VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Индивидуальность системы кредитования малого и среднего бизнеса

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011149
Тема: Индивидуальность системы кредитования малого и среднего бизнеса
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…………………………………………………………6

1.1. Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования………………………………………………..6

1.2. Тенденции развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………………12

1.3. Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг……………………………………..19

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ВЛАДИМИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ №8611 ПАО СБЕРБАНК……………………………………………………………………….30

2.1. Организационно-экономическая характеристика объекта исследования……………………………………………………………………..30

2.2. Оценка кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса……33

2.3. Анализ и оценка кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса в ПАО Сбербанк……………………………………………..37

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА ПО КРЕДИТОВАНИЮ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА…...…47

3.1. Проблемы банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности………………………….47

3.2. Основные пути и направления совершенствования системы кредитования малого и среднего бизнеса в ПАО Сбербанк………………….53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..67

ПРИЛОЖЕНИЯ 







ВВЕДЕНИЕ

Банковская система, считается обязательной частью финансовой системы любого государства, в экономике занимает стратегическое положение, что ориентируется ее задачами, функциями, целями, а также действием на иные системы. Всякий сбой в функционировании банковской системы затронет интересы всех хозяйствующих субъектов.

Банки, малый и средний бизнес выступают на рынке кредитования в качестве деловых партнеров. В зависимости от того, как  они станутвоспринимать трудности и потребности друг друга, настолько и зависят их результаты. Конечно, что банки и что представители малого и среднего бизнеса имеют разные точки зрения на кредитование своего бизнеса,но их сводитодна цель - найти пути решения сложных вопросов для благополучного становления банковского кредитования в Российской Федерации.

В настоящее время предпринимательство всецело вошло в сферу интересов банковских структур. В случае если прежде крупные отечественные банки лишь только раздумывали о работе с бизнесменами, то ныне малый и средний бизнес и его адепты стали для них долгожданными клиентами.Высочайшая конкурентность меж банками в сфере сотрудничества с малым и средним делом делают кредиты для бизнеса более доступными. Нужно обозначить, собственно, что в реальное время в итоге конкуренции банки лишь не только дают кредиты на становление уже имеющегося бизнеса, но и выдают кредиты на открытие бизнеса, собственно, что стало большим толчком для становления предпринимательства в целом. Совместно в целом конкуренция на рынке микро и малых кредитов без сомнения существует. Данный вид кредитования несет в себе важные опасности, как например для кредитора, так и для заемщика, вследствие всего высокие процентные ставки. Впрочем, есть кое-какие выдающиеся качества: оперативность, отсутствие бумажной волокиты и гарантий.

Размеры выдаваемых кредитов банками малому и среднему бизнесу буквально удвоились за последние годы, впрочем банкам все еще  приходится расходовать  значительные средства на рекламу, для того чтобы заинтересовать заемщиков, несмотря на то, что, как уже отмечалось, необходимость в  кредитовании весьма высоки. Это случается в следствии того, собственно что помимо нежелания банков работать с начинающим  делом, является то, что банки в принципе готовы кредитовать толькосамых твердых стоящих на ногах покупателей под обеспечение жесткого залога с условием его страхования в пользу банка, тем самым  повышает расходы предпринимателей. Есть еще запросы к структуре залогов – банки не любят получать в задаток продукт в обороте на 100%. При данном бизнес заемщика оценивается с использованием традиционных денежных коэффициентов оценивается с использованием традиционных денежных коэффициентов с аппаратом отсекающих характеристик на уровне,подходящем традиционной доктриной кредитования, то есть часто не используются ни отраслевая, ни сегментная дифференциация. Понижение этих характеристик до интуитивных значений имеет возможностьв высшей степени отрицательно сказываться на качестве кредитного портфеля, в следствии этого банки выбирают заранее ограниченный расклад, который буквально ручается за портфель с невысокой просрочкой, но тянет за собой отсечение потенциально многообещающих и высококачественных заемщиков.

Цель данной работы заключается в рассмотрении индивидуальности системы кредитования малого и среднего бизнеса на примере Владимирского отделения №8611 ПАО Сбербанк. Для достижения установленнойцели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты  кредитования малого и среднего бизнеса и его финансовую сущность;

- дать анализработе организации по кредитованию малого и среднего бизнеса во  Владимирском филиале № 8611 ПАО Сбербанка;

- разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования малого и среднего предпринимательства с цель большей производительности кредитного процесса.

Субъектом исследования является Владимирское отделение №8611 ПАО Сбербанк. Объект – деятельность коммерческого банка по кредитованию малого и среднего бизнеса. Предметом исследования – формы и виды кредитования малого и среднего бизнеса. 

Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания и системный подход. Диалектический метод реализован с помощью общенаучных методов: анализ и методы сравнения.

Структура работы: работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, указаны цель, задачи, способы исследования; основного содержания из трех глав, в которых проводится анализ кредитования организаций малого и среднего бизнеса на примере Владимирского отделения №8611 ПАО Сбербанк и разрабатываются основные пути и направленностьулучшения системы кредитования малого и среднего бизнеса. В заключении сформулированы выводы по работе. В конце работы приводится перечень использованной литературы, включающий Законы РФ, нормативные акты ЦБ РФ, монографии и статьи и заметки из периодической печати.





























ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

1.1. Экономическая сущность малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования



Термин «малое предпринимательство» содержит универсальный, синтетический нрав. В учебно-научной  литературе были попытки дать определение малому предпринимательству. При всем этом некоторые создатели отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение данным мнениям. Анализ российского законодательства дает прийти к выводу, что более верно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть ни собственно что, как синоним «малого предпринимательства».

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних фирм, выступающих как финансовые субъекты рынка. Эти фирмы не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или же зависимое положение.

К субъектам среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую работу без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Средние фирмы проходят по границе малых и крупных предприятий. Как правило, под средним понимают предприятие, которое управляется менеджером, оказавшимся под контролем собственников-акционеров и подпадает под верхний рубеж максимальных значений, поставленных для малых фирм.

Малые и средние компании считаютсяклассической и необходимой частью экономики буквально всех стран, в том числе и для индустриально развитых. Конечно, что развитие малых фирм в разных странах имеет свои принципы и особенности, приходящие из исторических традиций, а еще образовавшиеся роли и места небольших компаний в экономике государства. И, как правило, находятся в зависимости от достигнутого значения концентрации и индустриализации экономики, а еще от целей, стоящих перед сферой малого и среднего бизнесав новые социально-экономические критерий.

Размеры компаний находятся в зависимости от специфики секторов экономики, их технологических индивидуальностей, от воздействия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высочайщей капиталоемкостью и важными размерами производства, и отрасли, для которых не потребуются компании больших объемов, то есть, именно малые предприятия оказываются для них более желательными.

С одной стороны, устойчивой направленностью научно-технического прогресса считаетсясосредоточение производства. Как раз большие компании располагают большими финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами. Они готовы производить крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важные технологические сдвиги.

С иной стороны, в последнее время выявился сильный рост малого и среднего бизнеса, тем более в сферах, где пока же не потребуется значимых капиталов, крупных объемовоснощения оборудования и кооперации большого количества сотрудников. Малых и средних компаний особенно большое количество в наукоемких видах производства, а ещё в секторах, связанных с созданием потребительских товаров и оказанием услуг.



Действенное функционирование небольших форм производства ориентируютсявблизи их превосходства по сравнению с крупным бизнесом: близость к местным рынкам и адаптацию к запросам клиентуры;создание малыми партиями, собственно что нерентабильно крупным предприятиям; исключение безполезных звеньев управления и т.д. Малому производству содействует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и собственного потребления.

Становление малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, потому что развивается конкурентноспособная среда, образуются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Не считая такого, становления малого и среднего бизнеса ведет к насыщению рынка услугами и товарами, к увеличению экспортного потенциала, лучшему применению местных сырьевых ресурсов.

Малому бизнесу присущи: стремительная реакция на спрос рынка; большой уровень специализации; вероятность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

При качественной характеристике малого и среднегобизнеса общепринятыми являются следующие признаки:

- самостоятельность организации;

- способность к достижению персональных, особенных результатов;

- слияние бизнесмена, инвестора и директора в одном лице;

- личность бизнесмена накладывает немаловажный след на лицо предприятия, в особенности его связи (nеt- work) оказывают решающее воздействие на триумф организации;

- слабо выражен формальный нрав связей: доминирование личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и бизнесменом;

- доминирует тактическое мышление и стратегия неотложных решений и действий;

- работа ограничена - регионально или же  определенными объемамирынка.

Тем более показательно объединение 3-х функций - бизнесмена, инвестора и управляющего в одном лице. Это группировка  3-х единиц персонала –1 из самых видимыхсвойственных черт малых и средних компаний, обеспечивающая выдающимися качествами, которые при деленииданных функций утрачиваются.

Как правило, более совместными общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства является численность персонала (занятых сотрудников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии сотрудников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность сотрудников, занятых на данный момент на предприятии. 

Для большинства стран инновационного уклада малое предпринимательство является источником и двигателем внедрения новых технологий во всех отраслях экономики.

Для стран с развитым производственным потенциалом малое предпринимательство является механизмом снижения издержек, борьбы с монополизмом крупных предприятий, что позволяет иметь устойчивую, конкурентоспособную экономику.

Для развивающихся стран малый бизнес, прежде всего эффективный механизм борьбы с бедностью. Необходимость развития самозанятости, обеспечение местных рынков продукцией повседневного спроса, увеличение доходов населения стимулирует государства третьего мира, развивающихся стран направить колоссальные усилия на развитие сектора малой экономики.

Согласно действующему российскому законодательству минимальный уставный капитал компании в форме общества с ограниченной ответственностью составляет всего лишь 10 тыс. руб. При этом подавляющее большинство предприятий не увеличивает его за счет капитализации прибыли и проведения новых эмиссий. Собственный капитал предприятий немного растет только за счет нераспределенной прибыли, которую предприятия вынуждены показывать, чтобы получить кредит в банке, так как отсутствие прибыли или убыточность официально признаны ухудшающими факторами при оценке финансового положения заемщика. 

Соответственно, структура капитала российского малого и среднего бизнеса, как правило, характеризуется чрезвычайно высоким уровнем финансового левереджа (низкой финансовой автономностью). При собственном капитале 10 – 50 тыс. руб. предоставление кредита даже в 1 млн руб. формально означает высокий кредитный риск, тем более что проблема «морального риска» реально существует в поведении российских заемщиков.

Реальная ситуация с собственным капиталом предприятия может быть гораздо лучше, чем это следует из официальной отчетности. В частности часть займов, отраженных в балансе компании, может в реальности представлять собой денежные средства владельцев бизнеса, введенные в оборот таким способом. Обычно это займы или выпущенные векселя в пользу «дружественных» компаний, которые фактически принадлежат собственникам бизнеса. При желании банк-кредитор, в принципе, может получить косвенные подтверждения «фиктивности» части займов (выпущенные векселя находятся на руках у искомого предприятия, наличие печатей «дружественных» компаний и т. д.). 

Однако большую опасность представляет ситуация, когда в отчетности не отражена фактически существующая задолженность. Это связано с продолжающейся (хотя и в значительно меньших масштабах) практикой «неформальных» займов владельцев бизнеса у «независимых» инвесторов, которые часто связаны с криминальными кругами. Понятно, что в случае возникновения проблем в бизнесе такого рода кредиторы всегда имеют приоритет в погашении требований по сравнению с официальными кредиторами, так как обладают аргументами, против которых трудно что-либо возразить. Указанный риск очень слабо поддается контролю, обнадеживает только то обстоятельство, что расширение классического банковского кредитования постепенно «убивает» кредитование криминальное. 

Региональные центры поддержки малого бизнеса оказывают консалтинговые, юридические, информационные, аудиторские, полиграфические, рекламно-издательские услуги, услуги целевого финансирования и т.д.

Накопленные в России статистические данные небольших банков, специализирующихся на выдаче кредитов малому бизнесу, говорят, что доля просроченной задолженности по этим кредитам не превышает 2%. Это объясняется тем, что диверсификация кредитного портфеля, осуществляемая при предоставлении кредитов субъектам малого бизнеса – это и есть снижение риска. По оценкам экспертов, увеличение объемов финансирования малых предприятий в 2-2,5 раза позволит повысить темпы роста валового внутреннего продукта на 0,8-1% в год.

В России сейчас уже немало относительно крепких малых предприятий, которые потихоньку развиваются, осваивают рынки смежных регионов. Их перспективы вполне определены: постепенный рост продаж, обрастание собственной сетью клиентов, увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников, появление кредитной истории и в перспективе – более или менее продолжительная жизнь (последнее зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг). 

За ними идет гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых – непрерывная борьба за выживание. Это всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.

Самый нижний слой – это так называемые самозанятые. Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), занятые оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, бабушки, торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд; большинство же – труженики теневой экономики. Эти малые предприниматели сильно удивятся, если узнают, что их деятельность определяется таким образом. Они просто «крутятся», чтобы прокормить семью или чуть подзаработать к крохотной пенсии, и о большем не задумываются. 

Федеральный закон установил рамки малых и средних предприятий. Первый - численность сотрудников. К микропредприятиям с 1 января 2008 года стали относиться организации, в которых число сотрудников не превышает 15, к малым - со штатом от 16 до 100 человек, к средним - с числом сотрудников до 250 человек. 

Вторым зафиксированным критерием стала выручка предприятия от реализации товаров без учета НДС, которую и определило правительство задним числом. При этом закон устанавливает, что при разделении предприятий на микро, малые и средние при одном из двух показателей выбирается наибольший. Так, при выручке в 1 млрд. рублей и численности сотрудников в 7 человек предприятие будет признано средним.

Пока неизвестно, как часто государство намерено индексировать денежный критерий размера бизнеса — существенную поправку в них вносит инфляция.



1.2. Тенденции развития рынка кредитования малого и среднего бизнеса



Малый и средний бизнес в современных условиях является одним из самых выгодных целевых сегментов для российских банков. Причин этого повышенного интереса несколько: 

- более низкий уровень конкуренции в данном секторе по сравнению с обслуживанием крупного бизнеса; 

-более «рыночный» характер взаимоотношений с клиентом, меньший риск использования «административного ресурса» при разрешении споров; 

- более отсутствие рынка «покупателя», соответственно возможность получения более высоких процентов и комиссий (при повышенном риске, разумеется); 

- наличие как государственных, так и международных (ЕБРР, Международная финансовая корпорация) программ рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу – возможность для банков привлекать относительно дешевые финансовые ресурсы; 

- возможность реализации массовых банковских продуктов, что снижает издержки и ведет к повышению эффективности банковского бизнеса. 

Но потенциально высокие доходы связаны и с высокими реальными рисками. Безусловно, кредитование малого и среднего бизнеса является значительно более рискованным по сравнению с крупным бизнесом. И причины не только в несравнимой финансовой мощи предприятий этих секторов. Многие риски связаны со спецификой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в России. 

Один из наиболее очевидных рисков связан с отсутствием прозрачности (недостоверностью) финансовой отчетности, использованием схем налоговой оптимизации и т. д., иными словами, невозможностью оценить истинное финансовое положения предприятия по официальной отчетности, при этом стандартные методики кредитного анализа, применяемые для оценки потенциальных заемщиков, либо не работают, либо дают искаженную картину. 

Причина данного положения – в стремлении предприятий избежать налогообложения. Уход от налогообложения или серьезное снижение налогового бремени с 90-х годов рассматривается как конкурентное преимущество, поэтому использование «специальной бухгалтерии» и «налогосберегающих технологий» остается широко распространенным явлением в среде малого и среднего бизнеса. Конечно, масштабы уклонения и степень агрессивности в оптимизации налогообложения в настоящее время гораздо ниже по сравнению с 90-ми годами. Причем значительную роль сыграла востребованность кредитов и распространение банковского кредитования. 

Каковы же наиболее часто встречающиеся проблемы с финансовой отчетностью небольших российских предприятий: 

- ничтожная величина собственного капитала предприятия; 

- непрозрачная структура собственности компании; 

- наличие фиктивного заемного капитала либо задолженности, не отраженной в балансе;

- сокрытие «убытков» в активе баланса или отсутствие отражения в балансе реальных активов; 

- фиктивные расходы предприятия, призванные сократить налогооблагаемую базу; 

- наличие «забалансовых» обязательств предприятия, не отраженных в отчетности.

Потребности развития российской экономики обуславливают необходимость анализа роли и места малого и среднего бизнеса в системе финансовых отношений и поиска путей дальнейшего их роста. В настоящее время малые и средние предприятия играют в народном хозяйстве России существенно менее важную роль, чем в экономиках развитых стран. Можно утверждать, что на современном этапе уровень развития малого и среднего бизнеса в нашей стране не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании ВВП. Во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-80% ВВП, а в РФ всего лишь порядка 10-20%.

Основным фактором реализации экономического потенциала малых и средних предприятий является стабильная возможность получения кредитов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Важнейшая роль банков в развитии малого бизнеса объясняется сложностью для малых и средних предприятий получить финансовые средства из других источников.

На современном этапе в России насчитывается более 5 миллионов малых и средних предприятий, основная масса которых функционирует в таких отраслях как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, строительство, обрабатывающее производство. По данным Росстата на долю сельского хозяйства приходится более 26% средних и более 3% малых предприятий.

Среди данных предприятий кредитами банков пользуются менее 10% предпринимателей (таблица 1), реальные же потребности малого и среднего бизнеса удовлетворяются только на 15-20%.

Таблица 1. Источники финансирования развития малых и средних предприятий в РФ в процентах к опрошенным по состоянию на 2016 год

Виды источников

Доля МСП

Внутренние источники

в том числе:

-доходы от деятельности МСП

-личные средства учредителей

Внешние источники

в том числе:

-кредиты банков

-средства новых компаньонов

-частные займы

-займы других организаций

76,4



67,0

21,7

25,5



9,4

6,6

17,9

9,4



Это говорит о том, что данный сегмент имеет огромный запас роста, и объемы кредитования малого и среднего бизнеса будут расти. 

Рост рынка кредитования малого и среднего бизнеса является прямым следствием общей стабилизации ситуации в экономике, увеличения спроса на кредиты, а также повышения доступа представителей бизнеса к заемным средствам.

Вместе с тем, рост рынка кредитования малого и среднего бизнеса происходит на фоне ухудшающегося качества портфеля кредитов малым и средним предприятиям. В течение последних лет доля просроченной задолженности в портфеле предприятий устойчиво возрастала, достигнув уровня в 9%. Подобный уровень остается существенно выше показателей корпоративного сегмента (5,3%).

Подавляющий объем кредитов предоставлен на срок до 1 года. С учетом овердрафтов на короткие кредиты пришлось 62% общего объема кредитования. Доля кредитов свыше трех лет составила 15%.

Несмотря на положительную динамику объемов кредитования малого и среднего бизнеса в последние годы и заметное оживление в данном сегменте, неразрешенными остаются многие проблемы взаимодействия банков с субъектами бизнеса.

В настоящее время наиболее остро стоят такие проблемы как отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, непрозрачность малого бизнеса, отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса, а так же высокие риски невозврата кредитов и как следствие - высокая стоимость кредитов. Ужесточившиеся условия получения кредитов привели в настоящее время к тому, что рынок кредитования малого и среднего бизнеса столкнулся с проблемой снижения количества, желающих взять кредит. Данные проблемы характерны как для России в целом, так и для регионов.

Таким образом, сотрудничество (кредитование) малого и среднего бизнеса, несмотря на риски, является перспективным направлением в банковской деятельности.

Для успешной реализации программ кредитования малого и среднего бизнеса необходимо использовать возможность формирования портфеля однородных ссуд для исключения необходимости мониторинга финансового положения каждого отдельного заемщика. Для принятия решения о выдаче или отказе в предоставлении кредита не следует основываться на анализе форм официальной финансовой отчетности. Необходимо использовать нестандартные методики, базирующиеся на контролируемых банком показателях.

При сотрудничестве с малыми и средними предприятиями необходимо учитывать риск изъятия собственности у текущих владельцев, которые должны быть известны банку. Для уменьшения данного риска следует с осторожностью кредитовать чрезвычайно успешные предприятия, а также предприятия в регионах, где наблюдается практика рейдерства. Договорная база должна затруднять рейдерам возможность оспаривать договоры банка с предыдущими владельцами бизнеса.

Залог при существующей российской практике слабо защищает интересы кредитора. Однако постепенно ситуация меняется к лучшему. Банку следует активнее использовать в договорах залога формулировки обязательств и процедуры контроля за залогом, нарушение которых с большой вероятностью влекло бы уголовное преследование недобросовестных залогодателей.

В качестве дополнительного обеспечения по кредитам малого и среднего бизнеса российские банки требуют поручительств со стороны владельцев бизнеса и/или руководителей предприятий. Это достаточно действенная мера, так как в случае обращения взыскания на поручительство физическое лицо становится недобросовестным должником, которому может быть запрещен выезд за рубеж. Это очень серьезное ограничение в правах для представителей российского среднего класса. Однако для «материального наполнения» поручительства банк должен располагать списком активов, на которые можно было бы обратить взыскание в случае исков к поручителям.

Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом предоставляемых банками услуг, поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции. 

Перспективность сегмента малого бизнеса заключается и в получении большого количества новых клиентов, отмечают специалисты. Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным бизнесом. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь набор розничных услуг, которые банки предлагают населению, а с другой стороны – весь комплекс услуг, в котором испытывает потребность любое предприятие.

Также ожидается появление новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки, резюмируют специалисты. Среди «новинок» продуктового ряда хотелось бы отметить специальные кредиты для микрофинансовых организаций. На сегодняшний день на рынке работают различные потребительские кооперативы, фонды и другие компании, которые занимаются микрокредитованием, – средний размер кредита, как правило, не превышает 1 тысячи$, и здесь весьма перспективной оказывается совместная работа с такими организациями, когда банк их кредитует. Ведь для банков давать кредит в 10–20 тысяч рублей, анализируя бизнес и проводя все необходимые банковские процедуры, – нерентабельно. Именно поэтому банку интересно финансирование таких микрофинансовых организаций на базе анализа качества их кредитного портфеля. Банк выдает им кредиты по 100–200 тысяч $, а они в свою очередь превращают эти деньги в кредиты, условно говоря, по 30 тыс. руб. 

Кроме того, постепенно кредиты на развитие малого и среднего бизнеса будут дешеветь. Например, за последние десять лет среднегодовая кредитная ставка снизилась с 26-28 до 14-16%.

Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения заявок на кредиты малому и среднему бизнесу. Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3 дня, максимально – 11 дней, то в 2004 году эти показатели были равны соответственно 6 и 40 дням. Есть еще одна тенденция – ставки в различных регионах страны постепенно выравниваются. 

Перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса весьма широкие и привлекательные, прежде всего из-за числа потенциальных клиентов, которое на сегодняшний день оценивается в 1 млн предприятий. 



1.3. Методика оценки кредитоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, кредитный мониторинг



Методика разработана на основе Приложения № 8 к Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России для определения финансового состояния и степени кредитоспособности заемщика на основе количественной оценки финансового состояния и качественного анализа рисков от 8 декабря 1997 г. N 285-р (утв. Комитетом Сбербанка РФ по предоставлению кредитов и инвестиций) (с изменениями и дополнениями). Целью проведения анализа рисков - определение возможности, размера и условий предоставления кредита. Финансовое состояние заемщика оценивается с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на такие изменения. С этой целью анализируются динамика оценочных показателей, структура статей баланса, качество активов, основные направления финансово-хозяйственной политики заемщика. При расчете показателей (коэффициентов) применяется принцип осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основе экспертной оценки.

Анализом кредитоспособности в Сбербанке занимается специалист кредитной службы банка.

Процесс оценки кредитоспособности можно разделить на 3 этапа:

- Количественный анализ: расчет основных и дополнительных финансовых коэффициентов;

- Качественный анализ (анализ рисков);

- Определение рейтинга потенциального заемщика.

Для оценки финансового состояния заемщика используются три группы оценочных показателей:

- коэффициенты ликвидности (Ки К2, К3);

- коэффициент наличия собственных средств (КА);

- показатель оборачиваемости и рентабельности (К5, К6).

Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности К1 характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств. Расчет выглядит следующим образом:

К1 = собственный оборотный капитал/сумма активов (1)

Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Сбербанка России. При отсутствии соответствующей информации данная информация при расчете К1 не учитывается.

Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. К2 определяется как :

К2 = (нераспределенная прибыль + резервный капитал) / сумма активов (2)

Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей "краткосрочные финансовые вложения" и "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)". Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно. Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) К3 является обобщающим показателем платежеспособности предприятия и показывает способность предприятия погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет только оборотных активов, в расчет которого в числителе включаются все оборотные активы, в том числе и материальные (итог раздела II баланса):

К3= прибыль до уплаты процентов/сумма активов (3)

Среднесписочная численность персонала (КЗ) характеризует масштабы деятельности предприятия, соответствует строке 850 формы №5 по ОКУД.

Для расчета К3 предварительно корректируется уже названные группы статей баланса, а также "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)", "запасы" и "прочие оборотные активы" на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету 83 "Доходы будущих периодов" (курсовые разницы).

Коэффициент наличия .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44