VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004325
Тема: Проблема профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
BBEДEHИE                                                                                                3                                                  
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИГРЫ КАК МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ 6                                                                                                                                       
1.1 Проблема профессионального самоопределения в трудах отечественных и зарубежных исследователей                                       6                                                                                                                            
1.2  Профориентационные технологии на современном этапе  развития общества                                                                                                    16
1.3 Игра как метод активизации профессионального самоопределения                                                                                           
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ВЫБОРА У ПОДРОСТКОВ          30                
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа исследования                                                                                           
2.2 Особенности формирующего эксперимента
2.3 Результаты контрольного эксперимента
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики уровня готовности к профессиональному выбору                                                               39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты диагностики
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа







ВВЕДЕНИЕ
     Актуальность исследования. Тема профориентации и профессионального самоопределения молодежи, несмотря на огромный  опыт ее изучения, не теряет своей актуальности в связи постоянными социальными и экономическими преобразованиями, происходящими в России. 
     В условиях глобальных социокультурных преобразований и новой парадигмы развития образования, профессиональное самоопределение рассматривается как процесс и результат всестороннего познания человеком сущности профессиональной деятельности, осознанный выбор личностью адекватного ее способностям, интересам, потребностям направления самореализации и саморазвития в той или иной профессиональной сфере с как можно большей пользой для себя и общества.   
     Поэтому создание эффективной целостной системы психологического сопровождения выбора профессии, профессионального самоопределения обучающихся является важной задачей для государства, поскольку от продуктивности ее решения зависит раскрытие творческого потенциала молодежи, развитие их профессионализма и профессиональной компетентности, а значит и будущее нашей страны. Проблема выбора профессии, является и личностно значимой, ведь успешность её решении определяет возможности профессиональной самореализации  человека, его социальные успехи, физическое и психическое здоровье, удовлетворенность жизнью. Готовность личности к выбору и раскрытию своего потенциала выступают основным фактором успешности профессиональной траектории (Имакаев, Вихман и др., 2015). 
     В отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях накоплен большой опыт по проблеме профессионального самоопределения. Это исследования Дж. Голланда, Е.И. Головахи, Э.Ф. Зеера, Е.М. Ивановой, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцевой, А. Маслоу, Н.С. Пряжникова, В.Ф. Сафина, Д. Сьюпера, В.Д. Шадрикова и других. 
     Необходимо отметить, что в психологии нет единого подхода к понятию «готовность к профессиональному выбору».  Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников рассматривают данное понятие в контексте профессионального самоопределения, где ключевым моментом является развитие личности как активного субъекта деятельности с постепенным формированием внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, коррекции и реализации своего внутреннего потенциала развития [Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников].
      Вслед за данными учеными, мы рассматриваем конкретный профессиональный выбор как частное проявление целостной способности к профессионально-личностному самоопределению. Выбор профессии должен соответствовать личностному самоопределению обучающегося, его жизненным планам, мировоззрению, направленности и индивидуально-психологическим особенностям его личности. 
     Анализ практического состояния психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательных учреждениях, позволил выделить ряд проблем, среди которых:  отсутствие научно-обоснованной системы сопровождения (зачастую работа сводиться к отдельным профориентационным мероприятиям); преобладание  информационного и диагностического  направлений работы, недостаточное использование активизирующих методов, формирующих личность, способную к самостоятельному и осознанному профессиональному самоопределению и др.
     Кроме того, в настоящее время, в связи с переходом на единый государственный экзамен, многие школьники ориентированы на получение среднего профессионального образования, при этом  выбор профиля часто осуществляется спонтанно, необдуманно. Поэтому профориентационную работу в школе нужно вести не только с обучающимися 10-11-х классов,  а начинать её гораздо раньше, помогая школьникам в выстраивании траектории обучения.
     В связи с вышесказанным весьма актуальным является новое теоретическое осмысление проблемы психологического сопровождения обучающихся в процессе их профессионального самоопределения, разработка и использование адекватных профориентационных методик, технологий индивидуальной и групповой работы со старшеклассниками и подростками, способствующих успешному выбору профессии.
     С учетом специфики подросткового возраста, профориентационная работа с учащимися  должна сводиться к минимуму теорий, в интересной и активной форме формировать все аспекты профессионального самоопределения. Одним из таких методов, по мнению ряда ученых, обладает игра (профориентационные игры с классом, профориентационные игровые упражнения, моделирование микроситуаций и др).  Игра - это очень эффективная для восприятия форма работы, позволяющая школьнику на практике получать новые знания о мире профессий, расширить самосознание, приобрести навыки принятия решения, овладеть ролевым поведением и т.п. 
     Все вышесказанное и определило выбор темы нашего исследования.
     Объект исследования: профессиональное самоопределение подростков.
     Предмет исследования: игра как метод активизации профессионального выбора у подростков.
     Целью исследования: теоретический и практический анализ игры как метода формирования профессионального самоопределения подростков, разработка и апробация программы профориентационной работы с использованием игрового метода.
     Гипотеза исследования.  Мы предположили, что:
     - игра является эффективным методом активизации профессионального самоопределения подростков,  
     - специально-разработанная программа с применением разных видов профориентационных и ролевых игр, направленных на развитие способности к профессионально-личностному самоопределению позволит повысить уровень готовности подростков к выбору профессии.
     Задачи исследования:
     1)	теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в трудах зарубежных и отечественных ученых;
     2)	изучение уровня и проявлений готовности современных подростков к выбору профессии;
     3)	 разработка и апробация  программы с использованием игрового метода, направленной на развитие  профессионально-личностного самоопределения и активизацию выбора профессии у подростков;
     4) оценка эффективности программы, разработка рекомендаций по активизации профориентационной работы с подростками в общеобразовательных учреждениях.
     Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические методы исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента); статистические методы обработки данных исследования.
     Теоретико-методологическую основу исследования составляют: положения деятельностного подхода Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна; теории профессионального самоопределения и профессиональной ориентации Дж.Голланда, Л.А. Йовайша, А.К. Марковой, Е.Н. Прощицкой, Н.С.Пряжникова, Г. Резапкиной, Л.В. Сафоновой, Д.Сьюпера, С.Н.Чистяковой; концепции развития подростков Л.И.Божович, Л.С. Выготского, И.С.Кона, Д.И. Фельдштейна; концепции психолого-педагогического сопровождения В.И. Долговой, И.В.Дубровиной, С.Г.Косарецкого, Г.С.Никифорова, Р.В. Овчаровой; методические рекомендации по игровым технологиям в профориентационной работе Г.В. Резапкина, Н.С. Пряжников С.Н.Чистяковой и др. 
     Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут служить базой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой области, сформулированные рекомендации могут служить основой для профориентационной работы педагогов. 
     База исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная   школа №7 г. Бирск.
     Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК МЕТОДА АКТИВИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

     1.1 Проблема профессионального самоопределения в учениях отечественных и зарубежных психологов
     
     Проблема профессионального самоопределения считается одной из ключевых проблем психологии профессионального становления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как значимый компонент профессионального развития человека, с другой — как важный критерий данного процесса.
     Профессиональное становление личности является значимой составной частью общего процесса ее развития и проходит четыре основополагающие стадии: формирование профессиональных намерений, профессиональное обучение, профессиональную адаптацию и частичную либо полную реализацию личности в профессиональной деятельности.
     Анализируя сам термин «профессиональное самоопределение», можно отметить, что слово «профессия» предполагает, как минимум, три его значения. Самое простое из них - занятие, которое вознаграждается обществом. Наиболее общепринятое значение - квалификация, специальность как деятельность, требующая умений, способностей и соответствующего обучения. Последнее значение данного слова связано с профессией как делом своей жизни (лат. «professio», от «profiteor»  объявляю своим делом) [Болучевская, 2014].
     Поскольку самоопределение является процессом, прибавление к нему качества «профессиональное» может указывать не только на пространство реализации процесса (мир труда), но и его средства. 
     Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме профессионального самоопределения выявил разнообразие трактовок данного понятия, среди которых можно выделить два основополагающих направления. Ряд учёных рассматривают профессиональное самоопределение как обусловленный определенными факторами однократный выбор своей будущей профессии (В.Ф. Сафин, А.М. Кухарчук, Д. Холланд и др.). При этом большинство исследователей склонны определять  профессиональное самоопределение как длительный процесс (Э. Гинцберг, Г.В. Акопов, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Ю. Шегунова, Д. Сьюпер и др.). 
     Процесс профессионального самоопределения охватывает довольно длительный период жизни человека. Временные рамки данного процесса можно рассматривать  от появления зачатков профессиональных склонностей и интересов в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода осуществляется не только профессиональное, но также и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. А.А Жигулин считает, что «в понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в психологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути» [Жигулин , 2012].
     На данный аспект обращает внимание и М.X. Титма, который рассматривает в замене понятий «воспитание», «подготовка» понятиями «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, которые сосредоточивают внимание на анализе активности самого субъекта в противовес изучению его как пассивного объекта социального воздействия [Титма , 2014].
     В подходах зарубежных исследователей профессиональное самоопределение, как правило, не рассматривается как самостоятельное понятие, а изучается в общем контексте теорий развития карьеры. Западными исследователями проблема профессионального выбора рассматривается в рамках следующих 6 направлений.
     1. Диагностическое направление, которое представлено в работах Р. Амтхауэра, Р. Кеттелла, Х. Тернера. Особое внимание данные исследователи уделяют выявлению возможностей личности к адаптации в окружающей среде.
     2. Воспитательное направление представлено в исследованиях А. Валлона, Р. Заззо, А. Леона. Данные авторы отмечают целесообразность формирования профессионально значимых качеств личности при условии ее активной индивидуальной избирательности.
     3. Психофизиологическое направление отражено в работах С. Аксельрода Ш. Бюлера, П. Лазарсфельда, и др. В рамках данного подхода исследователи выделяют в зависимости от типа мотивации при выборе будущей профессии следующие возрастные периоды: фантазия (4–10 лет), активные пробы (11–17 лет), реалистический выбор (18–24 года). Авторы психофизиологического направления считают, что решение о профессиональном будущем существенно зависит от общего развития личности, поскольку на выбор профессии, кроме объективных факторов, также способны оказывать влияние и различные субъективные факторы.
     4. Социальное направление представлено в исследованиях Д. Сьюпера, Ш. Бюлера, и др. Исследователями данного направления была создана своеобразная периодизация профессионального развития, в которой были выделены стадии и этапы, которые различаются типичными задачами (исследование, пробуждение, консолидация, снижение, сохранение).
     5. Психологическое направление. Достаточно близким к понятию профессионального самоопределения является понятие «профессиональная самореализация», которое раскрывается А. Маслоу «через увлеченность значимой работой», К. Ясперс раскрывает это понятие через «дело», которое осуществляет человек. В данном понятии также акцентируется особое внимание на активности личности в процессе профессионализации индивида. При этом термин  «профессиональная самореализация» является несколько более узким понятием, чем понятие «профессиональное самоопределение» и характеризует только одну стадию профессионального самоопределения личности.
     6. Междисциплинарное направление представлено в исследованиях японского ученого С. Фукуямы, рассматривающего профессиональное самоопределение как многоплановое сложное явление, в котором экономические процессы тесным образом сочетаются с социальными, а образовательные – с психологическими.
     Таким образом, западные исследователи особое внимание обращают на субъективированность процесса самоопределения. В это же время у них присутствует стремление воедино связать наличные средства, желания и возможности индивида с учетом требований к нему со стороны окружающего общества с элементами долженствования.
     В работах отечественных исследователей представлен богатый опыт изучения проблемы профессионального самоопределения. Анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что, что изучение профессионального самоопределения в отечественных исследованиях осуществлялось в рамках нескольких направлений, среди которых можно выделить социологическое (И.С. Кон, В.В. Водзинская,  М.Х. Титма), профориентационное (А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, Е.И. Головаха,  П.А. Шавир, Н.С. Пряжников), жизнедеятельностное (Л.И. Божович, К.А. Абульханова-Славская, М.Р. Гинзбург), направление профессионального развития (Т.В. Кудрявцев, В.А. Бодров,  А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Ю.П. Поваренков). 
     Существующее разнообразие подходов изучения проблемы профессионального выбора свидетельствует о ее сложности и культурно-исторической обусловленности. Так в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской профессиональное самоопределение изучается в неразрывной взаимосвязи с жизненным самоопределением, выбором жизненного пути. Согласно ее представлениям, из взаимосвязи личности с профессией возникает перспектива и ретроспектива личности, а от характера данной связи зависит выбор будущей профессии [Абульханова-Славская К.А., 2011]. Данная идея отражена и в исследованиях Л.М. Митиной: «развитие личности (ее интегральных характеристик) определяет выбор профессии и подготовку к ней, и вместе с тем сам этот выбор и развитие той или иной профессиональной деятельности определяют стратегию развития личности» [Митина, 2013].
     Д.А. Леонтьев рассматривает профессиональное самоопределение как сложный динамический процесс формирования человеком системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала [Леонтьев, Шелобанова, 2011].
     А.К. Маркова считает, что профессиональное самоопределение  это «определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма» [Маркова, 2014].
     Не смотря на неугасающий интерес к проблеме профессионального выбора, для многих исследователей до сих пор остается не решенным вопрос об определении временных рамок данного процесса. В зависимости от занимаемой учеными по этому вопросу позиции предлагаются этапы, возрастные границы профессионального самоопределения, очерчивается круг исследовательских задач.
     Под профессиональным самоопределением в психологии понимают либо выбор профессии, совершаемый в старшем школьном возрасте (А.М. Кухарчук, , В.Ф. Сафин, В.В. Чебышева А.Б. Ценципери др.), либо одну из форм самоопределения личности в целом (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, П.А. Шавир и др.). 
     Так, А.М. Кухарчук и А.В. Ценципер считают, что профессиональное самоопределение – самостоятельный  однократный акт выбора профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии [Кухарчук, Ценципер, 2012].
      При этом, в процессе профессионального самоопределения человек перестает ощущать себя только объектом воспитательного воздействия, так как начинает действовать как субъект. Другие пытаются расширить временные рамки этого процесса и придерживаются  точки зрения, что профессиональное самоопределение завершается с началом трудовой деятельности, то есть после выбора профессии и профессионального обучения. Близкая точка зрения отражена в работах многих авторов, как отечественных, так и зарубежных (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Д. Сьюпер). При таком подходе профессиональное самоопределение выступает как элемент формирования внутренней позиции «взрослого» у старшеклассников или в период юности. По мнению Л.И. Божович, мотивационная сфера старших школьников претерпевает изменения под влиянием новой социальной ситуации развития, в этой связи происходит изменения в жизненной ситуации развития,  аффективным центром которой становится задача выбора профессии. 
     Для того чтобы процесс самоопределения был успешным, необходимо осознание того, что «я сам» выбрал профессиональный путь, но профессиональное самоопределение этим актом не заканчивается. Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова справедливо отмечают, что «выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития». В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального самоопределения. Эти изменения выражаются в расширении образа профессионала, корректировке принятия себя как профессионала в ходе самоанализа, пересмотре отношения к профессии и себе в ней и т.д.
     Следует отметить, что сведение профессионального самоопределения к выбору профессии выразилось в доминировании так называемого диагностического подхода в профориентации и профконсультации. Суть этого подхода состоит в том, что профессиональная пригодность определяется до вступления в профессию путем выявления соответствия индивидуально-психологических черт личности требованиям профессии.
     Несмотря на то, что многие исследователи критикуют диагностический подход, предлагают новые пути в развитии профориентации и профконсультации он продолжает существовать в практике работы разнообразных центров и отдельных школьных психологов [Болучевская, 2014].
      Более объективным представляется подход, при котором профессиональное самоопределение рассматривается как «сложный, длительный и часто многократный процесс, неотделимый от развития личности в целом» и как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда. Подобную точку зрения поддерживают многое исследователи, в том числе, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова, Э.Ф. Зеер, Е.М. Борисова и Г.П. Логинова, В.В. Чебышева. Они отмечают, что профессиональное самоопределение происходит в течение практически всей жизни, способствуя развитию личности.  Однако при значительном расширении границ этого процесса возникают некоторые трудности, связанные с тем, что при таком масштабном исследовании довольно проблематично глубоко и всесторонне изучить весь анализируемый процесс. 
     Анализируя профессиональное самоопределение, Е.А. Климов понимает его «...как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов». Автор подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. «Профессиональное самоопределение, – утверждает Е.А. Климов, – это деятельность человека, принимающая то или иное содержание, это, прежде всего, образы желаемого будущего, особенности осознания себя и своего места в системе деловых межлюдских отношений». Выбор профессии становится наиболее важным и значимым в подростковом возрасте и ранней юности, но и в другие периоды жизни этот вопрос не теряет своей актуальности в связи с возможной перестройкой профессиональной жизни человека [Климов, 2012].
     Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).
     Обобщая данную проблему, Е.А. Климов пришел к выводу, что профессиональное самоопределение – не создание пределов развитию человека, не впадение в профессиональную ограниченность, а поиск возможностей беспредельного развития. Это не однократное действие, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание. 
     Н.С. Пряжников является исследователем, который  занимается тщательным изучением проблемы профессионального самоопределения. Автор считает, что профессиональное самоопределение неразрывно связано с самореализацией человека в других важных сферах жизни: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности (а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения) в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» [Пряжников, 2011].
     Н.С. Пряжниковым была  предложена и  обоснована содержательно-процессуальная модель. Она состоит из нескольких этапов: первым этапом является формирование ценностно-нравственной основы самоопределения, это происходит в связи с осознанием ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки. После чего, строится прогноз престижности выбираемого вида деятельности в соответствии с субъективно осмысленной социально-экономической ситуацией. Затем происходит общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение основной профессиональной цели – мечты. Далее происходит определение ближние профессиональных целей, которые служат этапами на пути к достижению дальней цели. Следующий этап – информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства. Осмысление и анализ возможных препятствий к достижению целей и знание своих достоинств составляет содержание нового этапа. На случай неудачи по основному варианту самоопределения желательно наличие системы запасных, резервных вариантов. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи ? завершающий этап.
     Проводя анализ потенциальных возможностей самореализации личности, Н.С. Пряжников выделяет семь типов ее самоопределения:
     1)	самоопределение в конкретной трудовой функции либо операции;
     2)	самоопределение на конкретном трудовом посту;
     3)	самоопределение на уровне конкретной специальности;
     4)	самоопределение в конкретной профессии;
     5)	жизненное самоопределение (выбор образа жизни);
     6)	личностное самоопределение, рассматриваемое автором как высшее проявление жизненного пути, когда человек становится хозяином ситуации и собственной жизни;
     7)	самоопределение личности в культуре, которое является высшим проявлением личностного самоопределения. Обязательным элементом данного типа является внутренняя активность, направленная на «продолжение себя в других людях», что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Показателем данного вида самоопределения является значительный вклад личности в развитие культуры (искусство, производство, науку, религию и др.) [Пряжников, 2011].
     Таким образом, проведенный анализ изучения понятия «профессиональное самоопределение личности» в отечественной и зарубежной литературе позволяет говорить об отсутствии в настоящее время четкого и общепринятого определения данного явления. Прежде всего, это связано с тем, что профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как сложный, динамичный процесс, который протекает в течение всей жизни индивида, а с другой – как однократный выбор профессии.  

1.2  Профориентационные технологии на современном этапе  развития общества
     Меняющиеся  общественно-экономические условия обуславливают новый подход к проблеме активизации самоопределения личности в профессиональной среде. Существуют большое количество технологии активизации профессионального самоопределения. К ним относятся психологическая диагностика, профессиональная проба, объяснительно - иллюстративные технологии, тренинги, профконсультации, информационно -коммуникационные технологии, игры и другие. 
     Одним из основных технологий, направленных на профессиональную ориентацию, является развивающая психологическая диагностика.
     Такая диагностика предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во-первых, получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); во-вторых, развитие этих психологических качеств (развивающие методические процедуры). Основной формой реализации данных процедур является организация профессиональных проб.
     Профессиональная проба - это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.
     Через профессиональные пробы осуществляется ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда различных отраслей деятельности, формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, что способствует профессиональному самоопределению. В процессе выполнения профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, созидательному и обоснованному выбору профессии.
     Объяснительно – иллюстративные технологии включают в себя беседу, рассказ, объяснение, лекцию. При использовании данной технологий  целесообразно применять средства наглядности: таблицы, схемы, плакаты, фотографии, фрагменты из кинофильмов и видеофильмов, компьютерные средства. При включении в план работы демонстрации фильма важно, чтобы его содержание было органично связано с обсуждаемой темой, наглядно иллюстрировало действие, процесс, т.е. подкрепляло словесную информацию.
     
     В организации профориентационной работы могут широко использоваться инфомационно-поисковые технологии. К информационно-поисковым технологиям относятся методы организации исследовательской деятельности. Они также способствуют формированию познавательной активности старших школьников. Эти методы используются, например, при составлении развернутой формулы профессиональной деятельности.
     Игра представляет собой особо организованное занятие, которое требует напряжения умственных и эмоциональных сил. Игра всегда предполагает принятие решения, а желание выиграть обостряет мыслительную деятельность играющих. Дети, однако, над этим не задумываются, для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает и педагогов, и воспитанников.

1.3 Игра как метод активизации профессионального самоопределения 

     Игровая технология выгодно отличается от других профориентационных технологий тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях [Прыгин, Степанский, 2012].
     Игра – сложный социокультурный феномен. Значение игры невозможно оценить только развлекательно-креативными возможностями. Игра – это: средство общения, средство обучения и развития, средство накопления жизненного опыта [Крягжде, 2011].
В процессе игры:
     * осваиваются правила поведения (для того, чтобы дети более точно выполняли правила игры, используются следующие приёмы: назначение штрафных очков, выбывание на короткое время из игры, получение штрафных жетонов и другие меры воздействия),
     * ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивается роли в социальной группе
     * отрабатываются индивидуальные характеристики учащегося, необходимые для достижения поставленных целей,
     * в течение игры на опыте усваиваются такие понятия, как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость, соперничество, сотрудничество
     * игровые технологии способствуют развитию творческого мышления [Болучевская, 2014].
     Крягжде выделят 6 основные функции игры. 
     Функция самореализации индивида в игре является одной из основополагающих функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в данном плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, достижение или конкурентность определенной цели. Игровой процесс в этом случае является пространством для самореализации.
     Коммуникативная функция. Игра являет формой общения людей. Вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ее участниками быть не может.
     Диагностическая функция. Диагностика – это способность к распознаванию, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью, в этом плане она гораздо более диагностичнее, чем любая другая деятельность индивида. Это связано, во-первых, с тем, что человек ведет себя в игре на максимуме проявлений (творчество, интеллект); во-вторых, игра сама по себе – это особое «поле для самовыражения».
     Терапевтическая функция. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, которые возникают у индивида в поведении или в процессе учения и общения с окружающими.
     Функция коррекции. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
     Развлекательная функция. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости [Крягжде, 2011].
     С помощью игрового метода возможно моделирование различных ситуаций, в том числе и ситуаций, которые требуют анализа и поиска профориентационной информации. Игра позволяет создавать контекст, в рамках которого работа с информацией превращается в увлекательное занятие.
     Болучевская выделяет следующие основополагающие характеристики игры:
     - условность игрового действия;
     - наличие у участников интереса к игровому процессу;
     - добровольность участия в игре;
     - наличие определенной системы игровых ограничений и правил;
     - ситуативность игры (в различных условиях одна и та же игровая процедура может и не восприниматься как игра);
          - субъективность игры (для различных категорий людей одно и то же игровое действие может не восприниматься как игра) [Болучевская, 2014].
     Так или иначе, основным в игре является условность игрового действия, которое, с одной стороны, протекает в реальном пространстве и времени, но с другой стороны, осуществляется в воображения. В этом смысле планирование (в воображении) перспектив своего развития очень близко к игровой деятельности, поэтому профориентация потенциально содержит в себе огромные игровые возможности. При этом стоит отметить, что данные возможности в большинстве случае используются далеко не в полном объеме.
     Исследователи отмечают, что если игры занимают по времени около 25–30 % от общего количества часов профориентационной работы, то они воспринимаются обучающимися не как некое «развлечение», а как естественная форма деятельности [Крягжде, 2011]. 
     Пряжников считает что, правильно организованные и проведенные игры достаточно часто являются стимулом для последующих действий на пути к профессиональному и личностному самоопределению обучающихся [Пряжников, 2011].
     Для эффективного проведения игровых занятий Болучевская выделяет следующие требования: 
     - поддерживать достаточно высокий темп игры, постараться исключить отвлекающие факторы (это позволит .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44