VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, сущность, объекты, задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003636
Тема: Понятие, сущность, объекты, задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
      

     Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории РФ.
     С помощью ряда функций, возложенных на прокуратуру обязаны достигаться те цели и задачи, которые определены в ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1-ФЗ (далее – Закона о прокуратуре) – верховенство закона, единство и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законодательством интересов общества и государства. 
     Особенно принципиальное значение в борьбе с преступностью имеет дознание - один из видов уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, целью которой, как и предварительного следствия, представляется решение задач уголовного судопроизводства. Потребность усиления борьбы с преступностью, оперативности и эффективности расследования уголовных дел устанавливает особенную значимость работы прокуратуры, повышения роли прокурорского надзора за соблюдением законности в данной области. 
     По данным Генеральной прокуратуры РФ только в январе - июне 2016 года выявлено 3 335 080 нарушений закона, что демонстрирует рост на 0, 3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года - 3 324 852 нарушения.
     В связи с этим актуальность исследования проблем, рассматриваемых в магистерской диссертации, состоит, прежде всего, в потребности на основании анализа Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и правоприменительной практики постичь предназначение прокуратуры, выявить содержание функций прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса России, предопределить особенности и проблемы по осуществлению надзора за исполнением законов органами дознания.
     Целью изыскания является исследование правового положения прокурора и определение рационального диапазона его полномочий при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания; поиск, выявление и решение наиболее важных и острых трудностей, при расследовании преступлений; предложения по совершенствованию законодательства РФ.
     Задачи:
     - определить понятие, рассмотреть сущность и задачи, объекты, прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания;
     - охарактеризовать предмет и пределы данного прокурорского надзора;
     - освоить компетенцию прокуратуры и законные акты прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания; 
     - раскрыть характерные черты прокурорского надзора за соблюдением законности на различных стадиях дознания: на стадии возбуждения уголовного дела, на стадии расследования, при окончании дознания;
     - выявить актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и представить меры по их разрешению.
     Объектом исследования являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.
     Предметом исследования являются аспекты функционирования прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, а также правовое регулирование прокурорского надзора за данной уголовно-процессуальной деятельностью. 
     Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. В работе использовались методы теоретического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного анализа.
     Теоретическую  основу  исследования составили работы таких авторов как С.Э. Воронин, Н.А. Кириенко, А.В. Ендольцева, О.В. Химичева,  А.Я. Сухарев, В.Б. Ястребов и других. Тема исследования была затронута в диссертациях последних лет таких авторов как И.С. Курышов «Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел» (Рязань, 2005); А.Г. Тетерюк «Прокурорский надзор за производством дознания» (Нижний Новгород, 2011); М.В. Серебрянникова «Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное расследование» (М., 2013). Анализ вышеназванных работ позволяет сделать вывод о том, что комплексного целенаправленного исследования проблем, с учетом изменений законодательства  в последние годы не проводилось,  ввиду чего некоторые выводы утратили свою актуальность.
     Нормативную основу  исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, УПК РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы, применяемые при осуществлении прокурорского надзора в сфере дознания, а также подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые Генеральной прокуратурой РФ, к числу которых отнесены Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»; Приказ Генпрокуратуры РФ № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; Приказ Генпрокуратуры России № 262 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме» и др.; постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, нормативные правовые акты Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета Российской Федерации, МВД РФ и иных правоохранительных органов, относящиеся к предмету исследования.
     В труде определены субъекты и поднадзорные субъекты, сформулировано понятие и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание.
     Проанализированы объем и характер законных средств прокурорского надзора в исследуемой области, выявлены недостатки правового регулирования полномочий прокурора в сфере прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание. Выработаны предложения, регламентирующие прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью органов, производящих дознание.
     Тезисы, выносимые на защиту:
     1. Сформулировано несогласие с объединением в рамках одной отрасли надзора за осуществлением ОРД и производством предварительного расследования и аргументирована необходимость их разграничения: предлагается ст. 29 Закона о прокуратуре разделить на две части следующего содержания: 1. «Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, исполнение установленного федеральным законом порядка разрешения сообщений о преступлениях, а также законность принимаемых ими решений»; 2. «Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность выполнения оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых ими решений».
     2. Предложено расширить ст. 147 УПК РФ следующими положениями: «Постановление о передаче сообщения в суд по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 УПК РФ, дознаватель направляет прокурору, о чем делается соответственная отметка, а прокурор передает заявление в суд. В случае признания прокурором постановления о передаче сообщения незаконным и необоснованным, он имеет право в срок не позднее 5 суток отменить постановление о передаче сообщения в суд, о чем выносит мотивированное постановление, и направляет данное постановление в орган дознания для проведения дополнительной проверки и устранения недочетов, препятствующих принятию законного и обоснованного решения, определив срок проверки не более 5 суток».
     3. Сделан вывод, что, в случае отмены постановления о возбуждении уголовного дела, указаний о проведении дополнительной проверки в целях принятия законного и обоснованного решения, несмотря на то что на практике это осуществляется прокурорами. Предлагается в этой связи следующая редакция ч. 6 ст. 148 УПК РФ в той части, которая касается дознания: «...Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями о проведении дополнительной проверки, устранении недостатков и принятии решения в соответствии со ст. 145 УПК РФ».  
     4. Отмечено, что в целях совершенствования прокурорского надзора в исследуемой сфере надлежит уточнить права прокурора и включить в ст. 37 УПК РФ следующих положений: 
     - требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ); 
     - истребовать материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ);
     - обособить самостоятельный надзор за законностью возбуждения уголовного дела в самостоятельную статью уголовно-процессуального закона, дополнив гл. 20 УПК РФ ст. 149.1 «Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела».
     Теоретическая и практическая ценность изыскания заключается в том, что сформулированные в ходе исследования утверждения и рекомендации по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания могут быть использованы в процессе преподавания курсов «Уголовно-процессуальное право» и «Прокурорский надзор».
     Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, содержащих последовательное изложение данного исследования и раскрывающих тему работы, заключения, библиографического перечня.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ
     
     1.1. Понятие, сущность, объекты, задачи  прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания
     
     Прокурорский надзор - специфичная деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, исполняемая от имени Российской Федерации и заключающаяся в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории.
     Прокурорский надзор - это такой вид государственной деятельности, какую помимо прокуратуры не могут исполнять никакие прочие субъекты. 
     Частью 1 ст. 37 УПК РФ на прокурора возложено исполнение двух уголовно-процессуальных функций: осуществление надзора за процессуальной деятельностью органов дознания. В настоящей норме не отмечено соответствие, иерархия указанных функций, что дозволяет одним авторам выдвигать на первый план прокурорский надзор , а иным полагать, что основная функция прокурора на досудебных стадиях -  уголовное преследование .
     В то же время для осуществления другой функции - уголовного преследования - функционируют специально учрежденные для сего органы - органы дознания и органы предварительного следствия. 
     Особенность данной отрасли прокурорского надзора заключается в следующем.
     Во-первых, незаконные или необоснованные решения следователя прокурор не опротестовывает, а отменяет собственной властью. 
     Во-вторых, прокурор осуществляет надзор в отношении следователя, обладающего процессуальной самостоятельностью в довольно обширных пределах при решении главных вопросов расследования, связанных с оценкой доказательств и ключевыми процессуальными решениями по уголовному делу. 
     В-третьих, надзор является долей досудебного производства (так, решение следователя о возбуждении уголовного дела приобретает юридическую силу исключительно после получения согласия прокурора). Наконец, в-четвертых, прокурор выступает представителем стороны обвинения и, наряду с надзором, осуществляет уголовное преследование1.
     По взгляду ряда авторов, особенность данной отрасли прокурорского надзора состоит также в том, что охватывает в себе процессуальное руководство расследованием, осуществляемым этими органами. 
     Со стороны прокурора уголовно-процессуальной деятельностью следователей приверженцы данной концепции связывают существование у данного участника уголовного судопроизводства властно-распорядительных полномочий. 
     Как отмечает И. В. Маслов, процессуальное руководство расследованием служит единым способом обеспечить законность действий соответствующих органов. 
     Другая точка зрения - виды деятельности прокурора рассматриваются как независимые процессуальные функции, где первая выступает основной, а вторая - дополнительной.
     В части доводов в пользу столь обширных полномочий прокурора в отношении деятельности следователя возможно затронуть то, что в конечном итоге не кто иной как прокурор, а не следователь должен по окончании расследования принять конечное решение о направлении уголовного дела в суд, а впоследствии уже в ходе судебного разбирательства - поддерживать государственное обвинение2. 
     Некоторые процессуалисты возражают супротив концепции процессуального руководства прокурором деятельностью следователя, предполагая, то что прокурор осуществляет только надзор за законностью расследования преступлений, а руководство со стороны расследованием ограничивает процессуальную независимость следователя и сокращает ответственность начальника следственного отдела за качество расследования уголовных дел3.
     Противоречия авторов против процессуального руководства прокурором расследованием преступлений привели их к решению о недопустимости и прокурорского надзора за производством расследования4.
     Для прокурора имеет большое значение обеспечение законности и обоснованности производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений, осуществления следственных действий, реализация прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
     Прокурор благополучно и довольно эффективно осуществляет свое государственное призвание, в случае если станет использовать в данных целях исключительно надзорные полномочия вне постоянной и повседневной подмены руководителя следственного отдела по руководству подчиненными следователями.
     Осуществление прокурором процессуального руководства расследованием чреваты необъективностью его при исполнении фундаментальной уголовно-процессуальной функции - надзора за процессуальной деятельностью органов дознания5.
     Впрочем невозможно не сделать упор на тесную взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопроникновение функции прокурора по надзору за процессуальной деятельностью и процессуального руководства расследованием, а собственно полномочия, предоставленные начальнику следственного отдела. По-иному сформировывается положение, когда начальник следственного отдела не имеет возможность обеспечить законное и обоснованное производство. В данных случаях прокурор обязан брать на себя руководство расследованием.
     Прокурору даны полномочия, имеющие административную природу: отстранять дознавателя от дальнейшего производства следствия, ежели им допущено нарушение требований УПК РФ при производстве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с неотъемлемым указанием передачи; передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передавать его следователю прокуратуры с неотъемлемым указанием причин подобной передачи.
     По суждению отдельных ученых, руководство прокурора ходом расследования может быть определенным проявлением и его надзорной функции и полномочий по уголовному преследованию6.
     Затем определимся с понятием дознания. Согласно ст. 150 УПК РФ, предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. 
     Впервые на законодательном уровне определение дознания сформулировано в п. 8 ст. 5 УПК РФ, законодательством отмечено следующее: дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.
     Дефиниции предварительного следствия в статьях УПК РФ не содержится. С иной стороны, другими словами, определение дознания, можно отвести следующее определение: предварительное следствие - форма предварительного расследования, осуществляемого следователем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно. 
     Между формами предварительного расследования имеются правовые отличия, что базируются на формальных чертах, не воздействующих на внутреннее содержание следствия и дознания, проанализируем определенные из них.
     1. Процессуальное положение лица, совершившего преступление. В отличие от предварительного следствия, при производстве дознания оно имеет статус подозреваемого. Положение обвиняемого приобретается после составления обвинительного акта, каковым завершается дознание (ч. 1 ст. 225 УПК РФ).
     2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие - по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
     3. Окончание предварительного расследования. По итогам предварительного следствия оформляется обвинительное заключение, по результатам дознания - обвинительный акт.
     4. Сроки предварительного расследования. Предварительное следствие по уголовному делу надлежит быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев (ч. 1, ст. 162 УПК РФ). Продлевается до трех и до двенадцати месяцев, а в исключительных случаях и сверх (ч.ч. 4, 5, ст. 162 УПК РФ). Дознание производится в течение тридцати суток со дня возбуждения уголовного дела. При надобности этот срок возможно продлить прокурором до тридцати суток . В  необходимых или исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен на шесть и двенадцать месяцев соответственно (ч.ч. 4, 5, ст. 223 УПК РФ).
     5. Субъект, осуществляющий предварительное расследование. Предварительное следствие проводится следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел Российской Федерации (ч. 2 ст. 151 УПК РФ), дознание - пограничных органов федеральной службы безопасности, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и следователями Следственного комитета Российской Федерации (ч. 3 ст. 151 УПК РФ)7.  
     К органам дознания относятся:
     1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
     2) органы Федеральной службы судебных приставов;;
     3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
     4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (ст. 40 УПК РФ).
     Закон причисляет к органам дознания в одних случаях руководителей конкретных учреждений (начальников, командиров), а в иных - государственные органы (органы внутренних дел РФ, а еще иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности) без указания, кои должностные лица правомочны вести расследование. 
     Законом на них возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; исполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, осуществление прочих предусмотренных УПК РФ полномочий 8.
     В судебной практике встречается ошибочное возбуждение уголовного дела в  форме  дознания. 
     Так, заместителем начальника Челябинской таможни в отношении Романовой М.С. возбуждено уголовное дело  по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».
     Принятое органом дознания решение о возбуждении уголовного дела является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы Романовой М.С. Органом дознания грубо нарушен установленный уголовно-процессуальным законодательством РФ порядок возбуждения данного уголовного дела. Предварительное расследование преступлений, предусмотренных ст. 193.1 УК РФ, производится в форме предварительного следствия следователем органов внутренних дел и к подследственности органов дознания не относится. Ссылка на требования п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, согласно которым уголовное дело возбуждено якобы с целью производства неотложных следственных действий, является необоснованной, поскольку в данном конкретном случае у органа дознания отсутствовали объективные основания для применения указанных положений УПК РФ, и производство подобных неотложных следственных действий не требовалось9.  
     Таковым образом, дознание – это форма расследования в основном преступлений небольшой или средней тяжести. По итогам дознания оформляется обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания либо прокурором. 
     Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание являются:
     - обеспечение охраны прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
     - гарантированность того, что никто не подвергнется противозаконному и беспочвенному обвинению и ограничению прав и свобод;
     - гарантированность того, что лицо, совершившее преступление, не избежит ответственности, что определена законом;
     - обеспечение соблюдения установленных законом процессуальной формы (порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки расследования, права участников уголовного судопроизводства и т.д.);
     - обнаружение обстоятельств совершения преступлений и содействовавшие им условия, принимались меры к их устранению10.
     В литературе предложены аспекты эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания:
     - соответствие нормам уголовно-процессуального законодательства;
     - защита прав и свобод участников уголовного судопроизводства, а, первостепенно, потерпевшего и обвиняемого;
     - продуктивность действий должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, с точки зрения их ориентированности на быстрейшее установление полных обстоятельств произошедшего преступления.
     Таким образом, исследовав разнообразные точки зрения, существующие в литературе определим прокурорский надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют дознание как деятельность соответствующих прокуроров на досудебной стадии уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и его расследование, окончание расследования) в пределах их компетенции с применением предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений. 
     
     1.2. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами  дознания
     
     При рассмотрении вопросов о предмете надзора надлежит брать за основу предназначение прокуратуры - обеспечения правильного и четкого исполнения законов, то есть борьба с правонарушениями. Безусловно, они и считаются предметом прокурорского надзора вообще и надзора за законностью расследования преступлений в частности. Но предмет надзора не полагается суживать только правонарушениями. Чтобы обнаружить их, нужно проверить исполнение норм права, которое выражается в правовом поведении (под коим понимается общественно важное осмысленное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, урегулированное нормами права и влекущее за собой юридические последствия). 
     В литературе существуют следующие виды правового поведения: 1) правомерное, или социально полезное поведение, отвечающее правовым предписаниям; 2) социально вредное поведение, нарушающее требования норм права; 3) социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм, или злоупотребление правом; 4) объективно противоправное, не наносящее вреда, но исполняемое с нарушением правовых велений. Сюда же можно отнести противоправное поведение недееспособного лица11. 
     Правовое поведение способно осуществляться в правовых действиях (исполнении, использовании, применении норм права) и в правовом бездействии (соблюдении правовых норм). В литературе отмечено, что правовое поведение и является предметом надзора12. Предмет надзора присутствует не исключительно в том случае, когда совершено действие, сопряженное с реализацией уголовно-процессуального закона, но и в тех вариантах, когда оно совершено не в соответствии с ним либо не выполнено требование закона о производстве действия. При этом правовое поведение способно быть не только правомерным, но и незаконным. 
     Предполагается, что неточным считается определение предмета надзора, даваемое в ст. 29 Федерального закона о прокуратуре. Рассматривается задача надзора и средства её достижения (определенный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования). Кроме этого,  предмет охватывает два разнородных вида деятельности - внепроцессуальная оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная13. 
     Чтобы бороться с преступлениями, нужно их выявить. Активность прокурора на первых двух стадиях уголовного процесса ориентированы на установление факта преступного деяния. Он не только следит за исполнением законов органами расследования, но и принимает установленные законом меры к возбуждению и расследованию уголовных дел о преступлениях - правовых действиях или бездействии граждан или должностных лиц, нарушающих уголовный закон. И в случае если они не имеют отношение к предмету данного направления, то зарождается вопрос - к предмету какого иного направления их разрешено причислить. 
     В предмет надзора входят не исключительно нарушения норм уголовного закона, но и нарушение норм других отраслей права. Это связано с тем, что при производстве уголовно-процессуальных действий за исключением главного элемента надзора - преступлений, могут быть вскрыты прочие виды социально негативных отклонений, урегулированные правом, - административные и дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты. 
     Кроме этого, прокурор должен держать под надзором соблюдение трудовых, семейных, имущественных и иных прав граждан и организаций, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных правоотношений (например, дознаватель препятствует вступлению обвиняемого в законный брак или заключению гражданско-правовой сделки и т.д.)14. 
     Ключевую часть действий, исполняемых дознавателем на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, составляют следственные действия, под коими понимаются процессуальные действия, осуществляемые ими, в стадии предварительного расследования и нацеленные на установление, собирание, исследование, оценку и использование доказательств с возможностью применения мер процессуального принуждения15. 
     Некоторые ученые приходят к умозаключению о том, что в УПК РФ следственные действия должны быть соединены в одной главе Кодекса (сейчас они размещаются в шести - гл. 22-27). В ее первой статье необходимо установить понятие и дать подробный перечень следственных действий, включая те, которые попали в другие главы, - задержание подозреваемого и наложение ареста на имущество. В следующих статьях надлежит зафиксировать общие и частные правила производства следственных действий, их основания и процессуальный порядок, в частности указав время и место; запрет использовать действия, унижающие честь и достоинство граждан, угрожающие их жизни и здоровью; возможность внедрения научно-технических средств и т.д16. 
     В предмет надзора входят и прочие процессуальные действия, под чем понимаются действия уполномоченных на то органов и должностных лиц, не имеющие отношение к следственным действиям, исполняемые в установленном законом порядке в ходе доказывания по уголовному делу, нацеленные на выявление, обнаружение, закрепление либо проверку фактических данных и их источников с целью установления наличия или отсутствия обстоятельств, имеющих вес для справедливого разрешения уголовного дела. 
     К процессуальным действиям, входящим в предмет надзора, относятся действия, получившие в стадии возбуждения уголовного дела название проверочных. 
     Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-Ф3 определено, что при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа имеет право получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий17. 
     Требование о представлении предмета или документа обязано быть облечено в форму постановления, где следует указывать - кто, для каких целей, какие индивидуально определенные предметы и документы истребует, куда, кому и в какие сроки необходимо их представить. 
     В случае, когда истребованный предмет или документ транспортирован гражданином или должностным лицом, необходимо составить протокол его представления. В данном протоколе необходимо отразить - во исполнение, какого требования, кем представляется (передается) предмет или документ, а также результаты его осмотра. Если представленный предмет или документ содержит значимость для дела, выносится постановление о его приобщении в качестве доказательства. В противном случае выносится мотивированное постановление об отказе в его приобщении, а сам он подлежит возвращению владельцу или собственнику18. 
     Кроме этого, видится важным дополнить УПК РФ нормой, устанавливающей порядок и способы проверки заявлений о преступлениях с указанием, что по поступившим заявлениям и сообщениям кроме документальных проверок, ревизий и привлечения к их участию специалистов смогут быть получены объяснения, истребованы документы и прочие материалы, назначены проверки и ведомственные экспертизы, а заявитель, как и любые граждане, организации, учреждения, предприятия и должностные лица имеют право представлять наличествующие в их распоряжении предметы и документы, включающие сведения, которые свидетельствуют или опровергают сделанное заявление (сообщение). 
     Так же представляется, что в УПК РФ нужно закрепить и порядок получения объяснений до возбуждения уголовного дела. 
     В главе XIX надлежит указать, что объяснения граждан и должностных лиц могут быть письменные и устные. Устные объяснения заносятся в протокол, который подписывается ими и должностным лицом органа дознания, следователем и прокурором, получившим объяснение. Письменное объяснение должно быть подписано лицом, от которого оно исходит19. 
     Предмет надзора охватывает розыскные действия, совершаемые дознавателем, следователем, как и органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Пожалуй, что эти термины совпадают. 
     Как считает А.Г. Тетерюк, розыскные действия - это предусмотренные законом гласные, но не облеченные в уголовно-процессуальную форму действия, нацеленные на установление лиц, которые смогут быть свидетелями, разыскивание предметов и документов, имеющих значение для дела20. 
     Сыскные меры (действия) в отличие от оперативно-розыскных мероприятий обязаны носить открытый, не требующий зашифровки способов и методов получения итогов, уголовно-процессуальный характер, не являясь при этом следственными действиями, проводиться лишь дознавателем или следователем и иметь целью установление лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, а еще места нахождения подозреваемого либо обвиняемого, места нахождения украденных ценностей и орудий преступления, места отыскивания жертв преступления, а материалы, отображающие содержание и результаты розыскных действий, могут быть непосредственно приобщены к уголовному делу. К розыскным действиям относят использование служебно-розыскной собаки, проведение подворных (поквартирных) обходов, составление и распространение субъективных портретов преступников, расспросы граждан, принятие от них заявлений и объяснений, проверка лиц по оперативным учетам и системам уголовной регистрации, организация засад и заградительных мероприятий, рассылка различного рода запросов, истребование и изучение документов, использование средств массовой информации и т. п. 21. 
     В предмет надзора включается и правовое поведение прочих, помимо органов, осуществляющих предварительное расследование, участников уголовного судопроизводства. Так как расследование преступлений не сводится к деятельности профессиональных его участников, а содержит в себе также деятельность непрофессиональных участников расследования. 
     В соответствии с ч. 2 ст. 86 УПК РФ подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец гражданский ответчик и их представители имеют право собирать и представлять письменные документы и предметы для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств. В отличие от истребования при предъявлении доказательств активность исходит не от следователя, а от лица, имеющего фактический материал, который может иметь значение для уголовного дела. Вместе с тем, законодатель не регламентирует порядок производства этих действий. Ради истребования и представления закон не учитывает подробно разработанной процедуры их производства и оформления полученного результата, что показывает на вспомогательный характер рассматриваемых способов собирания доказательств. Более того, законодатель «забыл» включить опрос лица в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, т. е. не признал его доказательством22.
     Согласно ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение: 1.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44