- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема познавательного интереса в педагогике
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001160 |
Тема: | Проблема познавательного интереса в педагогике |
Содержание
Оглавление Введение ……………………………………………………………………………..4 Глава 1. Проблема познавательного интереса в педагогике ……………………..7 1.1. Сущность познавательного интереса и его место в учебном процессе.......7 1.2. Характеристика методов исследования и показателей познавательных интересов младших школьников………………………………………………….11 1.3. Стимуляция познавательных интересов младших школьников в учебном процессе…………………………………………………………………………….20 Глава 2. Описание экспериментальной работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира………………...34 2.1. Организация и методы исследования познавательного интереса младших школьников…………………………………………………………………………34 2.2. Система уроков окружающего мира, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников……………………………...40 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования ………………………..49 Заключение …………………………………………………………………………54 Библиографический список ……………………………………………………….56 Приложения ………………………………………………………………………...63 Введение Особенности содержания современного начального образования в условиях федерального государственного стандарта (ФГОС) является не только и не столько ответ на вопрос, что ученик должен знать, сколько вопрос о том, что он должен уметь, какими универсальными учебными действиями в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах он должен овладеть, чтобы обладать способностью к организации самостоятельной учебной деятельности, самообразованию и саморазвитию. Среди групп универсальных учебных действий, составляющих основу развития личности школьника и достижения метапредметных результатов образования значительное место занимают познавательные УУД. Развитие познавательной сферы младшего школьника базируются на формировании у него таких универсальных действий и способов деятельности, как общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. Начальная школа является основной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую осуществлять поиск и находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить. В начальной школе закладываются основы логического мышления и упущения в работе с учениками этого возраста практически невосполнимо. Уже с середины XX в. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция к снижению интереса у школьников к занятиям. Во ФГОС начального образования указано, что целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Одним из ценностных ориентиров начального образования является: - развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию; - развитие широких познавательных интересов инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке). Именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении. Только учитель, работая в режиме творческого обучения: давая каждый день ученикам на уроках решать нестандартные задания, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, гибкости мышления, умение проводить мини исследования, содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиске решений. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Проблема исследования: каковы условия развития познавательного интереса младших школьников на уроков окружающего мира? Цель исследования: изучить современные проблемы развития познавательных интересов младших школьников и разработать систему уроков окружающего мира, направленных на развитие познавательного интереса. Объект исследования: процесс обучения в начальной школе. Предмет исследования: педагогическое средство формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования: если в учебном процессе начальной школы применять на уроках окружающего мира проектную методику, то это будет способствовать развитию познавательных интересов младших школьников. В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были определены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность познавательного интереса и определить его место в учебно-воспитательном процессе начальной школы. 2. Охарактеризовать методы исследования и показатели познавательного интереса младших школьников. 3. Выявить особенности стимулирования познавательных интересов младших школьников. 4. Провести исследование, направленное на изучение познавательного интереса у младших школьников. 5. Разработать систему уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательных интересов младших школьников. 6. Выявить эффективность разработанных уроков. Методы исследования: анализ литературы; обобщение и систематизация; наблюдение; тестирование; количественный и качественный анализ результатов. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в начальной школе при формировании и развитии познавательных интересов у младших школьников. База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа Галичного сельского поселения. Структура дипломной работы содержит введение, две главы, заключение и список использованных источников. Глава 1. Проблема познавательного интереса в педагогике 1.1. Сущность познавательного интереса и его место в учебном процессе Сложность и многогранность познавательного интереса как психического образования рождает неоднозначность и противоречивость мнений относительно его сущности. В большинстве работ зарубежных ученых первой четверти ХХ века интерес трактуется как врожденное свойство личности. При этом Э. Клапаред, Д. Дьюи связывают его с инстинктами, присущими ребенку от природы; И. Гербарт рассматривает интерес как чисто интеллектуальное явление; Э. Торндайком интерес описывается, исходя из побуждающей его силы, динамичной природы, притяжения к предмету. В отечественной литературе этого же периода подчеркивается значение познавательного интереса к окружающей действительности и необходимость создания условий, возбуждающих детскую любознательность [15, с. 296]. Внимание к проблеме познавательного интереса у детей со стороны отечественных ученых и практических работников обострилось во второй половине ХХ века в связи с разработкой проблемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, формирования у них субъектной позиции в учебной деятельности, что необходимо предполагает развитие способности управлять ею [42, с. 90]. Ключевым для психологии стал вопрос о природе познавательного интереса. Теоретические подходы к его рассмотрению как психического феномена, к определению его сущности, характерных черт и специфики определены в работах фундаментального плана – Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Эти подходы в деталях несколько отличились, но обозначенные в них методологические позиции обусловили прочный теоретический фундамент понимания общих закономерностей развития психических функций, в том числе познавательного интереса [5, с. 63]. К настоящему времени все разнообразие представленных трактовок познавательного интереса можно свести в конечном итоге к трем основным позициям: приближение данного феномена к ориентировочному рефлексу или вниманию; понимание его как мотива деятельности и рассмотрение познавательного интереса через призму отношений личности [48, с. 55]. Анализ теоретических подходов относительно психологической сущности познавательного интереса показывает, что попытки его толкования как интегративного образования или личностной характеристики (в частности, школьника) встречаются лишь в отдельных исследованиях. В большинстве научных работ в большей мере познавательный интерес выступает как мотивационная составляющая, в то время как имеющиеся данные позволяют рассматривать его как сложное психическое образование, характеризующееся направленностью на познание мира. Вместе с тем правомерность постановки и решения проблемы познавательного интереса в данном ключе представляется совершенно очевидно, поскольку познавательный интерес и общая обучаемость как интегративная способность к учению (важнейшее личностное качество) характеризуют ребенка как субъекта учебной (интеллектуальной) деятельности. Убеждают в необходимости рассмотрения проблемы в таком ракурсе и описанные в литературе факты, свидетельствующие о тесной взаимосвязи степени выраженности интересов и уровня развития способностей [12, с. 236]. Познавательный интерес – сложное отношение личности к предметам и явлениям окружающего мира. Это проявление положительного, эмоционально окрашенного отношения к объекту или явлению, вызывающее стремление личности в познании окружающего мира. Он обоснован внутренними и внешними причинами, качествами и особенностями того, что воспринимается. Понятие «познавательный интерес» имеет множество трактовок. Так, познавательный интерес к природе – это стремление к познанию не только внешних сторон предмета или явления, но и стремление к проникновению в глубину его содержания, которое внешне остается скрытым для ребенка, попытки сопоставлять, сравнивать, вычленять, обобщать, устанавливать связи и зависимости между явлениями, видеть их развитие, проявляя при этом творческий поиск, мобилизуя свою активность. Познавательный интерес к математике, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, стремление получать больше знаний по математике использовать их в самостоятельной деятельности [17, с. 12]. Интерес личности как отношение и как мотив оказывает воздействие не только на развитие мышления, памяти, воображения, но и на другие стороны сознания человека, прежде всего, нравственные. Это воздействие проявляется в воспитании морально-волевых черт, в развитии целостности каждой личности. Основное свойство интереса – способность воздействовать на интегративно-психологические качества личности: мировоззрение, убеждение, выбор цели и средств любой деятельности. Через это свойство определяется ценность познавательного интереса, его способность влиять на социально-личностное развитие [20, с. 57]. С.Л. Рубинштейн, Л.А. Гордон, А.Н. Леонтьев и некоторые другие исследователи характеризуют познавательный интерес как сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в органическом единстве представлены все важные для личности процессы. Как личностное отношение индивида, интерес в той или иной степени детерминирован индивидуальными психическими проявлениями, поэтому представляет собой не автономный познавательный процесс, но синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые особенности. Ни одна из этих составляющих в отдельности не образуют основы интереса. Наличие эмоционального фактора определяет привлекательность предмета, интеллектуальные и волевые особенности – познавательную направленность [31, с. 119]. Таким образом, представляя собой одну из важнейших характеристик личности, интересы выступают как эмоциональное проявление потребностей человека, выражаясь в «сосредоточенности на определенном предмете мыслей, помыслов личности» и являясь «специфическими мотивами культурной деятельности человека» [46, с. 102]. Являясь устойчивой чертой характера человека, познавательный интерес способствует формированию личности в целом, поскольку под его влиянием активнее протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого, исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность. А.Ю. Арутюнян вслед за Г.И. Щукиной определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Исследователь относит познавательный интерес к особому виду интересов человека. Специфика его как психологического образования состоит в том, что объектом в данном случае выступает сам процесс познания со всеми его характерологическими особенностями: движением к постижению сущности явлений; теоретических, научных основ определенной области знаний [4, с. 107]. Проблема развития познавательных интересов обнаруживает естественную связь с организацией активной умственной деятельности с целью интенсификации познавательных процессов. В таком аспекте вопрос ставился в теоретических исследованиях как педагогов, разрабатывающих дидактические принципы обучения, так и психологов, раскрывающих закономерности обучения и воспитания. Познавательный интерес включает не только стремление к познанию. Находясь во взаимосвязи с накопленными фактами, сведениями, он обнаруживает связь с памятью, которая сохраняет знания. Двигателями интереса являются воображение и мышление, посредством которых можно глубже понять и предвидеть результат, проявлять находчивость, инициативу, самостоятельность в деятельности. Таким образом, познавательный интерес обусловлен многими психологическими процессами и явлениями, в связи с чем для развития интереса необходимо организовать деятельность и одновременно положительно влиять на формирование тех психологических функций, которые находятся с ним во взаимодействии. Определение интереса, связанное с направленностью личности, с ее сосредоточенностью на конкретном объекте в целом не вызывает принципиальных возражений. Интерес в данной случае предстает как совокупность проявлений активности (в числе показателей активности выделяют, например, количество задаваемых ребенком вопросов, уровень эмоциональных проявлений и т.п.), однако такой подход является в значительной степени описательным, не вскрывающим собственно механизма возникновения интереса [38, с. 56]. Таким образом, более продуктивной, на наш взгляд, представляется позиция ученых, сближающих интерес с побуждениями, входящими в мотивационную сферу личности. То есть интерес предстает как составляющая системы мотивации, которая наряду с побуждениями, мотивами, потребностями, стремлениями и т.д.определяет направленность активности человека. 1.2.Характеристика методов исследования и показателей познавательных интересов младших школьников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью. Иными словами, интерес предстает как синтез сложных личностных процессов. Известен широкий круг исследований, в которых ученые пытались определить структурные компоненты познавательного интереса, выделяя различные его составляющие. За основу принимались эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Г.И. Щукина выделила три формы познавательного интереса: - ситуативный (эпизодическое переживание); - устойчивый активный интерес (эмоционально-познавательное отношение к предмету, объекту или определенной деятельности); - личностный (направленность личности) [9, с. 193]. Классификация А.К. Марковой включает в себя не только уровни развития познавательного интереса детей, например по таким показателям как активность и самостоятельность, степень обращенности к изучаемому объекту, связь с эмоциональной стороной, но и детализирует эти уровни развития познавательного интереса по его направленности на отдельные компоненты учебной деятельности. А также выделяет качественные и динамические характеристики интереса [34]. В исследованиях Э.А. Барановой были определены этапы развития устойчивого интереса у детей к познавательной деятельности (на основе развития у детей знаний о предметах и явлениях окружающего мира) [5 с. 34]. Автор выявил, что эти этапы заключаются в следующем: возникновение эпизодических и кратковременных интересов, основанных на восприятии детьми яркого в предметах и явлениях. Затем расширение познавательных интересов за счет увеличения внимания детей к наибольшему количеству внешних признаков, единичных фактов. Далее углубление познавательных интересов в результате стремления детей к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению вглубь их содержания и установлению причинных связей. И, наконец, устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности. В исследованиях Э.А. Барановой определен ряд оценочных критериев формирования познавательного интереса у детей в составе общей способности «учиться» [7]. Следует отметить и другие подходы в изучении этого вопроса, в частности, в исследовании О.В. Прозоровой были разработаны критерии, на основании которых возможно определить уровень сформированности познавательного интереса [29, с. 100]. Анализ характеристик познавательного интереса в вышеописанных исследованиях позволил выделить критерии его развития у детей младшего школьного возраста. Данная классификация критериев включает в себя три позиции: основные составляющие познавательного интереса, показатели его проявлений и стадии развития данных проявлений (таб.1.1). Таблица 1.1 Критерии развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте Составляющие познавательного интереса Показатели проявлений Стадии развития проявлений 1 2 3 Интеллектуальная - возникновение познавательных вопросов; - обращенность к изучаемому объекту; - представления об окружающем I. Представления бессистемны; наличие широкого недифференцированного интереса; интерес к новым фактам и явлениям; наличие познавательных вопросов предметного характера II. Дифференциация представлений об окружающем; интерес к познанию явных и существенных свойств предмета; конкретизация и усложнение познавательных вопросов III. Представления системны; наличие интереса к выявлению закономерностей, установлению причинно-следственных связей; возникновение познавательных вопросов причинно-следственного характера, рассуждений Эмоционально-волевая - проявление эмоций, связанных с познанием; - активность и самостоятельность в преодолении трудностей; - сосредоточенность и внимание к познавательной информации I. Познавательная инертность, уход от деятельности в случае затруднений; минимальная самостоятельность; эпизодическое эмоциональное переживание II. Познавательная активность, требующая стимулирования со стороны взрослого; проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей с помощью взрослого; эмоционально-познавательное отношение к деятельности III.Высокая самопроизвольная активность; увлеченная самостоятельная работа; стремление к преодолению трудностей; стойкая эмоционально-познавательная направленность на определенную сферу окружающей действительности Процессуальная - исследовательский подход в решении умственных и поисковых задач; - стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи; - обращенность на отдельные стороны познавательной деятельности; - проявление умений вступать в диалог по поводу познания I. Обращенность на результат познавательной деятельности; репродуктивность в решении поставленных задач; индивидуальный характер деятельности II. Обращенность на постановку целей или задач; интерес к содержанию объекта познания; ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; интерес к различным способам решения задач III. Обращенность на процесс познавательной деятельности; интерес к преобразованию и совершенствованию собственной деятельности; использование разнообразных нестандартных способов в решении задач На наш взгляд, познавательный интерес, обусловливая положительное отношение к умственной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования субъектности в осуществлении этой деятельности и выполняет несколько функций: побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности; организующую, обеспечивающую предвосхищающее отражение ход и результата деятельности; стимулирующую, поддерживающую активацию мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее объективного завершения; направляющую, детерминирующую устремленность на умственную деятельность; регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития) [31, с. 120]. Структура познавательного интереса в этом контексте выглядит следующим образом: - мотивация на содержание познавательной задачи; - мотивация на способы поисковых действий; - мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку действий. Мотивация на содержание познавательной задачи нам представляет стержневым компонентом в этой структуре, пронизывающим остальные составляющие познавательного интереса. Выражая эмоциональное отношение к познавательной деятельности (к задаче, к ее содержанию, динамику эмоционального состояния и степень эмоциональной насыщаемости), возникающая познавательная мотивация не только активизирует стремление ребенка к принятию содержания стоящей перед ним задачи, но одновременно нацеливает его на выбор и применение адекватных способов достижения результата, мобилизует на преодоление возникающих трудностей. Мотивация на способы поисковых действий характеризует нацеленность ребенка на выбор способов действий, соответственно, определяется качествами, характеризующими активность, действенность субъекта познавательной деятельности по отношению к познавательному материалу. Этот компонент отражает специфику деятельностных характеристик ребенка (готовность к умственному напряжению, стремление к поиску решения задачи и особенности используемых при этом действий, стремление к самостоятельности), т.е. операционного содержания поисковых действий, ведущих его по пути решения познавательных задач к достижению соответствующего результата. Немаловажное значение придается мотивации на получение позитивного результата, саморегуляцию и самооценку действий, поскольку это характеристика познавательного интереса, иллюстрирующая уровень активации возникшего побуждения к познавательной деятельности и, соответственно, увлеченности, поглощенности ею, настойчивости в преодолении трудностей [39, с. 210]. Обозначенные структурные компоненты познавательного интереса одновременно характеризуют сферу субъективной активности личности в процессе познания и приобретения новых знаний. Они взаимосвязаны и являют собой в совокупности сложное интегративное психическое образование. В развитом виде это образование представляет собой сложное интегративное свойство личности, характеризующееся активной познавательной направленностью, спроецированной на ту или иную сферу бытия и выступающее в единстве эмоционально-интеллектуально-регулятивных процессов. На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста познавательный интерес в структуре общей способности к учению выступает как интегративное (эмоционально-интеллектуально-деятельностное) психическое образование, выражающее субъектное эмоционально положительное отношение ребенка к получению новых знаний об объективной окружающей действительности. Э.А. Баранова разработала систему критериально-ориентированного оценивания, которая представлена следующими показателями: 1. Мотивация на содержание познавательной задачи: эмоциональное отношение к принятию задачи; эмоциональное отношение к содержательной стороне деятельности; динамика эмоционального состяния в процессе деятельности; степень эмоциональной насыщаемости в связи с поисковой деятельностью. 2. Мотивация на способы поисковых действий: готовность к умственному напряжению; стремление к поиску путей и средств решения задачи; характерные особенности используемых способов действий; стремление к самостоятельности. 3. Мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку: степень сосредоточенности в процессе деятельности; поведение при затруднениях; стремление к выполнению задания в соответствии с его содержание и готовность самоконтролю; стремление к получению результата; оценочное отношение к полученному результату [8, с. 10]. Степень выраженности показателей, выделенных в познавательном интересе как структурной составляющей общей способности к учению, легла в основу градации уровней его сформированности в направлении от оптимума реализованных возрастных возможностей до фактического отсутствия данного качества, каждый из которых получил определенное терминологическое обозначение. 1 уровень – субъектно-поисковый, характеризующий оптимальным образом реализованный возрастной потенциал развития познавательного интереса в структуре общей способности к учению, соответственно, фиксирующий достаточно высокую степень сформированности субъектной позиции в познавательной деятельности в рамках дошкольного детства и на старте обучения в школе. 2 уровень – продуктивно-поисковый, стимулируемый тип познавательного интереса. Здесь отмечается качественно более низкое развитие этой сферы с такими чертами, как неустойчивость и эпизодичность проявления, поддерживаемая благодаря усилиям взрослого активность, меньшая по сравнению с 1-м уровнем конструктивность действий (умственных и практических). 3 уровень – инактивный, репродуктивный интерес. На этом уровне поисковая деятельность практически целиком направляется и корректируется соответствующими воздействиями взрослого, творческие проявления со стороны ребенка отсутствуют. 4 уровень – «зачаточная, элементарная» форма проявления, характеризующая заинтересованностью в формальной стороне познавательной деятельности, при этом решение задачи хотя и организует некоторым образом активность ребенка, но весь ее ход свидетельствует об отсутствии ее конкретизации и подчинении действий собственной программе. 5 уровень – фактическое отсутствие познавательного интереса. Разрешение познавательной задачи на этом уровне не становится сколько-нибудь действенным мотивом, организующим деятельность ребенка. Отсутствие у ребенка познавательного интереса сочетается с абсолютной несформированностью процессов саморегуляции и способности к объективной оценки результатов деятельности. А.В. Лебедев выделяет следующие уровни развития познавательного интереса: 1. Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов. 2. Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными навыками. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении. 3. Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей. Он связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения. Названные уровни сопровождаются параметрами устойчивости, локализованности и осознанности, что следует иметь в виду при анализе роли познавательного интереса в структуре личности ученика [30, с. 62]. Устойчивость познавательного интереса различна. Интерес к учению может быть ситуативным. Он исчезает вместе с породившей его ситуацией (эффективный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Познавательный интерес может быть относительно устойчив и связан с определенным кругом предметов, заданий. Наконец, интерес к познанию может быть достаточно устойчив. В этом случае в учении преобладает внутренняя мотивация, и ученик учится с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Локализация познавательных интересов может быть также различной. Значительная часть учащихся имеет аморфную локализацию. Они рассеяны на уроках, часто отвлекаются. Интерес к учению у них требует побуждений извне. Другая часть учащихся имеет широкую локализацию. Для них характерны внутренние побуждения, интерес ко многим областям знаний. Они извлекают знания из различных источников и за пределами урока. Наконец, оставшуюся группу школьников составляют учащиеся с четко локализованными познавательными интересами. Не менее важным параметром интереса к познанию является осознанность. Осознание мотива всегда связанно с более сильным влиянием его на деятельность [2, с. 127]. Неоспоримо влияние познавательного интереса как на создание благоприятной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется логическая память, интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность учащихся становится продуктивней [24, с. 48]. Успешная познавательная деятельность укрепляет познавательный интерес. Он может проявляться в различных формах. 1. Интеллектуальная активность. Учащиеся задают вопросы учителю (здесь мы имеем в виду те из них, которые носят подлинно познавательный смысл, т.е. либо обнаруживают желание ученика уточнить что-то, либо открыть перспективу дальнейшего познания), стремятся участвовать в деятельности, в обсуждении заявленных на уроке вопросов, в дополнениях, хотят высказать свою точку зрения, свободно оперируют приобретенными научными знаниями, стремятся поделится новой информацией, добытой за пределами обучения и выходящей за рамки программы. 2. Эмоциональные проявления – мимика, жесты, возгласы, обмен впечатлениями с соседом, обостренность внимания в позе, боязни нарушить тишину. Эмоциональные проявления связанны, во-первых, с процессом озарения, внезапно возникшей радостной перспективной найденного решения и уверенности в своих силах, во-вторых, с найденными рациональным способом решения задач, с успехом деятельности, в-третьих, с определенным отношением к герою литературного произведения и т.д. 3. Волевые проявления – сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость. Показательны в этом отношении реакции учащихся на звонок с урока. Для одних звонок является нейтральным раздражителем, и они продолжают работу, стараясь довести ее до логического конца; другие моментально демобилизируются, перестают слушать, закрывают книги и тетради, оставляя незаконченным начатое задание, и первыми выбегают на перемену. Также хорошим показателем познавательного интереса является поведение ученика при затруднениях. 4. Свободный выбор деятельности. Отказывая предпочтение определенной области знаний, деятельности, ученик раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в учении и примененные в желанной деятельности способы познавательной и практической деятельности. Таким образом, структура познавательного интереса в этом контексте выгладит следующим образом: мотивация на содержание познавательной задачи; мотивация на способность поисковых действий; мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку действий. Обозначенные структурные компоненты познавательного интереса одновременно характеризуются сферу субъективной активности личности в процессе познания и приобретения новых знаний. 1.3.Стимуляция познавательных интересов младших школьников в учебном процессе Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируется психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания. Младший школьник находится в новых для него условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности. Яркие различия у младших школьников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей, считающихся одаренными, - единицы. Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные учебные предметы. Они ситуативно, на разных уроках, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности. Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания [27, с. 50]. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы [21, с. 36]. Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребенке чувство радости, инте....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: