VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Выявление особенностей профессиональной деформации личности психологов, работающих в системе образования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008629
Тема: Выявление особенностей профессиональной деформации личности психологов, работающих в системе образования
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ	7
1.1. Проблема профессиональной деформации личности в современной психологии	7
1.2. Факторы, детерминирующие развитие профессиональной деформации личности	14
1.3. Специфика профессиональной деформации личности психологов образования	21
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ.	32
2.1 Общая характеристика эмпирического исследования и психодиагностических методик	32
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей профессиональной деформации у психологов образования.	44
Заключение	55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	59
Приложение	62




ВВЕДЕНИЕ
     
     Значительное место в жизни человека принадлежит профессиональной деятельности. Ей отведена особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом ее роль носит не только позитивный, но и порой негативный и даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя. 
     Проблема влияния профессии на личность периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Об этом писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце XIX и начале XX века, когда в основном уже отпочковались от философии все основные отрасли науки со своими предметами исследований, понятийными и терминологическими аппаратами, средствами познания окружающего мира.
     В трудах многих выдающихся психологов достаточно полно исследованы психологические вопросы о связи категории деятельности и личности. В меньшей степени разработаны проблемы взаимосвязи отдельных, частных видов деятельности – учения, игры, познания, общения и труда в рамках конкретных профессий. Имеется ряд работ о влиянии труда на свойства личности и множество конкретных исследований этой взаимосвязи в отдельных отраслях. В них обнаружены многочисленные существенные взаимосвязи между содержанием определенного труда и типичными качествами личности деятеля. 
     Аксиому о том, что профессия человека накладывает в той или иной мере неизгладимый отпечаток на его сознание и жизнедеятельность, не оспаривали и не опровергали никогда. Все виды деятельности человека на поприще избранной им профессии могут и должны способствовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее нравственного и физического облика. Но специфика профессиональной деятельности, при определённых условиях, может вызвать развитие негативных явлений в психологической структуре личности, деформировать ее. 
     В числе ученых, в той или иной степени занимавшихся и занимающихся разработкой проблемы профессиональной деформации личности, можно назвать В.В. Бойко, Р.М. Грановскую, А.А. Крылова, Е.С. Кузьмина, В.Е. Орла, Е.И. Рогова, Д.Г. Трунова и других.
     Профессиональная деятельность психолога образования относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социально-психологического взаимодействия с клиентами, постоянное проникновение в суть психологических проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье психолога образования.
     Большинство исследований в этой области направлены на комплексное изучение проявления профессиональной деформации у специалистов, работающих в сфере психологии. При этом исследователи отдают предпочтение изучению данного явления у представителей педагогических и социальных профессий. Недостаточно исследований в сфере работы психолога образования.
     Таким образом, изучение профессиональной деформации личности у психолога образования приобретает сегодня новое значение.
     Актуальность изучения профессиональной деформации психологов образования обусловлена высокой общественной значимостью его личности и профессиональной деятельности.
     Научная проблема. Изучение особенностей профессиональной деформации психологов образования является важной задачей, решение которой может отразиться на подходе к подготовке студентов - будущих школьных психологов. Отсутствие таких исследований, с одной стороны, и возможность определить, как меняются не только профессиональные, но и личностные качества психолога образования под влиянием профессиональной деятельности, с другой, обусловили выбор темы исследования. 
     Объект исследования:  профессиональная деформация личности.
     Предмет исследования: профессиональные деформации личности психолога образования.
     Цель работы – выявление особенностей профессиональной деформации личности  психологов, работающих в системе образования.
     В соответствии с целью определены следующие задачи:
     1)  выявление сущности понятия  профессиональная деформация личности и ее проявления;
     2) выявление факторов, детерминирующих развитие профессиональной деформации личности;
     3)  выявление  особенностей профессиональной деформации психологов, работающих  в сфере образования;
     4)  разработка и проведение эмпирического исследования особенностей профессиональной деформации психологов, работающих  в сфере образования.
     В качестве исследовательской гипотезы было  выдвинуто предположение о том, что особенности профессиональной деформации психологов образования проявляются в наличии ситуативной и личностной тревожности,  невротичности личности, раздражительности, склонности к аффективному реагированию, снижении профессиональной мотивации,  дистанцировании от окружающих.   
     Теоретико-методологическую основу работы составили: принцип системного подхода в психологии, принцип единства сознания и деятельности теоретические основы профессионального становления личности; психологические концепции профессиональных деформаций личности в трудовой деятельности (Е.А. Климов, Э. Ф. Зеер, Е. П. Ермолаева); исследования специфики профессиональных деструкций педагогических работников Кругловой Е.А; исследования профессиональной деформации личности психолога Баженовой А.Н. 
     Эмпирическая база. Исследование проводилось с 1 ноября 2016 г. по 30 ноября 2016 г. среди психологов образовательных учреждений, психологических консультационных центров, со стажем работы свыше пяти лет, г.Новосибирска в общем количестве 30 человек. 
     Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы и практически применены для профилактики профессиональной деформации работников. Также на базе исследований были разработаны практические рекомендации для профилактики профессиональной деформации психологов образования.
     Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
	
1.1. Проблема профессиональной деформации личности в современной психологии
     
     Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике [10]. 
     Проблема влияния профессии на личность периодически попадает в ракурс исследований психологов, педагогов, культурологов, социологов и других специалистов, однако, до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. Так, в начале ХХ века, известный социолог Питирим Сорокин, рассматривая преимущественно негативный аспект влияния профессиональной деятельности на человека, для обозначения особого социально-психологического феномена ввел научное понятие «профессиональные деформации». Он рассматривал такие формы влияния профессии на человека, как деформация психических переживаний и всей личности человека; деформация соматического и анатомического строения человека его профессией; деформация двигательных рефлексов в связи с деформацией внешности (облика) человека, а также деформацию всего образа жизни. 
     Об этом писали еще древние философы, особенно часто данная проблема обсуждалась в конце ХIХ века и начале ХХ века, когда психология отделилась от философии как самостоятельная отрасль науки, а именно, с 1879 г., с того момента, когда в Лейпциге была открыта психологическая лаборатория В.Вундта. Изначально, феномен профессиональных деформаций изучался с позиции его негативного влияния на соматическое здоровье человека. В дальнейшем, многие известные ученые уделяли внимание этой проблеме, определив ее как проблему взаимосвязи деятельности и личности, профессии и сознания. 
     Многие ученые подчеркивали актуальность и важность более конкретного и детального подхода в исследовании профессиональной деятельности человека. По мнению С.Г. Геллерштейна, профессиональные деформации, в широком смысле слова, это все то, что оставляет отпечаток профессиональной работы на психической и физической организации работника, оказывая влияние на всю жизнь человека в целом.
     Однако, несмотря на многочисленные исследования феномена профессиональной деформации, в научной литературе нет единого подхода к определению содержания понятия «профессиональная деформация», отсутствует устойчивый тезаурус.
     Вероятно, это связано с трудностями раскрытия природы данного феномена, что обусловлено, прежде всего, сложностью структуры и многообразием связей между формами проявления деформации в процессе профессиональной деятельности и их личностной сущностью. 
     В исследовательских работах наряду с термином «профессиональная деформация» используются в том же значении такие термины, как «профессиональная деградация» и «профессиональная деструкция». Под деградацией понимают изменение в сторону ухудшения, утрату ранее накопленных профессиональных свойств. Деструкция представляет собой разрушение сложившейся структуры. Деформация есть изменение в результате воздействия внешних и внутренних факторов. 
     Э.Ф. Зеер определяет профессиональные деформации как постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности что, по его мнению, негативно сказывается на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также отражается на развитии самой личности[12]. 
     Э.Э. Сыманюк считает, что профессиональная деформация – это разрушение, изменение сложившейся психологической структуры личности в процессе выполнения профессионального труда[27].
     В.Е. Орёл утверждает, что существуют какие-то оптимальные пределы профессионализации человека, в которых осуществляется положительное влияние на его психические особенности. За этими пределами влияние может носить отрицательный характер. Данное явление он называет профессиональной деформацией личности[21].
     Е.И. Рогов в своих исследованиях пришел к выводу, что изменения, возникающие в структуре личности, в процессе освоения ею профессией, усиливают и развивают те качества, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, но при этом, изменяются, подавляются и даже разрушаются структуры, не участвующие в этом процессе. 
     Такие профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижая ее адаптивность и устойчивость, расцениваются как профессиональные деформации.
     Любая профессиональная деятельность, особенно типа «человек-человек», деформирует личность уже на стадии освоения, а в дальнейшем и при ее выполнении.
     Как же проявляются профессиональные деформации? Чаще всего на первом месте оказывается статусная деформация, когда учитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению коллег, невыносимость иного мнения, умение видеть свои ошибки пропадает, самокритичность, возникает уверенность, что только лишь собственное мнение является правильным. Адаптивная деформация отличается пассивным приспособлением личности педагога к конкретным условиям педагогической и учебной деятельности, в результате преобладает конформизм, он перенимает обычные принятые в профессиональной педагогической сфере типы поведения. На более глубоком уровне деформации у педагога появляются: властность, низкая эмоциональность, жесткость и др. На последнем уровне профессиональной деформации, которая уже называется профессиональной деградацией, педагог меняет свои нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельным. Так как личность человека является достаточно устойчивой структурой, то она начинает искать различные пути защиты от деформаций. Одним из способов такой психологической защиты является синдром «эмоционального выгорания»[4]. 
     Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц, отождествляя эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, выделяют две основные составляющие профессиональной деформации личности в системе профессий «человек — человек». Это синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания. В данном случае под профессиональной усталостью понимается «совершенно специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей». При синдроме эмоционального выгорания человек страдает не просто от физического или нервного истощения, часто носящих временный характер, а от «хронических стрессов нервной системы»[26].
     Г.Д. Трунов феномен профессиональной деформации определяет как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое» считая, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. После выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии в личной жизни[31].
     В.А. Хоминский и Р.М. Грановская [7] отмечают, что профессиональные деформации проявляются в стереотипных действиях. Сперва стереотипы ускоряют и повышают эффективность работы, но когда они начинают доминировать – восприятие ситуации становиться упрощенным, а уверенность в непогрешимости используемых методов со своими возможностями – излишней, что понижает аналитические способности, гибкость мышления и умение взглянуть на вещи с другой позиции. 
     Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (медицинские работники, педагоги, психологи и т.п.).
     Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания, социальной сферы, правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др. [12] 
     У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях.
     1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими. 
     2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны. 
     3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы 
     – деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям; 
     – деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.); 
     – деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность. 
     Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации. 
     4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом». 
     Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.
     В структуре профессиональной деформации можно выделить следующие компоненты: 
     * «деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности» [12]. Возможна так называемая профессиональная дисгармония, психическое состояние характеризующееся несоответствием каких-то психических функций, черт личности специалиста, особенностей его поведения как по отношению к профессиональным ситуациям и коллегам, так и по отношению к вышестоящей системе; 
     * «изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса» [12]. Как следствие возможна социальная депривация, которая может привести к потере социальнопсихологической ориентации; 
     * «деструкции, возникающие при многолетнем выполнении одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияющие на ее продуктивность, порождающие профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное поведение человека»; 
     * «нарушение усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности; изменение структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой» [12]. 
     Таким образом, под понятием профессиональная деформация мы понимаем изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности и проявляющееся в профессиональном жаргоне, манерах поведения, стереотипах восприятия. В структуре же профессиональной деформации мы выделяем: деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности, деструкции, возникающие при многолетнем выполнении одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияющие на ее продуктивность, нарушение усвоенных способов деятельности, разрушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий. Также необходимо отметить тот, факт что многие ученые либо отождествляют профессиональную деформацию с синдромом эмоционального выгорания, либо считают его компонентом данного психологического феномена.
     
1.2. Факторы, детерминирующие развитие профессиональной деформации личности
     
     Под влиянием выполнения профессиональной деятельности, человек сталкивается с эмоциональной нагрузкой, которая может иметь либо позитивные, либо негативные последствия.
     Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, – это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
     Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
     В психологической литературе выделяют три группы факторов ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера. 
     Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия [5].
     У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.
     Профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте
     К позитивным последствиям, их еще отождествляют с «личным ростом», относят: более глубокое осознавание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий, анализ жизненных ситуаций, появление новых форм самореализации.
     Негативный последствиями профессиональной деятельности, или профессиональной деформации, считают: проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких, излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности, появление стереотипов, пресыщение общением, эмоциональная холодность, цинизм [29].
     Для всестороннего понимания и осмысления феномена профессиональной деформации важно изучить факторы, детерминирующие ее развитие. 
     Так, ряд исследователей (Л.И.Анциферова, Э.Ф.Зеер, Е.Ю.Пряжникова и др.), выделяют следующие основные группы факторов:
     ? объективные, связанные с социально-профессиональной средой, обусловленные имиджем и характером профессии, социально-экономической ситуацией, профессионально-пространственной средой;
     ? субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
     ? объективно-субъективные, обусловленные организацией профессионального процесса, качеством управления и профессионализмом руководителя.
     1. Рассмотрим группу объективных факторов:
     1) Ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности.
     Это ликвидация предприятия, сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, переезд на новое место жительства и т.д. По мнению Б.А. Сосновского, социальная нестабильность влияет на развитие самосознания, на уровень профессионализма, интеллектуальные возможности, увеличивая, тем самым критические ситуации в жизни человека.
     2) Возрастные психологические изменения.
     Психологическое старение можно разделить на следующие виды: социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, росте потребности в одобрении и др.; нравственно-эстетическое старение, проявляющиеся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодому поколению, преувеличение заслуг своего поколения; профессиональное старение, которое выражается в невосприимчивости к различным нововведениям, сложности адаптации к изменяющимся условиям, снижение темпа выполнения профессиональных функций.
     3) Эмоциональная напряженность.
     Высокая эмоциогенность в педагогической сфере, приводит к развитию профессионального стресса, формированию синдрома «эмоционального выгорания». 
     4) Разные формы психологических защит. 
     Психическая напряженность педагогической деятельности часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожидания. В таких случаях включаются защитные механизмы психики: рационализация, отрицание, проекция, отчуждение, идентификация.
     5) Образование стереотипов профессионального поведения.
     Стереотипизация вносит значительные искажения в отражение профессиональной действительности и порождает различные психологические барьеры. А.В. Филиппов выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические; социально-психологические; когнитивно-психологические; психомоторные.
     6) Случайные события и неблагоприятные обстоятельства.
     Это нарушение реализации профессиональных планов, нарушение привычного течения профессиональной жизни, ситуация невозможности прежнего состояния.
     2. Группа субъективных факторов представлена внутренними условиями развития личности, сниженной активностью, необходимой для саморазвития, а также психологическими качествами (агрессивность, пассивность и др.), психофизиологическими свойствами личности (ригидностью, экстернальностью и др.).
     1) Неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора.
     Уже на стадии профессиональной подготовки у адептов выявлены такие негативные изменения личности, как эмоциональная апатия, деперсонализация и ряд других негативных изменений, что является следствием неудовлетворенности профессиональным образованием и профессиональной подготовкой.
     2) Деструкции ожидания.
     Неудачный опыт адаптации, несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности приводит к профессиональной дезадаптации, что создает предпосылки развитию негативных изменений личности молодого специалиста.
     3) Снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы.
     Многие виды трудовой деятельности не требуют от работника решения сложных и важных интеллектуальных задач, связанных с производственной необходимостью. Невостребованные интеллектуальные способности постепенно угасают.
     4) Индивидуальный «предел» развития работника. 
     Причинами образования предела развития могут стать психологическое насыщение профессиональной деятельностью, неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов. 
     5) Акцентуации характера.
     В процессе выполнения одной и той же деятельности акцентуации профессионализируются. Вплетаются в ткань индивидуального стиля деятельности, трансформируются в профессиональные деформации специалиста. 
     3. Объективно-субъективные факторы детерминации профессиональных деформаций представлены следующим образом:
     1) Организация профессионального процесса, качество управления и профессионализм руководителя.
     2) Внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности. Внешняя оценка успешности опирается на результативность работы. Внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности является результатом соотнесения вознаграждения за труд с представлениями личности о результативности своего труда. 
     Указывая на актуальность проблемы профессиональных деформаций, Зеер пишет: «Профессиональные деформации неизбежны. Каждая профессия имеет свой ансамбль деформаций» [12].  Структурируя проявления профессиональных деформаций, он выделяет четыре их уровня: 
     1. Общепрофессиональные деформации (прослеживаются у большинства работников со стажем). При этом степень их выраженности различна. Деформации делают работников узнаваемыми, похожими. Например, у врачей это синдром «сострадательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страданиям больных), у работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель), у руководителей - синдром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и этических норм, стремление манипулировать профессиональной жизнью подчиненных); 
     2. Специальные профессиональные деформации (возникают при специализации; каждая специальность в рамках любой профессии имеет свой качественный и количественный состав деформаций). Например, у следователя – правовая подозрительность, у оперативного работника - актуальная агрессивность, у адвоката - профессиональная изворотливость, у прокурора - обвинительность, у терапевтов - постановка угрожающих диагнозов, у хирургов - циничность, у медицинских сестер - черствость и равнодушие; 
     3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности. В результате складываются такие профессионально и личностно обусловленные комплексы: 
     * деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям; 
     * деформации, развивающиеся на основе организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. способностей: комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм; 
     * деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность; 
     Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников различных профессий. Чрезмерное развитие отдельных профессионально важных качеств (в результате многолетней профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии) приводит к возникновению таких сверхкачеств или акцентуаций как сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и пр. «Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом» [12]. 
     Анализ психолого-педагогической литературы показал, что все множество факторов, вызывающих  развитие профессиональной  деформации личности можно разделить на: 
     - объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;
     - субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений.  Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. 
     - объективно-субъективные,  порождаемые системой  и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. 
     
1.3. Специфика профессиональной деформации личности психологов образования
     
     Анализ научной литературы по проблеме профессиональной деформации психолога образования позволяет выделить следующие характерные особенности этого феномена: 
     - дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда и возникающие на этой основе профессиональные конфликты; 
     - низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда, результатом чего является полная или частичная дезадаптация; 
     - рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, когда одна сфера может опережать другую. В результате не формируется целостного профессионального сознания, где органично взаимодополняли бы друг друга разные методы и формы работы, где совмещалось бы все то позитивное, что накоплено в разных направлениях психологии и в разных научных школах; 
     - ослабление ранее сформированных профессиональных качеств, снижение профессионального мышления. Известно, что чрезмерная эксплуатация какого-то качества ведет не только к его тренировке и развитию, но с какого-то момента — и к угасанию. Во-первых, это качество или умение постепенно переходит на стадию автоматизма, то есть перестает осознаваться, выполняется как бы само собой и начинает развиваться по своим законам, что не требует от специалиста-психолога дополнительного напряжения. В результате такое качество может просто остановиться в своем развитии. Во-вторых, выполнение одной и той же работы при эксплуатации одних и тех же качеств может привести к тому, что на бессознательном уровне формируется неприязненное отношение к работе, повторяющейся изо дня в день, а заодно формируется негативное отношение к отдельным собственным качествам, используемым в работе; 
     - появление деформаций личности в связи с перегрузками, так как нормы нагрузки работы психолога образования еще очень плохо разработаны. У школьного психолога это может проявляться в том, что из-за накопившихся проблем (и эмоциональной усталости) он постоянно проявляет негативные эмоциональные реакции по отношению к клиентам;
     - прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери работоспособности. К сожалению, у школьных психологов возможны и случаи развития психических заболеваний, причиной которых является обычное нервное истощение из-за чрезмерного усердия и самоотдачи «ради интересов и блага клиентов», но в ущерб своим собственным интересам. Иногда причиной психических заболеваний психологов (и даже некоторых «впечатлительных» студентов) может быть слишком сильный шок от «кризиса разочарования» в профессии; 
     - говоря о вариантах пр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44