- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004859 |
Тема: | Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Среди личностных образований, которые обусловливают поведенческие и индивидуально-психологические особенности человека, его взаимоотношения с окружающими, ключевое значение принадлежит самооценке. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. От самооценки ребенка зависит характер общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие личности. Именно поэтому проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности младшего школьника. Становление самооценки психологи связывают с проявлением у ребенка таких чувств как компетентность, собственное достоинство, уверенность в себе, с развитием потребности в знаниях. Особая роль в формировании самооценки у детей отводится учителю: отмечается, что положительной она становится тогда, когда формируется в условиях одобрения личности ребенка со стороны педагога, проявления к нему тепла и участия. В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка ее теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М. В. Гамезо, У. Джеймс, И.С. Кон, , А.И. Липкина,) [1;10;18;20;24;30;35]. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие, в то же время, успеваемость младшего школьника влияет на формирование его самооценки В младшем школьном возрасте самооценка формируется, прежде всего, под влиянием обучения и во многом зависит от оценок учителя (Ю. Андрусишин, А. И. Липкина) [2;35]. В исследованиях выявлена связь самооценки с уровнем сформированности у младших школьников учебной деятельности и познавательной активности (А.В. Захарова, Ю. Андрусишин ) [2;27]. Показано, что в становлении самооценки особое значение имеют основания, на которые опирается субъект, оценивая себя, поскольку именно с их спецификой связан уровень надежности самооценки как механизма саморегуляции (А.В. Захарова, Т.Ю.Андрущенко) [2;27]. В психолого-педагогических исследованиях вопросы самооценки исследуются достаточно широко; наиболее полная разработка ее теоретических и практических аспектов отражена в трудах как отечественных, так и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В. Гамезо ,В. Джеймс, И.С. Кон,. Липкина,) [1;10;18;20;24;30;35]. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в своих силах, выбрать интересное занятие, в то же время, успеваемость младшего школьника влияет на формирование его самооценки. Несмотря на значительное количество исследований в области изучения самооценки личности, вопрос самооценки младших школьников с различной успеваемостью освещен недостаточно. При этом данный вопрос является одним из самых острых, стоящих перед современной школой и должен быть решен для обеспечения достижения учениками успехов. Цель: определить самооценку младших школьников, имеющих разную успеваемость. Теоретические задачи исследования: Изучить проблему самооценки в младшем школьном возрасте в отечественной и зарубежной психологии. Раскрыть особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Описать влияние успеваемости на становление личности младшего школьника. Эмпирические. Провести исследование уровня самооценки хорошо и слабо успевающих младших школьников. Подобрать рекомендации педагогам по формированию самооценки младших школьников. Объект исследования: самооценка как составляющая структура личности младших школьников. Предмет исследования: особенности самооценки младших школьников с разной успеваемостью. Методы исследования: теоретические: анализ психолого- педагогической литературы по проблеме исследования; Метод анализа продуктов деятельности (анализ успеваемости младших школьников по школьному журналу); Комплекс взаимодополняющих методик: лесенка Дембо- Рубенштейн, методика Заззо, методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса. Эмпирическая база исследования: школа №52 города Брянска, 40 учащихся 4 классов. Теоретическая значимость: в исследовании обобщен теоретический материал о самооценке младших школьников и осуществлен анализ особенностей самооценки младших школьников с различной успеваемостью. Практическая значимость: возможность использования результатов исследования в построении программ и занятий развития самооценки младших школьников; разработки семинаров, бесед, круглых столов для педагогов и родителей по формированию самооценки; приведенные рекомендации могут использоваться педагогами в практической деятельности. Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав в каждой по три параграфа, заключения, списка литературы и приложений. Объем работы …. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1 Проблема самооценки в отечественной и зарубежной психологии Сущность личности состоит в осознании себя и в определенном отношении к самому себе. Личность является структурой жизненных смыслов субъекта; она - результат работы сознания, которое создает путем отбора и синтеза культурных достоинств общества собственные смыслы жизнедеятельности. Самосознание, благодаря которому человек познает себя, оценивает и отрабатывает определенное отношение к себе, позволяет вносить в процесс строения личности коррективы путем адаптации жизненных смыслов в собственных особенностях. Одним из важных факторов, который раскрывает многогранность самосознания, является самооценка. Понятие самооценки К. Леонович рассматривает как ценность, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности [34]. Основу самооценки составляет система личностных образований индивида, принятых им как система ценностей. В работах И. Ковалишина говорится о самооценке, как о саморегуляции, определяющих направление и уровень активности человека, его отношение к миру, другим людям, самому себе [29]. Существует несколько трактовок самооценки: самооценка - показатель степени удовлетворенности собой[7]; самооценка - отношение успеха с требованиями личности; самооценка - фиксация результата познания себя [16]. Итак, самооценка - это психическая система, функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкий процесс познания внешнего мира и осуществляется в непрерывном взаимодействии человека с миром. Как сложное психологическое явление самооценка не может быть изолированной от всех проявлений психической жизни человека: она связана с его мышлением, памятью и другими психическими процессами [20]. В самооценке выделяют два аспекта: операционно-процессуальный и структурный. Их изучение направлено на: раскрытие путей, условий и способов становления и функционирования самооценки, на проявление ее особенностей как личностного образования [33]. Самооценка является важнейшим фактором мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Как механизм саморегуляции самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека: в любой деятельности, в поведении, познании, общении. Самооценка включена в мотивационную сферу личности [23]. Природу самооценки можно исследовать с позиций: адекватности (реалистичная, объективная) неадекватности (завышенная, заниженная) устойчивости -неустойчивости; стабильности - динамичности; осознанности – неосознанности [23]. Процессуальные характеристики самооценки, отражающие особенности ее формирования и функционирования, можно рассматривать с позиций аргументированности, надежности, эффективности [13]. Различаются самооценки и по модальности. Они могут проявляться в категорической форме, что отражает уверенную оценку субъектом своих психических и физических качеств, в проблематичной, реализующих отношение субъекта к себе [16]. В. Абдрахманова отмечает, что самооценка представляет собой ступень в развитии самосознания и проявляется в способности относиться к себе критически, соотносить свои возможности с результатами деятельности не только согласно мнению окружения, но и на уровне собственных требований к себе. Л. Бороздина считает самооценку очень важной, если не ключевым компонентом самосознания, который обеспечивает наличие не только критической позиции индивида относительно того, чем он владеет, но и оценки с точки зрения определенной системы ценностей[11]. В. Куницына определяет самооценку как конкретное проявление самосознания, которое позволяет оценивать себя и включает определенные знания и отношения. И. Кон говорит, что из всех элементов самосознания самооценка является важной, и показывает, как индивид оценивает себя по отношению к определенной специфической ценности [31]. Г. Валицкас и Ю. Гипенрейтер рассматривают самооценку как продукт отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и стандартами, которые существует в единстве аффективного и когнитивного, осознаваемого и неосознаваемого, реального и демонстрируемого компонентов, общего и частного [14]. Каждый человек постоянно использует самооценку для регуляции собственного поведения, принятия решений. Это проявляется в оценке своего потенциала, использовании возможностей, которые предоставляются определенной сферой деятельности, и которые рассматриваются как отдельно, так и в совокупности. Самооценка определяется отношением к себе или к отдельным своим качествам, то есть принятием себя и является неотъемлемой составляющей Я-концепции личности. Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, соединенная с их оценкой, а описательная составляющая Я-концепции - образ «Я» или картина «Я». Поэтому Я-концепция определяет не просто наполнение индивида, а его мнение о себе, то, как он смотрит на свою жизнедеятельность и возможности саморазвития [3]. Согласованными являются взгляды психологов по определению природы самооценки. Ее рассматривают как переменную, которая отражает общее положительное или отрицательное отношение личности к себе. По мнению К. Роджерса самооценка является собственно, не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой [17]. Согласно взглядам У. Джемса самооценка может проявляться в виде удовлетворения или неудовлетворения самим собой. Удовольствие личности собой отражает высокий уровень ее самоуважения. Самоуважение - важное условие продуктивной активности личности, которое ведет к реализации ее творческого потенциала. Такая позиция не оставляет во внутреннем мире человека места критическому отношению к себе, неудовлетворенностью собой как источником возникновения потребности в самосовершенствовании [24]. В отечественной психологии проблема самооценки разрабатывается преимущественно в рамках возрастной психологии. Предметом изучения и анализа оказывается процесс формирования, становления самооценки, динамика ее свойств в онтогенезе. При этом самооценка рассматривается как один из компонентов, которые составляют самосознание от внешней оценки [42]. Самооценка имеет отличие от понятия «интроспекции», - метода, с помощью которого делается психологический анализ, изучаются психические процессы. Отечественные психологи, такие как Б.Г Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, рассматривают самооценку как составляющую самосознания личности и как продукт ее развития, порождаемый всей жизнедеятельностью человека [1;10;41]. ИС. Кон, считает, что самооценка - это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию по данному аспекту «Я» [30]. Б. Г. Ананьев высказал мнение, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания [1]. А.В. Захарова исследуя процесс формирования самооценки выделяет операционный и личностный аспекты анализа. Она считает, что структуру самооценки нужно рассматривать в единстве когнитивного и эмоционального аспектов. Ей была предложена структурно-динамическая модель самооценки и приведены научные данные о взаимодействии самооценки с другими психическими явлениями [27]. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно выделить следующие функции самооценки: мотивационную, ориентационную, регулятивную и рефлексивную [25]. Мотивационная функция самооценки проявляется в виде мотивов, целей, идеалов, которые выражают причины деятельности личности. Ориентационная функция. Успешная ориентация школьников в системе самооценки невозможна без знания норм и стандартов самооценки. Регулятивная функция самооценки состоит в мобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Рефлексивная функция самооценки проявляется не только в знании и понимании субъектом самого себя, но и в выяснении того, как другие понимают "рефлексирующего", его личностные качества. С.Ю. Головин, в свою очередь, выделяет только две основные функции, которые выполняет самооценка [21].: а) регуляторная - на основе которой возникает решение для личностного выбора; б) защитная - она обеспечивает относительную стабильность и независимость личности. В современной психологической науке существует несколько видов самооценки, отражающие особенности объектов оценки, качественные и количественные характеристики самой оценки. Различают два вида самооценки: глобальная, под которой понимают общую недифференцированную самооценку личности, и частичную, принадлежащую к разным уровням познания свойств личности. Первый вид самооценки имеет такую характеристику как адекватность. В соответствии со степенью адекватности обычно различают два вида самооценки: адекватную и неадекватную. Далее рассматривают неадекватную самооценку по отношению к эталону, с которым она сравнивается, как завышенную или заниженную [18]. Самооценка современного человека формируется под влиянием различных факторов, таких как: сравнение образа реального «Я» с образом идеального «Я», присвоение оценок и эталонов от ближайшего окружения, а также, главное, от успешных действий человека, которые он воспроизводит реально или только представляет их себе [25]. Сравнивая себя с другими, свои действия и реакцию окружающих на них, создается своеобразный эталон поведения. В зависимости от соотношения степени реальности с этим эталоном, личность получает удовольствие от результатов своих действий или неудовлетворение ими. От оценки окружающих зависит проявление оценочного отношения человека к себе, которое проявляется в заниженной, завышенной или адекватной самооценке. Заниженная самооценка формирует в личности ощущение большой неуверенности в себе и своих действиях. Люди с такой самооценкой постоянно сдерживают свою активность, так как боятся недоразумения окружающих, не могут реализовать всех своих возможностей, не проявляют инициативу. Такой личности характерно самообвинение всех своих действий и неуверенность в своем будущем. Личность с заниженной самооценкой испытывает страх перед будущим, что мешает ей реально оценивать ситуации, связанные с работой. Такой человек находит много причин, чтобы не предпринимать активных действий, не верит в свои профессиональные возможности - у него страх перед всем новым и неизведанным [28]. Завышенная самооценка личности приводит к возникновению многих конфликтов не только с окружающими, но и к внутри личностным противоречиям. Такая личность переоценивает себя, свои способности и возможности в различных ситуациях повседневной жизни. Встречается также и неустойчивая самооценка: человек в зависимости от конкретной ситуации якобы бросается из одной крайности в другую, находясь то в состоянии самоуверенности, то полностью пренебрегая себя. Такая самооценка обычно связана с различными жизненными обстоятельствами, она формируется у человека еще с детства, когда одни воспитатели были слишком требовательными, а другие - потакали всем поступкам. У людей с такой самооценкой возникает много личностных противоречий, они ставят высокие цели, но не способны достигать их [31]. Уровень самооценки существенно влияет на психическое состояние человека. Адекватно высокая самооценка психологически наиболее гармоничная для современного человека, высокая степень соотношения эталонной модели и качеств личности, поддерживаются и окружающими его людьми. Адекватная самооценка сопровождается чувством уверенности в своих мыслях, действиях и поступках, позволяет достигать поставленной цели. Ощущение счастливых событий в будущем создают гармоничные отношения с окружающими людьми. Уровень притязаний у такого человека является реалистичным, он характеризуется последовательностью достижения цели, он проявляет высокую производительность в своей работе[37]. Для характеристики самооценки личности недостаточно знать, как оценивает себя сам человек, - важно выяснить насколько адекватно ориентируется он в оценке себя окружающими. Человек с завышенной самооценкой готов всегда обвинять окружающих в несправедливом отношении, в непонимании его, в предвзятости к действиям, но сам не соглашается с тем, что он переоценил себя. Это приводит к агрессивному поведению, проявлению подозрения и злобы, личность отрицает свои явные недостатки и не может принять мнение окружающих. Нереалистичный уровень притязаний в такой личности приводит к нарушениям в отношениях с окружающими, высокие требования побуждают к некритическому оцениванию ситуаций, к навязыванию своего мнения другим[34]. Личности с заниженной самооценкой считают, что к ним почти все относятся несправедливо, что их не понимают, они больше фиксируют внимание на своих неудачах, чем на достижениях, считая свой успех случайностью, а неудачи – роковой предпосылкой. Такие качества заниженной самооценки побуждают личность снижать уровень своих притязаний, они устраиваются на первую попавшуюся работу, которую им предлагают и которая не способна создать условия для полного раскрытия творческого потенциала, что в дальнейшем может привести к внутреннему дискомфорту, психофизическому переутомлению и к полному неверию в свои силы. В то же время заниженная самооценка может способствовать и дальнейшему развитию личности, когда сознательный подход к проблеме активизирует положительные личностные качества и путем преодоления препятствий человек находит свой путь. Основываясь на проведенном теоретическом исследовании, можно предложить структуру самооценки, которая включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, практически- деятельностный [18]. В основу когнитивного компонента положено знание человека о себе, они могут быть ситуативными и устойчивыми, положительными и отрицательными. Мотивационно-ценностный компонент характеризуется положительным отношением в процессе самооценки, потребности познания собственного «Я», его положительных и негативных характеристик, стремлением добиваться успеха в совместной деятельности. У младших школьников в процессе самооценки выделяют мотивы избегания наказания, понимание сущности процесса самооценки. Практически- деятельностный компонент включает в себя систему умений самооценки. Они определяются по критериям, в соответствии с которыми дети оценивают свои положительные и отрицательные качества, способности и деятельность в группе. Уровень самооценки существенно влияет на психическое состояние человека. Адекватно высокая самооценка психологически наиболее гармоничная для современного человека, высокая степень соотношения эталонной модели и качеств личности, поддерживаются и окружающими его людьми. Адекватная самооценка сопровождается чувством уверенности в своих мыслях, действиях и поступках, позволяет достигать поставленной цели. Ощущение счастливых событий в будущем создают гармоничные отношения с окружающими людьми. Уровень притязаний у такого человека является реалистичным, он характеризуется последовательностью достижения цели, он проявляет высокую производительность в своей работе [37]. 1.2 Особенности самооценки в младшем школьном возрасте Основной характерной чертой школьного обучения является то, что со вступлением в школу ребенок начинает осуществлять общественно значимую и общественно- оцениваемую учебную деятельность. Это ставит его в новые условия, отношения, привлекает к окружающим. Через выполнение новой деятельности, через новые условия определяются все другие отношения ребенка со взрослыми и сверстниками - в семье и вне школы. Итак, меняется отношение к себе, а потому - и самооценка. Поэтому обучение через самооценку можно считать одной из важнейших функций школьного обучения, с помощью которой должна формироваться личность ученика. Основной, ведущей деятельностью становится отныне обучение, важнейшей обязанностью - учиться, получать знания. Правильное отношение к учебе у младших школьников формируется постепенно. Сначала они не понимают, зачем необходимо учиться, но вскоре выясняется, что обучение- это труд, который требует волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребенок к этому не привыкнет, то у него наступает разочарование, возникает негативное отношение к учебе [9]. Младший школьный возраст является сенситивным для формирования самооценки. Это связано с ростом познавательных возможностей ребенка, усилением интереса к себе и склонности к самонаблюдению. Ученик начальных классов живет в ситуации оценивания всех его действий. Эта ситуация формирует у него умение понимать и учитывать при самооценке позицию другого, производить реальные представления о своих качествах. Усложняется структура самооценки, растет критичность в отношении к себе. Становление самооценки связано с проявлением у ребенка таких чувств, как компетентность, собственное достоинство, уверенность в себе [22]. Становление самооценки в этот период характеризуется некоторыми противоречивыми тенденциями: или растет ее устойчивость, или она занижается. Усиление объективности самооценки тесно связано с ростом предвзятого отношения к себе. В исследовании П.В. Дячук показано, что в любом подборе испытуемых, адекватных оценок бывает не более 25-30%. Объяснений этому может быть несколько. Во-первых, ученики такого возраста «не могут» оценить себя адекватно, ведь даже взрослому человеку сделать это нелегко. Во-вторых, «Не хотят», поскольку здесь вступают в силу защитные механизмы, в частности сопротивление низким оценкам и желание видеть себя лучшим. В-третьих, «нужно» беспокоиться о том, чтобы соответствовать внешней оценке, ведь и независимость независимых экспертов далеко не всегда является такой [23]. Анализируя исследования Л.С. Выготского было выявлено, что именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка ребенка, которая опосредует его отношение к себе, интегрирует опыт его деятельности и общение с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие, прежде всего, согласуются с самооценкой [18]. Поступление ребенка в школу влечет за собой изменение его статуса и является испытанием устойчивости предварительно заложенной самооценки. Формирование самооценки в младшем школьном возрасте связано с включением ребенка в систематический процесс обучения, и усложняется за формами и содержанием в процессе общения с взрослыми и сверстниками. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок. С оценок себя и окружающих ребенок постоянно выделяет критерии и средства оценивания, переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценки стимулирует развитие деятельности самооценки [17]. Ю. Андрусишин подчеркивал, что исходные нормы самооценки являются непосредственным отражением оценок взрослых, а настоящая самооценка проявляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря личностному участию в ее образовании самого ребенка [2]. Г. Липкина отмечала в своих исследованиях, что самооценка учащихся младшего школьного возраста соотносится с двумя параметрами - трудностями предложенных задач и сравнением своих возможностей с возможностями других учащихся [35]. Исследование З.И.Айгумовой показало, что уровень личностных требований сталкивается с ориентацией на внешнюю оценку, которая была мерилом степени самостоятельности школьника (ориентируется он на самооценку, или на оценку учителя). Результаты этого эксперимента указывают на то, что ориентация на самооценку с возрастом значительно усиливается. Самооценка характеризуется как показатель индивидуального уровня развития личности [19]. Ученые по-разному определяют факторы формирования самооценки младших школьников. Оценка родителей конкурирует с позицией учителя по результатам обучения ребенка. Важно, что большинство психологов (Л.И. Божович, А.А. Люблинская, Л. Фридман) [10], подчеркивают значимость влияния педагога на самооценку ребенка младшего школьного возраста, тогда как американские исследователи Ф.Райс, Д. Шеффер склонны отдавать предпочтение механизмам семейного воспитательного влияния и сравнению ребенка с ровесниками. Признавая отношение учителя к младшему школьнику действенным рычагом его самочувствия, необходимо подчеркнуть роль осуществления родителями эмоциональной поддержки ребенка в процессе его школьного обучения. Сложности адаптации ребенка к школьному обучению, приспособления к новому кругу социального взаимодействия могут значительно влиять на еще не сформированную самооценку ребенка. Поэтому внимание родителей, интерес к достижениям и проблем ребенка служит залогом сохранения его уверенности в себе. В этом возрасте наблюдается тенденция переноса содержания парциальной самооценки ребенка, касающейся успешности его обучения, на общую личностную самооценку [46]. Итак, добиваться адекватной самооценки означает непрерывно подвергать вдумчивому анализу свою работу и ее результаты, свои неудачи и достижения, поступки и отношения, мотивы поведения. Под адекватностью самооценки понимается согласованность самооценки субъекта с его реальными проявлениями. Адекватная самооценка - это необходимое условие благополучного развития личности, а неадекватная – усложняет жизнь, является причиной конфликтов, как с самим собой, так и с окружающими. Не обоснованная или недостаточно обоснованная самооценка не выполняет своей регулятивной функции, то есть она мешает ребенку само организоваться, чтобы достичь успеха в деятельности и общении, или может набрать формы непроницаемости для опыта, совершенствования умений и навыков. Если же самооценка строится на осознанных результатах самоконтроля, размышлений о себе и других, то наполняется настоящим знанием о себе [27]. Для становления ученика как самостоятельного субъекта учения, важными являются вопросы формирования самооценки его учебной деятельности. Cамооценка регулирует общее поведение ребенка и учебную деятельность в частности. Успех или неуспех в деятельности зависит не только от умения и способностей исполнителя, от везения и благоприятных внешних обстоятельств, но и во многом оттого, как человек оценивает свои шансы на успех: «самооценка действует как пророчество, что самореализируется [43]. Заботясь о развитии интеллектуальных способностей ребенка, обогащения его знаний и формирования умений, нельзя игнорировать реальную значимость самооценки ребенка, через которую преломляются все стремление учителя [38]. Справедливо замечает Р. Бернс, что не существует такой деятельности, которую мог бы осуществить учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не предоставит ей негативной интерпретации [7]. Так, положительные отзывы учителя могут внушить тревожном ученику подозрение о том, что он совсем неспособен, если учитель все время пытается всячески одобрять действия такого ученика. Основными источниками становления самооценки является оценка результатов своей деятельности самим учеником, а также сравнение себя с другими; своих достижений с достижениями одноклассников. Кроме того, важным фактором на первых этапах развития способности к самооценке являются оценочные суждения других людей, значимых для ребенка. Именно поэтому, когда ребенок приходит в школу, оценочная деятельность авторитетного для него лица - учителя, а также сама личность педагога в значительной степени определяют дальнейшее развитие его самооценки как важной личностной инстанции. Для детей с заниженной самооценкой очень важно поверить в собственные силы. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы поддержать таких учеников, не снижая общих требований к учебной деятельности. Наблюдения показывают, что таких учеников следует вызвать к доске читать, писать, решать задачи тогда, когда учитель уверен в их успехе [19]. Такая педагогическая тактика способствует выработке у учащихся уверенности в себе. Это постоянно стимулирует их самостоятельность и мотивацию к обучению и самообучению. Постепенно можно ставить перед такими детьми осложненные задачи, подчеркивая перед классом маленькие успехи. Ситуации, при которых ребенок переживает радость успеха в выполнении сложной задачи, помогает ему преодолеть неуверенность в себе, избавиться от непонятного для него страха. Если ученик все же теряется после неудачи, учитель должен искренне демонстрировать свое внимание и поддержку, вселять веру в него, говорить о том, как ждет от него успехов в учебе и именно благодаря этим успехам впоследствии он станет настоящим гражданином. Такое отношение к ученикам не только формирует адекватную самооценку, а еще и положительно влияет на других детей, поскольку модель отношений учитель-ученик запечатлевается в памяти других детей как модель отношений доброжелательности, человечности, уважения и любви. Чаще всего дети с завышенной самооценкой относятся к числу тех, кто пришел в первый класс, уже умея считать, писать, рассказывать прочитанное. Поэтому, как правило, они претендуют на особое положение в классе, имеют осознанную установку на позитивную оценку со стороны учителя. Общей чертой учеников с завышенной самооценкой выступает достаточно высокий уровень интеллектуального развития, совмещенный с такими характерологическими свойствами, как честолюбие, уверенность в себе. Оценивая ответы таких учеников, учителя должны пытаться оценивать не столько их способности, сколько их труд, их вклад в общую учебную деятельность. Чтобы предупредить появление зазнайства, учитель, отметив положительное в ответе такого ученика (например, хороший темп чтения), обязательно отмечает имеющиеся недостатки (например, ученик действительно читает монотонно, без интонации). Поэтому отношение к такому ученику определяется его достижениями, а не мнимыми успехами [9]. Очень внимательного отношения в процессе оценивания знаний нуждаются дети, которые учатся посредственно. Часто ученик, получающий оценку «удовлетворительно», прилагает усилия больше, чем тот, кому поставили «отлично». Поэтому чрезвычайно важно педагогу замечать усилия «среднего» ученика и соответственно оценивать его. Окрыленный заслуженной оценкой, он, как правило, начинает лучше относиться к учению, лучше учиться и на этой основе адекватно оценивать свои успехи. Поскольку к задаче педагога относится и развитие у детей адекватной (реалистической) самооценки, он должен демонстрировать соответствующую модель и поведение. Учителю, который доверяет ученикам, последние отвечают тем самым. Еще одним существенным моментом в становлении адекватной самооценки младших школьников является допустимая мера вмешательства учителя в этот сложный процесс. Уже говорилось о необходимости коррекционно-развивающей работы сучащимися, для которых характерны крайние формы неадекватности - резко завышенная или заниженная самооценка. Эти крайности, конечно, ограничивают саморазвитие и осознание себя как личности. Однако, когда речь идет об умеренно завышенной или заниженной форме самооценки, не стоит спешить с коррекционными воздействиями. Суть деятельности учителя в этом случае заключается в том, чтобы как можно меньше акцентировать внимание на неудачах и критиковать ребенка за ошибки. Вместо этого следует мягко замечать, что его возможности значительно больше, что он способен достигать гораздо лучших результатов. Такое подбадривание способствует закреплению в сознании ученика положительного мнения о себе, придаст уверенности, вызовет желание оправдать ожидания других и своих собственных относительно личных способностей и возможностей [13]. Что касается заниженной самооценки, то не всегда последнюю следует рассматривать как признак тревожности и неуверенности в себе. Значительно чаще эта форма самооценки является проявлением рефлексивного отношения к собственным возможностям, которая предполагает понимание учеником того, что существуют другие точки зрения, что его мнение не является единственно правильным, а иногда даже и ложным. Важное место в жизни младших школьников и в формировании их самооценки занимают также взаимоотношения с сверстниками. В начале школьного обучения ученик якобы не замечает одноклассников, избегает прямых контактов с ними. Позицию, которую он занимает, возможно даже неосознанно, можно назвать: «я и мой учитель». Но постепенно акценты смещаются: отношения со сверстниками становятся все значимыми, уменьшается зависимость состояния взаимоотношений с ними от оценок учителя. Деятельность ученика перерастает в более общую, при которой формируется коллектив. Завершая начальную школу, по мере формирования классного коллектива и его социально-психологической структуры, существенными для стимулирования учения являются мотивы группового признания. Отсюда становится понятным, каким мощным воспитательным значением обладает группа для дальнейшего формирования личности ребенка и его самооценки. Приобретает значение потенциал микроклимата групп в классе, где должно доминировать осознание каждым членом такой группы важности успешного обучения как условия признания группой [12]. Развитие самооценки ученика значительно обусловлено особенностями межличностных отношений со сверстниками –полифункциональностью, то есть возможностью с их помощью решать несколько задач. Осваивая различные по содержанию и статусу роли, ученик оказывается перед необходимостью изменить свои установки, отношение и даже ценностные приоритеты. Так создаются условия для формирования новых навыков и качеств, развития важных личностных подструктур: самовосприятие, самооценки, самоуважения. 1.3. Проблема успеваемости в отечественной педагогике и психологии Успеваемость в учебной деятельности зависит от уровня самооценки школьника. Существует тесная взаимосвязь между успехами, достигнутыми в овладении учебной деятельностью и развитием личности. Самооценка лежит в основе наиболее адекватного мотива учебной деятельности - мотива достижения [15]. Проблема успеваемости очень сложная,....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: