VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема агрессии в отечественной и зарубежной психологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013083
Тема: Проблема агрессии в отечественной и зарубежной психологии
Содержание
Зарегистрировано №______

«___»__________2018 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У	« Б е л Г У » )



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема агрессии

в отечественной и зарубежной психологии Курсовая работа

по дисциплине «Общая психология»

студентки очной формы обучения

специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности

1 курса группы 02061704

Кожановой Дианы Александровны






Допущена к защите

«___»____________2018 г.

________ ____________________

Подпись	(расшифровка подписи)

Оценка______________________

«___»____________2018 г.

________ ____________________

Подпись	(расшифровка подписи)





Научный руководитель:

доцент кафедры общей и

клинической психологии,

Канищева М.А.














БЕЛГОРОД 2018

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии в психологии……….5

1.1. Общая характеристика и сущность понятия «агрессия»……….5

1.2. Понятие «агрессия» в отечественной психологии………………7

1.3. Понятие «агрессия» в зарубежной психологии………….............9

Вывод по первой главе……….……………………………………..11

Глава 2. Критерии классификации агрессивного поведения……………12

2.1. Виды агрессии по наличию инициативы……………………….12

2.2. Виды агрессии по степени выраженности и целям ……………14

        2.3. Виды агрессии по направленности на объект и причинам появления………………………………………………………………………...17

Вывод по второй главе………………………………………………..18

Глава 3. Коррекция агрессивного поведения……..……………………..19

3.1. Причины агрессивного поведения………………………….....19

3.2. Механизмы регуляции агрессии и контроль над ней…..…..….21 Вывод по третьей главе…………………………………………….....23

Заключение……...………………………………………………………….24

Список использованных источников………………………..…………...26

Введение

    Актуальность изучения. Проблема агрессии одна из самых важных проблем в современной психологии. Неустойчивое экономическое состояние

в стране, сокращение жизненного уровня, кризис, всё это оказывает воздействие на психологию каждого человека: возрастает волнение,

напряжение, ожесточённость, увеличивается безжалостность и жестокость. Тревожным признаком агрессии является рост числа несовершеннолетних с поведением, проявляющимся в таких деяниях, как бандитизм, хулиганство и др.

    Необходимость изучения проблемы агрессивного поведения обуславливается реалиями современного сообщества, в котором есть склонность к накоплению психологического напряжения и прибегание к антисоциальному поведению как к одному из вероятных способов освобождения от состояния стресса и напряжения.

    Огромное количество имеющихся теорий, пытающихся разъяснить явление агрессии, говорит о многоаспектности предоставленной проблемы. Большой вклад в исследование агрессивного поведения привнесли такие ученые, как: А. Адлер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Фрейд, Э. Эриксон и др. Проблеме агрессивного поведения посвящен ряд изучений как в отечественной литературе: Н. Д. Левитов., Т. Г. Румянцева., Л. Ю. Иванова., С. А. Беличева, Л. М. Семенюк., В. Г. Петров., Н. Н. Павлова., и др., так и в зарубежной: Д. Доллард, В. Е. Каган и другие.

    Принимая во внимание огромное количество научных областей, изучавших проблемы агрессивного поведения в психолого-педагогических аспектах работы выявляется необходимость определения настоящих психологических причин агрессии, обнаружение условий, механизмов, развития и усвоения агрессивного поведения, а также средств её предотвращения и устранения обуславливает актуальность данной работы.

    Проблема исследования: каковы особенности агрессии в рамках различных теорий отечественной и зарубежной психологии?
3

Объект исследования — агрессия как психологический феномен Предмет исследования — особенности агрессии в рамках различных

теорий отечественной и зарубежной психологии.

    Цель исследования: изучить степень разработанности проблемы агрессии в отечественной и зарубежной психологии.

Задачи исследования:

    1. Проанализировать и обрисовать мнение злости в отечественной и зарубежной психологии;

    2. Дать характеристику классификации злости в отечественной и зарубежной психологии;

3. Выявить причины возникновения и способы коррекции агрессии.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.

    Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающего в себя 30 источников.






































4

Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии в психологии

1. 1. Общая характеристика и сущность понятия " агрессия "

    Вопрос агрессии имеет давнюю историю. Многие ученые в нашей стране, такие как: Б. Г. Ананьев., Л. М. Семенюк., А. А. Реан., Т. Г. Румянцева и др., и за границей: А. Адлер., А. Бандура., Д. Доллард., Э. Фромм и т. д., занимались проблемой агрессивного поведения, но к одному решению так и не подошли, так как она трудна и многогранна и, вследствие этого, одного заключения быть не может.

    Феномен агрессии широко исследуется в психологии: в настоящий период изучение вопроса агрессивного поведения человека стало самым распространённым направлением экспериментальной работы психологов всего общества. Связано это с огромным увеличением степени агрессивного поведения и насилия в современном мире.

    А. В. Петровский даёт следующее определение: " Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на психологическое или физическое нанесение ущерба, вреда или на уничтожение другого человека или группы людей " [14, с. 9].

    В литературе различными авторами предложено очень много дефиниций агрессии. Под агрессией понимаются «акты враждебности, атаки,

разрушения, стремление к самоутверждению, и действия, которые вредят другому лицу или объекту» [2, с. 15]. Человеческая агрессивность это поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке причинить вред или урон личности или окружению. Многочисленные авторы расценивают агрессию как отклик враждебности на созданную другим фрустрацию, вне зависимости от того, в какой степени эта фрустрация имеет злобные намерения( Д. Доллард, Н. Миллер).

    Большая часть современных авторов( Р. Бэрон, Д. Ричардсон) считают, что злость - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающему такого обращения.
5

Перечислим	некоторые	определения,	приводимые	Р.	Бэрон	и	Д.

Ричардсон в научно труде " Агрессия ":

    1. Агрессия – это любое поведение, содержащее опасность или наносящее вред другим;

    2. Для того чтобы те или другие действия были квалифицированны как агрессия, они должны включать в себя желание обиды или оскорбления, а не просто приводить к таковым последствиям;

    3. Агрессия–это стремление причинить другим телесные или физические повреждения.

    В исследованиях Л. М. Семенюк [17] агрессия понимается как преднамеренно разрушительное действие, противоречащее законам и нормам жизни людей в социуме, причиняющее ущерб одушевлённым или неодушевлённым предметам, наносящее физический вред индивидам или пробуждающее у них психический дискомфорт. Это и нападение по своей инициативе с целью присвоения, и опасность, стремление осуществить нападение, агрессивность к какому-либо индивиду или же обстоятельству.

Оно может обладать как сильно выраженной формой - грубость, атака, так и скрытой формой недовольства и недоброжелательности.

    В теории социального научения, предложенной А. Бандурой, агрессия рассматривается как некоторое специфическое социальное поведение,

которое усваивается и поддерживается в основном буквально так же, как и все остальные формы общественного поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие многостороннего научения» [4].

    Таким образом, проблема агрессии является одной из актуальнейших на современном этапе развития общества. Описанием её видов, выяснением причин явления занимались многие отечественные и зарубежные психологи и исследователи поведения, но точного определения так и не было найдено.


6

1. 2. Понятие " агрессия " в отечественной психологии

    В отечественной психологии явление агрессии изучалось наименее усиленно, нежели за рубежом. Исследования агрессии и агрессивного поведения притягивали интерес многочисленных авторов, которые нашли отображение в числе трудов( Л. М. Семенюк., С. Л. Рубинштейн., А. А. Реан.,

Н. Д. Левитов., Т. Г. Румянцева). Отечественные учёные, давая понятие агрессии, предприняли попытку в некоторой степени совладать с проблемами и исправить недочеты зарубежных коллег.

    В отечественной науке вопрос агрессии рассматривают в своих трудах Л. С. Выготский, С. Л. Соловьёва, Л. М. Семенюк, Н. М. Платонова, А. А.

Реан и др. Главная терминологическая сложность, указанная отечественными учеными, связана с отличиями в степени тяжести агрессивных действий( когда термином " агрессия " называют использование огнестрельного оружия с целью жестокой расправы, в таком случае смысл один, но если понятие " агрессия " используется с целью обозначения настойчивости, напористости, безжалостности учащегося или учителя, в таком случае значение уже станет другим).

    Агрессия или агрессивное поведение - своего рода форма действий человека, которые характеризуются выражением достоинства в силе или использованием силы относительно иного человека или группы лиц, которым человек пытается причинить вред.

    В. П. Зинченко понимает агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, которое противоречит общепризнанным меркам

и законам существования людей в мире, поведение, причиняющее вред объектам нападения ( одушевленным и неодушевленным), наносящее физический урон людям ( сильные переживания, состояние напряженности,

ужаса, бессилия и т. д.) [10, с. 8]. В прямом смысле – это нападение с целью захвата по своей инициативе. Совместно с этим это такое состояние, которое может включать в себя не лишь только прямое нападение, но и угрозу, стремление напасть, злость.
7

    Состояние агрессии может быть четко сформулировано, к примеру, грубость, дерзость, а может являться скрытым, имея форму скрытой недоброжелательности.

    Типичное состояние агрессии характеризуется внезапным, часто мощным эмоциональным переживанием бешенства, нервозной активностью, злостью. Наиболее распространенным проявлением агрессии является грубость в разных формах.

    Л. С. Выготский считал агрессию и агрессивное поведение формой адаптации к окружающей человека общественной среде, которая сочетается с нормами его окружения [7].

    Согласно понятию А. А. Ратинова и О. Д. Ситковской, агрессия носит социально-приобретённый характер и связана с определённым строением мотивационной сферы личности, являющейся составной частью системы ценностей.

    Т. Г. Румянцева исследует агрессию как необходимую динамическую характеристику энергичности и адаптации человека. Отсутствие агрессивности становится причиной пассивности и т. д. С другой стороны, лишнее формирование и выражение агрессии начинает формулировать весь облик личности, приводя к осмысленно рискованным и неодобряемым формам действия.

    С. Л. Соловьёва [18] описывает агрессию как системное социально-психологическое свойство, которое создается в процессе социализации личности и приобретает деструктивный характер в зависимости от разных причин( биологических, психологических и социальных) Агрессия, по понятию автора, носит личный, свой характер и является определённой структурной и многофункциональной организацией, которая и описывает характеристики всякого агрессивного субъекта.

    Таким образом, отечественными психологами представлено множество мнений агрессии, которые не только не сходятся в собственных ключевых


8

моментах, но и часто противоречат друг другу. Тем не менее, следует отметить, что единого и общепринятого определения не существует.

1.3. Понятие «агрессия» в зарубежной психологии

    Начало исследования психологических аспектов агрессии связано с именем 3. Фрейда, который выделил два базовых инстинкта – жизни ( начало в человеке, проявляющееся в половом стремлении, Эрос) и смерти( разрушительное начало, с которым и связывается агрессивность, Танатос). Эти инстинкты врождённые, постоянные и не меняются. Вследствие этого агрессия - неотъемлемое свойство человеческой природы.

    Итак, убеждения З. Фрейда весьма безнадёжны: агрессия имеет природный характер, она неизбежна в поведении человека и постоянно ориентирована на других людей, в противном случае, она погубит его самого.

    Психологи, придерживающиеся психоаналитических взглядов( З. Фрейд, А. Город, К. Юнг), считают, что для того чтобы не случилось неконтролируемого давления, агрессивная энергия обязана постоянно разряжаться ( например, в наблюдениях за безжалостными поступками, разрушении неодушевленных предметов, участии в спортивных соревнованиях, и пр.)

    По мнению К. Лоренца, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который имеется у человека так же, как и у всех живых существ. К. Лоренц подразумевал, что этот инстинкт сложился в процессе длительной эволюции. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме неожиданно, в постоянном темпе, накапливаясь с течением времени, и чем больше численности агрессивной энергии есть в этот момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне [13].

    Согласно понятию А. Адлера, агрессивность расценивается как неотъемлемое качество сознания, концентрирующим его работу.


9

Универсальным свойством живой материи он считает борьбу за лидерство, рвение к первенству [2].

    В рамках психоаналитического подхода причиной появления агрессивного поведения занимался Д. Доллард. Он создал теорию фрустрации-агрессии, в которой агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Агрессия всегда есть последствие фрустрации, а фрустрация непрерывно влечёт за собою агрессию. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную на источник фрустрации, способен обусловить смещение агрессивного побуждения на какую-нибудь другую мишень.

    Противоположную позицию в представлении агрессии занимает Э. Фромм, представитель неофрейдизма. Под агрессией он предполагает те действия, которые причиняют( или собираются причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту [20].

    А. Бандура, акцентировал внимание на том, что если человек с раннего возраста наблюдает агрессивное поведение людей, в индивидуальности отца

с матерью, в таком случае в силу подражания он обучается схожим поступкам [4].

    Современные исследователи агрессии приходят к выводу о том, что об агрессии невозможно судить только по внешнему поведению. Агрессию следует изучать не только как поведенческий акт, но и состояние, выделяя в ней эмоциональный, волевой, познавательный компоненты.

    Психологи сходятся на том, что нужно учесть все многообразие подходов к интерпретации термина " агрессия ".

    Наиболее распространенными, согласно Л. Б. Шнейдер [22], являются определения:

- насильственные, захватнические действия;

- реакция на стресс, вызванная угрозой;

    - акт, который принимает разные формы, но его цель состоит в нанесении ущерба индивиду или тому, что отождествляется с ним;
10

- любой  вид  поведения,  приносящий  вред  другому,  любое  действие,

имеющее цель нанесения вреда кому-либо;

    - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на уничтожение одного человека или группы людей;

    - реакция на возбуждение, вызванное фрустрацией; инструментальный акт, направленный на достижение различных целей.

    Таким образом, существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия рассматривать как агрессивные. Необходимо отметить, что понимание категории " агрессия " не станет совершенным без анализа видов агрессивного поведения, рассмотрению которых посвящена следующая часть работы. Психологию агрессии разглядывали многие психологи, проводя ряд экспериментальных работ. Употребление понятия агрессия представителями различных наук, научных направлений, методологических концепций имеет свою особенность, приносящую специфичность в сознание данного феномена. Понятие агрессии имеет множество определений и теорий её происхождения. Сравнивая вышеописанные точки зрения, следует отметить, что любая концепция представляет свое понимание природы агрессии. Агрессия играет главную роль в жизни человека, именно поэтому нам необходимо больше знать о содержании этого понятия. Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих отечественных и зарубежных психологических исследованиях. Наличие очень высокой концентрации агрессии в сообществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого трудного феномена делают проблему изучения агрессии одной из более актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.









11

Глава 2. Критерии классификации агрессивного поведения 2.1. Виды агрессии по наличию инициативы

    Итак, в современной психологической науке А. Басс классифицировал агрессию по следующим критериям:

1) по направленности: гетероагрессия – направленная вне; аутоагрессия

– направленная на себя,

2) по цели: интеллектуальная агрессия; враждебная агрессия,

3) по методу выражения: физическая агрессия; вербальная агрессия,

4) по степени выраженности: прямая агрессия; косвенная агрессия,

    5) по наличию инициативы: инициативная агрессия; оборонительная агрессия.

    Классификация видов агрессии по наличию инициативы была дана Д. Зильманном. Основной аспект её строения - положение агрессора по отношению к жертве и их связь по схеме " стимул-реакция ".

Он выделяет 8 типов агрессивного поведения:

    1) наступательная агрессия - нанесение телесных или психических повреждений человеку, который не использовал по отношению к нему насилия;

    2) защитная агрессия - нанесение повреждений иному объекту в ответ на использование им насилия;

    3) ответная - нанесение повреждений иному субъекту с целью отомстить за нанесение ему этим субъектом повреждения;

    4) спровоцированная агрессия - подвергание нападающего атаке или иным действиям, которые повлекли за собой его ответные агрессивные действия;

    5) неспровоцированная агрессия - враждебные действия агрессора по отношению к жертве, не вызванные никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие деяния;




12

6) агрессия,   вызванная   раздражением   —   агрессивные   действия,

начальная функция которых редуцирование или аннулирование состояния раздражения;

    7) побудительная агрессия - агрессивные действия, первая причина которых - получение внешней стимуляции;

    8) санкционированная агрессия - агрессивные действия, которые служат социальным и не выходят за их рамки.

    Выделяют накопленную агрессию, которая складывается из состояния длительного стресса. Вызывающим фактором может стать любая деталь. Однако предмет, на который она нацелена, выбирается совсем случайно. Как правило, психология агрессии подразумевает, что объектом становится тот, кто в наименьшей мере имеет возможность дать ответную реакцию.

Н. Д. Левитов делит агрессию на инициативную и оборонительную. Инициативная агрессия возникает тогда, когда тот предмет, на который

она нацелена, начинает нас раздражать тем или другим образом. Существует инициативная речевая агрессия. Она проявляется, когда агрессором является зачинщик ситуации. В этом случае целесообразно ввести такое понятие, как " речевое нападение ". Оборонительная речевая агрессия наблюдается в том случае, когда выражение представляет собой ответ на агрессию, собственного рода защитную реакцию.

    Оборонительная агрессия – это, фактор, вызванный инстинктом самосохранения. Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Можно утверждать, что нейронное обеспечение оборонительной агрессии и у животного, и у человека тождественно. Однако это предложение подлинно лишь в узком значении, так как зоны, связанные с агрессией, являются частью целостной системы головного мозга, а у человека эта система с большими полушариями и огромным количеством нервных связей значительно отличается от мозга животного. Оборонительная агрессия может инициироваться с болью. В этом случае боль вызывает инстинктивную


13

оборонительную реакцию. То есть, если мы не можем прекратить боль, то отвергаем то, что служит источником боли.

    Таким образом, все рассмотренные понятия( защитная и ответная агрессия; спровоцированная и неспровоцированная; наступательная и агрессия, вызванная раздражением; побудительная и санкционированная; инициативная и оборонительная агрессия), так или иначе, соединены с категориями цели, намерения, результата, и критерии их выделения нередко пересекаются.

2. 2. Виды агрессии по степени выраженности и целям

    Наиболее распространенной классификацией видов агрессии является классификация, предложенная А. Бассом, который предложил описать агрессивные действия на основании трёх шкал:

1. Физическая – Вербальная.

2. Активная – Пассивная.

3. Прямая – Непрямая( косвенная).

    Физическая агрессия - прямое использование силы для нанесения морального и физиологического ущерба противнику. Цель физической агрессии может быть прямой – причинение боли или вреда другому человеку, и косвенной – воздвижение барьера, который используется для вытеснения другого или молчаливые угрозы как символы физической агрессии.

    Вербальная агрессия выражается в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и способности нанесения морального и материального вреда сопернику. Вербальная агрессия подразумевает агрессивное поведение, которое проявляется в речи. Личные отрицательные эмоции передаются и при помощи интонации, мимики и жестов.

    Активной агрессией называется выполнение каких-либо действий( телесных или вербальных), проявление энергичности, а пассивной агрессией, соответственно, отсутствие проявлений какой-либо энергичности.
14


    По степени выраженности А. Басс разделил агрессию на два главных вида - прямую и косвенную.

    Прямая агрессия - самый простой вид агрессии, при котором цель не скрывается от объекта, а сами проявления носят сознательный характер. Направляется конкретно на предмет, который вызывает недовольство, утомление, тревогу или возбуждение, применение физиологической силы или опасности расправы.

    Косвенная агрессия – это скрытая агрессия, направленная на предмет тайно, или она не осознается объектом агрессии, ориентирована на те объекты, которые не вызывают возбуждение и недовольство, но, тем не менее, наиболее комфортные для проявления агрессии( они доступны и проявление злости в их адрес безопасно).

    Согласно Х. Хекхаузену, есть инструментальная и враждебная агрессия. Враждебная является самоцелью и приносит непосредственный вред другому человеку. Инструментальная же - промежуточное явление в достижении к цели.

Х. Хекхаузен говорит также о своекорыстной и бескорыстной агрессии,

а С. Фешбах - об индивидуально и социально-мотивированной агрессии какой-либо цели( например, вымогательство).

    По понятию А. Бандуры, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессии ориентированы на решение конкретных вопросов, и поэтому оба типа можно отнести к инструментальной агрессии. Различие между выделяемыми типами состоит только в том, что враждебная инструментальная агрессия вызывается ощущением злобы, а при других видах инструментальной агрессии этого ощущения нет [3].

    Об этих же видах агрессии говорит и Д. Зильманн, выделяя агрессию, обусловленную раздражителем, при которой действия предпринимаются прежде только для устранения неприятной ситуации или ослабления её
15

вредного воздействия( например, сильный голод), и агрессию, которая обусловлена побуждением, предпринимается с целью достижения разных внешних выгод.

    Л. Берковиц [5] считает, что иногда агрессивные действия совершаются наиболее или наименее импульсивно, в состоянии сильного возбуждения, в то время как в остальных случаях они представляют собой рассчитанные действия и совершаются в ожидании получения определенных выгод.

    Практически все виды агрессии в психологии имеют негативное определение, но в некоторых вариантах агрессия может быть нужной, способствующей поддержанию жизни. Такая агрессия именуется доброкачественной. Остальные виды агрессии, не имеющие отношение к сохранению жизни, называют злокачественными.

    С. Фешбах, представил и поделил экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв бешенства, злобы и ярости, нецеленаправленный и скоро прекращающийся, причем источник нарушения покоя не обязательно подвергается нападению.

    Наиболее принципиально различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является нанесение ущерба другому, в то время как вторая ориентирована на приобретение цели нейтрального характера, а агрессия употребляется при этом только в качестве средства.

По целенаправленности агрессия подразделяется на инструментальную

и целевую агрессии. Целевая( мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение ущерба, или вреда объекту. При этом не имеет смысла, что агрессор получает за свои действия, также его не волнуют последствия совершенных действий.

Единственная цель( потребность) содержится в нанесении физиологического или морального вреда оппоненту( неодушевленному предмету). Инструментальная агрессия противоположна мотивационной, для неё агрессивный акт- это средство достижения иной цели, а не сама цель.
16

    Таким образом, можно утверждать, что предоставленная классификация имеет обширное прикладное значение. С её помощью можно проанализировать и охарактеризовать любой агрессивный акт.

    2.3. Виды агрессии по направленности на объект и причинам появления

    По направлению на предмет Н. Д. Левитов выделяет гетеро- и ауто-агрессию. Гетероагрессия ориентирована на внешний объект: других людей, живых существ. Крайним проявлением гетероагрессии являются убийства, нанесение тяжких телесных повреждений. Для аутоагресии свойственна направленность человека на ментальный образ самого себя. Крайние формы - это самоуничтожение вплоть до убийства, саморазрушающее поведение,

психические заболевания. Причины аутоагрессии по разному воспринимаются исследователями. Единственное, в чём сходятся большинство создателей, - это то, что человеку не характерно направлять агрессию на самого себя, ведь имеется инстинкт самосохранения.

    В психоанализе аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики. Впервые этот феномен рассмотрел З. Фрейд. Он считал, что такое поведение является следствием перенаправления агрессии, которая вначале была ориентирована на внешний объект. В ситуациях, когда от данного наружного объекта( или от его существования) зависит жизнь и благосостояние человека, агрессия может быть перенаправлена.

По причине появления А. А Реан [16] разделил агрессию на реактивную

и спонтанную. Реактивная агрессия представляет собой реакцию на наружный раздражитель( ссоры, конфликты). В общем, такая форма агрессии обусловлена лишь только наружными причинами.

    Спонтанная агрессия возникает без особенной причины, под воздействием каких-то внутренних импульсов. Такая форма агрессии очень подходит теории " фрустрация - злость ". Также проявление спонтанной агрессии возможно при заболеваниях. Таким образом, внутренний стимул инициирует спонтанную агрессию. Человек может выразить агрессию по
17

отношению к любому объекту, но только в определенной( психотравмирующей для него) ситуации.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного, мы пришли к выводу

о том, что в психологии существует множество видов агрессивного поведения. Мы также узнали, что есть виды агрессии, направленные на наружный предмет или объект ( телесная, вербальная, косвенная, прямая агрессия), или на самого себя ( аутоагрессия), и причины их появления могут быть самыми разными. Агрессия может проявляться в виде форм и реакций,

разных по трудности и степени выраженности, она может быть как фактически неопасной для индивида и окружающих его людей, так и обладать разрушительной силой, которая может причинить большой вред другим. Важно изучить каждый из видов агрессивного поведения и иметь чёткое представление о каждом из них.








































18

Глава 3. Коррекция агрессивного поведения 3.1. Причины агрессивного поведения

    Не существует одного мнения в установлении причин появления агрессии у человека. Различные психические направления в той или другой мере касались проблемы изучения агрессии. Однако каждая школа выделяла личные причины появления, собственные методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

    Предрасположенность человека к агрессивным действиям пытались разъяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и человека есть природный " инстинкт агрессивности ". З. Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого влечения к разрушению, полагая неисправимыми попытки задержать этот процесс.

    Так, психологи: Р. Бэрон, Б. Крэйхи, Н. М. Платонова, Д. Хорсанд выделяют несколько факторов, влияющих на возникновение агрессии:

    Социальные факторы: фрустрация, вербальное и телесное нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны находящихся рядом людей, предрассудки и система ценностей важных для детей взрослых.

    Большое воздействие оказывают наружные причины: погода, шум, теснота, загрязненный воздух.

    Немаловажную роль играют ситуационные факторы: плохое настроение, переутомление, влияние продуктов питания.

    Индивидуальные, или же личные факторы: подсознательное ожидание угрозы, неуверенность в своей безопасности, приобретенный негативный опыт, эмоциональная нестабильность, повышенная раздражительность и чувство вины.

    Биологические факторы: схожесть генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы, воздействие гормонов, травмы и различные болезни мозга, психические болезни, характер и индивидуальности нрава.


19

    Со временем самой популярной стала концепция Д. Долларда, фрустрации-агрессии. Её суть содержится в том, что каждая фрустрация формирует внутреннее возбуждение или мотив быть агрессивным.

    А. Басс указал несколько причин, от которых зависит сила агрессивного поведения:

1. Частота и интенсивность случаев, когда человек испытал агрессию,

недовольство, ярость, злость. Люди, которые получали немало подобных озлобленных стимулов, быстрее всего прореагируют агрессивно, чем те, кто редко встречался с таковыми стимулами.

    2. Неоднократное достижение успеха с помощью агрессии укрепляет соответствующие привычки. Успех бывает внутренним( резкое понижение гнева) или внешним( устранение препятствия или достижение желаемой цели). Выработавшаяся привычка к агрессии, нападению делает невозможным различение ситуаций, когда агрессивное поведение необходимо; человек постоянно склонен реагировать агрессивно.

3. Культурные  и  субкультурные  нормы,  которые  усваивает  человек,

упрощают формирование у него агрессивности( с детства смотрит мультики

и фильмы, где присутствуют сцены агрессивного поведения, усваивает его нормы).

4. Влияние   оказывает   темперамент   человека:   импульсивность,

интенсивность реакций, степень энергичности влечёт за собой закрепление агрессивных форм поведения и формируют агрессивность как черту личности.

    5. Стремление к самоуважению, к защите от группового давления, к независимости сначала вызывает тенденцию к непослушанию, а потом, при сопротивлении окружающих, инициирует человека к проявлению агрессии.

Таким	образом,	существует	оченьмного	различных	обстоятельств

возникновения агрессии, а также неблагоприятных факторов( психологических, биологических, семейных, социальных), влияющих на её проявление. Неблагополучная среда, сам образ жизни, отрицательный
20

микроклимат, могут вызвать возникновение отчуждённости, грубости, неприязни, что в свою очередь формирует предпосылки для появления агрессии и агрессивного поведения.

3. 2. Механизмы регуляции агрессии и контроль над ней

    Итак, З. Фрейд считал, что агрессия заложена в человеке от природы, поэтому такую форму поведения можно ослабить, но она не поддается лечению. Если агрессивное поведение можно контролировать с помощью его последствий, значит, можно снизить степень агрессии, демонстрируя человеку, что его действия будут иметь отрицательные для него последствия.

    Контроль и регулирование агрессивного поведения осуществляется не только через поощрение и наказание, а также благодаря механизмам регуляции.

    Агрессия возникает на фоне агрессивного психического состояния. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.

    Мотивационный компонент. Х. Хекхаузен рассматривает агрессивную мотивацию как особую энергию, накопление которой происходит до того момента, пока в итоге действия соответствующего раздражителя она не разрядится. Однако такой взгляд исключает роль самого человека в регуляции собственного поведения. В таком случае осуществление агрессивной мотивации станет зависеть от возможностей человека использовать тормозные механизмы агрессии.

    Эмоциональный компонент. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния( при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке итогов) переживает сильные эмоции гнева, иногда принимающую форму злобы, ярости. Однако не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии.

    Волевой компонент. Здесь подразумеваются все проявления качеств воли: целеустремленность, упорство, решительность, в неких случаях предприимчивость и смелость. Поскольку агрессивное состояние нередко
21

появляется и развивается в борьбе, в итоге соперничества, то всякая борьба требует проявления волевых качеств.

    Нравственный компонент. Реализация агрессии во многом зависит от силы " Сверх-Я ". Здесь можно отметить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чувство вины. Совесть повлияет на а.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.