VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические основы исследования традиционной культуры региона

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016210
Тема: Теоретические основы исследования традиционной культуры региона
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ
     
Введение	3
Глава 1. Теоретические основы исследования традиционной культуры региона	7
1.1. Характеристика традиционной культуры региона	7
1.2. Технология разработки программы развития туризма региона на базе традиционной культуры	17
Выводы	33
Глава 2. Проектное обоснование программы развития туризма Ненецкого автономного округа, на материалах традиционной культуры	36
2.1. Традиционная культура ненцев, как фактор аттрактивности Ненецкого автономного округа	36
2.2. Программа развития туризма Ненецкого автономного округа, на базе традиционной культуры	50
2.3. Проект событийного тура «Зимние национальные игры	59
«Канин мэбета» (Канинские богатыри)	59
Выводы	71
Заключение	74
Список источников	79
     

ВВЕДЕНИЕ

     На территории Ненецкого автономного округа исконно проживают, ведут традиционный образ жизни и занимаются традиционной хозяйственной деятельностью малочисленные народы Севера. 
     Численность коренных жителей – 99,8%, из которых – ненцы составляет 17,4% от всего населения округа1. За тысячи лет обитания народы региона создали яркую и самобытную культуру, максимально приспособленную к суровым условиям Арктики.
     Основная сфера деятельности у коренных жителей — это традиционные отрасли хозяйства – охотпромысел, оленеводство и рыболовство. 
     Существование малочисленных народов Севера в условиях промышленного характера освоения территорий Ненецкого автономного округа как самостоятельных этнических общностей находится в прямой зависимости от эффективности сохранения их исконной среды обитания, развития хозяйственной традиционной деятельности, наличия возможностей заниматься традиционными ремеслами и промыслами. 
     Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства гарантировать права коренным малочисленным народам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, и также международными договорами Российской Федерации.
     В Уставе Ненецкого округа законодательно закреплено, что органы государственной власти и управления округа признают и гарантируют права ненецкого народа на сохранение и развитие культуры, языка.
     Регулирование и защита прав коренных малочисленных народов Севера, повышение качества их жизни, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей, создание условий для сохранения и возрождения самобытной социальной организации проживания коренных малочисленных народов Севера с целью поддержки развития их традиционного образа жизни, сохранения их обычаев и верований являются одними из главных задач органов государственной власти Ненецкого автономного округа.
     В настоящее время в округе приняты и реализуются следующие региональные законы: «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе»2, «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе»3, «О ненецком языке на территории Ненецкого автономного округа»4.
     В Ненецком автономном округе создано 320 коллективов художественной самодеятельности, которые сохраняют древние культурные традиции малых народов Севера, постоянно участвуют во Всероссийских и международных фестивалях и праздниках.
     Проблема исследования – заключается в противоречии между наличием в Ненецком автономном округе достаточного количества туристских ресурсов для разработки событийных туров и недостаточным использованием этих ресурсов туристскими фирмами.
     Цель исследования – рассмотреть традиционную культуру, как фактор аттрактивности региона на примере Ненецкого автономного округа и разработать программу развития туризма Ненецкого автономного округа на базе традиционной культуры.
     Задачи исследования:
     ? дать характеристику традиционной культуры региона;
     ? описать технологию разработки программы развития туризма региона на базе традиционной культуры;
     ? рассмотреть традиционную культуру ненцев, как фактор аттрактивности Ненецкого автономного округа;
     ? проанализировать программу развития туризма Ненецкого автономного округа, на базе традиционной культуры;
     ? разработать проект событийного тура «Зимние национальные игры «Канин Мэбета» (Канинские богатыри). 
     Объект исследования – аттрактивность традиционной культуры региона.
     Предмет исследования – традиционная культура ненцев, проживающих в Ненецком автономном округе.
     Методы исследования: 
     ? обобщение;
     ? системный анализ событийного и культурного потенциала Ненецкого автономного округа;
     ? социокультурное проектирование.
     Степень исследованности проблемы. Для написания ВКР нами были проанализированы работы следующих авторов: Афанасьевой Г.М., Квашнина Ю.Н., Пивневой Е.А., Ерунова И.А., Бариновой А.В., Несанелис Д.А., Теребихина Н.М. Кузнецова Ю.В., Жигуновой Г.В. и др.
     В ходе работы над исследованием источников был сделан вывод, что на сегодняшний день существует не так много работ, которые напрямую или косвенно рассматривали тему событийного туризма. 
     В работе М.А. Жуковой «Индустрия туризма: менеджмент организации» имеются развернутые характеристики терминов, которые связаны с событийным туризмом, принятыми как в отечественном, так и зарубежном туризме.
     Среди основных источников необходимо отметить такую книгу, как: «Туризм» Квартальнова В.А. В данной работе дано точное определение и понятие событийного туризма и в книге этому туризму уделяется особое внимание, а также указывается на его перспективность.
     Имеются упоминания о событийном туризме в работах Н.И. Кабушкина Е.П. Пузаковой, И.А. Ревинского, Л.С. Романовой, Т.П. Розановой.
     Но, непосредственно работ, которые были бы посвящены полностью событийному туризму, нет. Методические, а также технологические аспекты по продвижению и разработке событийных туров, практически не освящены в русскоязычной специальной литературе.
     Наиболее полно в работах отечественных исследователей освящен вопрос традиционной культуры ненцев и отдельных ее аспектов. Это работы О.А. Васильевой, В.П. Воронцова, И.И. Габдрафикова, А.М. Дёминой, И.У. Жеребцова, А.М. Котылева, Г.К. Матвеева, А.Е. Мартыненко, Н.П. Мироновой, А. Садохина, С.Т. Соколовского, А. Сурво, А.Р. Терюкова, Е.Н. Цыпанова, Ю.А. Шабаева, В.Е. Шарапова, Н.О. Шилова и др.
     База исследования: туристическая фирма ООО «Время отдыхать» г. Архангельск, ул. Урицкого, 47, оф. 320.
     Структура работы: ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
     В первой главе изучены теоретические основы исследования традиционной культуры региона. Во второй главе описано проектное обоснование программы развития туризма Ненецкого автономного округа, на материалах традиционной культуры.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕГИОНА

1.1. Характеристика традиционной культуры региона
     
     Традиционная культура – это понятие, которое на данном этапе не считается строгой категорией науки (культурология), а поскольку оно и не обладает необходимыми четкими атрибутивными контурами, постольку и не представляет собой отдельного феномена, подходящего для специального теоретического изучения.5
     В обиходе традиционным типом культуры принято именовать особый вид культуры отдельных обществ (стран, народов), в которых:
     ? Не прошли модернизационные процессы;
     ? Либо эти процессы замедлены. 
     Обычно данным термином определяют страны или сообщества, относящиеся к уровню своего развития:
     ? Аграрному;
     ? Первобытному (поздняя форма).6
     Иными словами, под традиционной культурой подразумеваются все общества с зафиксированной в них доиндустриальной формой организации.
     Однако этот тип может наблюдаться и в культурах более развитых стран в качестве отдельных элементов или феноменов архаики, проявляющихся в:
     ? Ментальности;
     ? Традициях (обычаях, нравах, праздниках и т.д.);
     ? Языковых выражениях;
     ? Религиозных комплексах выражения.
     Существует и обратная позиция, когда традиционная культура вбирает в себя элементы более прогрессивных цивилизационных составляющих. Таковыми могут быть названы элементы СМИ, вооружений, отраслей особого высокого дохода. Как пример, это страны Саудовской Аравии, Ирана. 
     Очевидно, что интегрированные в их культуру элементы более высокого уровня цивилизации не меняют в них основных устоев и механизмов присутствующих там традиционных культур.
     Поэтому справедливым будет и такое определение данного культурного типа (традиционная культура) — это общества с преобладанием и даже фактическим доминированием архаичных форм образа жизни и всей общественной структуры над формами и чертами пост- или индустриального типа, то есть над модернизированными.
     Признаки и черты культуры традиционного типа, к основным здесь относят следующие:
     ? Научное, образовательное развитие – низкое;
     ? Наукоемкие сферы – не развиваются;
     ? Технологии – экстенсивные;
     ? Разделение труда и дифференциация специализаций – низкая;
     ? Отсутствие национальных квалифицированных кадров, как следствие, большое число иностранных;
     ? Общественные институты гражданского общества – могут отсутствовать или имитироваться;
     ? Ограничения по сословным, религиозным или этническим признакам – сохранены;
     ? Формы сознание – коллективные;
     ? Свобода гражданских проявлений, конкуренции – отсутствуют;
     ? Образ жизни, уклад семьи – патриархальность;
     ? Инновационные или креативные устремления в социальной деятельности – подавлены.
     Проявления традиционной культуры на сегодняшний день в современном мире многообразны.
     Так, к примеру, известны общества, в которых совершаются процессы модернизации, они выражены в наличии компонентов процесса индустриализации (преимущественно развития производства) в больших городах единовременно с элементами традиционных проявлений в сельских территориях. 
     Тут характерно соседство образованной городской части и малообразованных представителей малых городов и села. Таковой является культура Индии. Большая часть её населения вообще неграмотна, меж тем как социально-политическое устройство соответствует образцам европейской демократии.
     Культура Китая также существует в состоянии процесса движения, но с другой стороны – там отсутствуют условия политической модернизации, однако выявлены условия ее социальной готовности (образование, производство и т.д.).7
     И, конечно же, наша страна тоже находится в специфическом положении, когда условия рывка модернизации имеются, даже шаги предпринимаются, но общее движении может саботироваться.
     Таким образом, традиционная культура как тип – это преимущественно ненаучное определение, которое чаще всего используется в публицистике.
     Такая культура имеет разнообразные формы проявления и признаки. Не может быть полностью устранимой даже в высокоразвитых постиндустриальных сообществах, присутствие в которых элементов традиционной культуры может отличаться лишь их масштабами.
     К концу XX века было накоплено много отраслевых историй, посвященных социальным сферам деятельности людей в пространстве России, как в целом, так и в отдельных российских регионах. 
     На сегодняшний день наряду с развивающимся дифференцированно-разрозненным изучением истории обществ и особенностей культур появилось и стало активно развиваться суммативно-интегральное его исследование. 
     Немалую роль в этом процессе сыграло интенсивное развитие в Российской Федерации культурологии и рассмотрение феномена прошлого в контексте истории культуры, рассматривались активно стратегии культурного развития в настоящем и будущем. 
     Проблемы изучения культурного наследия и процесса его актуализации, идентичности культур народов, личностей, социальных групп, а также вопросы культурного потенциала регионов, культурная политика федеральных и местных властей и подобные этим вопросы стали предметом многочисленных дискурсивных практик в настоящее время. 
     Проблема структурных характеристик культуры, которые позволяют выделять отдельные культурные элементы, и, вместе с тем, историческая целостность культуры, которая является способом объединения людей в многообразные локальные объединения, а также проблема самоидентификации людей на основании осознания себя как представителей данных объединений решается по-разному.8 
     Учеными выделяются различные критерии для того, чтобы классифицировать культуру. Разделять культуру можно по этническим и также метаэтническим национальным признакам: саамская, ненецкая, русская, японская, немецкая, китайская и другие. 
     Внутри национальная культура может быть разделена на отдельные ее исторические этапы по персонологическим критериям. К примеру, в культуре России можно выделить эпоху Петра I, правление Елизаветы Петровны, правление Екатерины II. 
     В конце XX века отечественная наука отказалась от доминирования вопроса о том, что российское общество социально и классово однородное. Российское общество внутренне все более дифференцируется по социальным группам и слоям, резко проявляются различия по уровню обеспеченности ресурсами материального плана. 
     В таких условиях, особенно на рубеже ХХ и ХХI веков, историки, этнографы и, крайне остро, культурологи стали ставить вопрос о том, что этнические и региональные культуры неоднородны, они разнотипны, мозаичны, структурно усложнены. Потеряла свое доминирующее положение теория ленинской эпохи о двух культурах, в основе ее было положено деление культуры по признаку классовому, хотя данная теория классов и на сегодняшний день обладает определенным научным значением. 
     Примером этому могут послужить работы крупнейшего теоретика философии культуры и истории Иммануэля Валлерстайна, которые были написаны с позиции неомарксизма, в частности его труд «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире».9 
     На сегодняшний день вводятся в научный оборот те понятия, которые связанны с многообразием имеющихся противоречий, которые определяют ход исторического развития и особенности конкретно-исторических форм культуры. Теперь социальные классы, слои и сословия служат субъектами для того, чтобы выделять отдельные типологические группы в сфере культуротворчества, но уже не могут выступать как единственное основание для адекватной дифференциации современных поликультурных общественных систем. 
     В публикуемой литературе можно все чаще встретить, помимо традиционных указаний на сословно-классовое расслоение общества, выделение и гуманитарной и технической сфер культуры, научной и художественной, элитарной и массовой, городской и сельской, классической и неклассической, традиционной и современной.10 
     Как считают А.С. Гердт и Г.С. Лебедев, в изучении вопроса структуры культуры не всегда учитывается сложное соотношение универсальных (общечеловеческих и всечеловеческих) составляющих с конкретными региональными национальными и этническими компонентами той либо иной культурной целостности. 
     В таком случае можно как бы опуститься вниз с небес на землю: с позиции высокого полета отвлеченных мыслей первоначально можно наблюдать культуру в ее масштабе общепланитарного характера как во времени, так и в пространстве, а затем, ограничивая время и пространство, можно начать видеть культуру в конкретно-исторической региональной и этнической форме. Этим и другим вопросам посвящен научный труд «Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России».11 
     XX веком были принесены в историю культурного развития новые исследования и идеи ученых по вопросам выявления региональной и глобальной культуры в динамике исторического развития. Эти новации коснулись не только описания и изучения исторических событий, но выявлялись общие, похожие черты в культурах различных народов Евразии, Европы, в мировой системе в целом. 
     В результате возник интерес к истории глобальной («метаистории») были разработаны три основные методологические позиции в трактовке мировой культуры: 
     ? концепция, посвященная линейному прогрессу как всеобщей закономерности развития ? стадиального, эволюционного или формационного (А. Вебер, М. Вебер, Л. Уайт и др.);
     ? событийно-фактографический эмпиризм, который опирается на принцип хронологии в объяснении вопроса мировой динамики (в основном историки);
     ? теория «локальных цивилизаций», в ней подчеркивались черты уникальности и равенства всех социокультурных систем человечества (А. Тойнби, Н.Я. Данилевский, Л.Н. Гумилев и др.). 
     Широким признанием стала обладать концепция циклической (циклически-волновой) динамики культурных и социальных процессов, а также периодизация исторического процесса К. Ясперса, который выделил «осевое время» в развитии человеческой истории, оно относится к духовному процессу прошедших и далее следующих поколений. 
     Для того, чтобы изучать региональную культуру необходимо также понимать с современных точек зрения исторические типы обществ и исторические типы культур. 
     В данном ключе нами принимается типология общества, которая была разработана Д. Беллом и Дж. Гэлбрейтом, включившая в себя три модели: доиндустриальное общество, индустриальное и современное постиндустриальное. 
     Если рассматривать историческую типологии культуры, то мы вслед за М.С. Каганом выделим следующие типы культур доиндустриального общества – традиционный тип культуры в первобытном обществе, три разновидности древних цивилизаций (номадическая, земледельческая и античная), а также сюда относится традиционная культура феодального общества. 
     Культуру Нового времени можно представить в целом как личностно-креативный тип культуры, она подразделяется в свою очередь на ряд более конкретных типов: можно разделить на культуру эпохи Ренессанса и выделить эпоху Барокко как переходные типы и далее – культуру Просвещения, Романтизм, Позитивизм, Модернизм и Постмодернизм. 
     Рассматривая культуру Ненецкого автономного округа, необходимо иметь в виду, что здесь в течение долгих тысячелетий развивались самые разные формы преимущественно культуры народной: традиционная культура ненцев, а также культура переселенцев.12 
     В связи с этим возникла необходимость в анализе соотношения двух понятий народной и традиционной культуры. 
     Традиционная культура – это культурное и социальное наследие, которая передается из поколения в поколение и воспроизводится в социальных группах и определенных обществах в течение длительного периода времени. Она включила в себя духовные и материальные ценности, а также способы и процессы культурного наследования. 
     Сюда можно отнести определенные культурные нормы, образцы, идеи, обряды, обычаи, стили и т.д. Исследователями данного вида культуры В.М. Каировым, А.Б. Гофманом, Е. Шацким, Э.С. Маркаряном и другими традиционная культура представляется «коллективной памятью» социальных групп и обществ, которой обеспечивается преемственность и самотождественность в их развитии. 
     Групповая и социальная дифференциация оказывает значительное влияние на процесс интерпретации и использования культурного общенационального наследия. 
     Кроме этого, отдельные слои и группы общества могут обладать своими собственными видами традиционной культуры. В дифференцированном обществе существует множество ориентаций, которые устремлены на ту либо иную историческую эпоху, рассматриваемую как «подлинно» традиционная и образцовая. 
     Отсюда происходит проблема множественности и противоречивости традиционных культурных форм и их интерпретации. Каждым поколением, которое получает в свое распоряжение определенные совокупности традиционных образцов, они не просто воспринимаются и усваиваются в готовом виде. 
     Каждое поколение всегда осуществляет собственную интерпретацию традиционных образцов и осуществляет их выбор. В таком смысле каждым поколением выбирается не только их собственное будущее, но и осуществляет связь с прошлым поколением. 
     Благодаря тому, что существует многообразие в мире традиционных культур, происходит процесс развития культуры в целом. Современными средствами коммуникации значительно расширяются возможности по заимствованию и взаимообмену в области культурного наследия в различных обществах. 
     Элементы, которые были ранее заимствованы из культурного наследия, которые первоначально выступали как инновация для заимствующей культуры, в дальнейшем нередко традиции анализируются в данной культуре, становятся органичной составляющей собственного традиционного комплекса. 
     Народная культура — это понятие собирательного характера и не обладает четкими определенными границами, включает в себя культурные пласты различных эпох от периода глубокой древности и до настоящего момента. 
     Процесс формирования и функционирования народной культуры в этническом обществе или в социальной группе, какого - либо типа связан с осознанием ее принадлежности к определенному народу.13 
     Самоидентификация с народными традициями, народом в целом, в стереотипах социального действия и поведения, выбор культурного эталона и социальной нормы, обыденные представления, любительская художественно-творческая практика, ориентация на конкретные формы досуга – все это является проявлениями народной культуры. 
     На сегодняшний день ее общей особенностью является внепрофессиональный статус в сфере многослойной современной культуры. Культурная деятельность имеет неспециализированный характер, что, впрочем, не исключает высокий уровень умения, мастерства, знания, что обеспечивает процесс свободного владения традицией. 
     Важное качество народной культуры заключается в ее традиционности. Во все периоды она определяет социальные механизмы его передачи, ее смысловое и ценностно-нормативное содержание, наследование в процессе непосредственного общения от одного лица к другому, от мастеров к ученикам, от одного поколения к другому, минуя при этом институционально-организационные формы. Народная культура в историческом прошлом в значительной степени совпадала с этнической культурой. 
     Традиционной народной культурой определяются и нормируются все аспекты в жизнедеятельности общины: особенности форм хозяйственной деятельности, обычаев, ее уклада жизни, обрядов, процесс регулирования взаимоотношений социального характера между членами сообщества. А также особенности воспитания детей, типа семьи, освоение окружающих пространств, типа одежды, характер жилищ, питания, верований, преданий, поверий, знаний, языка, отношений с природой и миром, фольклора как знаково-символических выражений традиции.14 
     Все эти проявления народной культуры изучает широкий круг гуманитарных дисциплин: этнология, фольклористика, искусствоведение, культурная антропология, история культуры, этнолингвистика. 
     Исторически преходящий характер носят конкретные формы традиционных культур. Ранее целостная система по нормативно-ценностному жизнеобеспечению народа постепенно распадается на фрагменты, которые с течением времени теряют свое функциональное и смысловое наполнение. 
     Вместе с тем общие ценности и идеи народной культуры по сей день являются актуальными и переходящими в сферу профессиональной работы специалистов различного профиля. 
     Однако в дальнейшем они смогут вновь вернуться в массовое сознание людей в измененном виде, опять смогут предстать как часть народной культуры. Так на сегодняшний день в значительной степени в России происходит процесс, когда активизируется интерес к традиционным культурам, включая и их ранние формы. 
     
1.2. Технология разработки программы развития туризма региона на базе традиционной культуры
     
     Политика региона в сфере туристской деятельности по актуальности можно поставить в один ряд с федеральной политикой в данной области в силу двух обстоятельств. 
     Во-первых, федеральная программа не в состоянии учесть все особенности регионов России, которые отличаются большим разнообразием территорий, климатическими характеристиками, природно-ландшафтными особенностями, традициями и обычаями, спецификой этнического состава населения, промыслами, ремеслами, которые составляют свойства уникальности и самобытности конкретного края, области, района. 
     Во-вторых, для регионов необходимость разрабатывать собственную политику в области туризма определена возможностью данной отрасли решать широчайший круг социально-экономических вопросов. В частности, туризм помогает преодолевать неравномерность в развитии отдельных районов или регионов внутри самого российского региона, оживлять экономическую жизнь за счет того, что будут привлекаться инвестиции, будут дополнительные поступления доходов в местные бюджеты.15
     Развитие туризма также помогает улучшать инфраструктуру, обеспечивать занятость местного населения и предотвращать миграцию населения трудоспособного возраста, поддерживает развитие местной промышленности, обеспечивая спрос на товар местных товаропроизводителей; улучшает обстановку экологии за счет того, что дополнительно финансируются природоохранные программы. 
     Приоритеты, цели, принципы, задачи туристской региональной политики, условия их реализации определяются в рамках региональной программы по развитию туризма. 
     Разрабатываются региональные программы по развитию туризма на основе приказа Ростуризма от 11.07.2007 № 66 «Об утверждении типовой структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ». Согласно данному документу, состав региональной программы должен содержать разделы по: 
     1) оценке текущего состояния отрасли туризма в субъекте Российской Федерации; 
     2) постановке основных задач, целей, определении сроков и основных этапов в реализации программы; 
     3) описанию совокупности мероприятий в ходе программы, механизмов, обеспечивающих реализацию программы и ее ресурсное обеспечение.
     Однако в практической и научной литературе, которая посвящена проблемам развития туристской отрасли в регионах, не предоставляются системные рекомендации по разработке и обоснованию мероприятий в ходе реализации программ. 
     Поэтому группа ученых научно-образовательного центра «Региональная экономика сферы услуг» Российского государственного университета туризма и сервиса Е.С. Погребова, Т.М. Кривошеева, А.В. Колгушкина, О.И. Вапнярская, Т.В. Харитонова, М.В. Виноградова подготовили комплекс основных методических подходов, для того, чтобы разрабатывать региональные программы по развитию туристской отрасли, в том числе были разработаны методические рекомендации, формы для проведения анализа и итогового предоставления результатов. 
     Цель на подготовительном этапе разработки региональной программы по развитию туристской отрасли заключается в определении основных задач, решение которых необходимо обеспечивать, в том числе при проведении мероприятий региональной программы по развитию туризма. На этой же базе разрабатывают сценарии прогноза развития туристской отрасли в регионе. 
     Основной метод достижения данной цели заключается в анализе состояния отрасли туризма в регионе. Базовая задача данного этапа заключается в анализе наличия и состояния ресурсов туризма в регионе, который проводят в следующей последовательности: 
     • выделяются территориальные туристские объекты; 
     • группируются выделенные территориальные объекты в соответствии с видами туризма; 
     • разрабатываются формуляры для описания и характеристики каждого объекта; 
     • формируется система по обработке, систематизации и унификации всей полученной информации; 
     • создается эффективная система хранения полученной информации о территориях туристского назначения субъекта РФ.16 
     В результате проведенной оценки ресурсов туристской отрасли каждый объект относят к одной из трех групп: 
     В 1-ю группу включают профильный туристский ресурс российского региона (на основании этих ресурсов определяют профильные виды туризма); 
     Во 2-ю группу включают дополнительный туристский ресурс российского региона (можно использовать в развитии дополнительных видов туризма); 
     В 3-ю группу включают туристский ресурс незначительный для региона (определяется экономическая эффективность его использования целесообразно в сочетании с другими выделенными ресурсами). 
     Выделив, таким образом, тип «туристской специализации» в регионе, появляются возможности обосновывать выводы о приоритетах использования видов ресурсов туристской отрасли. 
     Данные выводы будут положены в основу проведения анализа преимуществ российского региона с точки зрения его туристской аттрактивности. 
     Туристскую аттрактивность региона напрямую связывают с потенциалом туристской отрасли региона. Потенциал туристской отрасли региона можно проанализировать, применяя неформализованные и формализованные методы, количественные и качественные показатели. Обобщающая форма представления данных о туристских преимуществах региона это аналитический универсальный инструмент, такой как матрица SWOT-анализа. 
     В этом случае ее особенность будет заключена в том, что матрица SWOT-анализа будет составлена так, что будет учтен определенный тип туристской специализации в регионе. В соответствии с полученным результатом для того, чтобы визуализировать информацию необходимо построить вектор туристской аттрактивности региона. Данный прием позволяет наглядно сопоставлять фактическую аттрактивность региона для туристов и потенциал туристской отрасли в регионе.17 
     Полученная информация позволит определять дополнительные и профильные виды туризма региона. Территории регионов неоднородны по размещению и наличию определенных видов ресурсов туризма, общностям туристского потенциала, уровням экономического развития. 
     Вследствие этого туристская специализация региона рассматривают через призму профильных видов развития туристской отрасли на территории отдельных туристских районов. 
     Туристский район является территорией, которая обладает определенными признаками привлекательности и обеспечена туристской инфраструктурой, создана система организации туризма. Выделяются тесные связи туристских районов разных типов с туристско-рекреационными комплексами, входящими в них лечебными и оздоровительными учреждениями, обслуживающими предприятиями и сопутствующими отраслями (предприятиями торговли и общественного питания, бытовыми, культурными и спортивными учреждениями, экскурсионными объектами, дорожно-транспортной сетью, сувенирным производством и др.). 
     Определяют туристскую специализацию районов как территориальных единиц внутри субъектов Российской Федерации в зависимости, прежде всего, от ведущей группы ресурсов туристской отрасли. По этому критерию выделяют следующие типы районов: 
     • районы с преобладанием культурно-познавательного или экскурсионного туризма; 
     • районы с преобладанием оздоровительного туризма; 
     • районы с преобладанием активного (спортивного) туризма; 
     • районы с преобладанием делового туризма; 
     • районы с преобладанием сельского туризма; 
     • районы с преобладанием экологического туризма; 
     • районы с преобладанием пляжного туризма; 
     • районы с преобладанием круизного туризма; 
     • районы с преобладанием комплексного туризма.18 
     Также проводят типологизацию районов, которая основана на определении туристско-рекреационного потенциала. 
     Такая типологизация включила в себя следующую градацию: 
     – города и районы, которые сформировались как рекреационный центр в силу того, что имеется благоприятный климат, имеются историко-культурные и природные объекты, имеющие развитую инфраструктуру и они привлекают туристов; 
     – города и районы, которые имеют достаточный туристско-рекреационный потенциал (благоприятный климат, объекты природно-культурного наследия и др.), но они не являются центром массового туризма в силу слабо развитой инфраструктуры и у них отсутствует привлекательный имидж; 
     – поселения, которые обладают значительной величиной рекреационного потенциала, но процесс развития которого блокировался выраженной промышленной направленностью, при этом они переживают экономический кризис в силу того, что исчерпаны сырьевые ресурсы, закрыты предприятий и т. д.; 
     – города и районы, которые обладают определенным туристско-рекреационным потенциалом, при этом имеют выраженную ориентацию на промышленность; 
     – поселения, возникновение которых связывают с объектами и явлениями религиозно-культового плана (это храмы, монастыри, места, связанные с жизнедеятельностью религиозных деятелей и т. п.); 
     – новые города, которые возникли вокруг научных учреждений и предприятий, они имеют благоприятные условия природы и развитую систему инфраструктуры; 
     – города или сельские поселения, которые имеют агропромышленную или аграрную ориентацию, имеют объективные возможности (климатические условия, экология, инфраструктура) для того, чтобы развивать сельский и экологический туризм.19 
     Важный этап в разработке программы заключен в анализе динамики развития сферы туризма в регионе. 
     Результат этого анализа позволит провести оценку качественной составляющей определения влияния туристской отрасли на социально-экономическое развитие российского региона. Согласно «Порядку определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации», который утвержден приказом Ростуризма от 18.07.2007 № 69, обозначенный документ на уровне региона предписывает, что необходимо проводить обследования влияния туристской отрасли на социально-экономическое развитие российского региона в регулярном порядке. 
     В состав обследования должны быть включены специальные вопросы, которые будут касаться сумм и видов расходов туристов. Кроме того, для того, чтобы определить мультипликативный эффект от туристской сферы в обследование включают фирмы, которые связаны с обслуживанием туристов: сюда относят коллективное средство размещения, предприятие по общественному питанию, средства транспорта, зрелищные, культурные, спортивные организации, исторические и природные объекты, а также организации, которые оказывают сопутствующие услуги туристам. 
     В связи с вышеперечисленным рекомендуют определять: 
     • вклад туризма в экономическое развитие региона в целом; 
     • вклад туристской инфраструктуры в экономику региона; 
     • вклад сопутствующих туристской деятельности услуг в экономику региона.
     Определяют вклад туризма, туристскую инфраструктуру и сопутствующие услуги, которые являются основой для того, чтобы формировать или модифицировать региональную нормативно-правовую базу в сфере туризма, а также определять направления государственного регулирования на уровне региона. 
     Выделяют факторы косвенного и прямого воздействия на развитие туристской отрасли в регионе. Целесообразно проведение рейтингования проблем по сложности их преодоления, объемам необходимого для этого финансирования, по степени сопряженности и влияния и т.п. 
     Проблемы разбивают на отдельные блоки, которые в последую.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.