VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Применение практических методов обучения на уроках технологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000642
Тема: Применение практических методов обучения на уроках технологии
Содержание
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ	2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД	6
1.1.	Формирование у младших школьников познавательных УУД, как результат обучения по ФГОС НОО	6
1.2.	Практические методы обучения младших школьников на уроках технологии	19
ВЫВОДЫ	30
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ	33
2.1. Анализ программ по курсу технология в аспекте темы исследования	33
2.2. Описание опытно-исследовательской работы	38
ВЫВОДЫ	70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК	75
Приложение 1	81
Приложение 2	82









 ВВЕДЕНИЕ

     Современное общество не стоит на месте. Развивается наука и техника, появляются новые информационные технологии. На протяжении всей жизни человеку приходится непрерывно чему-то обучаться, а иногда, и овладевать новыми профессиями. Отсюда и встала необходимость конфигураций в образовании. От признания познаний, умений и навыков происходит переход к осмысливанию обучения как процесса подготовки учащихся к настоящей жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать, быть готовым к быстрому переучиванию.
     Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
     Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного  подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
     Каждый учебный предмет, в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся, раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
     Изучением универсальных учебных действий на уроках технологии занимались некоторые педагоги и психологи: А.Г. Асмолов, Т.А. Беляева, Т.С. Жидкина, Н.М. Конышева, И.А. Неткасова и др.
     Безусловно, уроки технологии обеспечивают формирование познавательных действий. В частности, нужно отметить, что, наряду с наличием научных и практических наработок, и признанием необходимости формирования универсальных учебных действий учащихся, мы столкнулись с недостаточной степенью их сформированности в начальной школе. 
     Среди универсальных  учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека. 
     Познавательные УУД, включающие общеучебные действия, логические действия, а так же действия постановки и решения проблем готовят школьника к решению любой проблемы-задачи. 
     Однако на современном  этапе развития начального общего образования  часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, другие – испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.
     Специфика урока технология и его значимость для формирования УУД обусловлена возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования с возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе. Данная тема  востребована педагогическим сообществом, есть разработки в методической литературе ученых-педагогов, но на практике методики применяются редко. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
     При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет технология может стать опорным, для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта). 
     Проблема нашего исследования заключается в том, что не определены пути организации практических методов для формирования познавательных учебных универсальных действий на уроках технологии.
     Исходя из актуальности проблемы, нами была определена тема выпускной квалификационной работы «Практические методы обучения как условие формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках технологии». 
     Объект исследования – учебная деятельность младших школьников на уроках технология.
     Предмет исследования – практические методы обучения на уроках технология.
     Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать эффективность влияния практических методов обучения младших школьников на уроках технологии на формирование у них познавательных учебных универсальных действий.
     Гипотеза исследования - формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий будет происходить эффективнее, если на уроках технологии применять практические методы обучения.
     Исходя из цели выпускной квалификационной работы, нами были намечены следующие задачи исследования:
1. Определить основные требования к формированию у младших школьников познавательных УУД на основе ФГОС НОО. 
2. Рассмотреть сущность понятия «познавательные УУД» и условия их формирования.  
3. Изучить и подобрать практические методы, которые можно использовать на уроках технология, для формирования познавательных УУД.
4. Проанализировать  программы в контексте темы исследования.
5. Разработать диагностические методики на определение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и применить их на практике.
6. Провести  опытно-исследовательскую работу по затронутой теме.
7. Проанализировать результаты.
     Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;
- анализ результатов диагностирования.
     Практическая значимость заключается в том, что в процессе исследования данной темы нами были разработаны диагностики сформированности познавательных УУД на основе материалов курса технология (первичная и контрольная), конспекты уроков технология для 3 класса по УМК «Перспектива», с применением практических методов, которыми могут воспользоваться учителя начальных классов.
     Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы,  содержащего 39 источников, приложений.






ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

1.1. Формирование у младших школьников познавательных УУД, как результат обучения по ФГОС НОО

     Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как "научить учиться". Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
     В широком значении УУД – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) "универсальные учебные действия" – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
     Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) установил требования к результатам  личностным, метапредметным и предметным. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитации. .Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070) 
     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.- 251 с.  стр. 36].
     Функции универсальных учебных действий: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
     • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
     • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; 
     - обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
      Скоморохова М.И к универсальным относит следующие действия:  Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников [Текст] / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк. // Начальная школа, 2009. - №4. - с. 16-19.
     - личностные (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);
     - познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);
     - регулятивные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);
     - коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией…).
     Рассмотрим более подробно каждый из видов УУД.
     Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
     - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
     - смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать.
     - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
     Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним, по мнению Асмолова А.Г., относятся : Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
     - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
     - планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
     - прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
     - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
     - коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
     - оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
     - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
     Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
     К коммуникативным действиям относятся:  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
     - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
     - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
     - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
     - управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
     - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 
     - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
     Познавательные универсальные учебные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. К познавательным УУД относятся: общеучебные, логические учебные действия, а также постановка и решение проблемы. Познакомимся с каждым из учебных действий, относящихся к данном виду УУД.
     Общеучебные универсальные действия: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст] / Сост. Е.С. Савинов. - М. Просвещение 2010. - 191 с.
     - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
     - поиск и выделение необходимой информации; 
     - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
     - структурирование знаний;
     - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
     - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
     - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
     - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; 
     - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; 
     - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
     -  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
     - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
     Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
     - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
     - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
     Логические универсальные действия:
     - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
     - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
     - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
     - подведение под понятие, выведение следствий;
     - установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
     - построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
     - доказательство;
     - выдвижение гипотез и их обоснование.
     Постановка и решение проблемы:
     - формулирование проблемы;
     - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
     Таким образом, универсальные учебные действия - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
     В нашей работе мы затронем более полно познавательные универсальные учебные действия, которые педагог может применять, развивать на уроках технологии  в младших классах.
     В свою очередь познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности. 
     Под познавательным развитием личности понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии. [Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с., страница. 7].
     В блоке познавательных универсальных учебных действий А. Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы. [,Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.страница. 90–91].
     В федеральном государственном  образовательном стандарте познавательные  универсальные учебные действия сформулированы на достаточно обобщенном языке. Представим элементы конкретного состава этих действий:
Умение сравнивать состоит из следующих действий:
– выделение признаков, по которым сравниваются объекты;
– выделение признаков сходства;
– выделение признаков различия;
– выделение главного и второстепенного в изучаемом объекте.
– выделение существенных признаков объекта.
Умение анализировать состоит из следующих действий:
– разделение объекта на части;
– расположение частей в определенной последовательности;
– характеристика части объекта.
Умение делать выводы состоит из следующих действий:
– нахождение главного в изучаемом явлении или объекте;
– установление главной причины явления;
– краткое оформление высказывания, связывающего причину и следствие.
Умение схематизировать включает действия:
– разделения объекта на части;
– расположения частей в  определенной последовательности;
– определение связей между  частями;
     – оформления графического изображения.
     Таким образом, овладение умением учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель; 
3) учебную задачу; 
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). 
     Безусловно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования. Однако, несмотря на то, что было проведено множество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники неспособны пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях. Данный факт неоднократно подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня.
     В связи с этим актуальным становится вопрос определения наиболее благоприятного периода для формирования познавательных универсальных учебных действий.
     Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность. [Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с., страница. 426]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.
     Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с., страница. 340]. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
     Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 608 с.,, с. 341]. Это в свою очередь организует внимание школьника.
      Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
     В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.
     Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с., с. 423].Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 1984.—256с., страница. 337]. Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти [Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с., с, с. 428]. 
     Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться». [,Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 288 с.страница. 80]. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника / Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 2: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. О. В. Кузьменковой. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. — 240 с, стр. 100].
     Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. — СПб.: Речь, 2006. — 320 с., стр. 44]. Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.
     Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
1.2. Практические методы обучения младших школьников на уроках технологии

     Важнейшей особенностью уроков технология в начальной школе является то, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе — предметно практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес вербализму обучения в начальной школе, который является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и, в конечном счете, низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним. 
     В школьном обучении наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для урока огромное значение имеют методы преподавания. 
     Методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний. Такие методы способствуют развитию понятий и умений, прочности и осознанности знаний и оказывают воспитывающее влияние. 
     Рассмотрим определение метода обучения. Метод (от греч. m?thodos — путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. (Современная энциклопедия. - 2000 (dic.academic.ru))
     Метод обучения - совокупность упорядоченных действий, взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленная на достижение цели, задач: развития, обучения, воспитания учащихся. (Миронов А.В.) 
     Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. («Общая методика преподавания биологии» (1966,1983))
      Б. П. Есипов считает, что методы обучения — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. (Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. - Т.2. - С. 813).
     Методы обучения можно классифицировать. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что долгое время не было единых общепринятых определений методов обучения и их классификации.
     С учетом современных требований, познавательная деятельность учащихся становится активной в том случае, если деятельность учителя вызывает ответную деятельность учащихся в процессе усвоения знаний, т.е. соответствует примененным им при изложении материала методам. Этим воспроизводится ход приобретения знаний.
     Применяя тот или другой метод в процессе преподавания, одновременно учитель приучает учащихся к определенным логическим операциям, воспитывает у учащихся научное мировоззрение, развивает их личностные качества (способности, волю, интерес) и помогает выработке осознанной мотивации учения. Таким образом, методы, кроме своей главной функции – образовательной, служат разностороннему воспитанию учащихся, а в контексте ФГОС НОО – формированию УУД.
     Следует обратить внимание на то, что при всех методах используются одни и те же логические приемы: выявление признаков, сравнение объектов по сходству и различию, выводы, обобщение. Это обстоятельство весьма существенно выявляет возможности всех методов в развитии мышления учащихся и самостоятельности их в работе. Организационными приемами направляют внимание, восприятие и работу учащихся.
     В нашей работе мы исследуем практические методы, поэтому разберем их более подробно. Практические методы  представляют собой сложное взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее развитие мысли учащегося. Применение практических методов связанно так же с активной деятельностью рецепторов и эффекторов учащихся, с развитием их общей активности. 
     Задания для выполнения практических работ особенно ценны в учебно-воспитательном отношении, когда в них содержатся вопрос, задача, которые надо решить учащимся, применяя на практике ранее приобретенные знания: умения будут развиваться не механически, а основываться на знаниях. Именно при этом условии практические работы будут источником знаний. Однако применение этих методов требует от учителя продуманной организации урока, так как руководство работой учащихся весьма сложно. 
     Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные и практические работы, дидактические игры, опыт и эксперимент.
     Упражнения - это многократное выполнение умственного или практичес.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.