VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Использование невербальных средств в процессе обучения младших школьников иноязычному общению

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008247
Тема: Использование невербальных средств в процессе обучения младших школьников иноязычному общению
Содержание
Зарегистрировано

«___»__________201_г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)



ИНСТИТУТ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедраанглийской филологии и межкультурной коммуникации









"Использование невербальных средств в процессе обучения младших школьников иноязычному общению"



Курсовая работа

студента очной формы обучения

направления подготовки035700.62 Лингвистика
3 курса  группы 04001402

Магамаева Исмаила Расуловича









Допущена к защите

«___»_____201_г.

________ ____________________

подпись  (расшифровка подписи)



Оценка______________________

«___»____________2017 г.

________ ____________________

подпись     (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент 

И.Е. Белогорцева











БЕЛГОРОД  2017

Оглавление



Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I Теоретические обоснования использования наглядности при обучении на уроках английского языка……………………………………...6

1.1 Сущность «наглядности»……………………………………………………..6

1.2 Средства наглядности при обучении английскому языку………………...10

Выводы по главе I……………………………………………………………...17

Глава IІ Практические основы использования невербальных средств обучения на уроках английского языка в младшей школе………………18

2.1. Психологические особенности младших школьников…………………...18

2.2. Применение наглядности на уроках английского языка в начальных классах……………………………………………………………………………20

2.3. Методическая разработка обучения общению с использованием невербальных средств обучения………………………………………………..26

Выводы по главе II……………………………………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………………….32

Приложения …………………………………………………...………………..35























Введение



Основным заданием школы является совершенствование основных навыков иноязычного общения. Совершенствование умения общения дает возможность самостоятельного решения коммуникативно-познавательных заданий, включая языковую догадку и навыки выражать личное отношение к информации. Правильное использование наглядности позволяет доводить речевой материал, необходимый для обеспечения определенной ситуации, к автоматизму, то есть у учеников формируются необходимые навыки владения хотя бы минимальным лексическим и грамматическим материалом. Это не значит, что ученики будут отвечать абсолютно правильно, однако количество ошибок в речи может быть возведено к такому минимуму, когда они не будут иметь практического значения.

Большинство детей, которые приходят в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, потому в начальной школе результат запоминания лучше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учеников тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекает яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает его чувство, интерес. Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. 

При непосредственном влиянии наглядного материала на органы чувств в сознании ребенка возникает образ восприятия. В его создании участвуют не только ощущение, но и память, мышление, опыт. Ученик не просто созерцает, а активно действует.

Наглядный материал является незаменимым средством обогащения учеников новыми представлениями и совершенствование уже имеющихся в них представлений. Средства наглядности, которые используются с этой целью, должны отображать действительность как можно полнее, во всем богатстве ее проявлений. Особенно выразительно должны быть показаны те элементы объекта, которые являются для него существенными и на которых необходимо обратить внимание учеников.

Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность исследования, которая проявляется в том, что вопросу педагогического использования невербальных средств обучения на уроках английского языка на младшем этапе обучения уделено недостаточно внимания. Поэтому, учитывая особенности применения их в качестве полезного визуального средства, способствующего формированию речевой компетенции в аудировании, говорении, чтении и письме, этой проблеме следует уделить отдельное внимание.

	Наряду с вышеизложенной актуальностью и значимостью выбранной темы был определён объект исследования – методика преподавания английского языка.

Предметом исследования является процесс использования невербальных средств обучения на уроках английского языка в начальной школе.

Целью данной курсовой работы является использование невербальной наглядности в процессе обучения младших школьников иноязычному общению.

Реализация заявленной цели определяет выполнение следующих заданий:

	Раскрыть сущность понятий "наглядности";

	Рассмотреть средства наглядности при обучении английскому языку;

	Охарактеризовать психологические особенности учащихся младших классов.

	Описать применение невербальной наглядности на уроках английского языка в начальных классах.

	Практически проанализировать невербальную наглядность, используемую на современном этапе в младшей школе.

Для реализации исследовательских заданий были использованы следующие методы исследования:

	Описательно-аналитический метод;

	Критический анализ литературных источников;

Общенаучные методы синтеза, обобщения, системности и тому подобное.

			Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы; формулируются цель и задание работы, объект и предмет, методы исследования. В первой главе раскрываются взгляды известных психологов, педагогов и методистов на сущность понятий «наглядность» изучается их характеристика, функции и обучающие, рассматриваются современные средства наглядности при обучении английскому языку.

Во второй главе освещается анализ психологической характеристики учащихся младшей школы, анализируется понятие невербальной наглядности как средства обучения, характеризуются основные требования к использованию невербальной наглядности в процессе обучения младших школьников иноязычному общению. Разработаны особенности использования невербальной наглядности на уроках английского языка в младшей школе. 

В заключении изложены общие выводы по результатам исследования.

Курсовая работа включает в себя … страницы. Список литературы представлен 27 источниками.




Глава I Теоретические обоснования использования наглядности при обучении на уроках английского языка



1.1 Сущность наглядности



Проблема усовершенствования учебно-воспитательного процесса в начальной школе требует подготовки учеников к глубокому и всестороннему познанию, формированию познавательных потребностей, развития мышления, умения самостоятельно овладевать знаниями. В современных условиях качество начального обучения приобретает особое значение, поскольку ближайшие перспективы развития требуют существенной перестройки содержания и методов обучения младших школьников, эффективного использования разнообразных средств формирования познавательной деятельности и самостоятельности младших школьников.

Важное задание в обучение - найти оптимальные пути и средства достижения наиболее эффективных результатов с учетом всех условий и закономерностей протекания процесса познания. Одним из таких важных средств достижения эффективности обучения и является наглядность.

В начальных классах эффективное использование наглядности является особенно важным, поскольку качество обучения младших школьников в значительной степени зависит от условий и способов ее использования, от реализации основных функций и возможностей наглядности для развития младших школьников, для активизации познавательной деятельности. Важным средством, которое стимулирует познавательную активность младших школьников, является такое использование наглядности, которое создает условия для успешной реализации не только учебной, но и развивающей функции методов и приемов учебы.

Вопрос активизации познавательной деятельности учеников с помощью наглядности постоянно привлекал внимание ученых. Проблеме использования принципа наглядности уделяли значительное внимание педагоги: В. Болтянский, А. Брушлинский, Я. Коменский, А. Леонтьев, Г.Песталоцци, Ж. Руссо, К. Ушинский, Л. Фридман, И. Осмоловская и др. В их трудах рассматривалась роль и значение наглядности в образовании, формировании понятий и производительной учебной деятельности учеников. В 30-60-ые годы ХХ ст. разработана методика использования наглядности в начальной школе (К. П. Ягодовский, М. Н. Скаткин). В 50-ые годы прошлого века интересное и важное исследование разных форм сочетания наглядности со словом учителя проводилось под руководством академика Л. В. Занкова.

Наглядность не есть какое – то свойство или качество реальных объектов. Наглядность есть свойство, особенность образов этих объектов, которые создает человек в процессе познания. Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в результате его непосредственного или опосредованного познания (Карпенко, 2004: 3).

По нашему мнению, наиболее полное определение термина «наглядность» дано в словаре методических терминов Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, где наглядность определяется как «специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности» (Азимов, 2009: 358). Именно данное определение мы и возьмем за основу в нашей работе. Данный термин используется в двух значениях:

Как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися.

Как использование на занятиях специальных средств обучения, опирающихся на принцип наглядности. (Азимов, 2009: 358)

В теории и практике использования наглядности, кроме определения ее сущности, важным является вопрос о функциях средств наглядности, разработка которого ведется в психолого-педагогической науке.

При определении функций наглядности в обучении ученые опираются на функции наглядного образа в познании. "Наглядные образы" выполняют в структуре познания две основных взаимосвязанных функции: познавательную (информационную), благодаря которой субъекту раскрываются свойства и структура предметов и процессов объективного мира; функцию регулирования (управление) деятельностью человека. А.В. Славин, исследуя вопрос о наглядных образах в структуре познания выделяет также эти две основные функции наглядности (Славин, 1971: 93). Именно функция управления деятельностью является важной для исследования. Осуществление такой функции происходит, как отмечает автор, благодаря применению разнообразных средств управления: отбор наглядного материала, последовательность его представления, которое влияет на восприятие, понимание и запоминание, а влияние на процесс познания осуществляется с помощью слова, что позволяет поставить учебную проблему и включить школьника в активный познавательный поиск, то есть дать опору на создание представления, которое является необходимым в определенный момент познания.

Для осуществления функции регулирования деятельностью в наглядных пособиях А. В. Славин рекомендует использовать разнообразные указательные определения типа знаков, символов, которые указывают на соответствующие приемы деятельности: выделить, подчеркнуть, сравнить и тому подобное.

Выполнение первой основной функции наглядности - информационной - внешне осуществляется через разные типы и виды наглядности, внутренняя же сторона этой функции, связанная с действием на познавательный процесс, оказывается во влиянии на основные процессы усвоения знаний.

Вторая функция наглядности - управление познавательной деятельностью учеников - возможна благодаря применению разнообразных направленных действий.

А. Н. Леонтьев, анализируя (применительно к школьному образованию) вопросы наглядности с психологической точки зрения, выделял две основные функции наглядности: 

«1) дать учащимся живой красочный образец недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления — словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений;

2) служить как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством учителя в процессе овладения знаниями, Такого рода наглядный материал сам по себе не является предметом обучения, а следовательно, не является и непосредственным предметом учебных действий ребенка... И меньше всего дело здесь в задаче конкретизации представлений, знаний учащихся, скорее как раз наоборот — в обобщении их». И далее А. Н. Леонтьев подчеркивает, что внутренние действия, которые должны быть построены у учащихся, требуют отвлечься от предметного содержания изображений, а это тем труднее, чем оно богаче. Считать неинтересные карандаши ребенку психологически легче, чем считать интересные танки (Леонтьев: электронный ресурс).

Первая указанная функция находит применение при сообщении страноведческих знаний — показе реалий страны изучаемого языка, а также некоторых особенностей поведения носителей языка. Лучшими средствами наглядности в этом случае будут те, которые наиболее полно и точно отражают изучаемое явление (например, фильмы, фотографии, макеты, подлинные предметы: билеты, книги, карты и т. д.).

Вторая функция имеет решающее значение при овладении умениями и навыками иноязычной речи, в основе которых лежат автоматизированные внутренние •операции и действия.

Проблема использования наглядности в практике дает основания считать, что в большинстве случаев рассмотренные формы сочетания наглядности и слова связанная с одной основной функцией наглядности - информационной.

Принцип наглядности был впервые введен именно в процессе обучения иностранных языков. Сегодня он является одним из ведущих в дидактике, который применяется при обучении всех школьных предметов.

Важность этого принципа в обучении, в частности иностранных языков, заключается в том, что процесс усвоения знаний начинается с чувственного восприятия. Использование наглядности делает урок эмоционально окрашенным, заинтересовывает учеников, возбуждает их мышление.

В последние годы в связи со стремлением человечества к «обществу без границ», приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка как инструмента межкультурной коммуникации, стало престижно и востребовано. Поэтому заметно расширилась область наглядности и усложнился ее инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, при помощи которых преподаватель моделирует фрагменты объективной действительности. Общеизвестно, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается.



1.2 Средства наглядности при обучении английскому языку.



В начальных классах применения наглядности на уроках английского языка имеет целью: обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта учеников, развитие наблюдательности, познания конкретных свойств предметов во время практической деятельности, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного обучения и систематизации учебного материала.

Различают два вида наглядности: внутреннюю и внешнюю. Средствами внутренней наглядности являются: знания, полученные раньше, жизненный личный опыт; образы художественной литературы, кино, изобразительного искусства, разные средства выражения мысли; эмоционально-образный стиль изложения материала; применение ораторских приемов; связь материала с профилем и др. Внутренняя, которая вытекает из конкретного контекста, непосредственного языкового окружения. 

Внешняя наглядность - это непосредственное созерцание предметов, которые изучаются в данный момент или специально изготовленных пособий (схем, графиков, таблиц, плакатов, альбомов, диапозитивов, статистических данных и так далее) (Яковлева, 2011: с. 58).

В процессе образования психического образа могут принимать участие все органы чувств человека. В связи с этим различают такие виды наглядности как визуальные, аудио, кинестетические и языковые (Осмоловская, 2009: 46). К визуальной наглядности относятся иллюстрации, схематические изображения, фотографии и тому подобное. К аудио - разнообразные аудиозаписи. Примеры веществ, которые можно исследовать с помощью тактильных ощущений относятся к кинестетическому виду наглядности. К языковой относится словесное описание учителя, которое способно вызывать у учеников образование психического образа. Существует большое количество методических рекомендаций по их использованию (Щукин, 2006: 480).

В обучении языку все многообразие видов наглядности можно свести к двум основным видам, это языковая и неязыковая наглядность (Оглуздина, 2012: 924).

Средства наглядности, в зависимости от характера отображения ими действительности, можно условно разделить на такие основные виды (Саенко, 2006: 130):

натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);

изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;

символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) по существу является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной. Например, при изучении свойств функций (возрастание, убывание, максимум, минимум и др.) целесообразно их аналитическую запись переводить на язык графиков и на этой основе тренировать учащихся "читать" графики функций.

К данной классификации мы можем еще добавить аудиовизуальные средства - кинофильмы, телепередачи, грамзаписи, магнитофонные записей, диафильмы, диапозитивы, транспаранты к кодоскопу.

По форме наглядные пособия можно разделить на три типа:

1. Натуральные - естественные объекты, которые имеют отношения к вопросам, что могут быть продемонстрированы.

2. Изобразительные - портреты исторических лиц, фотографии рукописей и исторических документов, документальные фотографии и репродукции произведений изобразительного искусства.

3. Графические - структурно-логические схемы, плакать, диаграммы, таблицы, графики, цифры, изображения Mind Maps.

Графические средства наглядности можно разделить на три категории:

1. Средства иллюстративного характера. Их функции - иллюстрировать проявления законов и категорий в реальной действительности.

2. Структурно-логические схемы. Они выполняют функцию логической модели категорий дисциплины, которая изучается, отображают структуру и их взаимосвязь, раскрывают содержание курса.

3. Средства Mind Maps.

Иллюстрации помогают ученикам зрительно представить, например, образы ведущих политиков, в историческом плане - развитие форм животного мира и др. 

Структурно-логические схемы отображают структуру, строение предмета, а также отношения между понятиями (то есть логическое отношение). При этом понятие используется в широком значении, включая мысли, выводы и другие умственные образования.

В целом, удачно созданная логическая модель делает видимыми внутренние категориальные связи объекта, позволяет ученику легко распознавать состав языкового высказывания преподавателя и соединяет его изображение с вербальным материалом.

Структурно-логические схемы исполняют важную роль в процессе передачи знаний ученикам, поскольку они вносят элемент наглядности. Значение структурно-логических схем в учебном процессе заключается в том, что они :

- позволяют организовать познавательную деятельность учеников и управлять ею при изучении новых дисциплин;

- служат опорным пунктом творческого мышления ученика;

- облегчают усвоение сложных абстрактных понятий;

- способствуют глубокому усвоению нового материала;

- экономят время преподавателя.

Карты знаний (mind maps, они же ментальные или "карты ума", карты памяти) - способ наглядного представления любой структурированной информации. В центре изображается название материала, который нужно выучить, или проблемы, которую нужно решить, или информации, которую нужно упорядочить. От него лучами отходят подразделения (подтемы и др.), а они, в свою очередь, делящиеся дальше - от общих принципов к деталям.

Особенное внимание уделяется обучению с помощью таблиц. Существует разряд наглядности в виде учебных таблиц (демонстрационные и динамические - составленные самими учениками). 

Для демонстрации аудио и видеозаписей, экранных пособий, учебных компьютерных программ необходимы разнообразные технические средства: магнитофоны, телевизоры, киноаппараты, разного рода проекторы и компьютерная техника.

Таким образом, внедрение и применение компьютерных и мультимедийных программ на уроках английского языка это: 

эффективное вспомогательное техническое наглядно-слуховое средство; 

вспомогательное средство учебно-познавательной деятельности учеников; 

средство повышения мотивации и желания учеников изучать английский язык; 

быстрое и эффективное средство оценивания и контроля знаний, умений и навыков; 

средство повышения интерактивной и коммуникативной деятельности (Конышева, 2003: 87).

Аутентичные материалы способствуют реализации принципа новизны в учебном процессе, а их содержание обеспечивает создание информационной базы, обогащения лексического и грамматического минимума (Шамов, 2010: 23).

Другим свойством аутентичных материалов является то, что они могут удачно разнообразить урок и сделать его намного интереснее и более современным. Главное, чтобы материалы, которые используются на уроке, отвечали интересам и потребностям учеников, и были значимыми для них (Senior, 2005: 71).

Примерами аутентичных материалов как средств обучения иностранных языков могут быть карты, меню, расписания, туристические брошюры, информационные открытки, рецепты, объявления, песни, отрывки из теле- или радионовостей; письма, сказки, интервью, отрывки из дневников подростков, анекдоты, разнообразные статьи, страноведческие тексты (Joy, 2011: 19).

Наглядность повышает интерес и внимание учеников, способствует глубокому пониманию, основательному осмыслению и крепкому усвоению материала, который изучается. Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление (Очилова, 2010: 135).

Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала (Кызыкеева, 2005: 33).

Одним из заданий использования наглядности на уроке является создание у ученика целостного образа воспринятого объекта. При этом образы воспринимаемого объекта могут являть собой образы восприятия, образы представления и образы воображения (Чернобельская, 2000: 15).

На начальной стадии обучения особенное значение имеют средства наглядности, которые помогают учителю на всех этапах работы над языковым материалом, развивать у учеников нужны языковые умения и навыки. Не случайно одним из требований, которые относятся перед составителями учебников, является обеспечение их комплектом наглядных пособий.

Таким образом, средства наглядности формируют смысловую опору говорения. Это может показанная перед началом работы сюжетная картинка, эпизод фильма, рассказ. Благодаря данной опоре учащемуся задаются смысловое содержание и логическая последовательность высказывания, и от него требуется лишь оформить это смысловое содержание известными ему языковыми средствами (Ушакова: электронный ресурс).

Известный психолог и специалист в области психолингвистики И.А. Зимняя отмечает, что «цели применения наглядности обусловлены задачами, которые стоят перед преподавателем на определенном этапе обучения иностранному языку». Также, она считает, что наглядность в плане сообщения знаний при обучении ИЯ может использоваться в целях семантизации языкового материала и организации запоминания через установление связи между вербальным и наглядно-чувственным образом действительности (Зимняя, 2000: 58). 






Выводы по главе І



В данной работе за основу было взято следующее определение понятия наглядность – это специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности. 

В методике обучения английского языка наглядность как средство обучения разделяют на два вида: языковую и неязыковую, которые выполняют две функции: информационную и управление познавательной деятельностью учеников.

Средства наглядности, в зависимости от характера отображения ими действительности условно разделяют на такие:

натуральная (естественная) наглядность;

изобразительная наглядность;

символическая наглядность;

аудиовизуальные средства.

По форме наглядные пособия можно разделить на три типа:

1. Натуральные.

2. Изобразительные.

3. Графические.

Подытоживая все вышеупомянутое, можно прийти к заключению, что наглядностью можно назвать специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала, в результате которого в сознании учеников образуются определенные образы исследуемого объекта с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности.







Глава IІ Практические основы использования невербальных средств обучения на уроках английского языка в младшей школе



2.1. Психологические особенности младших школьников



Младшим школьным возрастом считается возраст детей от 7 до 10-11 лет, что отвечает годам учебы в начальных классах общеобразовательной школы. Но этот возраст не всегда отвечает начальному этапу обучения иностранному языку.

Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система в младшем школьном возрасте еще сохраняет свое преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя как и раньше преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в большей мере возбудительны и импульсивны (Крутецкий, 1980: 266-267).

В итоге можно сделать вывод о том, что уровень физического развития младшего школьника полностью допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома и не вызывает переутомления, перенапряжения.

Со вступлением ребенка в школу под воздействием учебы начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения им качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, наличие новых психологических свойств и качеств, которые требуются от них. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, производительность и стойкость.

Еще одна проблема заключается в том, что углубленная и производительная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживание эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержки внимания на учебных заданиях, а это умеют делать далеко не все дети. Многие из них быстро устают.

В начальной школе ребенок еще не приобрел навыка самоорганизации своего обучения, не осознает, каким образом ему удастся лучше воспринять и запомнить учебный материал, поэтому, большое значение на пути оптимальной организации процесса обучения иностранного языка приобретает учет учителем типа памяти учеников. За характером восприятия информации память бывает: двигательная  - память на движения и их системы; зрительная; слуховая.

Стоит помнить, что только один из этих видов памяти доминирует. Принимая во внимание это, учитель иностранного языка в начальной школе должен учитывать, что дети разные и, соответственно, применять разнообразные методы и приемы запоминания учебного материала. Планируя урок, добирать способы, средства подачи нового материала, производя навыки и совершенствуя умения, нужно помнить, что дети с доминирующей зрительной памятью лучше воспринимают учебный материал зрительным способом, с опорой на текст; дети, у которых доминирует слуховой вид памяти, лучше воспринимают учебный материал, когда слушают объяснение учителя. Им необходимо проговаривать полученную информацию вслух. Для детей с доминирующий двигательным видом памяти для восприятия учебного материала необходимо выполнять некоторые движения или записывать объяснение учителя.

Выступая в качестве субъекта иноязычной коммуникации, для решения коммуникативно-познавательных заданий ученик должен выявлять собственную активность, которая обеспечивается его желанием учиться. Таким образом, вопрос о создании мотивационной основы иноязычного общения младших школьников становится центральным в личностно-ориентированном обучении. Вопрос мотивационного обеспечения учебной деятельности требует отдельного рассмотрения. Известно, что мотивация разделяется на внешнюю и внутреннюю, а последняя, в свою очередь, - на перспективную и процессуальную. Мотивы, которые непосредственно не связаны с деятельностью, но влияют на ее успешность, являются внешними. Для учеников младшего школьного возраста такими мотивами является позитивное отношение к школе, желанию быть культурной и всесторонне развитой личностью, чувство ответственности за обучение перед родителями, учителем, уважение и авторитет среди одноклассников, понимание важности хорошо учиться и тому подобное Для учеников начальной школы характерными являются мотивы, связанные с одобрением со стороны взрослых, учителя и интересом к получению знаний, навыков и умений (Матюхина, 1976: 83). По утверждению М. В. Матюхиной, обучение школьника побуждает не один мотив, а система разнообразных мотивов, которые дополняют друг друга, и находятся в определенном соотношении между собой. 

Следует отметить при этом, что если интерес учеников 1-2-го классов направлен непосредственно на факты, то у учеников 3-4-го классов проявляется заинтересованность к объяснению фактов, их интересует не столько игра, сколько ее содержание (Рубинштейн, 2002: 59).

Усвоение знаний в начальной школе требует от младшего школьника сравнительно высокого уровня развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умения анализировать, обобщать, рассуждать.



Невербальные средства обучения и их применение на уроках английского языка в начальных классах.



На начальном этапе обучения нужно широко использовать наглядность. Превратить заучивание материала в увлекательную игру - один из путей к активизации познавательных интересов учеников. Психологи доказывают, что знания, полученные без заинтересованности, - это пассивный груз, который отягощает память учеников. Поэтому их надо заинтересовать и привлечь к творческому сотрудничеству. Ученики младших классов не могут долго сосредоточивать внимание на одном виде работы. Поэтому для переключения и концентрации этого внимания нужно изменять методы и формы работы. На уроке ученики должны учиться читать, писать, разговаривать.

В соответствии с ФГОС второго поколения, целью обучения иностранному языку в общеобразовательных учебных заведениях является овладение учащимися основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Именно поэтому приоритетной и актуальной в наше время становится проблема правильного, взвешенного, продуманно использование невербальных средств обучения на уроках английского языка в начальной школе, которые могут способствовать процессу оптимизации учебно-воспитательной работы. 

Результаты исследований А. Меграбяна (Меграбян, 2001: 233) свидетельствуют о том, что участвуя в устном, непосредственном, эмоционально окрашенном общении, 55% информации мы получаем через невербальные средства, 38% информации – через голос и 7% – благодаря словам. 

При этом, как отмечает С. Г. Тер-Минасова, в процессе овладения иностранным языком, 95% времени отводится на изучение слов, то есть на 7% вербальных средств общения; 4-5% времени тратится на интонационное оформление, то есть на 38% и 0-1% времени уделяется 55% невербальных средств. Миллионы людей учат язык, а потом оказываются неспособными эффективно общаться, потому что выучивают только 7% компонентов реального устного общения (Тер-Минасова, 2007: 93). Это красноречиво свидетельствует о том, что на современном этапе развития иноязычного образования существует острая проблема адекватного учета всех значимых компонентов общения в обучении иностранным языкам. 

Средства обучения, проблема их рационального использования существует с момента возникновения педагогики как науки. Мы согласны с мнением большинства ученых, что средства обучения являются вспомогательными материальными средствами учебно-воспитательных заведений с их специфическими дидактическими функциями. В мире есть множество толкований, дефиниций невербальных средств обучения.

Современный Оксфордский толковый словарь дает следующее определение невербальных средств обучения: «Невербальные средства обучения – обучение студентов общению, которые не включают слова, словосочетания или речь» (Oxford Advanced Learner’s Dictionary, 2011: 1037).

 Невербальная наглядность в свою очередь может выступать в форме рисунков, схем, диаграмм и т.д., а это, учитывая психологические особенности возраста учащихся младшего этапа обучения, позволяет задействовать приобретенный языковой опыт и активировать зрительные анализаторы для фиксирования новых слов в своей памяти. Как известно, к невербальным средствам обучения относятся так же голос, мимика, жесты, позы. Все они могут быть привлечены к учебно-воспитательному процессу, поскольку вышеуказанные средства имеют весомые преимущества. Среди них:

невербальные средства обучения способствуют решению проблемы массовости в обучении и воспитании; 

невербальные средства обучения способны индивидуализировать обучение;

процесс запоминания этих средств происходит у учащихся непропорционально, что зависит от ученических имита.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%