- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследование государственной тайны как объекта гражданских прав, его правовая характеристика, ответственность
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007658 |
Тема: | Исследование государственной тайны как объекта гражданских прав, его правовая характеристика, ответственность |
Содержание
Введение Процветание и стабильная жизнедеятельность любого государства напрямую зависит от мер по обеспечению его безопасности, территориальной целостности. В современном мире на фоне динамичных процессов, происходящих в различных областях деятельности человека, особую остроту приобретает проблема обеспечения национальной безопасности государства. Укрепление государственной безопасности является одним из основных направлений деятельности государственных органов. Государство постоянно разрабатывает различные инструменты для обеспечения защиты национальной безопасности. Одним из таких инструментов можно считать меры по охране государственной тайне. Но создавая систему защиты государственной тайны, государство вынуждено ограничивать права и свободы граждан. В последнее время вопросы защиты государственной тайны привлекают к себе внимание ученых и общества в свете ряда уголовных дел, связанных с разглашением государственной тайны, обеспечения обороны и безопасности государства, а также в связи с необходимостью ограничения прав, свобод и законных интересов граждан. Актуальность темы исследования заключается в том , что состояние действующеге законодательств по вопросу о государственной тайне не является удовлетворительным. На это неоднократно обращали внимание ведущие специалисты. Однако научная критика в данных вопросах сама не совершенна , поскольу не меет единой точки зрения Целью данной работы является исследование государственной тайны как объекта гражданских прав, его правовая характеристика, ответственность. Предметом работы является правовое регулирование государственной тайны, как объекта правоотношений. Для достижения целей необходимо: дать понятие государственной тайны; проанализировать виды тайн, регулируемых действующим законода-тельством РФ; определить органы защиты государственной тайны; исследовать степени секретности сведений, относимых к государственной тайне; описать порядок оформления допуска к государственной тайне; рассмотреть ответственность за разглашение государственной тайны; проанализировать нормативно-правовые основы в области защиты государственной тайны в РФ; изучить особенности защиты государственной тайны в РФ на современном этапе ее развития; Объект работы – государственная тайна. Предмет работы – понятие государственной тайны, осуществление допуска к ней, исследование функции и защиты государственной тайны, описать категорий граждан, имеющих доступ к государственной тайне, ответственность за нарушение государственной тайны, анализ проблем правовой защиты государственной тайны. Использованная литература: Тайна. Понятие тайны Прежде чем говорить о государственной тайне необходимо определить, какое значение мы вкладываем в слово тайна. Тайна- это, прежде всего, сведения, информация, которая должна быть скрыта от других, оставаться известной не всем, быть секретом. Признаки тайны: сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц; сведения не подлежат публичному разглашению (огласке); разглашение сведений (информации) может повлечь наступление негативных последствий (материальный или моральный ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу); на лицах, которым доверена информация, не подлежащая оглашению, лежит правовая обязанность ее хранить; за разглашение сведений устанавливается законом юридическая ответственность Существует большое число охраняемых законом тайн: коммерческая тайна, банковская тайна, налоговая тайна, врачебная тайна, адвокатская тайна, тайна усыновления, нотариальная тайна, служебная тайна, персональные данные ( ПДн), тайна голосования , тайна частной жизни тайна страхования. тайна исповеди Каждую из этих тайн, по разным признакам, можно отнести к коммер-ческой тайне, служебной тайне и к государственной тайне. К коммерческой тайне относится та информация, которую пред-приниматель имеет право засекретить с учетом требований Федерального закона от 29 июня 2004г. №98-ФЗ "О коммерческой тайне", ст. 139 ГК РФ и Указа Президента РФ от 6 марта 1997гю № 188 " О перечне сведений конфиденциального характера", то есть это документационная информация включающая в себя деятельность предприятия, связанные с производством, технологии, управление, финансы, разглашение которых могло бы нанести ущерб интересам предприятия, и не содержащая в себе государственные секреты. К служебной тайне можно отнести любые сведения, известные работнику в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей. До 01.01.2008 года понятие служебной тайны было отражено в части 1 статьи 139 Гражданского кодекса РФ и обладала теми же признаками , что и коммерческая. В настоящее время относительно точное определение служебной тайны присутствует в пункте 3 "Перечня сведений конфиденциального характера", утвержденного Указом Президента РФ № 188 от 06.03.1997 года: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Кроме того существует множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов, содержащих нормы о недопустимости ее распространения. К примеру, статья 17 закона «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.2004 года запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайны. Но самые охраняемые тайны - это те тайны, раскрытие которых способно нанести ущерб национальной безопасности нашего государ-ства. Такими тайнами являются военные, экономические, внешне-политические, разведывательные и контрразведывательные. Защита этих тайн совершается в соответствие с законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (с изм. на 18.07.2009). Глава 1. Понятие государственной тайны Согласно Федеральному Закону №5485-1 от 21 июля 1993 года в разделе 1 «Общие приложения» в статье 2 «Основные понятия , используемые в настоящем Законе» дано следующее определение государственной тайны : Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Методика определения этого ущерба не прописывается в законодательстве РФ. Правовой институт государственной тайны - признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Во всех демократических станах мира так или иначе присутствует наличие секретов, охраняемых государством. Это можно объяснить тем, что информация, с одной стороны- это объект отношений людей, а с другой- это управление ресурсами, принятие каких-либо решений. Поэтому государство рассматривает утечку защищаемой информации за границу, как опасность. Правовой режим государственной тайны установлен Законом РФ № 5485-1 «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. (ред. от 18.07.2009) Закон определяет понятие государственной тайны, содержит перечень сведений, составляющих государственную тайну и подлежащих засекречиванию, перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, устанавливает принципы отнесения сведений к государственной тайне, определяет полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты, устанавливает степени секретности информации и грифы секретности носителей, порядок засекречивания и рассекречивания, определяет органы защиты государственной тайны, как и кем осуществляется контроль и надзор за обеспечением защиты государственной тайны. ФЗ №79 –ФЗ от 27.07.2004 (редакция от 03.07.2016) «О государственной гражданской службе РФ» ( с изм. и доп., вступ. В силу с 02.08.2016). На государственного служащего возложена обязанность хранить государственную тайну. В основе государственной тайны лежит публичное право, которое основывается на четкой фиксации сведений недопустимых к оглашению, поскольку это может нанести ущерб законным интересам государства. Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред нашему государству. В статье 5 федерального закона « О государственной тайне» находится перечень сведений, которые надлежат быть отнесенными к государственной тайне. Они делятся на четыре основные категории: сведения в военной области; сведения в области экономики, науки и техники; сведения в области внешней политики и экономики; сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты. В этой статье раскрывается содержание этих категорий, хотя и не очень четко, и не всегда подробно. Основными условиями отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации. Но также государство должно обеспечивать защиту интересов граждан, предприятий, учреждений, поэтому существует информация, которую нельзя отнести к государственной тайне, то есть она должна быть общедоступна. В Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне" ст. 8 установлено, какие сведения не подлежат засекречиванию и отнесению к государственной тайне. К ним относятся: чрезвычайные происшествия и катастрофы, угрожающие безопасности и здоровью граждан, и их последствия, стихийные бедствия, их официальные прогнозы и последствия, состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также состояние преступности, привилегии, компенсации, социальные гаранты, предоставляемые государством гражданам, должностные лица, предприятия, учреждения и организации, факты нарушения прав и свобод человека и гражданина, размеры золотого запаса и государственные валютные резервы Российской Федерации, состояние здоровья высших должностных лиц Российской Федерации, факты нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Те должностные лица, которые нарушат закон, должны нести уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Для обеспечения защиты государственной тайны установлено, согласно ст. 8 ФЗ «О государственной тайне», три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности"; "совершенно секретно"; "секретно"; Степень секретности государственной тайны соответствует степеням тяжести ущерба, нанесенного безопасности Российского государства, если секретная информация была разглашена. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870. Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшей защиты, присваивается гриф (или свидетельствующие о степени секретности сведений) "особой важности", требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно". Этим трем степеням соответствует три степени допуска должностных лиц, при этом допуск к сведениям, имеющим гриф "особой важн ости", означает автоматический допуск к двум другим. Сведениями особой важности считают информацию в области военной, внешнеполитической, экономической научно-технической, разведывательной, контр-разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. Совершенно секретные сведения - это сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, и ущерб, рассматриваемый ими, считается ущербом по отношению к министерству Российской Федерации или к отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. И к секретным сведениям определяют все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. В том случае причинением ущерба будет считаться ущерб, принесенный предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, раз-ведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности. Также важным является то, что вся информация существует исключительно в документальном виде, то есть утверждается на материальном носителе с реквизитами, имеющими определенную маркировку для более точной идентификации информации. Такими реквизитами являются : степень секретности: данные о субъекте, осуществившем засекречивание, регистрационный номер: дата или условие рассекречивание информации. При невозможности нанесения таких реквизитов на сам носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Субъекты и объекты государствен-ной тайны и их обязанности Обладание сведениями, являющимися государственной тайной, налагает на гражданина определенные обязанности и ограничения, которые связаны с их сохранностью и нераспространением. Объектами гражданского права являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правоотношения. Виды объектов: вещи, включая деньги, ценные бумаги, имущественные и неимущественные права действия ( работа, услуги)- являются объектом правоотношений результаты интеллектуальной деятельности ( произведения литературы, науки, искусства) личные имущественные блага(жизнь, здоровье) охраняемая информация Именно охраняемая информация, т.е сведения составляющие государственную тайну являются объектом, который защищается государством. Субъектами правоотношений в области государственной тайны являются: 1. Физические и юридические лица, взявшие на себя обязательства исполнять требования закона «О государственной тайне». 2. Государство в лице его представителей: Палаты Федерального Собрания; Президент РФ; Правительство РФ; Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий; Органы судебной власти. Допуск оформления к государственной тайне прописан в статье 21 Закона Российской Федерации и осуществляется руководителем органа государственной тайны, предприятием, организацией или учреждением. Но при этом данным Законом не определяются лица, которые могут принять решение о допуске к государственной тайне самих руководителей органов государственногй тайны, а также руководителей предприятий , учреждений, организаций, не состящих с государственным органом в отношении подчиненности. При этом в законе о государственной тайне прописанны полномочия органов государственной власти в деятельности, относящейся к функционированию института государственной власти. Отметим, что допуск для должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне совешается в добровольном порядке и предусматривает ряд обязательств, которых субъект должен на себя взять. Должностное лицо должно взять на себя : обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона, письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий, определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом. Также должностное лицо может не допущенно до государственной тайны, если он был признан судом недееспособным или же только частично недееспособным, рецидивистом, и если он находится под следствием, имеет судимость, если он или его родственники живут за границей, если он имеет медицинские противопоказания, если уклоняется от проверочных мероприятий и (или) сообщал заведомо ложные анкетные данные, а также в случае обнаружения действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. Все решения об отказе в допуске к государственной тайне офромляются руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Отказ может быть обжалован гражданином в суде . Для лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. В заключение хочу отметить , что в силу ограничительного характера Закона он должен распространяться только на сравнительно небольшую часть населения, добровольно вступившую с государством в правоотношения по защите государственной тайны. Граждане, получившие доступ к государственной тайне в силу сложившихся обстоятельств (нашедшие утраченный носитель сведений, например), не должны ограничиваться из-за этого в своих правах. Действие закона распространяется на территорию Российской Федерации (включая учреждения Российской Федерации за рубежом) и за ее пределами в силу специфичности Закона – его требования обязательны для выполнения должностными лицами и гражданами, осведомленными в государственной тайне, в том числе и при их выездах за границу в служебные командировки или по частным делам. Ответственность за нарушение режима государственной тайны Государство серьезно и ответственно подходит к вопросу охраны государственной тайны. Государственная тайна – это собственность государства, а следовательно разглашение ее относится к преступлениям против государства. Именно поэтому государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан, на которых возложена обязанность по сохранению сведений, отнесенных к государственной тайне. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны: ст. 275 УК РФ «Государственная измена». Наказание от 12 до 20 лет заключения плюс штраф до 500000 рублей; ст. 276 УК РФ «Шпионаж». Наказание лишение свободы от 10 до 20 лет; ст. 283 УК РФ «Разглашение государственной тайны». Наказание лишение свободы до 4 лет, с особых случаях – от 3 до 7 лет; ст. 284 УК РФ «Утрата документов, содержащих государствен-ную тайну». Наказание лишение свободы до 3 лет. Формы разглашения данного вида тайн могут быть совершенно различны: письменная (письма, печать в СМИ); устная (при частной беседе, публичном выступлении); при демонстрации различных предметов, составляющих государственную тайну (схемы, чертежи, карты, изделия ); нарушение способа распостранения таких сведений, утрата документов , содержащих секретную информацию. Побуждащие мотивы также могут быть различны: хвастовство, желание показать свою осведомленность; корысть; подрыв существующего государственного строя; и т.д. Преступление считается совершенным с момента передачи секретных сведений третьим лицам. Глава 2 В качестве примера мной был расмотрен случай судебного разбирательства г-а Сутягина, дело которого было освещено в доклаже Парламентарской Ассамблеи Совета Европы от 19 апреля 2007 г. Депутаты ПАСЕ предлагают такую резолюию в связи со « значимостью свободы выражения мнения и информации в демократическом обществе, в котором должно быть возможно свободно разоблачать корупцию, нарушение прав человека, разрушения окружающей среды, а также иные злоупотребления властей». Ассамблея отмечает, что уголовные процессы в связи с разглашением государственной тайны предрасположены к злоупотреблениям по политическим причинам и для избежания этого предлагает следующие принципы для обеспечения справдливого суда, включающие в себя разумные сроки судебного разбирательства, публичное разбирательство и вынесение судебного решения, предполагаемое отсутствие независимости и беспристрастности у судов, Игорь Сутягин, научный сотркдник интитута США и Канады в Мосве , был арестован российскими властями 27 октября 1997 г. всвязи с обвинением в шпионаже. Сутягин оспаривал передачу иностранным гражданам некоторые сведения о России, сказав, что брал информацию из открытых источников — газет и журналов. В предварительном заключении он провел 11 месяцев прежде чем ему предъявили полное обвинение. Затем по ряду нескольких причин суд несколько раз откладывался и окончательное решение было вынесено только 5 апреля 2004 года, Сутягина приговорили к 15 годам лишения свободы. Всего подсудимый провел 4 года с половиной в заключении. Адвокаты Сутягина утверждают, что приговор был объявлен секретным Московским судом и сделать копии приговора или вынести его из здания суда было запрещено. Также адвокаты утверждали, что в деле Сутягина речь судей присяжным была построена так, что избегался вопрос о разглашении судебной тайны. Также была нарушена призумпция невиновности : до вынесения решения суда о разглашении государственной тайны г-ом Сутягиным, было сделано заявление директором ФСБ Николаем Патрушевым о виновности Г-а Сутягина. Это могла создать предвзятое мнение у судов и присяжных, а также нарушить права обвиняемого. [81] Так Заключение Принимая во внимание все вышеизложенное можно придти к выводу, что правовые нормы регулирующие государственную тайну являются слишком обширными , в том смысле, что их трактовка может позволить охватить широкий спектр законной деятельности журналистов, ученых, адвокатов и других правозащитников. Причины, по которым институт государственной тайны охватывает столь широкий спектр общественной деятельности, является наследство Россией в виде системы тотальной секретности от СССР. Во времена «холодной войны» это было актуально, но теперь это препятствует эффективному информационному обмену и замедляет экономическое развитие страны. Институт государственной тайны сглаживает общественный контроль за деятельностью государственных органов, для недобросовестного чиновника проще засекретить информацию о своих решениях , чем придать ее огласке [25] . Самая большая проблема заключается в том, что зависимость от недоступных в для общего сведения перечней фиктически превращает сам закон о государственной тайне в государственную тайну. Европейский суд по правам человека отмечает , что слишком общие формулировки, нерасшифрованные ключевые термины или различное их трактование не позволюет частному лицу предвидеть последчтвия, к которым может привести их действия.[6] К примеру, в законе «О государственной тайне» приведено много оценочных понятий, таких как : военнополитическая обстановка (ст.5), внешнеполитические и внешнеэкономические деятельности РФ, рассекречивание которых может нанести вред безопасности РФ(ст.5 ), стратегические виды сырья (ст.5), военная и политическая обстановка, высшие должностные лица(ст.7) и реэмигранты(ст.21), и отсутствует четкое поняте, что есть государственная измена, что является разглашением государственной тайны, когда отсутствует состав преступления. В Законе «О государственной тайне» от 21.07.1993 №5485-1 в ст.4 п.3 и в ст.8 п.3 правительство РФ является определителем размеров ущерба, который может быть приченен РФ , и относит сведения к той или иной степени секретности. Неразработаны методики, по которым можно рассчитать размер ущерба, причененного государству. Недопустимо засекречивание информации « о расходах федерального бюждета, связанных с обеспечением правоохранительной деятельности в Российской Федерации» (ст. 5 ФЗ РФ № 5485-1). К примеру , в кризис будет расти число лиц, ранее судимых за совершение преступлений, рост преступности при инфляции уголовного правотворчества и возрастающих расходах федерального бюджета, наличие избыточных негативных последствий действия уголовного закона в сфере демографических процессов, рост расходов на правоохранительную деятельность в ущерб культуре, образованию ведет к падению уровня нравственности, что замыкает круг. Также существуют сведения, которые были когда-то разглашены, но после отнесены к государственной тайне. Поэтому необходимость принять ряд новых законов и внести изменения в уже действующие становится насущной. Только тогда можно будет говорить о соответствии правовой системы быстро меняющимся условиям жизни, ибо право — один из главных регуляторов общественного развития Совсем недавно был издан указ президентом РФ от 5 декабря 2016 г. №64 «Об утверждении доктрины информации безопасности Российской Федерации», в котором в 3 главе пункте 23 прописано, что«Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности являются: обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий». Так как доктрина вступает в действие с момента ее подписания, то в скором времени последует изменение в настоящем законодательстве........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: