- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы и перспективы экономического сотрудничества стран каспийского региона в нефтегазовой отрасли.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016306 |
Тема: | Проблемы и перспективы экономического сотрудничества стран каспийского региона в нефтегазовой отрасли. |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» Институт экономики и финансов Кафедра мировой экономики Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) обучающегося Боттаева Алима Юсуповича на тему: «Проблемы и перспективы экономического сотрудничества стран каспийского региона в нефтегазовой отрасли» Направление подготовки 38.04.01 – «Экономика» Направленность (профиль) подготовки «Экономика бизнеса» («Международная экономика») НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬк.э.н., доцент Пасько А.В. (ученая степень, звание, Фамилия, Инициалы) КОНСУЛЬТАНТ __________________________ (ученая степень, звание, Фамилия, Инициалы) Допустить к защите РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ __________________________________________________ (ученая степень, звание, Фамилия, Инициалы) «___» ________________ 2018 г. ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ_________________________________________ (ученая степень, звание, Фамилия, Инициалы) «___» ________________ 2018 г. Москва – 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 8 1.1 Энергетическое сотрудничество стран каспийского региона 8 1.2. Роль стран Каспийского региона в нефтегазовой отрасли на мировых рынках 20 1.3. Значительные аспекты развития трубопроводных проектов в каспийском регионе 33 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 40 2.1. Современные проблемы энергетической безопасности в Каспийском регионе 40 2.2. Текущее состояние действующих трубопроводных маршрутов транспортировки каспийской нефти через территорию России 52 2.3. Основные экологические проблемы Каспийского региона 62 ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 70 3.1. Геополитические проблемы транспортировки нефти и газа через Каспийский регион 70 3.2. Пути взаимодействия прикаспийских государств в целях преодоления возникающих проблем 78 3.3. Меры по совершенствованию государственной политики России в отношении транзита каспийской нефти 89 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 102 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы Государства прикаспийского региона (Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан) объединяет не только общее внутреннее море, но и многие черты их национальных экономик. Все государства Каспия опираются в своем развитии на топливно-энергетический комплексы и являются экспортерами нефти и газа. К примеру, в 2016 году в Иране добывалось более 3,6 млн. баррелей нефти в сутки, а собственное потребление нефти превышало 2 млн. баррелей в сутки. Среди стран ОПЕК на долю Ирана в 2016 году пришлось 9,9% общей добычи (больше только у Саудовской Аравии). По различным оценкам, запасы нефти в Иране могут составлять до 10% мировых, а газа – до 18% мировых, что ставит Иран на первое место в мире по запасам природного газа. При этом точная оценка запасов Ирана на сегодня представляется затруднительной ввиду длительного нахождения страны под давлением международных санкций, что привело к снижению инвестиций в геологоразведку. Запасы прикаспийской зоны Ирана оцениваются крайне осторожно ввиду отсутствия точных данных, либо их недоступности в открытых источниках. Подтверждением того, что эта модель практически исчерпала себя, служит каскад экономических кризисов, не прекращающихся с 2008 года, необратимые дезинтеграционные тенденции в Европейском Союзе, последствия американской экспансии на Ближнем Востоке и другие факторы. Евразийский континент, напротив, оправившись от шока 1990-х годов, выходит на траекторию уверенного экономического роста и качественно новый уровень политического взаимодействия в рамках масштабных интеграционных процессов на уровне Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза, а также китайских проектов Экономического пояса Шелкового пути и всеобъемлющего Континентального Партнерства. Стратегическая значимость любого нефтяного региона определяется объемами его разведанных запасов сырьевых ресурсов, себестоимостью и возможностями по добычи и транспортировки углеводородного сырья, а также географическим месторасположением. Так, по прогнозам ведущих энергетических организаций и агентств добыча нефти в трех странах Каспийского региона — Азербайджане, Казахстане и Туркменистане может возрасти с нынешних 126 млн. тонн нефти в год до 200 млн. тонн к 2019 году, а также до 275 млн. тонн к 2030 году. В этой связи для Каспийского региона, обладающего значительными запасами углеводородного сырья, важнейшей задачей эффективной реализации нефтеэкспортного потенциала является определение оптимальных маршрутов транспортировки нефти на мировые рынки сбыта. Необходимо иметь в виду, что разрешение этой проблемы зависит не только от интересов экспортеров и импортеров нефти, но и от общей расстановки геополитических сил вокруг региона. Учитывая это в вопросах освоениях сырьевых ресурсов Каспийского региона и определения маршрутов транспортировки нефти, а также с учетом неразрешенности правового статуса Каспийского моря, геополитика в этом регионе будет еще долго играть значительную роль. В результате складывается целый комплекс противоречий между странами-экспортерами нефти и странами-транзитерами по обеспечению взаимовыгодных и стабильных поставок нефти из Каспийского региона. Среди различных видов транспорта, используемых в настоящее время странами Каспийского региона для экспорта нефти, наибольшее значение имеет трубопроводный как наиболее эффективный и экономичный. В настоящее время по магистральным нефтепроводам Российской Федерации в транзитном режиме транспортируется нефть двух государств Каспийского региона — Азербайджанской Республики и Республики Казахстан. Транспортировка нефти государств Каспийского региона через территорию Российской Федерации дает дополнительные доходы бюджету страны, а также обеспечивает очевидные геополитические выгоды. Особая значимость сохранения и увеличения транзита каспийской нефти обуславливается тем, что в настоящее время в Российской Федерации замедляются темпы роста добычи собственной нефти, а дальнейшие перспективы по ее наращиванию пока не ясны. В этой связи, учитывая строительство новых трубопроводных маршрутов в Российской Федерации, способных повлиять на перераспределение объемов нефти, экспортируемых в западном направлении, а, следовательно, и на уменьшение тарифной выручки, привлечение дополнительных транзитных объемов каспийской нефти по территории России смогло бы обеспечить увеличение загрузки действующих и планируемых к строительству новых экспортных мощностей, что в свою очередь позволит уменьшить общие инвестиционные затраты на их строительство и эксплуатацию, а также получать дополнительные доходы. Цель исследования – дать комплексную геоэкономическую характеристику нефтяных и газовых проблем сотрудничества стран Каспийского региона. В соответствии с поставленной целью исследования, в работе решались следующие задачи: -проанализировать основные теоретические подходы к изучению геополитической ситуации в Каспийском регионе; - выделить и охарактеризовать круг проблем, связанных с добычей нефти и газа в Каспийском регионе, включая и экологическую проблему; - изучить вопрос о статусе Каспийского моря в контексте геоэкономического положения региона; - оценить нефтяные и газовые ресурсы Каспийского региона; - выделить и охарактеризовать круг проблем, связанных с добычей нефти и газа в Каспийском регионе, включая и экологическую проблему; - изучить вопрос о статусе Каспийского моря в контексте геоэкономического положения региона; - проанализировать сложившиеся географии поставок и ключевых маршрутов экспорта каспийской нефти. Основные положения и выводы, полученные в процессе решения этих задач, автор рассматривает в качестве предмета защитыработы. Объектом исследования выступает Каспийский нефтегазодобывающий регион. Предмет исследования – экономические, геоэкономические и экологические проблемы Каспийского нефтегазодобывающего региона, связанные с добычей и транспортировкой на мировой рынок его углеводородных ресурсов. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, комментарии и экспертные оценки специалистов по: -экономическим, социальным, геополитическим проблемам Каспийского региона (Барсегов Ю. Г., Жильцов С. С., Зонн И. С., Калюжный В. И. Ушков А. М. и др.) - общим проблемам и закономерностям развития мирового хозяйства, мировой энергетики и инфраструктуры (Валев Э. Б., Делягин М. Г., Дронов В. П., Лавров С. Б., Шлихтер С. Б. и др.); - вопросам мировой (глобальной) геополитики (Дергачёв В. А., Дугин А. Г., Нартов Н. А., Колосов В. А. и др.); Информационной базой исследования послужили многочисленные публикации в периодической печати (Отчет компании BP о каспийских проектах,журналы «Международная жизнь», «Нефть и капитал», «Нефть и газ Евразии» и многие другие).В работе над диссертацией широко использовались справочно- статистические материалы, отчеты и обзоры Федеральной службы государственной статистики, Центрального Банка Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и других федеральных ведомств; министерств зарубежных стран и международных экономических и энергетических организаций; ведущих энергетических транснациональных компаний: «Бритиш Петролиум», «СтатоилГидро»; российских государственных и частных нефтяных компаний: ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО НК «Роснефть» и ПАО «АК «Транснефть»; данные и статистика ИДУ ТЭК; статьи мировых и отечественных научно-популярных журналов таких как, «Мировой рынок нефти и газа», «Мировая энергетика», «МИНТОП», «Нефтегазовая вертикаль», «Нефть России», «ТТН». Также были использованы материалы, распространённые в глобальной сети Internet. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ 1.1 Энергетическое сотрудничество стран каспийского региона Прикаспийские государства - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, и Азербайджан являются неотъемлемыми и активными участниками этих процессов. При этом глубина связей между этими пятью государствами на самом деле намного выше, чем может показаться на первый взгляд. Помимо общего внутреннего моря и общей советской истории для четырех государств из пяти, являющихся членами СНГ, каждое государство Каспийского региона по-своему включено в процесс формирования нового евразийского мегапространства. Россия и Казахстан являются стратегическими партнерами и странами-основателями Евразийского экономического союза. Фактически, совместная работа России и Казахстана в целях развития экономической интеграции в Евразии началась еще в 1996 году. Большой интерес к формированию зоны свободной торговли с ЕАЭС проявляет Иран. Иран также является наблюдателем в ШОС, и также проявляет намерения повысить свой статус до уровня полноценного члена ШОС. А с учетом предстоящего вступления в ШОС Индии и Пакистана эта организация объединит в себе практически половину населения Земли. Экономические интересы транзитных стран заключаются в получении максимальной прибыли за предоставление услуг по транзиту энергетических ресурсов через их территорию. Кроме того, транзит может усилить геополитическую значимость того или иного государства. На практике интересы транзитных стран сталкиваются с интересами экспортеров энергетических ресурсов, в основном по вопросам размеров оплаты за транзитные услуги. Кроме того, интересы импортеров могут сталкиваться с интересами транзитных стран в сфере обеспечения свободы и безопасности транзита, в частности физической блокады транзита или сокращения поставок энергоносителей. С точки зрения обеспечения экономических и геополитических потребностей для транзитных стран, Каспийский регион представляет значительный интерес. Каспийский регион является одним из самых значимых регионов как для сопредельных прикаспийских государств, так и для отдаленных государств, заинтересованных в энергоресурсах Каспия. Ситуация на Каспии во многом определяется политическими факторами, а именно общностью и различиями национальных интересов прикаспийских и околокаспийских государств, геополитическим раскладом в регионе и международной обстановкой в целом. Обширные месторождения нефти в Каспийском регионе привлекают свое внимание стран-потребителей, как в Европе, так и в Азии, где глобальная конкуренция между ними будет стимулироваться геополитическими факторами. На данный момент интересы практически всех сопредельных стран Каспийского региона заключаются в выработке стратегии по созданию альтернативных маршрутов транспортировки каспийских энергоресурсов в обход российской территории. В зависимости от стратегических целей государств, имеющих интересы в Каспийском регионе, их можно сгруппировать следующим образом: 1. Первая группа: прибрежные прикаспийские страны (Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Иран). Перечисленные государства пытаются решить свои внутренние проблемы за счет поставок энергосырья на мировой рынок; 2. Вторая группа: страны — зоны транзита (Россия, Иран, Турция, Азербайджан, Грузия, Армения, Украина, Болгария и другие) — пытаются извлечь дивиденды из транспортировки энергосырья по их территории; 3. Третья группа: традиционные региональные игроки (Россия, Иран, Китай, Турция). Эти страны стремятся максимально укрепить стратегические позиции в регионе; 4. Четвертая группа: крупные мировые игроки (США, ЕС, Россия, Китай). Они рассматривают Каспий как одну из важнейших составляющих геополитической борьбы за контроль над стратегически важными регионами мира. Говоря об интересах стран - зон транзита, следует выделить Турцию, на каспийскую политику которой влияют энергетический и геополитический факторы. Так, по мнению президента Центра энергетической дипломатии и геополитики С.З. Жизнина, Турция заинтересована в обеспечении доступа своих компаний к богатой ресурсной базе Каспийского региона. Кроме того, она усиленно лоббирует прокладку основных трубопроводных маршрутов для транспортировки каспийских энергетических ресурсов на мировые рынки через свою территорию. Контроль над транзитными маршрутами региона, несомненно, усилит турецкое влияние в Центральной Азии. Для содействия реализации выгодных для Турции проектов Анкара нередко поднимает вопрос об экологических проблемах, связанных с прохождением танкеров через черноморские проливы. Стоит отметить, что именно значение нефтяного фактора играет определяющую роль при оценке и анализе сложившейся геополитической ситуации вокруг Каспийского региона, а также перспектив ее дальнейшего развития. Стратегическое значение Каспийского региона определяется следующими факторами: - значительные запасы углеводородного сырья(Таблица 1.1.1); - стратегически выгодное месторасположение Каспийского региона: минеральные ресурсы Каспия расположены между существующими и потенциальными рынками сбыта нефти — Европа и Азия, и между главными поставщиками нефти на мировой рынок — Ближний Восток и Россия. Таблица 1.1.1 - Сводные оценки запасов Каспийского нефтедобывающего регионапо отдельным странам и в целом Страна Примерные доказанные запасы нефти млрд. т. Прогнозные запасы нефти млрд. т. Примерные доказанные запасы газа трлн. м3. Прогнозные запасы газа трлн. м3 Азербайджан 0,49-1,5 0,95-3,69 0,30-0,85 0,85-1,70 Казахстан 1,09-3,01 6,8-10,9 1,84-2,35 1,84-5,6 Туркмения 0,06-0,2 0,13-4,38 2,78-4,39 4,51 Иран (прикаспийская часть) ----- 1,64 ----- 0,31 Россия (прикаспийская часть) 0,02 0,68 ----- ----- Итого. 1,66-4,73 10,2-21,3 2,71-7,59 7,51-12,12 Рост нефтедобычи и развитие нефтяной индустрии в Каспийском регионе способствуют позитивным сдвигам в сфере межгосударственного сотрудничества (Таблица 1.1.2). Такое положение предопределяет повышенный интерес крупных держав и возрастание геополитической значимости региона. Таблица 1.1.2 - Добыча нефти в Каспийском регионе, млн. тонн Страна 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Азербайджан 14,1 15,0 15,4 15,5 15,6 22,4 32,5 42,8 44,7 Казахстан 35,3 40,1 48,2 52,4 60,6 62,6 66,1 68,4 72,0 Туркменистан 7,2 8,0 9,0 10,0 9,6 9,5 9,2 9,8 10,2 Всего: 56,6 63,1 72,6 77,9 85,8 94,5 107,8 121,0 126,9 Анализируя динамику добычи нефти в Каспийском регионе, можно констатировать, что наблюдается поступательный рост добычи нефти в регионе и отсутствие ярко выраженных периодов сокращения темпов роста добычи сырья (Рисунок 1.1.1). Рисунок 1.1.1 - Динамика добычи нефти в Каспийском регионе, млн. тонн Одновременно, несмотря на существенные темпы роста добычи нефти в Азербайджане и Казахстане, добыча нефти в Туркменистане характеризуется отсутствием реальных темпов роста и оценивается около 10 млн. тонн нефти в год. На Рисунке 1.1.2 можно наблюдать динамику добычи нефти по каждой стране. Прослеживаемые изменения в развитии и размещении основных отраслей нефтяной индустрии проявились не только в «нефтяных странах» Каспийского региона (Азербайджан, Казахстан и Туркменистан). В российском и иранском участках Прикаспийского региона достаточно интенсивное развитие получили транспорт и сервисные отрасли нефтяной промышленности. Несмотря на незначительный объем нефтегазодобычи на российском участке и полное отсутствие основных отраслей нефтяной промышленности на иранском участке, эти страны, исходя из своих геополитических интересов, проявляют особую активность в Каспийском регионе. Столкновение геополитических интересов как экономически мощных государств, так и региональных стран создают определенные проблемы в социально-экономическом развитии каспийских государств, политической обстановке, и в целом региональной безопасности. Все страны Каспийского региона испытывают на себе особенно в условиях кризиса пресс определенных социально-экономических и политических проблем. При этом характер складывающихся отношений и тенденции развития взаимного сотрудничества прикаспийских государств в определенной степени могут оказать воздействие на решение возникающих проблем в регионе. В соответствии с этим нефтяная промышленность становится основой развития межгосударственного сотрудничества в Каспийском регионе. Возрастающие темпы объема добычи нефти и газа в Азербайджане, Казахстане и Туркменистане обусловливают необходимость развития транспортной инфраструктуры и всей совокупности отраслей сферы обслуживания. Практически все страны Каспийского региона в этом направлении осуществляют комплекс организационных мероприятий, что создает благоприятные предпосылки для дальнейшего притока иностранных инвестиций. Проблематика формирования коммуникаций, прокладывания трубопроводных систем (в силу масштабности финансовых затрат, политических рисков и угроз террористических атак) тесно связана с глобально-стратегическими и политическими ориентирами государств, являясь по сути производной от них. В этой связи выбор оптимальных маршрутов при транспортировке, добываемой в странах Каспийского региона нефти, приобретает стратегическое значение для мировых нефтяных транснациональных корпораций, представляющих интересы своих государств. Геополитический фактор в развитии нефтяной промышленности Каспийского региона будет играть главенствующую роль, тем более что этот регион ещё в середине 1990-х гг. был провозглашен зоной стратегических интересов США. Руководство США предпринимает значительные усилия для установления контроля над нефтегазовыми ресурсами Каспия, начиная от обвинения лидеров ряда стран региона в коррупции и антидемократизме и кончая поддержкой соответствующих трубопроводных проектов. В отношении энергоресурсов общие интересы США и ЕС — в обеспечении бесперебойных поставок каспийских нефти и газа через Азербайджан и Грузию в обход России. Необходимо также констатировать тот факт, что в последние годы все большую роль в энергетической сфере Каспийского региона, в частности Казахстана, начинает играть Китай, компании которого лишь десять лет назад появились в этой стране. В последние пять лет руководство КНР последовательно и агрессивно наращивало свое присутствие в нефтегазовом комплексе этой страны. Китайскими компаниями были приобретены пакеты акций на ряд месторождений в разных областях Казахстана. Наиболее крупное среди них - месторождение «Северные Бузачи» в Мангистауской области. Было продолжено освоение Атырауской области, приобретены 100% акций компании РейчэКагаНап, через которую Китай получил доступ к другим нефтедобывающим совместным предприятиям - «Казгермунай» и «Тургай Петролеум». Были также приобретены 49 % акций компании «МангистауМунайгаз». В апреле 2009 года китайская сторона приобрела 50 % акций компании «МангистауМунайгаз». В итоге объем добычи нефти может приблизиться к 18-20 млн. тонн в год. Тем самым вопрос заполнения трубопровода Западный Казахстан — Китай будет решен. Показательно, что в 2012 - 2016 годах объемы нефти, добытой Китаем за рубежом, выросли с 12 млн. до 35 млн. тонн. Но помимо обеспечения политических интересов Китай также имеет коммерческие интересы в Казахстане. Так Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) владеет 49% трубопровода Кенкияк- Атырау и 50% трубопровода Атасу-Алашанькоу. На сегодняшний день доля китайских компаний в общем объемедобываемой в Казахстане нефти составляет весьма значительную часть. По нашему мнению усиление присутствия китайских нефтяныхкомпаний в нефтедобывающем секторе Казахстана должно вызыватьсерьезную обеспокоенность казахстанской стороны. Перспективы дальнейшего развития нефтедобычи и маршрутовтранспортировки нефти каспийских стран обуславливается неопределеннымстатусом Каспийского моря. Каспийское море омывает берега пяти государств, каждое из которыхможет претендовать на свой принцип раздела Каспия. Дело в том, что Каспийне имеет естественного выхода в открытое море, а значит, помеждународным нормам может рассматриваться всего лишь как закрытыйводоем. Делить его между собой стороны, естественно, должны подоговорному принципу. Однако договориться они никак не могут. С международно-правовой точки зрения Каспийским морем до 1991 г.фактически владели только два государства - СССР и Иран. До распада СССР международно-правовой статус Каспийского моря регулировался двумя договорами: российско-персидским от 25 февраля 1921 года и советско-иранским от 25 мая 1940 года. После распада СССР непосредственный выход к Каспийскому морю имеют бывшие советские республики (Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан) и Иран. Однако, проблемы с юридическим статусом Каспийского моря, морскими границами и разграничением дна и шельфа к настоящему времени не решены и предполагается, что они будут урегулированы «Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря». Проблемы Каспийского моря и его правового статуса, взаимоотношения прибрежных государств обсуждаются уже много лет. За последние два-три года внимание к этим вопросам заметно возросло. Переговорный процесс по Каспию идет в рамках Специальной рабочей группы (СРГ), которая с 1998 году осуществила работу по подготовке и проведению ряда заседаний. Подвижки, которые произошли в решении этого вопроса, были минимальными и ограничились заключением нескольких двусторонних соглашений или принятием мало к чему обязывающих деклараций, лишь создающих видимость продвижения в этом непростом вопросе в глазах общественного мнения. На сегодняшний день Россией подписаны соглашения с Азербайджаном и Казахстаном по разделу Каспия на национальные сектора по модифицированной срединной линии (на сектора делится только дно, а акватория за исключением небольшой прибрежной зоны остается в общем пользовании). С самого начала обсуждения статуса столкнулись две диаметрально противоположные точки зрения. Первая объединяла Россию и Иран и сводилась к выработке принципов совместного владения и эксплуатации всех ресурсов Каспийского моря и коллективной ответственности прикаспийских стран за последствия этой эксплуатации. Другой точки зрения придерживались Азербайджан и занимающий к нему близкую позицию Казахстан, которые считали, что весь Каспий нужно поделить на пять национальных секторов и предоставить их в полную суверенную собственность каждой из договаривающихся сторон. Туркменистан менял свою позицию, склоняясь, то к азербайджанскому, то к российско-иранскому варианту, то изобретая собственные схемы раздела. Сохраняются разногласия между Туркменистаном и Азербайджаном по вопросу принадлежности ряда нефтяных участков шельфа — месторождений: «Кяпаз» (туркменское название — «Сердар»), «Азери» (туркменское — «Хазар»), «Чираг» (туркменское — «Осман») и «Гюнешли». Россия — единственная страна, которая не привлекает иностранных инвесторов в области нефтегазодобычи на Каспии. Все работы, которые в начале 1990-х годов пришлось начинать практически с нуля (России достался самый скудный в отношении углеводородного сырья - северный сектор), ведет ПАО «ЛУКОЙЛ». В других прикаспийских странах использование средств иностранных инвесторов в нефтяной и газовой отрасли стало традиционным. Роль государственных компаний сведена к минимуму: в руках иностранных фирм сосредоточены основные проекты по разведке, добычи и транспортировке нефти и газа. Несмотря на существующие разногласия необходим консенсус. Он нужен прикаспийским государствам и народам, в интересах их политической, экономической, военно-стратегической и экологической безопасности. Трудность достижения такого консенсуса заключается в том, что он должен позволять совместно контролировать ситуацию вокруг Каспия, не слишком ограничивая свободу рук прикаспийских стран от приобретенных партнеров. Стоит также обратить внимание, что неопределенность правового статуса Каспийского моря является активным источником потенциальных внутренних и международных конфликтов. Нерешенность данной проблемы будет способствовать вовлечению других государств мира, которые имеют стратегические интересы на нефтяные ресурсы Каспийского региона. По мнению автора, необходимо активизировать работу по урегулированию правового статуса Каспийского моря и подписать своего рода конвенцию, по которой вопросы использования ресурсов Каспийского моря должны решаться без вмешательства нерегиональных государств. В последнее время Каспийский регион стал одним из ключевых направлений для российской внешней политики. В мае 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев подписал «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которой бассейн Каспийского моря назван в числе приоритетных для России, поскольку «внимание международной политики в долгосрочной перспективе будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов». Анализируя развитие транспортировки нефти с точки зрения геополитики в Каспийском регионе, можно с уверенностью утверждать, что повышение стабильности маршрутов транспортировки каспийской нефти и успешного освоения природных ресурсов государств Каспийского моря нужно рассматривать только на основе интеграции усилий всех прибрежных стран в разработки и транспортировки нефтяных ресурсов. Выбор для Российской Федерации верной стратегии в отношении Каспийского региона чрезвычайно важен для сохранения ее экономической безопасности. Геополитическая значимость контроля над транспортировкой каспийской нефти связана еще с одним регионом — Черноморским. Черное море рассматривается как естественное продолжение энергетического коридора от Каспийского моря, где сосредоточены огромные запасы нефти и газа, в Европу. Транспортировка нефти и газа осуществляется сейчас и будет расширяться в дальнейшем через Черноморский регион. По мнению многих экспертов, увеличение поставок энергоресурсов будет происходить за счет транспортировки нефти по Черному морю. Таким образом, Черноморский регион становится зоной особого внимания не только для государств, границы которых непосредственно имеют выход к морю, но и других нерегиональных государств. Таким образом, рост добычи в Каспийском регионе и увеличение мощностей действующих нефтепроводов увеличит нефтяные потоки, транспортируемые через Черное море, и, несомненно, приведет еще к более напряженному, чем сейчас трафику прохождения танкеров через черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы). Прогноз добычи нефти на 2018 и 2030 годы представлен в Таблице 1.1.3. Таблица 1.1.3 - Прогноз добычи нефти в Каспийском регионе на 2018 и 2030 годы (млн. тонн) Страна 2018г. 2030 г. Азербайджан 55,0 65,0 Казахстан 130,0 195,0 Туркменистан 14,0 20,0 Всего: 199,0 275,0 Очевидно, что данную проблему придется решать комплексно, рассматривая различные варианты обхода проливов Босфор и Дарданеллы. Одним из таких вариантов является строительство так называемых «байпасов» - обходных нефтепроводов. Речь в данном случае идет о трубопроводных проектах «Бургас — Александруполис» и «Самсун - Джейхан». Очевидно, что в долгосрочной перспективе строительство обходных нефтепроводов будет являться наиболее эффективным способом разгрузки черноморских проливов от танкерных перевозок нефти. Подводя итог анализу геополитической составляющей в вопросах транспортировки каспийской нефти, необходимо обратить внимание, что из- за несовпадения интересов стран-транзитеров каспийской нефти и существенного влияния внешних сил, направленных на усиления конфликтной ситуации в регионе, обеспечение стабильных бесперебойных поставок нефти через существующие нефтепроводы может вызывать серьезную обеспокоенность потребителей, особенно в Европе. России необходимо учитывать ряд факторов, которые будут определять ситуацию в Каспийском регионе в ближайшее десятилетие. 1.2. Роль стран Каспийского региона в нефтегазовой отрасли на мировых рынках Каспийский регион обладает крупными запасами углеводородов и имеет важное геостратегическоеположение.Энергетическийпотенциалввиденаличиясерьезнойинфраструктуры,опытаипрофессиональныхкомпетенцийвстранахрегионапривелкповышенномувниманиюкнимкрупнейших мировых держав и транснациональных компаний. Каспийские страны могут внести важный вклад вобеспечениенетолькорегиональной,ноиглобальнойэнергетическойбезопасности.Втожевремя наблюдаютсясущественныепротиворечияинтересовигроков,пытающихсяналадитьвзаимоотношениясостранамирегионаиусилениеглобальнойконкуренциизакаспийскиересурсы.Вэтихусловиях необходимотщательновзвеситьвозможностииперспективыразвитияприкаспийскихстран,ихвовлеченностьвглобальныепроцессымеждународнойэнергетическойинтеграцииирольРоссииврегионе. Несмотрянабурноеразвитиевпоследнеевремя альтернативных источников энергии, получивших в посткризисный 2011 г. новый импульс благодаря устойчивому росту цен на нефтегазовомрынке,углеводородыещедолгоевремябудут служитьосновойэнергетикивсегомира.Именно такие ресурсы, как нефть и газ, лежат в основе энергобезопасности всех современных государств. Изучаяданнуюсферу,нельзянеобратитьвниманиенакрупнейшийвмиреистабильнорастущий европейскийэнергетическийрынокиеговзаимосвязисключевымипоставщикамииперспективнымипартнерами,такимикакстраныКаспия. Сегодня Европейский союз (ЕС) существен- нозависитотпоставокэнергоресурсовизРоссии и Ближнего Востока. Все попытки диверсифицироватьпоставкиэнергоносителейвЕСбыли явнонедостаточноуспешныитаковымиостаются по сегодняшний день. Одна изперспективных возможностей для решения этой задачидля ЕС — это развитие взаимоотношений состранамиКаспийскогорегиона,которыевладеютдостаточно крупными и доказанными запасами энергоресурсов.Евросоюздавнооценилпотенциалэтогорегионаиактивнонаращиваетздесьсвое присутствие.Тем не менее, существует ряд обстоятельств, препятствующих перспективам энергопоставок из прикаспийских стран. Молодые государства региона все еще выстраивают устойчивые исвободные демократические режимы и находятся в достаточно непростых экономических условиях. Для стабильного социально-экономического развития им требуется укрепление и диверсификация национальных экономическихсистем, продвижение инфраструктурных проектов, особенновобластидобычинефтиигаза,увеличение транспортных возможностей. Это требует крупных инвестиций, которых, несмотря на активноеучастиеиностранногокапитала,всеравноне хватает. Отдельного внимания заслуживают институциональные реформысоциально-экономического характера, требующие стратегической и целенаправленной работы в течение длительного периода. Политическиевопросы,такиекакразвитиедемократии,обеспечениесвободыисохранениеполитической конкуренции, также очень чувствительныдляЕС.Несмотрянастабильноеразвитие взаимоотношенийстранрегионасЗападом,постсоветские государства постоянно сталкиваются сразличныминападкамиикритикойсостороны иностранныхпартнеровповопросамсвобод,демократическихреформигражданскогоразвития, а по существу и фактическим вмешательством оных во внутриполитические дела новых суверенных государств. Подобная двойственность создает трудности и порождает недоверие в отношениях. В то же время, к примеру, Китай, исповедуясугубопрагматичныйиделовойподход, успешнопродвигаетсвоибизнес-интересывприкаспийских странах. Россиятакжепытаетсяигратьактивнуюроль врегионе,основываясьнасвоихсоциально-культурных и экономических связях. Ее позиция часто противоречит интересам стран Запада, что, в свою очередь, создает выбор для государств Каспийскогорегиона,увеличиваетихвозможности и вес. Балансируя между различными силами, прикаспийские страны проводятдостаточно эффективную и независимую внешнюю политику.Хотявусловияхотчастинегативноговлияния некоторыхисторическихмоментовсовременной истории в последние годы увеличивается отдаление стран региона от России, что чревато для них потерей баланса и попаданием под сильное влияние европейских государств и США. Из-за серьезной разницы в «масштабе» после долгогопериодаполитическойзависимостиновыесуверенные государства рискуют сегодня попасть уже в другую, гораздо более глубокую зависимость —экономическую. Как было отмечено, ЕС активно наращивает свое присутствие в регионе помимо различных экономических программ сотрудничества, присутствия множества европейских структури неправительственных организаций(НПО) в регионе. Главный интерес ЕС в регионе — это энергетическое сотрудничество. Евросоюз активно лоббирует транспортные проекты, объединенные в общую структуру Южного коридора, и особенно проект Nabucco. Учитывая мощный импульс, приданный взаимоотношениям ЕС с главными потенциальными поставщиками ресурсов — Азербайджаном и Туркменистаном— после посещения рег....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: