- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Характеристика дистанционного обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007692 |
Тема: | Характеристика дистанционного обучения |
Содержание
Введение Актуальность исследования. Перед современным социумом стоит одна из наиглавнейших задач, которая ориентирована на создание отличительно новой и многообещающей системы образования, которая сумела бы подготовить общественность к жизни в условиях стремительно развивающейся цивилизации. Без наличия высококвалифицированных специалистов, способных качественно выполнять свою работу в различных сферах жизни общества, качественное функционирование такого сложного механизма, как современное государство просто невозможно. Таким образом, задачу подготовки специалистов высокого уровня необходимо признать одной из главных задач для любой страны, стремящейся динамично развиваться в современных условиях. Технологическая революция, вызванная прогрессом информатики, средств вычислительной техники и телекоммуникаций, происходящая в мире в настоящее время, расширяет рамки многих сфер человеческой деятельности. Последствия этой революции не обошли стороной и сферу образования. В настоящее время происходит активное расширение спектра дидактических средств, а также появляется возможность, помимо традиционных форм обучения, внедрять новые технологии. Особое развитие в современном образовательном процессе получила дистанционная форма обучения, к которой все больше обращаются учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Дистанционное обучение – это один из новейших, прогрессивно развивающийся вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым информационным и технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции, и на основе идеи «открытого обучения». Актуальность задач и возможностей становления дистанционного обучения в образовании заключается в том, что результаты общественного прогресса, ранее сориентированные в технологической сфере, сегодня сосредоточены и в сфере информации. На данный момент этап развития информатики можно охарактеризовать как телекоммуникационный. Это область общения, информации и знаний. Так как знания профессиональной направленности очень быстро устаревают, необходимо их постоянное совершенствование. Дистанционное обучение поднимает уровень реализации глобального, непрерывного обучения без отрыва от работы, всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных барьеров. Данная система имеет возможность наиболее адекватно и гибко откликаться на потребности общества и может гарантировать реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Цель работы – разработка методических рекомендаций по использованию автоматизированной информационной системы для организации дистанционного обучения в учебном процессе среднего профессионального образовательного учреждения. Объектом исследования является учебный процесс в среднем профессиональном образовательном учреждении. Предметом исследования является дистанционное обучение в рамках дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности «Туризм». Степень изученности темы не высокая, ввиду инновационного для СПО метода обучения. Гипотеза - для внедрения дистанционного обучения в учебный процесс колледжа имеется достаточное количество условий, которые позволят расширить рамки традиционной системы образования. Соответственно поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Описать принципы дистанционного обучения. Рассмотреть методологию дистанционного обучения. Проанализировать целесообразность и возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в учреждении среднего профессионального образования и разработать макет курса дистанционного обучения. Описать методическую систему преподавания курса и программу. Проанализировать экономическую оценку внедрения курса Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили: объективные законы развития информатизации общества, работы учёных, посвященные вопросам развития дистанционного обучения и повышению его эффективности в условиях современных стандартов; методические разработки и публикации, касающиеся исследуемой проблемы. Научная новизна состоит в разработке курса преподавания по инновационному способу в рамках преподавания в колледже. Теоретическая значимость состоит в расширении степени разработанности методов преподавания с помощью элементов дистанционного обучения в колледже. Практическая значимость состоит в возможности применения разработанных материалов в среднем профессиональном образовательном учреждении. Последовательность решения задач выпускной квалификационной работы обусловила следующую ее структуру: введение, три главы, заключение, список литературы. Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения и информационные технологии в дистанционном обучении 1.1. Характеристика дистанционного обучения Развитие технического и научного прогрессов, а также достижения мировой цивилизации послужили хорошим стимулом для модернизации и развития идей мировой педагогики и системы образования. Активное внедрение информационных технологий являются неплохим подспорьем в организации всевозможных форм образовательного процесса и широко применятся на всех уровнях образования по всей России. Формирование у будущих специалистов научного мышления, умения основывать гипотезы и планировать эксперимент по их контролю представляется значимой задачей образования в нынешних условиях. Без обширного использования новых информационных технологий данную задачу решить невозможно. Новой экономической категорией, что обрисовывает очередной взлет научно-технического прогресса стали информационные ресурсы. [2, c. 31] В Концепции модернизации системы образования Российской Федерации указывается на необходимость информатизации образовательного процесса. Перед учебными заведениями ставятся следующие задачи: внедрение новых информационных технологий в учебный процесс; его информационное обеспечение с использованием современных средств телекоммуникации; использование в учебном процессе различных обучающих ресурсов: электронных учебников, компьютерных программ, мировых образовательных ресурсов на базе сети Интернет; организация проектной деятельности учащихся и преподавателей с использованием компьютеров; внедрение компьютерной системы мониторинга качества образования в каждом учебном заведении. Ключевым фактором современной системы образования является ее технологическая база. Именно этот аспект дает возможность реализовывать одно из основных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии или дистанционное обучение. Компьютерная образовательная технология по сравнению с традиционной методикой обучения обладает рядом новых свойств и особенностей. К ним относятся: возможность моментальной передачи информации на любые расстояния. возможность быстрого обмена информацией любого вида (текстовой, графической, звуковой). хранение информации в течение необходимого времени. наличие электронного учебника, включающего совокупность информационных, методических и программных средств, необходимых для реализации всех этапов процесса усвоения знаний, умений и навыков. индивидуализация обучения (каждый студент работает самостоятельно и осваивает учебный материал в удобном ему темпе). пошаговое изучение учебного материала (предъявление учебной информации по логически завершенным разделам). самостоятельное и обязательное выполнение учебных заданий каждым студентом для закрепления знаний, формирования умений и навыков. наличие обратной связи с помощью контроля правильности выполнения каждого задания и исправления ошибок. автоматизированная обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, воспроизведение, редактирование и т.п.) возможность доступа к различным источникам информации – электронным библиотекам, базам данных, лабораторным практикумам и др. организация коллективных форм общения преподавателей со студентами, студентами между собой посредством теле- и видеоконференций. Обучение с использованием компьютерных технологий дает возможность достижения следующих целей: формирование у будущих специалистов системы знаний, умений и навыков, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (согласно направлению подготовки); обучение их практическим навыкам работы со стандартным программным обеспечением; освоение методов компьютерного моделирования изучаемых явлений, объектов, процессов, действий по решению учебных и исследовательских задач; обучение методам решения профессиональных задач с помощью компьютера; улучшение качества обучения за счет мотивации и интенсификации самостоятельной работы студентов, доступа их к большему массиву научной и учебной информации, реализации принципов обратной связи, учета индивидуально-психологических особенностей каждого обучаемого, наглядности обучения; увеличение доли самостоятельной работы студентов; Накопленный опыт применения компьютерной образовательной технологии в образовательных учреждениях показал, что она позволяет: сократить время обучения за счет автоматизации трудоемких вычислений, расчетных и графических работ с помощью компьютера; демонстрировать визуальную учебную информацию, моделировать и имитировать сложные явления и процессы; проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты с помощью компьютерной техники; повысить интерес к изучаемым дисциплинам и процессу обучения за счет использования комплекса новых средств и методов обучения; • организовать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучающихся; оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам; формировать у студентов умение добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютеров, хранить и передавать на дальние расстояния. Одной из актуальных проблем системы образования на современном этапе ее развития является внедрение дистанционной формы обучения в различных видах образовательных учреждений. Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначены как одни из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности, а также одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Развитие дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит гарантировать вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство. Для реализации обозначенных выше аспектов внедрения дистанционной технологии обучения в учебных заведениях различных уровней образования необходимо: сформировать нормативную базу дистанционного обучения; сформировать материально-техническую базу дистанционного обучения; проработать модели организации дистанционного обучения; подготовить кадры, владеющие методиками дистанционного обучения; обеспечить методическую поддержку преподавателей, работающих в системе дистанционного обучения. Правовые основы дистанционного обучения указаны в действующем Законе Российской Федерации «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137. В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании», любая образовательная организация имеет право применять дистанционные образовательные технологии. Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.[1] Рассмотрим историю возникновения дистанционного обучения. Термин «дистанционное обучение» использовался университетом штата Висконсин с 1892 года в каталоге заочных (корреспондентских) курсов. Под дистанционным обучением понималось такое обучение, которое может быть организовано на расстоянии, что считалось синонимом «корреспондентскому обучению» и «домашнему обучению». В российском образовании понятие «дистанционное обучение» появилось в самом конце XX века, благодаря работам Е.С.Полат, А.А.Андреева. Профессор Евгения Семеновна Полат определяет дистанционное обучение как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфическими средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий.[2] Профессор Александр Александрович Андреев, анализируя различные определения, приходит к выводу, что дистанционное обучение есть «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе». Соответственно дистанционное образование определяется им как «система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза».[3] К характерным чертам дистанционного обучения можно отнести: Гибкость: обучающиеся имеют возможность не посещать традиционные занятия в виде лекций и семинаров, они могут работать в удобное для себя время в любом месте и в удобном темпе, что является большим преимуществом для тех многих категорий студентов. Модульность: в основу дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний. Это позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. Экономическая эффективность: усредненная оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится примерно на 50% дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большее количество обучающихся. Новая роль преподавателя: главными функциями педагога при организации дистанционного курса являются координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Как правило, асинхронное взаимодействие обучающегося и педагога подразумевает обмен сообщениями путем их взаимной передачи по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Специализированные формы контроля: в качестве форм контроля используются дистанционно организованные экзамены, практические, курсовые и проектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Использование специализированных технологий: технология дистанционного образования – это совокупность методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать формам его представления.[4] 1.2. Принципы и технологии дистанционного обучения Принципы дистанционного обучения — определенная система исходных основных дидактических и других требований к процессу проектирования и обучения в системе дистанционного обучения.[5] Реализация элементов дистанционной формы обучения, как и любой другой формы организации учебного процесса, зависит от ведущих общедидактических принципов. Совокупность этих принципов можно условно разделить на 3 группы: общие, которые включают в себя принципы гуманизации обучения, научности и системности; принципы, относящиеся к целям и содержанию обучения (соответствия целей и содержания обучения государственным образовательным стандартам); принципы, охватывающие дидактический процесс и адекватную ему педагогическую систему с ее элементами (соответствия дидактического процесса закономерностям учения; ведущей роли теоретических знаний; единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; стимуляции и мотивации положительного отношения обучающихся к образованию; соединения коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении; сознательности, активности и самостоятельности обучающихся при руководящей роли преподавателя; системности и последовательности в обучении; доступности; прочности овладения содержанием обучения). Определяющим в системе обучения является принцип гуманизации. Соответственно, в рамках дистанционной технологии обучения он также будет являться наиболее значимым, так как потенциальными потребителями дистанционного обучения являются люди, не имеющие возможность получения образования традиционными способами. Анализ процессов в системе дистанционного обучения показывает, что хорошо структурированных и вполне обоснованных общих принципов обучения недостаточно для дистанционной технологии. Эмпирический опыт отечественного и зарубежного дистанционного обучения позволил сформулировать специфичные принципы, присущие дидактической системе дистанционного обучения. Принцип интерактивности Особенность этого принципа дистанционного обучения состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов обучающихся с преподавателями, опосредованных телекоммуникационными средствами, но и обучающихся между собой. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения интенсивность обмена информацией между обучающимися больше, чем между обучаемым и преподавателем. Поэтому для реализации в практике дистанционного обучения этого принципа, например, при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам учебного процесса. Принцип стартовых знаний Для того чтобы эффективно обучаться с помощью дистанционных технологий, необходимы некоторые стартовые знания (начальный уровень подготовки потенциальных потребителей образовательных услуг дистанционного обучения) и аппаратно-техническое обеспечение. Например, при обучении в сетевых технологиях необходимо не только иметь компьютер с выходом в Интернет (или другую телекоммуникационную сеть), но и обладать минимальными навыками работы в сети. Поэтому, чтобы эффективно обучаться, необходима предварительная подготовка. Принцип индивидуализации Для выполнения этого принципа в реальном учебном процессе проводится входной и текущий контроль. Например, входной контроль позволяет в дальнейшем не только составить индивидуальный план учебы, но и провести, если надо, дополнительную подготовку потребителя образовательных услуг в целях восполнения недостающих начальных знаний и умений, позволяющих успешно проходить обучение при помощи дистанционных технологий. Принцип идентификации Заключается в необходимости контроля самостоятельности обучения, так как при дистанционном обучении предоставляется больше возможности для фальсификации обучения, чем, например, при очной форме. Идентификация обучающихся является частью общих мероприятий по безопасности. Контроль самостоятельности при выполнении тестов, рефератов и других контрольных мероприятий может достигаться, кроме очного контакта, с помощью различных технических средств. Принцип регламентности обучения Так как время обучения при дистанционной форме жестко не регламентировано, то для обучаемого нецелесообразно вводить график самостоятельной работы. Однако опыт практического применения дистанционного обучения показывает, что должен быть жесткий контроль и планирование, особенно для студентов младших курсов. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий Данный принцип является главным педагогическим принципом и требует дидактической педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации дистанционного обучения. Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии ДО, присуще чрезмерное увлечение телекоммуникационными средствами, особенно Интернетом. Это вызвано, в первую очередь, их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к неправильной преимущественной ориентации на какое-то средство обучения. Компьютерные технологии, которые широко используются в ДО, воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения. Все это позволяет ставить и решать значительно более сложные и чрезвычайно актуальные задачи педагогики, задачи развития человека, его интеллектуального и творческого потенциала, аналитического и критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации. Принцип обеспечения открытости и гибкости обучения Принцип открытости выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, вступительных контрольных мероприятий. Важным «показателем гибкости» является некритичность образовательного процесса ДО к расстоянию, временному графику реализации учебного процесса и конкретному образовательному учреждению. Перечисленные принципы взаимосвязаны друг с другом и применяются в практике обучения в виде правил, методик и форм организации и проведения учебного процесса. Существующие системы дистанционного обучения довольно разнообразны. На современном этапе при применении элементов дистанционного обучения используются такие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Кейс-технологии. Учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. Считается, что при достаточной мотивации обучаемый в состоянии самостоятельно изучить и освоить значительный объем материала по широкому кругу дисциплин, если такое обучение подкреплено содержательным кейсом. С 40-х годов начинаются эксперименты по использованию отличных от почты средств доставки учебного материала — радио, магнитофонные ленты, телевидение. Процесс обучения дополняется непрерывным процессом самообразования с использованием записанных на те или иные носители или транслируемых по радио и телевидению лекций. TV-технология, как следует из ее названия, основана на использовании телевизионных лекций. К сетевым технологиям относится интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. Интернет-технологии «Всемирная паутина» используется для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом, а также для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми. Интернет-технология имеет несколько существенных преимуществ перед другими. Она позволяет обучаться по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией учебного центра. Возможность связи «многих со многими» является принципиальным отличием Интернет- технологии от других технологий дистанционного обучения, создается так называемый эффект «присутствия». Интернет-технология является сегодня одним из самых современных и перспективных средств технологической поддержки дистанционного обучения. Ее целесообразно рассматривать в сочетании с технологиями CD-ROM, так как содержательная часть курсов может поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает удешевление поставки и избавляет от необходимости иметь хороший канал выхода в Интернет. А Интернет целесообразно использовать для интерактивного общения студента и для оперативного получения справочной и дополнительной информации. Вышеизложенный подход составляет основу технологии Web-CD – наиболее перспективной на данный момент для технической поддержки дистанционного обучения. Список литературы: Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 194 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-9916-9202-1. Теория и практика дистанционного обучения: учеб.пособие для пед.вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; под ред. Е.С.Полат. М.: Академия, 2004. С.12; Андреев А.А. Введение в Интернет-образование: учеб.пособие. М: Логос, 2003. С.36 А.А. Елизаров, Л.И. Ястребов, Д.Ю. Гужеля Дистанционное образование. Характеристика понятия Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 30-35. Под общей ред. В.С. Кукушина. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/. 2004....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: