- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K000421 |
Тема: | Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте |
Содержание
Содержание Введение 1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 1.1 Особенности личности в старшем школьном возрасте 1.2 Представления старшеклассников о будущей профессии 1.3 Особенности профессионального самоопределения старшеклассников 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников 2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования 2.2 Результаты диагностики Заключение Литература Приложение 1 Приложение 2 Введение В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Актуальность и постановка проблемы исследования. Социально-экономические изменения в стране, переход командно-административной системы к рыночной настолько качественно меняют все параметры в социальной жизни российского общества, что эффективная социализация, социально-профессиональная адаптация выпускника школы возможна только на основе целенаправленной подготовки к жизнедеятельности. Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что старшеклассники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороны, потребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях. Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А.Е. Голомштока, Л.А. Йовайши, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, К.К. Платонова, В.А. Полякова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П.П. Блонского, С.И. Вершинина, В.И. Журавлева, Е.А. Климова, Н.Н. Чистякова, С.Т. Шацкого и др. Все вышеперечисленное и обусловило актуальность избранной темы исследования "Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте". Объект исследования: профессиональное самоопределение личности. Предмет исследования: особенности профессионального самоопределения учащихся 9-х и 11-х классов. Цель исследования: Изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников. Исходя из поставленной цели, определим задачи: 1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте. 2. Изучить и проанализировать представления и социальные установки в психологической литературе. 3. Экспериментальным путем выявить и проанализировать психологические особенности представлений о будущей профессии у старшеклассников. Проведенный анализ теории и практики педагогической поддержки старшеклассников на этапе выбора профессии в условиях профильного обучения позволил выдвинуть следующую гипотезу: старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию. Методологическую основу исследования составили: принцип системности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.); принцип развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, И.Б. Котова и др.); принцип активности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Петровский и др.). Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: 1. Обзорно-аналитический метод – анализ педагогической и психологической, философской литературы по проблеме исследования. 2. Диагностические методы: беседа, анкетный опрос, тестирование. 3. Методы математической обработки полученных данных. Экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа п.Солнечный, Марий Эл. 1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 1.1 Особенности личности в старшем школьном возрасте Старший школьный возраст характеризуется активным формированием так называемого чувства взрослости, которое является показателем определенного уровня самосознания и играет важную роль в формировании ценностных ориентаций старшеклассников. Выбор профессии молодым человеком принадлежит к категории так называемых разовых решений, поэтому ошибки, совершаемые учениками в профессиональном самоопределении, дорого обходятся как обществу, так и самим молодым людям. Поэтому столь велика роль педагога, родителей в формировании и коррекции профессиональных планов молодежи, в поиске наиболее оптимальных путей воздействия на молодых людей в процессе профессионального становления. Чрезвычайно важно для учителя, семьи, в которой воспитывается ребенок, иметь представление о тех сложных социально-психологических процессах, которые обусловливают выбор той или иной профессии, способствуют удовлетворенности профессией на последующих этапах социально-профессионального самоопределения [7, c.69]. Многочисленные исследования, проведенные социологами, психологами, педагогами, показывают, что огромную роль в формировании жизненных планов молодежи, в реальном выборе профессии играют ценностные ориентации старшеклассников. Сам процесс формирования ценностных ориентации молодежи представляет собой сложный социально-психологический феномен, на который оказывают влияние и межличностные отношения подростка со сверстниками, и семья, и школьный учитель, тренер, руководитель кружка. Наряду с другими факторами (семейные традиции, характер эмоционального контакта взрослых членов семьи с ребенком и пр.) уровень образования и квалификации родителей оказывает существенное воздействие на выбор профессии старшеклассником. Система ценностных ориентаций, как психологическая характеристика зрелой личности и одно из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности. Именно в этом качестве система ценностных ориентаций определяет мотивацию поведения человека, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему "транслирует" именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая "размытость" общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия. В научной литературе существует множество различных определений понятия "ценность". Их настолько много, что по мнению Ремшилдта, "желание разных авторов навести концептуальный порядок в области изучения ценностей явилось, похоже, единственной точкой согласия для них" [23, c.93]. В нашем теоретическом обзоре мы попытаемся рассмотреть и сопоставить позиции различных авторов, касающихся проблемы ценностей, наиболее подробно остановившись на вопросах ценностных представлений подростков. Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: значимость и вторичный, производный от человеческого бытия характер [22, c.105]. Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия "ценность", "потребность", "цель", "норма", "ценностные ориентации" и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям, выделение структуры ценностей личности [27, c.114]. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида [21, c.69]. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности; ситуацию, в которых действует индивид и которые "встречаются" с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей. Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии морального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже [29, c.116]. 1.2 П?ре?дст?а?в?ле?н?и?я ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?ко?в о бу?ду?ще?й п?рофесс?и?и ?П?роб?ле?м?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я, п?ре?дст?а?в?ле?н?и?й о с?вое?м п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м "?Я" тех, ?кто з?а?вт?р?а в?ы?й?дет н?а р?ы?но?к т?ру?д?а ?и бу?дет п?ро?из?во?д?ите?л?ь?но?й с?и?ло?й об?щест?в?а, я?в?л?яетс?я ч?рез?в?ыч?а?й?но а?кту?а?л?ь?но?й. ?П?ро?цесс о?ко?нч?ате?л?ь?но?го п?р?и?н?ят?и?я ?ре?ше?н?и?я о в?ыбо?ре п?рофесс?и?и ?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я, ?ро?д?а р?абот?ы осу?щест?в?л?яетс?я ?в в?ы?пус?к?н?ых к?л?асс?ах об?щеоб?р?азо?в?ате?л?ь?но?й ш?ко?л?ы. Бо?л?ь?ш?и?нст?во уче?н?ых-?исс?ле?до?в?ате?ле?й, з?а?н?и?м?а?ю?щ?ихс?я ?изуче?н?ие?м ф?а?кто?ро?в, в?л?и?я?ю?щ?их н?а ?этот в?ыбо?р, в?ы?де?л?я?ют 8 ф?а?кто?ро?в: 1. Поз?и?ц?и?я ч?ле?но?в се?м?ь?и. Ч?асто се?м?ь?я я?в?л?яетс?я до?м?и?н?и?ру?ю?щ?и?м ф?а?кто?ро?м п?р?и в?ыбо?ре то?й и?л?и и?но?й с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и. Се?м?ь?я ?мо?жет от?нос?ит?ьс?я у?в?а?ж?ите?л?ь?но и?л?и ?неу?в?а?ж?ите?л?ь?но ?к в?ыбо?ру с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и ?и учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я [18, c.130]. ?Мето?д?ы в?л?и?я?н?и?я се?м?ь?и н?а в?ыбо?р ?мо?гут б?ыт?ь с?а?м?ы?м?и р?аз?н?ы?м?и: от м?я?г?к?их (со?вет) ?до ?жест?к?их (ст?ро?гое у?к?аз?а?н?ие с у?г?роз?а?м?и). 2. Учеб?н?ые з?а?ве?де?н?и?я, п?ре?дст?а?в?ле?н?н?ые н?а те?р?р?ито?р?и?и п?ро?ж?и?в?а?н?и?я. Ч?асто ?в ?небо?л?ь?ш?их ?го?ро?д?ах ?и те?м бо?лее в се?л?ьс?ко?й мест?ност?и нет ?дост?аточ?но?го с?пе?кт?р?а учеб?н?ых з?а?ве?де?н?и?й, ?а с?ле?до?в?ате?л?ь?но, и с?пе?кт?р?а тех с?пе?ц?и?а?л?ь?носте?й, ?кото?р?ые ?мо?г?л?и б?ы по?луч?ат?ь ?мо?ло?д?ые л?ю?д?и. ?В т?а?ко?й с?иту?а?ц?и?и ?ро?д?ите?л?и в?ы?пус?к?н?и?к?а ?до?л?ж?н?ы ?ре?ш?ит?ь ?во?п?рос о то?м, чтоб?ы от?п?р?а?в?ит?ь е?го н?а обуче?н?ие в то место, г?де в?ыбо?р с?пе?ц?и?а?л?ь?носте?й ш?и?ро?к, л?ибо с?де?л?ат?ь в?ыбо?р ?из и?ме?ю?щ?ихс?я а?л?ьте?р?н?ат?и?в. 3. ?Поз?и?ц?и?я д?рузе?й. И?но?г?д?а в?ыбо?р учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я и?л?и с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и осу?щест?в?л?яетс?я "з?а ?ко?м?п?а?н?и?ю". 4. П?рест?и?ж. Ч?асто в?ы?пус?к?н?и?к?и ш?ко?л ст?ре?м?ятс?я о?в?л?а?де?в?ат?ь те?м?и с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?я?м?и, ?кото?р?ые я?в?л?я?ютс?я ?мо?д?н?ы?м?и. ?Но ?не ?все?г?д?а ?в н?их ест?ь ?пот?реб?ност?ь н?а р?ы?н?ке т?ру?д?а то?й те?р?р?ито?р?и?и, н?а ?кото?ро?й п?ро?ж?и?в?ает че?ло?ве?к. 5. Поз?и?ц?и?я уч?ите?ле?й ?и ш?ко?л?ь?н?ых ?пе?д?а?го?го?в. ?Пе?д?а?го?г?и ?мо?гут у?в?и?дет?ь з?а?д?ат?к?и ?и с?к?ло?н?ност?и ш?ко?л?ь?н?и?к?а, ?но, к со?ж?а?ле?н?и?ю, ?не ?все?г?д?а и?м?и д?а?ютс?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?ые ?ре?ко?ме?н?д?а?ц?и?и. 6. И?нфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?ь. Н?а?л?ич?ие ?дост?аточ?но?го ?ко?л?ичест?в?а ?досту?п?но?й д?л?я в?ы?пус?к?н?и?ко?в ш?ко?л и?нфо?р?м?а?ц?и?и о ст?ру?кту?ре р?ы?н?к?а т?ру?д?а то?й и?л?и и?но?й те?р?р?ито?р?и?и, г?де п?л?а?н?и?рует ?в д?а?л?ь?не?й?ше?м р?абот?ат?ь в?ы?пус?к?н?и?к ш?ко?л?ы (оче?н?ь в?а?ж?н?а п?ро?г?ноз?н?а?я и?нфо?р?м?а?ц?и?я о то?м, к?а?ко?в?а бу?дет ст?ру?кту?р?а р?ы?н?к?а т?ру?д?а н?а ?мо?ме?нт о?ко?нч?а?н?и?я учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я). 7. Л?ич?н?ые п?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?ые п?л?а?н?ы. Со?во?ку?п?ност?ь п?ре?дст?а?в?ле?н?и?й с?а?мо?го в?ы?пус?к?н?и?к?а ш?ко?л?ы о то?м, че?м ?же о?н хочет з?а?н?и?м?ат?ьс?я ?в д?а?л?ь?не?й?ше?м. 8. С?пособ?ност?и, с?к?ло?н?ност?и. Н?а?л?ич?ие особ?ых з?а?д?ат?ко?в ?и особе?н?носте?й л?ич?ност?и, ?кото?р?ые ?по?мо?г?а?ют е?й ?в то?й и?л?и и?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и, с?пособст?ву?ют н?а?ибо?лее ?эффе?кт?и?в?но с?п?р?а?в?л?ят?ьс?я с ?пост?а?в?ле?н?н?ы?м?и з?а?д?ач?а?м?и, ?по?ро?ж?д?ает особ?ы?й и?нте?рес ?к де?яте?л?ь?ност?и. ?К?а?к п?р?а?в?и?ло, ?пе?реч?ис?ле?н?н?ые ф?а?кто?р?ы в?л?и?я?ют н?а в?ыбо?р бу?ду?ще?й с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и п?р?и?ме?р?но в то?й ?пос?ле?до?в?ате?л?ь?ност?и, ?в ?кото?ро?й о?н?и ?пе?реч?ис?ле?н?ы [21, c.94]. То ест?ь че?м в?ы?ше р?ас?по?ло?же?н ф?а?кто?р, те?м бо?л?ь?шу?ю с?и?лу о?н и?меет. Т?а?к?и?м об?р?азо?м, л?ич?н?ые п?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?ые п?л?а?н?ы в?ы?пус?к?н?и?к?а ш?ко?л?ы, е?го с?пособ?ност?и ?и с?к?ло?н?ност?и ч?асто ?не уч?ит?ы?в?а?ютс?я п?р?и в?ыбо?ре с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и. Н?а?ибо?л?ь?шее в?л?и?я?н?ие и?ме?ют м?не?н?ие ?ро?дст?ве?н?н?и?ко?в, ?поз?и?ц?и?я д?рузе?й, то?в?а?р?и?ще?й, н?а?л?ич?ие то?го и?л?и и?но?го учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я ?в н?асе?ле?н?но?м ?пу?н?кте. К?а?к в?и?д?и?м, об осоз?н?а?н?но?м в?ыбо?ре ?го?во?р?ит?ь ?не п?р?ихо?д?итс?я. С?пособ?ност?и, с?к?ло?н?ност?и ?и л?ич?ност?н?ые п?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?ые п?л?а?н?ы сто?ят ?в ?это?м с?п?ис?ке н?а ?пос?ле?д?н?их ?мест?ах. Н?а пе?р?в?ых мест?ах сто?ят м?не?н?ие о?к?ру?ж?а?ю?щ?их и в?ы?ну?ж?де?н?н?а?я необхо?д?и?мост?ь (отсутст?в?ие учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я и?л?и необхо?д?и?мо?й с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и). В?ы?во?д оче?в?и?де?н – осоз?н?а?н?н?ы?й в?ыбо?р с?пе?ц?и?а?л?ь?ност?и и учеб?но?го з?а?ве?де?н?и?я с?пособ?н?ы с?де?л?ат?ь е?д?и?н?и?ц?ы. О?д?н?а?ко в?ыбо?р п?рофесс?и?и не ?мо?жет ос?но?в?ы?в?ат?ьс?я то?л?ь?ко н?а с?пособ?ност?ях че?ло?ве?к?а. П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие я?в?л?яетс?я ч?аст?ь?ю л?ич?ност?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я, че?ло?ве?к в?ыб?и?р?ает те п?рофесс?и?и, ?кото?р?ые от?веч?а?ют с?ло?ж?и?в?ш?и?мс?я у ?не?го п?ре?дст?а?в?ле?н?и?я?м о с?а?мо?м себе, те, ?в ?кото?р?ых о?н ?мо?жет с?а?моут?ве?р?д?ит?ьс?я. ?По?это?му с?ле?дует от?мет?ит?ь е?ще о?д?ну п?роб?ле?му осоз?н?а?н?но?го в?ыбо?р?а бу?ду?ще?й п?рофесс?и?и н?а со?в?ре?ме?н?но?м ?эт?а?пе, обус?ло?в?ле?н?ну?ю со?ц?и?а?л?ь?но-?э?ко?но?м?ичес?к?и?м?и ?пе?ре?ме?н?а?м?и ?в н?а?ше?й ст?р?а?не. Р?аз?в?ит?а?я р?ы?ноч?н?а?я э?ко?но?м?и?к?а б?аз?и?руетс?я н?а п?ро?ду?кт?и?в?но?м т?и?пе л?ич?ност?и, н?а?це?ле?н?но?м н?а соз?и?д?а?н?ие себ?я, ?а т?а?к?же ?духо?в?н?ых ?и м?ате?р?и?а?л?ь?н?ых ?це?н?носте?й. ?Из п?л?а?но?во?й ?же э?ко?но?м?и?к?и "?в?ы?ше?л" ?не?п?ро?ду?кт?и?в?н?ы?й т?и?п, ж?и?ву?щ?и?й о?ж?и?д?а?н?и?я?м?и л?ь?гот ?и м?ате?р?и?а?л?ь?н?ых б?л?а?г, ?не с?в?яз?а?н?н?ых с резу?л?ьт?ат?а?м?и е?го собст?ве?н?но?го т?ру?д?а. ?Г?л?а?в?но?й це?л?ь?ю ко?нсу?л?ьт?а?ц?ио?н?но?го со?п?ро?во?ж?де?н?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я мо?ло?де?ж?и в ус?ло?в?и?ях р?ы?ноч?но?й э?ко?но?м?и?к?и я?в?л?яетс?я, н?а н?а?ш вз?г?л?я?д, осоз?н?а?н?ие мо?ло?д?ы?м?и л?ю?д?ь?м?и с?вое?й а?вто?но?м?ност?и ?и п?р?и?н?ят?ие и?м?и от?ветст?ве?н?ност?и з?а с?во?ю об?р?азо?в?ате?л?ь?ну?ю т?р?ае?кто?р?и?ю ?и к?а?р?ье?р?н?ы?й ?рост. А?вто?но?м?н?а?я л?ич?ност?ь и?меет п?ре?дст?а?в?ле?н?ие о с?во?их с?пособ?ност?ях и и?нте?рес?ах, досто?и?нст?в?ах и ?не?дост?ат?к?ах, о воз?мо?ж?н?ых об?ъе?кт?и?в?н?ых п?ре?п?ятст?в?и?ях ?и ?пут?ях ?их п?рео?до?ле?н?и?я. ?В об?ще?м ее от?л?ич?а?ют а?кт?и?в?н?а?я ж?из?не?н?н?а?я ?поз?и?ц?и?я ?и уст?а?но?в?к?а н?а ?дост?и?же?н?ие ус?пех?а. Ос?но?во?й в?ыбо?р?а п?рофесс?и?и се?го?д?н?я я?в?л?я?ютс?я п?ре?дст?а?в?ле?н?и?я л?ич?ност?и о бу?ду?ще?м, ?кото?р?ые в?ы?во?д?ят ее з?а р?а?м?к?и н?а?л?ич?но?й с?иту?а?ц?и?и ?и я?в?л?я?ютс?я п?ро?г?р?а?м?мо?й ее р?аз?в?ит?и?я. А?вто?но?м?н?а?я л?ич?ност?ь о?р?ие?нт?и?руетс?я ?в м?и?ре п?рофесс?и?й: осоз?н?ает с?м?ыс?л п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и, з?н?ает т?ребо?в?а?н?и?я п?рофесс?и?й ?и ?пе?рс?пе?кт?и?в?ы ?их р?аз?в?ит?и?я, с?пособ?н?а со?г?л?асо?в?ат?ь п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ну?ю ?де?яте?л?ь?ност?ь с д?ру?г?и?м?и в?а?ж?н?ы?м?и ж?из?не?н?н?ы?м?и ?ко?нте?кст?а?м?и (се?ме?й?н?а?я ж?из?н?ь, хобб?и ?и т. ?д.) ?По?ве?де?н?ие а?вто?но?м?но?й л?ич?ност?и н?а р?ы?н?ке т?ру?д?а п?ре?д?по?л?а?г?ает об?щу?ю о?р?ие?нт?и?ро?в?ку ?в со?ц?и?а?л?ь?но-?э?ко?но?м?ичес?ко?й с?иту?а?ц?и?и, з?н?а?н?ие в?а?к?а?нс?и?й, ?а т?а?к?же н?а?л?ич?ие н?а?в?ы?ко?в ?по?ис?к?а р?абот?ы, сост?а?в?ле?н?и?я ?рез?ю?ме, п?рохо?ж?де?н?и?я собесе?до?в?а?н?и?я ?и т. ?д. Л?ич?ност?ь, ?кото?р?а?я ?не ?гото?в?а у?до?в?лет?во?р?ят?ь т?ребо?в?а?н?и?я?м ?ре?а?л?ь?ност?и, о?к?аз?ы?в?аетс?я ?не?вост?ребо?в?а?н?но?й. От?нос?ите?л?ь?н?ы?й б?а?л?а?нс ?ме?ж?ду с?п?росо?м ?и п?ре?д?ло?же?н?ие?м р?абоче?й с?и?л?ы ?мо?жет б?ыт?ь ?дост?и?г?нут п?р?и н?а?л?ич?и?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?й ?ко?м?пете?нт?ност?и. Т?а?к?и?м об?р?азо?м, ?ве?кто?р п?рофо?р?ие?нт?а?ц?ио?н?но?й р?абот?ы до?л?же?н б?ыт?ь с?ме?ще?н с ?поз?и?ц?и?и "?Ке?м б?ыт?ь?" н?а ?поз?и?ц?и?ю "?К?а?к?и?м ст?ат?ь?" [8, c.175]. ?П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие – соб?ыт?ие, в ?ко?р?не ме?н?я?ю?щее д?а?л?ь?не?й?шее тече?н?ие ж?из?н?и ?и в?л?и?я?ю?щее от?н?ю?д?ь ?не то?л?ь?ко н?а ее п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ну?ю сост?а?в?л?я?ю?щу?ю. О?но су?щест?ве?н?но в?л?и?яет ?и н?а б?р?ач?но-се?ме?й?н?ые ?пе?рс?пе?кт?и?в?ы, ?и н?а м?ате?р?и?а?л?ь?ное б?л?а?гососто?я?н?ие, ?и н?а ?пс?ихо?ло?г?ичес?ку?ю г?а?р?мо?н?и?ю, с?а?моо?це?н?ку ?и ?вз?а?и?моот?но?ше?н?и?я с с?а?м?и?м собо?й, ?и н?а ?место ж?ите?л?ьст?в?а, ?поез?д?к?и ?и ?пе?реез?д?ы, ?и н?а м?но?гое д?ру?гое – т?ру?д?но н?аз?в?ат?ь хот?ь о?д?и?н ?ас?пе?кт об?р?аз?а ж?из?н?и, н?а ?кото?р?ы?й ?не в?л?и?я?л б?ы в?ыбо?р п?рофесс?и?и. ?В?ыбо?р, со?ве?р?ш?ае?м?ы?й ?в п?ро?цессе п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я, от?нос?итс?я ?к особо?й р?аз?но?в?и?д?ност?и, ?пос?ко?л?ь?ку в?а?р?и?а?нт?ы п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?й к?а?р?ье?р?ы ?в к?ру?п?н?ых ?го?ро?д?ах н?асто?л?ь?ко р?аз?нооб?р?аз?н?ы, что т?ребуетс?я с?пе?ц?и?а?л?ь?н?а?я р?абот?а соз?н?а?н?и?я л?и?ш?ь д?л?я то?го, чтоб?ы сфо?р?м?и?ро?в?ат?ь н?або?р а?л?ьте?р?н?ат?и?в, ?кото?р?ые бу?дут п?р?и?н?и?м?ат?ьс?я ?во в?н?и?м?а?н?ие, ?не ?го?во?р?я у?же о с?а?мо?м в?ыбо?ре. Ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?к оче?н?ь ч?асто ?не з?н?ает, что о?н хочет, ?ке?м б?ы о?н хоте?л б?ыт?ь. З?н?а?н?ие об о?г?ро?м?но?м м?но?жест?ве п?рофесс?и?й ?не ?де?л?ает ?их а?вто?м?ат?ичес?к?и а?л?ьте?р?н?ат?и?в?а?м?и д?л?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я; ?ре?а?л?ь?н?ы?м?и а?л?ьте?р?н?ат?и?в?а?м?и о?н?и ст?а?но?в?ятс?я л?и?ш?ь то?г?д?а, ?ко?г?д?а п?р?иоб?рет?а?ют д?л?я в?ы?пус?к?н?и?к?а о?п?ре?де?ле?н?н?ы?й с?м?ыс?л, т.е. в?п?ис?ы?в?а?ютс?я и?м ?в ?ко?нте?кст ж?из?не?н?но?го м?и?р?а. С ?это?й точ?к?и з?ре?н?и?я п?ро?цесс ?пост?рое?н?и?я а?л?ьте?р?н?ат?и?в я?в?л?яетс?я, ?в су?щ?ност?и, п?ро?цессо?м ?пост?рое?н?и?я ?их с?м?ыс?л?а д?л?я суб?ъе?кт?а. Чтоб?ы с?де?л?ат?ь ?по?л?но?це?н?н?ы?й в?ыбо?р, о?пт?и?м?а?л?ь?н?ы?й д?л?я суб?ъе?кт?а, о?н ?до?л?же?н ?по?луч?ит?ь ?воз?мо?ж?но бо?лее ?по?л?ное ?и а?де?к?в?ат?ное п?ре?дст?а?в?ле?н?ие о к?а?ж?до?й ?из а?л?ьте?р?н?ат?и?в. ?В то?м, что к?ас?аетс?я от?де?л?ь?н?ых с?ле?дст?в?и?й тех и?л?и и?н?ых ?ре?ше?н?и?й, ?необхо?д?и?мо ?их с?п?ро?г?ноз?и?ро?в?ат?ь, ?пост?ро?ит?ь об?р?аз ?воз?мо?ж?но?го бу?ду?ще?го, ?кото?рое ?воз?н?и?к?нет ?в ?резу?л?ьт?ате в?ыбо?р?а то?й и?л?и и?но?й а?л?ьте?р?н?ат?и?в?ы. ?Пос?ко?л?ь?ку ?пос?ле?дст?в?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я з?ат?р?а?г?и?в?а?ют п?р?а?кт?ичес?к?и ?все сто?ро?н?ы ж?из?н?и, ?не бу?дет п?реу?ве?л?иче?н?ие?м ?го?во?р?ит?ь о р?аз?н?ых в?а?р?и?а?нт?ах л?ич?но?го бу?ду?ще?го ?в ?це?ло?м. ?Ит?а?к, ?по?м?и?мо собст?ве?н?но?го со?ц?и?а?л?ь?но?го о?п?ыт?а л?ич?ност?и, уст?а?но?в?к?а ?мо?жет б?ыт?ь п?ро?ду?кто?м ст?их?и?й?но?й и?л?и ?це?ле?н?а?п?р?а?в?ле?н?но?й ?ко?м?му?н?и?к?а?ц?и?и, особе?н?но тех в?и?до?в м?ассо?во?й ?ко?м?му?н?и?к?а?ц?и?и, ?кото?р?ые п?ре?д?по?л?а?г?а?ют в?ысо?ку?ю сте?пе?н?ь со?пе?ре?ж?и?в?а?н?и?я п?ро?исхо?д?я?щ?и?м соб?ыт?и?я?м. ?П?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?ые уст?а?но?в?к?и в?ы?р?а?ж?а?ют собо?й л?ич?ност?ну?ю а?кт?и?в?ност?ь суб?ъе?кт?а ?де?яте?л?ь?ност?и ?и от?нос?ятс?я ?к с?м?ыс?ло?в?ы?м уст?а?но?в?к?а?м, воз?н?и?к?а?ю?щ?и?м в хо?де об?ще?го и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го р?аз?в?ит?и?я. 1.3 Особе?н?ност?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?ко?в ?П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие л?ич?ност?и - с?ло?ж?н?ы?й ?и д?л?ите?л?ь?н?ы?й п?ро?цесс, ох?в?ат?ы?в?а?ю?щ?и?й з?н?ач?ите?л?ь?н?ы?й ?пе?р?ио?д ж?из?н?и. Е?го ?эффе?кт?и?в?ност?ь, к?а?к п?р?а?в?и?ло, о?п?ре?де?л?яетс?я сте?пе?н?ь?ю со?г?л?асо?в?а?н?ност?и ?пс?ихо?ло?г?ичес?к?их ?воз?мо?ж?носте?й че?ло?ве?к?а с со?де?р?ж?а?н?ие?м ?и т?ребо?в?а?н?и?я?м?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и, ?а т?а?к?же сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?ь?ю у л?ич?ност?и с?пособ?ност?и а?д?а?пт?и?ро?в?ат?ьс?я ?к ?из?ме?н?я?ю?щ?и?мс?я со?ц?и?а?л?ь?но-?э?ко?но?м?ичес?к?и?м ус?ло?в?и?я?м ?в с?в?яз?и с уст?ро?йст?во?м с?вое?й п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?й к?а?р?ье?р?ы. ?П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие тес?н?ы?м об?р?азо?м с?в?яз?а?но с ?по?н?ят?ие?м "?п?рофесс?ио?н?а?л?ь?н?а?я о?р?ие?нт?а?ц?и?я" (?это м?но?го?ас?пе?кт?н?а?я, ?це?лост?н?а?я с?исте?м?а н?ауч?но – п?р?а?кт?ичес?ко?й ?де?яте?л?ь?ност?и об?щест?ве?н?н?ых и?нст?итуто?в, от?ветст?ве?н?н?ых з?а ?по?д?гото?в?ку ?по?д?р?аст?а?ю?ще?го ?по?ко?ле?н?и?я ?к в?ыбо?ру п?рофесс?и?и ?и ?ре?ш?а?ю?щ?их ?ко?м?п?ле?кс со?ц?и?а?л?ь?но – э?ко?но?м?ичес?к?их, ?пс?ихо?ло?го – ?пе?д?а?го?г?ичес?к?их ?и ?ме?д?и?ко – ф?из?ио?ло?г?ичес?к?их з?а?д?ач ?по фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?ю у ш?ко?л?ь?н?и?ко?в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я, соот?ветст?ву?ю?ще?го и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?н?ы?м особе?н?ност?я?м к?а?ж?до?й л?ич?ност?и ?и з?а?п?рос?а?м об?щест?в?а ?в к?а?д?р?ах в?ысо?ко?й к?в?а?л?иф?и?к?а?ц?и?и) [11, c.98]. ?Резу?л?ьт?ато?м п?ро?цесс?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я ?в ст?а?р?ше?м ш?ко?л?ь?но?м ?воз?р?асте я?в?л?яетс?я в?ыбо?р бу?ду?ще?й п?рофесс?и?и. ?По?мо?щ?ь уч?а?щ?и?мс?я ?в п?р?а?в?и?л?ь?но?м в?ыбо?ре п?рофесс?и?и п?ре?д?по?л?а?г?ает ?необхо?д?и?мост?ь с?пе?ц?и?а?л?ь?но?й о?р?г?а?н?из?а?ц?и?и ?их ?де?яте?л?ь?ност?и, в?к?л?юч?а?ю?ще?й з?н?а?н?и?я о себе ?и о м?и?ре п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го т?ру?д?а с ?пос?ле?ду?ю?щ?и?м соот?несе?н?ие?м з?н?а?н?и?й о себе со з?н?а?н?и?я?м?и о п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?й ?де?яте?л?ь?ност?и. ?Эт?и ?ко?м?по?не?нт?ы я?в?л?я?ютс?я ос?но?в?н?ы?м?и сост?а?в?л?я?ю?щ?и?м?и п?ро?цесс?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я н?а ?эт?а?пе в?ыбо?р?а п?рофесс?и?и. ?В п?ро?цессе фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я со?в?ре?ме?н?но?й ?мо?ло?де?ж?и ?мо?ж?но в?ы?де?л?ит?ь с?ле?ду?ю?щ?ие ?эт?а?п?ы: ф?а?нт?аз?и?й?н?ы?й ?эт?а?п (соот?ветст?вует ?до?ш?ко?л?ь?но?му ?воз?р?асту); ?эт?а?п п?ре?д?в?а?р?ите?л?ь?но?го в?ыбо?р?а п?рофесс?и?и (7-10 ?лет); ?эт?а?п п?роб?но?го в?ыбо?р?а п?рофесс?и?и (11-14 ?лет); ?эт?а?п ?ре?а?л?ь?но?го в?ыбо?р?а п?рофесс?и?и (15-17 ?лет); ?эт?а?п п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го обуче?н?и?я ?и ?эт?а?п п?рофесс?ио?н?а?л?из?а?ц?и?и. Н?а к?а?ж?до?м ?из ?эт?а?по?в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие х?а?р?а?кте?р?изуетс?я р?аз?л?ич?но?й сте?пе?н?ь?ю сфо?р?м?и?ро?в?а?н?ност?и. ?В?ы?де?л?и?м р?я?д н?а?п?р?а?в?ле?н?и?й, с?пособст?ву?ю?щ?их ?ре?ше?н?и?ю п?р?а?кт?ичес?к?их ?во?п?росо?в п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я ?по?д?р?аст?а?ю?ще?го ?по?ко?ле?н?и?я. ?К н?и?м от?нос?ятс?я: с?исте?м?а п?рофо?р?ие?нт?а?ц?и?и, ?воо?ру?ж?а?ю?щ?а?я ш?ко?л?ь?н?и?ко?в ?необхо?д?и?м?ы?м?и з?н?а?н?и?я?м?и д?л?я о?р?ие?нт?а?ц?и?и ?в м?и?ре п?рофесс?и?й, у?ме?н?и?я?м?и об?ъе?кт?и?в?но о?це?н?и?в?ат?ь с?во?и и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?н?ые особе?н?ност?и; д?и?а?г?ност?ичес?к?ие ?мето?д?и?к?и ?изуче?н?и?я л?ич?ност?и ш?ко?л?ь?н?и?ко?в ?в ?це?л?ях о?к?аз?а?н?и?я и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?но?й ?по?мо?щ?и ?в в?ыбо?ре п?рофесс?и?и; тео?рет?ичес?к?ие ?и ?мето?д?ичес?к?ие ос?но?в?ы п?роф?ко?нсу?л?ьт?а?ц?и?и ?мо?ло?де?ж?и, б?а?н?к п?рофесс?ио?к?а?рт; с?исте?м?н?ы?й ?по?дхо?д ?к п?рофо?р?ие?нт?а?ц?и?и ш?ко?л?ь?н?и?ко?в; об?щест?ве?н?но-з?н?ач?и?м?ые ?мот?и?в?ы в?ыбо?р?а п?рофесс?и?и. О?д?н?а?ко, ?нес?мот?р?я н?а ?не?кото?р?ые ?по?ло?ж?ите?л?ь?н?ые ?резу?л?ьт?ат?ы п?рофо?р?ие?нт?а?ц?и?я ?в со?в?ре?ме?н?н?ых ус?ло?в?и?ях ?всё е?щё ?не ?дост?и?г?ает с?во?их г?л?а?в?н?ых ?це?ле?й – фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?я у уч?а?щ?ихс?я п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я, соот?ветст?ву?ю?ще?го и?н?д?и?в?и?ду?а?л?ь?н?ы?м особе?н?ност?я?м к?а?ж?до?й л?ич?ност?и ?и з?а?п?рос?а?м об?щест?в?а ?в к?а?д?р?ах, е?го т?ребо?в?а?н?и?я?м ?к со?в?ре?ме?н?но?му т?ру?же?н?и?ку [4, c.201]. ?Д?л?я р?а?н?не?й ю?ност?и х?а?р?а?кте?р?н?а уст?ре?м?ле?н?ност?ь ?в бу?ду?щее. Ес?л?и ?в 15 ?лет ж?из?н?ь к?а?р?д?и?н?а?л?ь?но ?не ?из?ме?н?и?л?ас?ь ?и ст?а?р?ш?и?й ?по?д?росто?к ост?а?лс?я ?в ш?ко?ле, о?н те?м с?а?м?ы?м отст?роч?и?л н?а 2 ?го?д?а в?ыхо?д ?во ?вз?рос?лу?ю ж?из?н?ь ?и, к?а?к п?р?а?в?и?ло, с?а?м в?ыбо?р д?а?л?ь?не?й?ше?го ?пут?и. ?В ?этот от?нос?ите?л?ь?но ?ко?рот?к?и?й с?ро?к ?необхо?д?и?мо соз?д?ат?ь ж?из?не?н?н?ы?й п?л?а?н – ?ре?ш?ит?ь ?во?п?рос?ы, ?ке?м б?ыт?ь (?п?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие) ?и к?а?к?и?м б?ыт?ь (?л?ич?ност?ное и?л?и ?мо?р?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие). Ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?к ?до?л?же?н ?не п?росто п?ре?дст?а?в?л?ят?ь себе с?вое бу?ду?щее ?в об?щ?их че?рт?ах, ?а осоз?н?а?в?ат?ь с?пособ?ы ?дост?и?же?н?и?я ?пост?а?в?ле?н?н?ых ж?из?не?н?н?ых ?це?ле?й. ?В в?ы?пус?к?но?м к?л?ассе ?дет?и сос?ре?дот?ач?и?в?а?ютс?я н?а п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?м с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?и. О?но п?ре?д?по?л?а?г?ает с?а?моо?г?р?а?н?иче?н?ие, от?к?аз от ?по?д?рост?ко?в?ых ф?а?нт?аз?и?й, ?в ?кото?р?ых ?ребе?но?к ?мо?г ст?ат?ь п?ре?дст?а?в?ите?ле?м л?юбо?й п?рофесс?и?и. Ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?ку п?р?ихо?д?итс?я о?р?ие?нт?и?ро?в?ат?ьс?я ?в р?аз?л?ич?н?ых п?рофесс?и?ях, что со?все?м ?не п?росто, ?пос?ко?л?ь?ку ?в ос?но?ве от?но?ше?н?и?я ?к п?рофесс?и?и ?ле?ж?ит ?не с?во?й собст?ве?н?н?ы?й, ?а чу?жо?й о?п?ыт – с?ве?де?н?и?я, ?по?луче?н?н?ые от ?ро?д?ите?ле?й, д?рузе?й, з?н?а?ко?м?ых, ?из те?ле?пе?ре?д?ач ?и т.?д. ?Этот о?п?ыт об?ыч?но ?абст?р?а?кте?н, ?не ?пе?ре?ж?ит, ?не в?ыст?р?а?д?а?н. К?ро?ме то?го, ?ну?ж?но ?ве?р?но о?це?н?ит?ь с?во?и об?ъе?кт?и?в?н?ые ?воз?мо?ж?ност?и – у?ро?ве?н?ь учеб?но?й ?по?д?гото?в?к?и, з?до?ро?в?ье, м?ате?р?и?а?л?ь?н?ые ус?ло?в?и?я се?м?ь?и ?и, г?л?а?в?ное, с?во?и с?пособ?ност?и ?и с?к?ло?н?ност?и [7, c.103]. То, н?ас?ко?л?ь?ко п?рест?и?ж?но?й о?к?а?жетс?я в?ыб?р?а?н?н?а?я п?рофесс?и?я и?л?и ?ВУЗ, ?в ?кото?р?ы?й ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?к соб?и?р?аетс?я ?посту?п?ат?ь, з?а?в?ис?ит от е?го у?ро?в?н?я п?р?ит?яз?а?н?и?й. Су?щест?вует чет?к?а?я те?н?де?н?ц?и?я, п?ро?я?в?л?я?ю?щ?а?яс?я н?а п?рот?я?же?н?и?и ст?а?р?ш?их к?л?ассо?в: че?м б?л?и?же ш?ко?л?ь?н?ы?й в?ы?пус?к, те?м ч?а?ще ?пе?рес?мот?р?ы с?во?их ж?из?не?н?н?ых п?л?а?но?в, н?и?же у?ро?ве?н?ь п?р?ит?яз?а?н?и?я. ?Это ?мо?жет б?ыт?ь с?ле?дст?в?ие?м р?азу?м?но?го от?к?аз?а от бес?поч?ве?н?н?ых н?а?де?ж?д, ?но ?мо?жет б?ыт?ь ?и п?ро?я?в?ле?н?ие?м м?а?ло?ду?ш?и?я, ст?р?ахо?м ?пе?ре?д ?ре?ш?ите?л?ь?н?ы?м ш?а?го?м. ?П?рофесс?ио?н?а?л?ь?ное с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие ст?а?но?в?итс?я ?це?нт?р?а?л?ь?н?ы?м ?но?вооб?р?азо?в?а?н?ие?м р?а?н?не?й ю?ност?и. ?Это ?но?в?а?я в?нут?ре?н?н?я?я ?поз?и?ц?и?я, в?к?л?юч?а?ю?щ?а?я осоз?н?а?н?ие себ?я к?а?к ч?ле?н?а об?щест?в?а, п?р?и?н?ят?ие себ?я ?в ?не?м. ?Пос?ко?л?ь?ку ?в ст?а?р?ше?м ш?ко?л?ь?но?м ?воз?р?асте ?по?я?в?л?я?ютс?я п?л?а?н?ы ?и ?же?л?а?н?и?я, ?ре?а?л?из?а?ц?и?я ?кото?р?ых отс?роче?н?а, ?а ?в ю?ност?и су?щест?ве?н?н?ы ?ко?р?ре?кт?и?в?ы, и?но?г?д?а ?но?вооб?р?азо?в?а?н?ие?м сч?ит?аетс?я ?не с?а?мо с?а?моо?п?ре?де?ле?н?ие, ?а ?пс?ихо?ло?г?ичес?к?а?я ?гото?в?ност?ь ?к ?не?му [11, c.101]. 2. Э?м?п?и?р?ичес?кое ?исс?ле?до?в?а?н?ие ?пс?ихо?ло?г?ичес?к?их особе?н?носте?й п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?ко?в 2.1 О?п?ис?а?н?ие г?ру?п?п ?ис?п?ытуе?м?ых ?и ?мето?до?в ?исс?ле?до?в?а?н?и?я ?В э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й ч?аст?и н?а?ше?й р?абот?ы м?ы ?ре?ш?и?л?и ?изуч?ит?ь ?пс?ихо?ло?г?ичес?к?ие особе?н?ност?и п?рофесс?ио?н?а?л?ь?но?го с?а?моо?п?ре?де?ле?н?и?я у ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?ко?в, ?а т?а?к ?же п?ро?а?н?а?л?из?и?ро?в?ат?ь ?по?луче?н?н?ые д?а?н?н?ые. ?М?ы п?ре?д?по?ло?ж?и?л?и, что ст?а?р?ше?к?л?асс?н?и?к?и, в?ыб?р?а?в?ш?ие бу?ду?щу?ю п?рофесс?и?ю, от?л?ич?а?ютс?я ?из?ме?не?н?и?я?м?и ?в фо?р?м?и?ро?в?а?н?и?и ?мот?и?в?а?ц?ио?н?но?й сфе?р?ы ?и и?ме?ют а?кт?и?в?ну?ю ж?из?не?н?ну?ю ?поз?и?ц?и?ю. ?Э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?н?а?я б?аз?а н?а?ше?го ?исс?ле?до?в?а?н?и?я – с?ре?д?н?я?я об?щеоб?р?азо?в?ате?л?ь?н?а?я ш?ко?л?а ?п.Со?л?неч?н?ы?й, М?а?р?и?й Э?л. ?В ?исс?ле?до?в?а?н?и?и п?р?и?н?и?м?а?л?и уч?аст?ие 40 ?дете?й ?в ?воз?р?асте 15-16 ?лет, уч?а?щ?иес?я 9, 10 ?и 11 к?л?ассо?в. ?Н?а ос?но?ве бесе?д?ы, н?а ?пе?р?во?м ?эт?а?пе ?исс?ле?до?в?а?н?и?я, б?ы?л?и в?ыб?р?а?н?ы те ш?ко?л?ь?н?и?к?и, ?кото?р?ые у?же в?ыб?р?а?л?и бу?ду?щу?ю п?рофесс?и?ю, - 20 че?ло?ве?к. ?Эт?и ш?ко?л?ь?н?и?к?и ?во?ш?л?и ?в сост?а?в э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й г?ру?п?п?ы. Т?а?м ?же б?ы?л?и в?ы?я?в?ле?н?ы ш?ко?л?ь?н?и?к?и, ?кото?р?ые е?ще ?не и?ме?ют чет?ко?го п?ре?дст?а?в?ле?н?и?я о с?вое?й бу?ду?ще?й п?рофесс?и?и, ?кото?р?ые ?во?ш?л?и ?в сост?а?в ?ко?нт?ро?л?ь?но?й г?ру?п?п?ы (20 че?ло?ве?к). ?Резу?л?ьт?ат?ы ?исс?ле?до?в?а?н?и?я п?ре?дст?а?в?ле?н?ы ?в п?р?и?ло?же?н?и?и 1. ?В р?аботе б?ы?л?и ?ис?по?л?ьзо?в?а?н?ы с?ле?ду?ю?щ?ие э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?н?ые ?мето?д?и?к?и: 1. Д?л?я отбо?р?а н?а р?аз?л?ич?н?ые т?и?п?ы п?рофесс?и?й ?в соот?ветст?в?и?и с к?л?асс?иф?и?к?а?ц?ие?й т?и?по?в п?рофесс?и?й – ?мето?д?и?к?а "?Д?иффе?ре?н?ц?и?а?л?ь?но-?д?и?а?г?ност?ичес?к?и?й о?п?рос?н?и?к" К?л?и?мо?в?а (?Д?ДО). 3. Д?л?я ?исс?ле?до?в?а?н?и?я ?мот?и?в?а?ц?и?и ?дост?и?же?н?и?я у ?по?д?рост?ко?в – ?мето?д?и?к?а "?Пот?реб?ност?ь ?в ?дост?и?же?н?и?и" ?А.?А.?Ре?а?н?а. ?Мето?д?и?к?а ?поз?во?л?яет в?ы?яс?н?ит?ь, н?ас?ко?л?ь?ко р?аз?в?ит?а ?мот?и?в?а?ц?и?я ?дост?и?же?н?и?я у ?по?д?рост?ко?в, ст?ре?м?ятс?я л?и о?н?и ?дост?ич?ь ?пост?а?в?ле?н?ну?ю ?це?л?ь, и?л?и п?асу?ют ?пе?ре?д ж?из?не?н?н?ы?м?и т?ру?д?ност?я?м?и. 3. Д?л?я ?исс?ле?до?в?а?н?и?я ?мот?и?в?а?ц?и?и об?ще?н?и?я ?по?д?рост?ко?в – ?мето?д?и?к?а "?Пот?реб?ност?ь ?в об?ще?н?и?и" ?А.?Мех?р?аб?и?а?н?а ?в ?мо?д?иф?и?к?а?ц?и?и ?М.?Ш. М?а?го?ме?д-?Э?м?и?но?в?а. ?Пот?реб?ност?ь ?в об?ще?н?и?и я?в?л?яетс?я ?ве?ду?ще?й ?в ?по?д?рост?ко?во?м ?воз?р?асте. С?н?и?же?н?ие ?это?й ?пот?реб?ност?и в?лечет з?а собо?й со?ц?и?а?л?ь?ну?ю ?дез?а?д?а?пт?а?ц?и?ю ?во ?вз?рос?ло?м об?щест?ве. ?Вот ?поче?му т?а?к в?а?ж?но в?ы?яс?н?ит?ь, н?ас?ко?л?ь?ко об?щ?ите?л?ь?н?ы ?по?д?рост?к?и. 2.2 ?Резу?л?ьт?ат?ы д?и?а?г?ност?и?к?и ?М?ы п?ро?ве?л?и а?н?кет?и?ро?в?а?н?ие, ?резу?л?ьт?ат?ы ?кото?ро?го п?ре?дст?а?в?ле?н?ы ?в п?р?и?ло?же?н?и?и 2. Д?и?а?г?ност?ичес?к?ие ?мето?д?и?к?и д?л?я н?а?ше?го ?исс?ле?до?в?а?н?и?я ?вз?ят?ы ?из п?р?а?кт?и?ку?м?а ?по ?воз?р?аст?но?й ?пс?ихо?ло?г?и?и (?Р?ыб?а?л?ко Е.Ф. П?р?а?кт?и?ку?м ?по ?воз?р?аст?но?й ?пс?ихо?ло?г?и?и. Уч. ?пособ?ие. ?По?д ?ре?д. ?Л.?А. ?Го?ло?в?и?но?й, С?Пб "?Реч?ь" - 2002), ?и п?ре?дст?а?в?ле?н?ы ?в п?р?и?ло?же?н?и?и 1. 1. ?По ?резу?л?ьт?ат?а?м ?мето?д?и?к?и "?Д?ДО К?л?и?мо?в?а" м?ы ?по?луч?и?л?и с?ле?ду?ю?щ?ие ?резу?л?ьт?ат?ы (?Д?и?а?г?р?а?м?м?ы 1 ?и 2). ?Н?а д?и?а?г?р?а?м?ме 1 ?по?к?аз?а?но, к?а?к р?ас?п?ре?де?л?и?л?ис?ь п?ре?д?почте?н?и?я н?а?ш?их ?ис?п?ытуе?м?ых ?из э?кс?пе?р?и?ме?нт?а?л?ь?но?й г?ру?п?п?ы. ?Д?и?а?г?р?а?м?м?а 1. Д?и?а?г?ност?и?к?а п?ре?д?поч?ит?ае?м?ых т?и?по?в п?рофесс?и?й у ш?ко?л?ь?н?и?ко?в, в?ыб?р?а?в?ш?их бу?ду?щу?ю п?рофесс?и?ю ?К?а?к в?и?д?но ?из д?и?а?г?р?а?м?м?ы 1, бо?л?ь?ш?и?нст?во ш?ко?л?ь?н?и?ко?в, о?п?ре?де?л?и?в?ш?ихс?я с в?ыбо?ро?м, от?д?а?ют п?ре?д?почте?н?ие т?и?п?а?м п?рофесс?и?й "че?ло?ве?к-тех?н?и?к?а" ?и "че?ло?ве?к-з?н?а?к". Н?а?и?ме?н?ь?шее п?ре?д?почте?н?ие ?по?луч?и?л?и т?а?к?ие к?ате?го?р?и?и, к?а?к "че?ло?ве?к-?п?р?и?ро?д?а" ?и "че?ло?ве?к-ху?д.об?р?аз". ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: