- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы международного характера как разглашение государственной тайны
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013637 |
Тема: | Проблемы международного характера как разглашение государственной тайны |
Содержание
Введение На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло. В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства. В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны. Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны. Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности. Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны. Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны. За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству. Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности. Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны. В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения. Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны. Для достижения результата были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности государственной тайны. 2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы. Глава 1. История становления организации защиты государственной тайны в Российской Федерации 1.1 Становление института защиты государственной тайны Предупреждение государственной измены, шпионажа и разглашения государственной тайны, а также наказания за данные виды преступлений были важными факторами в деле защиты государственной безопасности как в средневековой Руси, Российской империи, так и в Российской Федерации в XXI веке. Судебник 1497 года (в отличие от Русской Правды) уже выделял преступления против государства и его оплота - церкви. Судебником устанавливалась ответственность за такое политическое преступление как «крамола». Под крамолой в то время понимали измену, заговор, призывы к восстанию либо поднятие восстаний и иные действия, которые совершали преимущественно представители господствующего класса (бояре, князья) и которые имели направленность против царя и князей. Великими князьями именно как крамола рассматривался отъезд бояр к другому князю. Соборное Уложение 1649 г. исторически и логически было продолжением более ранних кодифицированных правовых актов. В Уложении 1649 г. произошло уточнение понятие «преступления» и дана классификация преступлений: это гражданские правонарушения, антигосударственные, уголовные и против церкви. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена в 1716 года Петром I созданием Артикула воинского. Документ имел 24 главы, разделенные на 209 артикулов (статей), его включили в Воинский устав в качестве второй части. Следующим этапом развития уголовного права стало принятие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 году. «Шпионаж» в Уложении 1845 г. трактовался, как способствование иностранным государствам в сборе сведений либо предметов, которые относились к сфере внешней безопасности Российской Империи, её вооруженных сил либо оборонительных сооружений. В новом Уголовном уложении начала XX века в России в качестве шпионажа были определены такие уголовно наказуемые действия как: а) сам процесс занятия шпионажем, б) нарушение правил в обработке и хранении секретных документов или предметов, в) организация в приграничных районах беспроволочного телеграфа, содержание голубей, опубликование в газетах сведений, которые содержат государственную тайну. В тот период в нормативно-правовой базе Уголовного уложения отсутствовал подробный Перечень сведений, относящихся к государственной тайне. Выделялись только ряд отдельных групп сведений с грифом «долженствующие сохраняться в тайне». Это были макеты укрепленных районов и крепостей российского войска, чертежи и планы, рисунки фортификационных сооружений, а также технические сведения о военных кораблях, данные о содержании мобилизационных планов или расположении войск. Учреждённая в 1882 году Александром III специальная комиссия под руководством Н.С. Таганцева, известного русского криминалиста, завершила работу уже в правление Николая II. Составленное комиссией Уголовное уложение начало действовать в начале 1903 года. В отличие от Уложения о наказаниях уголовных и исправительных оно устанавливало более предметный перечень государственных преступлений, за совершение которых усилило наказания. Понятие «шпионаж» новое Уголовное Уложение значительно расширяет. Ей вводится разграничение для занимающихся шпионажем, и разгласивших секретные сведения. Для шпионов комиссия предусматривала более жесткое наказание, за убийство для «благоприятствования или способствования в шпионстве» вводится смертная казнь. Это было единственное из всех перечисленных в перечне деяний в области шпионажа, предусматривающее наказание в виде смертной казни. Отдельной статьей в Уголовном Уложении шло наказание за снятие копий с секретных документов. Это было отражено в 4-й главе Уложения «О государственной измене» и определено как посягательство на внешнюю безопасность и положение государства среди других государств1. Уголовное Уложение, с одной стороны, предусматривало общую формулу данного преступления - это «благоприятствование либо способствование неприятелю российским подданным в военных и иных враждебных действиях против России», но с другой стороны оно являлось общим положением о наиболее тяжелых видах измены. «...Если такое способствование или благоприятствование оказало существенное содействие неприятелю или было совершено с изменческой целью».2 В Уголовном Уложении шло перечисление особых случаев, за которые преступления в виде государственной измены карались либо срочной каторгой, либо смертью. Это: - передача сведений о путях сообщения сухопутных или морских, - передача телеграфных сообщений и телефонных переговоров либо иных средств общения в различных частях армии; - передача или покушение на передачу противнику отряда, армии или флота, отдельной части войска или команды, либо начальствующих над ними лиц; - сопротивление российской армии или нападение на них; - убийство военноначальников армии, штаба, отряда войск, отдельной части или команды; - убийство лиц, исполняющих важные военные обязанности или поручения; - предание неприятелю кого-нибудь из лиц, исполняющих важные военные обязанности или поручения; - шпионство. Вышеперечисленные случаи являлись наиболее тяжко наказуемыми преступлениями государственной измены и называли их «военной изменой». Согласно статье 119 Уголовного уложении 1903 г., субъект преступления - это и русские подданные, и иностранцы, которые находились на территории Российской Империи, и военнопленные, преступные деяния которых могут быть направлены против военных союзников Российской Империей иностранных государств. Также в понятие военной измены включались такие действия как: - вступление российских подданных в войска, которые заведомо неприятельские или не выбытие из оных (статья 109 УУ), - наличие (до начала войны) обещания иностранным правительствам содействовать им в военных действиях против Российского государства (ст.110 УУ) и др.3 Законом «Об изменении действующих законов о государственной измене путем шпионства в мирное время» от 05.07.1912 было значительно расширено понятие государственной измены (шпионажа). Данным Законом вводились в действие новые карательные постановления, предусматривавшие уголовную ответственность за те виды шпионажа, которые раньше уголовно не наказывались. В частности, шпионаж начали рассматривать не только, как самостоятельное преступление, но и как один из имеющихся 7 видов государственной измены. При этом Законом охватывался не только процесс шпионажа, пособничество ему, но и простое разглашение секретных сведений.4 В ст. 111 Уложения только один факт вступления в соглашение с правительствами или агентами иностранных государств уже являлся преступлением. Указывался и ряд других случаев шпионажа, таких как сообщение другим лицам или опубликование в интересах иностранных государств тайных сведений, относящихся к внешней безопасности Российской империи рисунков, документов планов, или копий с них.5 При этом предусматривалось повышение наказания, если субъект преступления являлся должностным лицом (ст. 111 УУ) либо действие совершалось во время войны (ст. 118 УУ). Кроме военной измены в Российской империи существовал такой вид государственной измены как дипломатическая измена. Субъект данного преступления - это уполномоченный империи или российский служащий в иностранных государствах, который передал тайные сведения, либо совершил действия во вред внешней безопасности России. Государственная измена такого рода в те времена не относилась к числу часто совершаемых преступлений. Например, в 1908 г. в России не было ни одного подобного случая. Но шпионаж составлял исключение, т.к. эти преступления совершали чаще всего. Впервые в советском законодательстве преступление против внешней безопасности как деяние упоминал декрет СНК о революционных трибуналах от 04.05.1918. Этим декретом на революционные трибуналы возлагалось право рассматривать дела «по борьбе с шпионажем».6 1.2 Развитие института защиты государственной тайны в начале ХХ века Вопросы правового обеспечения защиты государственной тайны составляют одну из наиболее интересных проблем юриспруденции на современном этапе ее развития. Однако историками права практически не рассматривается данный опыт нашего государства в обеспечении защиты специально охраняемых сведений государственной важности7. В данной статье авторы предприняли попытку комплексного исследования института государственной тайны в Советской России в 20-х - 30-х годах ХХ века. Необходимость защиты государственно-значимой информации возникает одновременно с появлением самого государства, меняется лишь объем охраняемой информации и способы обеспечения ее конфиденциальности. Не исключением в этом плане являлось и молодое советское государство. Более того, этот вопрос стоял особенно остро, ввиду того, что Советская Россия изначально позиционировала себя как государство, находящееся во вражеском окружении, что было прямо указано в Конституции РСФСР 1924 года. Укрепление установившегося политического режима, получившего в научной литературе название «диктатура пролетариата», требовало активной борьбы с реальными и мнимыми врагами внутри государства. Кроме того, полное изменение структуры права собственности (фактически - полный отказ от таковой) и государственного устройства, привело к тому, что служба в органах обеспечения безопасности стала весьма престижной. В комплексе это предопределило существенную роль политической полиции, на которую возлагалось и контрразведывательное обеспечение, и решение вопросов защиты государственной тайны8. Система советского законодательства об охране государственных секретов основывается на совокупности административных и уголовных норм, регулирующих правоотношения по поводу определения, использования и защиты информации, относящейся к военной и государственной тайнам. В отличие от современной России единого нормативного документа, подобного закону «О государственной тайне», не существовало, и большая часть указанных отношений регулировалась подзаконными актами. Необходимо отметить, что нормативная база в области защиты государственно-значимой информации после прихода к власти большевиков значительно расширилась. Формировались перечни сведений, составляющих государственную тайну, которые позднее расширялись и уточнялись. Первый такой перечень был утвержден приказом Реввоенсовета Республики в декабре 1918 года. Кроме того, советская власть попыталась урегулировать и процессы въезда и выезда из страны, приняв в ноябре 1917 года декрет СНК «Правила въезда и выезда из России», а 24 апреля 1919 года – декрет СНК «О порядке выдачи заграничных паспортов». Однако следует признать невысокую эффективность вышеозначенных мер ввиду сложной политической обстановки. Кроме того, органам НКВД, согласно Постановлению Совета труда и обороны от 18 августа 1920 года, была предоставлена исключительная возможность определять порядок въезда и выезда в отдельных местностях. Можно сказать, что с точки зрения административного права, впервые в России было введено понятие закрытой территории или района особого режима. 6 апреля 1920 года в соответствии с директивами ЦК РКП(б) на съезде трудящихся Прибайкалья была провозглашена Дальневосточная республика. По сути дела – буферная зона, главной задачей которого являлась защита восточных рубежей РСФСР от армии Японии и войск белогвардейцев, скопивших здесь значительные силы. В её состав вошли Забайкальская, Амурская, Приморская, Сахалинская и Камчатская области9. В тот же день военный совет Народно-революционной армии Дальневосточной республики издал приказ № 13, в котором указывалось, что «в целях урегулирования и однообразного ведения дел по борьбе с контрреволюцией, преступлениями по должностям, шпионажем, спекуляцией и прочим <…> организовывается при военном совете орган контрразведки». С целью выработки единого понимания спорных вопросов политическое управление Народно-революционной армии по согласованию с Дальневосточным бюро ЦК РКП(б) и руководством ГУ ГПО включило в повестку дня намечавшегося на 16 июля 1921 года совещания вопрос об основных принципах и задачах борьбы с контрреволюцией и военным шпионажем в армии. Система органов, обеспечивающих конфиденциальность информации, включала в себя: секретное делопроизводство, машинное бюро, чертежное бюро, стенографическое бюро, группу контроля, группу по учетно-распределительной работе, бюро пропусков и справок. Состав указанных органов определялся наркоматами по согласованию с ОГПУ в каждом конкретном случае. При этом единого названия у служб защиты информации не было, их могли обозначать и как шифровальные отделы, и секретные части, и службы секретного делопроизводства, и др. Следует отметить, что до 1921 года попыток нормативно урегулировать процесс обработки и хранения документов, содержащих государственно-значимую информацию, не предпринималось. Именно в этом году 13 октября СНК принял «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению». При этом сами сведения включали в себя две категории информации: экономического и военного характера. Советское государство продолжало развивать и систему органов, обеспечивающих секретность. Таким образом, 5 мая 1921 года был создан 8 спецотдел при ВЧК. С 6 февраля 1922 года он получил наименование «спецотдел при ГПУ – ОГПУ – ГУ ГБ НКВД»10. Первое отделение этого спецотдела реализовывало функцию государственного надзора за всеми остальными органами государственной власти, общественными организациями и партийными учреждениями. По сути дела, данный спецотдел реализовывал полномочия современной Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Однако последняя выполняет больше координационные функции и полномочий по надзору, вкладываемых в понимание этого термина в советском государстве, не имеет вовсе. Основной же его задачей была разработка нормативных документов, регламентирующих различные вопросы организации защиты государственной тайны. В начале 20-х гг. советские законодатели стали уделять обеспечению безопасности государственных секретов еще больше внимания. 30 августа 1922 года Секретариат ЦК РКП(б) принял постановление «О порядке хранения и движения секретных документов». Впервые вменялось в обязанность создание секретных частей, с целью организации и ведения оборота секретных документов. В том же году было принято постановление «О порядке хранения секретных постановлений ЦК РКП(б)». В 1923 году специальными циркулярами ВЦИК РСФСР и НКВД РСФСР был введен порядок ведения секретной переписки в органах государственного управления11. Особо можно отметить заседание Политбюро ЦК РКП(б) 7 декабря 1922 года, на котором рассматривался вопрос об опубликовании некоторых неподлежащих разглашению сведений. Через неделю после данного заседания был подготовлен проект перечня сведений, составляющих тайну и не подлежащих разглашению. Разработка этого документа осуществлялась в целях формирования единой цензурной политики. Из 59 параграфов, на которые был разделен перечень, 31 был посвящен сведениям в военной области. Следует отметить тот факт, что сведения, составляющие государственную тайну и не подлежащие разглашению, были разделены в зависимости от того, находилась ли Республика в состоянии войны или нет. Согласно перечню, в целях сохранения военных тайн, ограждения политических, экономических и военных интересов РСФСР не подлежали распространению сведения: а) о численности всякого рода частей, учреждений, предприятий и заведений военного ведомства; б) о порядке мобилизации армии и флота и отдельных их частей, учреждений, ведающих подготовительными мобилизационными работами; о мобилизации промышленности, о ходе, окончании и результатах мобилизации; сведения о числе и наименовании предприятий, кои будут милитаризованы при объявлении мобилизации; в) о передвижении войсковых частей, учреждений, предприятий военного ведомства, в т.ч. и всех складов со всякого рода мобилизационными запасами; г) о количестве и качестве вооружения, снабжения и военно-технических средствах, принятых для вооруженных сил Республики; обо всех технических вопросах, имеющих непосредственное отношение к боевой готовности армии; д) о производстве вооружения, боевого снабжения, снаряжения и военно-технических средств для армии и флота; е) все данные, касающиеся всех существующих и проектируемых крепостей, укрепленных пунктов, военных портов, как морских, так и воздушных; ж) о больших маневрах сухопутных, морских и воздушных сил Республики и РККА; з) о военных мероприятиях России за границей и о заграничных сделках в целях снабжения вооруженных сил Республики; описания театров военных действий, изданные военным ведомством, как не подлежащие оглашению; и) о происшествиях, преступлениях, нештатных ситуациях в военном ведомстве. Помимо перечисленных групп сведений, в военное время к засекреченной информации прибавлялись и другие данные о военном ведомстве, а также информация о тех учреждениях, которые обеспечивают функционирование армии и флота. Уголовно-правовую охрану государственная тайна получила в Уголовном кодексе РСФСР 1922 года12. Однако уже тогда подчёркивался особый характер военных сведений. В статье 66 устанавливалась ответственность за «участие в шпионаже всякого рода, выражающееся в передаче, сообщении или похищении, или собирании сведений, имеющих характер государственной тайны, в особенности военных, иностранным державам или контрреволюционным организациям в контрреволюционных целях или за вознаграждение». Любопытно, что состав этого деяния в современном уголовном праве практически полностью воспроизводит указанную норму, за исключением, естественно, контрреволюционных положений. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 11 января 1923 года было принято решение о создании при ГПУ специального межведомственного бюро по дезинформации (Дезинформбюро), в составе представителей от ГПУ, ЦК РКП(б), НКИД, РВС, РУ Штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). На данный орган государственной власти возлагались следующие полномочия: - учет поступающих в разведывательные учреждения страны сведений о степени информированности иностранных разведок о России; - учет и референция сведений, интересующих вероятного противника; - определение степени информированности вероятного противника о состоянии дел в нашем государстве; - составление ложных сведений и техническое изготовление подложных документов; - снабжение противника вышеуказанными документами и материалами. Необходимо отметить, что принятые 31 октября 1924 года ЦИК СССР «Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» относили к компетенции Союза ССР издание законодательства об уголовной ответственности за государственные преступления. 14 августа 1925 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению»13. Существенным недостатком данного правового акта можно считать отсутствие в нем конкретного перечня сведений, составляющих государственную тайну. Это предоставляло правоприменительным органам широкое поле для дискреции, а ведь за шпионаж предусматривалась высшая мера наказания – расстрел! Указанный правовой пробел отчасти получил свое разрешение - постановление СНК СССР от 26 февраля 1926 года утвердило Перечень сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной (с изменениями, внесенными постановлением от 27 апреля 1926 года). Все сведения были разделены на четыре категории: вопросы общего характера, вопросы политического характера (включая политические), вопросы финансового и экономического характера и вопросы военного характера. При этом устанавливались следующие степени секретности в рамках режима государственной тайны: секретно, совершено секретно и не подлежит оглашению. Предусматривало советское право и специальные объекты в рамках государственно-значимой информации. Согласно Постановлению СНК СССР от 27 апреля 1926 года, к таковым относились сведенья: о дислокации частей, заведений и учреждений РККА и объектов военной охраны; об организации, численности, подготовке, техническом и военно-инженерном оборудовании, финансировании, снабжении и о состоянии Вооруженных Сил СССР; мобилизационные и оперативные планы; сведения о дислокации, оборудовании, состоянии, финансово-производственных планах, производительности всей военной промышленности, а также остальной промышленности в части выполняемых ею военных заказов; сведения об изобретении новых технических и иных средств военной обороны; объявленные секретными или неподлежащими оглашению издания и документы, имеющие отношения к обороне СССР, а равно данные, основанные на указанных изданиях и документах14. В 1926 году был принят ряд инструкций, регулирующих отдельные вопросы организации и ведения оборота секретной документации от момента создания документа до его уничтожения или сдачи его в органы Центрархива, включая процессы пересылки дипломатической почтой и порядка стенографирования на секретных заседаниях. Необходимо отметить, что вышеуказанные инструкции действовали в течение непродолжительного времени, поскольку в 1928 году было принято решение о необходимости разделения двух видов производств: шифровального и секретного. На смену им, в 1929 году, была принята новая Инструкция местным органам ОГПУ по надзору за состоянием секретного и мобилизационного делопроизводства учреждений и организаций. Таким образом, контроль за соблюдением требований оборота секретных документов окончательно был возложен на ОГПУ. Следует сказать, что, несмотря на разобщенность правового массива, в Советском государстве очень планомерно подходили к вопросам санкций за разглашение государственных секретов. Уголовное законодательство в предвоенные годы и в первый период Великой Отечественной войны (до ноября 1943 года) предусматривало ответственность за следующие деяния: измену Родине, в виде выдачи государственной тайны; разглашение сведений, являющихся специально охраняемой тайной; разглашение военных сведений. В 1927 году Президиумом ЦИК СССР было принято секретное постановление о строгой ответственности во внесудебном порядке лиц, допущенных к работе в закрытых организациях, за разглашение служебной тайны и нарушение правил обращения с секретными документами. Необходимо отметить, что в конце 20-х годов система секретных органов была несколько реформирована: создана типовая номенклатура должностей в органах государственной власти, предприятиях, учреждениях и организациях. В центральных аппаратах Высшего Совета Народного Хозяйства и Наркомата Иностранных Дел, Наркомата Труда, Наркомата Путей Сообщения были созданы секретные отделы, в остальных наркоматах – секретные части, а в главках, управлениях и отделах – секретные части и секретные отделения. Перечень должностей любых секретных органов включал в себя: заведующего, инструктора, секретарей и их помощников (помощники секретарей), корреспондентов, старших машинисток и машинисток и архивариусов. К сожалению, со временем политика государства стала направлена на усиление наказания в рассматриваемой сфере. Постановление ЦИК СССР «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо опасных для Союза ССР преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине», принятом 8 июня 1934 года вводило уголовную ответственность совершеннолетних членов семьи, проживавших совместно с военнослужащим – изменником Родины или находившихся на его личном иждивении на момент совершения им преступления. Таким образом, ответственность наступала за чужую вину при наличии одного факта – совместного проживания с виновным лицом15. Следует отметить Закон СССР 1934 года «Об измене Родине», в соответствии с которым за разглашение государственной и военной тайны вводилась высшая мера наказания – расстрел и конфискация имущества. Разглашение военных сведений распадалось на два состава преступления: разглашение сведений о Вооруженных Силах и об обороноспособности СССР, являющихся специально охраняемой тайной, и разглашение военных сведений, хотя и не являющихся специально охраняемой тайной, но не подлежащих оглашению16. Вторая половина 30-х годов ХХ века в плане правового регулирования ознаменовалась смешением разных категорий конфиденциальной (партийная, военная, коммерческая и др.) информации в институт государственной тайны. Это хорошо заметно даже на таком примере, как воинская присяга. Последняя была утверждена 3 января 1939 г. указом Президиума Верховного Совета СССР. Принимая ее, военнослужащий давал клятву «строго хранить военную и государственную тайну». В современном праве – военная тайна это составляющая государственной, что, в принципе, соответствует природе данных правоотношений В 1937 году в статье «Хранить государственную и партийную тайну»17 отмечалось, что в «арсенале революционной организации и дисциплины грозным оружием является умение хранить партийную и государственную тайну… Неписаным, но внутренне осознанным законом должно быть следующее правило: государственный секрет, доверенный советскому гражданину, доверен только ему и никому больше. Тот, кто не умеет хранить государственной важности документы, подчас является пособником врага». Интересным представляется и постановление «О реорганизации фельдъегерской связи НКВД СССР», принятое СНК СССР от 17 июня 1939 года № 884-145. Исходя из его положений «транспортировка секретных и совершенно секретных документов ЦК ВКП(б), СНК СССР, Президиума Верховного Совета СССР, НКО, НКВМФ и НКВД от Москвы до республиканских, краевых и областных центров и обратно» возлагалась на фельдъегерскую связь НКВД (пункт 1), а «перевозка от всех ведомств (за исключением учреждений и организаций, указанных в пункте 1) секретной, совершенно секретной корреспонденции и драгоценных металлов от центра до районов и обратно» возлагалась на специально созданную специальную связь Наркомата связи. Обязанность сохранять военную тайну, являющуюся составной частью государственной, прописывалась и в международных договорах того времени. Так, соглашениями между СССР и Эстонией предусматривалась обязанность сохранения «обеими сторонам военной тайны». В этих целях устанавливалась цензура как в отношении публикаций в СССР, так и в Эстонии. При этом запрещалось разглашать сведения о дислокации, передвижении и перемещениях войсковых частей, кораблей, авиации и частей береговой обороны советского и эстонского флотов. За нарушение пунктов соглашения предусматривалась ответственность в соответствии с законами СССР (по отношению к гражданам СССР) и Эстонии (по отношению к гражданам Эстонской Республики)18. Утвержденная постановлением СНК в январе 1940 г. «Инструкция по ведению секретных и мобилизационных работ и делопроизводства в учреждениях и на предприятиях» была направлена на правовое регулирование следующих правоотношений: а) установление степеней секретности; б) разработку перечней секретной информации; в) порядок изменения степени секретности; г) возложение ответственности на руководителей органов государственной власти, предприятий и учреждений за соблюдение режима конфиденциальности государственных секретов; д) процедуру оформления допуска к государственной тайне и основания отказа в его получении; е) порядок работы с секретной документацией в организациях и учреждениях, в которых нет шифровальных органов и др. Подводя итог вышесказанному, авторы хотели бы остановиться на следующих моментах. Во-первых, как уже отмечалось, защита государственных секретов есть необходимость любого государства, позволяющая ему проводить независимую внешнюю политику и отстаивать свои интересы, Советская Россия в этом плане не исключение. Во-вторых, нельзя не отметить разностороннюю правотворческую деятельность в рассматриваемой сфере. Однако вместе с этим, нельзя не признать, что, несмотря на обилие нормативно-правовых актов, все они, по большей части, были подзаконными и носили при этом фрагментарный характер, не образуя законченного института государственной тайны. И, наконец, в-третьих, сложившаяся система правового регулирования защиты государственно-значимой информации, направленная на обеспечение максимальной секретности, не могла в полной мере обеспечивать принцип легальности отнесения сведений к государственной тайне и, как следствие из этого, гарантировать защищенность прав и свобод граждан социалистического государства. 1.3 Развитие института защиты государственной тайны в период СССР Постановлением Президиума ЦИК СССР от 21.10.1929 «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР» были внесены дополнения в уголовное законодательство СССР, которое устанавливает ответственность за изменнические преступления. Этим Постановлением предусматривалось, что отказ граждан СССР - должностных лиц государственных учреждений или предприятий, действовавших за рубежом, на предложение органов госвласти вернуться на территорию СССР квалифицируется как измена и рассматривается в качестве перебежки в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства. Лица, которые отказались вернуться, объявлялись вне закона. Согласно ст. 4 данного Постановления признание лица вне закона производил Верховный Суд СССР, и отказ вернуться влек за собой полную конфискацию имущества осужденных и расстрел в течение суток после удостоверения их личности. Данным законом устанавливалась ответственность только за одну из многих форм измены Родине - это отказ граждан Советского Союза (должностных лиц) возвращаться на территорию СССР. Но им не охватывались иные действия, которые совершались в ущерб военной мощи Союза, его государственной независимости либо неприкосновенности территории. Поэтому Постановлением ЦИК СССР от 08.06.1934 Положение о преступлениях государственных дополняется статьями об измене Родине. Данным законом устанавливалось, что изменниками могут быть не только должностные лица, которые отказались вернуться на Родину, либо граждане СССР, которые занимались шпионажем, но ими объявлялись и те, кто сообщал врагам сведения, относящиеся к государственной тайне. Согласно этому закону изменники - это лица, совершившие переход на сторону врага, а также бежавшие (перелетевшие) за границу. Закон устанавливал 2 вида измены: 1. измена Родине, совершенная гражданами СССР, которые не относятся к статусу военнослужащих, 2. измена, совершенная военнослужащими. Второй вид измены, согласно данному закону, являлся наиболее опасным и квалифицированным видом, за который полагалась повышенная ответственность. Законом уже охватывались почти все из изменнических действий граждан СССР. Он также фактически поглотил в себе все составы воинской измены от перехода на сторону неприятеля, сдачи неприятелю начальниками вверенных им сил до самовольного отступления начальников от данных им для боя распоряжений, чтобы способствовать победе неприятеля. Необходимо отметить, что Закон от 08.06.1934 не имел четкой формулировки субъективной стороны состава преступлений, а также в нем не было указаний, что изменой Родине можно признать, только умышленные действия граждан Союза, совершенные в ущерб внешней безопасности государства. Тем самым законом давались основания толковать понятие измены расширительно.19 Однако Законом не только устанавливалась ответственность изменников государства. Он также вступал в противоречие с действующими в то....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: