VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Духовный стих как жанр песнетворчества в русской традиционной культуре

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012668
Тема: Духовный стих как жанр песнетворчества в русской традиционной культуре
Содержание
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
Факультет музыкального искусства 
Кафедра этнохудожественного музыкального творчества и образования









Духовный стих как жанр песнетворчества в русской традиционной культуре

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки:




	

     Исполнитель:
     Хисматуллина Дарья Алексеевна
     Группа № 21443
     Подпись:______
     Научный руководитель:
     Гафиятуллина Луиза Асхатовна
кандидат философских наук, доцент
     Подпись:______
                                                          

Работа защищена:                                   «Допустить к защите»
Отметкой «__________»                             
Председатель государственной
аттестационной комиссией
_______________
«21»___________2018 г.



                                           Содержание
Введение
Глава I. Историко-теоретические основы исследования жанра духовного стиха 
1.1. Основные понятия исследования: "традиционная культура",     "жанр песнетворчества", "духовный стих"
1.2. История развития жанра «Духовный стих».
Выводы по I главе:
Глава II. Развитие Духовного стиха в условиях современности
2.1.  Творческая деятельность фольклорных ансамблей города Казани
2.2.  Духовный стих в исполнительской практике фольклорных коллективов
Выводы по II главе:
Заключение
Список литературы
Приложения









Введение
     Актуальность темы исследования.    Начало XXI в. ознаменовало поиском путей по возрождению духовности в российской культуре. Духовные стихи по праву  занимают важное место в отечественном культурном наследии, выполняя просветительские и воспитательные функции. Путем информирования и убеждения слушателей 
эмоционально-психологическими и другими средствами создаются необходимые условия для внутреннего духовного саморазвития человека, его нравственного начала. 	
     В настоящее время духовные стихи представляют интерес лишь для узкого круга специалистов, но в связи с поиском духовных ценностей в мире всё же происходит возрождение интереса к этому жанру. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность, однако в настоящее время нравственные ориентиры теряют свое значение. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни будущих поколений.  В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания имеет чрезвычайную значимость, которую необходимо сегодня осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. 
     Важно сказать, что духовный стих является еще живой традицией, так как не исчезла причина его исполнения, необходимости выразить то, что рождает в душе Божественное слово. Распространение духовных стихов в разных культурных слоях, многообразие их вариантов на одни и те же темы представляют огромный интерес для их исследования. Из этого возникает проблема появления и распространения духовного стиха в русской традиционной культуре. 
     Ныне в своей певческой практике духовный стих интерпретируется современными фольклорными коллективами Республики Татарстан, что является мощным средством духовного роста молодежи, требующей углубления внутреннего мира образов и чувств, новых идей и мыслей.
     Степень изученности. Исследование духовных стихов началось в середине XIX в. Сборники В. Варенцова, П.В. Киреевского, П.А. Бессонова стали основными источниками для исследователей русского духовного стиха. Первой публикацией духовных стихов является сборник «Русские народные стихи» П.В. Киреевского, который издан в 1848 г. отдельной книгой и в «Чтениях в императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете». Сборник П. В. Киреевского послужил толчком к научному исследованию духовных стихов. М. Лихонин затрагивает вопросы об источниках духовных стихов в своей рецензии в журнале "Москвитянин" (1850г.). В.П. Адрианова-Перетц уже в 1917 г., отмечает: «…чем ближе к нашему времени, тем более пригодными становятся записи духовных стихов для научной работы над ними». В многочисленных журнальных публикациях конца XIX – начала XX вв. (публикации М.Н. Сперанского, А.А. Маркова, Е.А. Ляцкого, В.Ф. Ржиги, 
Ю.М. и Б.М. Соколовых и др.) представлены тексты духовных стихов из рукописных сборников. Основные проблемы в исследовании духовных стихов изложены в работах Ф.И. Буслаева. В 1870-е гг., во многом благодаря работам А. Н. Веселовского для фольклористики стали актуальны проблемы детального изучения отдельных сюжетов и их источников, поэтических приемов народного творчества на материале духовных стихов. С.П. Шевырев достаточно определенно выражает свое мнение по поводу источников духовных стихов. В качестве источников стихов он называет Ветхий и Новый завет, Богослужебные песни, Духовные сочинения. Современное исследование духовных стихов основано на новых полевых материалах, на новых методах и методиках, использующих разработанный в современной науке концептуальный аппарат. 
     В последние годы выходит множество аудиокассет с записями духовных стихов в исполнении ансамблей «Сирин», «Притча», «Складыня», «Октай», «Коляда», казачьих фольклорных коллективов и монастырских ансамблей.
     Объектом исследования является традиционная русская культура
     Предметом является духовный стих 
     Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности духовного стиха как жанра песнетворчества в русской традиционной культуре.
     Исходя из цели решаются следующие задачи:
     - определить понятие традиционной культуры;
     - дать определение понятияю «духовный стих»  
     - изучить становление жанра духовного стиха 
     - проанализировать духовный стих в репертуаре фольклорных коллективов города Казани .
     Методологическую базу исследования составляют такие фундаментальные элементы общенаучного метода, как принцип детерминизма, принцип целостности и принцип историзма. Последний принцип в известном смысле является диалектическим синтезом двух первых и заключается в рассмотрении объектов как целостных систем, возникающих при наличии определенных условий и в результате действия соответствующих причин. Принцип этот содержит требование рассмотрения настоящего не только в его обусловленности прошлым, но и в направленности развития самого настоящего. Иначе говоря, принцип историзма включает аспект каузальности. Вместе с тем нами применяется принцип компаративистики, т.е. сравнительный анализ, а так же метод сопоставления. Из общенаучных методов применяются методы анализа, наблюдения, интервьюирования и др. 
      Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты данной работы могут представлять интерес как для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений культуры и искусств, так и для руководителей творческих студий, лабораторий и преподавателей учреждений дополнительного образования при разработке специальных программ.
     Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и прило
     
     
     
     
     
     
     


     
     Глава I. Историко-теоретические основы исследования 
жанра духовного стиха
     1.1. Основные понятия исследования: "традиционная культура",     "жанр песнетворчества", "духовный стих".
     Исследование особенностей духовного стиха как жанра песнетворчества в русской традиционной культуре требует уточнения и определения такого понятия, как «традиционная культура». Известно, что термин «традиционная культура» представляет собой особый способ организации жизнедеятельности, основанный на наследовании доминирующих смыслов, ценностей, норм. 
     К вопросу изучения традиционной культуры обращаются многие ученые. Отечественный ученый Б.С. Ерасов ввел понятие «самобытность» и признает её жизненным ядром традиционной культуры. Однако, в отличии от «традиции», которая имеет свои уровни и структуру, понятие "самобытность" является более аморфным, не имеет преемственности и наследования, что важно при характеристике традиционной культуры.
 В.М. Каиров обозначил традиционную культуру как результат передачи устойчивых обычаев, порядков и жизненного опыта поколений. Нижегородский философ В.А. Кутырев истолковывает традиционную культуру как бытие культуры и смысл бытия: мир традиционен, ибо он есть настоящее, присутствующее как в прошлом, так и в будущем.
     К сожалению, в настоящее время традиционная культура еще не стала предметом комплексного анализа. Такие темы, как типология традиционных культур, социальная память традиционного общества остаются неизученными.
     Характерной особенностью традиционной культуры является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. Традиционная культура представлена сказками, преданиями, сказаниями, образами героев и другими явлениями, в которых переплетается память о значительных событиях в жизни больших групп людей и вымысел. Часто образцы традиционной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческим обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. Традиционные знания накапливались тысячелетиями, со временем отсеивалось все ненужное и поверхностное.  
     Термин "традиционная культура" и есть культура традиционного общества, иногда этот термин используется в значении - народная культура. Традиционная культура связана с Государством и его историческими традициями, куда входят элементы культуры, возникшие относительно недавно (за последние 10-150 лет), многовековые разнонациональные элементы, и те элементы культуры, а также элементы культуры элитарного или религиозного происхождения. 
     Изучение понятия традиционной культуры невозможно без рассмотрения понятия «традиции» является предметом изучения представителей различных направлений философии. Так, по мнению Э.Гуссерля, родоначальника феноменологии, содержание традиции не дано заранее, оно должно быть развернуто в процессе ее актуализации, реализации в действительность. Ключевое значение понятие традиции приобрело в герменевтике Г.Гадамера. Философ утверждал, что принадлежность к традиции – онтологическая характеристика субъекта, гарантирующая ему возможность понимания текста. 
     В «понимающей социологии» М. Вебера понятие традиции применялось для обозначения одного из типов действия, противопоставленного действию рациональному. Исследования чикагской школы социологии,  К.Мангейма,  Р. Арона помогли  преодолеть оценочные и этнографические рамки традиции. «Традиция» перестала отождествляться с варварством, первобытным укладом и встала в один ряд с понятиями «цивилизация», «культура». 
     Как известно, слово «традиция» в переводе с латинского traditio означает «передача», «предание». Исходя из его этимологии, термин можно определить как совокупность формальных процедур хранения и передачи определенного содержания, предназначенных для регулировки механизмов наследования. 
     Однако понятие «традиция», так же как и «культура» имеет несколько значений, причем значения эти являются противоречивыми по содержанию и исходным установкам. Так, возможно понимание традиции в широком смысле, как некоей фундаментальной универсальной характеристики, действие которой распространяется в очень широких временных и пространственных пределах. Такая культурная традиция может охватывать целую историческую эпоху, цивилизацию, регион и определяет собой конкретный тип культуры (например, средневековая культура, культура Ренессанса). В этом случае культурная традиция и тип культуры понимаются как тождество, и отправными точками для их зарождения, трансформации, смерти становятся мощные исторические импульсы. Они могут иметь «точечный» характер в истории, конкретную дату (например, официальное принятие мусульманства татарами 922г.), а могут растягиваться во времени, приобретая длительный процессуальный характер, не имея в своей основе  известных исторических событий (например, переход от каменного века к бронзовому веку). Хотя очевидно, что когда мы говорим о конкретных исторических событиях, лежащих в основе новой культурной традиции, мы имеем в виду, что они являются лишь вехами, «зарубками» на «древе» человеческой истории и вовсе не означают одномоментной и стопроцентной смены господствующей культурной традиции и соответствующего ей типа культуры.
     Наряду с этим, существует и более узкое понимание традиции как некоторой константы, которая воспроизводится в определенных группах, например, в этнических общностях. При таком понимании она оказывается тождественной традиционной этнической культуре, как наследие прошлого, которое принципиально неизменно, архаично и консервативно. 
     Споры о том, следует ли понимать термин «традиция» в широком значении или разумнее относить его только к обычаям и обрядам, велись на страницах журнала «Советская этнография» еще в 1981 году. Коль скоро принималось широкое значение слова «традиция», оно становилось фактически синонимом слова «культура», на что указывал К. В. Чистов: «термины «культура» и «традиция» в определенном теоретическом контексте синонимичны или, может быть точнее – почти синонимичны. Термин «культура» обозначает сам феномен, а «традиция» – механизм его функционирования. Проще говоря, традиция – это сеть (система) связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся» [182, с.105].
     Рассматривая «традицию» в узком значении, западные исследователи трактовали ее как принципиально неизменчивое, косное, в застывших формах наследие прошлого, как рудимент, препятствующий развитию общества. По этой причине одним из американских этнологов А.Ройсом, предлагалось исключить понятие «традиция» из этнологического словаря, и употреблять вместо него понятие «исторический стиль», предполагающий гибкость и вариативность.   
     Начиная с 70-х годов, отношение к традиции меняется: в исследовательских работах наблюдается переход от статического рассмотрения традиции к ее динамическому рассмотрению. В частности 
Э. Шилз говорит о традиции как явлении развивающемся, но при этом не обладающем самим механизмом саморазвития, поскольку развитие традиции определяет сам человек и определяет почти сознательно. Он пишет: «следование традиции по сути является реализацией различных вариаций на воспринятую от предыдущих поколений тему…Традиция не является чем-то саморепродуцирующимся и самовырабатывающимся. Только живущее, познающее, обладающее желаниями человеческое существо может воспринимать ее и модифицировать». 
     С. Эйзенштадт идет дальше. Он указывает на внутренние противоречия, заложенные в самой традиции, в которой тесно переплетены между собой креативные и консервативные элементы, являющиеся составными частями единой традиции. Борьба между различными модификациями единой традиции, согласно его мнению, приводит к тому, что полной и законченной институциализации традиции никогда не наступает, ибо она не может избавиться от внутренней противоречивости, что и приводит к ее постоянной изменчивости. Но изменчивость традиции для ученого – нечто нуждающееся в доказательствах, и он использует довольно сложный аппарат, предоставляя эти доказательства.  
     В отличие от западных исследователей для российских философов-культурологов представление о традиции как о нечто неподвижном всегда было нонсенсом. Традиция в их понимании – феномен принципиально динамичный и саморазвивающийся, т.е. традиция находится в постоянном движении, изменении, и источник этого движения – в ней самой. Так, согласно С.А. Арутюнову «любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация – в потенции будущая традиция». Следует отметить, что вопросы такого перетекания волнуют российских ученых в большей мере, чем западных. 
     Э.С.  Маркарян, решая проблему дихотомии «традиция – изменение», приходит к выводу, что необходимо различать понятия «новация» (новшество) и «инновация» (нововведение), так как это имеет ключевое значение для понимания динамики традиции. Дело в том, что механизм этой динамики предполагает четкую дифференциацию двух состояний опыта – новационного и стереотипизированного, где инновация относится ко второму состоянию и является начальным этапом формирования традиции. Традиции и инновации органически взаимообусловлены. С одной стороны, инновации служат потенциальным источником образования стереотипов культурной традиции, с другой, последние выступают в качестве необходимой предпосылки креативных процессов. 
     К.В. Чистов же утверждает, что «новация может существовать только как инновация, т.е. когда она уже втянута в традицию, адаптирована ею, функционирует в ее составе. Поэтому следует признать, что упрощенное противопоставление традиции и новации теоретически не обосновано, оно связано с непониманием механизма традиции». Иными словами, «новация может иметь значение в истории культуры, только если она войдет в традицию, в ее контекст, в ее состав и структуру как новая группа стереотипов». В данной трактовке получается, что новация, инновация и традиция тесно взаимосвязаны между собой и представляют некое триединство. 
     В процессе разработки отечественными учеными проблемы теории культурной традиции был сделан важный вывод о том, что традиция представляет собой онтологическое, родовое понятие философии, имеющее статус фундаментальной категории, обозначающей определенное универсальное измерение культуры. Иными словами, наука о культуре так же, как и сама культура, имеет в центре своего «мироздания» понятие традиции. Независимо от того, идет ли речь о культивировании традиции или об отказе от них, в центре всегда оказывается традиция. Она помогает системе выживать, обеспечивая ее адаптивность. Причем под адаптацией понимается не пассивное приспособление, а активный процесс взаимодействия системы со средой. Отсюда следует, что традиция является универсальным механизмом, который позволяет достигать необходимой для существования социальных организмов стабильности, и без действия этого механизма общественная жизнь людей просто немыслима.
     Если в прошлом в большинстве работ искусствоведов, фольклористов и этнографов понятие «традиция» использовалось априорно, как нечто само разумеющееся и понятное, то в последние годы традициология становиться частью культурной антропологии и этнологии. При этом методологическим основанием для традициологии служит современная философия, в которой традиция рассматривается как способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времен и эпох. «Философский статус термина «традиция» определяется тем, что он включает в себя весь комплекс обладающих какой-либо ценностью норм поведения, форм сознания и институтов человеческого общения, характеризуя связь настоящего с прошлым, точнее, степень зависимости современного поколения от прошлого или приверженности к нему». 
     Таким образом, традиция в ценностном, содержательном плане аккумулирует в себе некую систему норм, обычаев и мировоззренческих установок, составляющих наиболее значимую часть «классического» наследия данного социума, культурной общности, мыслительного направления. А в функциональном плане традиция выступает посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности (технологий), которые входят в реальную жизнь людей и не нуждаются в каком-то особом обосновании и признании, кроме ссылки на свою давность и укорененность в культуре. При этом передача осуществляется посредством многократного повтора и тиражирования традиционных действий и отношений (обычаи), церемоний и обрядов (ритуал), символических текстов и знаков. 
     Обобщением вышесказанного может послужить следующее определение: «…культурная традиция – это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах». Речь идет о таком опыте, который прошел апробацию и временем, и самой общностью. Но, чтобы быть способным к передаче и усвоению, такой опыт отливается в систему стереотипов – «типовых решений типовых ситуаций», т.е. устойчивых, повторяющихся структурно-смысловых единиц, композиционно-содержательных схем, которые дополняются стандартизированными правилами оперирования такими элементами. 
     Важным компонентом традиционной культуры являются праздники и обряды. В них переплетаются нравственные и эстетические начала, они играют важную воспитательную роль в жизни общества. На празднике проявляются все формы и виды культуры, начиная от показа традиционной одежды, принятых норм поведния и  что немало важно исполнения песен. Каждому празднику и обряду присуще определенные действия, наряды и музыкальные произведения. 
          Свое полное и яркое выражение народное музыкальное творчество, воплотившее черты национального характера народа, отношение людей к происходящим историческим событиям, к семье, нашло в гармоничном единстве слова и мелодии, то есть в песенном творчестве, представленном словестно- музыкальными произведениями разных жанров, среди которых: песни, причитания, припевки, частушки, для которых традиционно характерна значительность содержания, своеобразие поэтического и музыкального языка. Таким образом, можно сказать, что «песнетворчество» является одним из важных элементов традиционной культуры.  
     На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли. Старинные народные песни любой страны – плод коллективного творчества многих поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании. С незапамятных времен песни творились устно, непосредственно в процессе живого исполнения и тем же изустным путем передавались от одного певца другому, от старших поколений к младшим.
     В процессе изустной передачи видоизменялись слова и напев песен, так как народным певцам присуще творческое отношение к тому, что они исполняют. Каждый вносил в песню что-то свое, и таким образом возникали многочисленные варианты первоначальных напевов. Разумеется, видоизменялись и слова песни.
     Складывая напев, певец использует привычные песенные интонации и попевки, характерные для данной певческой традиции, приемы ладового и мелодического развития. Иными словами, при сочинении мелодии слагатель песни широко пользуется веками накопленным коллективным творческим опытом народа. В дальнейшем удачная песня подхватывается другими певцами. Таким образом, возникают многочисленные варианты одной и той же песни, которые все более и более удаляются от первоисточника, все заметнее отличаются один от другого, и в первую очередь – своим мелодическим складом. Как создание широких народных масс всякая народная песня, эпический сказ, частушка (равно как и сказка, загадка, пословица) составляют достояние всего народа. Личное, индивидуальное начало в неразрывном гармоническом единстве сочетается с коллективным, как основным, ведущим. Имена первоначальных создателей теряются в глубине веков.
     Мелодии народных песен глубоко выразительны, то сосредоточенные, задумчиво-грустные, свободно и плавно текущие, то напротив, энергичные и стремительные, проникнутые радостью жизни. Красотою своих поэтических и музыкальных образов они активно воздействуют на слушателей, оставляя волнующее впечатление. 
     Русская народная песенность – это живое, непосредственное творчество масс, непрерывно развивающаяся художественная культура, уходящая корнями в далекое прошлое. На протяжении веков облик песен существенно менялся, в быту народа рождались новые песенные жанры, заметно расширялся круг их поэтических образов и музыкально-выразительных средств. 
     Свое полное и яркое выражение народное музыкальное творчество, воплотившее черты национального характера народа, отношение людей к происходящим историческим событиям, к семье, нашло в гармоничном единстве слова и мелодии, то есть в песенном творчестве, представленном словестно- музыкальными произведениями разных жанров, среди которых: песни, причитания, припевки, частушки, для которых традиционно характерна значительность содержания, своеобразие поэтического и музыкального языка. Таким образом, можно сказать, что "песнетворчество" является одним из важных элементов традиционной культуры.  
     Народная песня представляет из себя музыкально-поэтическое произведение, наиболее распространенный вид народной музыки и продукт коллективного устного творчества, отражая характер каждого народа, исторические события, обычаи, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка структуры. Народная песня и есть феномен культуры, сотворенный человеком и природой.
     Термин «народная песня»  в сборниках «Голоса народов мира в песнях» (1778) и «Народные песни» (1779) впервые ввел немецкий поэт, историк, философ Иоганн Готфрид  Гердер (1744- 1803), указав напрямую связь песни с историческим прошлым и отметив, что литературный компонент песни позволяет проследить всю культуру народа. Русский пианист, фольклорист, музыкальный теоретик, живший в 19 веке 
Ю.Н. Мельгунов считал, что не существует музыки, которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой ритмике, как русская народная песня. 
     Выступая как синтез материального и духовного начала, песня бытует благодаря своему содержанию, сохраняющему духовные ценности: общественные представления о добре и зле, о справедливости, о прекрасном и безобразном. Именно в этом контексте народная песня предстает культурно значимой, словестно- музыкальной единицей народной художественной культуры. Безусловно, народная песня очень богата жанровым многообразием, но на наш взгляд наиболее интересным жанром является "духовный стих", так как духовные стихи как область народной поэзии стоят особняком по отношению к другим песенным фольклорным жанрам.
     Духовный стих- это уникальный по своей художественной и образной ценности комплекс народно- песенных и церковно-певческих произведений, объединенных общностью христианского религиозного содержания. Духовные стихи повествуют о жизни и подвигах святых, о страстях и воскресении Христа, о страданиях Богородицы и других важных для каждого верующего темах. Как богатейшая сокровищница для изучения взаимодествия устной и письменной традиций светской и христианской культуры, духовные стихи являются объектом для обсуждения и исследования в науке с середины ХIХ- по начало XX в. В советское время духовные стихи были практически забыты, однако в настоящее время ситуация изменилась и духовные стихи вновь вошли в учебные курсы и привлекают внимание исследователей.
     Формирование и развитие термина "Духовный стих" отражает процесс изучения внебогослужебных произведений духовного содержания, который начался еще в 30-е годы ХIХ в. Образцы народного духовного песнетворчества привлекли особое внимание исследователей, так как в это время происходило становление отечественной фольклористики. Музыкально- поэтические произведения религиозного содержания, которые исполнялись за пределами богослужебного обряда каликами перехожими, нищими странниками, назывались "стихами". Народное обозначение "стих" ограничивает произведение духовного содержания от мирской песни, которая бытует в обыденной жизненной ситуации. Термин «стих», бытующий в исполнительской среде для обозначения образцов духовного пенетворчества постепенно проникает в обиход исследователей с 1830 гг. благодаря П.В. Киреевскому и Н.М. Языкову, которые имели непосредственный контакт с народными исполнителями и слышали от них таковое  обозначение духовных песен.
      Характерным для своего времени явилось отношение  к термину «Духовный стих» П.А. Безсонова. В своем труде «калики перехожие» с уточняющим названием «Сборник стихов и исследование», автор отдает предпочтение терминам «стихи», «народные стихи», объясняя это тем, что «Древняя великая Русь не знала другого имени сим произведениям творчества, как стих, стихи, строго отличаемые от «песен», от былин, старин и т.п.» .
         Нужно сказать, что к этому времени термин «Духовный стих» прочно закрепился в научном лексиконе для обозначения образцов внебогослужебного духовного пения. Но в то же время, всё еще использовались и другие обозначения: духовные псальмы, народный стих, духовные песни, песни духовного содержания. Данная ситуация говорит нам о том, что существует вариативность понятия "Духовный стих" в период его внедрения в научно- исследовательский обиход. 
     Духовный стих представляет многообразие разножанровых и разностилевых музыкально- поэтических произведений религиозного содержания. Так как этот термин возник не в народной, а в исследовательской среде, то совершенно возможно его широкое использование.
     Духовный стих достаточно сложная музыкально- поэтическая жанровая система, сложивщаяся под действием  книжных и устных источников. Собственно это обстоятельство и должно быть положено в основу постижения духовного стиха как явления русской художественной культуры.
     
     
     
     

     
     1.2 . История развития жанра «Духовный стих».
     
            Со временем принятия крещения на Руси в конце Х в. стала проникать христианская литература. В то время существовало огромное количество неканонической, непризнанной церковью литературы. Именно в этой литературе народ находил и придумывал себе ответы на вопросы о жизни Пресвятой Богородицы, о страстях и воскресении Христа и других важных для каждого верующего темах. Из этого возникло множество легенд и сказаний о жизни страдальцев за Веру, находившихся на грани народного и церковного, которые и стали называться духовными стихами.
     Возникновение жанра духовный стих можно разделить на два этапа:
     1. Зарождение (XI- XV вв.)	
     2. Формирование (XVI- XVII вв.)
                     У истоков создания духовных стихов стояли калики перехожие, представляющие социальную группу из представителей церковного сословия и близких к церкви людей, которая появилась на Руси в Х в. после принятия христианства. В Средневековой Руси они выступали в качестве праповедников, главной задачей которых было приобщение славян к законам Христа. Калики хорошо были знакомы с апокрифической религиозной литературой, с музыкальной грамотой, а также с церковными песнопениями, что способствовало созданию духовных стихов.
                 Фольклорист А.Г. Бессонов 1 отмечал, "Со временем первых публикаций духовных стихов принято было выделять группы "старших" и "младших" ". [1, с. 267]. В так называемых "старших" содержались ответы на вопросы мироздания и миропонимания. Исходя из этого смысла, особое место здесь занимает духовный стих «Голубиная Книга» (от слова Голубинная- глубокая, Голубь- символ Святого Духа). Сказания о легендарных христианских героях, различные жития страдальцев за Веру и утверждения её идеалов также входят в эту группу. 
            Главному символу божественного присутствия на земле-Церквам, посвящена вторая группа стихов, которые сформировались в XV и XVII вв. и назывались «младшими». К ним относятся легенда и сказания о жизни Богородицы : «Сон Богородицы», покаянные стихи; стихи нищей братии о святых мучениках. Особое место здесь занимают поминальные духовные стихи: «О расставании души с телом».
            Говоря о музыкальном стиле духовных стихов, важно отметить, что они удивительно разнообразны, то примыкают к общеэпическим традициям, то к народной песни с характерными региональными и деалектными особенностями: «Сон Богородицы»- «рецистая дева, гди ты ноцесь ноцевала» (Олонецкая губерния). Мелодии древних духовных стихов основаны на древних звукорядах, а позднее они носят черты тонального мышления.
            В XVII в. через Польшу, Украину, Белоруссию, в Россию хлынул поток западных псальм и кантов, которые долгое время не усваивались христианской культурой. Канты и псальмы были написаны на анонимные или авторские тексты, а их главной главной музыкальной особенностью является 3-х  голосье с ведущей ролью верхнего голоса. 
             С конца  XVIII в. в России стал издаваться сборник "Богогласник", состоящий из кантов и псальм духовно- нравственного содержания. Первые публикации духовных стихов были сделаны П. Киреевским (1848 г.), 
П. Бессоновым, Ф. Буслаевым и др. 
              Огромное значение сыграло отношение власти к церкви в этот период времени. К печати не допускались обработки духовных напевов, духовная авторская музыка, которая содержала слова обращения к Богу. Данная ситуация изменилась только в конце 80-х годов  XX в., так как политика государства изменилась в отношении к церкви. И спустя некоторое время, по благославению Митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира- священником Русской Православной Церкви отцом Николаем , был издан сборник духовных стихов и песнопений «Слово Жизни» (1995 г.). Этот сборник пользуется большой популярностью у регентов, учителей воскресных школ и у простых любителей духовного пения. 
             Чуть позже, в учебных пособиях начинают появляться разделы об этом жанре. Многочисленное внимание обращают на себя статьи о духовных стихах, изданные в сборниках материлов Всероссийских и международных  научно- практических конференций. Отметим, что до последнего времени, когда началась активная работа по полевому сбору духовных стихов, практически не было публикаций нотных записей. Большинство публикаций относилось к XIX- начало XX в., к тому периоду, когда не было магнитофонных записей и точных расшифровок. Современное же исследование духовных стихов основано на новых полевых материалах. В последние годы выходят значительное количество  различных аудиокасет с записями духовных стихов в исполнении таких ансамблей как «Сирин», «Притча», «Октай», «Коляда» и др.
     Тематика жанра. Жанр духовного стиха представляется сложным, многокомпонентным, но в то же время целостным явлением, состоящим из народно-песенных и церковно-певческих произведений. Изучение содержания большого количества духовных стихов показывает, что кроме изложения сюжета в них имеется акцентирование внимания на состоянии и эмоциональном переживании различных явлений. 
            Главное место занимаю покаянные стихи, в которых повествуется о необходимости покаяться в своих грехах Богу перед лицом смерти и Страшным судом. Также можно выделить героико-страдательные, 
историко- страдательные стихи о величии государства, героических ратных подвигах и библейских темах. Тип лирические стихи включает в себя: лирико-философские, лирико-бытовые стихи с общими 
лирико- созедательными темами. 
            Можно обнаружить значительные закономерности, проявляющиеся при сравнении духовных стихов с апокрифами. Эти жанры сближает возможность одновременного устного и письменного распростанения. В жанре духовного стиха .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44