VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы наказуемости несовершеннолетних в уголовном законодательстве россии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001612
Тема: Проблемы наказуемости несовершеннолетних в уголовном законодательстве россии
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования
«САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Юридический факультет



Кафедра уголовного права и процесса
Направление подготовки 030500.68 Юриспруденция





ПРОБЛЕМЫ НАКАЗУЕМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 
В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ




Магистрант: Зяблицкая Елена Артуровна 
                                                               _________________________________ 
                                                                                            (подпись)

                                     Научный руководитель:
                                                 д.ю.н., профессор Дуюнов В.К.                                  
                                                                __________________________________
                                                                                           (подпись)



«Допустить к защите»                         Работа защищена «__» _________2016 г.
Зав. кафедрой                                       Оценка ____________________________
к.ю.н., доцент Толмосов В.И.               
_________________________             
                                                      
                					



			

Самара, 2016
     
     
     СОДЕРЖАНИЕ
     Стр.
     
     ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3
     ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАКАЗАНИЕ 
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО 
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ ………………………………….…..…...8
     § 1.1. Уголовная ответственность и наказание
несовершеннолетних в российском законодательстве до 1917 г. ……..……...8
     § 1.2. Особенности  уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних в отечественном уголовном законодательстве 
советского и постсоветского периодов………………………………………...13
     
     ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 
В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 
РОССИИ…………………………………………………………………..….… 28
      § 2.1. Необходимость особых подходов к уголовной 
ответственности и наказанию лиц, совершивших преступление 
в несовершеннолетнем возрасте ………………………………………….....    28
     § 2.2. Учет особенностей личности несовершеннолетних, 
совершивших преступление, в УК РФ 1996 г. ...................................................34
     § 2.3. Уголовно-правовое воздействие в отношении лиц, 
совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте:
цели, принципы и основные приоритеты ……………………………………...38
     
     ГЛАВА 3. НАКАЗАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 
В ДЕЙСТВУЮЩЕМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
РОССИИ……………………………………………………………………………. 49
     § 3.1. Общие положения о понятии уголовного наказания 
и правилах его назначения …………………………………………………….. 49       
     § 3.2. Особенности назначения наказания 
несовершеннолетним (ст. 89 УК) ………………………………………….       67
     § 3.3. Общие правила (общие начала) назначения наказания 
(ст. 60 УК), применяемые к несовершеннолетним ……………………............71
     § 3.4. Правила назначения наказания в т.н. специальных 
случаях (ст. 64-74 УК) ……………………………………………………….     87
     § 3.5. Особенные правила назначения наказания 
несовершеннолетним (ст. 89 УК) ……………………………………………..117

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………   131
     
     СПИСОК ИСТОЧНИКОВ …………………………………………..  134


ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования. Психологические и физиологические особенности несовершеннолетних, в том числе и лиц, совершивших преступление в таком возрасте, требуют уделять повышенное внимание их воспитанию и социализации и обусловливают необходимость особых, более мягких и гуманных подходов к решению вопросов их уголовной ответственности, что и реализуется в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации и в правоприменительной практике. Тем не менее, в этой сфере существуют многочисленные проблемы: преступления несовершеннолетних не сокращаются, применяемые меры уголовно-правового воздействия показывают свою недостаточную эффективность, в науке уголовного права и криминологии, несмотря на многочисленные работы, немало проблем, требующих научного осмысления. 
     Проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних приобретают сегодня особую остроту, потому что количество совершаемых преступлений несовершеннолетними растет, при этом для них характерна высокая латентность. Состояние и тенденции развития преступности в целом можно определять по количеству ежегодно регистрируемых преступлений, среди несовершеннолетних – только по раскрытой их части. Ежегодно не раскрывается около 30% преступлений, и примерно на столько же следовало бы увеличить число совершенных (выявленных) преступлений несовершеннолетних, отражаемых в статистике1.
     В условиях продолжающегося интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, в том числе связанного с жестоким обращением с детьми, продолжается рост преступности среди несовершеннолетних.
     Значительная часть несовершеннолетних за совершение общественно опасных деяний не привлекаются к уголовной ответственности по возрасту, хотя все большее распространение среди малолетних получают убийства, изнасилования, грабежи, сбыт наркотиков. В подразделениях органов внутренних дел России по делам несовершеннолетних состоит на учете около 100 тыс. подростков, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности. 
     Количественные показатели преступности несовершеннолетних находятся в прямой зависимости от уголовной политики, карательной практики, изменений уголовного, уголовно-процессуального, административно-правового законодательства2.
     Ежегодно без одного родителя остаются около 500 тыс. детей и подростков. Около 40% несовершеннолетних преступников воспитывались именно в таких семьях. Большое число детей воспитывается в государственных учреждениях (сироты при живых родителях, лишенных родительских прав и находящихся в местах лишения свободы). Ежегодно, спасаясь от жестокого обращения, физического и психического насилия, около 2 тыс. детей и подростков кончают жизнь самоубийством. Примеров, рисующих общую удручающую картину безнадзорности, беспризорности, состояния преступности среди несовершеннолетних, можно приводить бесчисленное множество3. 
     Так, несовершеннолетними совершается каждое десятое зарегистрированное преступление, каждое 14-е убийство, каждое 12-е умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждое 7-е изнасилование, каждая 5-я кража, каждый 4-й грабеж, каждый 5-й разбой, каждое 3-4-е вымогательство, каждое 3-е неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством (архивные сведения на декабрь 2008 года)4.
     Приведенные цифры свидетельствуют о том, что проблема преступности среди несовершеннолетних актуальна, как никогда, а, следовательно, актуален и вопрос эффективности правоприменительных мер, в том числе связанных с назначением наказания несовершеннолетним, а также вопрос ожидаемых и достигаемых результатов в процессе воспитания и исправления несовершеннолетних преступников, ведь признание несовершеннолетнего решением суда виновным, то есть преступником, сегодня, это следствие девиантного поведения несовершеннолетнего вчера.
     Как отмечено выше, на такую ситуацию влияют социально-экономические проблемы страны, негативную роль играет и несовершенная государственная система профилактики и борьбы с подростковой преступностью. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы, связанные с мерами борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. Несомненно, предпочтение должно отдаваться мерам социально-экономического и воспитательно-профилактического характера борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
     И тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних, о применении к ним уголовно-правовых мер в рамках охранительно-карательных правоотношений.
     Уголовное наказание - важное средство борьбы с преступностью, в том числе с преступностью несовершеннолетних. В связи с ростом числа совершаемых несовершеннолетними преступлений, существует необходимость поиска более эффективных средств противодействия этой тенденции.
     С начала действия Уголовного кодекса РФ прошло достаточно времени, чтобы следственная и судебная практика могла выявить его недостатки, исследование и анализ которых является основной целью данной работы. Стало ясно, что далеко не все новации УК удачны. Не все своевременны. Некоторые из них не оправданы разумными соображениями. Все это обусловливает актуальность предпринятого диссертационного исследования. 
     Теоретическую основу исследования составляют научные труды видных отечественных ученых: М.М. Бабаева, А.А. Бакаева, В. Волошина, Г.Ф. Гумировой, В.К. Дуюнова, Н.Д. Дядькина, Н.Р. Косевич, Н.Ф. Кузнецовой, М.С. Михлина, И.М. Тяжковой, М.А. Скрябина, Н.А. Трунова, А.И. Рарога и других. 
     Нормативную основу работы составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормы уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства.
     Эмпирическая база включает анализ материалов правоприменительной практики, данных уголовной статистики, результатов некоторых криминологических исследований.
     Цель диссертационной работы состоит в исследовании особенностей ответственности несовершеннолетних преступников, определении недостатков действующего законодательства и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по исследуемому вопросу.
     В соответствии с указанной целью, решаются следующие задачи: 
     - исследование  истории развития законодательства об уголовной ответственности и наказании несовершеннолетних в России; 
     - анализ понятия и сущности уголовной ответственности и наказания в отечественном уголовном праве; 
     - анализ правового содержания и особенностей уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте; 
     - выявление проблем в действующем законодательстве и практике деятельности правоприменительных органов страны;
     Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, определяющие правовые основания и пределы ответственности несовершеннолетних в действующем уголовном законодательстве России.
     Предметом исследования послужили правовые нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних, а также необходимые для уяснения их содержания нормы иных отраслей права.
     Методологическую основу настоящего исследования составляют общенаучные методы познания социальных и правовых процессов: диалектический, системный, статистический, исторический, сравнительно–правовой. 
     Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе и в практической деятельности.
     Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, диссертация включает введение, три главы, разделенных на десять параграфов, заключения, списка источников.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАКАЗАНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
     
     § 1.1. Уголовная ответственность и наказание
     несовершеннолетних в российском законодательстве до 1917 г.
     Анализ истории развития российского уголовного законодательства показывает, что особенные, более мягкие подходы к вопросам наказуемости несовершеннолетних, совершивших преступное деяние, в российском законодательстве имели место в законодательстве нашей страны издревле.
     Так, в Судебнике 1497 года предусматривалось, что дети до семи лет освобождаются от ответственности. В отношении же несовершеннолетних более старшего возраста, подлежавших ответственности, исключалось применение смертной казни, она для них заменялась лишением свободы5. В 1669 году вышеназванное положение о возрасте привлечения к уголовной ответственности было внесено и в Сыскной приказ о  табельных,  разбойных и убийственных делах 1666 г.6. По мнению ряда ученых, указанный возраст выбран не случайно, именно в этот период происходит таинство причастия несовершеннолетнего, а религия рассматривает преступную деятельность как грех7. 
     В Воинском уставе Петра I (1716 г.) в артикуле 195 говорится: «Наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели … вор будет младенец, который, дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лозами наказан быть», таким образом детский возраст является основанием для смягчения наказания. Данная формулировка вызывает затруднение, поскольку нет разъяснения, какая категория несовершеннолетних относится к понятию «младенец»8. 
     В Указе Сената от 23 августа 1742 года установлено, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых.9 Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, а по освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища.
     Дальнейшая, осознанная гуманизация уголовного законодательства началась в России в восемнадцатом веке под влиянием европейских тенденций, и она не могла не затронуть вопросы ответственности за совершение преступлений несовершеннолетними.
     В Указе Екатерины II от 26 июня 1765 года, исключалась ответственность за преступления лиц, не достигших 10 лет, а от 10-17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, велено представлять в Сенат, где с ними поступали по своему усмотрению и по мере их вины; при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10-15 и от 15-17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без предания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам.
     Примерно в это время появились и первые черты ювенальных судов, так называемые Совестные Суды, учрежденные в 1775 году Екатериной II, которым были переданы все дела о малолетних преступниках. Эти суды должны были рассматривать дела не только на основании законов, но и на основании естественной справедливости. 
     Екатерина II предписала рассматривать дела, исходя из принципов человеколюбия, почтения к особе ближнего, отвращения от угнетения и притеснения. Однако, по мнению более поздних исследователей, на практике приговоры Совестных Судов не отличались мягкостью и гуманностью в отношении детей, и они были упразднены в 1828 году, просуществовав более 50 лет.
     Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, явившееся первым крупным систематизированным уголовно-правовым актом, отступило от предыдущей системы, приняв предельным возрастом 7 лет; но, так как по п. 1 ст. 173 дети от 7-10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлось по Уложению истечение 10 лет.10
     Период отрочества (от 10 до 17 лет) - замена для них наказания наступает только в случае признания их обладающими вменяемостью, а в противном случае применяется общее правило об уголовной безответственности за невменяемостью. Но отроческий возраст, даже по отношению к детям, признанным обладающими вменяемостью и учинившим тяжкие злодеяния, требует не только смягчения, но и замены обыкновенных карательных мер. Они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а малолетние от 10-14 лет - и каторжным работам.
      Рядом с отрочеством Уложение 1845 года ставило юность от 17-21 года, которая признавалась только причиной уменьшения ответственности. При этом закон различал случаи присуждения их к наказаниям уголовным и наказаниям исправительным. Из уголовных наказаний к несовершеннолетним смертная казнь и ссылка на поселение применялись без изменений, бессрочная каторга заменялась срочной, а сроки каторги уменьшались на 1/3. 
     Уложение 1845 года заменяло ссылку на житье или отдачу в арестантские отделения или рабочий дом отдачей в военную службу, а низкие наказания применялись без замены, но со смягчением на одну или две степени. Сверх общих вышеизложенных правил об ответственности малолетних и несовершеннолетних Уложение содержало некоторые особые правила о смягчении и усилении их ответственности. Так, по ст. 143 наказание уменьшалось на одну или две степени, если будет доказано, что несовершеннолетний был вовлечен в преступление совершеннолетним.
     С другой стороны, Уложение 1845 года знало одно условие, при котором молодость теряла всякое значение, а именно по ст. 146 (издание 1885 года) малолетние несовершеннолетние в случае совершения ими нового преступного деяния наказывались как совершеннолетние11.
     Согласно ст. 148 Уложения, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 21 года за преступления, совершенные по неосторожности, подвергались лишь домашнему исправительному наказанию по распоряжению родителей или опекунов12.
     Статья 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г., предоставляла право мировым судьям определять несовершеннолетним в возрасте от 10 до 17 лет взамен заключения в тюрьме помещение в исправительные приюты13.
     Закон от 2 июля 1897 года «Об изменении форм и обрядов судопро-изводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений об их наказании», предусматривал для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специально отведенные для них помещения. К несовершеннолетним в возрасте от 17 лет до 21 года (совершеннолетие в дореволюционной России наступало с 21 года) Законом предусматривалось применение каторги и поселения 14. 
     В Уголовном уложении 1903 г. также содержались нормы об особенностях вменения в вину и наказания несовершеннолетних. Уголовное уложение устанавливало нижний возрастной порог уголовной ответственности подростков, по которому лицо являлось субъектом преступления только по достижении им возраста 10 лет - ст. 40 Уложения определяло данных лиц как малолетних. Как и ранее действовавшее уголовное законодательство, Уложение различало три возрастных периода — от 10 до 14 лет, от 14 до 17 лет и от 17 до 21 года — и устанавливало в отношении двух первых периодов возможности замены полагающегося по закону наказания мерами принудительного воспитания или его смягчения. Для последней же возрастной группы допускалось только смягчение наказания.
     Из содержания ст. 41 Уголовного уложения видно, что законодатель определил более мягкие формы ответственности и наказания для лиц в возрасте от 10 до 17 лет: данной категории несовершеннолетних не вменялось в вину деяние, если лицо не могло понимать свойства и значения совершаемых им поступков и руководить ими; лица данной категории могли быть отданы под надзор родителям, попечителям или другим благонадежным лицам в случае их согласия, а в случае совершения тяжких преступлений могли быть помещены в воспитательно-исправительные учреждения. 
     Закон установил более мягкие наказания для несовершеннолетних женского пола, а также впервые в истории Российского законодательства определены особые («особо приспособленные») условия содержания под стражей несовершеннолетних. 
     По сравнению с более ранним законодательством в Уголовном уложении 1903 года даются более четкие определения понятий «малолетний» и «несовершеннолетний» с указанием их возрастных границ15.
     В целом, анализируя особенности нормативного регулирования вопросов ответственности несовершеннолетних в дореволюционном российском уголовном законодательстве, следует констатировать, что указанные вопросы решались в рамках совершенствования уголовного законодательства в целом. Медленно, постепенно, но неуклонно идея более внимательного, мягкого и гуманного отношения к подросткам, нарушившим уголовно-правовой запрет, получала свое воплощение и в уголовных законах, и в правоприменительной практике. 
     
     § 1.2. Особенности  уголовной ответственности и наказания
несовершеннолетних в отечественном уголовном законодательстве
     советского и постсоветского периодов
     Декрет СНК от 14 января 1918 г. провозгласил отмену судов и тюремного заключения для малолетних и несовершеннолетних, что стало реализацией лозунга Советской власти: «Для детей нет суда и тюрьмы». Дела об общественно опасных деяниях лиц в возрасте до 17 лет подлежали рассмотрению комиссий по делам несовершеннолетних, которые могли либо освобождать их, либо направлять в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения соответственно характеру деяния16.
     Основная идея Декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке и других актов уголовного законодательства Советской России об ответственности несовершеннолетних. 
     В ст. 13 «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР» 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним должны применяться лишь воспитательные меры. Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.
     Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных деяниях», принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях до 18 лет. В соответствии со ст. 4 декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния.
     К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять. Перечень мер медико-педагогического характера содержался в инструкции, утвержденной в 1920 г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Комиссии широко использовали  предоставленные им права. Их деятельности сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако, многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918 г. Это были детские дома, приемники – распределители, школы – коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодежи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации.
     Аналогично складывалась судьба и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.).
     Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы. 
     В связи с создавшимся положением третья сессия ВЦИК 1-го созыва 1922 г., обсуждавшая проект уголовного законодательства, положительно решила вопрос о расширении компетенции суда в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Д.И. Курский по этому поводу сказал: «Это, конечно, объясняется не ошибочностью нашего метода, а недостатком материальных средств. Если бы у нас была сейчас возможность организацию медико-педагогического воздействия поставить так, как нужно, то есть открыть сеть учреждений для малолетних и несовершеннолетних, тогда этот вопрос был бы решен вполне благополучно». Названный аргумент, к сожалению, и в дальнейшем развитии законодательства нередко служил причиной уголовно-правовых репрессий в отношении лиц, не достигших 18 лет.
     УК РСФСР 1922 г. снизил возраст уголовной ответственности с 18 до 16 лет. Для лиц младше этого возраста основным средством воздействия по-прежнему были меры воспитательного характера. Уголовная ответственность к подросткам 14-16 лет применялась по постановлениям комиссий в исключительных случаях, когда меры воспитательного характера не оказывали надлежащего воздействия.
     В период с 1925 по 1931 г. большинство дел на правонарушителей в возрасте до 18 лет рассматривалось комиссиями по делам несовершеннолетних. В суды передавалось около 10% дел.
     В инструкции Наркомпроса РСФСР по делам несовершеннолетних, принятой в 1921 г., указывалось, что комиссии должны передавать в суд дела лишь о тех несовершеннолетних, которые неоднократно привлекались за преступления или совершали побеги из детских учреждений, куда определялись комиссиями в связи с совершением нетяжкого преступления.
     Основными началами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г. были введены понятия «малолетний и несовершеннолетний» правонарушитель. В ст. 7 Основных начал указывалось, что к малолетним можно применять лишь меры медико-педагогического характера, к несовершеннолетним такие меры должны применяться только в тех случаях, когда соответствующие органы признают невозможным назначить меры судебно-исправительного характера.
     Определение возраста, с наступлением которого связывалось понятие малолетнего и несовершеннолетнего, а также обязательных случаев привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности относились компетенции союзных республик. УК РСФСР 1926 г. дал определение понятий «малолетний» и несовершеннолетний». Статьей 12 было установлено, что минимальный возраст наступления уголовной ответственности - 14 лет. Меры социальной защиты судебно-исправительного характера не применялись к малолетним до 14-летнего возраста. К данной категории правонарушителей могли быть применены лишь меры медико-педагогического характера. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет подлежали уголовной ответственности лишь в случаях, когда комиссии по делам о несовершеннолетних признавали невозможным применить к ним меры, которые применялись к малолетним. УК РСФСР 1926 года в первоначальной редакции определял субъектом преступления только лицо, совершившее общественно опасное деяние в возрасте 14 лет, в отличие от УК РСФСР 1922 года, по которому несовершеннолетние подлежали уголовной ответственности при достижении ими 16 лет17.
     Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «Об изменении ст. 12 и 50 Уголовного кодекса и ст. 47 и 174 Исправительно-трудового кодекса РСФСР» от 30 октября 1929 года возраст, с которого наступала уголовная ответственность, был повышен с 14 до 16 лет. Статья 12 УК РСФСР 1926 года в новой редакции устанавливала наказания, которым не подлежали несовершеннолетние лица, не достигшие 16-летнего возраста. Этот возрастной признак субъекта преступления, как и другие правила в отношении несовершеннолетних, действовали без изменений до 1935 года18.
     В начале 30-х г.г. наметилась тенденция к усилению уголовной ответственности в целом, коснулась она и несовершеннолетних. Особенно резко эта тенденция проявилась в постановлении ЦИК и СНК «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» от 5 апреля 1935 г. Этот закон значительно понизил возраст, по достижении которого стала возможна уголовная ответственность. Лица, виновные в совершении краж, причинении насилия, телесных повреждении, увечий, убийства подлежали уголовной ответственности с 12-летнего возраста; ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик, предоставлявшая право применять к несовершеннолетним меры медико-педагогического характера, была отменена. 
     Вслед за этим, 31 мая 1935 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О мерах ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», которым были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних. В указанных актах нашла отражение господствовавшая в то время ошибочная точка зрения о принуждении как универсальном средстве борьбы с преступностью19. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. уголовная ответственность с 12-летнего возраста была установлена также за действия, могущие вызвать крушение поезда. 
     Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война создала новые проблемы в борьбе с преступностью несовершеннолетних, во многом порожденные их беспризорностью и безнадзорностью, а также тяжелым материальным положением страны. Предпринимались попытки смягчить чрезмерно жестокое законодательство ведомственными циркулярами. Приказом НКЮ СССР от 19 июня 1943 года № 50 судам давалось право прекращать уголовные дела несовершеннолетних, не достигших 15 лет, привлечённых к уголовной ответственности за мелкое хулиганство, мелкие кражи и другие незначительные преступления с передачей детей на попечение родителей, опекунов или, в случае необходимости, направлением в трудовую воспитательную колонию. В январе 1942 г. СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей»20, которым предусматривались создание при исполкомах местных Советов комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, расширение детских приемников – распределителей и детских домов, организация суворовских училищ для детей, пострадавших от войны.
     В послевоенные годы указанные выше основные криминогенные условия оставались теми же. Вследствие чего к несовершеннолетним правонарушителям широко применялись воспитательные меры. Так, постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 17 февраля 1948 г. «О применении Указов от 4 июля 1947 г. в отношении несовершеннолетних» судебным органам предлагалось в случае совершения хищения в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить на обсуждение вопрос о прекращении дела в уголовном порядке за нецелесообразностью применения мер уголовного наказания и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии21.
     Представляет интерес анализ Закона о ювенальном судопроизводстве 1953 года, в котором определены основные положения уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетние дифференцированы по субъектному составу на три возрастные группы: дети (малолетние) - в возрасте до 14 лет; подростки от 14 до 18 лет; и молодежь в возрасте от 18 до 21 года. Возрастная специфика субъектов ювенального права являлась определяющим фактором при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних и предполагала действие принципа индивидуализации, на котором основывались все правовые предписания, начиная с решения вопроса об уголовной ответственности и заканчивая особыми правилами судопроизводства и вынесения приговора22.
     Закон о ювенальных судах предусматривал три вида санкций за нарушение уголовного закона: принудительные меры воспитательного воздействия; исправительные меры и наказание. Принудительные меры воспитательного воздействия подразделялись на указания о перевоспитании (предусматривавшие предписания и запреты, касавшиеся времени препровождения несовершеннолетнего), а также использования содействия в воспитании (обязательство согласовывать меры по решению социальных сторон жизни подростка). К исправительным мерам относились предупреждение, обязательство совершения определенных действии и арест. При этом исправительные меры воспитательного воздействия могли сочетаться с исправительными мерами. Наказание представляло собой лишение свободы несовершеннолетнего и применяется в тех случаях, когда, с учетом склонности несовершеннолетнего к совершению преступлений и тяжести его вины в совершении преступления, были основания полагать, что применение по отношению к нему принудительных мер воспитательного воздействия и исправительных мер окажется недостаточным для обеспечения целей уголовного наказания23. 
     Важным этапом в развитии советского уголовного законодательства стала реформа 1958-1961 гг., в ходе которой были приняты три общесоюзных закона: а) Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР 25 декабря 1958 г.; Закон об уголовной ответственности за государственные преступления и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления, а на их основе - уголовные кодексы пятнадцати союзных республик 1959-1961 г.г. (УК РСФСР 1960 г.). Существенным отличием нового законодательства стало то, что на 2 года был повышен возраст, по достижении  которого наступала уголовная ответственность: согласно ст. 10 Основ, такой возраст устанавливался в 16 лет. Но за некоторые преступления, опасность которых была очевидна и для 14-летнего подростка (убийства, умышленное нанесение тяжких повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбойное нападение, кража, злостное и особо злостное хулиганство, умышленное уничтожение или повреждение государственного, общественного имущества или личного имущества граждан, повлекших тяжкие последствия, а также умышленное совершение действий, могущих вызвать крушение поезда) - уголовная ответственность предусматривалась с 14 лет24. 
     Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. вернулся к гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, закрепив, в частности, в ч. 3 ст. 10 возможность применения к несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, принудительных мер воспитательного характера, а в ч. 4 той же статьи — возможность освобождения таких несовершеннолетних от уголовной ответственности с направлением в комиссию по делам несовершеннолетних, которая, в свою очередь, могла применить к ним принудительные меры воспитательного характера. Имелись и другие нормы: например, несовершеннолетие правонарушителя признавалось обстоятельством, смягчающим ответственность. Для несовершеннолетних были сделаны изъятия при применении к ним целого ряда положений Общей части УК (неприменение ссылки, высылки; лишения свободы в виде заключения в тюрьме и др.). 
     При назначении наказания несовершеннолетнему, впервые осуждаемому к лишению свободы до 3 лет, судом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества, исполнение приговора к лишению свободы в отношении такого лица может быть отсрочено на срок от 6 месяцев.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44