- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006633 |
Тема: | Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования |
Содержание
5 Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева на правах рукописи Дашкова Алена Карловна Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Адольф Владимир Александрович Красноярск 2016 Оглавление Введение 3 1 Глава. Теоретические предпосылки адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования 14 1.1 Психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе как составляющие единого процесса адаптации к будущей профессиональной деятельности 14 1.2 Особенности адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 39 1.3 Организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 61 Выводы по главе 1 79 2 Глава. Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 81 2.1 Структурно-функциональная модель адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 81 2.2 Реализация организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 101 2.3 Результаты исследования динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 118 Выводы по главе 2 133 Заключение 136 Список литературы 140 Приложения 161 Введение Актуальность исследования. Система подготовки инженерных кадров находится в состоянии модернизации, проводимой органами управления образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. Для высшей технической школы характерна тенденция к модернизации, связанная с необходимостью соответствия качества подготовки инженеров уровню достижений научно-технического прогресса. «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства…» (из выступления президента России В.В. Путина на заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 г.). Возрастает роль повышения качества профессиональной подготовки в технических вузах, ее успешность определяется профессиональным становлением будущих студентов-инженеров и эффективностью их адаптации к профессиональной подготовке в вузе, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности и ценностных ориентаций технического образования. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 г.г. указывает на необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Квалификационные требования к профессиональной подготовке инженера связаны с формированием специальных компетенций (ФГОС ВПО-3+ и профессиональные стандарты для инженерных специальностей). Анализ компетенций и требований стандартов показал, что в представленных компетенциях и требованиях не отражены или не достаточно отражены аспекты профессионального здоровья и профессиональной безопасности. Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе характеризуется высокими умственными нагрузками, сложностью и интенсивностью учебного процесса, не достаточностью мотивации на ценности профессии и технического образования, не умение рационально распределять время для самостоятельной подготовки, вхождение в новую социально-профессиональную среду вуза, наличие эмоциональных, экологических и производственных стрессогенных факторов, влияющих на здоровье и работоспособность будущих специалистов. Эти задачи невозможно решить без формирования ценностных ориентаций технического образования и интегрирования технических, гуманитарных и здоровьесберегающих знаний в процессе профессиональной подготовки, позволяющих развивать общечеловеческие и профессионально-значимые качества инженера и успешно реализовывать адаптивные возможности организма без вреда для собственного здоровья специалиста. В связи с этим актуализируется необходимость проведения научного исследования адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования и разработке научно обоснованных организационно-педагогических условий педагогического сопровождения данного процесса адаптации с целью повышения качества профессиональной подготовки инженеров. Анализ отечественной и зарубежной литературы, материалов научных исследований позволяет рассмотреть проблемы адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования в медико-физиологическом, социально-психологическом, педагогическом аспектах. Это отражено в работах Г. Селье, П.К. Анохина, A.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Шиловой. Концептуальные теории профессионального становления личности были исследованы В.А. Адольфом, Л.И. Божовичем, Е.А. Климовым, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым. Вопросы педагогического сопровождения на основе аксиологического подхода рассмотрены учеными А.В. Кирьяковой, Г.И. Чижаковой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновой. Вопросы формирования сохранения профессионального здоровья и безопасности обосновываются в исследованиях О.Н. Московченко, С.В. Белова, Т.Ю. Давыдовой, П.И. Кайгородова, Л.А. Михайлова, О.Н. Русака. Особое значение имеют работы Е.П. Еромолаевой, А.В. Епихина, С.Е. Каплиной, Е.А. Муратовой, А.И. Чучалина, Н.П. Чурляевой, посвященные проблемам адаптации студентов технических вузов в контексте профессиональной подготовки. Педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования остаются не достаточно изученными: не уточнены особенности адаптации студентов-инженеров, не раскрыты механизмы адаптации и педагогического сопровождения, не выявлены педагогические условия результативного протекания этого процесса. Научно-теоретическая актуальность исследования определяется наличием следующих объективных противоречий: – между потребностью современного работодателя в высококвалифицированных специалистах, легко адаптирующихся к новым условиям труда и сложившейся системой вузовской подготовки будущих инженеров, слабо ориентированной на специфику современной профессиональной деятельности; – между необходимостью организации, управлении и сопровождении адаптации студентов в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий и модели адаптации к профессиональной подготовке и будущей профессиональной деятельности; – между необходимостью учитывать особенности адаптации студентов технических вузов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса адаптации. Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования. Необходимость разрешения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования. Объект исследования – профессиональная подготовка студентов в техническом вузе. Предмет исследования – организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования. Гипотеза исследования: Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования будет результативной, если: Определены и выявлены особенности и специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе. Разработаны и внедрены организационно-педагогические условия адаптации студентов-инженеров, базирующиеся на выявленных особенностях профессиональной подготовки в техническом вузе с учетом ценностных ориентаций образования, включающие: структурно-функциональную модель адаптации, которая построена на основе технического, гуманитарного, здоровьесберегающего направлений; организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе с использованием специального методического обеспечения, учитывающего направления адаптации; формирование ценностного отношения к профессиональному здоровью и безопасности как значимой составляющей профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности специалиста. Поставленная цель и гипотеза исследования определили задачи исследования: Раскрыть психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе. Выявить особенности и специфику адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования. Определить содержание структурно-функциональной модели адаптации студентов-инженеров, учитывающее специфику профессиональной подготовки. Выявить и апробировать комплекс организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом в вузе на основе ценностных ориентаций образования и экспериментально проверить результативность модели адаптации. Разработать специальное методическое обеспечение по организации, управлению и педагогическому сопровождению адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом в вузе на основе ценностных ориентаций образования на основе Теоретико-методологической основой исследования являются следующие теории и концепции: механизмы адаптации рассмотрены в работах (А. Маслоу, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Антипов, Г. Селье, A.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). концепции периодизации психического развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, М.И. Шилова); исследования особенностей социальной адаптации (А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс); теории профессионального становления личности (Л.И. Божович, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.) профессиональная подготовка инженеров (Е.П. Еромолаева, А.В. Епихин, С.Е. Каплина, Е.А. Муратова, А.И. Чучалин, Н.П. Чурляева, Г.В. Акопов, В.А. Адольф). аксиологический подход в педагогике (А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Г.И. Чижакова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов); формирование культуры сохранения здоровья и безопасности в исследованиях (О.Н. Московченко, С.В. Белов, Т.Ю. Давыдова, П.И. Кайгородов, Ю.В. Репин, Е.В. Литвина, О.Н. Русак, Л.А. Михайлов). Методы исследования. – теоретические: анализ медико-физиологической, психологической, социологической, педагогической, методической, специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов, обобщение педагогического опыта по воспитательной работе в высших учебных заведениях; – экспериментальные: диагностика посредством наблюдения, бесед, опроса, анкетирования, методы математической статистики и цифровой обработки данных, опытно-экпериментальная проверка результативности организации управления и педагогического сопровождения адаптации студентов. Этапы и база исследования. Исследование проводилось в течение восьми лет на базе Института инженерной физики и радиоэлектроники (ИИФиРЭ) Сибирского федерального университета. В педагогическом эксперименте приняли участие 289 человек. Исследование состояло из трёх этапов, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач использовались соответствующие методы. Первый этап (2008–2010 г.г.) – теоретико-поисковый этап педагогического эксперимента позволил проанализировать (путем изучения научной литературы по проблеме адаптации, нормативных документов и стандартов, регламентирующих учебный процесс института Инженерной физики и радиоэлектроники) и выявить основные противоречия профессиональной подготовки в вузе студентов технических специальностей. На основании этого мы выделили проблему и определили тему диссертационной работы, определили цель, задачи и гипотезу исследования. В результате проведенной работы были выявлены организационно-педаго-гические условия адаптации студентов ИИФиРЭ СФУ к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, проведена апробация теоретически обоснованных направлений, показателей, этапов и методов диагностики адаптации. Второй этап (2010–2014 г.г.) – системно-формирующий этап педагогического эксперимента позволил проверить выявленные организационно-педагогичес-кие условия, обеспечить апробацию диагностических исследований, на основе специального методического обеспечения, и организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации к профессиональной подготовке студентов ИИФиРЭ на основе ценностных ориентаций образования. Третий этап (2014–2016 г.г.) – экспериментально-результативный этап педагогического эксперимента (анализ и обработка полученных результатов) подтвердил результативность влияния комплекса организационно-педагогических условий на адаптацию студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Выявлены особенности и специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, определены содержание, структура, этапы (учебная идентичность, учебно-профессиональная трансформация, профессионально-ценностная рефлексия) данного процесса. 2. Разработаны организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, включающие: структурно-функциональную модель адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, включающую направления адаптации: техническое, гуманитарное и здоровьесберегающее, что обусловлено спецификой подготовки будущих специалистов-инженеров; критерии адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе: деятельностно-результативный, коммуникативно-профессиональ-ный, личностно-функциональный, ценностно-мотивационный и три уровня адаптации: низкий, средний и высокий; организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования; ориентацию студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности, как к профессиональному критерию, влияющему на процесс адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе. 3. Осуществлен контроль динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке и анализ результативности данного процесса. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: Исследована проблема адаптации студентов инженерных специальностей к профессиональной подготовке в вузе на теоретико-методологическом уровне, создающем основу для практического использования результатов исследования в системе высшего техническом образования; Уточнена сущность понятия «адаптация студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования», применительно к техническому вузу, предполагающая формирование ценностного отношения к образовательной деятельности и готовности студентов к будущей профессиональной деятельности; Определены направления адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования: – техническое – формирование научно-теоретической базы технических знаний; – гуманитарное – формирование жизненно-проектируемых образов профессионального поведения; – здоровьесберегающее – формирование ценностей профессионального здоровья и безопасности для профессионального долголетия и активной жизнедеятельности. Выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, опирающиеся на личностно-деятельностный, аксиологический и оптимизационный подходы, позволяющие повысить результативность адаптации. Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанные научно-методические рекомендации по организации педагогического сопровождения адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования нашли применение в Институте инженерной физики и радиоэлектроники; предложенные методики диагностирования уровней адаптации студентов к профессиональной подготовке апробированы в Институте инженерной физики и радиоэлектроники; разработана и внедрена программа практикума «Основы профессионального здоровья и безопасности»; экспериментально подтверждена результативность разработанной структурно-функциональной модели адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе, учитывающей направления адаптации: техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методической основой, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативность выборки обследованных студентов, воспроизводимостью результатов, подтверждением гипотезы исследования, успешным внедрением результатов исследования в практику работы ИИФиРЭ ФГАОУ ВО СФУ. На защиту выносятся: 1. Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования – это процесс формирования целостной зрелой личности будущего специалиста-профессионала, включающий накопление научно-технической базы знаний, развитие коммуникативных навыков и способов общения в профессиональной среде, формирование ценностного отношения к профессиональному здоровью и безопасности, обеспечивающий ценностную ориентацию студента на самореализацию и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности. 2. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования – это специальная организованная педагогическая деятельность, включающая систему взаимодействия руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов, направленную на выработку единой концепции педагогического сопровождения адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе как ценности образовательной деятельности. 3. Структурно-функциональная модель адаптации представляет собой целостную систему, включающую взаимосвязанные блоки: содержательный (направления адаптации, критерии адаптации и средства диагностики); операционно-деятельностный (этапы, формы и средства адаптации); результативный (оценка динамики диагностики адаптации). 4. Комплекс организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования обеспечивает результативное функционирование модели адаптации и включает: – реализацию в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе ценностных ориентаций образования, направленных на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности; – организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке с учетом ценностных ориентаций профессиональной деятельности; – ориентацию студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности для активного функционирования в профессиональной деятельности. Апробация и внедрение результатов исследований: Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2008 г. посредством публикаций его основных положений в научной и методической печати; через внедрение разработанных программ и методических рекомендаций в практику деятельности Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ; в виде докладов, выступлений на международных (Кемерово, 2008, 2011 г.г.); Санкт-Петербург, 2011, 2012 г.г., Красноярск, 2015, 2016 г.г.); Всероссийских (Челябинск, 2009 г., Ростов-на-Дону, 2006 г., Новосибирск, 2009 г., Санкт-Петербург, 2009 г., Красноярск, 2009 г. Томск, 2016 г.) научно-практических конференциях, совещаниях-семинарах; в процессе педагогической деятельности Института инженерной физики и радиоэлектроники. Основное содержание исследования отражено в 29 публикациях автора, на которые получены положительные отзывы. Структура диссертации отражает содержание и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (208 источников) и 10 приложений. В работе 14 таблиц и 14 рисунков. Глава. Теоретические предпосылки адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования Психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе как составляющие единого процесса адаптации к будущей профессиональной деятельности Настоящий параграф посвящен рассмотрению различных аспектов адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе и к будущей профессиональной деятельности с позиции естественных и общественных наук, исследованию специфики и временных границ адаптации в процессе образовательной деятельности в вузе, а также анализу состояния этой проблемы в современной теории и практике высшего образования. Основанием для проводимого исследования является понятие адаптации студентов к профессиональной подготовке и к будущей профессиональной деятельности в техническом вузе как элемента единого процесса социального, профессионального, психофизиологического вхождения студента в образовательную среду вуза и в будущую профессиональную деятельность. Рассмотрение проблемы адаптации студентов к профессиональной подготовке и к будущей профессиональной деятельности в техническом вузе осложняется наличием разнообразных трактовок самого понятия «адаптация». Проблема адаптации студентов к образовательному процессу в вузе носит интегрированный характер и является интегральной научной категорией, содержащей синтез знаний из различных областей. В связи с этим проблема адаптации изучается в медико-физиологических, социологических, психолого-педагогичес-ких исследованиях и является сложной психолого-педагогической системой. Как научная категория «адаптация» есть общенаучное понятие. И.Т. Фролов указывает, что данное понятие возникает на стыках наук и экстраполируется на многие отрасли наук [186]. Л.А. Ясюкова указывает, что «адаптация» как общенаучное понятие, синтезирует знания из естественных, социальных, психологических, педагогических наук [200]. Ф.Б. Березин и Суханов А.А. рассматривают адаптацию как механизм к комплексному изучению человека [168]. Для нашего исследования необходимо рассмотреть следующие аспекты адаптации: медико-физиологический аспект, позволяющий исследовать человека как высшую ступень развития живых организмов на Земле [164]; психологический аспект, изучающий психическое отражение действительности в процессе деятельности человека [164], социальный, учитывающий человека как биосоциальную систему и элемент социальной макросистемы [115, с. 442]; и педагогический аспект как науку об образовании и обучении и их роли в развитии личности [164]. Медико-физиологический аспект адаптации связан с перестройкой целых систем организма: эндокринной, вегетативной нервной, опорно-двигательной и других. «Адаптацией называют и сам процесс выработки приспособлений» [164]. Первоначально понятие «адаптация» возникло в биологии, соответственно в биологических исследованиях понятие «адаптация» трактуется как процесс морфофизиологических и поведенческих приспособлений организма к внешним условиям в процессе эволюции, она обеспечивает выживаемость, устойчивость к воздействию внешних факторов [121; 158]. В развитие современной теории адаптации в физиологических отраслях знания внесли значительный вклад Г. Селье, С.Е. Павлов, П.К. Анохин, Н.А. Агаджанян, P.M. Баевский, А.П. Берсенева, Ф.З. Меерсон, В.П. Казначеев, В.И. Медведев и др. Теорию стресса исследует Г. Селье, он связывает постоянно протекающий процесс адаптации с понятиями стресса и адаптационного синдрома [159, с. 68]. Негативные факторы, воздействующие на организм, вызывают общий стресс, затем начинает развиваться системная защита организма, что проявляется в адаптационном синдроме – взаимозависимыми привыканиями организма к действию раздражителей. Г. Селье выделил стадии адаптационного синдрома: реакция тревоги, во время которой мобилизуются защитные силы; стадия устойчивости, отражающая полную адаптацию к стрессору; стадия истощения, которая наступает, если стрессор действует интенсивно на протяжении длительного времени [159, с. 71-72]. В работах С.Е. Павлова отражены исследования различных направлений физической адаптации [133, с. 12-17; 137, с. 129]. Анализ основных положений теории адаптации С.Е. Павлова позволяет заключить, что в основе процесса адаптации лежит формирование системы поведенческих актов. Согласно С.Е. Павлову, системные реакции организма на комплекс средовых воздействий специфичны, а неспецифическое звено адаптации определяет специфику его реагирования. Автор указывает, что процесс адаптации протекает по общим законам, он всегда индивидуален, поскольку находится в зависимости от генотипа, однако адаптация, в том числе, определяется и условиями жизнедеятельности организма. Так, в частности С.Е. Павлов рассматривает возможности адаптации в зависимости от характера жизнедеятельности индивидуума с учетом специфики совершаемой им деятельности. Согласно С.Е. Павлову, адаптационная лабильность определяется специфичностью деятельности в зависимости от ее характера (физическая, умственная деятельность), а также восстановительными возможностями, которые, в свою очередь, определяются пределами работоспособности организма [133, с. 56]. Адаптационные изменения – это структурные перестройки в компонентах конкретной функциональной системы, способствующие восстановлению гомеостатических констант организма. Ф.З. Меерсон определяет адаптацию как сложный механизм реакций организма на стресс. Согласно Ф.З. Меерсону, адаптация представляет собой процесс приспособления организма к внешней среде или к изменениям, совершающимся в самом организме. По его мнению, помимо генотипической адаптации, которая выработалась в процессе эволюционного развития и передается по наследству, существует фенотипическая адаптация, приобретенная в ходе индивидуальной жизни [121, с. 421-422]. Адаптационные изменения в организме, согласно Ф.З. Меерсону, обеспечиваются обменными процессами, которые, в свою очередь, определяются генотипическими особенностями организма; таким образом, Ф.З. Меерсон акцентирует внимание на генной доминанте адаптационных процессов. Физиологические основы теории адаптации исследовались в теории функциональных систем П.К. Анохина [19]. Он в своих исследованиях сформулировал положения, согласно которым живой организм как функциональная система имеет вполне специфические свойства, которые придают ей пластичность и подвижность, способствующие формированию механизмов адаптации. Такие механизмы П.К. Анохин трактует как физиологическую лабильность. Следовательно, в процессе адаптации формируются специфические реакции, которые позволяют организму приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. В отличие от Ф.З. Меерсона, П.К. Анохин рассматривает адаптацию как целостный процесс. Он указывает, что все этапы адаптации являются системообразующими, и она охватывает весь спектр афферентных влияний и формируется на основе предсуществующих физиологических механизмов, которые, в зависимости от потребностей организма, могут быть вовлечены в процесс адаптации. При этом в случае, если сила воздействия стрессоров настолько велика, что не может быть компенсирована приспособительными механизмами, в организме могут произойти необратимые изменения. Н.А. Агаджанян, P.M. Баевский и А.П. Берсенева подходят к исследованию адаптации как к функциональному показателю здоровья человека [1; 24]. Они оценивают функциональное здоровье индивидуума по качеству реакций органов и систем в ответ на воздействие стрессора, которые обеспечиваются системами адаптации. Авторы рассматривают адаптацию с позиции соотношения физиологической нормы и отклонения от этой нормы. Согласно утверждениям этих авторов, состояние физиологической нормы характеризуется удовлетворительной адаптацией к условиям окружающей среды, и адаптация указывает на достаточные функциональные возможности организма для поддержания гомеостаза. Авторы указывают, что при недостаточности систем адаптации в организме развиваются патологические процессы. P.M. Баевский и А.П. Берсенева рассматривают адаптацию как совокупность физиологических реакций, которые характеризуются напряжением механизмов регуляции [24]. Степень адаптации, согласно P.M. Баевскому и А.П. Берсеневой, определяется степенью напряжения регуляторных механизмов и величиной израсходованных функциональных резервов организма. Авторами предложена классификация функциональных состояний организма, основанная на представлениях о гомеостазе и адаптации, в частности, в своих исследованиях они выделяют различные уровни состояния здоровья индивидуума, которые определяются уровнем адаптации. P.M. Баевский и А.П. Берсенева выделяют состояние физиологической нормы, при котором регуляторные системы организма определяются как оптимальные, нормальные либо характеризующиеся умеренным напряжением; донозологические состояния, которые характеризуются выраженным функциональным напряжением, резко выраженным функциональным напряжением и перенапряжением регуляторных механизмов; преморбидные состояния, характеризуемые резко выраженным перенапряжением регуляторных механизмов; состояние срыва адаптации, при котором развивается истощение регуляторных систем и срыв механизмов регуляции. В.И. Медведев процесс адаптации трактует термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса – адаптированность, а различия в состоянии организма до начала и после завершения процесса адаптации – адаптивный эффект [120]. Анализ исследований медико-физиологических аспектов адаптации, представленный выше, позволил сделать вывод о том, что авторы в своих исследованиях трактуют адаптацию как совокупность физиологических приспособительных реакций организма, обусловленных индивидуальными особенностями человека, внутренними факторами его организма, а также характером деятельности. Однако в исследованиях этих авторов не учитываются внешние факторы, к которым относятся экологические, социальные, психологические. А.В. Петровский определяет адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [140, с. 15-30]. Исследование феномена адаптации с учетом ее экстраполяции на экологические и социально-психологические факторы осуществляется в работах В.И. Медведева [120]. Исследователи, не отрицая биологической природы адаптации, расширяют данное понятие, указывая, что адаптация есть процесс приспособления человека к условиям среды обитания, направленный на сохранение, развитие человека как биологического вида. Так, Ю.А. Урманцев в своих исследованиях указывает на то, что по содержанию понятие «адаптация» глубоко междисциплинарное, и современные трактования данного понятия имеют недостатки, в частности, преобладает биологический подход, который определяет адаптацию как совокупность приспособительных реакций организма на воздействие раздражителей, вследствие чего мало учитываются специфические, выделяющие именно адаптацию, признаки [177, с. 21-36]. В контексте нашего исследования понятие здоровья и безопасности приобрело не только физическое, но и социальное значение, так как профессиональная деятельность специалиста связана как с физическими нагрузками, так и с производственными опасностями. Поэтому должна быть выделена, с точки зрения профессиональной подготовки категория профессионального здоровья и безопасности. Авторы (В.Г. Еремин, В.В. Сафронов [26] и др.) указывают о необходимости формирования стратегии персональной профессиональной безопасности и здоровья, что позволит успешно адаптироваться к современным требованиям профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности инженеров. Категория профессионального здоровья и безопасности реализуется через интеграцию технических, гуманитарных и здоровьесберегающих знаний, получаемых студентами в ходе образовательной деятельности. Медико-физиологическая трактовка изучаемого понятия даёт основание заключить, что адаптация является функциональным показателем состояния здоровья студента, влияет на результат образовательной деятельности и на успешное вхождение в будущую профессиональную деятельность, что и является одной из составляющей нашего исследования. В исследованиях авторов прослеживается эволюционный подход к исследованию понятия «адаптация», а также учитываются факторы изменяющейся среды обитания, которая характеризуется сложной совокупностью воздействий, множеством стрессов природной, техногенной и социальной среды, интегрировано воздействующей на человека как физиологический вид и как социальную сущность. Этот подход невозможен без глубокого изучения и анализа современных теорий социальной и психологической адаптации, которые являются методологической основой адаптации как психолого-педагогического явления. Социальный аспект адаптации включает различные подходы к исследованию данного понятия. Проблемы социализации студентов нашли отражение в трудах П.Ф. Анисимова [18], Н.М. Голубевой [59], Т.Г. Дичева [81; 82], Ю.Т. Дороховой [83], Э.Ф. Зеер [90], Е.И. Муратовой [127] и Н.В. Юдина [200] и др. Так, Т.Г. Дичев социальную адаптацию трактует как процесс взаимодействия и взаимовлияния дву....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: