VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012290
Тема: Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ ПРОКУРАТУРЫ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Иркутский юридический институт (филиал)

                                               На правах рукописи


Крутенко Светлана Евгеньевна

«проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности»

магистерская диссертация
по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция
профиль подготовки «Прокурорская деятельность»






ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ

Руководитель магистерской программы:
Профессор кафедры гражданско–правовых дисциплин, д.ю.н.
Хаснутдинов А. И.

подпись
«__» ___________________ 2018 г.
Научный руководитель
заведующий кафедры
государственно–правовых дисциплин
к. ю. н., доцент
Юрковский Алексей Владимирович

Дата защиты: «__» __________ 2018 г.

Оценка: ______________________

Секретарь государственной экзаменационной комиссии 
(Фамилия И.О.)

подпись





Иркутск – 2018
Содержание
Введение	3
Глава 1.	Актуальные проблемы, определяющие роль и место прокуратуры в системе обеспечения информационной безопасности Российской Федерации	13
1.1.	Правовые основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и положение в ней прокуратуры	13
1.2.	Предмет, объект, пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности	21
1.3.	Современные тенденции развития законодательства об информационной безопасности	32
Глава 2.	Проблемные вопросы прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности: основные полномочия и направления деятельности	42
2.1.	Обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления	42
2.2.	Противодействие распространению экстремисткой информации и иной запрещенной информации	50
2.3.	Обеспечение информационной безопасности детей: нормативное регулирование и основные полномочия прокуратуры	58
2.4.	Информационное обеспечение и защита информации в органах и организациях прокуратуры России	67
Заключение	79
Библиографический список	84



ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность темы исследования. Вступление передовых стран в мир киберпространства качественно изменяет характер угроз, которые могут нарушить суверенитет государства, личную жизнь социума. С возрастанием скорости передачи информационных сообщений, увеличением их объема, ускорением обработки изменился характер трудовой деятельности людей, образ жизни и система ценностей человека. Образовалось единое информационное пространство, что предоставило возможность не только обозревать все происходящие процессы в мире, но и воздействовать на умы людей, управлять ими. 
     С каждым годом всё чаще в России отмечается рост противоправных деяний, совершаемых с использованием современных информационных технологий. Выступая на Третьей встрече руководителей прокурорских служб стран БРИКС Генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка указывал, что в нашей стране в первом полугодии 2017 года количество противоправных деяний увеличилось почти на 30%, а всего с 2013 по 2016 год количество киберпреступлений подскочило в 6 раз, с 11 до 66 тысяч. При этом ущерб от таких деяний составил только за первое полугодие 2017 года более 18 миллионов долларов1. 
     Более того, как показывает статистика2, неуклонно растет преступность, угрожающая информационной безопасности, как личности, так и государства. Сохраняется тенденция к дальнейшему увеличению.
     Повсеместно встречаются кибератаки на официальные сайты и информационные системы органов власти России. Так, в 2015 году было зафиксировано более 24 миллионов таких кибератак3.
     Следует отметить, что за последние года особенно обострилась угроза увеличения «в зарубежных средствах массовой информации объема материалов, содержащих предвзятую оценку государственной политики Российской Федерации4». Средства массовой информации, преимущественно публикуемые в сети Интернет, сегодня становятся оружием манипулирования общественным мнением, провоцируют различного рода конфликты, разжигают информационные войны. А значит, и принятие мер, направленных на защиту от информационно–психологического воздействия на общество, становится необходимым5.
     Таким образом, повышение уровня защищенности информационно-коммуникационных ресурсов, становится, очевидно, одной из первоочередных задач государства. Это диктует необходимость повышения эффективности работы правоохранительных органов в сфере противодействия и профилактики киберпреступности. 
     В последние время особое значение придается разрешению проблемы распространения экстремизма и терроризма в сети «Интернет», а также усилению противодействия этим опасным явлениям. Например, в 2016 году в России две трети преступлений экстремистской направленности, и каждое девятое преступление террористического характера совершены с использованием сети «Интернет». В целом в прошлом году число подобных преступлений выросло почти на пять процентов по сравнению с 2016 годом6. Кроме того, наделение Генеральной прокуратуры четыре года назад полномочиями по блокировке сайтов, содержащих информацию экстремистского характера, качественно изменило положение дел в этой сфере. За эти годы по требованию прокуроров заблокировано свыше трёх тысяч интернет–страниц, с более чем 70 тысяч сайтов удалены прямые призывы к экстремистской деятельности7. Между тем, такой системной работы по противодействию распространению радикальной идеологии недостаточно. Даже расширение полномочий органов прокуратуры по внесудебному блокированию «информации, распространяемой с нарушением закона»8, не всегда приводит к желаемому эффекту, и возникают коллизии в правоприменительном поле. 
      При этом в ходе осуществления своих обязанностей устанавливаются и другие материалы, хотя и не связанные с осуществлением террористической и экстремистской деятельности. Органы прокуратуры, в свою очередь, добиваются удаления такой информации посредством обращения в суд. Как видно из статистических данных, активизировалась работа в данном направлении, однако по-прежнему требуется законодательная и правоприменительная отработка данного механизма. 
     Кроме того, самое серьёзное внимание уделяется защите детей от противоправной информации. Прокуратура, согласно п. 3.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», ведет систематическую деятельность по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры, где регулярно выявляются масса нарушений. Прокурорские работники осуществляют мониторинг запрещенной информации, а в случае обнаружения незамедлительно принимают меры по блокировке сайтов, содержащих такую информацию. 
     Первоочередные национальные интересы в информационной сфере направлены, в том числе и на сохранение основ конституционных прав и свобод человека и гражданина9. При этом обеспечение и защита таких прав невозможны без системного осуществления своей деятельности органами прокуратуры. Прокурорам следует всегда наряду с осуществлением надзора за исполнением тех или иных законов органами власти попутно анализировать степень выполнения поднадзорными объектами требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8–ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») и других правовых актов, принципиально реагируя на нарушения принципов открытости, доступности и достоверности информации. 
     В целом курс государственной политики России взят на развитие информационного общества, обеспечение национальных интересов10. В настоящее время органы прокуратуры стремятся оптимизировать и повышать результативность своей работы путём активного использования новейших информационных технологий11. И в самом ближайшем будущем будет реализована задача цифровой трансформации документооборота в органах прокуратуры, в частности, развитие государственной автоматизированной системы правовой статистики12. Максимальное использование уже имеющихся информационных систем, оперативное внедрение новых разработок необходимо с тем, чтобы сама надзорная деятельность и её результаты стали более эффективными, доступными для людей, а взаимодействие с гражданами более удобным и прозрачным. 
     В связи с тем, что существующее законодательство с появлением сети «Интернет» не всегда может своевременно реагировать на стремительное развитие общественных отношений, возникают новые угрозы национальным интересам в информационной сфере. Такой нарастающий характер угроз объективно значимым потребностям личности, общества и государства в информационной сфере требует согласованных действий всех органов государства вне зависимости от их функционального предназначения, а также безусловное и неуклонное выполнение своих обязанностей компетентными органами в области обеспечения информационной безопасности. Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе обеспечения информационной безопасности не только как гарант верховенства закона, но и как основной правозащитный и надзорный орган. Приоритеты прокурорской деятельности должны постоянно меняться с течением времени, поэтому для достижения высоких результатов в работе прокурорам необходимо обращаться не только к нормативной правовой базе, но и к методическим рекомендациям и аналитическим материалам. Всё это вызывает всё большую потребность в проведении научных исследований, связанных с состоянием законности в этой сфере и перспективами осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности. Кроме того, тема диссертационного исследования недостаточно изучена, более того, комплексные научные труды, освещающие проблемы прокурорского надзора за исполнением законов об информационной безопасности отсутствуют. Это обусловило выбор темы и ее значимость.
     Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об информационной безопасности. 
     Предметом исследования является система правовых норм, касающиеся деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов об информационной безопасности. 
     Целью исследования является разработка теоретических положений и конкретных практических рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законов об информационной безопасности. 
     Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач исследования: 
1. изучить правовую основу системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
2. обосновать роль и место прокуратуры в системе обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
3. определить предмет и объекты прокурорского надзора за исполнением законов об информационной безопасности, а также пределы его осуществления;
4. исследовать современные тенденции развития нормативных правовых положений, регламентирующих деятельность органов прокуратуры по надзору за исполнением законов об информационной безопасности; 
5. систематизировать и раскрыть наиболее распространенные нарушения прав граждан в данной сфере, выступающие в качестве индикатора состояния законности в данной сфере:
  * охарактеризовать компетенцию органов прокуратуры по обеспечению доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  * изучить практику противодействия распространению экстремисткой информации и иной запрещенной информации, основные меры прокурорского реагирования; 
  * выявить недостатки правового регулирования обеспечения информационной безопасности детей, а также основные полномочия прокуратуры в этой сфере;
  * рассмотреть, как осуществляется информационное обеспечение и защита информации в органах и организациях прокуратуры России.
     Методологическую основу исследования составили положения диалектического материализма. В процессе исследования применялись общенаучные методы и приемы, а также частные методы научного познания: формально–логический, сравнительно–правовой, статистический, системно–структурный, способствующие реализации познавательного интереса и достижению поставленной цели. 
     Нормативную основу исследования составили международные нормативные правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, организационно–распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации. 
     Теоретические основы настоящей работы составили концептуальные идеи и положения, научные обобщения в данной области. Так, теоретической базой являются работы В. А. Паламарчука, В. Г. Бессарабова, М. В. Маматова, В. М. Захарчука, О. В. Пристанской, О. В. Сальниковой, И. Б. Кардашовой, А. Г. Залужного, Т. А. Ашурбекова и др. Также можно выделить научные труды таких исследователей, как Н. Н. Куняев, Р. М. Юсупов, О. . Мохова, А. А. Чеботырёва, Г. А. Атаманов, А. А. Стрельцов, Э. Н. Камышева, Т. М. Кебеков, В. В. Стрельников и ряд других ученых, внесших вклад в исследование правовых аспектов обеспечения информационной безопасности. 
     Эмпирической базой исследования послужили результаты изучения справочно-аналитических документов, таких как статистические отчеты, аналитические справки, докладные записки, информационные письма, обзоры, материалы коллегий, посвящённых вопросам исполнения законов об информационной безопасности, судебная и прокурорская практика, а также других материалов, отражающих практику работы прокуратур, связанную с темой исследования.
     Научная новизна исследования выражается в комплексном исследовании основных вопросов прокурорского надзора в сфере исполнения законов об информационной безопасности (правовой основы, объектов, предмета, полномочий, мер прокурорского реагирования), проанализирована деятельность органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере информационной безопасности, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, общественных объединений, обеспечивающих законность в данной сфере. Кроме того, в работе в обобщенном виде представлена правоприменительная практика, дан анализ состояния законности в сфере исполнения законов об информационной безопасности, проиллюстрированы типичные нарушения законов в рассматриваемой сфере.
     Апробация результатов исследования:
     1. К вопросу о понятии "компетенции" органов местного самоуправления (в контексте обеспечения информационной безопасности на местном уровне) // Проблемы совершенствования прокурорской деятельности и правоприменительной практики : сб. статей. – Иркутск : ИЮИ (ф) АГП РФ, 2017. – Вып. 2. – С. 18–22. (в соавторстве с С. Д. Ильязовой).
     2. Защита прав на открытость и доступность информации органов местного самоуправления в бюджетной сфере // Юридическая наука: история и современность. – № 11. – 2016. – С. 134–139.(в соавторстве со А. В. Шпинёвым).
     3. Этические аспекты правового обеспечения информационной безопасности человека // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации : материалы межвузовской научной студенческой конференции. – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2017. – С. 175–179.	
     4. , К вопросу о понятии безопасности в информационной сфере // Современные проблемы правотворчества и правоприменения : материалы всероссийской студенческой научно–практической конференции. – Иркутск, 2017. – С. 66–71.	
     5. Понятие и сущность информационной безопасности // Проблемы становления гражданского общества : сборник статей V Международной научной студенческой конференции. – Иркутск : ИЮИ (ф) АГП РФ, 2017. – Ч. I. – С. 147–152.
     6. Правовые механизмы обеспечения информационной безопасности в России и Китае: сравнительный анализ // Сравнительное правоведение в странах Азиатско–Тихоокеанского региона – VIII :материалы международной научно–практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Улан-Удэ, 2017. – С. 261–263.	
     7. К вопросу о правовом регулировании защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию // Проблемы становления гражданского общества : сборник статей VI Международной научной студенческой конференции. – Иркутск : ИЮИ (ф) АГП РФ, 2018. – Ч. I. – С. 144–149.
     Структура работы состоит из введения, двух глав, включающие семь параграфов, заключения, библиографического списка.
     Положения, выносимые на защиту:
     1. Определена целесообразность принятия отдельного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности»;
     2. Выделены и охарактеризованы поднадзорные объекты органов прокуратуры; 
     3. Внесено предложение о включении в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» отдельной статьи о контроле и надзоре за деятельностью органов, обеспечивающих информационную безопасность.

     Глава 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РОЛЬ И МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовые основы системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и положение в ней прокуратуры
     Стремительный рост угроз информационной безопасности Российской Федерации создает реальную опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере. В свою очередь, реализация которых направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации и устойчивой к различным видам воздействия информационной инфраструктуры в целях обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, стабильного социально–экономического развития страны, а также национальной безопасности Российской Федерации13. 
     В целом правовое регулирование вопросов, непосредственно касающихся отдельных видов безопасности осуществляется на базе более чем 70 федеральных законов, 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других актов14. В большинстве случаев такие акты носят отрывочный характер, и урегулированные ими вопросы требуют, как правило, комплексного подхода, совершенствования нормативной регламентации. 
     Основополагающими актами, составляющими основу правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности являются Конституция РФ, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации15, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации16. 
     Конституция Российской Федерации закладывает основные концептуальные идеи обеспечения информационной безопасности – «тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ч.2ст. 23), «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч.4ст. 29), «свобода массовой информации» (ч.5 ст. 29)17.
     Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет, что при её реализации особое внимание должно уделяться обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов. При этом должны быть приняты меры для повышения защищенности граждан и общества от деструктивного информационного воздействия со стороны экстремистских и террористических организаций, иностранных специальных служб и пропагандистских структур. А также отмечается, что Российская Федерации будет содействовать формированию системы международной информационной безопасности. Потому как с усилением влияния информационных угроз на суверенитет стран и международного сообщества крепнет идея формирования планетарного права — выработки и обязательности соблюдения всеобщих правовых норм18.
     Основополагающим актом, предопределяющим направление государственной политики в области обеспечения информационной безопасности нашей страны, является Доктрина информационной безопасности России, принятая 5 декабря 2016 г. Указом Президента РФ № 646. В соответствии с указанной Доктриной информационная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие России, оборона и безопасность государства19. А обеспечение информационной безопасности представляет собой «осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических, информационно–аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления»20. При этом обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности государственных органов во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями и гражданами. 
     В области обеспечения информационной безопасности действует большой объем нормативно-правовых актов, так или иначе затрагивающий вопросы обеспечения информационной безопасности. Из основных: УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, Федеральные законы: от 27.07.2006 № 149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации); от 28.12.2010 № 390–ФЗ «О безопасности»; от 09.02.2009 № 8–ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 26.07.2017 № 187–ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; от 29.12.2010 № 436 «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», а также Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне».
     Руководящим федеральным законом для осуществления своей деятельности органами прокуратуры является, безусловно, Федеральный Закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре).
     Генеральная прокуратура РФ уделяет повышенное внимание вопросам укрепления законности, защиты интересов государства и общества, прав граждан в обеспечении информационной безопасности, что предусматривается внушительной и активно изменяющейся правовой базой. В непосредственной работе прокуроры руководствуются внутренними организационно-распорядительными документами Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Руководящего документа по данной сфере пока не принято. Поэтому органы прокуратуры руководствуются в своей деятельности общим Приказом Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», регулирующим общие вопросы исполнения законов в различных сферах. 
     В частности, можно отметить документы, касающиеся отдельных вопросов обеспечения информационной безопасности. Приказ Генерального прокурора РФ от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» предусматривает проведение систематических проверок соблюдения законодательства об информационной безопасности детей, в деятельности средств массовой информации, органов и учреждений образования и культуры. 
     В сфере противодействия экстремизму в информационном пространстве, можно указать Приказы Генеральной прокуратуры Российской Федерации: от 16.03.2016 г. № 159 «О порядке реализации прокурорами полномочий по направлению в суд заявлений о признании информационных материалов экстремистскими»; от 08.09.2016 г. № 562 «Об организации работы по рассмотрению уведомлений о распространении в информационно–телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, и направлению требований о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию»; от 8 февраля 2017 г. № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма»; от 21.03.2018 г. № 156 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».
     По защите информации это Приказы Генерального прокурора Российской Федерации: от 27 апреля 2011 года № 111, утверждающий Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного доступа в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации; от 31 мая 2011 г. № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», а также «Положение об управлении физической защиты и обеспечения безопасности Генеральной прокуратуры Российской Федерации», утв. Генпрокуратурой России 11.09.2014. 
     Так, в Положении об управлении физической защиты и обеспечения безопасности Генеральной прокуратуры Российской Федерации указывается, что разрабатываются и принимаются на комплексной и системной основе меры по обеспечению информационной безопасности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, совершенствуются формы, методы и средства выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности, осуществляется контроль за защитой соответствующей информации на всех этапах технологических циклов ее создания, хранения, обработки и передачи. Контролируется эффективность предусмотренных технических мер защиты сведений, составляющих государственную тайну, конфиденциальной, служебной и иной информации в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и выполнение требований по защите информации удостоверяющего центра в Генеральной прокуратуре Российской Федерации и иных криптографических (шифровальных) средств защиты информации. 
     Особым образом необходимо отметить и выделить Приказ Генеральной прокуратуры РФ № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года». Первый документ Генеральной прокуратуры, в котором обозначена информационная безопасность как принцип, и мало того, как направление деятельности.
     Однако при всей активной деятельности органов прокуратуры в этой сфере, ни в одном правовом акте не определено место прокуратуры в системе обеспечения информационной безопасности. Такое положение прокуратуры в системе обеспечения информационной безопасности предопределяется её особым правовым положением.
     Так, к силам обеспечения информационной безопасности относятся государственные органы, а также подразделения и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации задач по обеспечению информационной безопасности21. Однако необходимо учитывать, что защита национальных интересов в информационной сфере и обеспечение информационной безопасности требуют согласованных действий всех органов государства вне зависимости от их ведомственной принадлежности и функционального предназначения22. И потому деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере должна осуществляться совокупно с максимальным учётом всех присущих ей полномочий и потенциальных возможностей. 
     Стоит отметить, что деятельность органов прокуратуры Российской Федерации органично связана с жизнедеятельностью самого общества23 в силу своей многофункциональной природы, универсального характера деятельности. К тому же прокуратура способна оказывать существенное влияние практически на все сферы жизни общества и государства, эффективно решать задачи по обеспечению информационной безопасности, связанные с предупреждением, профилактикой и нейтрализацией внутренних угроз24. Более того, основная миссия органов прокуратуры – обеспечение порядка законности, приоритета прав и законных интересов личности по отношению к правам и интересам общества и государства, служит основой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации25. 
     Прокуратура Российской Федерации надзирает от имени Российской Федерации за всеми другими субъектами обеспечения информационной безопасности. В ее широком спектре надзор за исполнением законов не только Роскомнадзором, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, МВД, Минюстом, ФСБ, ФТС России и иными правоохранительными органами, специальными службами, но и всеми субъектами обеспечения информационной безопасности. Это напрямую отражается на эффективности деятельности всех её участников и создает профилактический эффект26.
     Кроме того, единство принципов при осуществлении своих полномочий прокуратурой и органами обеспечения информационной безопасности, свидетельствует об общности деятельности таких органов. Данное положение вытекает из анализа норм Закона о прокуратуре, Федерального закона от 28.12.2010 № 390–ФЗ «О безопасности», Федерального закона от 26.07.2017 № 187–ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», где законность обозначен как основной принцип обеспечения безопасности27, а также то, что непрерывность и комплексность обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, достигается за счет взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и субъектов критической информационной инфраструктуры28. 
     Помимо того, Генеральный прокурор Российской Федерации является членом Совета Безопасности страны в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О безопасности», а также Указом Президента РФ от 25.05.2012 № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации». А представители Университета прокуратуры РФ в составе научного совета при Совете Безопасности РФ непосредственно участвуют в выработке рекомендаций по обеспечению различных аспектов, в том числе и информационной, безопасности и их реализации. Аналогичную работу выполняют прокуроры РФ в соответствующих структурах регионов29.
     Обеспечение органами прокуратуры информационной безопасности качественно новое направление, возникшее в связи со стремительным развитием информационных технологий и надвигающейся угрозой со стороны иностранных государств. При этом обеспечение безопасности – это не сама цель деятельности, а тот ориентир и первостепенное направление, четко обозначенный в главном законе страны, к которому необходимо стремиться любому развитому обществу30. А возвышающаяся с каждым годом роль обеспечения информационной безопасности будет иметь предопределяющееся значение для национальной безопасности в целом. Всё это предопределяет необходимость принятия отдельного руководящего Приказа Генеральной Прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности».
     Таким образом, прокурорский надзор в современных условиях выполняет важную роль в укреплении и развитии правовых основ системы обеспечения информационной безопасности. Прокуратура России по своему правовому статусу единственный в своем роде орган, способный работать на опережение практически в любой сфере жизни общества и государства31. Нельзя не согласиться, что по своей природе остаётся основным видом высшего государственного контроля за исполнением законов участниками правовых отношений32. В этом и состоит уникальный характер её деятельности, а повышение эффективности организации такой деятельности будет способствовать общему повышению безопасности общественных отношений33.
1.2. Предмет, объект, пределы прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности
     Прокурорский надзор за исполнением законодательства об информационной безопасности – новое направление деятельности прокуратуры, так как ни в одном правовом акте еще не закреплен данный вид надзора. Объясняется это тем, что в последние года расширилась компетенция органов прокуратуры в части обеспечения информационной безопасности. Потому как наращивание угроз национальным интересам страны заставляет вести более активную государственную политику по защите объектов информационной инфраструктуры. Информационная безопасность – связующее звено всех основных компонентов государственной политики страны в области обеспечения безопасности в единое целое. Укрепление информационной безопасности становится самой важной долгосрочной задачей в системе национальной безопасности страны. 
     Предмет данного вида надзора ничем не отличается предмета надзора за исполнением законов в целом: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, и соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами34, указанными выше.
     Всеобъемлющий характер информационной сферы предопределяет и специфику деятельности прокурорского надзора за исполнением законодательства об информационной безопасности. Поэтому достаточно сложно выделить поднадзорные объекты органов прокуратуры. Исходя из общих положений, в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре поднадзорными объектами органов прокуратуры на основе разграничения полномочий будут вышеописанные органы. Однако достаточно сложно выделить их как таковых, потому как информационная сфера охватывает всех субъектов общественных отношений. 
     По мнению автора, чтобы сузить предметное рассмотрение данного вопроса необходимо придерживаться основных направлений государственной политики страны в области обеспечения информационной безопасности. Доктр.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.