- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы исчисления и уплаты транспортного налога и пути их решения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004395 |
Тема: | Проблемы исчисления и уплаты транспортного налога и пути их решения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА (ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева) Факультет экономики и финансов Кафедра налогообложения и финансового права ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Бакалаврская работа «Проблемы исчисления и уплаты транспортного налога и пути их решения на примере ООО «Мульти-Пласт» 2000» по направлению 38.03.01 Экономика, профиль «Налоги и налогообложение» Зав. выпускающей кафедрой ФИО (подпись, дата) «Допустить к защите» «___»__________________20__ г. Руководитель ФИО (подпись, дата) Консультант ФИО (подпись, дата) Студент ФИО (подпись, дата) Рецензент ФИО (подпись, дата) Москва, 2017 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА (ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева) Факультет экономики и финансов Кафедра налогообложения и финансового права Утверждаю:_____________________ Зав. выпускающей кафедрой {___________} «____»______________200__г. ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ (ВКР) Студент___________________________________________________________ Тема ВКР (утверждена приказом по университету от «__»__________200_г. №_____)«__________________________________________________________ _________________________________________________________________» Срок сдачи ВКР «____»________________200___г. Исходные данные к работе______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечень подлежащих разработке в работе вопросов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Перечень дополнительного материала____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата выдачи задания «___»_________________200__г. Руководитель (подпись, ФИО) __________________ Задание принял к исполнению (подпись студента) __________________ «___»_________________200__г. Оглавление Введение 2 Глава 1. Теоретические и методологические основы транспортного налога 4 1.1. Понятие и история развития транспортного налога 4 1.2. Элементы и механизм исчисления и уплаты транспортного налога 7 1.3 Роль и значение транспортного налога в бюджетной системе Российской Федерации и регионов 15 Глава 2. Характеристика ООО «Мульти-Пласт 2000» 24 2.1. Организационная структура ООО «Мульти-Пласт 2000» 24 2.2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия 28 2.3. Оценка ООО «Мульти-Пласт 2000» - как налогоплательщика и анализ его налоговой нагрузки 42 Глава 3. Положения формирования транспортного налога и его уплаты в ООО «Мульти-Пласт 2000» 50 3.1 Особенности постановки транспортных средств на учет 50 3.2. Учет и декларирование транспортных средств и транспортного налога 55 3.3. Порядок исчисления и уплаты транспортного налога в ООО «МультиПласт 2000» 57 Глава 4 Совершенствование механизма исчисления и уплаты транспортного налога 64 4.1. Пути совершенствования транспортного налога с учетом международного опыта 64 4.2 Пути совершенствования механизма исчисления транспортного налога и порядка его уплаты 70 4.3. Адаптация предложных мероприятий и их влияние на налоговую нагрузку ООО 75 Заключение 75 Список использованной литературы 75 Введение В структуре российской налоговой системы в зависимости от уровня различают достаточно большое число налогов. Незаменимым источником пополнения доходной части бюджета субъектов Федерации являются региональные налоги, одним из которых выступает транспортный налог. Актуальность темы транспортного налога заключается в том, что в России большая протяжённость дорог, и нужно решать задачу своевременного ремонта и обеспечения надлежащего качества автомобильных дорог. Для государства решение задач качества дорожного покрытия является одной из важнейших социальных задач, которой необходимо должное финансирование. Транспортный налог в России – это налог, который решает одну из важных социальных проблем населения – качество дорог. Транспортный налог поступает в дорожные фонды страны, федеральный, региональные и местные. Вопросы, связанные с транспортным налогом, имеют важность для каждого субъекта, так как в большей части поступают в бюджеты субъектов. Транспортный налог должен постоянно совершенствоваться, учитывая социально-экономическую политику и условия России и конкретных субъектов. Цель данной выпускной квалификационной работы – рассмотрение проблем исчисления и уплаты транспортного налога, а так же выявление возможных путей развития и совершенствования транспортного налога с формированием рекомендаций по реформированию налога на примере ООО «Мульти-Пласт 2000». Исходя из цели, были сформированы следующие задачи: 1. Изучение теоретической части транспортного налога; 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия; 3. Обзор существующей практики исчисления и уплаты транспортного налога; 4. Исследование существующей практики применения транспортного налога в зарубежных странах и возможностей использования данной практики в РФ; 5. Формирование выводов и рекомендаций по реформирования транспортного налога. Глава 1. Теоретические и методологические основы транспортного налога 1.1. Понятие и история развития транспортного налога Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог регулируется 28 главой Налогового кодекса Российской Федерации. В настоящее время транспортный налог введён во всех субъектах Российской Федерации. Транспортный налог является прямым и поимущественным, это означает, что налог взимается непосредственно с имущества налогоплательщика, в данном случае – транспортного средства. История современного транспортного налога началась 1 января 2003 года. Именно тогда появился транспортный налог, каким мы его видим сейчас. Он заменил собой несколько видов выплат в бюджет, таких как: * Дорожный налог * Налог на пользователей автомобильных дорог * Налог с владельцев транспортных средств * Акцизы с продаж легковых автомобилей в личное пользование граждан * Налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств В 2002 году Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ была введена 28 Глава НК РФ «Транспортный налог». Несмотря на то, что и фундаментальные положения главы не менялись, за свой срок существования налог претерпевал ряд изменений, поскольку социально-экономическое положение страны и общества не находится в статичном положении. Установление транспортного налога было предусмотрено Федеральным законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге" – ФЗ. За последние 3 года вступили в силу несколько изменений налогового законодательства, влияющие на транспортный налог. С 1 января 2016 года законодатель всё-таки изменил1 порядок расчёта коэффициента, связанного с постановкой или снятием с учёта транспортных средств. Ранее в ситуации, когда автомобиль снимался с учёта и регистрировался в одном и том же месяце, обеим сторонам вменялось в обязанность заплатить транспортный налог за этот месяц, в том числе, и в ситуации, если налогоплательщик владел автомобилем всего один день. В соответствии с этим правилом, очевидно, что частыми были случаи двойного налогообложения. Изменения 1 января 2016 года привнесли ясность в отношении этого вопроса – с этого года существует определённая граница, определяющая порядок расчёта коэффициента и сумму налога, уплачиваемого налогоплательщиком при снятии и постановке на учёт транспортного средства. Если налогоплательщик снял транспортное средство с учёта ранее 15 числа, то этот месяц не учитывается при расчёте коэффициента и, соответственно, учитывается, если налогоплательщик снял его позже 15 числа. То же и с постановкой на учёт: раньше 15 числа – учитывается, позже – не учитывается2. На практике это изменение приведёт к отсутствию двойного налогообложения в ситуациях снятия и постановки на учёт транспортных средств, несмотря на то, что бюджет недополучит малую часть денег с налога. Это изменение – не единственное в налоговом законодательстве, связанное с механизмом исчисления транспортного налога, начавшее действовать в 2016 году. Существует перечень автомобилей, которые Министерство промышленности и торговли называет дорогими. Этот перечень нужен для того, чтобы определять, в отношении каких именно автомобилей должен быть применён повышающий коэффициент по п. 2 ст. 362 НК РФ. Перечень постоянно изменяется и дополняется новыми автомобилями. 27 января 2015 года Министерство промышленности и торговли в очередной раз внесло изменения. Министерство финансов сначала имело позицию, что уже в 2015 году транспортный налог за 2014 год по автомобилям, включённым в перечень в 2015 году, но отсутствующим в соответствующем перечне предыдущего года, следует платить, учитывая новые коэффициенты, но в дальнейшем изменило свою позицию. По автомобилям, включённым в новый перечень, налогоплательщики обязаны применять повышающий коэффициент, начиная с 2016 года при уплате транспортного налога за 2015 год. Связано это в первую очередь с тем, что лица, владеющие автомобилями, планируют свой бюджет, в том числе и налоговые расходы. Если налогоплательщик приобрел автомобиль в 2014 году, соответственно, он должен был знать, какую сумму транспортного налога он заплатит по итогу этого года. Расширение списка дорогостоящих автомобилей, при условии, что в 2015 году для уплаты налога за 2014 год оно применялось, могло привести к непредвиденным налоговым расходам для всех налогоплательщиков, имеющих в собственности автомобили, включённые в список. В 2015 году произошло ещё одно изменение в уплате транспортного налога, связанное с дорогими автомобилями. С 2015 года организации-владельцы дорогих транспортных средств (средней стоимостью от 3 миллионов рублей) должны в обязательном порядке платить авансовые платежи по транспортному налогу, применяя повышающие коэффициенты. Ранее организации платили авансовые платежи без применения повышающих коэффициентов. Ситуация произошла в результате несовершенства законодательных актов. Имеется автомобиль, стоимостью выше 3 миллионов рублей. Соответственно, транспортный налог с этого автомобиля требуется заплатить, используя повышающий коэффициент. Авансовые платежи созданы как гарантия того, что налогоплательщик выплатит налог, а также с целью оперативного пополнения бюджета. Но в ситуации, которая была в 2014 году, организации платили авансовые платежи без применения повышающего коэффициента, соответственно, оперативные поступления в бюджет от транспортного налога были ниже, чем им следовало быть. А потом в конце периода уплаты налога организации нужно было выплатить оставшуюся сумму в бюджет, которая была существенно выше, чем средства, выплаченные по авансовым платежам. Ещё одно изменение 2015 года, затронувшее транспортный налог, связано с физическими лицами, и касается не только транспортного налога, но и земельного. Речь идёт об уведомлении физическими лицами налоговых органов о транспортных средствах, по которым они не получают уведомлений от налоговых органов. Физические лица платят транспортный налог по результатам уведомлений, присланных им налоговыми органами. Но информация о наличии у физического лица транспортного средства появляется у налоговых органов в результате межведомственного взаимодействия, в работе которого иногда бывают ошибки, в результате чего появляются случаи, когда информация об объектах налогообложения у физических лиц доходит до налогового органа с запозданием или не доходит вовсе. Результатом этого является отсутствие уведомлений, а значит, и налоговых поступлений от налогоплательщиков. 1 января 2015 года вступило в силу изменение, которое обязует налогоплательщиков (физических лиц) уведомлять налоговые органы об объектах налогообложения, по которым не приходят уведомления об оплате налога из налогового органа. Если налогоплательщику, за весь налоговый период не приходило уведомление об оплате, то до 30 декабря следующего налогового периода включительно налогоплательщик должен однократно отправить уведомление о наличии объекта налогообложения. 1 января 2017 года вводится ответственность за неисполнение данной нормы законодательства. Если налогоплательщик не сообщил в указанные сроки о транспортных средствах, о которых налоговый орган не знает, то на налогоплательщика возлагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. В 2014 году из объектов налогообложения по транспортному налогу были исключены стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда, соответственно, транспортным налогом с этого года они не облагаются. Связано это с тем, что были введены новые нормы регулирования налогообложения, применяемые при разработке новых морских месторождений углеводородного сырья, расположенных в границах внутренних морских вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ и в Каспийском море. Транспортный налог, введённый в 2003 году и заменивший платежи, связанные с ремонтом дорог и владением транспортных средств, привнёс изменения, послужившие стимулированием бюджетов субъектов нашей страны и дорожных фондов. Отвечающий принципам налогового федерализма, транспортный налог регулируется законодательством субъектов. В целом, в консолидированном бюджете Российской Федерации транспортный налог занимает не такую уж важную роль, но несколько некорректно рассматривать транспортный налог в массиве всех налоговых доходов страны, потому что он не поступает в федеральный бюджет. Доля собственных доходов субъектов слишком сильно разнится (от 1,65% в городе Севастополе до 37,16% в Ямало-Ненецком автономном округе), поэтому транспортный налог для них определённо важен. Изменения, введённые за последние годы, стали важным этапом в становлении транспортного налога, что показывает динамика его поступлений. Как в количественном, так и в качественном выражении по отношению к доходам субъектов выражении транспортный налог показывает положительную динамику. 1.2. Элементы и механизм исчисления и уплаты транспортного налога В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на имя которых зарегистрированы транспортные средства. Данное положение имеет принципиальное отличие от ранее действовавшего законодательства. Так, в соответствии со ст. 5 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» налогоплательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись, по общему правилу, все юридические лица (предприятия, учреждения, организации, объединения), независимо от наличия, количества, мощности принадлежащим им транспортных средств. Субъектами налогообложения владельцев транспортных средств согласно ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР» являлись помимо юридических лиц (включая иностранные юридические лица), физические лица. С другой стороны плательщиками налога на имущество физических лиц — владельцев отдельных видов транспортных средств (водно-воздушных) являлись все категории физических лиц (граждане РСФСР, иностранцы и т.д.). По моему мнению, ст. 357 Налогового кодекса обладает рядом преимуществ по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Во-первых, все налогоплательщики транспортного налога объединены в одну группу — физические и юридические лица. Во-вторых, определен единый критерий для признания лица налогоплательщиком — транспортное средство зарегистрировано на его имя. В соответствии со ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет. Согласно абзацу первому ст. 357 НК РФ обязанность по уплате налога лежит на лице, на которое зарегистрировано транспортное средство. Вместе с тем установлено, что при изменении места эксплуатации транспортного средства осуществляется временная регистрация его места пребывания. Однако особенностью режима временной регистрации является то, что автотранспортное средство в период пребывания по месту эксплуатации продолжает оставаться зарегистрированным за собственником. Таким образом, несмотря на изменение места пребывания (эксплуатации) транспортного средства, обязанность по уплате налога к арендатору (лизингополучателю) не переходит, а остается на собственнике транспортного средства. Сделанный вывод соответствует общему правилу, что имущественный (реальный) налог уплачивает собственник облагаемого имущества независимо от того, кто и как фактически использует имущество, и подтверждается судебной практикой. В случае если у транспортного средства имеется несколько собственников, также возникает вопрос об определении обязанности уплаты налога. По моему мнению, для решения данного вопроса необходимо обратить внимание на определение плательщика транспортного налога, сформулированное в ст. 357 НК РФ. Им признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Правила регистрации автомототранспортных средств не предусматривают регистрации транспортного средства на нескольких лиц. Следовательно, постоянная регистрация транспортного средства не может осуществляться в нескольких местах (по юридическим адресам всех сособственников) одновременно. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что не может быть несколько лиц, на которых зарегистрировано транспортное средство, следовательно, не может быть несколько плательщиков одного налога в отношении одного и того же транспортного средства. Считаю, что такое правило в большей степени отвечает интересам владельцев транспортных средств, а также исключает возможные споры между участниками долевой собственности по уплате транспортного налога. «Транспортные средства» — это обобщенное наименование объекта налогообложения. Объектом налогообложения в соответствии с действующим законодательством являются транспортные средства, в том числе водные и воздушные, зарегистрированные в установленном порядке. Согласно ст. 130 ГК РФ, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты относятся к недвижимым вещам. Общие правила государственной регистрации судов утверждены приказом Минтранса России от 26.09.01 г. N 144. (ред. от 25.05.2016) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» утвержден Порядок регистрации транспортных средств. Объектами налогообложения признаются: · автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу; · самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Приведенный список транспортных средств, собственники которых уплачивают транспортный налог, с некоторыми дополнениями (гидроциклы и несамоходные (буксируемые) суда) объединил два перечня: объектов налога с владельцев транспортных средств (ст. 6 Закона «О дорожных фондах в РСФСР») и частично объектов налога на имущество физических лиц (п. 2 ст. 2 Закона о налогах на имущество физических лиц). Список объектов транспортного налога конкретизируется перечнем транспортных средств, не облагаемых налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ). Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один — транспортный налог. Особую значимость здесь имеет то, что действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которому объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Считаю, что такое изменение отражает, во-первых, единый подход к определению объекта налогообложения. Во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам. Помимо сказанного, считаю, что при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым. По моему мнению, это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызывать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств. Согласно статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения. Это следует из п. 3 ст. 12 НК РФ. Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положениям НК РФ. В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание на формулировки главы 28 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. При такой ситуации из сферы действия транспортного налога выпадают транспортные средства, не зарегистрированные в установленном порядке. По моему мнению, обозначенное положение требует конкретизации формулировки, исключающей ее двоякое толкование. В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. Критерии, в соответствии с которыми транспортное средство не признается объектом налогообложения, следующие: 1. назначение использования транспортных средств (промысловые морские и речные суда; автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами); 2. принадлежность транспортных средств отдельным категориям налогоплательщиков (самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы, транспортные средства федеральных органов исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба; морские, речные и воздушные суда организаций, основным видом деятельности которых являются перевозки); 3. принадлежность и целевое использование транспортных средств (транспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции). Налоговая база — это часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству и зависит от его вида (ст. 359 НК РФ). В связи с разнородностью объектов налогообложения Налоговый кодекс РФ предусматривает различный порядок определения налоговой базы по транспортному налогу (таблица 2). Например, в отношении водных несамоходных средств налоговая база — это валовая вместимость в тоннах, а в отношении транспортных средств, имеющих двигатель, — его мощность в лошадиных силах. Таблица 1 «Порядок определения налоговой базы по транспортному налогу» Объект налогообложения Налоговая база Транспортные средства, имеющие двигатели, кроме воздушных Мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах Воздушные транспортные средства, для которых определяется тяга реактивного двигателя Паспортная статистическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях, в килограммах силы Водные несамоходные (буксируемые) транспортные средства, для которых определяется валовая вместимость Валовая вместимость в регистровых тоннах Прочие водные и воздушные транспортные средства Единица транспортного средства Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признан календарный год — период с 1 января по 31 декабря . Таким образом, по итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Однако при смене налогоплательщика в течение календарного года налог будет уплачиваться не за полный налоговый период. В этом случае налоговый период для нового и старого владельцев транспортного средства будет рассчитываться с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались налогоплательщиками, деленному на 12. Следовательно, если в течение налогового периода изменился налогоплательщик (лицо, на имя которого зарегистрировано транспортное средство), то согласно ст. 78 НК РФ, у лица, которое заплатило налог за 12 месяцев, возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога пропорционально тому времени, в течение которого транспортное средство уже не было зарегистрировано на его имя. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимается за полный месяц. Это означает, что один и тот же месяц может более одного раза использоваться в расчете суммы налога, т.е. приводит к двойному налогообложению. В целях избежания нарушения прав налогоплательщиков можно рекомендовать уплачивать налог в сумме, пропорциональной количеству дней, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на имя того или иного лица. Ставки транспортного налога представлены в (Приложение 1). Не требуется регистрировать и платить налог на такой транспорт: лодку с веслами или мотором, если его мощность не больше пяти л. с.; машину, которая была переделана под потребности владельца-инвалида, а также ту машину, что куплена при участии структур по соцзащите населения, если ее мощность не больше 100 л. с.; суда (морского, речного и воздушного), что используется для перевозки пассажиров или грузов, и является собственностью предприятий на правах хозяйственного или оперативного пользования; самоходный транспорт, что используется сельскохозяйственными производителями продукции в своей деятельности (трактор, комбайн, молоковоз, скотовоз, ветпомощь и другие); объект, что был похищен злоумышленниками, при условии, что такое происшествие доказывалось и есть в наличии все необходимые документы; воздушные виды транспорта, что используются при осуществлении задач медицинского персонала или авиации санитарной службы; судно, что есть в перечне международного значения РФ.С 2010 года каждый регион вправе увеличить или уменьшить ставку в пять раз. Помимо увеличения базовой ставки, правительство предоставит регионам право изменять ставки не только в соответствии с мощностью двигателя машин, но и с их возрастом и экологическим классом. 1.3 Роль и значение транспортного налога в бюджетной системе Российской Федерации и регионов В государственной бюджетной политике значимость государственных интересов гораздо выше, чем значимость региональных интересов. Поэтому за территориальными органами закреплены налоги, которые приносят бюджетам меньшее количество денег. В свою очередь региональные бюджеты должны в полной мере выполнять все возложенные на них функции. Для этого каждому региону необходимо достаточное количество собственных доходов. Доля собственных налогов в бюджетах регионов довольно невысока, что можно увидеть в Таблице 1, потому что нормативы отчислений по различным уровням таковы, что федеральные налоги приносят в консолидированные бюджеты субъектов гораздо больше средств, чем региональные налоги. Таблица 2 – «Собственные налоги субъектов» Регион Доля собственных налогов в консолидированном бюджете субъекта Ямало-Ненецкий АО 37,16% (максимальная по стране) Город Севастополь 1,65% (минимальная по стране) Среднее значение по всем регионам страны 13,24% В федеральных налогах есть налоги с высокой долей отчислений в бюджеты субъектов, что показано в таблице 2. Таблица 3 – «Нормативы отчислений федеральных налогов» Налог Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет Налог на доходы физических лиц - 70% 30% Налог на прибыль организаций 10% 90% - Таблица 4 – «Поступление имущественных налогов в 2015 году, тыс. руб.» Налог Поступило в 2015 году Доля Транспортный 139 978,2 13,1% Земельный 185 130,8 17,3% Налог на имущество организаций 712 451,5 66,7% Налог на имущество физических лиц 30 295,5 2,8% Исследуя таблицу 3, можно сделать вывод, что в составе имущественных налогов транспортный налог составляет 13,1% поступлений. Таким образом, на особенное место в составе региональных налогов выходит предмет данного исследования – транспортный налог. Немногие организации обходятся без транспортных средств, поэтому вопросы начисления и уплаты транспортного налога касаются практически всех. Транспортный налог является одним из ключевых источников финансирования дорожного строительства, от своевременности его уплаты напрямую зависят сроки и качество реализации дорожно-строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает важное место в системе имущественного налогообложения России. Для правильной оценки значения транспортного налога, как в консолидированном бюджете Российской Федерации, так и в региональных бюджетах субъектов, необходимо тщательно изучить динамику поступлений транспортного налога за последние годы. Таблица 5 – «Динамика поступлений транспортного налога» 2012 2013 2014 2015 млрд. руб. млрд. руб. в % к прошлому году млрд. руб. в % к прошлому году млрд. руб. в % к прошлому году Транспортный налог 90,16 106,13 117,53 139,98 Доля транспортного налога в консолидир. бюджете РФ 0,82% 0,94% 113,89% 0,93% 98,99% 1,02% 109,44% Доля транспортного налога в консолидир. бюджетах субъектов 1,56% 1,78% 114,43% 1,82% 102,23% 2,03% 111,30% В таблице 4 можно увидеть, что доля транспортного налога, как в консолидированном бюджете всей страны, так и в бюджетах субъектов имеет положительную динамику. Это может быть связано с несколькими факторами: * Расширение перечня дорогих автомобилей * Структурные изменения имущества физических лиц и организаций * Изменение ставок и повышающих коэффициентов в регионах Транспортный налог не собирается на 100%, связано это с тем, что физические лица, которые недобросовестно выполняют обязанность по уплате транспортного налога, тяжело привлечь к ответственности и заставить их выплатить налог и соответствующие пени. Налоговый орган для того, чтобы обязать выплатить задолженности по транспортному налогу с физического лица, должен обратиться в суд, и через него при помощи судебных приставов взыскать задолженности и пени с налогоплательщика. Собираемость транспортного налога за 2013-2015 годы выглядит следующим образом. Рис. 1 «Собираемость транспортного налога, млрд. руб.» Собираемость транспортного налога в период с 2013 по 2015 годы составляет от 85 до 88 процентов. В основном, не уплачивают транспортный налог физические лица, поскольку к организациям можно применить различные меры, вплоть до заморозки их расчётных счетов. Соответственно, организации уплачивают транспортный налог практически на 100%. Рис. 2 «Собираемость транспортного налога с организаций, млрд. руб.» Собираемость транспортного налога с организаций составляет около 100%, в некоторые годы поступает налога больше, чем начислено к уплате, в первую очередь, это связано с тем, что транспортный налог организации уплачивают посредством авансовых платежей, в связи с чем начислено налогов может быть меньше, чем уплачено. Также, налогоплательщики-организации могут выплачивать налог по задолженности прошлых лет, в связи с чем за налоговый период уплачивают больше, чем начисляется за объекты налогообложения, имеющиеся в собственности организаций. Рис. 3 «Собираемость транспортного налога с физических лиц, млрд. руб.» Как видно из графика, физические лица выплачивают транспортный налог в меньшей доле от начисленного налога по сравнению с организациями, потому что неплательщиков сложно привлечь к ответственности. Транспортный налог по-разному важен для разных видов экономической деятельности. Сельско....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: