VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы приема, рассмотрения и проверки сообщений о преступлениях.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001487
Тема: Проблемы приема, рассмотрения и проверки сообщений о преступлениях.
Содержание
Содержание
Введение……………………………………………………...……………..3
Глава 1. Проблемы приема, рассмотрения и проверки сообщений о преступлениях……………………………………………………………..……... 5
Глава 2. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении………….12
Глава 3. Виды процессуальных действий по проверке сообщения о преступлении…………………………………………………………………….16
Глава 4 Форма и содержание процессуальных решений, принимаемых по итогам проверки сообщения о преступлении………………………………21
Заключение………………………………………………………………. 25
Список использованных источников…………………………………... 28
Введение
Начало уголовно-процессуальной деятельности должно быть обеспечено надлежащими способами реагирования на сообщения о преступлении, что позволит обеспечить высокое качество и последующей деятельности. Обращения граждан, в которых говорится о готовящихся или совершенных преступлениях нуждаются в качественном рассмотрении.
Материальные и идеальные следы преступления должны быть быстро отражены на соответствующих носителях информации для обеспечения раскрытия преступления.
Изложенное приводит к одному выводу: формы реагирования на сообщения о преступлении, способы их разрешения нуждаются в совершенствовании с целью обеспечения их эффективности и адекватности современному состоянию преступности, достижениям науки и техники, потребностям общества и задачам государства. Особенно это важно на первоначальном этапе - этапе появления сообщения о преступлении, когда возникает возможность заложить процессуальные основы быстрого раскрытия преступления и качественного расследования уголовного дела.
При таком значении первого этапа уголовного судопроизводства в законодательстве наблюдается неоправданный правовой нигилизм по отношению к стадии возбуждения уголовного дела в части способов разрешения сообщений о преступлениях. Законодательное «молчание» о системе способов разрешения сообщений о преступлении, механизме их реализации, участниках соответствующей деятельности усложняет разрешение задач первой стадии уголовного процесса.
При, этом важно отметить, что деятельность по разрешению обращений о совершенном или готовящемся преступлении должна носить процессуальный характер. Поэтому именно в УПК РФ необходимо закрепить основные характеристики процессуальной деятельности по разрешению сообщений о; преступлении, не смешивая ее с организационными мероприятиями.
Все вышесказанное и определяет объективную актуальность рассматриваемой в данной работе проблемы.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в процессе проверки сообщения о совершенном преступлении.
Предмет исследования: нормы уголовно-процессуального законодательства, закрепляющие способы проверки сообщения о совершенном преступлении, и механизм их реализации на практике.
Цель работы: провести анализ норм уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующих способы проверки сообщения о совершенном преступлении.
Задачи работы:
Проанализировать проблемы приема, рассмотрения и проверки сообщений о преступлениях.
Изучить порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
Выявить виды процессуальных действий по проверке сообщения о преступлении.
Охарактеризовать форму и содержание процессуальных решений, принимаемых по итогам проверки сообщения о преступлении.
Глава 1.  Проблемы приема, рассмотрения и проверки сообщений
о преступлениях
Принятый в 2001 году действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ не разрешил противоречий в части правового регулирования первой стадии уголовного процесса. В соответствующих главах предусмотрено 10 статей. Это одна из минимально регулируемых законодателем стадий уголовного судопроизводства, хотя и регулярно подвергалась законодательным изменениям. Так, только в 2007 году в эти десять статей было внесено 19 изменений и дополнений.
Она стала и предметом анализа Конституционного суда РФ.
Но до сего времени все еще остается востребованной идея, совершенствования процедуры разрешения сообщений о преступлениях. Не решены многие вопросы: о производстве экспертизы до возбуждения уголовного дела при необходимости установления основания для возбуждения уголовного дела, об участниках стадии возбуждения уголовного дела, о системе способов проверки сообщений о преступлениях и другие.
Проведенный опрос следователей и дознавателей органов предварительного расследования Ставропольского и Краснодарского краев, Астраханской области показал, что 81% респондентов отметили необходимость законодательного совершенствования первой стадии уголовного процесса, причем дознаватели органов внутренних дел в большей степени высказались за соответствующую необходимость. Регулярные изменения уголовно-процессуального законодательства в целом и в части стадии возбуждения уголовного дела еще раз ее подтверждают.
Порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообщений и иной информации о преступлениях регламентируется Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях (Приложение к приказу МВД РФ от 13 марта 2003 г. № 158).
Указанная Инструкция устанавливает единый порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной поступающей информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.
Порядок включает в себя:
Действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о преступлении и иной информации о правонарушении (прием информации о преступлениях и правонарушениях).
Присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих сведений о них (регистрация информации о преступлениях и правонарушениях).
Проверку изложенных фактов в зарегистрированных сообщениях о преступлениях и иной информации о правонарушениях уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами МВД России.
Вся информация о преступлениях и правонарушениях, в зависимости от ее содержания и формы поступления (обнаружения), подразделяется на:
устные и письменные заявления о преступлениях и явки с повинной, которые подаются непосредственно заявителями;
сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;
иную информацию о правонарушениях (происшествиях и событиях, уг рожающих личной и общественной безопасности), поступившую по телефону, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи.
Поступающие сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от места и времени совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления, принимаются в любом органе внутренних дел.
Сообщения о преступлениях и иная информация, поступившие в подразделения делопроизводства органа внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по установленным правилам делопроизводства, изучаются начальником органа внутренних дел и при наличии признаков преступления в обязательном порядке направляются в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о преступлениях или иную информацию обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел.
Дежурные подразделений вневедомственной охраны и государственной инспекции безопасности дорожного движения информацию о выявленных преступлениях или происшествиях, а также о принятых по ним решениях, передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел.
Устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. При этом заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.
Устное сообщение о преступлении, сделанное при производстве следственного действия, о ранее незарегистрированном преступлении заносится в протокол следственного действия и оформляется в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством Российской Федерации.
Регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел непосредственно при их поступлении.
Письменные сообщения о преступлениях, представленные в орган внутренних дел непосредственно заявителем (гражданином или должностным лицом), его доверителем или нарочным, регистрируются только в дежурной части органа внутренних дел.
Зарегистрированные сообщения о преступлениях и иная информация докладываются начальнику органа внутренних дел и организуется их разрешение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Сообщения о преступлениях (письменные заявления о преступлениях и явке с повинной, протоколы принятия устных заявлений о преступлениях и явке с повинной, рапорты об обнаружении признаков преступления) и поручения прокурора о проведении проверки по сообщениям о преступлениях, распространенных в средствах массовой информации, регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях в дежурной части органа внутренних дел (далее - КУС).Также в КУС регистрируются заявления, содержащие признаки безвестного исчезновения человека, и рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственном обнаружении и выявлении ими признаков преступлений.
Протокол принятия устного сообщения о преступлении, сделанного при производстве следственного действия, о ранее незарегистрированном преступлении регистрируется в КУС с отметкой «Дополнительно выявлено в ходе расследования».
Иная информация и письменные заявления о несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления, регистрируются в Журнале учета иной информации о правонарушениях (далее - ЖУИ).
Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации в КУС или ЖУИ категорически запрещается.
При поступлении письменного заявления о преступлении, информация о котором ранее была зарегистрирована в ЖУИ, заявление регистрируется в КУС, о чем в ЖУИ делается соответствующая отметка.
При регистрации в дежурной части органа внутренних дел сообщений о преступлениях и иной информации, полученных сотрудниками вне служебных помещений органа внутренних дел и в органах внутренних дел где нет дежурных частей, обязательно указываются дата и время получения информации сотрудником.
Если разрешение поступивших сообщений о преступлениях и иной информации не относится к компетенции данного органа внутренних дел или правонарушение совершено на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации по указанию начальника органа внутренних дел в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации передаются по подследственности или в суд (по делам частного обвинения), о чем делается отметка в КУС с указанием даты и исходящего номера. Одновременно с этим принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению преступления, а равно по сохранению следов преступления.
Заявитель информируется о передаче его сообщения о преступлении по подследственности или в суд в течение суток с момента принятия решения.
Сообщение о преступлении и иная информация, поступившие по подследственности из других правоохранительных органов, регистрируются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, о чем отправитель уведомляется письменно. Срок разрешения сообщения о преступлении и иной информации исчисляется с момента поступления их в орган внутренних дел по подследственности .При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на заявлении (протоколе заявления), рапорте об обнаружении преступления в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации. В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУС, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои подпись, инициалы и фамилию.
Если сообщение о преступлении поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с его регистрацией в КУС в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет талон - уведомление и выдает его заявителю.
Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел.
Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер. В талоне-корешке указываются: сведения о заявителе, краткое содержание заявления, регистрационный номер по КУС, подпись лица, принявшего заявление, дата приема, подпись заявителя, дата регистрации заявления. В талоне-уведомлении указываются: сведения о лице, принявшем заявление, регистрационный номер по КУС, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного.
Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне- корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.
Талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел и используются при сверках полноты регистрации сообщений о преступлениях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц.
При поступлении в дежурную часть органа внутренних дел сообщений о преступлениях и иной информации, оперативный дежурный регистрирует их в КУС или ЖУИ и принимает меры реагирования в установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами МВД России порядке.
Глава 2. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
Проверка сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется в соответствии с письменным указанием начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности, в порядке, установленном уголов- но-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Сотрудником органа внутренних дел, осуществляющим проверку зарегистрированного сообщения о преступлении и иной информации, без производства следственных действий могут быть истребованы необходимые материалы и получены объяснения.
Заявление или сообщение о преступлении должно быть принято соответствующим должностным лицом и зарегистрировано в установленном порядке. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд.
В тех случаях, когда из поступившей информации (повода) о преступлении с достаточной ясностью нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, может быть проведена предварительная проверка в порядке ст. 144 УПК РФ. Она дает возможность получить дополнительные сведения и материалы, необходимые для правильного разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Производство следственных действий до возбуждения уголовного дела, по общему правилу, запрещено, за исключением осмотра места происшествия. Кроме того, после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но до получения согласия прокурора в случаях, не терпящих отлагательства, могут быть произведены освидетельствование и назначение экспертизы.
В качестве методов предварительной проверки закон допускает производство ревизий, документальных проверок с участием специалистов. На практике, кроме того, часто используют такие методы, как: получение объяснений; истребование и получение необходимых предметов и документов; производство инвентаризаций, контрольных закупок, а также специальных исследований.
Объяснение может быть получено от любого лица, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Процедура получения объяснений близка к процедуре допроса, однако лицо не несет уголовную ответственность за дачу заведомо ложных сведений.
Необходимые предметы и документы могут быть истребованы по почте или непосредственно у граждан или должностных лиц. В последнем случае должен быть составлен соответствующий протокол с указанием времени, места и обстоятельств истребования и получения необходимых материалов. Аналогичный протокол должен быть составлен и при принятии представленных гражданами и должностными лицами предметов и документов.
Документальные проверки и ревизии производятся в основном по делам о преступлениях в сфере экономики.
Документальная проверка - это изучение по документам какой-либо одной стороны деятельности предприятия, организации, учреждения с целью получения сведений о наличии или отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела. При этом составляется акт документальной проверки.
Ревизия - это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения, предприятия, организации за определенный период. Она также производится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в документах. По итогам ревизии составляется акт.
Органы расследования широко используют для решения вопроса о наличии или отсутствии основания к возбуждению уголовного дела помощь специалистов, поручая им производство исследований разного рода.
Наиболее часто такие исследования производятся, когда требуется выявить признаки преступлений, связанных с наркотическими средствами, подделкой документов, незаконного ношения, хранения и приобретения оружия, фальшивомонетничества и т.д.
Порядок проверки сообщений о преступлении, распространенных средствами массовой информации, регламентирован ч. 2 ст. 144 УПК РФ. Этот порядок предусматривает, что проверку сообщения, распространенного в средствах массовой информации, проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Таким образом, инициатором проверки выступает прокурор или руководитель следственного органа. Прокурор, следователь или орган дознания наделены правом требовать от средства массовой информации имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию.
Редакция, главный редактор средства массовой информации, вкоторым поступило требование, обязаны предоставить требуемую информацию. Исключение составляет случай, когда лицо, предоставившее информацию средству массовой информации, поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В данном случае нельзя раскрыть сведения об этом лице.
В соответствии со ст. 41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.Предварительная проверка производится в срок не более трех суток с момента получения и регистрации заявления (сообщения) о преступлении. Однако по ходатайству следователя, дознавателя срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок и ревизий - до 30 суток (приложения 7, 8, 9 ст. 476 УПК РФ). Дальнейшему продлению этот срок не подлежит.
Предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлениях служит одной из гарантий законного и обоснованного возбуждения уголовного дела. Вместе с тем она должна проводиться только в случае действительной необходимости. Если же признаки преступления с достаточной ясностью содержатся в самом заявлении (сообщении) о преступлении, уголовное дело должно быть возбуждено немедленно.
Глава 3. Виды процессуальных действий по проверке сообщения о преступлении
Процессуальная деятельность, направленная на решение непосредственных задач стадии возбуждения уголовного дела в уголовно-процессуальном законе, обозначена юридическим понятием «рассмотрение сообщения о преступлении».
В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение не позднее трех суток со дня поступления сообщения. Этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа, начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя или дознавателя. При необходимости документальных проверок, ревизии руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить указанный срок до 30 суток.
Срок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении исчисляется со дня его регистрации в органе дознания или предварительного следствия до дня вынесения постановления о принятом решении о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. Поступившее сообщение о преступлении подлежит обязательной регистрации и учету. Формы единой государственной системы регистрации и учета преступлений устанавливаются постановлением Росстата. Сокрытие преступлений от регистрации и учета рассматривается как грубое нарушение законности.
Если сообщение о преступлении поступило в форме заявления, то заявителю обязательно должен быть выдан документ с указанием данных о должностном лице, принявшем заявление либо отказавшем в его приеме, а также о дате и времени его принятия (отказа в приеме).
Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие руководителя следственного органа, следователя, дознавателя, органа дознания и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124, 125 УПК РФ.
Сообщение о преступлении подлежит проверке, результаты которой оформляются в зависимости от вида сообщения протоколом (заявление, явка с повинной) или рапортом (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников). Проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении представляет собой изучение материалов, представленных заявителем, анализ фактических данных, содержащихся в заявлении, установление личности заявителя, уточнение обстоятельств, от которых зависит принятие решения о направлении заявления по подследственности.
Подобная проверка может дать реальную возможность для обоснованного вывода о наличии или отсутствии признаков преступления. Составление протокола о принятии устного заявления и опрос заявителя об обстоятельствах преступления вступают одновременно и поводом к возбуждению уголовного дела и формой проверки заявления о преступлении.
Объем проверочных действий, предшествующих возбуждению уголовного дела, может быть различен и зависит от конкретных обстоятельств дела. К их числу относятся: истребование материалов, предметов, документов, получение объяснений от лица, обратившегося с заявлением или сделавшего сообщение. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизии и привлекать к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144). Эти проверочные действия проводятся в срок, установленный уголовно-процессуальным законом, но в порядке, предусмотренном нормами различных законов (п. «м» ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности»).
В целях закрепления следов преступления и установления лица, его совершившего, может быть произведен осмотр места происшествия до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела руководителем следственного органа, следователем, дознавателем.
Вид сообщения о преступлении (заявление, явка с повинной, сообщение, полученное из иных источников) обусловливает некоторые особенности его приема, проверки и разрешения.
Порядок принятия заявления о преступлении регламентирован ст. 141 УПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 141 УПК РФ допускается подача заявления как в устной, так и в письменной форме. Обязательным условием признания законности письменного заявления выступает подписание его заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ). Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя.отчество заявителя, адрес его места жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать).
Порядок принятия устного заявления регламентирован ч. 3— 6 ст. 141 УПК РФ. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Порядок составления протокола регламентирован ст. 166, 167 УПК РФ.
Если устное сообщение сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или в протокол судебного заседания.
Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Заявления о признаках преступлений частно-публичного обвинения, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК, принимаются только от потерпевшего или его законного представителя (ч. 3 ст. 20 УПК РФ).Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа не вправе отказать в приеме заявления по мотивам недостаточности сообщаемых сведений или неподследственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое заявление, должно принять меры к уточнению (пополнению) сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.
В соответствии с ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела. Однако это не исключает проверки анонимного заявления в порядке административной деятельности. При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления, который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела. Аналогичным образом должны приниматься и заявления, сделанные по телефону, даже если гражданин назвал свою фамилию, имя, но при этом невозможно получить от него письменное заявление или подпись в протоколе о принятии устного заявления.
В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими его личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих его личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим это заявление (ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 142 УПК РФ). Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Явка с повинной является обстоятельством, смягчающим наказание (п. «и» ст. 61 УК РФ), или даже, при определенных условиях (лицо впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления), освобождающим от уголовной ответственности (ст. 75 УК РФ). В то же время явка с повинной может быть в действительности вынужденной, ложной и даже спровоцированной, поэтому она подлежит в любом случае тщательной проверке и критической оценке как обстоятельство, влияющее на смягчение ответственности лица. Не является явкой с повинной признание лица о совершении им преступления, сделанное им после возбуждения уголовного дела в ходе расследования. Обязательным признаком явки с повинной является поступление первичной информации о совершении преступления определенным лицом от самого этого лица. Не является явкой с повинной заявление о совершении преступления лицом, которое находилось в розыске и знало, что его разыскивают.
Статья 143 УПК РФ предусматривает порядок подачи и принятия такого вида сообщения, каким является рапорт об обнаружении признаков преступления.
Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (т. е. не из заявления или явит с повинной), принимается лицом, получившим это сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК РФ).
Требования, предъявляемые к рапорту, свидетельствуют о том, что речь идет не о произвольном усмотрении должностного лица, а о наличии определенных фактов, дающих основание полагать, что готовится или совершено преступление. В рапорте об обнаружении признаков преступления обязательно указываются не только обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления, но и источник получения информации об этом. Должностное лицо, составившее рапорт, становится ответственным за достоверность изложенных в нем сведений, так как положения ст. 306 УК РФ на него распространяются в той же мере, как и на любого другого заявителя.
Глава 4.  Форма и содержание процессуальных решений, принимаемых по итогам проверки сообщения о преступлении
По результатам рассмотрения сообщений и иной информации дознавателем или следователем органов внутренних дел принимается одно из следующих решений:
о возбуждении уголовного дела;
об отказе в возбуждении уголовного дела;
о передаче сообщения по подследственности или в суд (по делам частного обвинения).
О принятом решении сообщается заявителю и разъясняются его право обжаловать принятое решение и порядок обжалования в соответствии с уго- ловно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Материалы об отказе в возбуждении уголовного дела регистрируются в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, который ведется в органах внутренних дел сотрудником по учетно-регистрационной работе или лицом, исполняющим его обязанности. Материалу присваивается очередной двойной порядковый номер (через дробь): номер по КУС / номер по журналу учета отказных материалов.
По результатам проверки иной информации, содержащей признаки правонарушения, начальник органа внутренних дел принимает решения о:
перерегистрации в КУС (при обнаружении признаков преступления);
приобщении материалов проверки при отсутствии признаков правонарушения в специальное номенклатурное дело.
Анонимные заявления, поступившие по почте, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.
При приеме-сдаче дежурства оперативный дежурный докладывает письменным рапортом начальнику органа внутренних дел:
о сообщениях о преступлениях и иной информации, которые были зарегистрированы в КУС или ЖУИ, поступивших в течение суток, а также о заявлениях, по которым в сроки, установленные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, решений не принято;
о сотрудниках органа внутренних дел, проводивших проверку информации и не доложивших в дежурную часть о ее результатах в течение дежурных суток.
Начальник органа внутренних дел или лицо его замещающее:
несет ответственность за соблюдение законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и иной информации;
осуществляет ежедневный контроль за своевременностью и полнотой регистрации и сроками разрешения сообщений о преступлениях и иной информации, а также правильностью ведения КУС и ЖУИ, о чем делает соответствующую запись в книге рапортов о приеме и сдаче дежурства.
Для проведения сверок полноты регистрации сообщений и иной информации в органах внутренних дел создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба. Включение в состав комиссии сотрудника по учетно-регистрационной и статистической работе обязательно.
Начальник органа внутренних дел утверждает обязанности членов комиссии, планы ее работы. Секретарь комиссии ведет делопроизводство.
Комиссия ежеквартально проводит сверки полноты регистрации в КУС и ЖУИ и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации, поступивших в орган внутренних дел, со сведениями из других источников информации, включая и корешки талонов-уведомлений.
Члены комиссии проводят сверки с алфавитным журналом, журналом входящей корреспонденции органа внутренних дел, а также документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, паспортно-визовых подразделений.
Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных сообщений о преступлениях и иной информации направляет официальные запросы на предприятия, в организации, горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилакти- ческие, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если в ответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних дел сообщениях о преступлениях и иной информации, то проводится сверка с КУС или ЖУИ.
В целях обеспечения контроля за полнотой регистрации информации, поступившей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел может производиться ее магнитная запись.
Председатель комиссии или, по его поручению, один из членов комиссии регулярно прослушивает магнитные записи и проверяет полноту и правильность регистрации в КУС или ЖУИ.
Полученные результаты оформляются актом сверки полноты регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях. В случае выявления фактов нарушении порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации, начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению в установленном порядке виновных лиц к ответственности.
Контроль за соблюдением законности при рассмотре.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44