- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Наглядные пособия как средство активации познавательного интереса учащихся в изучении курса «Растения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001855 |
Тема: | Наглядные пособия как средство активации познавательного интереса учащихся в изучении курса «Растения |
Содержание
Дипломная работа по теме: «Наглядные пособия как средство активации познавательного интереса учащихся в изучении курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса учащихся.…………………………………………7 1.1. Психолого-педагогический анализ сущности понятия познавательного интереса……………………………………………………………………………7 1.2. Принцип наглядности в обучении и его роль в развитии познавательного интереса…………………………………………………………….…………….14 1.3. Наглядные пособия в обучении биологии…..……………………...…….17 Выводы по 1 главе………………………………………………………….……26 Глава 2. Возможности наглядных пособий в развитии познавательного интереса и оценка эффективности их использования…………………….28 2.1. Использование наглядных пособий в обучении биологии как средство развития познавательного интереса ……………………..………………….....28 2.2. Методика изготовления и использования наглядных пособий с целью развития познавательного интереса……………………………………………40 2.3. Диагностика эффективности использования наглядных пособий для развития познавательного интереса учащихся………………………...………49 Выводы по 2 главе…………………………………………………………….....54 Заключение………………………………………………………………….…..55 Список литературы………………………………………………….…..……..57 Приложения………………………………………………………………….….61 Введение Современные школьники не только «подвижны» и любознательны от природы, они стремятся занимать активную позицию во многих сферах жизнедеятельности: поют, танцуют, рисуют, познают окружающую их действительность. В процессе познания окружающего мира они знакомятся с большим количеством живых организмов, усваивают ряд новых понятий, приводят данные понятия в систему, обобщают весь познанный материал, устанавливают общие закономерности. Вся эта комплексная познавательная деятельность может быть успешно выполнена на уроках биологии при условии оснащении образовательного процесса различными средствами обучения, среди которых особое место занимает наглядные пособия. Ведущие отечественные ученые (А. Н. Леонтьев, И. Ф. Щукина Г. И. и др.), исследовавшие проблему формирования познавательного интереса, выявили его связь с применением наглядности как на уроках, так и во внеклассной работе. Идея использования наглядности в обучении не нова для педагогики. В контексте современной теории и методики обучения уже достаточно полно описана сфера ее применения (М. А. Бантова, Н. Л. Менчинская, А. М. Пышкало, А. С. Пчелко и др.). Однако эта проблематика не теряет своей актуальности в силу того, что школьный возраст – это период, когда ребенок объективно нуждается в том, чтобы на уроке применялись яркие наглядные пособия, демонстрировались интересные опыты, предъявлялось эффектное оформление, содержание изучаемой темы было бы насыщено занятными деталями. В этом случае основная цель учителя биологии – создание условий для проявления обучающихся познавательной инициативы, где школьники являются не пассивными участниками, а «сотворцами» учебного процесса. Такое положение вещей гарантирует сопричастность ребенка к учебной деятельности, а, следовательно, и успешность в ней. Методистами (Соловков И. А., Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А., Зиганшина Г. Г. и т.д.) описаны разнообразные виды наглядности, используемые в учебном процессе, и имеющие потенциал в плане влияния на формирование познавательного интереса учащихся. Воспринимаемый материал (объект, предмет, явление) в них представлен в виде наглядного образа, реального продукта, с одной стороны, понятного и доступного ребенку, а с другой – требующего открытия субъективно нового, осуществления самостоятельных действий, прохождения исследовательского пути. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, изучение биологии направлено на формирование знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира, о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни. В процессе изучения основное внимание уделяется работе с текстом учебника, однако, не все учащиеся способным воспринимать и запоминать читаемый материал. Так, например, при изучении в 6 классе темы «Клеточное строение растений» или «Органы цветковых растений» и других, учителю не обойтись без наглядных пособий, поскольку они предназначены для формирования конкретных образов предметов и явлений, детализации учебного материала, обобщения усвоенной информации. Кроме того, интересные красочные наглядные пособия повышают интерес к учёбе, способствуют более прочному формированию понятий, вызывают у детей чувство радости, а также положительно сказываются на динамике развития познавательного интереса школьников. Однако, существуют «опасности»: чрезмерное использование наглядности, которое приводит к перегрузке учебно-воспитательного процесса, «заслонению» ею теоретических основ изучаемого материала, к излишней «развлекательности». Кроме того, практический опыт учителей-новаторов далеко не исчерпывает возможности комплексного использования наглядных пособий на уроках биологии для активизации познавательного интереса. Являясь специфичными средствами обучения учебные наглядные пособия накладывают дополнительные штрихи и на многие психолого-педагогические вопросы, требующие разработки методики. Существование этой проблемы позволяет выдвинуть тему исследования: «Наглядные пособия как средство активизации познавательного интереса учащихся в изучении курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Цель работы: выявить возможности наглядных пособий в развитии познавательного интереса учащихся при изучении курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач: 1. На основе анализа психолого-педагогической, методической и специфической литературы рассмотреть сущностные характеристики процесса формирования познавательного интереса учащихся. 2. Рассмотреть возможность применения наглядных пособий в изучении курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для активизации познавательного интереса учащихся. 3. Выявить эффективность использования наглядных пособий в формировании познавательного интереса учащихся при изучении курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии. Предмет исследования: возможности наглядных пособий в развитии познавательного интереса в изучении курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Методы исследования: Теоретические: систематизация, изучение и анализ учебно-методической литературы, школьных программ и учебников; составление библиографии, цитирование, аннотирование, статистический анализ. Эмпирические: изучение передового методического опыта, методы опроса, наблюдение за учебным процессом, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования настоящей работы заключается в разработке методов использования наглядных пособий как средство активизации познавательного интереса у учащихся. Таким образом, результаты исследования, выводы, могут быть применены на практике с целью изучения как курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». База исследования: МОУ СШ№3 города Николаевска. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы, даётся общая характеристика исследования и его научный аппарат. В первой главе рассматриваются психолого-педагогические особенности развития позвательного интереса интереса учащихся. Во второй главе выявляются возможности наглядных пособий в развитии познавательного интереса и оценивается эффективности их использования. В заключении обобщены результаты теоретического и опытного исследования. Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития познавательного интереса учащихся 1.1. Психолого-педагогический анализ сущности понятия познавательного интереса Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в настоящее время. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное, ключевое звено его разумной деятельности – познавательную потребность, которая является источником его познавательной активности и лежит в основе развития познавательного интереса человека. Еще К.Д. Ушинский писал, что следует развивать в ребенке желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания; дать ученику средство извлечь полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного обучения [Ушинский]. Как в научной, так и методической литературе возникает вопрос, что такое познавательный интерес и какова его психолого-педагогическая природа. Проблему ?развития ?познавательного ?интереса ?с ?позиций ?современной ?науки ?рассматривали ?Б. ?Г. ?Ананьев, ?В. ?Б. ?Бондаревский, ?Н. ?Г. ?Морозова, ?В. ?М. ?Мясищев, ?С. ?Л. ?Рубинштейн, ?Ф. ?К. ?Савина, ?Г. ?И. ?Щукина ? ?и ?другие. ?Многими ?из ?них, ?например, ?В. ?Б. ?Бондаревским, ?В. ?М. ?Мясищевым ?познавательный ?интерес ?понимался ?как ?сложный ?комплекс ?психологических ?факторов, ?определяющих ?избирательность ?направления ?умственной ?и ?эмоциональной ?активности, ?занимающий ?ведущее ?место ?в ?структуре ?личности, ?как ?единство ?выражения, ?проявления ?внутренней ?сущности ?субъекта ?и ?духовных ?ценностей ?человеческой ?культуры. ?Ф. ?К. ?Савина, ?рассматривая ?познавательный ?интерес ?как ?интегративное ?качество ?личности, ?указывала ?на ?его ?продуктивные ?свойства: 1) ?социальную ?и ?личностную ?обусловленность, ?предметную ?направленность, 2) ?полифункциональность, 3) ?осознанность, 4) ?динамичность, 5) ?избирательность, 6) ?эмоциональную ?окрашенность, 7) ?наличие ?волевого ?напряжения, 8) ?уровневый ?характер [Савина]. ? В ?определении ?Ф. ?К. ?Савиной ?«познавательный ?интерес ?– ?особая ?избирательная ?направленность ?личности ?на ?процесс ?познания; ?ее ?избирательный ?характер ?выражен ?в ?той ?или ?иной ?предметной ?области ?знаний». ? Познавательный ?интерес ?проявляется ?и ?как ?отношение ?к ?окружающей ?действительности, ?и ?как ?избирательность ?в ?поиске ?информации, ?и ?как ?направленность ?деятельности, ?и ?как ?эмоционально-познавательное ?отношение ?к ?миру, ?и ?как ?психологическая ?потребность ?личности [Савина]. ? В ?педагогической ?литературе ?высказывается ?мнение, ?что ?одним ?из ?немногих ?интегративных ?критериев ?развития ?ученика ?как ?целостной ?личности ?может ?выступать ?структура ?и ?содержание ?его ?интересов. ?При ?этом ?особое ?внимание ?обращается ?на ?компенсаторскую ?функцию ?интереса: ?осознание ?недостаточности ?собственного ?образования, ?неподготовленности ?к ?выполнению ?определенной ?работы ?пробуждает ?интерес ?к ?получению ?недостающих ?знаний, ?к ?переходу ?от ?ориентировки ?на ?выполнение ?определенных ?функций ?к ?полноценной ?самореализации ?в ?различных ?сферах ?жизнедеятельности. ? В ?ряде ?работ ?проводится ?анализ ?стимулов ?повышения ?результатов ?познавательной ?деятельности, ?стимулов ?развития ?сферы ?интересов: ?приобщение ?учеников ?к ?исследовательской ?работе, ?использование ?региональных ?факторов ?и ?др [Абаева]. ? Большинство ?исследователей ?рассматривает ?познавательный ?интерес ?через ?призму ?развития ?личности. ?По ?мнению ?Г. ?И. ?Щукиной, ?познавательный ?интерес ?отражает ?уровень ?активности ?личности, ?связан ?со ?всеми ?психическими ?процессами ?человека, ?занимает ?центральное ?место ?в ?структуре ?направленности ?личности. ?В ?ее ?представлении ?развитие ?интереса ?идет ?в ?направлении ?снижения ?роли ?внешних ?стимулов, ?от ?диффузного ?интереса ?к ?дифференцированному, ?от ?ситуативного, ?поверхностного ?к ?устойчивому, ?глубинному, ?теоретическому [Щукина]. ? В исследованиях С. Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний [Рубинштейн]. Как показали исследования Н. Г. Морозовой, роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему: а) интересы способствуют глубине и прочности знаний; б) развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся; в) существенно влияют на формирование личности ребенка: определяют его активность в умении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности; повышают общий эмоциональный тонус учащихся, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Таким образом, подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности [Морозова]. Наиболее точная структура познавательного интереса была дана Г. И. Щукиной. Она выделила следующие компоненты познавательного интереса (схема 1.1.): Схема 1.1. – Компоненты познавательного интереса 1. Интеллектуальный компонент – выражающийся в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность. 2. Эмоциональный компонент – проявляющийся в положительном эмоциональном отношении к объекту. 3. Волевой компонент – рассматривающийся как степень сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражающийся в устойчивости интереса. Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы позволил определить общую линию становления познавательных интересов, которые, являясь динамичной, подвижной системой, существуют на различном уровне развития и в различной степени выраженности. В исследованиях ученых Н.Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, и других определены следующие стадии развития познавательного интереса (таблица 1.1.): Таблица 1.1. Стадии развития познавательного интереса (Н.Г. Морозовой, Г. И. Щукиной) Стадия Сущность Любопытство элементарная ?стадия, ?обусловленная ?внешними, ?подчас ?неожиданными ?и ?необычными ?обстоятельствами, ?привлекающими ?внимание ?ребенка. ?Занимательность ?может ?служить ?начальным ?толчком ?выявления ?интереса, ?средством ?привлечения ?интереса ?к ?предмету, ?способствующим ?переходу ?интереса ?со ?стадии ?простой ?ориентировки ?на ?стадию ?более ?устойчивого ?познавательного ?отношения. Любознательность ценное ?состояние ?личности, ?характеризующееся ?стремлением ?человека ?проникнуть ?за ?пределы ?увиденного. ?На ?этой ?стадии ?развития ?интереса ?достаточно ?сильно ?выражены ?эмоции ?удивления, ?радости ?познания. Познавательный ?интерес характеризуется ?познавательной ?активностью, ?ценностной ?мотивацией, ?в ?которой ?главное ?место ?занимают ?познавательные ?мотивы. ?Они ?содействуют ?проникновению ?личности ?в ?существенные ?связи ?между ?изучаемыми ?явлениями, ?в ?закономерности ?познания. Теоретический ?интерес познанные ?теоретические ?вопросы, ?в ?свою ?очередь, ?используются ?как ?инструменты ?познания. ?Эта ?ступень ?характеризует ?человека ?как ?деятеля, ?субъекта, ?творческую ?личность. В свою очередь, В.Б. Бондаревский сформулировал такие этапы развития интереса, как занимательность изложения, которая будит любопытство, любознательность и пробуждающийся интерес к предмету, который рождает потребность в знании [Бондаревский ]. В исследованиях Л. И. Божович определены два основных вида познавательных интересов, представляющий последовательные фазы его развития: 1. Ситуативный, эпизодический, возникающий к внешним признакам предметов и явлений. Являясь относительно неустойчивым, неглубоким, ситуативный интерес, тем не менее, имеет, большое значение для дальнейшего углубления познавательного интереса. 2. Личностный интерес, характеризующийся пониманием смысла деятельности, ее личной и общественной значимости [Божович ]. На наш взгляд, более полной является другая классификация, представленная Г. И. Щукиной, которая выделила три вида познавательного интереса: 1. Ситуативный – эпизодическое переживание. 2. Устойчивый, активный интерес – эмоционально-познавательное отношение к предмету, объектам или определенной деятельности. 3. Личностный интерес – направленность личности [Щукина]. Анализ литературы по проблеме развития познавательного интереса показал, что интерес, в том числе познавательный интерес, является сложным и неоднородным понятием. Подтверждением этому является множество его интерпретаций и определений. В ?определении ?познавательного ?интереса, ?будем ?придерживаться ?позиции ?Г.И.Щукиной, ?которая ?определяет ?его ?как ?избирательную ?направленность ?личности, ?обращённую ?к ?области ?познания, ?её ?предметной ?стороне, ?самому ?процессу ?овладения ?знаниями. ?При ?этом ?объектом ?познавательного ?интереса ?является ?сам ?процесс ?познания, ?который ?характеризуется ?стремлением ?проникнуть ?в ?сущность ?явлений, ?познанием ?теоретических, ?научных ?основ ?определённых ?областей ?знаний, ?устойчивым ?стремлением ?к ?постоянному ?глубокому ?и ?основательному ?их ?изучению. Обратимся ?к ?рассмотрению ?условий, ?которые ?содействуют ?тому, ?что ?познавательный ?интерес ?становится ?действенной ?силой ?формирования ?личности ?школьника ?в ?учебном ?процессе. ? Л.Н. ?Толстой ?подчеркивал, ?что ?ученик ?хорошо ?учиться ?тогда, ?когда ?он ?учится ?охотно, ?для ?чего ?необходимо ?создавать ?следующие ?условия ?развития ?интереса ?на ?уроке: ? 1. ?Естественная, ?свободная ?атмосфера, ?которая ?вызывает ?подъем ?душевных ?сил ?ребенка; ? 2. ?Доступность ?преподавания, ?его ?занимательность, ?которая ?«отвечает ?опыту» ?ребенка, ?обеспечивает ?эмоциональный ?подъем ?и ?увлеченность; ? 3. ?Бережное ?отношение ?к ?индивидуальности [Толстой ]. ? Если ?говорить ?об ?общих ?требованиях ?развивающего ?обучения, ?на ?протекание ?которого ?предельно ?ясно ?реагирует ?познавательный ?интерес, ?то, ?опираясь ?на ?многовековой ?опыт ?прошлого, ?на ?специальные ?исследования ?и ?практику ?современного ?опыта, ?можно ?говорить ?о ?тех ?главных ?условиях, ?соблюдение ?которых ?способствует ?и ?укреплению ?познавательного ?интереса (табл.1.2.): Таблица 1.2. Условия формирования познавательного интереса в учёбном процессе № Условие: Сущность 1 2 3 1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития, подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения. 2. Учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, – это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на оптимальный уровень развития современного школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений. 3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика, которые взаимно переплетаются в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения – образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. 4. Благоприятное общение в учебном процессе подлинное мастерство учителя состоит именно в том, чтобы сделать учение для школьника желанным, необходимым, важнейшей духовной потребностью. В процессе формирования познавательного интереса учитель располагает очень большими возможностями: – при помощи совместного решения задач, проблемных вопросов учитель сплачивает коллектив в самой значимой деятельности школьника – в учении; – своей эрудицией и методическим мастерством учитель может вызвать коллективную мысль, сопереживания по поводу успехов и неудач товарища; – он в состоянии мобилизовать общественное мнение и в области решения сложных социальных проблем и в области непосредственного воздействия на товарища; – учитель может использовать индивидуальные возможности каждого для умножения коллективных успехов; – создание многообразных деловых и межличностных отношений. Все это очень значимые инструменты, влияющие на процесс обучения, на формирование личности и ее познавательные интересы [Щукина]. 1.2. Принцип наглядности в обучении и его роль в развитии познавательного интереса Изучение в школе предмета «Биология» на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является учёт принципа наглядности и разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Принцип наглядности в обучении означает привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений, и навыков. Сущность принципа наглядности состоит в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями [Антипова]. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На ?следующей ?ступени ?приобретаются ?знания ?в ?виде ?понятий, ?правил, ?законов. ?Чтобы ?знания ?учащихся ?были ?осознанными ?и ?отражали ?объективно ?существующую ?действительность, ?процесс ?обучения ?должен ?обеспечить ?опору ?их ?на ?ощущения. ?Когда ?у ?учащихся ?имеются ?необходимые ?образные ?представления, ?следует ?использовать ?их ?для ?формирования ?понятий, ?для ?развития ?отвлеченного ?мышления ?учащихся. ? Наглядность ?как ?раз ?и ?выполняет ?эту ?функцию ?и ?ряд ?иных: ? ? 1) помогает ?воссоздать ?форму, ?сущность ?явления, ?его ?структуру, ?связи, ?взаимодействия ?для ?подтверждения ?теоретических ?положений; ? ? 2) помогает ?привести ?в ?состояние ?активности ?все ?анализаторы ?и ?связанные ?с ?ними ?психические ?процессы ?ощущения, ?восприятия, ?представления, ?в ?результате ?чего ?возникает ?богатая ?эмпирическая ?основа ?для ?обобщающе ?- ?аналитической ?мыслительной ?деятельности ?детей ?и ?педагога; ? ? 3) дает ?учителю ?обратную ?информацию: ?по ?заданным ?вопросам ?учащимся ?можно ?судить ?об ?усвоении ?материала, ?о ?движении ?мысли ?учащихся ?к ?пониманию ?сути ?явления [Баранов]. ? ?Средства ?наглядности ?используются ?при ?изложении ?учебного ?материала ?учителем, ?в ?ходе ?самостоятельной ?деятельности ?учеников ?по ?приобретению ?знаний ?и ?формированию ?умений ?и ?навыков, ?при ?контроле ?за ?усвоением ?материала ?и ?при ?других ?видах ?деятельности ?и ?учителя, ?и ?учеников. ?Однако, ?необоснованное, ?произвольное ?и ?избыточное ?применение ?наглядности ?на ?занятии ?может ?дать ?и ?отрицательный ?эффект. ? В ?связи ?с ?этим, ?рассмотрим ?ряд ?условий, ?которые ?необходимо ?соблюдать ?при ?использовании ?средств ?наглядности: ? 1) ?применяемая ?наглядность ?должна ?соответствовать ?возрасту, ?психофизическим ?особенностям ?учащихся; ? 2) ?наглядность ?должна ?использоваться ?в ?меру ?и ?показывать ?ее ?следует ?постепенно ?и ?только ?в ?соответствующий ?момент ?урока; ?3) ?необходимо ?четко ?выделять ?главное, ?существенное ?при ?показе ?иллюстраций; 4) ?детально ?продумывать ?руководство ?восприятием ?учениками ?пособия ?(попутные ?пояснения, ?выделение ?главного, ?комментирование ?и ?т.п.); ? 5) ?демонстрируемая ?наглядность ?должна ?быть ?точно ?согласована ?с ?содержанием ?материала; 6) ?привлекать ?самих ?учеников ?к ?нахождению ?и ?анализу ?желаемой ?информации ?в ?наглядном ?пособии ?или ?демонстрационном ?устройстве; ? 7) ?необходимо ?рационально ?сочетать ?различные ?формы ?и ?методов ?сообщения ?учебного ?материала ?и ?учебного ?труда ?учеников ?с ?учетом ?содержания, ?и ?специфики ?наглядных ?пособий [Беляева]. ? Использование ?в ?процессе ?организации ?учебной ?деятельности ?наглядных ?пособий, ?способствует ?формированию ?познавательного ?интереса ?у ?школьников. ?Главным ?инструментом ?познания ?является ?мышление, ?которое ?на ?уроках ?может ?происходить ?в ?разных ?формах ?– ?понятия, ?суждения, ?умозаключения, ?гипотез ?и ?теорий. ?Понятие ?– ?одна ?из ?высших ?форм ?мышления, ?форм ?отражения ?материальной ?действительности. ?Оно ?является ?такой ?формой ?отражения, ?которая ?раскрывает ?сущность ?вещей, ?выражает ?коренные, ?определяющие ?свойства ?предметов, ?их ?противоречивую ?природу. ? Чтобы ?образовалось ?понятие, ?необходимо ?на ?первом ?этапе ?– ?ощущение ?– ?воздействие ?того ?или ?иного ?предмета ?на ?органы ?чувств. ?Это ?может ?быть ?зрение, осязание, тактильная чувствительность, т.е. необходим прямой контакт с предметом, а это достигается в первую очередь при проведении уроков с наглядными пособиями, в первую очередь с мультимедийными. На втором этапе подключается опыт и предшествующие знания о предмете, т.е. идет самостоятельный анализ и синтез наблюдений, и знаний, заложенных ранее. Все это приводит к формированию эмпирических понятий. Следовательно, наглядные пособия являются начальным звеном, вернее толчком для того, чтобы схема ощущение – восприятие – представление – понятие начала действовать [Беспалько]. 1.3. Понятие о сущности наглядных пособий Средства обучения – это различные виды источников информации, отражающих содержание знаний предмета биологии и техническое оборудование, способствующее реализации образовательного процесса с учётом принципа наглядности (Пономарёва И.Н.). Средства наглядности на основании их характера и значения в обучении биологии можно разделить на две группы (схема 1.2.): Схема 1.2. – Классификация наглядных пособий В свою очередь, натуральные (реальные) наглядные пособия, используемые на уроках биологии, разделяют на: живые и неживые, или препарированные. Изобразительные (знаковые) делят: на плоскостные (рисованные) и объемные [Пономарев]. Натуральными живыми пособиями служат специально подобранные растения (комнатные и принесенные со школьного участка или с экскурсии), животные в аквариумах, инсектариях, террариумах и клетках в уголке живой природы. К ?натуральным ?препарированным ?пособиям ?относятся ?гербарии, ?влажные ?препараты, ?микропрепараты, ?коллекции, ?скелеты ?позвоночных ?животных ?и ?отдельные ?их ?части, ?чучела, ?раздаточный ?материал ?для ?практических ?работ ?и ?др. ? Демонстрация ?живых ?растений ?и ?животных ?в ?качестве ?раздаточного ?материала ?требует ?заблаговременной ?их ?подготовки. ?Выбор ?этих ?объектов ?определяется ?программой, ?местными ?условиями ?и ?требованиями ?по ?охране ?природы. ?Кроме ?сбора ?объектов ?в ?природе, ?растения ?можно ?специально ?высеять ?на ?участке, ?чтобы ?приготовить ?раздаточный ?материал, ?а ?вредителей, ?поселившихся ?на ?растениях ?учебно-опытного ?участка, ?собрать ?для ?коллекций, ?для ?использования ?в ?качестве ?раздаточного ?материала. ? При ?работе ?с ?гербариями ?и ?коллекциями ?следует ?учитывать, ?что ?этот ?материал ?дает ?неполное ?представление ?о ?живых ?организмах. ?Поэтому ?его ?следует ?использовать ?в ?комплексе ?с ?другим ?оборудованием, ?помогающим ?понять ?свойства ?изучаемых ?организмов. ?Кроме ?высушенных ?натуральных ?объектов ?- ?гербариев, ?коллекций ?(семян, ?соцветий, ?плодов, ?шишек) ?и ?коллекций ?насекомых, ?отдельных ?частей ?тела ?животных ?(перья, ?кости, ?чешуя, ?раковины), ?используют ?влажные ?биологические ?препараты, ?которые ?монтируют ?между ?двумя ?стеклянными ?пластинами ?и ?опускают ?в ?склянку ?с ?консервирующей ?жидкостью [Настольная книга]/ ? Приготовленные, ?таким ?образом, ?влажные ?препараты ?позволяют ?изучить ?внутреннее ?и ?внешнее ?строение ?организмов ?в ?их ?натуральных ?размерах. ?Среди ?них ?можно ?назвать ?следующие ?препараты: ?"Корни ?бобового ?растения ?с ?клубеньками", ?"Развитие ?лягушки", ?"Развитие ?насекомого", ?"Аскарида", ?"Внутреннее ?строение ?речного ?рака" ?и ?др. ?С ?помощью ?этих ?препаратов ?изучают ?внутреннее ?строение ?животных, ?фазы ?развития ?насекомых ?и ?др. ? Объекты, ?опушенные ?в ?фиксирующую ?жидкость, ?часто ?теряют ?естественную ?окраску ?и ?в ?таком ?случае ?их ?используют ?на ?уроке ?в ?сочетании ?с ?другими ?пособиями, ?отображающими ?естественную ?окраску ?этих ?объектов ?и ?их ?местоположение ?в ?целостном ?организме. ? Одним ?из ?важнейших ?видов ?натуральных ?учебных ?пособий ?являются ?микропрепараты. ?Они ?не ?заменимы ?в ?познании ?клеточного ?строения ?организмов, ?а ?также ?других ?микроскопически ?малых ?природных ?объектов ?(бактерии, ?плесневые ?грибы, ?споры ?грибов, ?мхов ?и ?папоротников, ?пыльца ?растений, ?клетки ?крови ?и ?пр.) Микропрепараты ?делятся ?на: ? 1) ?постоянные, ?изготовленные ?фабричным ?путем ?специально ?для ?обучения; ? 2) ?временные, ?приготовленные ?учителем ?для ?урока ?или ?на ?уроке ?самими ?школьниками [Настольная книга]. ? Постоянные ?микропрепараты ?представляют ?собой ?тончайшие ?срезы ?тканей ?организмов, ?их ?органов. ?Клетки ?в ?большинстве ?своем ?не ?имеют ?окраски ?и ?потому, ?даже ?при ?большом ?увеличении ?микроскопа, ?бывает ?трудно ?рассмотреть ?внутриклеточные ?структуры, ?в ?том ?числе ?ядро. ?В ?связи ?с ?этим ?клеточные ?микропрепараты ?окрашивают ?специальными ?красителями ?для ?придания ?им ?большей ?наглядности. ? Учителям ?обязательно ?надо ?предупреждать ?детей ?о ?том, ?что ?цвет ?не ?является ?естественным ?для ?микроструктур. ?Чтобы ?можно ?было ?разобраться ?в ?изучаемом ?микропрепарате, ?его ?используют ?в ?комплексе ?с ?изображением ?- ?микрофотографией ?или ?таблицей ?для ?этого ?студией ?"диафильм" ?выпущены ?серии ?диапозитивов ?представляющих ?фотографии ?микропрепаратов ?по ?курсу ?"Растения. ?Бактерии, ?Грибы ?Лишайники"; ? Временные ?препараты ?так ?называются ?потому, ?что ?не ?сохраняются ?долго. ?После ?ознакомления ?с ?микрообъектом ?временный ?препарат ?смывается ?с ?предметного ?стекла. ?На ?уроках ?биологии ?часто ?используют ?коллекции, ?которые ?представляют ?монтаж ?натуральных ?объектов, ?объединенных ?определенной ?тематикой. ?Например, ?коллекции ?могут ?быть ?использованы ?при ?изучении ?внешнего ?строения ?организмов ?или ?их ?частей ?("Коллекция ?плодов ?и ?семян", ?"Представители ?отрядов ?насекомых" ?и ?др.) [Методика преподавания биологии]. ? Такие ?коллекции ?называются ?морфологическими. ?Их ?используют ?для ?сравнения ?объектов, ?выявления ?черт ?схожести ?и ?различия. ?Для ?изучения ?роли ?животных ?в ?природе ?существуют ?другие ?учебные ?коллекции: ?"Насекомые ?- ?опылители ?луговых ?растений", ?"Насекомые ?- ?вредители ?хлебных ?культур", ?"Повреждения ?хвойных ?деревьев ?короедами" ?и ?т.п. ?Выяснять ?взаимосвязи ?в ?органическом ?мире, ?рассматривать ?онтогенетическое ?развитие ?организмов, ?прослеживать ?общебиологические ?закономерности ?помогают ?общебиологические ?коллекции. ?Например, ?"Развитие ?тутового ?шелкопряда", ?"Развитие ?майского ?жука", ?"Защитные ?приспособления ?у ?животных" ?и ?др. ? Технологические ?коллекции ?демонстрируют ?продукты, ?получаемые ?из ?природных ?материалов, ?например, ?"Каменный ?уголь ?и ?продукты ?его ?переработки", ?"Зерновые ?культуры ?и ?крупы, ?получаемые ?из ?них" ?и ?др. ?Для ?изучения ?строения ?позвоночных ?животных ?на ?уроках ?используют ?препарированные ?скелеты ?(рыбы, ?лягушки, ?ящерицы, ?змеи, ?курицы ?и ?кошки) ?и ?их ?отдельные ?кости. ?Используются ?также ?чучела ?животных ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: