- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Принципы и технологии дистанционного обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007695 |
Тема: | Принципы и технологии дистанционного обучения |
Содержание
Содержание Введение………………………………………………………………………….2 Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения и информационные технологии в дистанционном обучении 1.1. Характеристика дистанционного обучения…………….…………………5 1.2. Принципы и технологии дистанционного обучения….……………….…8 1.3. Методические требования к созданию учебно-информационных пособий………………………………………………………..…………………16 1.4. Тенденции развития дистанционного обучения…………………………23 1.5. Информационные технологии в системе дистанционного обучения…..28 Глава 2. Анализ базы исследования для внедрения дистанционного обучения в систему СПО 2.1. Анализ возможности внедрения дистанционного обучения в профессиональных учебных заведениях……………..………………………36 2.2. Разработка курса в АИС Moodle………………………………………….39 Глава 3. Содержание и методика дистанционного обучения в системе СПО в рамках дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности «Туризм» 3.1. Методическая система преподавания дисциплины «Информационные технологии» ……………………………………………………………………57 3.2. Экономическая оценка внедрения курса в АИС Moodle….……………62 3.3. Итоги опытно-экспериментальной работы………………………………69 Заключение……………………………………….…………………………….72 Список литературы…………………………………………………………….74 Введение Актуальность исследования. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач, которая направлена на создание отличительно новой и перспективной системы образования, которая смогла бы подготовить население нашей планеты к жизни в новых условиях цивилизации. Без наличия массы высококвалифицированных специалистов, способных качественно выполнять необходимые работы в самых разных сферах жизни общества, нормальное функционирование такого сложного механизма, как современное государство просто невозможно. Таким образом, задачу подготовки специалистов необходимого качества необходимо признать первостепенной задачей для любого государства, стремящегося динамично и целеустремлённо развиваться в современных условиях. Технологическая революция, вызванная прогрессом информатики, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, происходящая в мире в настоящее время, расширяет рамки многих сфер человеческой деятельности. Последствия этой революции не обошли стороной и сферу образования. В настоящее время происходит активное расширение спектра дидактических средств, а также появляется возможность, помимо традиционной формы обучения, внедрять новые технологии. Особое развитие в современном образовательном процессе получила дистанционная форма обучения, к которой все больше обращаются учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Дистанционное обучение – это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым информационным и технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции, и на основе идеи «открытого обучения». Актуальность проблем и перспектив развития дистанционного обучения в образовании заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в сфере технологий сегодня концентрируются и в информационной сфере. Наступила эра информатики. В настоящий момент этап ее развития можно охарактеризовать как телекоммуникационный. Это область общения, информации и знаний. Исходя из того, что профессиональные знания со временем очень быстро стареют, необходимо их постоянное совершенствование. Ранее эта задача решалась путём известных многим курсов повышения квалификации, на которые направлялись люди спустя несколько лет после окончания базового обучения специальности. Сегодня дистанционное обучение дает возможность реализации действительно массового и, что важно, непрерывного самообучения без отрыва от работы, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных барьеров. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Цель работы – разработка методических рекомендаций по использованию автоматизированной информационной системы для организации дитанционного обучения в учебном процессе среднего професионального образовательного учреждения. Объектом исследования является учебный процесс в среднем професиональном образовательном учреждении. Предметом исследования является дистанционное обучение в рамках дисциплины информационные технлогии в профессиональной деятельности для специальности «Туризм». Степень изученности темы не высокая, ввиду инновационного для СПО метода обучения. Гипотеза - для внедрения дистанционного обучения в учебный процесс колледжа имеется достаточное количество условий, которые позволят расширить рамки традиционной системы образования. Соответственно поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Описать принципы дистанционного обучения. Рассмотреть методологию дистанционного обучения. Проанализировать возможность и целесообразность внедрения дистанционного обучения в среднем профессиональном учреждении и разработать макет курса дистанционного обучения. Описать методическую систему преподавания курса и программу. Проанализировать экономическую оценку внедрения курса Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили: диалектический метод познания; объективные законы развития информатизации общества, работы российских учёных, посвященные вопросам развития дистанционного обучения и повышению его эффективности в условиях современных стандартов; методические разработки и публикации, касающиеся исследуемой проблемы. Научная новизна состоит в разработке курса преподавания по инновационному способу в рамках преподавания в колледже. Теоретическая значимость состоит в расширении степени разработанности курсов преподавания методом дистанционного обучения в колледже. Практическая значимость состоит в возможности применения разработанных материалов в среднем профессиональном образовательном учреждении. Последовательность решения задач выпускной квалификационной работы обусловила следующую ее структуру: введение, три главы, заключение, список литературы. Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения и информационные технологии в дистанционном обучении 1.1. Характеристика дистанционного обучения Развитие научного и технического прогрессов и достижений мировой цивилизации послужило мощным стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования. Широкое внедрение информационных технологий являются хорошим подспорьем в организации различных форм образовательного процесса и активно применятся на всех уровнях образования по всей России. Формирование у будущих специалистов научного мышления, умения основывать гипотезы и планировать эксперимент по их контролю представляется значимой задачей образования в нынешних условиях. Без обширного использования новых информационных технологий данную задачу решить невозможно. Новой экономической категорией, что обрисовывает очередной взлет научно-технического прогресса стали информационные ресурсы. [2, c. 31] В Концепции модернизации системы образования Российской Федерации указано на необходимость информатизации образовательного процесса. Перед учебными заведениями поставлены следующие задачи: • внедрение новых информационных технологий в учебный процесс; его информационное обеспечение с использованием современных средств телекоммуникации; • использование в учебном процессе электронных учебников, обучающих компьютерных программ, мировых образовательных ресурсов на базе сети Интернет; • организация проектной деятельности учащихся и преподавателей с использованием компьютеров; • внедрение компьютерной системы мониторинга качества образования в каждом учебном заведении. Перечисленные задачи определяют одно из направлений в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие новой системы образования от предыдущей заключается в ее технологической базе. Именно технологический базис информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии, или, как его называют иначе, дистанционное обучение. Компьютерная образовательная технология по сравнению с традиционной методикой обучения обладает рядом новых свойств и особенностей. К ним относятся: Возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (текстовой, графической, звуковой). Хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимого времени. Наличие электронного учебника, включающего совокупность информационных, методических и программных средств, необходимых для реализации всех этапов процесса усвоения знаний, умений и навыков. Индивидуализация обучения (каждый студент, самостоятельно работает за компьютером, изучает и усваивает учебный материал в индивидуальном темпе). Пошаговое изучение учебного материала (предъявление учебной информации по логически завершенным дозам). Самостоятельное и обязательное выполнение учебных заданий каждым студентом для закрепления знаний, формирования умений и навыков. Наличие обратной связи на основе контроля правильности выполнения каждого задания и исправления ошибок. Автоматизированная обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование). Возможность доступа к различным источникам информации – электронным библиотекам, базам данных, лабораторным практикумам и др. Организация коллективных форм общения преподавателей со студентами, студентами между собой посредством теле- и видеоконференций. Обучение с использованием компьютерных технологий должно быть направлено на достижение следующих целей: • формирование у будущих специалистов системы знаний, умений и навыков, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (по направлению подготовки); • обучение их практическим навыкам работы со стандартным программным обеспечением; • освоение методов компьютерного моделирования изучаемых явлений, объектов, процессов, действий по решению учебных и исследовательских задач; • обучение методам решения профессиональных задач с помощью компьютера; • улучшение качества обучения за счет мотивации и интенсификации самостоятельной работы студентов, доступа их к большему массиву научной и учебной информации, реализации принципов обратной связи, учета индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого, наглядности обучения; • облегчение труда преподавателей за счет автоматизации некоторых видов контроля и оценки знаний и умений студентов (вступительный, текущий, промежуточный контроль), увеличение доли самостоятельной работы студентов; • содействие культурному, эстетическому развитию студентов на основе их приобщения к самой широкой информации эстетического и гуманистического содержания. Накопленный опыт применения компьютерной образовательной технологии в образовательных учреждениях показал, что она позволяет: • сократить время обучения за счет автоматизации трудоемких вычислений, расчетных и графических работ с помощью компьютера; • демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать и имитировать сложные явления и процессы; • проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности; • повысить интерес к изучаемым дисциплинам и процессу обучения за счет использования комплекса новых средств и методов обучения; • организовать различного рода совместные исследовательские работы студентов, преподавателей, научных работников из различных вузов и научных центров одного или разных регионов; • организовать оперативную консультационную помощь из научно-методических центров широкому кругу обучающихся; • организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров; • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам; • формировать у студентов умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютеров, хранить и передавать на сколь угодно дальние расстояния. Одной из актуальных проблем системы образования на современном этапе ее развития является внедрение дистанционной формы обучения в различных видах образовательных учреждений. Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначены как одни из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство. Для реализации указанных выше направлений внедрения дистанционного обучения в учебных заведениях всех уровней образования необходимо: • сформировать нормативную базу дистанционного обучения; • сформировать материально-техническую базу дистанционного обучения; • отработать модели организации дистанционного обучения; • подготовить кадры, владеющие методиками дистанционного обучения; • обеспечить методическую поддержку преподавателей, работающих в системе дистанционного обучения. Правовые основы дистанционного обучения указаны в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», любая образовательная организация имеет право применять дистанционные образовательные технологии. Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.(ссылка Ф.В. Шарипов, В.Д. Ушако ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ https://biblio-online.ru/viewer/6D39EB23-1AD1-40D4-B8FC-46D1CC6F4600#page/11 https://biblio-online.ru/viewer/6D39EB23-1AD1-40D4-B8FC-46D1CC6F4600#page/12) Термин «дистанционное обучение» использовался университетом штата Висконсин с 1892 года в каталоге заочных (корреспондентских) курсов. Под дистанционным обучением понималось такое обучение, которое может быть организовано на расстоянии, что считалось синонимом «корреспондентскому обучению» и «домашнему обучению». В российском образовании понятие «дистанционное обучение» появилось в самом конце XX века, благодаря работам Е.С.Полат, А.А.Андреева. Профессор Евгения Семеновна Полат определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфическими средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий. (ссылка 1) Профессор Александр Александрович Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что дистанционное обучение есть «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со еме» обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе». Соответственно дистанционное образование определяется им как «система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза». (ссылка 2) Несмотря на авторитетные теоретические разработки в области дистанционного обучения, в России оно не является формной получения образования. Формой организации образовательного процесса в российской Федерации признано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) подразумеваются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогического работника. Дистанционные образовательные технологии могут использоваться при получении образования в формах очной, заочной, очно-заочной; экстерната; на определенных этапах обучения; в ходе реализации основных и дополнительных образовательных программ. Специалисты, стоящие у истоков дистанционного обучения в России, делают акцент на средствах ИКТ. Таким образом, это может быть и переписка по электронной почте, и взаимодействие через личные сайты, и изучение материалов с помощью различных информационных ресурсов и т.п. Характерными чертами дистанционного образования являются: Гибкость: обучающиеся не посещают регулярные занятия в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса (предмета, дисциплины) и получения необходимых зачетов по выбранным курсам (модулям). Модульность: в основу дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится примерно на 50% дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большее количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном развитии. Асинхронное, как правило, взаимодействие студента и преподавателя предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Использование специализированных технологий: технология дистанционного образования – это совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать формам его представления. 1.2. oc Принципы и технологии дистанционного обучения Принципы дистанционного обучения — определенная система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения, которая и должна формироваться с учетом этих требований. Реализация элементов дистанционной формы обучения как и любой другой формы организации учебного процесса зависит от ведущих общедидактических принципов. Совокупность этих принципов можно условно подеоить на 3 группы: общие, которые включают в себя принципы гуманизации обучения, научности и системности; принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам); принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к образованию; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения). Определяющим в системе обучения явялется принцип гуманизации. Соответственно, в рамках динстанционной технологии он также будет являться наиболее значимым, так как потенциальными потребителями ДО являются люди, не имеющие возможность получения образования традиционными методами. Анализ процессов в системе дистанционного обучения показывает, что хорошо структурированных и вполне обоснованных общих принципов обучения недостаточно для ДО. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного ДО позволил сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Принцип интерактивности Особенность этого принципа в ДО состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов, обучающихся с преподавателями, опосредованных телекоммуникационными средствами, но и обучающихся между собой. Опыт показывает, что в процессе ДО интенсивность обмена информацией между обучающимися больше, чем между обучаемым и преподавателем. Поэтому для реализации в практике ДО этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса. Принцип стартовых знаний Для того чтобы эффективно обучаться в ДО, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг ДО) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении в сетевых технологиях необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет (или другую телекоммуникационную сеть), но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка. Принцип индивидуализации Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе в ДО проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение в ДО. Текущий контроль позволяет корректировать образовательную траекторию. Принцип идентификации Заключается в необходимости контроля самостоятельности обучения, т.к. при ДО предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Принцип регламентности обучения Часто встречается мнение, что, так как время обучения в ДО жестко не регламентировано, то для обучаемого нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако опыт практического ДО показывает, что, наоборот, должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий Принцип является ведущим педагогическим принципом и требует дидактической педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации ДО. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще чрезмерное увлечение телекоммуникационными средствами, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. Компьютерные технологии, которые широко используются в ДО, воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Все это позволяет ставить и решать значительно более сложные и чрезвычайно актуальные задачи педагогики, задачи развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, аналитического и критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. Данные принципы дополняют друг друга и используются в практике обучения в oc виде oc правил, oc способов oc и oc форм oc организации oc и oc проведения oc учебной oc деятельности. Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно прийти к выводу, что для поддержки дистанционного обучения используются следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности. При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом. С 40-х годов начинаются эксперименты по использованию отличных от почты средств доставки учебного материала — радио, магнитофонные ленты, телевидение. Процесс обучения дополняется непрерывным процессом самообразования с использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций. TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций. К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. Интернет-технологии «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Интернет-технология имеет несколько существенных преимуществ перед другими. Она позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи «многих со многими» является принципиальным отличием Интернет- технологии от других технологий дистанционного обучения, создается так называемый эффект «присутствия». Интернет-технология является сегодня одним из самых современных и перспективных средств технологической поддержки дистанционного обучения. Ее целесообразно рассматривать в сочетании с технологиями CD-ROM, так как содержательная часть курсов может поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает удешевление поставки и избавляет от необходимости иметь хороший канал выхода в Интернет. А Интернет целесообразно использовать для интерактивного общения студента и для оперативного получения справочной и дополнительной информации. Вышеизложенный подход составляет основу технологии Web-CD – наиболее перспективной на данный момент для технической поддержки дистанционного обучения. (ссылка 3 http://www.ict.edu.ru/ft/002427/web-cd.pdf) 1.3. oc Методические требования к созданию учебно-информационных пособий Создание системы дистанционного обучения представляет собой непростую задачу, объединяющую в себе вопросы методического, технического и организационного характера. Данные oc аспекты oc состоят oc из oc инструктивного oc блока, oc информативного oc блока oc (системы oc информационного oc наполнения oc ресурса), oc контрольного oc блока(приспособления oc тестирования oc и oc оценки), oc коммуникативного oc блока oc (организации oc интерактивного oc обучения) oc и oc правящей oc системы, oc соединяющей oc все oc это oc в oc одно oc целое . Курс дистанционного обучения является целостным oc действием, включающим не только непосредственно занятия на расстоянии с использованием техники и программного обеспечения, но и oc содержащим oc в oc себе oc отбор oc пригодной oc информации, oc обмен oc информацией, oc как oc с oc руководителем oc курса, oc так oc и oc с oc другими oc учащимися, oc обращение oc к oc базам oc данных, oc периодическим oc информативным oc изданиям и т.д. Учебный процесс в соответствии с технологией дистанционного образования позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого самообучения. Одной из характерных черт такого учебного процесса является модульность, то есть использование модульного подхода в организации обучения. Применительно к педагогике, модуль - некоторая часть целого в системе обучения, четко определенная функциональными свойствами. Учебным модулем называется унифицированный по структуре фрагмент программы, оформленный как ее самостоятельная часть и предназначенный в первую очередь для индивидуального обучения. Он содержит комплект учебно-методических материалов по конкретной теме и всю необходимую информацию для ее направленного изучения. Для модульного обучения характерно: знание целей обучения; активное обучение; организация обратной связи; положительное подкрепление, предполагающее усиление мотивации и стимуляцию активности обучаемого; обучение последовательными небольшими этапами; свобода выбора темпа обучения. Содержание модуля составляется так, чтобы учащийся четко представлял себе, что он должен знать и уметь после изучения модуля, как он сможет достичь этих знаний и умений. В основе модульного обучения лежат три основных принципа: - организация учебной информации по независимой единице обучения в отдельный пакет или модуль; - использование учащимся учебной информации с учетом их способностей и возможностей; - концепция «овладения». Обучение по модулям позволяет обеспечивать инвариантность подготовки специалистов, которая в свою очередь дает возможность применять единые подходы для нескольких групп специальностей и задач их деятельности. Модульный подход дает возможность мгновенно адаптировать учебный процесс к любой группе обучаемых в зависимости от их начальной подготовки, уровня учебной компетентности, конечных учебных целей путем формирования учебных программ из уже готовых модулей. При этом для всех программ без исключения остаются обязательным центральное ядро, включающее следующий набор знаний и умений, соответствующих инвариантным средствам и методам деятельности: - знание основных терминов, понятий, определений, законов, зависимостей, структур, необходимых для решения профессиональных задач; - умение пользоваться источниками информации; - умение делать обоснованные, доказательные выводы, заключения, владение практикой доказательств; - умение пользоваться готовыми моделями профессиональной деятельности; - умение формулировать цели деятельности, прогнозировать возможные последствия принимаемых решений. Учебный модуль представляет собой отдельный пакет, содержащий всю необходимую для студента информацию, обеспечивающую его направленное обучение по определенному разделу программы. В разработке модульного подхода мы опираемся на интегративно-модульную теорию, разработанную в научных трудах А. П. Беляевой. Модуль понимается при этом как законченный блок информации, включающим в себя содержание учебного материала; методику обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей; перечень умений и навыков, формируемых в процессе освоения учебного материала и необходимых для выполнения операций и видов деятельности. Проблема проектирования содержания профессиональной подготовки, осуществляемой в учебных заведениях, входящих в региональную систему непрерывного образования, является новой для дидактики и требует специального исследования. Это определяется тем, что рассматриваемая система динамична, оперативно реагирует на требования рынка труда и профессий, на запросы личности в перечне образовательных услуг. Все это требует иного, чем в традиционном варианте, подхода к построению содержания образования. В этом отношении мы опираемся на подход, разработанный в исследовании Егоровой Н. Н., которая выявила наиболее эффективные способы построения содержания профессиональной подготовки в непрерывной системе образования: реконструтивный, связанный с преобразованием стандартного программного обеспечения на основе межпредметной и межцикловой интеграции учебного материала; проектный способ, связанный с разработкой новых, не входящих в базовое образование, разделов учебных курсов и предметов, что обусловлено требованиями рынка труда и профессий; компенсаторный связанный с отбором и систематизацией модулей с целью повышения их профессиональной мобильности. Эффективным средством построения содержания образовательного процесса является интенсификация обучения. В настоящее время, когда сфера образования переходит к экономическим отношениям, особенно остро встает вопрос об интенсификации обучения. Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/pedagogika_bileti/section-5-16.html Основными требованиями для создания курса являются подбор oc методики oc дистанционного oc обучения oc с oc учетом oc особенностей целевой аудитории, для которой курс предназначен, а также детальный анализ технического oc обеспечения. Результативность обучения на расстоянии зависит от oc 4 oc образующих: а) oc успешного oc взаимодействия oc преподавателя и oc обучаемого, oc невзирая oc на oc то, oc что oc они oc находятся на расстоянии; б) oc применяемых oc при oc этом oc педагогических oc технологий; в) oc производительности oc созданных oc методичных oc материалов oc и oc способов oc их oc доставки; г) oc производительности oc обратной oc связи. oc [24, oc c. oc 84] Требования, которые ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: