VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемные аспекты реализации некоторых политических прав граждан в современной России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W002485
Тема: Проблемные аспекты реализации некоторых политических прав граждан в современной России
Содержание
Содержание 


Введение	3
1.	Теоретико-правовые основы реализации политических прав граждан	6
1.1.	Понятие и значение политических прав и свобод	6
1.2.	Конституционно-правовое закрепление политических прав	16
2.	Проблемные аспекты реализации некоторых политических прав граждан в современной России	21
2.1.	Проблемы реализации избирательных прав граждан РФ	21
2.2.	Проблемы реализации  права граждан на обращения	35
Заключение	48
Список использованных источников	52
















Введение

     Демократизация политического режима значительно расширила социальные возможности, предоставляемые личности обществом. Следствием этого явилось существенное усиление роли прав и свобод человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации, провозглашение их на конституционном уровне как высшей ценности, расширение системы их гарантий. Получили новое наполнение традиционные юридические гарантии основных прав и свобод, появились новые механизмы защиты прав и свобод личности.
     Конституция Российской Федерации 1993 года1 в статье 3 закрепила идеологию народного суверенитета, определила многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный источник власти. Среди других правовых средств детализации народного суверенитета важную роль как раз и играют политические права и свободы.
     Политические права, свободы в нашем обществе не стали еще полноценной политико-правовой реальностью. С одной стороны, государство не всегда надежно обеспечивает и гарантирует эти права, свободы, вводит необоснованные барьеры на пути людей к их же правам. С другой стороны, граждане не верят в эффективность своего воздействия на власть с помощью политических прав и свобод.
     Конституция Российской Федерации не только провозгласила высшую ценность прав и свобод человека, но и закрепила обязанность государства их признавать, соблюдать и защищать. Данное положение составляет фундаментальную основу конституционного строя России и подлежит неукоснительному исполнению. Вместе с тем, оно далеко не всегда находит свою реализацию на практике, и ситуация с защитой прав человека в России по-прежнему остается достаточно сложной. Актуальными являются проблемы, связанные с реализацией прав и свобод.
     Одной из важнейших категорий прав, которые в настоящее время подвергаются частым нарушениям, являются политические права и свободы. Возрастает количество нарушений в этой области, в связи с чем происходит утрата доверия населения к государственной власти.
     Механизм реализации политических прав и свобод в России во многом не совершенен. В федеральное и региональное конституционное законодательство постоянно вносятся изменения, касающиеся системы гарантий политических прав и свобод, в связи с чем особую актуальность приобретает теоретическое исследование этого законодательства и практики его применения.
     Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации политических прав человека.
     Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие реализацию политических прав и свобод граждан.
     Целью исследования является выявление правовых проблем, связанных с реализацией политических прав граждан, а также разработка предложений по их решению. 
     Эта цель достигается посредством решения следующих задач:
1. Изучить понятие и значение политических прав и свобод;
2. Рассмотреть конституционно-правовое закрепление политических прав;
3. Проанализировать реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации; 
4. Исследовать реализацию права граждан на обращения.
     Методологическую основу исследования составили исторический метод, сравнительно-правовой метод, метод юридического анализа. 
В качестве нормативно-правовой базы использовались международные правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и другие, законы Республики Коми, иные нормативно-правовые акты высших органов государственной власти Российской Федерации, правовые позиции Конституционного Суда РФ.
     Теоретическую  базу исследования составляют монографии, статьи из периодической печати, посвященные проблемам прав человека. 
В юридической науке достаточно много внимания уделяется вопросам прав человека. Права и свободы человека и гражданина всегда являлись предметом пристального внимания многих исследователей и нашли широкое отражение в юридической литературе. Проблема реализации политических прав и свобод человека и гражданина исследовалась такими учеными, как Н.И. Амрахов, Е.И. Козловой, В.В. Комарова, О.В. Орлова, Постникова А.Е., Е.А. Лукашева, Д.А. Саблин, А.А. Уваров, В.Е. Чиркина, и др.
     Вопросам избирательной системы и избирательного права посвящены работы таких авторов, как Л.А. Нудненко, С.С. Сидоров, В.А. Черепанов и др.
     Исследование  вопросов, связанных с реализацией права граждан на обращения,  обусловило необходимость изучения и анализа научных работ и публикаций, посвященных исследованию вопросов реализации права граждан на обращение таких авторов, как И.Е. Бочкарев, Р.М. Гильманов, В.А. Мещерягина, А.В. Савоськин и др.
     




1. Теоретико-правовые основы реализации политических прав граждан

1.1. Понятие и значение политических прав и свобод
     
     Политические права и свободы человека составляют стержень политической свободы и в этом качестве отражают ее уровень. Этот уровень зависит от многих факторов - экономических, социальных, культурных, национальных, нравственных и, конечно же, от существующего в том или ином государстве и обществе политического режима. Как отмечается в литературе, «юридическая свобода личности в политической сфере не может быть шире самой социальной (фактической) политической свободы»2.
     Политические права и свободы, во-первых, связаны с условиями политического взаимодействия людей, во-вторых, отражают достоинство и недостатки существующей политической системы каждого отдельно взятого общества.
     На процесс реализации политических прав и свобод оказывает влияние, прежде всего, оценочная характеристика личностью не только своих прав, но и деятельности государственной власти. У каждого человека свое представление о том, каким должно быть государство, какие законы следует принять, стоит ли вступать в ту или иную партию и т.п. Кроме того, на реализацию политических прав и свобод влияют особенности группового и массового общественного сознания.
     Особенность политических прав и свобод состоит и в том, что, в отличие от экономических, социальных и культурных прав, направленных на обеспечение личной автономии, они в большей мере носят неиндивидуалистический характер и нацелены на включение человека в управление делами общества и государства. Это связано с тем, что реализация таких прав направлена не только на обеспечение личного благосостояния, но и на развитие общества и государства в целом. Именно через осуществление политических прав, свобод и обязанностей происходит смягчение противоречий между личными и общественными интересами, а подчас и полное или частичное их совпадение3.
     Применительно к правовому государству и гражданскому обществу политические права и свободы являются непосредственно действующими. В нашей стране такие права и свободы обеспечиваются Конституцией РФ (ст. 2 Конституции РФ) и охраняются Конституционным Судом РФ, а также судебной системой в целом, Уполномоченным по правам человека, органами прокуратуры, а на  международном уровне, например, Европейским Судом по правам человека. Таким образом, политические права и свободы должны соответствовать международным стандартам.
     В политических правах и свободах в наибольшей степени проявляется баланс свободы и равенства, ибо их реализация не влечет за собой резко выраженного социального расслоения. Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что экономическое или социальное неравенство порождает у довольно значительной части населения достаточно устойчивое нежелание участвовать в политической жизни. Учитывая, что наше общество полиэтническое, необходимо создать такие условия, которые способствовали бы формированию психологии терпимости и стремления к компромиссу между различными этническими группами. В значительной мере это также достигается через равенство политических прав и свобод. Немаловажную роль играют средства массовой информации, ибо они выступают ареной и рупором реализации свободы слова, печати и других информационно-политических прав.
     Отсюда особенность гражданского общества состоит в том, что, с одной стороны, оно предполагает наличие политического плюрализма, а с другой, - это есть эффективный, отлаженный механизм достижения гражданского согласия.
     Обладание абсолютно равными политическими правами и свободами, не означает равное политическое влияние, ибо индивиды в гражданском обществе в условиях свободного рынка имеют разные политические и экономические ресурсы. И, как правило, в политике побеждают те силы, которые доминируют в экономике.
     В значительной мере реализация политических прав и свобод предполагает организованность и самодисциплину, активность личности в сфере политического участия. Но в любом случае реализация политических прав и свобод граждан связана с осуществлением государственной власти, с реализацией права граждан участвовать в управлении государственными делами.
     Иными словами, взаимоотношение между личностью (гражданским обществом) и государством исходит, с одной стороны, из всестороннего развития общественной инициативы и самодеятельности, а с другой, из утверждения прочного правопорядка, и в первую очередь в политической сфере жизни гражданского общества и государства.
     Одной из особенностей современного этапа формирования гражданского общества является то, что реализация гражданами их политических прав происходит не только по их собственной инициативе, но в большей степени как бы «сверху», путем их привлечения государством.
     Участие индивида в политике должно осуществляться не по причине услужения государству, а в силу того, что человек осознает, что без его участия не возникнут демократические институты, не будет возможности осуществлять и защищать свои права, свободы и интересы. Отсюда политическая свобода представляет собой единственно действенную гарантию становления и функционирования гражданского общества4.
     Однако в настоящее время в России наблюдается пассивность широких масс граждан, их минимальное участие в государственных делах при внутреннем безразличии к политике, т.е. речь идет о политической апатии и политическом отчуждении.
     Человек участвует в политической деятельности как гражданин государства непосредственно или через коллективные формы. В первом случае речь идет о реализации его субъективного права, которое включает в себя: участие или неучастие, например, в выборах либо референдуме (ч. 3. ст. 32 Конституции РФ); обращение с предложениями, заявлениями и т.п. в органы государства или органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ); участие в митингах, демонстрациях, шествиях и манифестациях, проведении собраний (ст. 31 Конституции РФ); участие в отправлении правосудия, в частности в качестве присяжных заседателей (ч. 5. ст. 32 Конституции РФ); работа в государственных органах (ч. 4. ст. 32 Конституции РФ).
     Все это соответствует и международным документам о правах человека. Так, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации… без необоснованных ограничений право и возможность: а) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; Ь) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; с) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе»5.
     Что касается последнего полномочия, то здесь имеется в виду равный доступ к несению государственной службы, а отнюдь не то, что любой человек может стать государственным чиновником. Времена, когда утверждалось, что управлять государством сможет и кухарка, канули в Лету. Наоборот, современное законодательство содержит ряд ограничений для занятия должности в государственном аппарате.
     Так, например, Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»6 устанавливается запрет на замещение государственных должностей недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами. Пункт 5 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе ограничивает возможность совместной государственной службы родственников. Правомерным основанием к отказу в приеме на государственную службу является гражданство иностранного государства (двойное гражданство).
     Что касается иных политических прав, осуществляемых через коллективные формы (коллективные права), то к ним относятся: выдвижение кандидата в депутаты или на пост президента страны через создание инициативных групп избирателей, осуществление избирательных прав через политические партии, право народа (этноса) на самоопределение или на создание автономии и т.д. 
     Особенность политических прав проявляется в их тесной связи с таким личным (естественным) правом, как право на достоинство личности, ибо достоинство состоит в осознании человеком своей ценности.
     Более того, право на достоинство является как бы результатом осуществления всех остальных прав и не зависит от заслуг человека, от его убеждений и общественно-политического статуса. 
     Одним из важнейших выступает право гражданина на защиту своих и чужих прав и интересов. К числу подобных относятся, в частности, право на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций и др.
     Говоря о политических правах, нельзя забывать и политические свободы. В статье 31 Конституции РФ сказано о праве на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации, цель которых состоит в коллективном обсуждении проблем, представляющих общие интересы, или в выражении протеста против внутренней и внешней политики и т.п., против тех или иных управленческих решений.
     Особый интерес представляет свобода убеждений, которая подразумевает свободу совести, мнения и т.п. Но при этом, как правило, свобода убеждений - это не только свобода мнений, но и свобода действий, плюрализм организаций. Поэтому, в конечном счете, имеется в виду все то же участие в управлении государственными и общественными делами либо непосредственно, либо через выборные и иные госорганы, либо через общественные объединения (путем реализации права на объединение). 
     Но при этом личность в гражданском обществе действует в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом». Естественно, речь идет о свободе действовать и свободе слова, а ни в коей мере не о свободе мыслей или убеждений в собственном смысле этого слова. Как известно, гражданское общество не является однородным и отсюда личность, обладая свободой мысли и убеждений, проявляет определенную индивидуальность и автономию.
     В то же время, Конституция РФ прямо запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 Конституции РФ), а также ст. 280, 282-283, 354 УК РФ7.
     Вместе с тем, свобода мысли и слова - проявление самовыражения и самоидентификации и индивидуализации личности. И, думается, здесь наиболее эффективными «цензорами» выступает разум и совесть самого человека.
     Кроме того, свобода убеждения не означает навязывания своей точки зрения другим гражданам, что, с одной стороны, обусловливается проявлением нравственной культуры, а с другой, - очерчивает рамки правовой свободы, границы которой четко предусмотрены в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека8, ч. 2 ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод9. Ограничение свободы мнений и свободы информации, неотделимой от свободы убеждений, необходимо в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности и т.п.
     В любом случае реализация политических прав и свобод - проявление политического участия. Политическое участие ставит своей целью: выражение и согласование различных интересов; влияние на формирование и функционирование государственного аппарата, на процесс принятия управленческих решений; преодоление отчуждения личности и общества от политики и государства; развитие самой личности, т.е. социализация и самовыражение.
     При этом политическое участие может быть либо активным, либо пассивным. Активная форма - это всегда добровольное и регулярное занятие политической деятельностью, например в качестве депутата представительных органов, члена политической партии, базирующееся в одних случаях на общественном (гражданском) долге, в других - чувстве коллективизма, в третьих, -стремлении достичь жизненного благополучия, улучшить свое социальное положение, в том числе повысить свой престиж.
     Что же касается пассивного политического участия, то это участие в выборах, в референдумах и т.п., носящее, как правило, эпизодический характер.
     Активная реализация политических прав (равно как и других) в индивидуальной или коллективной форме всегда предполагает, что государственная власть, с одной стороны, принимает законы, которые отражают современные потребности, а с другой, - заставляет их уважать и соблюдать эти законы.
     Политические права и свободы не есть раз и навсегда данные юридические возможности. Они постоянно развиваются и отражают реальности общественного развития и поэтому их нельзя абсолютизировать. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 55) четко очерчиваются рамки свободы человека в политической сфере: защита конституционного строя; обеспечение обороны страны и безопасности государства. Например, действующее российское законодательство предусматривает юридическую ответственность за разглашение государственной тайны, шпионаж и т.п.
     Таким образом, ограничение - один из способов регулирования степени свободы человека в обществе в целом. Данный способ действует только при наличии специального Федерального закона, невозможности иных путей обеспечения государственной безопасности, а также, если вводимые ограничения не нарушают международных обязательств государства. А главное, ограничения политических прав должны быть четко сформулированы.
     Политические права обычно признаются лишь за гражданами, т.е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. В отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).
     Таким образом, общество, где человек чувствует себя достаточно свободным в политическом волеизъявлении и есть гражданское общество. В связи с этим реализация политических прав и свобод есть не что иное, как сознательно волевое поведение личности, в рамках которого индивид реализует то или иное политическое право, например избирательные права, право на участие в референдуме, право вносить в государственные органы предложения, право на объединение и др.
     Кроме того, люди должны быть не только политически свободны с юридической точки зрения. Не менее важно, что и с моральной стороны индивиды должны быть свободны в выборе собственных решений, они должны добиваться успеха или терпеть неудачу в соответствии со своим выбором.
     В юридической литературе предлагается деление политических прав на: 
     1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии; 
     2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собрании и манифестации, право на объединение)10.
     Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан. Объем правового регулирования нормы, закрепляющей права граждан на участие в управлении делами государства, выходит далеко за рамки обычного субъективного права, вторгаясь в пределы действия других политических прав и свобод граждан: избирательного права, права на участие в референдуме и многих других. Возможно, право граждан на участие в управлении государственными и общественными делами является не столько субъективным правом, входящим в систему политических прав и свобод, сколько основополагающим принципом взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами. Данный принцип реализуется в первую очередь посредством осуществления политических прав и свобод граждан11.
     Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично отражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющее материализовать свободу выражения мнения. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права граждан, т. е. на свободу доступа к источникам информации.
     Большинство современных конституций закрепляют такие формы  политической активности граждан, как свобода собраний, митингов, демонстраций и пр. Эти демократические институты являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в общественно-политической жизни.
     В числе политических прав следует указать и право на обращение, именуемое еще правом петиции. Посылаемые в государственные органы и органы местного самоуправления петиции граждан представляют собой не только способ восстановления нарушенного права, но и форму политического участия в решении публичных дел. Реализация этого права предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Как правило, порядок подачи и рассмотрения письменных обращений, как и принятия по ним решений, определяет закон12.
     Таким образом, политические права и свободы - важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

1.2. Конституционно-правовое закрепление политических прав 

     Конституционные права и обязанности человека и гражданина в силу признания за ними качества основных предопределяют развитие и совершенствование всей системы прав и обязанностей личности. Взятые в единстве, они отражают взаимодействие возможного и должного поведения личности в обществе, объем которого указывает на практическую реализацию прав и обязанностей каждого индивида.
     Современный этап конституционного развития России характеризуется постоянным совершенствованием системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Начало этому процессу положила Конституция Российской Федерации 1993 г. 
     Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода. Декларация прав и свобод человека и гражданина и новая Конституция РФ ознаменовали отказ от классового подхода при закреплении правового статуса личности13.
     В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Впервые на конституционном уровне признана категория «права человека». Еще одной чертой новой концепции прав человека является отказ от характерного для социалистической теории принципа приоритета государственных интересов перед интересами личности. Новое конституционное законодательство стоит на позициях признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в частности в области прав человека.
     Институт прав и свобод человека и гражданина, содержащийся в Конституции РФ, базируется на сочетании естественно-правовых и позитивистских подходов14.
     В главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ отражает ценности мирового сообщества и эволюцию подхода нашей страны к основам статуса личности. Приоритет личности, ее прав и свобод является одной из основ конституционного строя РФ.
     Исходными принципами, которые развивают эти постулаты и стали базовыми в конституционном статусе личности в РФ, являются: свобода личности; принадлежность человеку от рождения основных прав и свобод и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в Российском государстве требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей; юридическое равенство, т. е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины; непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие статуса личности конституционным основам и его закрепление в текущем законодательстве и практической реализации; гарантированность конституционного статуса личности, ее прав и свобод.
     В целом конституционный фундамент системы защиты прав человека, созданный в России, признается более чем удовлетворительным. И Конституция 1993 года (главы 2и7),и «международная» составная часть правовой системы РФ (согласно п. 4 ст. 15) призваны обеспечить эффективность правозащитной деятельности государства. К тому же подписав Европейскую конвенцию по защите прав и основных свобод человека и будучи включенной во всевозможные международно-правовые механизмы защиты прав человека - в первую очередь признавая юрисдикцию Европейского суда по правам человека, - Россия должна гарантировать их полное и безусловное выполнение.
     Таким образом, рассматривая различные подходы к определению места и роли конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, можно прийти к выводу, что практически все конституции мира отражают данные категории. Если же категория обязанностей не нашла своего отражения в основном законе, то это не говорит об их отсутствии и неприменении на территории данного государства. Для Российского государства права и свободы являются высшей ценностью, они определяют смысл и содержание законов и деятельности органов всех ветвей власти (ст. 2 Конституции РФ). Но конституционные права, свободы, а также и обязанности являются неотъемлемыми элементами статуса личности, а потому в совокупности должны развиваться, изучаться и пропагандироваться в Российской Федерации.
     В механизме реализации прав человека ключевую роль играют гарантии этих прав. Однако гарантии не обеспечивают автоматического осуществления прав. Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия (материальные, политические, социальные и другие), при которых возможна реализация его прав. Обязанность создания надлежащих условий возложена на государственную власть. При этом государство должно проявлять активность в обеспечении прав человека и условий для наиболее полного использования им своих прав и свобод. 
     Для общества, поставившего своей целью формирование правовой государственности, актуален вопрос о возможности и пределах ограничений прав человека государством. 
     Мировой опыт свидетельствует о том, что такого рода ограничения продиктованы интересами безопасности общества, защиты основ конституционного строя, охраны прав и законных интересов других лиц. Отсюда главными принципами (условиями) ограничения прав и свобод человека являются: 
* установление ограничений на уровне закона и только для соблюдения и уважения прав и свобод других лиц, а также общественных интересов и требований морали; 
* соразмерность ограничений существующему содержанию прав и свобод человека. 
     Ограничение политических прав граждан является не самоцелью, и не беззаконием государства, а социально оправданными действиями, призванными обеспечить стабильное развитие общества в духе политического плюрализма и демократии. 
     Российская Федерация сравнительно недавно встала на путь демократического развития, а потому формирование института ограничения политических свобод происходит неоднозначно.
     Наиболее общими ограничениями избирательных прав граждан российская Конституция указывает на недопустимость избирать и быть лицам, не достигшим 18 лет, признанным судом недееспособными, а также содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда. В отношении пассивного избирательного права российское законодательство устанавливает, что законами и иными нормативными актами законодательных органов субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином права быть избранным. При этом данные условия могут касаться только достижения им определенного возраста или сроков его проживания на определенной территории. Но регулирование таких вопросов актами субъектов РФ носит не абсолютный характер15.
     Наиболее общей тенденцией в развитии отечественного института ограничения политических нрав должно стать подробное законодательное регламентирование условий и порядка их осуществления, четкое закрепление полномочий государственных органов по пресечению злоупотребления политическими свободами, определение конкретных ограничительных форм, субъектов и процедуры их реализации, а также выработка механизма, обеспечивающего соответствие федеральных и региональных актов в данной сфере.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
2. Проблемные аспекты реализации некоторых политических прав граждан в современной России

2.1. Проблемы реализации избирательных прав граждан РФ

     Избирательные права включают в себя целый комплекс самостоятельных, но одновременно взаимосвязанных друг с другом прав и свобод: право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное избирательное право), право быть избранным (пассивное избирательное право), право участвовать в выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, в иных избирательных действиях.
     Конституция РФ, закрепив право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы публичной власти, одновременно предоставила федеральному законодателю полномочия по их ограничению без указания пределов и принципов допустимого ограничения избирательных прав.
     Из конституционного принципа народовластия следует, что правом выбирать представителей в органы публичной власти должен обладать источник публичной власти, каковым является народ.
     Однако далеко не все граждане, проживающие на определенной территории, наделены учредительной властью, а только те, которые обладают активным избирательным правом и правом на участие в референдуме.
     Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»16 активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. 
     Таким образом, основная часть избирательного корпуса состоит из граждан РФ, имеющих регистрацию по месту жительства в пределах данного территориального образования. Следовательно, основным «ограничителем» активного избирательного права определен ценз места жительства, что приводит к чрезмерному ограничению избирательных прав граждан.
     Например, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, снимаются с регистрационного учета по месту прежнего жительства, но на регистрационный учет по месту дислокации воинской части не ставятся. 
     В связи с этим военнослужащие по призыву как не имеющие регистрации по месту жительства не обладают активным избирательным правом. Тем не менее, их права на участие в выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации предусмотрены соответствующими федеральными законами. 
     На муниципальных выборах военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ). Эти категории военнослужащих, таким образом, лишены права избирать своих представителей в органы местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Такое ограничение избирательных прав военнослужащих по призыву является чрезмерным, потому что приводит к утрате содержания этого права и фактически к поражению военнослужащих в политических правах17.
     Что касается права военнослужащих по призыву на участие в выборах депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, на территории которого дислоцирована их воинская часть, то в федеральном законо.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%