- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Применение поддерживающих средств в процессе обучения плаванию детей 8-9 лет
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003156 |
Тема: | Применение поддерживающих средств в процессе обучения плаванию детей 8-9 лет |
Содержание
Министерство спорта Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров Рецензент: ___________________ «__»___________2017г. Допускается к защите: директор МРЦПК и ППК, доцент В. Я. Ботнер ________________ «___»_____________2017г. ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовке «Теория и методика спортивной тренировки в избранном виде спорта», реализуемой по профилю основной образовательной программы 49.03.01 «Физическая культура» Применение поддерживающих средств в процессе обучения плаванию детей 8-9 лет Слушатель МРЦПК и ППК Филатова Людмила Павловна __________________ «___»_____________ 2017 г. Научный руководитель: ___________________ «___»_____________ 2017 г. Челябинск 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 1.1 Анализ и содержание различных программ по обучения плаванию………………………………………………………………….. 8 1.2 Возрастные особенности формирования физических качеств и двигательных навыков детей 8-9 летнего возраста…………………… 18 1.3 Особенности формирования техники плавания у детей 8-9 летнего возраста…………………………………………………………… 23 Выводы по первой главе……………………………………………. 26 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА…………………………………….. 2.1 Методические положения по обучению плаванию с применением поддерживающих средств…………………………………. 28 2.2 Оценка эффективности применения поддерживающих средств в процессе обучения плаванию детей 8-9 лет…………………………….. 35 Выводы по второй главе……………………………………………... 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………… 43 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ А ……………………………………………………. 46 ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………. 47 ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………….. 48 ВВЕДЕНИЕ Плавание – это такой особенный, уникальный вид физических упражнений, который относится к массовому спортивному виду и в нашей стране, и за рубежом. Его основная отличительная черта связана с активностью в воде, это и объясняет его гигиенически – оздоровительная и спортивная ценность. Такой вид спорта, как плавание, помогает разносторонне развить детей в физическом плане, простимулировать деятельность следующих систем: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной. Плавание расширит возможность опорно – двигательного аппарата. Также это один из лучших закаливающих средств и средство для формирования хорошей осанки. Вместе с тем плавание – это один из важных средств воспитания в физическом плане, из-за чего оно включено в программы физического воспитания в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах, в средних учебных заведения и в институтах. Необходимо знать и то, что если человек один раз научился плавать, то это сохранится у него на всю жизнь. Такой термин, как «навык плавания» часто может быть использован в литературных произведениях и с разным значением. Если рассмотреть это с точки зрения психологии, то имеется в виду сложный комплекс выработанных до автоматизма условных рефлексов. Данный плавательный навык выражен в умении свободно и легко плавать, когда нет необходимости уделять большое внимание движениям, при выполнении которых пловец может держаться на воде и двигаться вперед. Чтобы оценить степень навыка плавания, необходимо применять нормативные требования по плаванию [2, с. 20]. Говоря о том, как необходимо учиться плавать, в классической русской педагогике П.Ф. Лесгафт еще в 1952 году отметил, что ребенок может научиться данному искусству гораздо быстрее, чем он может овладеть собой и произведет какие – либо свои личные действия. Взрослому человеку этот навык освоить намного сложнее, времени затратится больше, чем ребенку или подростку. Данный пространственный навык необходимо привить с детского возраста, потому что он контролируется различными уровнями построения движений. Многие исследователи пытались найти наиболее эффективные методики обучения плаванию, но результат до настоящего времени один: необходимы длительные сроки для учебно – тренировочного процесса. В связи с чем многие методисты пытаются разработать ускоренный курс обучения данного вида спорта. Настоящие методики ускоряют процесс освоения детьми плавательными навыка в более короткие сроки. Но остается открытым и до конца нерешенным вопрос и том, как влияет внедрение новых методик в процесс тренировок на начальном этапе подготовки спортсменов-пловцов. Педагоги и исследователи разделяют мнение о том, что методики обучения плаванию по ускоренному типу позволят в более короткие сроки достигнуть высокие спортивные результаты, потому как в детском возрасте быстро усваивается все новое, в том числе двигательный навык. Но Д. А. Раевский считает, что если в раннем возрасте освоить спортивный способ плавания, то с 4 или 5 занятия, в то время, когда нет адаптации к водной среде и дети не могут держаться на воде, привет к тому, что 50% школьников младших классов не смогут овладеть спортивным способом вообще и не научатся держаться на воде. Считает, что у детей нужно формировать двигательную готовность к тому, чтобы освоить спортивный способ, и только после этого приступить к изучению его. Актуальность данной работы состоит в том, что в наши дни здоровью нации, и в том числе детей, уделено огромное внимание. С самого раннего возраста необходимо применять такие средства укрепления здоровья, как плавание, физическая культура. Сам процесс научения плаванию детей 8-9 летнего возраста подобен процессам научения плаванию детей более старшего возраста, в том числе и взрослых. Но отличия также имеются. В то же время, применяя игровую форму при проведении урока, в том числе игры и развлечения на занятии в воде и на суше создаст позитивный настрой, повысит эмоциональной состояние ребят и вызовет интерес к следующему занятию. Педагогу необходимо применить все свое умение и опыт, смекалку и изобретательные способности для того, чтобы с первого занятия с ребятами были организованы соответствующие игры и развлечения (конечно, при использовании поддерживающих средств), разного рода хоровод, движения в воде, игра с мячиком и игрушками и так далее. Эти игры положительно скажутся на процессе обучения. Цель исследования – разработать методику обучения плавания с использованием поддерживающих средств с детьми 8-9 летнего возраста. Объектом изучения является применение поддерживающих средств в процессе обучения плаванию детей 8-9 летнего возраста. Предмет исследования – средства и методы обучения плаванию детей 8-9 лет. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: – изучить состояние проблемы методики обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста; – разработать методику обучения плавания с использованием поддерживающих средств (нарукавников) для обучения плаванию детей в 8-9 лет; – оценить эффективность методики обучения плаванию мальчиков 8-9 летнего возраста с использованием поддерживающих средств. Гипотеза исследования является то, что разработанная методика обучения плаванию может повысить эффективность учебного процесса при соблюдении следующих условий: – учитываются особенности возраста детей: 8-9 лет; – овладение навыком осуществляется с помощью поддерживающих средств; – предлагаемые средства способны повысить уровень плавательной подготовки. Методы исследования: 1 Анализ и обобщение научной и методической литературы. 2 Педагогическое наблюдение. 3 Педагогическое тестирование. 4 Педагогический эксперимент. 5 Методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы выполнен для того, чтобы изучить проблемы исследования как в теории, так и в практике. Процесс изучения научно – методической литературы позволил более четко представить методологию исследования, потом определены общие позиции с теоретической точки зрения, а также определено, насколько данная проблема разработана с научной точки зрения. В работе проанализированы около 45 источников литературы. Педагогическое наблюдение осуществлялось за мальчиками 8-9 лет, на занятиях по плаванию, за тем, как осваиваются различные навыки плавания. Для оценки уровня плавательной использованы методы педагогического тестирования. Педагогический эксперимент проводился для оценки эффективности предложенной методики обучения плаванию. Педагогический эксперимент проводился с сентября 2016 года по декабрь 2016 года. Методику разработали и опробовали в г. Верхний Уфалей, на базе Городского плавательного бассейна в процессе занятий по плаванию. В эксперименте участвовало 20 мальчиков 8-9 летнего возраста, в том числе 10 человек были в контрольной группе, 10 в экспериментальной. Занятия были проведены три раза в неделю. С точки зрения практической значимости можно сказать, что данные результаты, которые получены в процессе работы, следует применить на курсе повышения квалификации тренеров, или инструктора по плаванию, можно включить в программу обучения студентов факультета физической культуры. Материалы исследования обрабатывались методом математической статистики, которая включает расчеты достоверности различий признаков до и после эксперимента. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 1.1 Анализ и содержание различных программ по обучению плаванию В 1920 году впервые появились рекомендательные материалы по обучению плаванию детей, которые относились к обучению плаванию в условиях открытого водоема. Но была непонятна последовательность изучения спортивных способов плавания. Мнения многих специалистов по данному вопросу неоднозначны. Так, в 1928 году в Государственном институте физического образования имени П. Ф. Лесгафта разработали так называемый «комплексный подход» к обучению, который предусматривал вначале изучение таких стилей плавания, как кроль, брасс, и кроль на спине. Но уже в 1932 году, при введении комплекса ГТО, получил свое широкое применение «метод трех ступеней», рассматриваемый как усовершенствованное продолжение уже имеющегося «комплексного подхода». Для первой ступени основной задачей было изучить два способа плавания, это, например, кроль на груди и спине и брасс или же кроль на груди и плавание на боку; подготовиться и выполнить нормы первой ступени комплекса ГТО. Для второй ступени необходимо было усовершенствовать освоенные способы плавания, подготовиться и сдать нормы ГТО, соответствующие второй ступени. Для третьей ступени поставлены задачи последующего совершенствования техники плавания и те тренировки, в процессе которых изучаются элементы водного поло и прыжки в воду, происходит знакомство с основами методики обучения и тренировки. В работах С. В. Ильина, Г. Ф. Полевого «комплексный подход» получил свое последующее развитие. С. В. Ильин сделал вывод о том, что при процессе изучения техники спортивного способа плавания прием последовательности ничего не значит, но при этом каждый способ осваивается лучше и быстрее на базе ранее изученного. Здесь же Г. Ф. Полевым разработан и обоснован в эксперименте метод одновременного обучения технике спортивного способа плавания. Согласно этой методике, необходимо одновременно обучать детей технике спортивного способа плавания. То есть это двигать руками в кроле, двигать ногам и во время выполнения брасса и дельфина. Затем, как будут изучены главные элементы, начинают изучать дополнительные элементы, изучать общую согласованность движений в способах плавания, совершенствоваться в технике способов плавания и в выборе основного способа. Н. Ж. Булгакова полагает, что строительство нового бассейна, а также все большее количество учащихся Детских юношеских спортивных школ по плаванию, которые впоследствии должны составить спортивный резерв для сборной команды страны, определило потребность в поиске совершенных методик обучения. Разработаны методики обучения и техникам спортивного способа плавания с поставленной задачей выполнить и приобрести спортивное мастерство. С данной точки зрения очень хорошо зарекомендовал себя метод параллельно – последовательного обучения, который был предложен и обоснован педагогами кафедры плавания ГЦОЛИФКа. Характеризирует данный метод следующие признаки: больший период освоения с водой, техника спортивного способа плавания изучается в следующей последовательности: сначала кроль на груди и на спине, затем дельфин и брасс. Авторами был разработан комплекс новейших нестандартных упрпаажнений, которые существенно отличаются от выполняемых – ранее. Доказано, что данный подход положительно влияет на освоение техники в целом, расширению у учащихся спектра двигательных умений и навыков. Этот эксперимент, включающий последующую оценку физического развития и техническую подготовленность учащихся показал большую эффективность нового метода. Данный способ обязан гарантировать своевременное создание огромного вариативного запаса двигательных навыков – школы движений, на базе которой может быть улучшение техники плавания с учетом личных особенностей пловца во зрелые годы и в согласовании с современными требованиями верховного спортивного мастерства. Кроме такого, в процессе исследования навыков плавания происхождение отрицательных чувств у ребят препятствует их овладению, в то время как позитивная конкуренция способствует наиболее удачному их формированию. Поэтому в способе начального обучения плаванию достаточно существенное пространство отводится исследованию игр и развлечений на воде с нахождением педагога в водоеме для наилучшей организации проведения занятий. Непосредственное содействие педагогов по обучению ребят плаванию в дошкольных учреждениях приведена В. С. Васильевым с учетом морфофункциональных и гидродинамических характеристик, что имеет существенное преимущество для наилучшего формирования и развития. Главное при формировании навыков плавания у ребят дошкольного возраста, как показывает В. C. Васильев, «лежит выработка крепкого относительного рефлекса принятия горизонтального расположения в скольжении с предстоящим согласованием движений и дыхания, при этом учить составляющие техники плавания нужно синхронно, применяя упражнения, совмещающие движения с дыханием. Со стороны дыхательной и сердечно – сосудистой систем происходят изменения, так как детский организм адаптируется и привыкает к водной среде» [1]. На это нужно обращать внимание при суммарной физической нагрузке занимающихся во время занятий на протяжении дня, недели, месяца, что может содействовать сокращению периода обучения ребят плаванию. Исследованиями Б. И. Оноприенко известно, что принципиальный смысл для лучшего формирования и развития ребят выражается в конкретном содействии педагогов в обучении их плаванию в дошкольных учреждениях с учетом морфофункциональных и гидродинамических характеристик. Разработанная и подробно рассмотренная Т. И. Осокиной система обучения плаванию в детском саду выделяет 4 шага обучения: Первый шаг – знакомство с водой – ее плотность, вязкость, прозрачность; Второй шаг – приобретение ребятами умений и навыков в погружении, всплывании, лежании, скольжении, исполняя выдохи в воду, которые необходимо привить младшему и среднему дошкольнику; Третий шаг– научить навыкам плавания до 10 – 15 метров определенным методом на мелкой воде в старшем дошкольном возрасте; Четвертый шаг– обучение навыкам плавания определенным методом и обычным прыжкам на глубочайшей воде, которое осуществляется старшими дошкольниками и продолжено младшими школьниками. Методика обучения плаванию школьников, как жизненно важному навыку, оставляет вероятность для предстоящего их обучения с решением задач спортивной направленности. [34, с.80] Необоснованно недостаточно работ, направленных на разработку и внедрение способов массового обучения лиц подросткового и студенческого возраста. Более подходящим для обучения считается школьный возраст. Обучение детей разделено и осуществляется с применением наглядных пособий (рисунков) и имеет следующее: – особые упражнения на суше; – упражнения для освоения водной среды; – ныряние в воду с головой; – дыхание с выдохами в воду; – статическое( пассивное) плавание; – скольжение в воде; – перемещение ногами кролем на груди, на спине; – перемещение руками кролем на груди, на спине; – плавание кролем на груди без выноса рук; – плавание кролем на спине без выноса рук; – плавание кролем на груди и спине без выноса рук; – спортивные методы плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс. Так происходит личное обучение ребят азбуке плавания, рекомендуемое родителям, бабушкам и дедушкам. Е. Г. Маряничева представляет способ обучения плаванию ребят младшего школьного возраста на базе опорного гребка и целенаправленного формирования адекватных двигательных представлений, позволяющая приобрести высококачественное усвоение опыта плавания кролем на груди и на спине и ограничение сроков обучения. Автором определены индивидуальности воздействия разных двигательных установок на биомеханические свойства техники плавания [29, с.19]. Небезынтересна работа О. Т. Жуковой, где представлены методические рекомендации по начальному обучению ребят и предстоящему обучению ими спортивного плавания [5, с. 22]. Понимая значимость обучения детей младшего школьного возраста основам спортивного и прикладного плавания, начиная с 4 класса, в объеме 26 часов, Р. А. Дмитриев еще в1971 году изобрел и внедрил поурочный план для умеющих плавать, поначалу применяя облегченные методы, а с 9 – 10 занятия предусмотрено научить их плавать кролем на груди. Здесь же обосновано внедрение плавания и для школьников 1 – 3 классов, несмотря на то, что школьная программа предусматривает его планирование лишь с 4 класса. В ней отмечается, что учащиеся, как девочки, так и мальчики указанного возраста имеют приблизительно однообразные успехи в овладении навыками плавания, с неким опережением их формирования у девочек. Другими исследователями данной области предложен к применению иной способ обучения плаванию школьников, который основан на комплексной оценке уже обретенных навыков, при этом обязано учитываться возрастное дифференцирование приемов изучения плаванию среди учащихся 7-17 лет. Так, в 1990 годы изобретен и опробован авторский способ и программа обучения, рассчитанные на 16 – 18 занятий и предусматривающие с начального занятия обучение сразу всем спортивным и неспортивным методикам плавания, начиная с освоения движений рук. Предусматривается параллельно-последовательное обучение спортивным методикам плавания. В первый год обучения проводится последующее. Учебный год условно разрешено разбить на 2 полугодия. В начале проводится знакомство с водой и обучение технике плавания кролем на груди и на спине. В качестве начального шага обучения отлично зарекомендовала себя 36-урочная программа. На первых 12 уроках проводится знакомство с водой, исследование техники спортивного плавания, учебных прыжков в воду, далее выполняются упражнения на общее развитие и специальные физические упражнения. На 13 –ом и последующих уроках происходит обучение спортивной техники плавания, затем упражнения, чтобы обучиться выполнять кроль на груди и на спине. На 24 – м (контрольном) уроке необходимо выполнить упражнения: – плавание с поддержкой движений ногами кролем на груди и на спине – 15 м; – плавание кролем на спине; – плавание кролем на груди с задержкой дыхания на вдохе; – спад в воду из положения наклонившись. Затем изучаются различные технологии и методики плавания, но предпочтение отдается упражнениям для исследования кроля на груди и на спине, стартам и поворотам в процессе плавания. 36 – й (окончательный) урок направлен на контрольные упражнения, это: – плавание с поддержкой движений ногами кролем на груди и на спине – 20-25 м; – плавание кролем на спине – 20-25 м; – плавание кролем на груди – 15-20 м. Учиться лучше всего в неглубоком бассейне. При условии, что в водоеме отсутствует так называемый «лягушатник», учебу начинают в условиях глубокой воды. В этом случае происходит снижение темпа обучения для детей, например, 8-9 лет. Во время учебного года вместо выбывших воспитанников(выбывают из-за нежелания заниматься, не соответствует состояние здоровья и так далее), иногда приходят новые ученики. Если условия занятий в детской спортивной школе разрешают, то ребята, удачно освоившие программу начального обучения, переводятся в последующую – «продвинутую» группу начального обучения 1-го года, а вместо набираются новенькие. Следовательно, на протяжении учебного года группы, проходящие всю программу обучения, имеют возможность обновлять учеников 2-3 раза. До конца учебного года длится синхронно – последовательное освоение техники всех спортивных методик плавания. Первое полугодие состоит из углубленного изучения таких техник, как «кроль на груди» и на спине и знакомство с техникой «дельфин». В заключении обучения учащиеся проплывают 25 метров техникой «кроль на груди» и «кроль на спине» со старта и оцениванием техники. Второе полугодие 4-6 недель (это 1-1, 5 месяца) дети осваивают метод «дельфин». Здесь учебно-тренировочные занятия планируются так, что 60% от всего размера тренировок проплывается кролем на груди и на спине. Остальные 40% посвящено исследованию техники плавания дельфином и совершенствованию в ней. Оставшиеся 4 недели отводятся для исследования техники плавания методом брасс и совершенствования в ней. Уроки спланированы так, что 60-70 % от всей нагрузки выполняются за счет плавания кролем на груди, на спине и дельфином. Оставшиеся 30-40% времени отводятся на технику брасс и совершенствование в ней. Отметим, что с данную программу могут выполнить ребята, которые начали заниматься плаванием в возрасте 9 лет. Если начать занятия в 7-8 лет, но большинство не готово в физическом плане и не могут верно выполнить упражнения способом дельфин, долгое время с ними продолжают изучать технику старта, поворота при плавании разным способом. По окончании занятий, в конце года проводят заключительное, контрольное занятие по следующей программе: – 1-й день – 100 метров комплексное плавание; – 2-ой день – любой соучастник стартует 4 раза и проплывает дельфином, кролем на спине, кролем на груди и брассом по 25 метров с экспертной оценкой техники плавания, стартов и поворотов. Те ребята, кто на отлично освоили технику, имеют неплохое продвижение от каждого гребка, умеют лежать на воде и скользить по ней, желающие и дальше заниматься плаванием, могут быть переведены в группы начальной подготовки второго года обучения. Интересна и одновременная методика обучения плаванию. Она базируется на итогах многолетних научных изучений и включает в себя практический передовой опыт. Эту методику предлагает Центр организационно-методического обеспечения физического воспитания Московского департамента образования и с 1990 года она включена в программы курсов обучения и повышения квалификации специалиста по плаванию, общеобразовательных и дошкольных учреждений, и в программу обучения плаванию ребят 2-7 лет в детских садах. Методика, которая представлена в пособии, внедрена и используется в детских сада, школах, со взрослым населением. А результат, полученный от внедрения, имеет право говорить о том, что методика эффективна и тем ценна. Так, «Т. А. Протченко, кандидату педагогических наук, старшему академическому работнику, специалисту по плаванию Центра организационно-методического снабжения физиологического обучения Департамента образования г. Москвы, специалисту с многолетним исследовательским и практичным экспериментом, которому принадлежат работы в дошкольных образовательных учреждениях, педагогу Московских городских учебных курсов подготовки и повышения квалификации профессионалов по плаванию принадлежит авторство другой методики» [2] Им предлагается одновременное обучение плаванию, рассчитанное на количество от 16 до 18 занятий. В то же время параллельно-последовательная методика рассчитана на 26 занятий программы общеобразовательной школы, 36 занятий программы Детской юношеской спортивной школы. Здесь необходимо рассчитать усвоение учащимися (не учитывая индивидуальные особенности) кроля на груди и кроля на спине. Но обязательность овладения техникой кроля оказалось для детей трудноватым, как известно из многолетнего опыта экспериментальной работы в некоторых школах и дошкольных образовательных учреждениях в самом начале обучения. Курс продолжался 26 занятий, что не соответствует учебной четверти общеобразовательной школы, а перерыв в каникулярное время понизали эффект от обучения. Вышеперечисленные факторы повлияли на то, что необходимо сокращение периода учебы до 16-18 занятий, для того, чтобы уложиться по времени в школьную четверть при том, что данная методика обучения послужила реализации эффективных технологий. Методика должна соответствовать следующим критериям: – доступность детям дошкольного возраста; – соответствовать задаче и условию занятий; – уменьшать до минимума время формирования опыта проплывания нескольких метров облегченным методом в самом начале занятий; – ускорять повышение проплываемых расстояний выбранным методом, на основе которого быстрее можно освоить другие спортивные методы, возрастает проплываемое расстояние избранным и иными методами. Таким образом спланированные занятия способны установить в бассейне оптимальный физкультурно – оздоровительный режим. Здесь предусмотрены упражнения, которые помогают учащемуся быстрее и легче освоить водную среду и научиться технике различного плавания. А выполнение упражнений на суше влияет на развитие основных физических качеств. В конце занятий каждая возрастная группа должна сдать соответствующий норматив по подготовке к дальнейшему обучению. Практика показала, что все учащиеся достаточно просто усвоили движение руками при плавании брассом и ногами при плавания кролем (дыхание произвольное). Во время плавания этим облегченным способом учащиеся достаточно легко учатся держать себя на воде и проплывать расстояние. Во время 3-5 занятий необходимо больше внимания уделять плаванию данным способом. Но необходимо отметить, что обучение всех способов плавания нужно начать с освоения движения руками как главного элементы. Контрольные занятия считаются пятое, девятое, двенадцатое и шестнадцатое. На них проводят проверку и решается, насколько ребята освоили плавательные навыки. Ученик должен и проплыть расстояние в любом избранном способе, затем в другой технике. Использует столько, сколько сможет. Продолжительность, интенсивность нагрузок, проплываемые расстояния – все это увеличивается по мере овладения навыков плавания. Это необходимо для увеличения моторной плотности занятий, а также для закрепления плавательного навыка. На первом занятии проходит проверка плавательной подготовки: любой учащийся проплывает собственным методом столько, насколько может. Во время 17-го или 18-го занятия проходит праздник на воде. Таким образом, вышеуказанная методика послужила примером и явилась отправной точкой для целой системы обучения не умеющих плавать разных возрастных категорий. Важной индивидуальностью предлагаемого способа является то, что ученик вначале учится тому способу плавания, который у него выходит лучше и на усвоение которого станет затрачено меньше времени. Определяется этот метод при одновременном знакомстве занимающихся с со всеми методиками плавания, то есть с большим количеством плавательных движений. На базе выбранного метода плавания в начале обучения проще завладеть и остальными методами. 1.2 Возрастные особенности формирования физических качеств и двигательных навыков детей 8-9 летнего возраста Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения в 1-4 классах, когда организм ребенка интенсивно растет и развивается. В младшем школьном возрасте продолжается развитие скелета. Позвоночник сохраняет очень большую гибкость, особенно в грудном отделе. Характерные изгибы позвоночника в этот период продолжают формироваться. Кости таза к 7 годам только начинают срастаться и при резких сотрясениях может произойти их смещение. Поэтому детям не следует давать упражнения с резкими сотрясениями тела, прыжки с большой высоты, особенно на твердую поверхность. К 8-10 годам начинается активное развитие мускулатуры. Однако рост мышечных волокон происходит неравномерно. Мышцы ног развиваются быстрее, чем мышцы рук, а мышцы – разгибатели быстрее, чем мышцы – сгибатели. Мелкие мышцы (кистей) развиваются позднее, поэтому дети младшего школьного возраста трудно осваивают точные движения руками. В возрасте 7-10 лет происходит ускоренное развитие двигательного анализатора в коре головного мозга. В то же время вегетативные системы отстают в развитии от двигательной функции организма. Рациональные нагрузки, чередование их с отдыхом, постановка правильного ритмического дыхания являются обязательными гигиеническими требованиями к занятиям физической культурой. Высшая нервная деятельность, двигательная функция достигают высшей степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости, ловкости. Повышается способность детей к выполнению мало интенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Дети младшего и среднего школьного возраста хорошо переносят кратковременные скоростно – силовые упражнения. Они чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, совершенствование морфологических структур двигательного аппарата. Развитие костной ткани в значительной мере зависит от роста мышечной ткани. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейного отдела и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Мышцы детей отличаются от мышц взрослых людей. Каждая группа мышц или отдельная мышца развивается неравномерно. При этом необходимо помнить, что мышцы детей в этом возрасте имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разностороннее. Вместе с тем характерной особенностью является относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений и усилий при удержании. В этом же возрасте от 7 до 10 или 12 лет в наибольшей мере поддается развитию ловкость. Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализаторов. Зоны коры больших полушарий, имеющие отношение к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Вместе с тем тесных функциональных зависимостей между двигательными, зрительными и другими анализаторами пока еще нет. В этом возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и контролирующих произвольные движения, что отражается как на освоении, так и на воспроизведении многих движений со смежной двигательной структурой. Рассмотрим также психофизиологические особенности юных пловцов. В программе детских спортивных школ рекомендуется начинать занятия плаванием с 7-9 летнего возраста. При этом необходимо четко различать два понятия: оптимальный возраст для начала многолетней тренировки и возраст для овладения плаванием как необходимым жизненным навыкам. Нет сомнения, чем раньше ребенок научиться плавать, тем лучше. Плавание можно начинать еще в дошкольные годы – 3-5 лет. Спортивное плавание – с 7-9 лет. Плавание относится к такому виду спорта, где ранние спортивные достижения становятся правилами. Быстрому прогрессу юных спортсменов способствует лучшая обтекаемость и большая, чем у взрослых, плавучесть. Значительно облегчается работа сердца. Для юных пловцов не существует технических трудностей в овладении самыми сложными видами спортивного плавания. Эластичность связочного аппарата и высокая подвижность в суставах обеспечивают технически правильное выполнение элементов спортивного плавания; помогают наиболее эффективно реализовать силовые возможности, быстроту, выносливость, овладеть современной техникой плавания. Спортивные успехи в плавании, как и у взрослых, в большей мере определяются особенностями телосложения и физической подготовленностью. Для успеха в плавании особенно большое значение имеет рост. Это объясняется тем, что каждые 10 см роста уменьшают величину относительной поверхности тела на 0,13 м, что в свою очередь, снижает встречное сопротивление воды на 5 %. Рост взрослого человека можно удовлетворительно предсказать по величине роста детей в возрасте 8 -12 лет. Это объясняется тем, что рост и пропорции тела детей 8-12 лет больше всего приближаются к их показателям в зрелом возрасте. Мальчики к 12 годам достигают 86 % от своего будущего взрослого роста. При отборе детей для занятий спортивным плаванием предпочтение следует отдавать пропорционально сложенным детям, имеющим более высокий рост, небольшой вес, нечетко обозначенный рельеф мускулатуры, легкий костяк с не выступающими сглаженными суставами, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. Оптимальный возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7-9, а для мальчиков – 8-10 лет. У детей в возрасте 7-10 лет преобладают процессы созревания тканей и органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда. Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физи....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: