VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема креативности в отечественной и зарубежной психологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002360
Тема: Проблема креативности в отечественной и зарубежной психологии
Содержание
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования 
Общеинститутская кафедра психологии образования

Кулакевич Анна Витальевна
Связь креативности с воображением младших школьников
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки050100.62 «Педагогическое образование»
Профиль «Начальное образование. Иностранный язык»
(очная форма обучения)

Руководитель ВКР:
доктор психологических наук, 	
профессор	
Ларионова Людмила Игнатьевна



Рецензент:
Кандидат психологических наук,
доцент
Чекалина Ангелина Анатольевна



Зав. выпускающей кафедрой:                                                                                                     
Доктор психологических наук,                                                                                 
доктор педагогических наук, 
профессор
Савенков Александр Ильич



 Москва
 2016

Оглавление
Введение	2
Глава 1. Проблема креативности в отечественной и зарубежной психологии	6
1.1 Понятие, критерии, теории креативности	6
1.2. Роль воображения в творческом процессе	13
1.3.  Особенности развития креативности и воображения у младших школьников	18
1.4 Выводы	21
Глава 2.Эмпирические исследования связи креативности и воображения	22
2.1 Организация и методы исследования	22
2.2 Результаты изучения уровня креативности и уровня воображения младших школьников	29
2.3 Связь креативности с воображением	34
2.4 Рекомендации по развитию воображения	38
2.5 Выводы	42
Заключение	43
Список литературы:	45
Приложение	47







Введение
     Актуальность темы заключается в том, что креативность является важной способностью личности. С помощью креативного, или творческого, мышления человек может находить новые решения в проблемных ситуациях, создавать нечто отличающееся от остальных вещей.С креативностью связано также развитие личности человека. Изучение креативности нашло отражение в работах многих зарубежных и отечественных психологов (Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Е. Торренс, А. Я. Пономарев, С. Медник , Г. Груббер, В.Н. Дружинин,  Ф. Бэррон, А. Кроплей, А.Танненбаум, А. Олох, Д.Б.Богоявленская, А. Маслоу, К. Спирмен, Д.Векслер, Р. Уайзберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг). Творчество часто рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности человека, как особенная способность, которая обеспечивает успешное выполнение самых разных видов деятельности.В творческом процессе большую роль играет воображение. Изучением воображения занимались и до сих пор занимаются многие ученые (С. Миллер, Э. В. Ильенков,А. В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Креативность и воображение связаны между собой. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете - наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.
     Важным возрастом для творческого развития и саморазвитияличности является младший школьный возраст. Этот возраст определяет дальнейшее становления личности человека.Развитие у школьников креативности сегодня одна из важнейших задач в школе. Все вышесказанное определяет актуальность, теоритическую и практическую значимость выбранной нами темы исследования.
Целью исследования является выявление связи креативности с воображением.
Объект исследования:креативность младших школьников.
Предмет исследования: связь креативности и воображения младших школьников.
В качестве гипотезы исследования мы выдвинули предложение о том, что существует связь креативности с воображением младших школьников.
Задачи исследования:
 Провести теоретико-методологический анализ литературы по данной проблеме
 Провести исследование, направленное на изучение уровня креативности младших школьников.
 Провести исследование, направленное на изучение уровня воображения младших школьников.
 С помощью статистического критерия выявить связь креативности с воображением младших школьников.
 Разработать программу развития воображения младших школьников.
     На основе гипотезы и задач были определены следующие методы исследования:
 Теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме.
 Эмпирические: наблюдение, тестирование.
 Методы математической обработки данных: корреляционный анализ. 
     Диагностика уровня креативности осуществлялась с помощью адаптивного варианта теста дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса в обработке Е. Е. Туник. Изучение уровня воображения проводилось с помощью теста «Рисунок» Р. С. Немова
     Корреляционный анализ проводился с помощью коэффициента корреляции Спирмена.
Опытно-экспериментальная база исследования – Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа №69 имени Б.Ш. Окуджавы. В исследовании принимали участие обучающиеся 2 класса. Количество учеников в классе составляло 26 человек. Из них 12 мальчиков и 14 девочек. Возраст учеников 7-8 лет. 
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования.
В первой главе«Проблема креативности и воображения в отечественной и зарубежной психологии»на основе анализа научной психологической литературы определены понятие, критерии, теории креативности, роль воображения в творческом процессе, а также особенности развития креативности и воображения у младших школьников. В центре нашего исследования находятся понятия «креативность» и «воображение». Во второй главе«Эмпирические исследования связи креативности и воображения» представлено описание организации тестирования на креативность и уровень воображения, анализ полученных результатов исследования и выявление связи креативности с воображением младшего школьника.
В заключении сформулированы выводы из проведенного исследования.
В тексте бакалаврской работы содержится 5 таблиц. 
Список использованной литературы насчитывает 30 наименований.
Апробация работы.Материалы исследования представлялись на Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» (Москва, 2016). Результаты исследования отражены в статье, сданной в печать в сборник материалов конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса» 
























Глава 1. Проблема креативности в отечественной и зарубежной психологии
1.1 Понятие, критерии, теории креативности
     Актуальность темы заключается в том, что креативность является той способностью, которая позволяет человеку творчески и продуктивно подходить к любым жизненным ситуациям. Креативность также помогает выходить из проблемных ситуаций, когда нужные знания отсутствуют. Человек, решая эти проблемы, создает что-то новое, а это и есть суть творческого процесса. Рассмотрим некоторые определения креативности.
     Креативность — это способность к творчеству. «Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека создавать необычные идеи, придумывать оригинальные решения проблем и ситуаций, отклоняться от традиционных схем мышления»[11,89]. К. Роджерс [28] понимает под креативностью способность находить новые способы решения и новые способы выражения. 
     «Креативность – это умственные процессы, ведущие к решениям, новым идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми» [3, 237].В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дано следующее определение креативности: «Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, который составляет относительно устойчивую характеристику личности» [12, 167].
     В словаре под редакцией Копорулиной В.Н. дано следующее определение креативности:«Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации»[24, 307].
     Изучение креативности в качестве особой, отдельной способности, которая отвечает за творческие достижения человека, основывается на ряде исходных противоречий. Эти противоречия отражаются в парадоксальной феноменологии: человек, имеющий высокие способности может не быть творческим, а также наоборот, есть многослучаев, когда человек, имеющий достаточно низкий уровень развития и наименее обученный является творческим[2].
     Приведенные определения креативности показывают, что разные авторы понимают этот феномен по-своему.Рассмотримпонятие креативности с точки зрения различных подходов. Существует три подхода изучения креативности в соотношении с интеллектом. В первом подходе исследования базируются на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Во втором подходе представители считают, что определяющую роль в деятельности играет мотивация, ценности, такие личностные характеристики, как активность, чувствительность к проблема, когнитивная одаренность и другие. Представители третьего направления выдвигают гипотезу, что творческого процесса, как формы психической активности, не существует. Остановимся на более полной характеристике этих подходов.
     Представители первого, то есть «познавательного», подхода(Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Е. Торренс, А. Я. Пономарев, С. Медник ,Г. Груббер,В.Н. Дружинин,Ф. Бэррон,А. Кроплей) изучают взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями,как познавательные характеристики влияют на способность создания новых идей.В этом направлении креативность понимается как интеллектуальная активность и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творчество связывают с интуицией и противопоставляютрациональному процессу. Талантсвязывают не с получением знаний иуспешной сдачей экзаменов, а с умениеммыслить нестандартно, планировать действия и события, принимать различные решения, а также с умениемобщаться, предсказывать и предвидеть будущее. Самой известной концепцией в данном подходе является «теория интеллектуального порога», суть, которой заключается в том, что креативность и интеллект связаны между собой до определенного уровня, выше которого креативность и интеллектявляются независимымипеременными[19].
     В рамках первого направления существует также концепция, которая рассматривает креативность как универсальную познавательную творческую способность.В ней указывается на существенное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) используется в том случае, когда человеку, который решает задачу, надо, прикладывая множество условий, найти единственное верное решение. Иногда решений может быть несколько, например, несколько корней уравнения, но их количество всегда ограничено.Дивергентное мышление рассматриваетсякак тип мышления, которое идет в различных направлениях. Такой тип мышления допускает несколько путей решения проблемы, приводит к выводам и результатам, которые человек не ожидает получить. Дж. Гилфорд[6] считал, что операция дивергенции, наряду с операциями преобразования и импликации, основа креативности как общей творческой способности. Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о том, что связь между творческими способностями и способностями к обучению и интеллектом очень слаба.
     Я.А. Пономарев[20] рассматривает творческую деятельность как процесс актуализации «побочного» продукта. Также он отмечает, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, который обладаетдостаточно развитым внутренним планом действий, что дает ему возможность уподобить нужным образом сумму специальных знаний в разных областях деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых невозможно подлинное творчество. Креативность представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит те результаты,которые являются созданием нового, а нетворческий человек видит только целесообразные результаты, не обращая внимания на новизну.
     Можно выделить следующие важные качества личности, способствующие эффективности творчества.
 Психологическая гибкость, которая позволяет легко взаимодействовать рациональным и интуитивным аспектам психики человека, это дает возможность реализовать целостность психологического механизма творчества.
 Сила творческой мотивации позволяет поддерживать упорство человека в поиске нового в весьма неопределенной ситуации. Эта мотивация удерживает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или ухода в зону конкретности, определенности.
 Широта и глубина осознания человеком многообразных предметных, социокультурных и других контекстов позволяет ему опознать «побочные» новые продукты своего творческого поиска.
     Широко известна ассоциативная теория креативности, которую создал С. Медник[27]. Он полагает, что в процессе творчества участвуют как конвергентная, так и дивергентная составляющая. По его мнению, чем из более разных областей взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения этих проблем. Таким образом, суть креативного мышления заключается не в особенности операции, а в способности преодолевать стереотипы на последнем этапе мыслительного синтеза, а также в широте поля ассоциаций. [9]
     Ф. Бэррон[26] считает, что центральнымявляется процесс воображения исимволизации, служащий критерием креативности, и вводитопределение креативности как «внутреннего процесса, спонтанно продолжающегося в действии», утверждая, что с этой точки зрения отсутствие продукта не говорит об отсутствии креативности[19].
     Представители второгоподхода (А.Танненбаум, А. Олох, Д.Б.Богоявленская, А. Маслоу, К. Спирмен и другие) считают, что определяющую роль в деятельности играетмотивация, ценности, такие личностные характеристики,как активность, чувствительность к проблемам, когнитивная одаренность и другие. Креативный тип одаренности присущ всем новаторам, независимо от родаих деятельности.  Интеллект жеявляется необходимым, нонедостаточным условием творческойактивности личности.
     Согласно А.Маслоу[14], креативность - фундаментальнаяхарактеристика человеческой природы, это потенциал, который дан каждому человеку с рождения. Креативность - характеристика, которая подходит всем самоактуализиpованным людям. Креативность включает в себя способностьпорождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем, оригинально решать проблемные ситуации, находить нестандартные решения возникающих проблем. Это всегда принятие нового, неповторимого решения, это процесс практического разрешения той или иной актуальной проблемы.
     Д. Б. Богоявленская [2]вводит понятие «креативная активность личности», полагая, что она эта активность определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Д. Б. Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода их деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
     Представители третьего направления (Д.Векслер, Р. Уайзберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие) считают, что креативность – это только лишькомпонент общей умственнойодаренности. Познавательный процессопирается на приобретённые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями поставленной задачи.
     Существует также, так называемая,«теория инвестирования», предложенная Р. Стернбергом[29]. Он считал, что креативными являются такие люди, которые способны «купить идею по низкой цене и продать по высокой», «купить по низкой цене» - значит заниматься неизвестными непопулярными идеями. Задача заключается в том, чтобы человек мог оценить их дальнейшую перспективность. «Человек не может реализовать свой потенциал в двух случаях: если он высказывает идеи преждевременно и если он выносит их слишком долго, после чего его идея устаревает. На творчество оказывают влияние: интеллект как способность, знания, стиль мышления, индивидуальныечерты, мотивация, внешняя среда.В данном случае интеллектуальные способности   являются основой креативности, но важными являются так же умения по-новому смотреть на проблемы и независимость от различных стереотипов и внешних влияний».
     Существуют разные подходы к выделению критериев креативности.    По мнению Е. Торренса, в состав креативности входит повышенная чувствительность к проблемам, к нехватке или противоречивости знаний, действия по распознанию этих проблем, по поиску их решений на основе формулировки гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Торренс выделил следующие критерии креативности:
 Беглость — способность создавать большое количество идей за короткий срок;
 Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
 Оригинальность — способность создавать необычные, нестандартные идеи;
 Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;
 Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной  информации при решении проблем.
 Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму [30].
В. Н. Дружинин на основе анализа литературы выделяет четыре основных критерия креативности:
 1) оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы; 
2) семантическая гибкость — способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;
 3) образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
 4) семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации. При этом общий интеллект не включается в структуру креативности[21].
     Обобщая все вышесказанное, необходимоотметить, что количество определений креативности, накопившихся к настоящему моменту очень велико.Единого определения и подхода к понятию креативность в настоящее время не существует. В своей работе мы опираемся на представление о том, что креативность является универсальной творческой способностью. Центральным процессом креативности является воображение. В следующем параграфе мы обратимся к психологической характеристике воображения, как необходимого процесса, играющего важную роль в креативности.

1.2. Роль воображения в творческом процессе
     Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших психических процессов, которые играют важную роль в человеческой деятельности. Если не вообразитьсебе готовый результат труда, то нельзя братьсяза работу. Способность представлять ожидаемый результат с помощью фантазии — значительное отличие человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных. 
     Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Например, для того, чтобы сделать простой стул, воображение так же необходимо, как и  для написания оперной арии или книги: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стул; как будут скреплены ножки, будет ли он отвечать своему назначению стула со спинкой, без спинки  или компьютерного стула, - одним словом, перед тем, как начать работу требуется видеть этот стул в своем воображении.
     Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа продуктов труда, а также обеспечивает создание модели поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью[4]. 
     Воображение- это способность человека строить новые образы путем переработки знаний, приобретенных в прошлом жизненном опыте. При этом новые образы способны не просто воссоздавать уже имеющиеся, но также способны конструировать их, соединять в иных, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения мы можем создавать нечто новое, ранее не существовавшее в мире.
     Если брать различные виды творческой деятельности (художественной, научной, трудовой, учебной), то можно утверждать, что воображение стимулирует ее творческие аспекты, предвосхищая конечный результат и помогаячеловеку ориентироваться в этапах и средствах его осуществления. Также роль воображения может быть важна влюбой неопределеннойситуации, так как она помогает создать и постоянно изменять модель поведения, замещающую и создающую недостающие в реальности элементы[13].
     Рассмотрим понятие воображение, данноеразными учеными. Ж. Пиаже [16]считал, что воображение ребенка – это имитация действий другого.                                                                                   
     С. Миллер[15] под воображением понимает именно внутренние процессы, содержание и структура которых напоминают содержание и структуру сенсорных конфигураций. Он использует термин «воображение» для того, чтобы определить каждуюсистему внутренних процессов, которая представляет то, что данное лицо знает или судит о данном фрагменте внешней реальности, воспринимаемой, припоминаемой или конструируемой. При таком подходе специфика воображения вообще исчезает.
     Э. В. Ильенков пишет, что вся сущность воображения заключается в том, что человек умеет из частей создавать нечто целое. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто конструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий[11].
     Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что воображение имеет не одно определение. Мы в своей работе будем опираться на утверждение [4], что воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа продуктов труда, а также обеспечивает создание модели поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.
     Рассмотрим, какие функции может выполнять воображение. Первая из этих функций состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться этими образами при решении различных задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. С помощью второй функции человек может регулировать эмоциональные состояния. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, сниматьпорождаемую ими напряженность. Эта функция является весьма жизненно важной. Третья функция воображения связана с его участием впроизвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия,внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек можетобращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможностьуправлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображениясостоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме,манипулируя образами. Наконец, пятая функция — это планирование и программированиедеятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [17].
     Рассмотримклассификацию воображения. Она основывается на степени активности воображения. Исходя из этогооснования, выделяют пассивное и активное воображение. К пассивному воображению относятся сон, грезы и мечты, к активному — репродуктивное и творческое воображение. Так, каждый вид воображения в данной классификации с каждым шагом становится более осознанным и управляемым.
     Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь либо из-за недостатка активности и целенаправленности в деятельности субъекта, либо из-за полного отсутствия возможностей и средств их реализации.Все, что видит человек во сне или в бреду, как правило, не зависит от его желания, или нежелания, видеть это. Точно так же человек не может направлять содержание сна, и оно часто расплывается в памяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.В отличие от сна, грезы человек может вызвать сам, он может видеть желаемое и сам управлять своими грезами. Существует активный вариант — грез- это мечты человека. Они являются наиболее реальными и связанными с действительностью и с жизнью человека. Обычно человек пытается воплотить в жизнь свои мечты. Они являются сознательными и человек так же, может управлять ими и схемой их осуществления.
     Репродуктивное воображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов, сотворенных другими. Это может быть описание природы или героев литературного произведения, музыкальные образы, чертежи машин и зданий. Когда человек, таким образом, воспроизводит эти образы, происходит произвольное регулирование содержания. Это содержание может быть достаточно индивидуальным, оно зависит от мотивации зрителя или слушателя и от таланта автора. Чем больше своего собственного вносит читатель в образы, создаваемые воображением по имеющимся описаниям, тем более активным становится сам процесс воображения, превращаясь в своеобразное сотворчество.
     Творческое воображение, которое часто связывают с творческим мышлением, креативностью, т.е. с творчеством как таковым, предполагает наибольшую активность и талант автора, так как содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта. Однако такая полная зависимость от автора творчества не приводит к абсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтому результаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.
     Остановимсяподробнее на характеристике творческого воображения, так как именно оно, по нашей гипотезе, связано с креативностью человека.Рассматривая процесс творческого воображения, С. Л. Рубинштейнотмечал, что «в нем имеются выраженная тенденция к иносказанию, символизму в слиянии образа и значения, стремление использовать образы в переносном значении. Это придает воображению культурно-историческую обусловленность, так, как и создание нового художественного продукта, и его восприятие зрителями связаны с овладением символическими образованиями, фиксированными в культуре». 
     Воображение, считает С.Л.Рубинштейн[23, 245], связано с тем, что человек может быть способным и ему необходимо творить новое.Именно деятельность воображения как психический процесс обеспечивает создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Основой воображения служат образы памяти.
     Исходя из вышесказанного, очевидно, что воображение имеет связь с креативностью. Можно утверждать, что креативность зависит от воображения человека и что с помощью воображения человек создает нечто оригинально, необычное, а сам является креативным.
     Воображение, как психический процесс, традиционно связывается с творческой деятельностью, а значит с креативностью. Именно с помощью воображения мы можем создавать нечто новое и оригинальное. Креативность и воображение связаны между собой.Так как тема нашей работы связана с изучением креативности детей младшего школьного возраста, в следующем параграфе мы рассмотрим психологические особенности младших школьников и остановимся на особенностях креативности и воображении в этом возрасте.
1.3.  Особенности развития креативности и воображения у младших школьников
     Когда ребенок идет в первый класс у него появляется новый вид деятельности - это учебная деятельность. Именно с этим связано формирование психологических новообразований в этом возрасте. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младших школьников отличает острота и свежесть восприятия и повышенная любознательность. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
     У младших школьников слабо развито произвольное внимание. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное внимание. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием, это связано с тем, что ребенок может оказаться во власти внешних впечатлений.
     В младшем школьном возрасте память также может претерпевать некоторые изменения. Это заключается в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Ребенок начинает запоминать все произвольно и осмысленно. Задача обучения в школе сводится к умелому. У детей рассматриваемого возраста основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания. Преобладающим является практически действенный и чувственный анализ.
     Подробнее остановимся на воображении и креативности в младшем школьном возрасте.Основной особенностью развития воображения в младшем школьном возрасте является то, что происходит совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.Развитие воображения идет в следующих направлениях:
 увеличивается разнообразие сюжетов;
 преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей;
 создаются новые образы;
 появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое;
 появляется способность управления сюжетом.
Формируется произвольность воображения, воображение развивается в условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов, сказок, стихов, историй.
 Развитие воображения ребенка дает новые возможности для его психического развития:
 позволяет выйти за пределы практического личного опыта;
 преодолевать нормативность социального пространства;
 активизирует развитие качеств личности;
 стимулирует развитие образно-знаковых систем[1, 25-37].
 
     В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении способен создавать самые различные и оригинальные образы. Воображение в жизни ребенка играет большую роль. Эта роль намного больше, чем в жизни взрослого человека.Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития креативности.В детском возрасте креативность проявляется более ярко, но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Для вхождения в общество, для социализации ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Снижается оригинальность решения задач – в 4 года оригинальность ответов отмечается у 50% детей, в начале посещения школы число их падает в два раза, и лишь в подростковом периоде снова возрастает до 50%[5].
     Креативность в детском возрасте в различные возрастные периоды развивается и изменяется неравномерно. Сензитивным периодом для креативности являются дошкольный и младший школьный возраст, при этом на возраст 8 лет приходится пик ее развития.В период развития ребенка от младшего до среднего школьного возраста усиливается взаимовлияние внимания и интеллекта. Именно поэтому в этот период особенно важно стимулировать развитие творческого, нешаблонного мышления, так как развитие креативности происходит непосредственно в творческой деятельности. 
     В следующей главе мы опишем эмпирические исследования, которые мы проводили для выявления связи креативности с воображением.
1.4 Выводы
     Определений креативности, накопившихся к настоящему моменту очень велико. Единого определения и подхода к понятию креативность в настоящее время не существует. Один из важных процессов, связанных с креативностью, является воображение. Креативность является универсальной творческой способностью. Мы придерживаемся определения креативности, как умственного процесса, ведущего к решениям, новым идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми».
     Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа продуктов труда, а также обеспечивает создание модели поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Воображение имеет связь с креативность.
     Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младших школьников отличает острота и свежесть восприятия и повышенная любознательность.Воображение в жизни ребенка также играет большую роль.В детском возрасте креативность проявляется более ярко, но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. В период младшего школьного возраста особенно важно развивать творческое мышление, так как развитие креативности происходит непосредственно в творческой деятельности.
     

















Глава 2.Эмпирические исследования связи креативности и воображения
2.1 Организация и методы исследования
     Исследование проводилось в ноябре 2015 года, база исследования Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы школа №69 имени Б.Ш. Окуджавы. В исследовании приняло участие 26 учеников 2 класса в возрасте 7-8 лет. Из них 12 мальчиков и 14 девочек. Исследование было проведено в два этапа. Задачи первого этапа: изучение уровня креативности у обучающихся. На втором этапе изучался уровень воображения школьников.
     Изучение уровня креативности младших школьников проводилось с помощью адаптивного варианта теста диве.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44