компетенций психологов.
     3.	Рассмотреть процесс решения проблем как часть профессиональной деятельности психолога.
     4.	Описать содержание компетенции психолога по решению личностных проблем.
     5.  Разработать и апробировать программу формирования профессиональной компетенции психолога в сфере решения личностных проблем.
     Научная новизна результатов исследований состоит в разработке механизмов развития профессиональной компетентности. Решающее значение в этом имеет механизм установки. Установка имеет функциональное значение. Она позволяет эффективнее выполнить соответствующее действие. Установка, как отмечает А. С. Прангишвили, – это закодированная модель конечного результата деятельности, это особое психическое состояние, предвосхищающее поведение в предстоящей ситуации. Она оказывает заметное влияние на формирование образа объекта восприятия и отнесение его к какой-либо профессиональной или социально-ролевой группе, настраивает индивида на «проигрывание» роли определённым образом, помогает овладеть эффективными способами усвоения знаний по вопросам восприятия и понимания окружающей действительности. Любые категории и понятия не смогут превратиться в убеждения, если они лишь усвоены и  вошли в сознание, а не пережиты и не прочувствованы эмоционально.
     Критерием успешного становления специалиста выступает его профессиональная мотивация, то есть то, что побуждает к данному виду деятельности. Уровень мотивации к профессиональной деятельности зависит от характера мотивирования субъекта, побуждения человека к выполнению трудовых задач путём активизации его потребностно-волевой сферы. О сформированности профессиональной мотивации можно судить по положительному отношению человека к своей профессии, степени удовлётворённости ею, а также по ведущим мотивам выбора этой профессии и самой профессиональной деятельности.
     Методологическую базу научной работы представляют общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и классификация.
     Структура работы следующая.
     Введение.
     Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ.
     1.1. Генезис становления и развития понятия «профессиональная компетентность» в отечественной и зарубежной практике.
     1.2. Особенности проявления профессиональных компетенций в деятельности психологов.
     Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ.
     2.1. Сущность и специфика процесса решения задач и проблем у отечественных и зарубежных специалистов.
     2.2. Основные взаимосвязи процесса решения проблем в личностной сфере как часть профессиональной деятельности психолога и формирование профессиональной компетентности студентов-психологов.
     Глава 3. ЭКСПИРЕМИНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ.
     3.1. Анализ практики формирования профессиональной компетентности студентов-психологов в сфере решения проблем в личностной сфере, сложившейся в образовательных организация высшего образования.
     3.2. Практическое изучение формирования профессиональной компетентности студентов-психологов в сфере решения проблем в личностной сфере.
     Глава 4. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЕ.
     4.1. Совершенствование путей формирования профессиональной компетентности студентов-психологов в сфере решения проблем в личностной сфере.
     Заключение
     Список литературы
     Приложения
     По теме научной работы мною опубликованы следующие статьи:
1. Особенности проблемного обучения студентов ВУЗа в условиях компетентностного подхода // Современные тенденции в науке и образовании: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2015 г.: в 5 частях. Часть V. М.: "АР-Консалт", 2015 г.- 167 с.
2. Особенности профессиональной подготовки в ВУЗе в условиях компетентностного подхода // Materi?ly XI mezin?rodn? v?decko - praktick? konfrence «Efektivn? n?stroje modern?ch v?d – 2015». - D?l 12. Psychologie a sociologie.: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o - 72 stran.
3. Перечень профессиональных компетенций психолога в современной отечественной психологии // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции (30 апреля 2015 г., г. Уфа).    в 3 ч. Ч.3 - Уфа: АЭТЕРНА, 2015. – 208 с.
4. Особенности процесса решения личностных проблем в психологии (в печати сборника по итогам VII Международная научно-практическая конференция НАУКА И СОВРЕМЕННОСТЬ, г. Уфа, АЭТЕРНА). 
5. Особенности профессиональной компетентности экспертов и новичков в решении задач в психологии // Материалы научно-практической молодежной конференции «Смирновские чтения-2015». – Москва: ФГБНУ ПИ РАО, 2015. – 60 с.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества, поэтому высшая школа должна готовить своих выпускников развивая у них такие качества как динамизм, мобильность, конструктивность. И.А.Зимняя отмечает, что компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, делает акцент на операциональную, навыковую сторону его результата. В отечественной психолого-педагогической науке ориентированный на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, он «не противопоставляется традиционному «ЗУНовскому», а существенно расширяет его содержание личностными составляющими, делает его гуманистически направленным.
     Важный вопрос состоит в том, кто должен (или может) определять основные компетенции психолога в современных условиях. Мы рассмотрим мнения различных специалистов, занимающихся изучением компетенций.
     Перечень ключевых компетенций дан нами с позиций разных авторов и сторон, влияющих на образовательный процесс учащихся высшей школы и нуждается в детализации как по ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций.
     
     
     
     
     
     
     
     
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1. Cooper R.K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional Intelligence in Leadership and Organisations. – New York: Grosset/Putnum, 1997.
    2. Fischer A., Greiff S., Funke J. The Process of Solving Complex Problems // The Journal of Problem Solving. – 2012. – Vol. 4, № 1. – P. 19–42.
    3. Heppner P.P., Krauskopf C.J. An information-processing approach to personal problem solving // The Counseling Psychologist. – 1987. – Vol. 15, № 3. – P. 371–447.
    4. Heppner P.P., Petersen C.H. The development and implications of a personal problem-solving inventory // Journal of Counseling Psychology. – 1982. – Vol. 29, № 1. – P. 66–75.
    5. Heppner P.P., Reeder B.L., Larson L.M. Cognitive Variables Associated with Personal Problem Solving Appraisal: Implications for Counseling // Journal of Counseling Psychology. – 1983. – Vol. 30, № 4. – P. 537–545.
    6. Larkin J. H., McDermot J., Simon D. P., Simon H. A. Models of competence in solving physics problems // Cognitive Science. 1980. № 4. P. 317–345.
    7. The Oxford Handbook of Emotion, Social Cognition, and Problem Solving in Adulthood / ed. by P. Verhaeghen, С. Hertzog // Oxford University Press. – 2014.
    8. Абдульханова-Славская К. А. Детерминация процесса мышления. - М., Наука, 1966, 352с.
    9. Бозаджиев В.Л. К проблеме социально-профессиональных компетенций психолога // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 12 – С. 93-95 
    10. Бозаджиев В.Л. Педагогические компетенции психолога // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 3 – С. 85-86 
    11. Бозаджиев В.Л. Профессиональные компетенции как интегральные качества личности специалиста // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 5 – С. 40-44 
    12. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
    13. Быкова Е.А. Формирование профессиональной компетентности студентов – будущих психологов на основе восприятия и понимания механизмов профессионализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/NIO_2012/Psihologia/10_98293.doc.htm
    14. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Специальность 020400 "Психология" Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии M.: 2000.
    15. Данина М.М., Кисельникова Н.В. Метод решения личностных проблем в профессиональной подгтовке психологов-консультантов и психотерапевтов // Смысл и ценности: актуальные исследования и перспективы в испанском и российском гуманитарном образовании. Сборник научных статей Международного семинара / Под общ. ред. Е.В. Федосенко. – СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2014. – 354 с. (Материалы семинара).
    16. Дубинец Е.В. Психологические условия формирования полифункциональной компетенции у будущих психологов в ВУЗе. Известия Самарского научного центра РАН, Самара: Т.13,№2(5), 2011. С. 1152-1155 (0,27 п.л.).
    17. Дубинец, Елена Викторовна. Развитие полифункциональной профессиональной компетенции у будущих психологов образования в вузе : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Дубинец Елена Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-6/1754
    18. Звездова, А.Б. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. / А.Б. Звездова, В.Г. Орешкин [электрон] Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf.
    19. И.А. Зимняя Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компе-тентностного подхода в образовании. Авторская версия. . М.: Исследова-тельский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
    20. Исаева Н.А. Профессиональные компетенции практического психолога в образовании  // Профессиональные компетенции практического психолога в образовании / Н.А. Исаева. – Волгоград, 2011 // Психология образования в XXI веке: теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград, 14-16 сентября 2011 г. : к 80-летию Волгоградского государственного социально-педагогического университета / ред. Т.Ю. Андрущенко, А.Г. Крицкий,О.П. Меркулова. – Волгоград : Перемена, 2011. – С. 369-371. 
    21. Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии. Научно-методические материалы. Коллектив авторов. Российский Государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. — СПб.: 2007. 
    22. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104.
    23. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.— 80 с.
    24. Маничев С.А. Профессиональные стандарты как основа сертификации в области психологии. Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2008, №2. С. 18 – 35.
    25. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: "Педагогика", 1972.
    26. Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения. Хрестоматия по психологии / под ред. А.В. Петровского: Советская педагогика, 1971, №7, с.38-47.
    27. Мединцева И. П. Формирование профессиональных компетенций студентов-психологов // Известия ВолгГТУ. 2013. №13 (116). 
    28. Мединцева И. П. Формирование профессиональных компетенций студентов-психологов // Известия ВолгГТУ . 2013. №13 (116). 
    29. Нигматзянова Г.Х. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность» // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11.
    30. Поддьяков А.Н. Неопределенность в решении комплексных проблем // Человек в ситуации неопределенности / Гл. ред. А.К. Болотова. Гос. ун-т – Высшая школа экономики. М.: ТЕИС, 2007. С. 177-193.
    31. Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во "Ин-т психологии РАН", 2007. С. 136-156.
    32. Поддьяков А.Н., Елисеенко А.С. Связи субъективной неопределенности и эффективности решения комплексной проблемы (на материале деятельности управления виртуальной фабрикой) // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 28. С. 4. 
    33. Пряхина М. В. Технология разработки и оценки профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел мвд россии в соответствии с профилем должности // Ученые записки университета Лесгафта . 2012. №6. 
    34. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — 576 с.
    35. Райнаи Г., Столин В. В. Психотерапия в обыденном сознании и в сознании психотерапевтов // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 125–135.
    36. Резник Н.И. Вопросы образования: Инвариантный подход. Компетентнстный подход: монография / Н.И. Резник, О.Г. Берестнева, Л.Ф. Алексеева, Г.Е. Шевелев; – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 470 с.
    37. Решение личностных проблем в работе психотерапевта / М.М. Данина, Н.В. Кисельникова (Волкова), Е.В. Лаврова [и др.] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2016. – N 4 (14)
    38. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2006. — 319 с.
    39. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО "Мир книги", 2001.
    40. Супрунова Л.Л. Компетентностный подход к подготовке выпускника вуза: преимущества и перспективы реализации // http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/I/uch_2008_I_00006.pdf
    41. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо¬бие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
    42. Фещенко Е. М. Профессиональная компетентность педагога-психолога в новых образовательных условиях // Вестник Брянского государственного университета. 2011. №1. 
    43. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
      13
      
      
.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44