VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Содержание процесса социализации несовершеннолетних осужденных и несовершеннолетних освободившихся из мест лишения свободы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013863
Тема: Содержание процесса социализации несовершеннолетних осужденных и несовершеннолетних освободившихся из мест лишения свободы
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего образования
«Курганский государственный университет» (КГУ)

Юридический факультет
     Кафедра гражданско-правовых дисциплин
     
     
Институт социализации несовершеннолетних осужденных


    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
     

Студент группы 	ЮЗ-50115в		Т.Е.Дмитриева


Направление – Юриспруденция /40.03.01/


Руководитель                                                                                     П.Ю. Предеин
к.ю.н., доцент

						
Заведующий кафедрой                                                                     Р.С. Абдулин







Курган 2018

СОДЕРЖАНИЕ
     
ВВЕДЕНИЕ                                              3 
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ6
1.1Социализация несовершеннолетних осужденных: понятия и принципы 6
1.2Аспекты социализации несовершеннолетних осужденных в зарубежных странах18
2. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ,УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯИПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕНННЫХ                                                  26
2.1 Социально-демографическая и уголовно правовая характеристика несовершеннолетних осужденных 26
2.2Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетних осужденных  29
3.ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ                              47
3.1Основные проблемы социализации несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии                                                                    47
3.2 Основные проблемы социализации несовершеннолетних освободившихся из мест лишения свободы50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
     

Введение
   Актуальность темы исследования. На рубеже XX и XXI веков стало ясно, что проблема преступности несовершеннолетних в России стоит наиболее остро, приобретая масштаб национального бедствия. Три четверти, совершавших преступления и понесших за них наказание, совершали рецидивные преступления, и нередко более тяжкие. С целью стабилизации ситуации и изменения существовавших тенденций, на федеральном уровне были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом. К ним можно отнести: 
* Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
* Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2 «О работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми», 
* Приказ Министерства здравоохранения РФ «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» от 7.02.2002.
     С принятием настоящих нормативно-правовых актов число несовершеннолетних, совершивших правонарушения стало снижаться. Тенденция снижения числа несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, представлена на рисунке 1.
	


Рисунок 1 - Количество несовершеннолетних, совершивших правонарушения с 1990 по 2017 год (в тысячах человек)
   Несмотря на явную тенденцию к снижению числа несовершеннолетних, совершивших преступления, процент несовершеннолетних, совершивших преступления повторно растет. Статистические данные представлены на рисунке 2.
   
   Рисунок 2 – Процент несовершеннолетних, совершивших преступление повторно
   Для преодоления указанной тенденции большое внимание должно уделяться социализации и адаптации лиц, совершивших преступления и правонарушения.
   Цель исследования - на основе теоретических положений, нормативно-правовых актов обосновать и раскрыть содержание процесса социализации несовершеннолетних осужденных и несовершеннолетних освободившихся из мест лишения свободы.
   Задачи исследования:
   1. Раскрыть понятия и принципы процесса социализации несовершеннолетних осужденных.
   2. Изучить и проанализировать процесс социализации несовершеннолетних осужденных в зарубежных странах
   3. Определить основные проблемы социализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях и при освобождении из них. 
   Объектом исследования в нашей работе является процесс социализации осужденных в пенитенциарных учреждениях и при освобождении из них.
   Проблемой личности несовершеннолетних преступников занимались Ю.М. Антонян, В.М. Бехтерев, А.Д. Глоточкин, А.И. Ушатиков и другие. Различные направления деятельности воспитательных колоний рассматриваются в работах Е.Г. Багреевой, С.А. Ветошкина, В.М. Литвишкова, A.C. Макаренко, A.B. Пищелко, H.A. Тюгаевой и др.
   Проблема социализации осужденных и лиц, освобожденных от наказания, рассматривалась в работах Н. А. Беляева, Ю.И.Бытко, А. И. Васильева, В.И.Селиверстова,  А.М.Яковлев.
   В соответствии с поставленной целью и задачами работы нами были определены следующие методы исследования: общенаучные методы познания, социологический, описательный, анализ теоретических и обще-правовых источников, метод правовой статистики.
   Нормативно-правовую базу работы составляют: Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты по теме анализируемой проблемы, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
   При проведении исследования были использованы законодательные источники зарубежного уголовного права, регламентирующие охранительные правоотношения в области медицины и репродукции.
   Структура и основное содержание выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

   
   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     
     
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
1.1. Социализация несовершеннолетних осужденных: понятия и принципы
   Борьбе с преступностью несовершеннолетних в нашей стране всегда уделялось особое внимание. Наиболее остро эта проблеманачала обсуждаться с переходом России к рыночным отношениям, в этот период ослабление социально-правового контроля над противоправным поведением привело к стремительному росту преступности в целом и в частности,преступлений, совершенными несовершеннолетними. В последние годы существует тенденция к снижению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, так согласно официальным данным МВД РФ, ФКУ «Главный информационно –методический центр», за период 2017 года было выявлено 42504 несовершеннолетнего, совершивших преступления, что составляет 4,4% от общего числа лиц, совершивших преступления. Стоит отметить, что 27% несовершеннолетних осужденных в 2017 году уже совершали преступления ранее.
   Одной из значимых причин роста процента совершаемых рецидивов можно считать недостаточное внимание к процессу социализации несовершеннолетних осужденных.
   Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе1. 
   С понятием социализации тесно связанопонятие ресоциализации. Ресоциализацией называют приспособление человека к жизни в новом обществе.
   Процесс социализации личности может быть разделен на три этапа.
1. На первом этапе происходит становление личности человека, ее формирование. Как правило, первый этап социализации происходит в семье, там ребенок усваивает целую систему ценностей, который в дальнейшем определяют нравственную и социальную позицию индивида.
2. На втором этапе происходит осознание и восприятие человеком норм нравственных ценностей и норм права в форме закона. На этом этапе происходит формирование качеств гражданина.
3. Третий этап социализации достигается человеком в том случае, если право начинает восприниматься субъектом как нравственная ценность. Тогда происходит включенность индивида в общественные процессы. На этом этапе происходит формирование значимости правовых ценностей, которые в последствии выступают средством формирования активной и одобряемой обществом гражданской позиции2.
   Одним из основных институтов социализации личности в подростковом возрасте наряду с семьей является общеобразовательная школа, а учеба - важнейшим видом деятельности. Однако, как показывают результаты исследования, проведенного НИИ ФСИН России, значительное количество несовершеннолетних до момента осуждения негативно относились к учебе. Так, среди них 35,1% - это лица, не имеющие образования или имеющие только общее (начальное) образование, 55,9% имеют основное общее, 7,4% - полное общее, а 1,6% - среднее профессиональное образование. Учитывая тот факт, что более половины всех осужденных, находящихся в воспитательных колониях (50,7%), до осуждения были учащимися общеобразовательных школ, можно констатировать: в процессе воспитания подростков, социализации их личности до момента совершения ими преступления со стороны общеобразовательных школ имелись серьезные просчеты и недоработки.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в сфере образовательной работы предлагается дальнейшее развитие благоприятных условий для получения осужденными общего, начального, среднего и высшего профессионального образования посредством заочного и дистанционного обучения, разработка и внедрение специальных методик обучения, учитывающих уровень умственного развития и педагогической запущенности осужденных, а также образовательных и коррекционных программ для различных категорий осужденных.
     Воспитательная колония – это исправительное учреждение для несовершеннолетних осужденных, приговоренных судом к лишению свободы, с более мягким режимом и условиями отбывания наказания, учитывающими их психологические, физиологические и морально-нравственные и индивидуально-типологические особенности личностного развития3. 
   Основной целью воспитательной колонии является исправление несовершеннолетних осужденных, принятие профилактических мер по предотвращению совершения новых преступлений освободившимися, интеграция осужденных в общество, как законопослушных граждан, способных успешно адаптироваться к сложным жизненных ситуациям. Для достижения целей в воспитательной колонии необходимо создать оптимальные условия для всестороннего развития личности воспитанников, включающего интеллектуальный, духовный,нравственный,физический, психологический компоненты, при этом адаптация, социализация, ресоциализация и реабилитация несовершеннолетних на основе гуманистического подхода обеспечит эффективную их реализацию.
   Социализация осужденных — это процесс, направленный на социализацию личности в соответствии с установленными нормами права, а также общепринятыми правилами поведения, формирования у них уважительного отношения к человеку, труду,нормам, правилам,обществу, и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, восстановление нормальной жизнедеятельности после освобождения от наказания.
   Средствами социализации осужденных могут являться: общественно-полезный труд,получение общего образования,воспитательная работа,религиозное воспитание и обучение,профессиональная подготовка
   Под социализацией понимается процесс, который обладает рядом признаков. М.Н. Садовникова в своих исследованиях к признакам социализации относит следующие4:  
   — длящийся во времени ход определенного явления (в данном случае социализации), включающий в себя смену состояний,определенные стадии;
   — целенаправленность процесса означает, что весь ход социализации подчинен одной цели, из которой и определяются оперативные цели для каждого мероприятия и строятся задачи; 
    Цели социализации отождествляются с целями наказания (ч. 2 ст. 43 УК РФ: «... восстановление социальной справедливости... исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений»)5.
   Средства социализации выбираются и реализуются с учетом личности осужденного, с учетом установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), степени совершенного несовершеннолетним преступления.
   Социализация несовершеннолетних осужденных осуществляется в соответствии с определёнными принципами, которые можно определить как общие правила организации и осуществления социализации, которым должны следовать участники процесса социализации.
   Принципы социализации изучены современной наукой недостаточно глубоко, поэтому нуждаются в дальнейшей проработке. В настоящее время выделяют три группы приципов:
*  международные;
* общеправовые;
* специальные.
   К международным принципамотносят такие принципы как:
1. принцип дифференциации;
2. принцип национальной приоритетности;
3. принцип равенства;
4. принцип соблюдения интересов несовершеннолетних;
5. принцип своевременности;
6. принцип гуманности;
7. принцип реинтеграции;
8. принцип свободы самовыражения;
9. принцип информированности;
10. принцип особой защиты и помощи.
   В международные принципы возведены следующие положения:
   а) несовершеннолетний не может быть подвергнут жестоким или унижающим достоинство обращениям;
   б) лишение свободы для несовершеннолетних применяется  в качестве крайней меры;
   в) законные представители несовершеннолетнего уведомляются о заключении ребенка, о его состоянии здоровья, телесных повреждениях.
   К общеправовым принципам социализации несовершеннолетних осужденных можно отнести:
   а) Принцип гуманизма подразумевает под собой более высокую требовательность при разработке и применению соответствующих мер социализации, адаптации, воспитания и исправления несовершеннолетнего;
   б) Принцип социальной справедливости заключается в назначении справедливого наказания для несовершеннолетнего, что способствует и компенсации причинённого для общества вреда и повышает эффективность приговора суда.
   в) Принцип законности заключается в соблюдении норм права, в регулировании деятельности социализации осужденных в виде нормативно-правового регулирования. Так же, в  социализации несовершеннолетнегодолжны применяться не только общие положения закона, но и специальные нормы, регулирующие условия и порядок ответственности несовершеннолетних;
   г) Принцип дифференциации и индивидуализации наказаний основывается на психологических и возрастных особенностях личности несовершеннолетнего.
   К специальным принципам относят следующие:
   1. Учет приоритетности проблемы: ориентирование законодателя на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних (а не на содействие); решение проблемы социализации рассматривать как вклад в уровень безопасности общества в бедующем (а не как «расходы» общества); целевое финансирование мероприятий, направленных на социализацию несовершеннолетних.
   2. Подход к проблеме социализации несовершеннолетних осужденных как к особой группе населения, которая нуждается в особых мерах социализации.
   3.  Учет социальной приоритетности проблемы: необходимость включения социальной, психологической, педагогической реабилитации.
   4. Учет принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних: доступность бесплатной юридической помощи для несовершеннолетних; специализация прокуроров, следователей, судей; создание и совершенствование системы правосудия для несовершеннолетних.
   5. Учет региональных условий: использование имеющихся в регионе ресурсов; принятие законов и подзаконных актов.
   5. Учет комплексности проблемы: создание системы мониторинга проблемы социализации несовершеннолетних осужденных; создание системы координации указанной деятельности в соответствии с принципами многоуровневого подхода; создание единого пространства социализации.
   Можно сделать вывод, что социализация несовершеннолетних осужденных к лишению свободы — это процесс, направленный на социализацию личности в условиях воспитательной колонии в соответствии с установленными нормами права, формирование у личности уважительного отношения к труду, жизни человеку, обществу, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения, восстановление нормальной жизнедеятельности после освобождения от наказания. 
   Целью социализации является осознание несовершеннолетнем необходимости соблюдения норм права. Процесс социализации осуществляется в соответствии с международными, общеправовыми и специальными принципами.














1.2 Аспекты социализации несовершеннолетних осужденных в зарубежных странах
   Анализ зарубежного опыта социализации несовершеннолетних осужденных представляет интерес с точки зрения взаимовлияния различных факторов, способствующих или препятствующих социализации, что возможно только при детальном рассмотрении правоприменительной системы этих государств.
   В содержательном и правовом аспектахсоциализация в различных государствах зависит от общего уголовного правосудия или наличия ювенальной юстиции. Системы социализации отличает также наличиеспециализированных «закрытых» учреждений для несовершеннолетних либо отказ от таких учреждений. В некоторых государствах организованы закрытые учреждения для подростков, совершивших преступление (Канада,США, Франция), другие страны стремительно избавляются от таких учреждений, заменяя их центрами дневного пребывания, комплексной помощью семье подростка и другими методами (страны Скандинавии, Германия, Нидерланды)6.
   Критерии успешности прохождения социализации несовершеннолетними осужденными зависят от того, насколько социализация соответствует социально одобряемым нормам: в одних странах (Бельгии, Франции, Японии) социализация означает, что осужденный исправляется, приобретает намерения и ресурсы стать «хорошим» гражданином. В других странах (Германия, страны Скандинавии)социализация не зависит от общественных норми означает предоставление любому человеку права на доступ к социальным правам. 
   В зависимости от законодательной регламентации социализации можно выделить государства:
а) законодательство которых напрямую закрепляет цель социализации осужденных: например, Уголовный кодекс штата Техас в статье 1.02 закрепляет необходимость «...социального восстановления личности осужденных...»7; УИК ФРГ закрепляет задачи системы исполнения наказаний, основной из которых является социализация осужденных, а в качестве единственной цели исполнения наказания - возвращение освобождающегося в общество8. При этом закрепляются следующие средства социализации:
* «человеческие условия» содержания заключенных - одиночное размещение в камерах во время отдыха, сна;
* трудовая деятельность, школьное и профессиональное образование;
* при необходимости медицинские процедуры (к примеру, в социально-терапевтических учреждениях или отделениях);
* переход на «открытый» (облегченный) режим отбывания наказания с увеличением числа свиданий;
* смягчение режима исполнения наказания, заключающееся в регулярных свободных (без надзора) выходах за территорию;
* интенсивная подготовка к освобождению, включая помощь в урегулировании долговых обязательств9;
б) в законодательстве которых социализация напрямую не закреплена, однако это вытекает из общей политики государства: так, по мнению юристов, конечной целью исправления осужденного в Англии является его социализация, что и определяет многие проекты реформ в стране; социализацией пронизана деятельность пенитенциарной системы в США; уголовное законодательство Голландии закрепляет необходимость индивидуализации подхода к осужденному при определении вида исправительного учреждения, в том числе с учетом возможностей для реабилитации осужденного (ст. 12 УК)10.
     Современные модели социализации несовершеннолетних осужденных имеют прямое отношение к системе исполнения наказаний, но можно выделить и отличия в системе организации взаимодействия с пенитенциарной системой. Так, можно выделить:
1. Государства, у которых действует относительно самостоятельность в системе социализации несовершеннолетних осужденных. Например во Франции существует система Судебной защиты молодежи, которая не относится к пенитенциарным учреждением. Специалисты Судебной защиты молодежи занимаются социализацией несовершеннолетних осужденных.
2. Государства, где работу по социализации осуществляют как социальные работники пенитенциарной системы, так и государственные и общественные социальные работники (ФРГ);
3. Государства, в которых активное участие несовершеннолетних осужденных в программах социализации может являться условием для условно-досрочного освобождения (Германия, Франция, США)
 В Нидерландах также существует интересный опыт социализации несовершеннолетних осужденных, в стране была введена программа альтернативных заключению мер наказаниядля тех, кто совершил первое и/или незначительное преступление в возрасте от 12 до 18 лет. Несовершеннолетнему предлагается пройти 240 часов учебных занятий (тренинги и программы по социализации) или 200 часов общественных работ (иногда эти занятия комбинируют)
     Зарубежный опыт демонстрирует эффективность социализации несовершеннолетних осужденных. Системы реагирования на правонарушения детей в различных государствах отличаются друг от друга, не существует какой-либо единой, абсолютной модели. Единым фундаментом, объединяющим различные системы, являются международные стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями, стандарты соблюдения прав несовершеннолетних. Однако и их преломление через национальное законодательство создает существенные отличительные особенности каждой системы (которые обусловливаются объективными (социально-экономическими) и субъективными (гносеологическими) факторами).
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ,УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
     2.1 Социально-демографическая и уголовно правовая характеристика несовершеннолетних осужденных
     
     Категория осужденных не достигших совершеннолетнего возраста заслуживает наиболее пристального внимания и индивидуального подхода к исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы. Важным так же является дальнейшая подготовка несовершеннолетних к дальнейшей жизни после освобождения. Для эффективной работы с этой категорией несовершеннолетних необходимо изучить характеристики данной группы. 
     Социально-демографическая  характеристика  несовершеннолетних осужденных  включает  в  себя  такие  показатели: 
     •	пол и возраст; 
     •	образование и род занятий до осуждения; 
     •	семейное положение.
     В исследовании взяты статистические данные Федеральной службы исполнения наказаний 
     В 2017 году большую часть несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях составляли лица мужского пола, их около 91%, лица женского пола 8%.  С декабря 2008 года УИК РФ предусмотрена возможность содержания в воспитательных колониях не только несовершеннолетних осужденных, но и лиц старше 18 лет, но только до достижения ими возраста 19 лет. Данная поправка помогает закрепить результаты исправления, завершить получение общего образования или профессиональной подготовки .
     Разделение несовершеннолетних в воспитательной колонии по возрасту показало, что в настоящее время осужденные в возрасте 14-15 лет составляют 5,3% (74 человека) от общего числа осужденных в ВК, лица в возрасте 16-17 лет – 69,9 % (975 человек); 18-19 лет – 24,8 % (346 человек).
     Показательной является статистика разделения несовершеннолетних осужденных по уровню образования: так не имеют образования 2,4% несовершеннолетних осужденных, начальное образование имеют 35,8% несвоершеннолетних, основное общее – 55,5%, среднее общее – 5,1%, среднее профессиональное – 1,2%. В настоящее время большинство несовершеннолетних попадающих в воспитательные колонии являются малограмотными или безграмотными.
     Так же, стоит отметить, что 52,3% несовершеннолетних осужденных воспитывались в неполных семьях, 27,5% несовершеннолетних проживали в полной семье. 
     Осужденных,  поступающих  в  ВК  и  не  имеющих никакого образования, из неполных семей – 59,1 %.
     По  роду  занятий  к  моменту  осуждения  среди  несовершеннолетних  оказалось больше всего учащихся средней школы – 52,2 %. Лица без определенных занятий – 21,8 %. Затем идут учащиеся профессиональных училищ – 10,4 %; учащиеся вспомогательных школ – 4,5 %. Доля остальных лиц незначительна. 
     Результаты   исследования   несовершеннолетних   осужденных,   находящихся   в   ВК, свидетельствуют,  что  98,5  %  являются  гражданами  Российской  Федерации,  0,9  %  - иностранными  гражданами  и  0,6  %  -  лицами  без  гражданства.
     18,9% несовершеннолетних осужденных отбывает наказание по месту постоянной регистрации. Это имеет большое значение для процесса социализации несовершеннолетних, так как отбывающие наказания в отдаленных от места жительства регионах, часто теряют социальные связи, которые важны для социализации, адаптации в обществе, и продолжения жизни после освобождения из  воспитательной колонии. Осужденные, отбывающие наказание в отдаленных регионах реже используют права на свидания, на ежегодный отпуск
     Уголовно-правовую характеристику осужденных составляют следующие показатели: 
     категория совершенного преступления; 
     сроки назначенного наказания; 
     обстоятельства, учитываемые при назначении наказания.
     Среди несовершеннолетних осужденных 1,6 % совершили преступление небольшой тяжести, 9,3 % - преступление средней тяжести, 62,4 % - тяжкое и 26,7 % - особо тяжкое преступление.
     Важное  значение  для  уголовно-правовой  характеристики  осужденных  представляет направленность  их  преступных  посягательств.  Сфера преступных посягательств несовершеннолетних достаточно. Более 60% таких лиц осуждается за совершение трех видов преступлений против собственности: 
     •	кража (ст. 158 УК РФ);
     •	грабеж (ст. 161 УК РФ); 
     •	разбой (ст. 162 УК РФ).
Доля преступлений, совершенных  несовершеннолетними в 2017 году  против  личности,  относительно невелика. По данным проведенного исследования в воспитательных колониях по ст. 105 УК РФ (убийство) отбывает наказание 8,5% осужденных и по ст. 111 умышленное причинение тяжкого вреда здоровью -10,7 %. Для удобства результаты за последние годы представлены в Таблице 1. 
     Таблица 1 – Направленность преступных посягательств несовершеннолетних осужденных за последние пять лет
Вид преступления
2013г
2014г
2015г
2016г
2017г
Убийство (ст.105)
175
155
170
167
119
Умышленное причинение тяжкого вреда
225
215
187
175
150
Изнасилование, насильственные действия сексуального характера (ст.131)
168
170
134
209
168
Кража (ст.158)
402
302
279
251
204
Грабеж (ст.161)Разбой (ст.162)
585
518
459
435
327

     Согласно действующему законодательству наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных  колониях .  
     Сроки отбывания наказания несовершеннолетними осужденными в виде лишения свободы выглядят следующим образом: 
     •	к наказанию сроком до 2 лет включительно приговорено – 23,1 % (323 человека);
     •	от 2 лет до 3 лет включительно – 29 % (405 человек);
     •	от 3 лет до 5 лет включительно – 29,9 % (416 человек); 
     •	от 5 лет до 8 лет включительно – 16 % (224 человека); 
     •	от 8 лет до 10 лет включительно – 2 % (27 человек).
     Данные о сроках отбывания наказания представлены на рисунке 3.
     
     Рисунок 1 – Сроки отбывания наказания несовершеннолетними в воспитательных колониях в 2017 году
     В последнее  время  значительно  расширилась  практика  назначения  условного осуждения, которое, естественно, не применяется к осужденным, совершившим особо тяжкие преступления и приговоренным судом на более длительные сроки.
     В зависимости от пола средний срок лишения свободы у осужденных составил в мужских воспитательных колониях – 3,5 года и в женских воспитательных колониях – 3,1 года.
     Кроме того, следует отметить, что средний срок лишения свободы, назначаемый судом в отношении несовершеннолетних преступников, как правило, ниже среднего срока, предусмотренного уголовным законодательством.
     Таковы основные положения социально-демографической и уголовно-правовой характеристики несовершеннолетних осужденных.
     

     
     2.2 Психолого-педагогическая характеристика несовершеннолетних осужденных
   Личность несовершеннолетнего преступника, как и личность обыкновенного подростка, еще не сформирована и находится в процессе своего дальнейшего развития. Психолого-педагогическая характеристика – это совокупность личностных, нравственных, эмоциональных и волевых качеств, асоциальных установках у несовершеннолетнего. Данная характеристика помогает подобрать индивидуально-личностный подход к несовершеннолетнему, выявить наиболее эффективные способы социализации, адаптации, исправления осужденного. 
   Проблемой развития личности несовершеннолетних осужденных занимались такие учёные как: Т.И. Юдин; Г.Е. Сухарева; О.В. Кербиков; Г.В. Морозов и другие.
   В возрасте 12-16 лет происходит процесс биологического созревания несовершеннолетнего, что приводит к перестройке всего организма. В этот период идет формирование основ мировоззрения, возрастает уровень самосознания, идет формирование личности, изменяется вся психическая деятельность ребенка. 	
   При нормальном развитии в этот период завершается формирование абстрактного мышления, индивид способен в полной мере оценивать свои поступки, предугадать последствия этих поступков (формируется способность формальных логических операций). Ребенок может сознательно регулировать свое поведение в соответствии с социальными и правовыми нормами. Так же, на этом этапе происходит активное формирование интеллекта, который становится способен отражать объективные связи внешнего мира
   Мотивационная сфера личности подростка так же претерпевает изменения. Для ребенка становиться важным ориентирование на социально значимые области деятельности, подросток уже способен к планированию долгосрочных перспектив на будущую жизнь.
   Всё это позволяет сделать вывод, что в подростковом возрасте происходит подлинное становление личности несовершеннолетнего. 
   Осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания в воспитательных колониях свойственны такие качества как повышенная эмоциональность, агрессивность, стремление к объединению в группы сверстников (47% преступлений, совершенных несовершеннолетними, были совершенны в группе), стремление к независимости от взрослых, юношеский максимализм. 
   Противоречия в подростковом возрасте становятся частью жизни несовершеннолетнего: они обусловлены индивидуальными возможностями и уровнем притязаний, расхождением между собственной самооценкой и оценкой окружающих, общественными требованиями и собственным поведением, между воображаемым и действительностью. Всё это в сочетании с педагогической запущенностью способствует формированию у несовершеннолетних отрицательных мотивов поведения, качеств характера, что обуславливает возникающее асоциальное поведение.
   Асоциальное поведение закрепляет деформацию нравственных, эмоциональных и волевых установок. Преступления часто носят «немотивированный» характер, когда правонарушитель не в состоянии объяснить мотивов собственного поведения ("за компанию", "как все").
   Преступление, совершенное несовершеннолетним, влечет за собой наступление ответственности, зачастую наказанием является лишение свободы. В воспитательной колонии несовершеннолетний включаются в новую жизненную ситуацию, в которой они вынуждены оценивать себя и свое преступление (раскаиваться или не раскаиваться; считать справедливым или несправедливым уголовное наказание);
   Характеризуя личность осужденного, отбывающего наказание в воспитательной колонии, стоит отметить, что зачастую у несовершеннолетнего происходит подмена понятий: отрицательные, с общественной точки зрения качества, приобретают для него положительное значение. Например, наглость, готовность пойти на преступление не задумываясь о последствиях, упрямство, отчаянность, подчинение более старшим преступникам, воспринимается ими как сила, смелость, честность, «сила воли». 
   Следует подчеркнуть, что отношение несовершеннолетнего осужденного к друзьям, малой группе является доминирующим, друзья являются той малой группой, на правила, нормы и ценности которой в условиях изоляции ориентируется осужденный.
   В малой отрицательной группе «друзей» несовершеннолетний находит поддержку, защиту, но эта группа жестко ограничивает инициативу и самостоятельность своих членов (поэтому большинство осужденных подросткового возраста испытывают боязнь от того, "как посмотрят на его поступок другие"). Кроме того, в таких группах часто действуют свои «кодексы чести», которые помогают лидерам групп контролировать поведение и поступки несовершеннолетних.
   Особое место в жизни несовершеннолетнего занимает отношение к родителям. Отношение осужденных к родителям неоднозначное. Отношение к родителям чаще всего идентифицируется с тем, насколько они "виновны", по мнению осужденных, в факте лишения свободы. Если до заключения отношения с родственниками были хорошие, то и в условиях учреждения они продолжают, как правило, быть доброжелательными, сердечными, дружескими. При негативном отношении с родителями, подростки проявляют к ним черствость, враждебность. Такие отношения замедляют процесс исправления и социализации личности, так как процесс исправления во многом зависит от наличия у несовершеннолетних таких качеств, как выдержка, настойчивость, смелость, самостоятельность, решительность. 
   Как правило, несовершеннолетних осужденных характеризует отсутствие вины к совершенному преступлению, это связано с тем, что они часто извращенно понимают свое преступление, пытаются смягчить свой проступок, перекладывая ответственность на других, ссылаясь на стечение обстоятельств. Такие рассуждения находят поддержку в подростковой среде, что блокирует развитие самокритики, волевых усилий личности, которые требуются для исправления личности. Отношение же к исправлению проявляется в таких качествах, как лень, пессимизм, равнодушие, пассивность, недобросовестность. Одна из причин наличия таких негативных качеств в личности осужденного кроется в отсутствии трудовых навыков, положительных интересов, что делает их малоспособными к активной жизнедеятельности. Вследствие этого вопросы о перспективах дальнейшей жизни очень неопределённы, размыты, откладываются на потом («все само собой образуется»).
   Больше выражено у них, по сравнению с подростками, и стремление проявить себя в различных видах деятельности. Отчет.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.