VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010869
Тема: Проблемы применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

                                   
                                           Институт магистратуры

                                          Захаров Виктор Юрьевич

 «Проблемы применения лишения свободы в отношении несовершеннолетних»
        Направление подготовки 40.04.01  Юриспруденция
Магистерская программа «Уголовное законодательство России и его реализация»
       Магистерская диссертация на соискание квалификации «Магистр»

                                                                      Научный руководитель:
                                                                       к.ю.н., доцент
                                                                      О.Ю. Красовская 
                                                                     Диссертация допущена к защите:                                                                     
                                                                     Заведующий кафедрой уголовного                    
и уголовно – исполнительного права,
д.ю.н., профессор 
_____________________А.Г. Блинов
 
Дата защиты:___________________
Оценка:________________________





                                                         Саратов -
                                                       Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Уголовная ответственность несовершеннолетних: общая характеристика
1.1 История уголовной ответственности несовершеннолетних в России……………………………………………………………………...3 
1.2 Особенности законодательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних в современный период………13
Глава 2. Наказание, как форма реализации уголовной ответственности несовершеннолетних 
2.1 Общие и специальные начала назначения наказания несовершеннолетним. Виды наказаний………………………………………..
2.2        Лишение свободы, как вид наказания для несовершеннолетних…....
Глава 3. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних
3.1    Основные средства исправления несовершеннолетних в местах лишения свободы…................................................................................................................
3.2     Ресоциализация несовершеннолетних осужденных………………….....

Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………………………..









Глава 1 Уголовная ответственность несовершеннолетних: общая характеристика
             
 1.1  История уголовной ответственности несовершеннолетних в России

   История развития отечественного уголовного законодательства имеет свои особенности, которые можно проследить при исследовании различных законодательных источников, в вопросах определения противоправности деяний, а также в вопросах определения субъекта преступного посягательства и его статуса. На протяжении всей истории развития уголовного законодательства по-разному решался вопрос и об определении возраста, с которого наступает уголовная ответственность. В крупнейших источниках древней Руси (Русская Правда 11 – 12 вв., Судебник 1497 г. Ивана третьего, Судебник 1450 г. Ивана четвертого) нет сведений о влиянии  возраста лиц, совершивших преступление, на привлечения их к уголовной ответственности. В данный период не предусматривалось раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых в местах предварительного заключения и отбывания наказания. Первое упоминание о возрасте лица, которое не может быть привлечено к ответственности, приходится на 1669 год. В новые статьи к Уложению 1649 года из городских законов внесено постановление, предусматривающее, что если лицо семи лет убьет человека, то оно будет не виновно в смерти. Н.С. Таганцев указывал на то, что данное постановление было взято из законодательства другого государства и безусловного значения не имело, так как в городских законах указаны и иные пределы безответственности, например за мужеложство – с 12 лет, в церковных же законах встречаются сроки в 14 и даже 20 лет.1 В воинском уставе Петра первого (1716 года) имеется одно упоминание о малолетних – в статьях о воровстве. Там сказано, что если вором будет младенец, то наказание обыкновенно умаляется или весьма оставляется, то есть наказания не следует. Связано это было с тем, что такое лицо могло быть наказано лозами от родителей, и тем самым отучено от воровства. Однако в данном уставе нет определения малолетнего, поэтому и возраст остается неизвестен. В 1742 году во время рассмотрения дела 14-ти летней Федоровой, обвиняемой в убийстве двух детей, сенат с президентами коллегий коснулся вопроса возраста, до которого лица являются малолетними. Сенатским Указом  императрицы Елизаветы Петровны было установлено, что «малолетними» как для мужского так и для женского пола, нужно считать от рождения до семнадцати лет, и что таких нельзя подвергать тем же наказаниям что и взрослых. Лица до 17 лет, совершившие преступления, не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них наказание заменялось сечением плетьми и отдачей в монастырь для исправления, где они должны были выполнять «тяжелые монастырские работы»2. Однако святейший синод в 1744 году посчитал семнадцатилетний срок слишком поздним и принял считать малолетними лиц, от рождения до двенадцати лет, так как после данного возраста человек становится смышленым и понимает значение своих поступков. В 1765 году был принят указ «О правилах наказания малолетних». По данному указу, в зависимости от возраста лица, совершившего преступление, следовало разное наказание.  Лиц моложе 17 лет, обвиняемые в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, необходимо было доставлять в сенат, где с ними следовало поступать по благоразумию и по мере их вины. Лица младше 17 лет, совершившие преступления, не заслуживающие смертной казни, но подлежащие телесному наказанию, без представления в сенат должны быть наказаны: от 15 до 17 лет плетьми, а от 10 до 15 розгами. Лица до 10 лет отдавались для наказания отцам, матерям или помещику, но деяния совершенные ими преступлениями не считались и  уголовного наказания не следовало. В соответствии с Общим учреждением губерний 1775 г. императорским указом Екатерины 2 дела о малолетних преступниках подлежали рассмотрению в совестном суде.
  С изменением законодательства пересматривался и вопрос возраста уголовной ответственности. В проекте Уложения 1813 г. минимальный возраст уголовной ответственности устанавливался в 7 лет. Однако свод законов 1832 г. принял систему вышеупомянутого указа Екатерины 2, хотя впоследствии его постановления и были изменены законом от 28 июня 1833 г. Целый ряд нововведений закреплялось в 3-ем издании (1866 г.) Уложения 1845 года. Так, несовершеннолетними считались лица, не достигшие двадцати одного года. От рождения и до двадцати одного года несовершеннолетние подразделялись на три группы: 1) от рождения до 7 лет; 2) от 7 до 14; 3) от 14 до 21 года. Дети до 7 лет не подлежали наказаниям за деяния, так как не имели понятия о своих деяниях. Они отдавались родителям, опекунам или родственникам, для перевоспитания. Лица от 7 до 14 лет считались малолетними, условно вменяемыми. Период малолетства подразделялся на два: 1) от 7 до 10 лет; 2) от 10 до 14. Дети первого возрастного периода не подвергались уголовному наказанию, а передавались родителям или родственникам для домашнего исправления. Однако отличие передачи лиц  в возрасте до 7 лет, от передачи лиц в возрасте от 7 до 10 лет состоит в том, что последняя представляла собой передачу под строгий надзор, присмотр, исправление и наставление родителями или близкими родственниками, который должен был проходить под контролем со стороны местной полиции, духовника или иного священно – служителя. Домашнее исправление не являлось наказанием, не влекло за собой последствий, сопровождающихся при осуждении и наказании. Лица  в возрасте от 10 до 14 лет, при признании судом «разумения» во время совершения преступления могли быть подвергнуты уголовному наказанию. В зависимости от тяжести преступления малолетние приговаривались к каторжной работе, ссылке в Сибирь на поселение, заключению в монастырь или в смирительный дом (За наиболее тяжкие преступления от 3 лет и 4 месяцев до 5 лет и 4 месяцев), исправительному домашнему наказанию (не являлось наказанием и не влекло уголовных последствий). Последнюю категорию преступников, считавшихся несовершеннолетними, составляли лица от 14 лет до 21 года. Изначально, по Уложению 1845 года, в данном возрастном диапазоне лица считались вменяемыми и, следовательно, должны были понимать значение совершаемых ими деяний. Однако позже появилась новая 759 статья, в соответствии с которой, в отношении лица, совершившего преступление до 17 лет, ставился вопрос о действиях его в полном «разумении» или нет. Лицо, действовавшее без полного «разумения» могло быть отдано в исправительные приюты (которых на то время не существовало), при их отсутствии могли быть заключены в тюрьмы, на время не свыше 1 года и четырех месяцев. Содержаться такие лица должны были отдельно от совершеннолетних. Для лиц в возрасте от 17 до 21 года вопрос о «разумении» не ставился. Система наказаний для данной категории лиц была та же, что и для совершеннолетних преступников, однако предусматривалось смягчение размеров данных наказаний, если это было предусмотрено изъятиями в законе. Из наказаний могли последовать: смертная казнь (которая, несмотря на отсутствие изъятия в законе, иногда заменялась иным видом); без срочная каторжная работа заменялась срочной (на 20 лет), а срок срочной не превышал 1/3; ссылка на поселение в Сибирь или на Кавказ.    
   Уголовное уложение 1903 года является последним кодифицированным уголовно-правовым актом Имперской России. Впереди Россию ждали большие перемены, которые коснулись и реформирования уголовного законодательства. 14 января 1918 года в «Газете Временного Рабочего и Крестьянского Правительства» №8 был опубликован декрет №227 «О комиссиях для несовершеннолетних»3, в соответствии с положениями которого, суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упразднялись, дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет подлежали ведению комиссии о несовершеннолетних. Созданные комиссии для несовершеннолетних были призваны проводить расследование общественно опасного деяния несовершеннолетнего и по его итогам постановлять об освобождении несовершеннолетнего или о направлении его в одно из убежищ Комиссариата общественного призрения. Под такими убежищами имелись ввиду – детские дома, а также особые приюты для отсталых и больных детей. «Комиссия, исследовав факт учиненного несовершеннолетним деяния, общественно опасный характер его и степень вероятности рецидива, должна была решить вопрос, нуждается ли он в общественном воспитании и обеспечении за счет государства или же он может быть возвращен в прежнюю среду и обстановку на попечение родителей и родственников»4. Однако уже в 1920 году вводится «Инструкция о работе Комиссии по делам несовершеннолетних», в соответствии с которой комиссия больше не может рассматривать уголовные дела в отношении несовершеннолетних, так как данное право было передано юстиции.  Задача комиссии с этого времени сводится к оказанию медико – психологической, педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. В 1922 году вводится уголовный кодекс РСФСР5, который в статье 18 установил, что наказание не применяется к малолетним, а также всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико – педагогического воздействия. «В отношении несовершеннолетних, не обнаруживших достаточного исправления к концу отбытия ими назначенного судом срока наказания, распределительные комиссии могут входить в народный суд по месту нахождения исправительно – трудового учреждения, в котором находится несовершеннолетний, с представлением о продлении ему пребывания в означенном учреждении впредь до исправления, но срок не свыше половины первоначально определенного судом срока наказания»6. Уголовный кодекс 1926 года по своей сути явился редакцией кодекса 1922 года. Однако, интересны новые положения, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних. Лишение свободы устанавливалось на срок от 1 дня и не свыше 10 лет (обязательно соединенное с работами), тогда как кодекс 1922 года предусматривал лишение свободы на срок от 6 месяцев до десяти лет (обязательно соединенное с работами)7, однако в статье 50 указывалось на обязательное уменьшение срока для несовершеннолетних, при назначении им лишения свободы или принудительных работ. Для несовершеннолетних от 14 до 16 лет – на половину, а для несовершеннолетних от 16 до 18 лет – на одну треть от срока, который мог быть назначен совершеннолетнему преступнику. Во всяком случае, срок меры социальной защиты, назначаемый несовершеннолетнему, не мог превышать половину предельного срока, устанавливаемого уголовным кодексом за данное преступление.  ЦИК и СНК СССР 7 апреля 1935 года вводится постановление № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних»8. Данное постановление было принято в связи с возросшей преступностью среди несовершеннолетних, в целях борьбы с которой, одним из средств явилось снижение возраста уголовной ответственности. За отдельные виды преступлений, такие как: кража, причинение насилий, телесных повреждений, убийство или попытки к убийству, несовершеннолетние с 12 лет привлекались к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания. Лица, вовлекавшие несовершеннолетних в совершение преступлений, карались тюремным заключением, на срок не менее 5 лет. После смерти И.В. Сталина, многие приписывали ему массовые расстрелы несовершеннолетних преступников, ссылаясь на первую часть данного постановления 1935 года, однако, не учитывая, что сохраняла действие статья 22 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года, которая гласила: «Не могут быть приговорены к расстрелу лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста в момент совершения преступления, и женщины, находящиеся в состоянии беременности». Кроме того, преступления, ответственность за которые наступала с 12 лет, имели санкции в виде принудительных работ или лишения свободы. В последствии И.В. Сталин говорил о том, что данное постановление было направлено прежде всего на взрослых лиц, которые с целью избежать наказания, вовлекали несовершеннолетних в совершение преступлений, под предлогом их безнаказанности. Ведь с принятием в 1918 году декрета «О комиссиях для несовершеннолетних» огромная часть лиц, в возрасте до 17 лет оставалась фактически безнаказанна за совершенные преступления, в большинстве случаев они подвергались медико – педагогическому воздействию.  В мае того же, 1935 года выходит еще одно постановление, касающееся несовершеннолетних - «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»9. Данное постановление коснулось многих аспектов, от улучшения состояния детских домов и трудовых колоний, до детской литературы и кинофильмов. Наибольшее количество преступлений совершалось беспризорными детьми, в связи с чем, необходимо было проводить мероприятия, направленные на организованную борьбу с детским хулиганством и преступными элементами среди детей и подростков. Однако работа местных советских органов и партийных, профсоюзных и комсомольских организаций в области ликвидации и предупреждении детской беспризорности оставляла желать лучшего. Данным постановлением устанавливаются: типы детских учреждений; меры, направленные на предупреждение детской беспризорности; закрепляется обязанность усилить борьбу против хулиганства на улицах со стороны детей и подростков (драки, оскорбление прохожих, езда на трамвайных буферах и т.п.)10; усиливается ответственность родителей (ст. 18 – предоставить право органам милиции штрафовать родителей в административном порядке в пределах до 200 рублей за озорство и уличное хулиганство детей); уполномоченным органам поручено усилить наблюдение за детской литературой и кинофильмами, не допускать литературы и фильмов, которые могут оказать вредное влияние на детей (приключения уголовных преступников и т.п.).  
   После победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. страна переживает сложные годы. Необходимо восстановление экономики, инфраструктуры, жизнеобеспечения населения. Из-за низкого уровня жизни значительно возрастает количество таких преступлений как кражи. В 1947 году вводится Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества»11. Данным указом отменяется 
так называемый закон «о трех колосках»12. Постановление 1947 года усиливает наказание за кражу, присвоение, растрату или иное хищение государственного, колхозного, кооперативного или иного общественного имущества. В 1947 году были осуждены и поступили в трудовые колонии для несовершеннолетних 59659 человек13. 17 февраля 1948 года выходит Постановление Пленума Верховного суда СССР «О применении указов от 4 июня 1947 в отношении несовершеннолетних»14. Данное постановление принято в целях устранения недочетов в судебной практике по делам о несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 лет, привлекаемых к уголовной ответственности по Указам от 4 июня 1947 года. Одним из положений стало указание на недопустимость осуждения несовершеннолетних за отдельные мелкие хищения, носящие характер детского озорства (например, мелкая кража яблок в саду или овощей в огороде и т.д.), а также на недопустимость осуждения несовершеннолетних за кражу у родителей или иных, совместно с ними проживающих членов семьи, без заявления последних.  В соответствии с данными  МВД СССР в детских колониях по состоянию на 1 июля 1950 года содержалось 33292 осужденных несовершеннолетних, в том числе мальчиков 29325, девочек 3967. В исправительно-трудовых лагерях и колониях (для взрослых) на то же число содержалось 17655 заключенных в возрасте 17-18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет. За три года произошло значительное сокращение количеств судимостей и поступления в трудовые колонии осужденных несовершеннолетних. Если в 1947 году по приговорам судов в колонии поступило – 59659 человек, то в 1948 году – 31680 человек, в 1949 году – 27679 человек и за первое полугодие 1950 года – 11010 человек. Большее количество несовершеннолетних было осуждено и направлено в детские трудовые колонии за кражи, хищения (ст. 162 УК РСФСР и Указов от 4 июня 1947 года) – 27425 человек (82,5%). Количество осужденных на срок до 3 лет составило 6164 человека; осужденных до 5 лет – 28684 человека; осужденных до 10 лет – 16950 человек; осужденных до 15 лет – 1280 человек; осужденных до 20 лет – 179 человек; осужденных до 25 лет – 35 человек15. После принятия Постановления Пленума Верховного суда СССР от 17 февраля 1948 года «О применении Указов от 4 июня 1947 года в отношении несовершеннолетних», судебные органы улучшили практику рассмотрения дел, однако, все еще имело место осуждение несовершеннолетних, совершивших преступления в возрасте до 16 лет,  на длительные сроки наказания.
   В 1960 году вводится новый уголовный кодекс РСФСР 16, который  в статье 10 закрепляет возраст уголовной ответственности. Так, уголовной ответственности подлежали лица, которым до совершения преступления исполнилось шестнадцать лет. При этом если суд мог установить, что исправление лица, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, в возрасте до восемнадцати лет, возможно без применения уголовного наказания, он мог применить к такому лицу принудительные меры воспитательного характера, которые не являлись уголовным наказанием. За отдельные составы преступлений ответственность наступала с четырнадцати лет (за убийства – статьи 102-106, разбой – статья 146, грабеж – статья 144 и т.д.).  В соответствии со статьей 24 (Лишение свободы) УК РСФСР 1960 г., при назначении наказания лицу, не достигшему до совершения преступления 18 – летнего возраста, срок лишения свободы не мог превышать 10 лет. Статья 38 (Обстоятельства, смягчающие ответственность) УК РСФСР 1960 г. закрепляла в пункте 7 части 1 положение, согласно которому совершение преступления несовершеннолетним само по себе являлось обстоятельством, смягчающим ответственность. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года действовал до 1 января 1997 года, после чего утратил силу в связи с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 17 (далее – УК РФ).
   Практически до середины 18 века вопрос о минимальном возрасте привлечения к уголовной ответственности в отечественном уголовном праве находился в неопределенном виде. И только в 1742 году сенатским Указом императрицы Елизаветы Петровны устанавливается конкретизированный возраст уголовной ответственности. С этого момента, с принятием каждого нового уголовного закона решался вопрос о возрасте уголовной ответственности, а также о наказаниях для несовершеннолетних и условиях их отбывания. На протяжении 20 века в этом направлении велась сложная работа советских ученых – правоведов. На сегодняшний день в Российской Федерации действует УК РФ, 5 раздел которого посвящен уголовной ответственности несовершеннолетних.  
1.2   Особенности законодательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних в современный период

  Необходимость принятия нового Уголовного кодекса в России, в частности, была продиктована таким событием, как распад СССР. Российская Федерация была признана международным сообществом как государство – продолжатель СССР. Уже к этому времени УК РСФСР 1960 года не соответствовал реальному положению дел в стране. Он был рассчитан на совершенно иные социально – экономические условия и принимался во времена иной идеологии, отличной от нового установленного режима. К началу 90-х годов в России началась эпоха экономических и политических реформ. Преступная сфера не стала исключением, в ее среде также произошли существенные изменения. К 1991 году процессы криминализации общества стали выходить из под контроля государства. Количество зарегистрированных преступлений в период с 1991 по 1999 года возросло с 2167964 до 3001748. Существенно изменилась качественная сторона преступлений, в виде таких проявлений как организованная преступность, коррупция, терроризм. Число тяжких и особо тяжких преступлений в России к 1995 году достигло 1600 тысяч, к 400 тысячам в 1992 году18. Уголовному законодательству необходимо было соответствовать происходящим в стране социально-политическим и экономическим процессам.   Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации19 в 1 главе (Основы конституционного строя) 1 раздела провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2), закрепила переход к рыночной экономике (статья 8), а также указала на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15). Все это требовало принятия нового Уголовного кодекса. 24 мая 1996 года Государственной Думой был принят УК РФ. В соответствии с п. «о» статьи 71 Конституции РФ, уголовное и уголовно – исполнительное законодательство, амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Уголовное законодательство состоит из УК РФ, который основывается на Конституции Российской Федерации  и общепризнанных принципах и нормах международного права. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Раздел 5 УК РФ посвящен уголовной ответственности несовершеннолетних. В 14 главе УК РФ раскрываются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, в том числе перечисляются виды наказаний, раскрываются правила назначения наказания, возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия, освобождение от наказания несовершеннолетних, возможность условно – досрочного освобождения от отбывания наказания, сроки давности и сроки погашения судимости.  
  Согласно предписанию ч. 4 ст. 15 Конституции РФ законодатель вводит в российскую правовую систему две категории международно – правовых норм: 1 – общепризнанные принципы и нормы международного права, имеющие универсальный характер, установленные и признанные всеми или почти всеми членами международного сообщества государств и обязательные для государств; 2 – нормы, содержащиеся в международных договорах и соглашениях. В соответствии с ПП ВС РФ от 1 февраля 2011 года №1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»20 при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судами,  наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, надлежит учитывать положения: Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Конвенции о правах ребенка (1989 г.); Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985 г.); Миланского плана действий и Руководящих принципов в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.); Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов, 1990 г.); Рекомендации N Rec (2003) 20 Комитета Министров Совета Европы государствам – членам о новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних. 
   Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)21 в разделе 1 (Права и свободы) закрепляет основные права и свободы человека, а именно: право на жизнь; запрещение пыток (никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию); право на свободу и личную неприкосновенность (никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом); право на справедливое судебное разбирательство; наказание исключительно на основании закона (никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением); и иные. Признание и закрепление данных прав и свобод находит свое выражение в главе 1 (Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации) УК РФ 22, а также во 2 главе (Принципы уголовного судопроизводства) Уголовно – процессуального кодекса Российской Федерации23 (далее – УПК РФ). 
  В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989 г.)24, ребенок – каждое человеческое существо до достижения 18 – летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В преамбуле к Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семья как основная ячейка общества является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, ей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие с тем, чтобы семья могла полностью возложить на себя обязанности по воспитанию детей. Россия, как государство – участник, призвана уважать и обеспечивать все права, предусмотренные данной Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах ее юрисдикции, без какой – либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких – либо иных обстоятельств. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.25 Кроме того, данная Конвенция закрепляет основные требования к стадии предварительного расследования в отношении несовершеннолетних. В данной Конвенции находит отражение положение о необходимости комплексного подхода к профилактической социальной политике.
  Пекинские правила (1985 г.)26 устанавливают минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Согласно положениям данных правил, нижний предел возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних не должен устанавливаться на слишком низком уровне, учитывая при этом аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости. В соответствии с этим, необходимо определять способность ребенка перенести моральные и психологические аспекты, связанные с уголовной ответственностью. Система правосудия должна быть направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и соизмеримого, с особенностями личности и обстоятельствами правонарушения, воздействия. Помещение несовершеннолетнего в какое – либо исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока. Содержание несовершеннолетних в исправительных учреждениях должно быть раздельно от взрослых. Справедливое обращение следует обеспечить как лицам мужского пола, так и женского, предоставляя последним те же права, что и мужчинам (уход, защита, помощь, обращение и профессиональная подготовка). В Уголовно – исполнительном кодексе Российской Федерации27 (далее – УИК РФ) к несовершеннолетним приравниваются (при определенных условиях) лица от 18 до 19 лет. Это вытекает из положений ст. 139 УИК РФ, определяющей порядок оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия. Данные положения УИК РФ соответствуют рекомендациям Пекинских правил прилагать усилия для распространения их действия на молодых совершеннолетних правонарушителей. Пекинские правила помимо общих положений о статусе несовершеннолетнего правонарушителя дают конкретные рекомендации, относящиеся к применению мер предупредительного воздействия. К ним относятся: 1) постановление об опеке, руководстве и надзоре; 2) пробация; 3) постановление о работе на благо общины; 4) финансовые наказания, компенсация; 5)постановление о принятии промежуточных и других мер; 6) постановления об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях; 7) постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер. Для предупреждения рецидива преступлений несовершеннолетних, к которым применялось уголовное наказание, Пекинские правила указывают, что: «Следует прилагать усилия для использования промежуточных форм работы, таких, как исправительные учреждения с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества»28.
   Миланский план действий29 и Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1985 г.)30 говорят о необходимости такой меры, как предупреждение преступности, которое наряду с задачами развития личности, выступает целью установления нового международного порядка. Ведь для осуществления основных прав человека необходима справедливая, беспристрастная и гуманная система уголовного правосудия, которая будет способствовать созданию равных возможностей в области экономической, социальной и культурной жизни. Статья 35 (Социальное неблагополучие и неравенство) данного документа, содержит положение, необходимое в борьбе с преступностью – при  осуществлении политики в области уголовного правосудия следует избегать превращения социального, политического, культурного и экономического неблагополучия в возможные условия для применения санкций. «Необходимо исходить из того принципа, что достижение подлинной социальной справедливости в области распределения материальных и духовных благ среди всех членов общества, ликвидация всех форм эксплуатации и социального и экономического неравенства, угнетения,  а также реальная гарантия всех основных прав человека и свобод представляют собой главный залог успеха в борьбе с преступностью и ее полного искоренения из жизни общества»31. 
  Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних32 (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.) указывают на то, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, способствует успешной подготовке к жизни в обществе, особенно посредством семьи, общины, лиц аналогичной возрастной группы, школы, трудовой деятельности, профессионально-технической подготовке. В связи с этим, в государстве должна проводиться грамотная социальная политика. Руководящие принципы устанавливают стандарты по предупреждению преступности среди несовершеннолетних, включая меры по защите молодых людей, которые оставлены родителями, лишены заботы, являются жертвами злоупотреблений или находятся в трудных жизненных условиях. Основное внимание в Руководящих принципах уделяется устранению условий, которые неблагоприятно влияют на нормальное развитие детей. Указывается на необходимость и порядок применения ранних превентивных и защитных мер. Они направлены на развитие совместными усилиями позитивной роли различных социальных учреждений, включая семью, систему образования, средства массовой информации и общину, а также самих молодых людей.33 Эр – Риядские принципы делают акцент на важности осуществления предупреждения правонарушений несовершеннолетних, избегая криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка и вреда другим. В основе этого должно лежать обеспечение возможности для ребенка получения образования и поддержки, способствующей развитию личности, особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите.
  Представленные международные документы содержат общие положения, касающиеся уголовной ответственности несовершеннолетних, между тем, закрепляя минимальные требования и рекомендации по проведению политики в уголовной сфере деятельности. Главная идея всех названных документов заключается в том, что в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является предупреждение правонарушений. Причем это положение связывается не только с детьми – правонарушителями, но и с детьми в целом. Один из Эр – Риядских принципов состоит в том, что следует уделять особое внимание политике предупреждения, способствующей успешной подготовке к жизни в обществе всех детей и молодых людей. Особое место в ряду этих документов занимает Конвенция о правах ребенка, которая закрепляет основные положения, имеющие принципиальное значение для предупреждения правонарушений нес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44