- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Приобщение к традиционной культуре по средствам фольклора
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000782 |
Тема: | Приобщение к традиционной культуре по средствам фольклора |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Музыкально-педагогический факультет Допущена к защите «____» _______________________ 2015 г. КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН» ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПО СРЕДСТВАМ ФОЛЬКЛОРА (на примере ф/а «Аюшка» Свердловской области, Серовского р-на) специальность 071301 - народное художественное творчество квалификация «Руководитель этнокультурного центра, преподаватель» Выполнила студентка: группы 511 V курса МПФ ОЗО Гурина Марина Александровна Проверил: Сафонова Н.А.кандидат культурологии, доцент кафедры этнокультурного образования Курсовая работа защищена с оценкой _________________________________ Протокол защиты №_______ от «_____» _____________________ 2015 г. Челябинск 2015г. Содержание 1. Введение 2. Глава 1. ПРИОБЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПО СРЕДСТВАМ ФОЛЬКЛОРА. 1.1 Особенности традиционной народной педагогики, способствующие успешной деятельности фольклорного коллектива 1.2 Основные методы работы с фольклорным коллективом в современных условиях. 1.3 Работа с фольклорным коллективом (на примере детского фольклорного ансамбля «Аюшка» Серовского р-на Свердловской области) 3. Заключение 4. Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Проблема руководства фольклорным коллективом является актуальной, так как фольклор осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Отдавая должное классике и ее влиянию на формирование личности, мы, тем не менее, считаем, что основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого юного возраста должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является фольклор. Фольклор может и должен стать альтернативой увлечению молодежи масскультурой. Наполняя ума и сердца наших детишек с малолетства высокохудожественными образцами русского фольклора, мы как бы «закрываем» вакуум эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, который немедленно заполняется всякими низкопробными подделками под искусство, распространенными через средства массовой информации (видео, кино, телевидение). Вредному воздействию массовой «субкультуры» может противодействовать только личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной традиционной культуры. Объектом исследования: Выступает фольклорный коллектив как саморазвивающаяся система. Предметом исследования: Являются организационно – методические основы руководства фольклорным коллективом. Цель исследования: - выявить основные методы работы с фольклорным коллективом в современных условиях; - определить особенности традиционной народной педагогики, способствующие успешной деятельности фольклорного коллектива - рассмотреть методику работы с фольклорным коллективом (на примере детского фольклорного ансамбля «Аюшка» Серовского района Свердловскойобласти) Подходы и методы исследования: Методом исследования является наблюдение, изучение, анализирование литературы, сбор информации. - системный подход; - анализ научной литературы по исследуемой проблеме; - метод обобщения и сравнения; - метод наблюдения. Теоретические аспекты исследования народной художественной культуры разрабатываются следующими исследователями: А. С. Каргиным, Т. А. Михайловой, Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. Особенности освоения фольклорных традиций, методика работы с фольклорным коллективом исследуются А. С. Кабановым, Н. Н. Гиляровой, Л. В. Шаминой, В. М. Щуровым, А. М. Мехнецовым, А. Д. Покровским. Вопросы программного обеспечение фольклорных коллективов рассматриваются в работах А. Н. Лазарева, О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой, Г. М. Науменко, Теоретическая значимость работы. Проведен теоретический анализ фольклорного коллектива как явления традиционной народной культуры в современных условиях. Выявлены его организационно – методические основы и современные методики работы с фольклорным коллективом. Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы в деятельность культурно – досуговых учреждений, в работе руководителей фольклорных коллективов и студий народного творчества. Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ФОЛЬКЛОРНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ 1.1.Особенности традиционной народной педагогики, способствующие успешной деятельности фольклорного коллектива. Дополнительное образование детей, как никакая другая образовательная система, располагает большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности. И самое важное условие – это создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка. Долг старших – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично. И детский фольклор верное средство для этого. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, детский фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики, Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей. И активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором. [5, с.2000 – 176] «Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Первый сборник детских произведений - П. Бессонова "Детские песни" — был издан в 1868 году и содержал 19 игр с песнями и 23 считалки. Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е. А. Покровского и П. В. Шейна составившие фундамент последующих теоретических работ».[15] Если собирательская работа велась довольно интенсивно, то теоретическое осмысление детского фольклора началось значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всём объёме. К примеру: - В. А. Попов рассматривал считалки, как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий. Н. И. Костомаров в фольклоре видел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. В. Ф. Кудрявцев изучение детских игр связывал с педагогическими проблемами и рассматривал их как вернейшее отражение социальной жизни. И. П. Хрущов в детских песнях видел отражение древних языческих обрядов и современного крестьянского быта и так далее... «В 1921 году в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена комиссия по детскому фольклору, быту и языку. В 1920-х гг. появились первые исследователи детского фольклора. С 1960-х годов русский детский фольклор Сибири изучал М. Н. Мельников. В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных аспекта: фольклор и внутренний мир развивающейся личности ребенка; фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе. Исследователи стремятся рассмотреть произведения в естественном контексте, в тех ситуациях в общении детей, в которых распространяется и функционирует их фольклор». [10,с. 240]. И так что же такое детский фольклор в широком понимании нашего сознания. «Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией. Или специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий родовой признак детского фольклора – соотнесение художественного текста с игрой». [11,с.100] «Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение хозяйственной деятельности» [15] К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотов и многие знатоки языка. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира... «Суждение ребенка, — писал К. Маркс, — как и его практическое мышление, имеет фактор, прежде всего практически-чувственный. Чувственная природа организма ребенка — это первая связь, которая соединяет его с миром»4. Все многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так, как взрослые. Трудно переоценить роль О. И. Капицы в организации собирания, издания произведений детского фольклора и его популяризации. Лично и с помощью студентов она собрала более восьми тысяч текстов, организовала комиссию по детскому фольклору, выпустила ряд популярных сборников, статей, библиографических обозрений литературы по русскому и зарубежному детскому фольклору, сборник статей «Детский быт и фольклор» (1930). Ее многолетние поиски венчает труд «Детский фольклор» (1928). Более пятидесяти лет эта книга была единственной в русской фольклористике обобщающей работой по детскому фольклору. [6] Г. С. Виноградов подчеркивал, что "детский фольклор — не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собою "маленькую провинцию" фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор — полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики" [2.с.158-188] Несомненно, что фольклорные произведения выполняют в быту и ряд практических неэстетических функций: колыбельными песнями убаюкивают детей, посредством заговоров желают вернуть больному здоровье, внушить к себе приязнь и проч.; ритм особых песен помогал соединить физические усилия тянущих невод, толкающих груз. Но в детском фольклоре не меньше, чем в литературе, развито художественное начало, осознаваемое народом (в былинах, сказках, лирических песнях, загадках и других произведениях) или неосознаваемое (в причитаниях, в обрядовых песнях, заговорах), что, однако, не может помешать нам признать сам факт художественного творчества и в этих случаях. Правомерно выделить поэзию взрослых, предназначенную для детей. Это — поэзия пестования (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки). Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г. С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О. И. Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не видела разницы между прибауткой и песенкой; В. П. Аникин объединил их термином «прибаутки». По назначению и характеру бытования» выделены лишь основные группы детского фольклора. В. П. Аникин жанры детского фольклора отнёс к группе - собственное детское творчество «(считалки, жеребьёвые сговорки, дразнилки, поддёвки, скороговорки)»1. Выше перечисленные исследователи выделяют в отдельную группу - игровой фольклор. Г. А. Бартышев отнёс к ним считалки, игровые песни и приговоры, а В. А. Василенко, кроме того, - пестушки и потешки. Сюда же можно отнести все виды ролевых детских игр, игровые (считалки жеребьёвки, жеребьёвые сговорки). Все остальные жанры детского фольклора, включая колыбельные песни, обозначающие как «поэзию словесной игры» и тем самым разрушают собственную классификацию, основанную на понятиях: игровой – неигровой [3,с.1978-198]. «Г. С. Виноградов выделил потешный фольклор (сечьки, голосенки, словесные игры, перевёртыши, скороговорки, молчанки, поддёвки) – назначение этих произведений, «по мнению Виноградова, - развлечь, развеселить, потешить себя и своих товарищей». Детский фольклор выделяет в отдельную группу - календарный детский фольклор, который не относится в единую группу жанров поэзии пестования, игровому и потешному фольклору (это детские песни страшилки, сказки, загадки). Виноградов выделяет их в три группы: сатирическая лирика, календарный и бытовой фольклор [4]. У каждого жанра четвёртой группы своя функция, своя поэтика, отличная манера исполнения. Одни жанры можно определить как словесно-речевые, другие - как повествовательные. Третьи – как песенные – это будет групп а бытового фольклора Определение групп детского фольклора по назначению и характеру бытования – это лишь первое звено классификации. Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившись к детскому фольклору, «говорят на разных языках». Предложенная классификация далеко не совершенна, но может рассматриваться в качестве исходной - рабочей. «Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров» [9]. «В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров». Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, — колыбельные — идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же — колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» — от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)»1 Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Старинное значение колыбельных – заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров, за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни. Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. « В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»… Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра. Пестушки, потешки, поскакушки. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста». Не каждая мать осознает необходимость это процедуры, из сотни одна объяснит ли ее физиологическое значение. Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье. Ритмически четко построены стишки. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы: - Чук, чу к, чук, чук, Баба рыбку пекла, - Наловил дед щук, Сковородка утекла. Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки». Жеребьевки (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Она обычно рифмованная. Иногда рифма содержится в обращении, чаще не имело поэтической организации или вообще исчезло. Они полны остроумия и здорового юмора. Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания. У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция. Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым. Некоторые приговорки несут социальный смысел. Приговорки в наше время повсеместно доставляют радость детям. Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд – ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных… Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением (обилие аллитерации, частые повторы, внутренние рифмы, ассонансы). Своеобразными словесными упражнениями были молчанки — стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: "волосянки") — соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка. К словесным играм детей можно отнести исполнявшиеся в их среде сказки, загадки [6]. Некогда Г. С. Виноградов отметил у детей «единственный вид устной словесности, представленный прозой» — сказку. Стихийный поток современного детского повествовательного творчества — "страшные истории" (так их называют дети) или «страшилки» (так их стали называть исследователи) — сделался предметом изучения фольклористов, психологов и педагогов с 1960-х гг. По-видимому, к этому времени и относится начало массового бытования детских страшных историй. Страшилки функционируют по всем правилам фольклора [4, с.1990 – 195] «Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словам, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно» [1,с.176]. Методика использования детского фольклора в детских садах и других дошкольных учреждениях не вызывает серьёзных возражений. Большой интерес могли бы представить исследования взаимного влияния детского фольклора и детской литературы на развитие детей. Поэзия пестования в последние годы претерпела значительные изменения. Молодые матери, как правило, прибаутке, докучной сказке предпочитают детскую книжку, колыбельной песне — режим сна, пестушке — физзарядку по рекомендации врачей. Но во многих районах поэзия пестования еще сохраняет свое традиционное назначение. 60—70-е годы характеризуются повышенным интересом педагогики, филологии, физиологии, фольклористики и психологии к воспитанию детей дошкольного возраста [17]. Вывод: Таким образом, использование детского фольклора как специфической области устного художественного творчества, имеющей в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей способствует успешной деятельности фольклорного коллектива. Детский фольклор следует рассматривать как одно из основных «орудий» педагогики неотъемлемо сопутствующее всей нашей сознательной жизни, как часть нашей вековой традиции, которую мы передаем из поколения в поколение. Детский фольклор является ценным средством воспитания подрастающего поколения, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. 1.2Основные методы работы с фольклорным коллективом в современных условиях. В своей деятельности руководители большинства самодеятельных фольклорных коллективов сталкиваются, с одной стороны, с проблемами, касающимися техники вокальной работы (напр., постановка голоса и др.), и, с другой стороны, с такими проблемами фольклористического плана, как разработка и реконструкция фольклорно-этнографических материалов, освоение особенностей звучания и говора той или иной локальной традиции, специфика внедрения элементов народных традиций в современную культурную жизнь, особенности показа фольклорных образцов и обрядовых фрагментов на сцене и т. д. Различия фольклорных традиций разных районов области касаются не только репертуара певческих деревенских ансамблей, но главным образом особенностей поэтического диалекта (говора), музыкальных закономерностей фольклорных образцов (фактура, ритмика, интонационный строй, исполнительские приемы), видов хореографического движения, структуры обрядовых комплексов и т. д. Именно поэтому на современном этапе самое пристальное внимание должно быть направлено на выявление специфических закономерностей местных традиций одного района, сельсовета и даже одной деревни. В зависимости от типа учреждения, на базе которого организован, фольклорный коллектив может решать ряд следующих задач: - научно-исследовательские: изучение стилевых закономерностей локальных традиций края, реконструкция и восстановление форм музыкально-песенного фольклора, хореографических и обрядово-ритуальных форм традиционной культуры - учебно-методические: выработка методов восстановления традиционного фольклора в современных условиях, оказание учебно-методической помощи самодеятельным фольклорным коллективам области в рамках семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации (коллективы, созданные при научно – исследовательских и образовательных учреждениях, а так же центрах, домах фольклора, РДК, ГДК); -Художественно – творческие – реализация восстановленных форм традиционной музыкальной культуры в современном обрядово-бытовом контексте и художественной практике (традиционные обряды, праздники, гуляния и пр., концертно – лекторская , просветительская деятельность) (все виды фольклорных коллективов). Методы работы фольклорного коллектива, ставящего своей основной задачей реконструкцию и восстановление народно-песенных традиций, формируются в процессе углубленного изучения содержательных и формообразующих закономерностей явлений фольклора. В первую очередь, в процессе изучения песенных традиций перед участниками коллектива ставится задача максимально полного овладения разнообразными “языками” традиционной музыкально – песенной культуры – словесным, музыкально – исполнительские, хореографическим или акциональным. При решении этой задачи основным принципом работы должен быть постоянный “контакт” с этнографическим первоисточником - работа с экспедиционными записями подлинных фольклорных образцов, а также, по возможности, общение с самими носителями традиции. Приближение к этнографически достоверному воссозданию фольклорного явления возможно лишь при неизменной ориентации на пение “народных исполнителей”, при условии тонкой работы слуха во время постижения особенностей “этнографического” звучания. [14] Особое внимание в процессе работы уделяется особенностям словесного или вербального языка. Участники фольклорного коллектива должны уметь говорить на диалекте изучаемой песенной традиции, а также пользоваться им в процессе пения. Для того чтобы не упустить ни одну важную деталь, отражающую специфику местного говора, в репетиционном процессе необходимо использовать, помимо собственно музыкально-песенных форм, и прозаические жанры фольклора (сказки, приговоры, легенды и пр.), а также привлекать записи разговорной речи носителей традиции. Важно определить те свойства местного говора, которые отличают его от литературного произношения, а также от говора других традиций. [13] Свободное владение диалектной речью предельно важно в фольклорном ансамбле не только потому, что говор отражает специфику местной традиции. Особенности диалектной речи качественно взаимосвязаны с музыкально-исполнительскими закономерностями - диалектными особенностями тембра и звукоизвлечения. То или иное произношение гласных и согласных звуков влияет на качество подачи звука, например «близкий» или «глубокий», «плоский» или «объемный» звук и т.д. Владение музыкальным языком народной песни подразумевает знание максимально полного корпуса возможных вариантов (мелодических, ритмических, фактурных и пр.) одной и той же песни, жанра в рамках местной традиции и умение свободно ими пользоваться в процессе пения. Кроме того, важно понимание законов голосоведения народной песни, часто также имеющее диалектную специфику, развитие «ансамблевого слуха», т.е. умения подстраиваться друг к другу в темповом, интонационном, метрическом и многих других отношениях. Для того чтобы добиться качественно полноценного включения в процесс ансамблевого пения каждого участника коллектива, необходимо использовать формы индивидуальной работы с каждым из них. Сольное пение фрагментов или даже всей песни темброво и динамически насыщенным звуком, пение маленькими группами (по два-три человека), где каждый голос хорошо слышен, поможет участникам коллектива проявить свои индивидуальные вокальные возможности, почувствовать психологическую уверенность в том, что каждый может запевать и вести песню, снять «хоровые» комплексы типа «пусть лучше меня не услышат, потому что вдруг я спел плохо...» и т. д. Одной из сложных проблем, с которой сталкивается большинство фольклорных коллективов, является показ в сценических условиях фольклорных образцов, а тем более постановка фрагментов обрядовых комплексов. Представление фольклорно-этнографических материалов на сцене всегда имеет довольно искусственный, условный характер и требует от руководителей фольклорных коллективов особого понимания смысловых и функциональных основ произведений фольклора. Сценическое воплощение фольклорного явления всегда вторично по отношению к естественной ситуации его бытования - обрядовой или праздничной. Поэтому поиск правильных исполнительских характеристик (подача звука, тембр, тесситура, певческое дыхание), особенностей поведения исполнителей на сцене (движение, исполнительская мимика, жестикуляция и т.д.) во время показа явлений фольклора должен исходить из установленного традицией контекста их исполнения. [12,с 110]. Если коллектив стремится к достоверности своего исполнения, к соответствию традиции (а не преодолению и нарушению ее), то несомненно хотя бы на первоначальном этапе освоения фольклорных образцов он должен искать возможность реализации их в естественной обрядово-бытовой ситуации - на свадьбе, в обрядах календарного цикла, на общинных (деревенских или городских) праздниках и гуляниях, в сфере семейного общения и т. д. Так, например, колядка только при настоящем рождественском обходе домов, сопровождающемся радостью общения и встречи, пожеланием благополучия друзьям и знакомым, получением угощения и т. д., обретает особую эмоциональность и живость исполнения и теряет их при сценической театрализации. Тем более невозможно исполнить на сцене некоторые тексты, например связанные с хулением жадных хозяев, которые включают в себя ненормативную лексику. Не зазвучит в сценических условиях достоверно (громко, свободно, высоко, эмоционально) ка?лендарно-обрядовая песня или закличка, если исполнители никогда не пели ее на улице в масленицу, в Пасху или Троицу, если дети не вызывали никогда на улице солнышко, дождь и радугу и пр. Та или иная обрядовая или праздничная ситуация сообщает исполнителям при пении или пляске соответствующее состояние, которое, в свою очередь, непосредственно влияет на качественные характеристики исполнения. Так, например, частушки, исполняющиеся с пляской, создают у их исполнителей эмоциональную атмосферу веселья и радости, а «долгие» частушки с соответствующими сюжетами (напр., лирическими или поминальными), которые поются за столом, в поле или в лесу, заставляют певиц плакать. Лирические песни, приуроченные к календарным праздникам, звучащие на улице, будут качественно отличаться от песен, исполняющихся за столом; одни лирические песни могут заставить участников праздника плясать, а другие - плакать. Следовательно, в современном фольклоре выделяются два основных направления: первое признает условное изображение фольклора, второе же стремится к его аутентичному воспроизведению. Основные принципы и приемы развития певческого голоса у детей: - Четкое произношение слогов, утрирование твердых согласных. Избегать крика – это может повредить хрупкому детскому голосу - Формирование у детей устойчивой потребности в речевой гимнастики, добиваясь ясности произношения слов. Упражнения на дыхание. - Многократное повторение звука или попевки формирует связь через уши. - Постепенное развитие и включение мышц, участвующих в пении гарантирует правильное и гармоничное развитие детского голоса. Для правильного исполнения необходимо: -Проговаривать фразу в разговорной манере -Проговаривать эту же фразу на распев -Делать тоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом -Петь мелодию, прерываясь на разговорную речь. Обучающихся необходимо тренировать при помощи специального подготовительного разминочного курса, цель которого развитие голоса и навыков пения. Необходимый, традиционный для каждого занятия подготовительный разминочный курс: Речевая или дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражнений нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, звуков – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах. Дыхательная гимнастика – формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное. Распевание – цикл упражнений для голосового аппарата. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, удобству исполнения, развивает внутренний слух, вырабатывает чистоту интонации. При обучении народному пению нужно учитывать всеобщие компоненты вокального искусства, такие как: • певческое дыхание; • высокая певческая позиция; • округление звука; • единая манера звукообразования; • подвижность артикуляционного аппарата; • мягкая атака звука; • кантиленное звуковедение. Пение – физиологический процесс, связанный с деятельностью человеческого организма. В работе над голосом нужно исходить из объективно существующих законов голосовой функции, хорошо изученных академической вокальной школой. Но тем не менее каждая школа специфична. Проведем характеристику народного пения: - Открытый способ голосообразования - Речевая манера голосов....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: