VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Принципы и механизм антикризисного управления

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001928
Тема: Принципы и механизм антикризисного управления
Содержание



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ




















                                                СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность понятия антикризисного управления……………………………………………………………………….4
Принципы и механизм антикризисного управления………………….……… 8
Меры антикризисного управления……………………………………………..10
Вывод……………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………………13

















                                                       ВВЕДЕНИЕ

В любом обществе как в целостной социально-экономической системе время от времени происходят кризисные явления, которые угрожают существованию самой системы. Наиболее важную роль в такой ситуации имеет преодоление кризисного состояния на предприятиях, составляющих первичную цепь экономики государства.
Кризисное состояние проявляется в том, что ухудшаются финансовые результаты деятельности предприятий, они становятся неспособным получать прибыль, тем самым теряют свои конкурентные позиции на рынке, в результате чего могут обанкротиться. Таким образом, разработка механизмов антикризисного управления предприятием в условиях нестабильной экономической среды является актуальной научной задачей, требующей тщательного и глубокого исследования.
 Основным средством выживания предприятия, находящегося в кризисном состоянии, выступает антикризисное управление, которое должно основываться на своевременной диагностике уровня и причин кризисного состояния и реализации адекватных антикризисных программ.











    СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Развитие кризисных явлений, с одной стороны, и заинтересованность государства в максимальном сохранении предприятий, с другой стороны, обусловили возникновение и распространение нового, специфического по своим целям и функциям вида управления - антикризисного. Но сегодня понятие антикризисного управления достаточно расплывчатое и многозначное. В одних случаях под ним понимают управление предприятием в условиях общего кризиса экономики, в других - управление предприятием, попавшего в кризисную ситуацию в результате неудовлетворительного менеджмента, в третьем случае - управление предприятием на пороге банкротства, в четвертом - в период банкротства. Таким образом, проблема формирования системы антикризисного управления как отдельного специфического вида управления требует конкретного объяснения. Четкое определение кризисного состояния всегда вызывало полемику среди практиков и ученых, поскольку не каждая негативная ситуация в деятельности предприятий приводит к кризису. Поэтому исследование вопросов антикризисного управления целесообразно начинать с определения понятия «кризис».
Ю. Розенталь отмечает, что кризис - это ситуация, которая характеризуется высокой опасностью, по состоянию неуверенности, чувством неотложности.
А. Чернявский считает, что кризис является переломным этапом функционирования любой системы, когда она подвергается воздействию извне или изнутри, что требует от нее качественно нового реагирования[1, стр. 143].
Таким образом, можно сделать вывод, что кризис - это ситуация, которая возникает в результате воздействия внешних и / и внутренних факторов и приводит к негативным последствиям. Так, главный выход из кризисного состояния предприятия видим в антикризисном управлении, поэтому необходимо определить сущность антикризисного управления. Сущность антикризисного управления в литературе определяется тоже неоднозначно.
По определению В.А. Василенко, антикризисное управление - это управление, в котором предусмотрена опасность кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению негативных последствий кризиса и использования его факторов для положительного развития.
А. Грязнова отмечает, что антикризисное управление - это такая система управления, которая имеет комплексный характер и направлена на предотвращение или ликвидацию нежелательных для бизнеса явлений путем использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер и позволяет ликвидировать временные осложнения, сохранить и приумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при использовании в основном собственных ресурсов.
Итак, можно сказать, что антикризисное управление - это эффективный менеджмент, который дает возможность вывести предприятие из кризиса. А также, антикризисное управление - это совокупность мероприятий, направленных на достижение или восстановление платежеспособности, ликвидности, доходности и конкурентоспособности предприятия, которые способны привести предприятие к финансовому оздоровлению.
Главной целью антикризисного управления является обеспечение стабильного развития предприятия, «твердого» положение на рынке и устойчивого финансового состояния при любых экономических, политических, социальных ситуациях в стране.
Особое внимание при антикризисном управлении следует уделять выбору направлений и стратегии предприятия по выходу из кризиса. Ведь, исходя из сути антикризисного управления, видно, что именно выбор адекватного мероприятия преодоления кризисного состояния гарантирует восстановление «здорового» состояния. Каждая организация должна выбрать подходящую именно для ее состояния стратегию финансового оздоровления. Стоит помнить, что нерациональный подход к преодолению негативных тенденций на предприятии, то есть выбор неправильной стратегии выхода из кризиса может привести к худшим последствиям. Для того, чтобы избежать нежелательных результатов, необходимо помнить, что основная цель антикризисного управления - самый быстрый выход из кризиса, а для реализации данной цели на предприятии должны разработать специальный документ - антикризисную программу.
Антикризисная программа - специальным образом подготовленный внутренний документ, в котором систематизировано излагается перечень основных мероприятий, планируемых осуществить в пределах предприятия, его структурных подразделений и функциональных служб для достижения поставленной цели - вывода предприятия из кризисного состояния.
Цель антикризисной программы считается достигнутой, если с помощью внешних и внутренних финансовых источников, проведения организационных и производственно-технических усовершенствований предприятие выходит из кризиса (нормализует производственную деятельность) и обеспечивает свою прибыльность и конкурентоспособность в долгосрочном периоде.
Реализация стратегии антикризисного управления предприятиями позволит снизить вероятность возникновения кризисных ситуаций, уменьшить размер возможного ущерба, повысить стратегический потенциал и активизировать потенциал противодействия кризисным явлениям, усилить адаптационные возможности предприятий и укрепить их конкурентные позиции.
Кроме того, важной предпосылкой применения правильных антикризисных мер (стратегий) является идентификация глубины финансового кризиса. Существуют три фазы кризиса:
а) фаза кризиса, непосредственно не угрожает функционированию предприятия (при условии перевода его на режим антикризисного управления);
б) фаза, которая угрожает дальнейшему существованию предприятия и требует немедленного проведения антикризисных мероприятий;
в) кризисное состояние, которое несовместимо с дальнейшим существованием предприятия и приводит к его реорганизации или ликвидации.
Идентификация фазы финансового кризиса является необходимой предпосылкой правильной и своевременной реакции на нее. Ведь гораздо легче искать выход из ситуации (кризиса), когда знаешь «где ты находишься». Правильная оценка фазы, на которой находится предприятие - это уже половина успеха. Но целесообразно учитывать, что преодолев одну фазу кризиса, предприятие может оказаться в другой, а, значит, требует кардинально иной стратегии антикризисного управления.
Стоит помнить, что, оказавшись в кризисном состоянии, предприятие производит определенную реакцию. То есть, в данной ситуации организация как живой организм реагирует на действие внешнего раздражителя.
Соответственно, существует два вида реакции предприятий на финансовый кризис:
1. Защитная реакция, которая предусматривает резкое сокращение расходов, закрытие и распродажу отдельных подразделений предприятия, сокращения и распродажа оборудования, увольнение персонала, сокращение отдельных частей рыночного сегмента, уменьшения отпускных цен и (или) объемов реализации продукции.
2. Наступательная реакция, предполагает активные действия модернизация оборудования, освоение новых предметов труда, введение новых технологий, внедрения эффективного маркетинга, поиск новых рынков сбыта продукции, разработка и внедрение прогрессивной стратегической концепции контроллинга и управления [ 3, стр. 37].
Целесообразно отметить, что положение предприятия в условиях негативных тенденций в экономике прежде всего определяется активностью руководителя в адаптации предприятия к новым условиям. Прежде всего, это перераспределение обязанностей высшего руководства через создание сети оперативных групп управленческих работников. В их состав привлекаются руководители структурных подразделений, специалисты экономических и юридической служб. Для координации деятельности таких групп создается так называемый Антикризисный центр во главе с руководителем предприятия. Каждая группа, в зависимости от направления деятельности, подает в Антикризисный центр анализ ситуации на предприятии, мероприятия по минимизации влияния негативных факторов, возможен эффект от их внедрения. Антикризисный центр согласовывает полученные предложения, разрабатывает антикризисный план, в котором предусмотрены плановые показатели, методы, которыми они достигаются, ресурсы на их осуществление, прогнозы развития негативных факторов, ответственные лица и сроки отчетности.
Кроме того, весьма эффективным методом выхода из кризиса является привлечение внешних консультантов из числа консалтинговых компаний, ведь «свежий взгляд со стороны» позволяет объективно посмотреть на ситуацию, и, соответственно, адекватно оценить состояние предприятия. Особенно это мероприятие уместно при малочисленном собственном управленческом аппарате, так как разработка антикризисных мер является трудоемким процессом.


  ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Система антикризисного финансового управления базируется на определенных принципах. К числу основных этих принципов относятся:
1. Принцип постоянной готовности реагирования. 
Теория антикризисного финансового управления утверждает, что достигаемое в результате эффективного финансового менеджмента финансовое равновесие предприятия очень изменчиво в динамике. Возможное его изменение на любом этапе экономического развития предприятия определяется естественным откликом на изменения внешних и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих изменений усиливает конкурентную позицию предприятия, повышают его финансовый потенциал и рыночную стоимость; другие - наоборот, вызывают кризисные явления в его финансовом развитии. Объективность проявления этих условий в динамике (т.е. объективная вероятность возникновения финансовых кризисов предприятия) определяют необходимость поддержания постоянной готовности финансовых менеджеров к возможному нарушению финансового равновесия предприятия на любом этапе его экономического развития.
2. Принцип превентивности действий.
 Этот принцип предполагает, что лучше предотвратить угрозу финансового кризиса, чем осуществлять его разрешение и обеспечивать нейтрализацию его негативных последствий. Поэтому в тех случаях, когда финансовый кризис может быть предотвращен (если его возникновение генерируется только внутренними факторами или нейтрализуемыми внешними факторами), принцип превентивности действий приобретает первостепенное значение. Реализация этого принципа обеспечивается ранней диагностикой предкризисного финансового состояния предприятия и своевременным использованием возможностей нейтрализации финансового кризиса. В этом случае антикризисное финансовое управление использует методологию «управления по слабым сигналам».
3. Принцип срочности реагирования.
 В соответствии с теорией     антикризисного финансового управления каждое из негативных проявлений финансового кризиса не только имеет тенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом предприятия, но и порождает новые, сопутствующие ему негативные, финансовые последствия. Поэтому чем раньше будут включены антикризисные финансовые механизмы по каждому диагностированному кризисному симптому, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного равновесия будет располагать предприятие.
4. Принцип адекватности реагирования.
 Используемая система финансовых механизмов по нейтрализации угрозы финансового кризиса или его разрешению в подавляющей своей части связана с затратами финансовых ресурсов или потерями, связанными с нереализованными возможностями (вызванными сокращением объемов операционной деятельности, приостановлением реализации инвестиционных проектов и т.п.). При этом уровень этих затрат и потерь находится в прямой зависимости от целенаправленности финансовых механизмов такой нейтрализации и масштабов их использования[2, стр. 210].








                     МЕРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Какие меры управления надо предпринять, чтобы вывести предприятие из кризисной ситуации?
 Предлагается следующее: 
- Идентифицировать проблемы. Для выявления существующих проблем понадобится не более месяца. 
- Произвести поиск информации. После выявления существующих проблем можно переходить к поиску, изучению информации. Ознакомиться с многочисленными статьями в Интернете и СМИ. Изучить опыт компаний, включая конкурентов – которые преодолели подобные проблемы или не справились с ними. Необходимо регулярно работать над расширением своих знаний в этой отрасли. 
- Поставить цели и провести анализ путей их достижения. Для увеличения объ?мов производства и продаж, нужно внедрить автоматизированные информационные системы управления бизнес-процессами – в том числе CRM, ERP, SCM-проекты.
-  Расширить свой ассортимент. Изучить потребительские предпочтения, воспользоваться сведениями с выставок, обратиться к опыту предприятия с успешным опытом работы. Определить группы товаров в каталоге конкурентов, которые пользуются максимальным спросом у потребителей и обеспечивают высокую прибыль. Параллельно провести анализ своих возможностей для расширения ассортимента. 
- Изменить систему мотивации персонала. На предприятии не всегда оплата труда соответствует качеству выпускаемой продукции и уровню выработки. Поэтому предлагается сформировать и внедрить систему KPI.
- Внедрить новые технологии производств и продаж. По данным анализа SWOT определить достаточен ли объем производства для данной рыночной ниши. 
- Реализовать принятые решения. Автоматизировать управление предприятием [4, стр. 267] .


 Следует учесть и ряд особенностей антикризисного управления в отношении используемых технологий:  
*Динамичность и мобильность использования ресурсов, проведение преобразований и изменений, реализация инновационных про- грамм;  
*Проведение программно-целевых подходов в технологиях разработки, реализации управленческих решений;  
*Повышенный уровень чувствительности к фактору времени в управленческих процессах, к осуществлению своевременных действий по динамике ситуаций;  
*Усиление внимания в отношении предварительных и последующих оценок управленческих решений, выбора альтернатив поведения и деятельности;  *Разработка и реализация управленческих решений с использованием антикризисного критерия качества [ 5, стр. 500]. 
И необходимо помнить, что вышеперечисленные меры эффективно себя реализуют именно в совокупности, создавая определенные последовательные этапы выхода из незавидной ситуации. То есть, другими словами - определенную систему. Каждый элемент такой системы взаимно дополняет друг друга, создавая таким образом эффективный вариант налаживания функционирования предприятия в целом.











                                                     ВЫВОД:

Однако не следует забывать, что болезнь лучше предупредить, чем лечить. Антикризисные мероприятия должны реализовываться не только тогда, когда кризис уже разрушает бизнес, но и для профилактики, систематически. Предприятие руководствоваться в своей деятельности стратегическим планом, иметь разработанные бизнес-планы по каждому направлению бизнеса, а на их основании - планы модернизации оборудования, план-график маркетинговых мероприятий и тому подобное. А финансирование этих мероприятий должна проводиться на основании действующей на предприятии системы бюджетирования.
Итак, выбор правильной и эффективной стратегии антикризисного управления, соблюдение всех правил и этапов выхода из кризиса гарантирует долгосрочный успех предприятия.















                                     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антикризисное управление. Теория и практика.  Захаров В.Я., Блинов А.О., Хавин Д.В. (2012, 304с.)
2. Антикризисное управление: макро- и микроуровень.  Балдин К.В., Передеряев И.И., Рукосуев А.В. (2012, 268с.) 
3. Балашов А.П. Антикризисное управление / А.П. Балашов.- Новосибирск, 2010. – 346 с
4. Антикризисное управление / Под ред. Э.М. Короткова.- М.: ИНФРА – М, 2009. – 620 с.
5. Антикризисное управление: Учебник (ГРИФ) / В.И. Орехов, К.В. Балдин. — М.: ИНФРА-ИНЖЕНЕРИЯ, 2009. — 544 с.
11


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44