VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Применение стратегий КСО в деятельности транснациональных компаний нефтегазовой отрасли

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006642
Тема: Применение стратегий КСО в деятельности транснациональных компаний нефтегазовой отрасли
Содержание
Содержание:

	Введение	3

	1. Корпоративная социальная ответственность и ее характеристики. Стратегии КСО. Международные стандарты КСО.	6

	1.1 . Понятие КСО. Цели, состав и принципы КСО.	6

	1.2. Стратегии КСО транснациональных компаний…………………….14

	1.3. Международные и российские стандарты КСО…………………….25

	2. Применение стратегий КСО в деятельности транснациональных компаний нефтегазовой отрасли………………………………………………..38

	2.1.Применение стратегий КСО компаниями нефтегазовой отрасли (на примере компании Роснефть)…………………………………………………...38

	2.2. Стратегические программы развития компании Роснефть.	46

	2.3. Инструменты применения стратегий корпоративной социальной ответственности (на примере компании Роснефть)……………………………54

	Заключение………………………………………………………………..63

Список использованных источников…………………………………….65

























	

	

	Введение

	Актуальность исследования.

В современном мире компании все чаще сталкиваются с объективной необходимостью участия в таких видах деятельности, которые прежде традиционно считались исключительно прерогативой государства: общественное здравоохранение, образование, социальная защита, права человека, экология. В течение нескольких последних десятилетий бизнесом многих стран проделан огромный путь по осознанию своей ответственности за сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни местных сообществ, соблюдение прав человека, противодействие коррупции и за ряд других вопросов, важность которых признается обществом. 

В этой связи среди практиков бизнеса и в научном сообществе все более широко обсуждаются вопросы корпоративной социальной ответственности (КСО). Согласно концепции КСО, компании должны добровольно интегрировать социальные и экологические проблемы в свою деятельность и в свои взаимоотношения с заинтересованными лицами (стейкхолдерами). Несмотря на разнообразие подходов к построению системы корпоративной социальной ответственности, все они объединены одной общей целью – обеспечить устойчивое развитие общества.

В нашей стране, в отличие от ряда европейских стран, корпоративная ответственность не закреплена на законодательном уровне и является добровольной. Наиболее заметными российскими документами, характеризующими и регламентирующими социально ответственное поведение предприятий, являются: 

? Социальная хартия российского бизнеса, разработанная Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП); 

? Кодекс предпринимательской этики Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП РФ) «12 принципов ведения дел в России»;

 ? Меморандум о принципах корпоративной социальной ответственности, утвержденный Ассоциацией менеджеров России; Так, рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности «Базовые индикаторы результативности», подготовленные РСПП, в целях продвижения идей Социальной хартии российского бизнеса. В документе представлены индикаторы и соответствующие им показатели экономической, социальной и экологической результативности предприятия. Социальная отчетность крупной компании должна быть выполнена в соответствии с ведущими мировыми стандартами и требует обязательного независимого аудита, ведь ее показатели оказывают существенное влияние на капитализацию бренда и являются индикатором привлекательности компании. Начало активной фазы нефинансовой отчетности в России относится к 2000-х гг. 

В 2004 г. Российский Союз Промышленников и Предпринимателей (РСПП) выпустил российскую версию модели социальной ответственности – Социальную хартию российского бизнеса. В 2006 г. РСПП уже насчитал около 280 компаний, внедривших практику социальной отчетности в свою работу, и провел подробный анализ на базе 40 из них, отражавших положение с КСО в 10 ведущих отраслях российской экономики. Общие тенденции были таковы. 

Развитие нефинансовой отчетности оказалось связано с общей информационной открытостью компаний. Распространилась идея, что устойчивое развитие компаний создает благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. Социальный отчет планировали использовать как инструмент повышения качества корпоративного управления и средство повышения прозрачности в деятельности компании для улучшения диалога с социальными партнерами, будь то сотрудники, властные структуры, инвесторы или партнеры. Главными акцентами социального отчета в России стали: работа с персоналом, благотворительность и развитие региона.

Корпоративная социальная ответственность является одной из составляющих долгосрочной стратегии устойчивого развития, предпосылкой для улучшения национального имиджа государства и конкурентоспособности экономики, роста инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала предприятий, снижения социальных рисков и предотвращения коррупции, повышения экологической безопасности и регионального развития. В этой связи правительства многих стран уделяют значительное внимание продвижению КСО на национальном уровне, играя лидирующую роль в данных процессах и создавая благоприятные условия для социально ответственного поведения отечественных и иностранных предприятий. Отсутствие КСО свидетельствует о низком уровне развития гражданского общества и государства.

Данная проблематика является чрезвычайно актуальной и для современной России, поскольку совершенствование системы корпоративного управления в отдельных компаниях и в целом в российской экономике является одним из наиболее эффективных способов стимулирования экономического роста в России, способствующим привлечению иностранных инвестиций и технологий. 

Объектом исследования в работе будут практики применения КСО российскими нефтегазовыми компаниями. 

Предмет исследования –КСО нефтегазовых компаниях.

Цель данной работы – проанализировать  КСО в нефтегазовых компаниях

Основные задачи работы:

	- изучить понятие КСО. Цели, состав и принципы КСО;

	- рассмотреть стратегии КСО транснациональных компаний;

	- определить  международные и российские стандарты КСО;

- проанализировать применение стратегий КСО компаниями нефтегазовой отрасли (на примере компании Роснефть);

- проанализировать стратегические программы развития компании Роснефть;

 - определить инструменты применения стратегий корпоративной социальной ответственности (на примере компании Роснефть).	

В рамках написания данной работы был изучен и проанализирован большой объем научной литературы, новостных публикаций по исследуемой тематике, законодательных актов России, а также годовые отчеты и отчеты об устойчивом развитии компаний. Полный список использованной литературы приведен в конце работы. 

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединены  шестью параграфами, заключением и списком использованных источников.































1. Корпоративная социальная ответственность и ее характеристики. Стратегии КСО. Международные стандарты КСО

	Понятие КСО. Цели, состав и принципы КСО

	

	На сегодняшний день одним из наиболее обсуждаемых вопросов этики бизнеса является концепция корпоративной социальной ответственности (КСО). Развитие основ КСО в современном мире обусловлено рядом факторов: усиление и ужесточение конкуренции, глобализация рынков, социальные, политические, экологические и культурные последствия процесса глобализации, обострение социальных и экологических проблем в обществе и снижение социальной защищенности населения. Решение данных проблем невозможно без социально ответственного поведения бизнеса, что обуславливает актуальность исследования КСО. Однако, несмотря на заявленную актуальность этого феномена, единого и общепринятого определения данного понятия не существует не только в российских исследованиях, но и в западных работах, благодаря которым, по сути, и зародилась данная концепция. Причиной тому может служить ряд факторов. Во-первых, значение данного понятия пересекается с рядом других терминов («корпоративное гражданство», «корпоративное управление», «корпоративная устойчивость», «социально ответственное инвестирование», «корпоративная подотчетность), и иногда они употребляются синонимично. В качестве еще одной причины можно отметить, что в современном контексте в рамках КСО в качестве неотъемлемой части ведения бизнеса рассматриваются и концепция заинтересованных сторон (стейкхолдеров), и устойчивое развитие. Вполне логично, что такой комплексный характер КСО может создавать определенные трудности при определении смежных с этим феноменом понятий и их разграничении, что, например, отмечается Джереми Купером из Австралийской Комиссии по ценным бумагам и инвестициям, который говорит, что в данном вопросе «существует ряд сложных терминологических проблем», и не всегда понятно, что «понимается под заинтересованной стороной, устойчивостью, триединой системой отчетности, а что подразумевается под корпоративной социальной ответственностью, как таковой». Другая причина отсутствия единой трактовки понятия может заключаться в постоянно меняющемся и динамичном характере самой концепции КСО и расширении ее практик, что обуславливается возрастающими требованиями общества к бизнесу и его развитию. С этой точки зрения, исторически КСО можно рассматривать в качестве последовательности из трех подходов, каждый из которых имеет свое видение того, как определяется ответственность, и на что она распространяется: классический подход (подход корпоративного эгоизма), подход заинтересованных сторон и социально-ориентированный подход. Подход корпоративного эгоизма представляет собой классический взгляд на корпоративную социальную ответственность, впервые предложенный Милтоном Фридманом. Фридман интерпретирует КСО как средство увеличения или максимизации прибыли компании, где центральное место в погоне за максимальной прибылью занимают акционеры. В свете такого подхода, деятельность в области социальной ответственности не является основной задачей компании: бизнес занимается вопросами КСО только в той степени, в которой это способствует реализации целей и задач бизнеса. Такая точка зрения фактически предназначена для защиты акционеров и их экономических интересов. Более того, эта позиция не согласуется в полной мере с целями и задачами современной концепции КСО, где важной задачей является соблюдение интересов всех заинтересованных сторон. В рамках подхода заинтересованных сторон, впервые предложенного Фрименом в 1984 году, бизнес не только несет ответственность перед своими акционерами, но и учитывает законные интересы заинтересованных сторон, которые могут повлиять на деятельность компании или могут быть затронуты ее деятельностью, а также достижение поставленных организацией целей. Такой подход ни в коей мере не означает, что компании игнорируют вопросы предпринимательской прибыли и создания материальных ценностей. Скорее, он обеспечивает баланс между прибыльностью бизнеса и интересами заинтересованных сторон, поскольку любой бизнес оказывает огромное влияние на жизнь стейкхолдеров. Социальный подход представляет собой более широкий взгляд на подход заинтересованных сторон и предполагает, что компании, являясь неотъемлемой частью общества, должны взять на себя ответственность перед обществом в целом. Они должны конструктивно отвечать потребностям общества в интересах общественного согласия. В отношении ответственности бизнеса перед обществом Дэвид К. Кортен отмечает: «За последние полвека бизнес стал самым мощным институтом в мире. Доминирующий институт в любом обществе должен брать на себя ответственность за все… Каждое принятое решение, каждое предпринятое действие должно рассматриваться в свете такой ответственности». Из всего вышесказанного совершенно очевидным становится отсутствие единой трактовки понятия КСО. Однако это ни в коем случае не означает, что данное понятие не имеет определения вообще: ведь существует множество его определений, предложенных на различных этапах времени и с учетом различных контекстов. В своей статье «Корпоративная социальная ответственность: эволюция определений» А. Кэрролл подробно описал эволюцию определения концепции КСО, начиная с 1950-х вплоть до 1990-х годов, выдвигая на первый план специфическую особенность каждого десятилетия с точки зрения развития концепции. 1950-е годы отмечаются исследователем как современная эпоха КСО, во время которой зарождается и впервые дается определение КСО, 1960-е годы рассматриваются им как этап расширения концепции, и в 1970-е годы наблюдается этап бурного ее развития. В 1980-х годах в саму концепцию включаются дополнительные теоретические вопросы: корпоративная социальная эффективность, теория заинтересованных сторон и теория деловой этики, и по мере развития концепции в 1990-х годах эти альтернативные вопросы занимают центральное место в проявлении КСО. В этой связи во всех последующих определениях КСО доминировали подход заинтересованных сторон и социально-ориентированный подход, причем социальные, экономические и экологические вопросы были признаны основными составляющими ответственности. Лучшей иллюстрацией этому стали определения и взгляды, разработанные в конце 1990-х годов и в последующие годы различными межправительственными организациями, национальными институтами и высшей школой. Для понимания современной концепции КСО предлагается рассмотреть наиболее, на наш взгляд, всеобъемлющие и охватывающие существенные особенности, и характерные черты КСО определения, предложенные Комиссией европейских сообществ и Дэвидом Марсденом. Так, Комиссия европейских сообществ определяет КСО как концепцию, согласно которой компании на добровольной основе интегрируют социальные и экологические вопросы в свои бизнес-операции и взаимодействие с заинтересованными сторонами. В другом определении Комиссии говорится о том, что корпоративная социальная ответственность – это концепция, согласно которой компания добровольно принимает решение внести свой вклад в улучшение общества и состояния окружающей среды. Тем самым, исходя из данных определений, КСО представляется нам элементом управления, который начинается на уровне компании и заключается в ее работе в социально ответственной манере: финансовые потребности компаний и потребности различных заинтересованных сторон находятся в балансе, приемлемом для всех сторон, и под финансовыми потребностями понимается получение прибыли и устойчивость рынка. Эти определения также показывают, что КСО, являясь добровольным обязательством, расширяет свою сферу применения на социальные и экологические вопросы в деятельности компании и на отношения с заинтересованными сторонами, где конечной целью является содействие созданию лучшего общества. Аналогичным образом, Дэвид Марсден считает КСО основной характеристикой социально ответственной компании, отмечая: «Корпоративная социальная ответственность – это основная модель поведения компаний и ответственность за то воздействие, которое компании своей деятельностью и операциями, оказывают на общество, в котором они работают. КСО не является опциональным дополнением или филантропией. Социально ответственная корпорация – это компания, которая ведет прибыльный бизнес, с учетом всех положительных и отрицательных экологических, социальных и экономических последствий, которые она оказывает на общество».  Определение Марсдена четко указывает на то, что в основе концепции КСО лежит общее воздействие деятельности компаний на общество как на территории, на которой они ведут свою деятельность, так и за ее пределами. По его мнению, социально ответственная корпорация при ведении бизнеса учитывает весь спектр негативных и позитивных социальных, экономических и экологических последствий своей деятельности для общества. Более того, он не признает КСО актом филантропии, который служит временной цели любого человека в обществе. Исходя из данных определений, КСО выступает как основополагающий принцип деятельности компаний, применяемый на постоянной основе в отношениях с заинтересованными сторонами. По сути, это переход от традиционной филантропии. Более того, другие современные определения КСО базируются на сходных взглядах. Так, например, Всемирный совет деловых кругов по вопросам устойчивого развития (WBCSD) считает КСО неизменным обязательством бизнеса, ведущим к устойчивому экономическому развитию за счет повышения качества жизни сотрудников, их семей, местного сообщества и общества в целом. В вышеуказанных определениях также подчеркивается, что КСО относится к трем основным аспектам ответственности: социальным, экономическим и экологическим. На наш взгляд, в основе данных определений лежит подход заинтересованных сторон. Более того, КСО представляет собой множество ответственностей, которые компании должны принять в своей политике, и выходит за рамки установленных законодательством норм ведения бизнеса, служа потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон и общества в целом. Таким образом, КСО означает учет социальных, экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности компаний в рамках потребностей и ожиданий клиентов, сотрудников, инвесторов, акционеров, местных сообществ и других заинтересованных сторон. Несмотря на то, что на глобальном уровне не существует единой трактовки понятия КСО, эта концепция является долгосрочной стратегией развития бизнеса и представляет собой баланс между корпоративными правами и обязательствами перед заинтересованными сторонами.

Концепция КСО была в целостном виде сформулирована и развита после Второй мировой войны, хотя корни данной концепции можно проследить и в более раннее время. По сути, поворотным моментом в отношениях бизнеса и общества стала Великая Депрессия в США.  Пришедший в 1932 году к власти 32-й президент США Франклин Делано Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности, предназначенную  для наблюдения за подготовкой «кодексов честной конкуренции», которые предполагали правительственный контроль защиты общественных интересов и гарантию прав рабочих создавать собственные организации и участвовать в заключении коллективных договоров. Аналогичные шаги были предприняты накануне и сразу после Второй мировой войны многими европейскими странами. 

В 1950-х гг. были опубликованы научные работы, которые легли в основу научных исследований в сфере КСО. В этот период были сформулированы основные идеи концепции КСО: 

менеджер выступает как доверенное лицо, которому поручено распоряжаться имуществом собственника или акционеров; 

менеджеру необходимо искать баланс между перераспределением ресурсов в компании; 

бизнес обязан осуществлять деятельность, приносящую пользу обществу в целом - например, заниматься благотворительностью. 

В 1970-х гг. центральными темами исследований стали социальное реагирование и социальное поведение, в 1980-е гг. появились концепции заинтересованных сторон и этики бизнеса, а к началу XXI в. пришел черед теорий устойчивого развития и «корпоративного гражданства» (рис.1). 

Число исследований в этой области последовательно растет: поиск в базе Google Scholar научных работ, опубликованных в прошлом столетии, по ключевым словам corporate social responsibility дает около 500 тыс. результатов, в то время как с 2000 г. по настоящее время в этой базе размещено 1 280 тыс. работ.   

	Первым бизнес-адептом идеи КСО считают Е. Карнеги, который отличился весомыми взносами в общественные проекты и сформировал принципы, обязательные для каждого уважающего себя капиталиста. Он замечал, что бизнес должен работать на благо общества.

	Начало теории КСО положила монография Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена». Автор описал основные принципы и рамки социальной активности, определил направления развития феномена социальной ответственности, под которой он понимает «реализацию той политики, принятие таких решений или следование такой линии поведения, которые были бы желательны с позиций целей и ценностей общества».

	Позицию, что проблема социальной ответственности должна рассматриваться в управленческом контексте, обосновал в 1960-1970 гг. американский ученый К. Дэвис. Проблематику социальной ответственности, по мнению К. Дэвиса, следует рассматривать одновременно на теоретическом и системном уровнях в управленческом контексте. Реальные решения в плоскости социальной активности принимает бизнесмен, а институт собственников определяет только культурные рамки, направления деятельности и специфические интересы. Он подчеркивает, что социальная ответственность бизнесменов непосредственно вытекает из той реальной социальной власти, которую они имеют, и должна ей соответствовать. К. Дэвис был одним из первых ученых, кто сделал попытку увязать КСО со стратегией развития компании и обосновал возможность получения долгосрочного экономического эффекта от принятия социально ответственных решений в бизнесе. Дж. Макгуайр в своих исследованиях уточняет, что «корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но несет ответственность перед обществом». В свою очередь С. Сети конкретизировал содержание КСО, указав, что теория «предполагает выведение корпоративных действий на уровень, соответствующий превалирующим социальным нормам, ценностям и ожиданиям».

	Выдающимся событием в развитии толкований КСО в конце 70-х лет стала модель А. Кэролла. Он предложил рассматривать корпоративную социальную ответственность как «соответствие экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период». Позже автор придал этой модели законченную форму, согласно которой КСО представляет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды. Находясь в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и получать прибыль. Правовая ответственность подразумевает необходимость придерживаться требований закона при осуществлении предпринимательской деятельности. Этическая ответственность требует от бизнеса соответствия ожиданиям общества, не оговоренным в соответствующих правовых нормах, но основанным на нормах морали. Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленных на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ. При этом экономическая и социальная ответственность обязательны для бизнеса, этическая ответственность является ожидаемым обществом, филантропическая – только желательным. В соавторстве с Н. Шварцем А. Кэролл в 2003 г. представил новую интерпретацию модели социальной ответственности бизнеса, где пирамиду изменено на диаграмму Венна, что дает возможность определенным способом отслеживать взаимодействие экономической, правовой и этической ответственности. Рассмотрим современные подходы к определению сущности КСО. За версии Международного форума бизнес-лидеров, КСО понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют экономически устойчивому развитию путем максимизации позитивного и минимизации негативного влияния бизнеса на общество. Мировой совет бизнеса для устойчивого развития считает, что КСО – это обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местной сообществом и обществом в целом для улучшения качества их жизни.

	Организация «Бизнес за социальную ответственность» определяет КСО как «такое ведение бизнеса, которое удовлетворяет или превышает этические, юридические, коммерческие и публичные ожидания, которые общество связывает с бизнесом». Классическим считается определение Ф. Котлера, в котором «корпоративная социальная ответственность» – это свободный выбор компании в пользу обязательства повышать благосостояние общества, реализуя соответствующие подходы к ведению бизнеса и выделяя корпоративные ресурсы.

	По мнению В. Воробей, КСО – это способ управления бизнес- процессами с целью обеспечения положительного влияния на общество.

	А.И. Зинченко, А.М. Харченко рассматривают КСО как конкурентное преимущество успешно функционирующего предприятия, благодаря которой непроизводственные расходы предприятия приумножают его рыночную стоимость за счет коллективного интеллектуального капитала и гудвилла, конкурентоспособность продукции, услуг и способствуют решению социальных, экологических и экономических проблем общества.

	Е. Тришин дает такое определение понятия: «Корпоративная социальная ответственность (КСО) – это философское понятие, которое определяет позицию компании в отношении своей страны, общества, сотрудников и окружающей среды. Современная компания понимает свою ответственность и стремится стать компанией с „человечным лицом”». По мнению Т.Г. Антошка, под КСО следует понимать ответственность организации за воздействие своих решений и деятельности (а именно продукцию и услуги) на общество и окружающую среду, которая реализуется через прозрачное и этическое поведение, соответствует устойчивому развития и общественному благосостоянию, учитывает ожидания заинтересованных сторон, распространена по всей организации и не противоречит соответствующему законодательству и международным нормам поведения.

	В результате масштабных исследований теории и практики КСО А.М. Колот приводит широкое толкование данной концепции как «рациональный отклик организации на противоречивые ожидания заинтересованных сторон (стейкхолдеров), направленный на устойчивое развитие компании. Это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения перед теми, на кого эти решения нацелены. По своей сути корпоративная социальная ответственность – это имплементирован в корпоративное управление определенный вид социальных обязательств (в основном добровольных) перед работниками, партнерами, институтами гражданского общества и обществом в целом».

	Таким образом, обобщая вышеприведенные точки зрения, можно прийти к таким выводам относительно основных черт понятия КСО. 

	Во-первых, можно определить приверженность авторов указанных трактовок концепции КСО, КСС или КСД.

	Во-вторых, содержание КСО определяют основные составляющие понятия: ответственность, социальность и корпоративность.

	Объяснять сущность категории «ответственность» следует начинать в следующих аспектах: ответственность за кого, что и ответственность перед кем.

	Социальная ответственность корпорации предполагает ответственность за свои действия, за результаты своей деятельности. В этой трактовке полностью отражаются экономическая, правовая и этическая составляющие ответственности, но не филантропическая. Ее будет включать только взятое на себя обязательства совершать те или иные благотворительные действия. Именно поэтому в различных трактовках как ключевое слово встречается «ответственность», «обязательства», «деятельность», «отзыв», «позиция компании», «способ управления». Все они имеют право на существование и отражают масштабность социальной ответственности.

Компании могут реализовывать программы корпоративной социально ответственности на внутрикорпоративном уровне, когда расходы направлены на улучшение рабочих условий персонала, повышение квалификации, социальные пакеты для сотрудников или ответственность может быть «внешняя». К основным инструментам «внешней» социальной политики компании, способствующим достижению положительных эффектов для компании, относятся социальные программы, благотворительность, спонсорство и волонтерство. Социальные программы представляют собой некий план действий по реализации социальных программ, направленных на повышение значимости компании в деловом сообществе, властных структурах и общественных кругах. Социальные программы можно разделить по субъектам исполнения и по направлениям деятельности (социальные инвестиции, эквивалентное финансирование, денежные гранты, социально значимый маркетинг, корпоративное волонтерство).

Волонтёрство представляет собой различные формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно без расчёта на денежное вознаграждение. Спонсорство – вклад (финансовыми или другими ресурсами) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. При этом основной целью спонсорства является создание ассоциативной связи между брендом и спонсируемым объектом.  Благотворительность – это финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе. 

	Следующий аспект – ответственность перед кем? И здесь разные ученые отмечают: работников, членов их семей, партнеров, стейкхолдеров, общественность и общество в целом. Следует отметить, что в современных толкованиях не встречается отдельного выделения владельцев предприятия. Однако агентская (инструментальная) концепция КСО, распространена в 70-х годах прошлого века, предполагает ответственность компаний перед своими акционерами. Ее автор, известный экономист неоклассического направления М. Фридман, писал: «... существует только одна социальная ответственность бизнеса – использовать ресурсы и предпринимать действия, направленные на повышение своих прибылей, играя по правилам открытой и свободной конкуренции без обмана или подделки». Современные корпорации – это образование, где владельцы, особенно мелкие акционеры, отделенные от руководства.

	Поэтому их социальные пожелания следует учитывать в первую очередь. Итак, круг ответственности достаточно широкое. Если рассматривать предприятие как сложную открытую систему, то в наиболее широком смысле предприятие, ответственное перед социальной средой.

	Под социальной средой понимают совокупность всех уровней экономических, политических, социальных, духовных условий, что является основой для существования, формирования и деятельности человека. В отношении предприятий определяют социальное микросреда, мидисреда и макросреда. Микросреда подразделяется на внутреннее (руководство организации, осуществляющей социальные проекты, система управления, структурные подразделения организации, информационная система, внутрикорпоративная культура) и внешнюю (потребители, конкуренты, благотворители, спонсоры и другие). Мидисреда– это различные группы общества, которые каким-то образом связаны с проводимыми социальными программами или проявляют к ним интерес, а также могут повлиять на успешность осуществляемых кампаний. К мидисреде можно отнести: СМИ, общественные организации и фонды, оказывающих непосредственную поддержку при проведении мероприятий социального характера, государственные органы, местную общественность, группы гражданского действия, пиаровские и рекламные структуры. В отношении факторов макросреды предприятие испытывает влияние факторов: экологических, социально-демографических, социально-экономических, политико-правовых, социокультурных и религиозных. Можно утверждать о двустороннем влиянии организации на макросреду, но он зависит от размеров организации и масштабов ее социальной ответственности.

	Внутреннем и внешнем социальной среде организации отвечают внутренняя и внешняя стороны КСО.

	Внутреннюю КСО определяют, как деловую практику в отношении к собственных акционеров, персонала, а также всего, что имеет отношение к развитию человеческих ресурсов организации. К содержанию внешней КСО относят: соблюдение требований законодательства, благотворительность, экологическую деятельность, взаимодействие с властными структурами, участие в развития местного сообщества и тому подобное.

	Ответственность является социальной, поскольку в отношениях между людьми и их группами ответственность реализуется в межличностных отношениях через взаимосвязь и взаимозависимость. Она возникла как аспект общественных отношений, вместе с образованием общества, и на протяжении всей истории выступает как один из факторов управления и регуляции поведения человека в процессе деятельности. Вместе с развитием общества и адекватных ему социальных правил и норм и соответствующих социальных, правовых, политических, экономических институтов, которые регулирующих поведение человека, развивается и понятие социальной ответственности.

	Трактовка социальной ответственности как корпоративной возникло как более развернутый и мощный вариант социальной ответственности бизнесмена и социальной ответственности бизнеса. Именно корпорации способны внедрять весь спектр ее направлений. Однако это не отрицает акцента на структурах некорпоративного типа.

	В-третьих, некоторые ученые акцентируют внимание на долгосрочном аспекте КСО. В данном смысле целесообразно предусматривать КСО в стратегическом, текущем и оперативном уровнях. К тому следует быть ответственным за прошлые, нынешние действия и решения, за их последствия в будущем.

	В-четвертых, определение КСО должно отражать или быть нацеленным на определенную цель. Известно, что соблюдение принципов КСО предоставляет преимущества и способствует получению положительного результата. Например, формируется высокая репутация в глазах клиентов (повышается цена бренда и лояльность клиентов, налаживаются партнерские связи); совершенствуется процесс управления, прежде всего благодаря предотвращению рисков; появляется возможность повысить доходы, в первую очередь из-за решения проблем с государственными органами и органами контроля, налаживания действенных отношений с ними, возможность привлечения инвестиций, повышения мотивации персонала, уменьшение текучести кадров и др.

	Таким образом, на основе изучения отечественного и зарубежного опыта предлагается следующее определение КСО: соблюдение выбранного и принятого собственниками, руководством и рядовым персоналом организации направлении удовлетворения ожиданий социального среды, что положительно влияет на взаимоотношения организации со средой и улучшает результаты деятельности в целом».

	Приведенное определение уточняет такие аспекты КСО:

	1) направление КСО должны понимать и поддерживать основные субъекты корпоративных отношений: собственники, управленцы и рядовой персонал, ибо в первую очередь организация ответственна перед ими и создана именно для удовлетворения их ожиданий;

	2) направление КСО должен быть желанным для социальной среды, соответствовать актуальным проблемам, а не отвлекать от них и не переключать внимание на решение второстепенных вопросов;

	3) реализация КСО улучшает взаимоотношения, то есть в результате внедрения мероприятий или соблюдения определенных норм улучшаются отношения организации с персоналом, потребителями, поставщиками, органами государственной власти, общественными организациями и обществом в целом.

	

	1.2. Стратегии КСО транснациональных компаний



Современная эпоха характеризуется существенными изменениями как в мировой, так и в отечественной экономике. Развитие национального бизнеса, интеграция РФ в мировую экономическую систему, усиление конкуренции ставят перед отечественными компаниями много новых вопросов, один из которых связан.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44