- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Применение компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин в колледже.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016222 |
Тема: | Применение компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин в колледже. |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА имени К.А. ТИМИРЯЗЕВА» (ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева) Гуманитарно-педагогический факультет Кафедра педагогики и психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (дипломная работа) ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КОЛЛЕДЖЕ по направлению 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям) Зав. выпускающей кафедрой д.пед.н., проф. Л.П. Илларионова «Допустить к защите» «___»__________________201_ г. Руководитель д.пед.н., профессор Шабунина В.А. Студент Смирнов С.В. Рецензент Нормоконтроль ст.преп. Шевкун А.А. Москва, 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 8 1.1 Понятие и сущность компьютерных технологий 8 1.2 Компьютер как средство эффективности учебного процесса 12 1.3 Теоретические основы применения компьютерных технологий при преподавании экономических дисциплин 18 1.4 Применение компьютерных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам в СПО 23 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КОЛЛЕДЖЕ 30 2.1 Методы применения компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин 30 2.2 Формы реализации компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин 32 2.3 Педагогические условия применения технологий электронного образования при обучении экономическим дисциплинам 36 ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В КОЛЛЕДЖЕ 44 3.1 Организация и методы исследования 44 3.2 Диагностика знаний учащихся на констатирующем этапе эксперимента 48 3.3 Реализация применения компьютерных технологий на формирующем этапе эксперимента 52 3.4 Экспериментальная оценка применения компьютерных технологий (повторная диагностика) 58 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70 ПРИЛОЖЕНИЯ 81 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Компьютерные технологии охватывают сегодня все сферы нашей жизни – от политики и религии до науки и общения и ведут к существенным изменениям в хозяйственной деятельности предприятий, домашних хозяйств, влекут за собой изменения в профессиональном профиле, изменяют образ мышления и восприятия человека. Целью образования является помощь молодым лицам в осознании происходящих в экономике и обществе перемен, приспособиться либо подготовиться к этим переменам. Лучше всего данную задачу помогают решить уроки экономики.На таких уроках студенты познают, как устроена в настоящее время экономика, а также учатся проводить анализ происходящих в ней явлений и процессов, принимают собственные решения и руководствуются приобретенныминавыками и знаниями. При этом преимущество отдается мастерству работать с информацией, получать и эффективно применятьполученные сведения, активно взаимодействуя со многими участниками образовательного процесса. Главнаяцель преподавателя на уроке экономики заключается в том, чтобы осуществить процесс обучения некоторым способом, чтобы приобретение знаний не совершалось инертным, механическим и несамостоятельным способом, а было действующим, полезным и творческим. В настоящее время в момент развития науки и техники новейшие информационные технологии внедрились практически вовсе области жизни современных людей. Эффективное применение ИКТ может помочь людям обитать винформационном обществе, приобретать новейшие знания, преуспевать ввыбранных ими профессиональных сферах. Сегодняшние ИКТ предоставляют возможность своего эффективного применения вобразовании наэкономических дисциплинахдля обучения, воспитания, формирования креативных способностей, создании познавательной работы студентов. В настоящее время в условиях информатизации образования и становления информационного технологического способа производства, большое внимание уделяется поиску рациональных подходов к использованию средств применения компьютерных технологий. Анализ различных концепций применения компьютерных технологий в обучении (Н.В. Апатова, В.М. Монахова, С.В. Панкжова, Е.С. Полата, Е.А. Ракитина, И.В. Роберта, А.В. Смирнова) показывает, что повышение эффективности обучения зависит не столько от технических характеристик компьютерной техники, сколько от степени разработанности дидактического сопровождения компьютерных программ и методик его использования. Перед современной системой образования стоит задача воспитать и подготовить специалиста, владеющего новыми способами обработки информации. Хорошие условия для решения поставленной задачи создаются в процессе подготовки с использованием компьютерных технологий. В связи с этим проблему разработки методики использования компьютерных технологий в подготовке в процессе преподавания экономических дисциплин, рассматриваемую в работах А.Н. Богатырёва, Ю.С. Иванова, Г.Н. Некрасовой, Г.В. Рубиной, Н.Г. Тарасовой, Л.Г. Четвериковой, Н.П. Шипицына, следует признать весьма актуальной. Использование электронных учебников и пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках по основам экономики. Применение компьютерных технологий дает возможность развитию мышления, внимания, повышению мотивации и эффективности обучения[32, 67, 79, 87]. Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы определили выбор темы исследования: «Применение компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин в колледже». Объектом исследования является компьютерные технологии в процессе преподавания экономических дисциплин в колледже. Субъектом работы является реализация компьютерных технологий при преподавании экономических дисциплин в колледже. Предметом исследования является методы, формы и средства компьютерных технологий в преподавании экономических дисциплин. Целью данной работы является исследование особенностей применения компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин в колледже. Гипотезаисследования – применение компьютерных технологий в учебном процессе может рассматриваться как специфическая область знаний и сфера педагогической деятельности, способствующая лучшему усвоению материала, его осмыслению и применению, понимаю значимости каждого учебного элемента, повышению интереса к предмету. Задачи исследования: Определить понятие и сущность компьютерных технологий; Рассмотреть компьютер как средство эффективности учебного процесса; Изучить теоретические основы применения компьютерных технологий при преподавании экономических дисциплин ; Охарактеризовать особенности применение компьютерных технологий в процессе обучения экономическим дисциплинам в СПО; Выявить основные методы применения компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин; Охарактеризовать формы реализации компьютерных технологий в процессе преподавания экономических дисциплин; Определить педагогические условия применения технологий электронного образования при обучении экономическим дисциплинам; Произвести диагностику знаний учащихся на констатирующем этапе эксперимента; Реализовать применения компьютерных технологий на форсирующем этапе эксперимента; Оценка эффективности применения компьютерных технологий. Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положений использована совокупность теоретических, общенаучных методов исследования: - анализ педагогической, психологической, методической литературы, посвященной проблемам исследования; - методы эмпирического исследования: психодиагностический эксперимент, а также наблюдение, беседа, тестирование; - обобщение, классификация, систематизация, сравнение, моделирование, системный анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование содержания обучения. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов, а также документы, имеющие отношение к рассматриваемым проблемам. В ходе работы использовались труды таких ученых как: Б.Г. Гершунского, Е.И.Машбица, в которых исследованы психолого-педагогические проблемы компьютеризации системы образования; Е.В.Барановой, В.П.Беспалько, Г.А.Бордовского, Т.А.Бороненко, Е.З.Власовой, И.Б.Готской, А.П.Ершова, В.А.Извозчикова, Н.В.Макаровой, И.В.Симоновой, Н.Ф.Талызиной, М.В.Швецкого, заложивших теоретические и методологические основы применения новых компьютерных технологий в образовании; М.Ю.Афанасьева, О.О.Замкова, Ю.А.Лаврикова, Н.В.Макаровой, В.В.Персианова, и др., посвященные исследованию проблемы компьютеризации экономического образования[4, 56, 93]. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: • теоретически обоснована целесообразность применения средств компьютерных технологий при обучении студентов разделам экономики; • на основе ведущих дидактических принципов разработана методическая система применения средств компьютерных технологий при обучении различных групп студентов разделам прикладной экономики, основанной на современных подходах к обучению, определяющих приоритетной целью успешность обучения студентов. Разработан подход к применению средств компьютерных технологий при обучении студентов экономическим дисциплинам. Практическая значимость работы заключается в разработке занятий по дисциплине «Экономика организации» с применением компьютерных технологий. База исследования:Опытно-экспериментальной базой стал ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс». Экспериментальную группу составили студенты второго курса по направлению 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» в количестве двадцати семи человек (14 мальчиков, 13 девочек) возрастом от 15 до 19 лет – ЗИО-216д. Контрольную группу составили студенты второго курса по направлению 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» в количестве двадцати шести человек (13 мальчиков, 13 девочек) возрастом от 15 до 19 лет– ЗИО-117/1д. Структура работы.Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 1.1 Понятие и сущность компьютерных технологий В настоящее время на развитие человечества оказывает большое влияние чрезмерное вмешательство компьютерных технологий, проникающих во все сферы деятельности человека. Одним из главных процессов влияния является компьютеризация. В последнее время, термин «информационные технологии» и «компьютерные технологии» отличить может не каждый, в связи с тем, что любые информационные технологии на данный момент совершаются с помощью компьютера. Хотя, понятие «информационные технологии» наиболее глубже и содержит в себе «компьютерные технологии» в роле составляющей. В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники и современных средств коммуникации, когда их использование становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека, все чаще ведется речь об информационной технологии обучения [1, c. 129]. Новые технологии сегодня прочно вошли в нашу жизнь, заметно увеличилась степень их влияния на подрастающее поколение. Виртуальный мир занимает неотъемлемую часть в их окружающей действительности. Будет ли применение современной техники толчком к развитию ребенка или нет, зависит от взрослых, особенно от учителя. Компьютерные технологии – это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Невозможно представить себе современные области производства, науки, культуры, спорта и экономики, где не применялись бы компьютеры. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях. Компьютерные технологии – это передний край науки XXI в. Компьютерные науки (или компьютерные технологии (англ. computer Science) – совокупность теоретических и практических знаний, которые используют в своей работе специалисты в области вычислительной техники, программирования, информационных систем и технологий. Как научная дисциплина компьютерные науки возникли в середине 30-х годов XX в. в результате слияния теории алгоритмов и математической логики, а также изобретения электронных вычислительных машин (компьютеров). Термин «компьютерная технология обучения» с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». Разработка собственно учебных компьютерных средств осуществлялась на основе идеи программированного обучения [7]. Появление компьютеров новых поколений стимулировало дальнейшую компьютеризацию обучения, например, изобретение интеллектуальных обучающих систем, базирующихся на работах в области искусственного интеллекта, в частности, теории экспертных систем – сложных программ, манипулирующих специальными экспертными знаниями в предметных областях. Эти системы решают задачи, применяя логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания. Соединяя мощные компьютеры с человеческим опытом, экспертные системы увеличивают ценность экспертных знаний, позволяя использовать их максимально широко и конкретно [21, 33]. Результаты проводимых в разных странах исследований воздействия компьютера на учебную деятельность, когнитивное развитие и эффективность обучения показывают, что возможности компьютера в повышении успеваемости довольно скромны, а приписываемое ему воздействие на познавательные способности мало изучено. В то же время, несомненно, компьютер способствует улучшению достижений слабоуспевающих детей, особенно на начальных ступенях образования. Его воздействие на общую культуру большинства учащихся неоднозначно. Отвечая на вопрос об эффективности внедрения компьютера в учебный процесс, можно выделить две категории. Первая – повышение успеваемости по отдельным предметам, т. е. обеспечение ориентированного на результат подхода. Применение ЭВМ в данном случае в основном связано с действующими учебными программами и призвано облегчить, ускорить и сделать более совершенным процесс обучения. Вторая – развитие общих когнитивных способностей: решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками, т. е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка. Первая олицетворяет традицию, определяемую бихевиористской концепцией обучения как системы стимульно-реактивных отношений. На этой основе разработаны программы, требующие от учащихся ответов, которые обеспечивают постепенное их продвижение к поставленным целям обучения. В данном случае обучение определяется как поддающееся количественному измерению изменение в обучении. Цели второй категории воплощают преимущественно когнитивистский подход к обучению, при котором обучаемые воспринимаются как активные участники учебного процесса, конструирующие собственные мыслительные схемы, а не просто как пассивные получатели информации. Таким образом, становится очевидным – эффективное применение компьютеров в учебном процессе всецело зависит от качества и концептуальной основы закладываемых в ЭВМ программ. Этот момент отмечается подавляющим большинством известных нам исследователей [13]. Компьютеризацию образовательного процесса обычно относят к глобальным инновациям, которые приходят в школы на протяжении последних десятилетий. На сегодняшний момент выделяют следующие направления использования компьютерной техники в образовании: компьютерная техника применяется для образования, что намного улучшает преподавательский процесс и делает его эффективней; применение компьютерных технологий используется в роле инструментов обучения; изучение самого компьютера и всевозможных современных средств информационных технологий используется в роле предметов изучения; организация коммуникативного развития на основе использования средств информационных технологий; использование средств усовершенствованных информационных технологий для организации интеллектуального досуга [1]. На сегодняшний день существует много идей для использования вычислительной техники, которая обеспечивает организационно-педагогические и методические потребности образовательного процесса: вычислительные – быстрая и точная смена всевозможных форм информации; трансдьюсерные – когда компьютер способен к набору и отдаче информации в любом виде; комбинаторные – предоставляется право на то, чтобы запоминать, сохранять, выводить структуру, осуществлять сортировку больших объемов информации, точно искать нужную информацию; графические – осуществляются конкретные выводы индивидуальной работы в точной наглядной форме; моделирующие – выстраиваются определенные информационные модели реальных предметов и явлений. Вышеперечисленные возможности компьютера, которые были перечислены, способствуют не только гарантированию поэтапного выстраивания личности человека, но и проявлению, изменению у него навыков, разработки условий для понимания в полном объеме знаний [17]. Современнее информационные технологии, проникающие в сферу образовательного процесса, предоставляют возможность педагогам хорошо преобразовать содержание, методы и организационные формы образования. Таким образом, внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс предоставляет возможность в доступной форме применять познавательные и игровые потребности учащихся для процессов познания и развития персональных качеств. Учитель же начальной школы должен иметь представление о фундаментальных навыках компьютерной грамотности, владеть знаниями об известных и распространенных операционных офисных приложениях на сегодня. 1.2 Компьютер как средство эффективности учебного процесса Сегодня компьютер уже не такая большая редкость в аудиториях. Вычислительные машины самых разных классов и типов находят применение в учебных заведениях в тех или иных целях (рисунок 2.1). Рисунок 1.1 – Технологии с использованием компьютерных средств обучения Этот процесс никак нельзя назвать упорядоченным, заранее спланированным. Новые технические средства распределяются по подразделениям учебных заведений, а дальше каждый работает с компьютером как может. Отсутствует определенная стратегия, обмен опытом, методическая помощь. Эта проблема серьезным образом даже не ставится, хотя не найдется ни одного преподавателя, который не связывал бы с компьютером будущее своей профессии. Нет нужды напоминать лишний раз о возможностях компьютера. Общепринято, что это самое мощное средство, которое когда-либо получал педагог. Результаты проводимых исследований воздействия компьютера на учебную деятельность, когнитивное развитие и эффективность обучения показывают, что возможности компьютера в повышении успеваемости очень скромны, а приписываемое ему воздействие на познавательные способности мало изучено. В то же время, несомненно, компьютер способствует улучшению достижений слабоуспевающих детей, особенно на начальных ступенях образования. Его воздействие на общую культуру большинства учащихся неоднозначно. Ряд авторов выражают мысль о том, что жесткие методические установки в сфере компьютерного обучения по таким вопросам, как индивидуализация и контроль за усвоением знаний, не годятся для разработки универсальных дидактических правил. Выбор типа обучающей среды, наиболее соответствующей задаче достижения учащимся учебных целей, в значительной степени зависит от индивидуальных способностей обучаемого и характера самих целей обучения[51, 77, 85, 86, 98]. Существующие различные по характеру программы для компьютеров прямо или косвенно отражают некоторые теоретические предпосылки о сущности процесса обучения. Нет необходимости при отборе учебных материалов исходить из оценки или каких-либо других аспектов этих теорий. Гораздо вернее решить вопрос с практической точки зрения, какая парадигма наиболее подходит для данных конкретных условий. Когда необходимы автоматизм и хорошо отработанные навыки, вполне пригоден бихевиористский подход. В других случаях, если предполагается использование уже имеющихся автоматизированных приемов, более целесообразным может оказаться метод направляемого обучения через открытие. Следует также признать, что индивидуальные различия в способах усвоения материала могут стать решающим фактором; некоторые учащиеся более восприимчивы к определенному методу обучения. Развитие компьютерных технологий обусловило возможность неограниченного доступа к информации, проведения онлайн-консультаций со специалистами различных направлений и дистанционных занятий и др. Исследования показали, что в настоящее время накоплен достаточно большой опыт в области реализации методов сбора, хранения, обработки учебной информации с использованием современных программных и технических средств [40]. Основными направлениями применения компьютерных технологий являются непосредственно обучение и тестирование возможностей обучающегося с целью контроля полученных им знаний. Для классического обучения характерно использование обучающих программных средств-тренажеров, электронных учебников, продуктов Microsoft Office, программ компьютерной графики, браузеров. Молниеносное продвижение компьютерных технологий устанавливает потребность в поиске новейших подходов к построению учебно-воспитательного процесса. Например, массовую популяризацию получило использование презентаций. Это информационное средство интересно тем, что может соединять в себе различные элементы: тестирование, аудиозаписи, видеофрагменты, анимации и другое. Удобно это так же возможностью останавливаться на определенном слайде и втягивать учащихся в дискуссию. Огромным плюсом презентации является использование ее на различных этапах урока (изучение нового материала, обобщение и так далее) и разных видах занятий. Важно отметить, что это компьютерное средство должно быть красочно оформлено, а тезисы чётко сформулированы. Поэтому создание презентаций требует от учителя творческого подхода[55]. Применение в учебно-воспитательном процессе электронных энциклопедий, являющихся аналогами справочно-информационных книжных изданий, помогает детям быстро находить нужную информацию, облегчает порой утомляющий учащихся поиск нужного слова по книгам. К тому же электронные справочники могут содержать в себе аудиозаписи или видеофрагменты, помогающие учащимся создать полную наглядную картинку о новом для них знании. Новейшей и интересной технологией для учащихся являются виртуальные и интерактивные экскурсии. В отличие от традиционной экскурсии этот вид отличается доступностью, многократной воспроизводимостью приглянувшихся моментов, не зависимостью от погодных условий. Так, виртуальная экскурсия, несомненно, не заменяет личного присутствия, но предоставляет возможность получить полное представление о каком-либо объекте[68]. Однако, следует учесть, что учебно-воспитательный эффект от применения современных компьютерных технологий будет на прямую зависеть от того, сможет ли педагог донести до учащихся, что именно и для какой цели им требуется наблюдать, и сможет ли привлечь и поддержать внимание учащихся на протяжении всего процесса обучения. Ведь учащиеся могут быстро адаптироваться к визуальной подаче информации. Здесь существует риск избыточности, который приведет к торможению развития из-за постоянно поступающей готовой информации. Следует уделить особое внимание к трудности выбора приемлемой зрелищности в педагогической деятельности, что должным образом помогало бы образовательному процессу, а не препятствовать ему. Проникновение современных компьютерных технологий в сферу образования позволяет качественно изменить содержание и методы обучения. Целью их внедрения является усиление интеллектуальных возможностей обучающихся, ускорение процесса обучения. Внедрение также сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе [2]. Можно согласиться с мнением ряда авторов, что, несмотря на положительные эффекты от внедрения компьютерных технологий, неправильно выбранный подход к автоматизации процесса обучения может иметь негативные проявления. Например, в [1, 2] выделяют возможность возникновения нервно-психических перегрузок и усиления психологической зависимости от персонального компьютера; обезличивание учебного процесса; отсутствие (в большинстве случае) возможности учета индивидуальных особенностей обучающегося; зависимость учебного процесса от работоспособности реализующих его программных и технических средств и др. Таким образом, становится очевидным – эффективное применение компьютеров в учебном процессе всецело зависит от качества и концептуальной основы закладываемых в ЭВМ программ. Появление компьютерных технологий дало возможность создать качественно новую образовательную среду как основу для развития и модернизации системы образования. Компьютерные технологии имеют ключевое значение на всех ступенях образовательной системы. На каждом этапе познавательной деятельности, научных исследований и во всех отраслях знаний компьютерные технологии выполняют функции, как инструментов, так и объектов познания. Таким образом, инновации компьютерных технологий обеспечивают революционное развитие образовательного процесса. Компьютерные технологии относятся к классу инновационных технологий, которые обеспечивают быстрое накопление интеллектуального потенциала, гарантирующего устойчивое развитие общества. Эффективность использования компьютерных технологий в образовательном процессе, особенно иллюстрированных средств обучения, реализация их дидактических возможностей, несомненно, является важнейшим требованием. Применение форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности обучающихся. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся. Целесообразность применения компьютерных технологий в образовательном процессе определяется тем, что с их помощью эффективно реализуется такие дидактические принципы как доступность, наглядность, сознательность, активность и т.д. Компьютерные технологии предоставляют следующие возможности для образовательного процесса: рационально организовывать познавательную деятельность в образовательном процессе; вовлечь в процесс активного обучения категории обучающихся, которые отличаются способностями и стилем обучения; сделать образовательный процесс более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия обучающихся; обретения и закрепления профессиональных навыков; повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; обеспечить обучающегося большим количеством знаний; развить интеллектуальные, творческие способности; работать с различными источниками информации; реализовать мировые тенденции в образовании; получить доступ в единое мировое информационное пространство. Благодаря использованию компьютерных технологий появляется возможность построения открытой системы образования. Совершенствуются методы и технологии формирования содержания образования. Система образования становится более гибкой, за счет автоматизации многих рутинных процессов, ее реакция на изменения в окружающем мире ускоряется. Современные методы организации учебного материала повышают эффективность его использования, а внедрение компьютерных технологий дает возможность выбора оптимального набора технологий для организации образовательного процесса, повышается оперативность и адекватность механизмов управления системой образования [57, 82]. Компьютерные технологии открывают возможность преподавателям отказываться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождая от изложения значительной части учебного материала. Использование новых технологий дает возможность обучающемуся не только лучше выучить предмет, и научится владеть полученными навыками. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные компьютерные технологии, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения [24, 33]. 1.3Теоретические основы применения компьютерных технологий при преподавании экономических дисциплин В современных условиях социально-экономических преобразований и интеграционных процессов назрела необходимость реформирования системы высшего образования в целом и системы профессиональной подготовки в частности. Подготовка специалистов на основе применения компьютерных технологий предполагает формирование таких навыков умений и знаний, на основе которых выпускник сможет осуществлять свою профессиональную деятельность на самом высоком уровне. Современные рыночные реалии требуют осуществления образовательного процесса на условиях экономической эффективности, что предполагает достижение максимального результата с минимальными ресурсными затратами. В данном случае, применение современных компьютерных технологий позволяет решить данную проблему наиболее рационально. Тем не менее при обучении и преподавании экономических дисциплинкомпьютерныетехнологии не нашли должного применения [19,20]. В связи с этим наблюдается противоречие между запросами студентов, требованиями, которые предъявляет общество и государство к современному уровню преподавания, использования в деятельности педагога ИКТ, и реальнымсостоянием данного вопроса [21]. Причины данного положения дел связаны с: - низкой информационной культурой как всего общества в целом, так и отдельно педагогических коллективов высших учебных заведений, отсутствием знаний относительно возможностей использования информационных технологий в образовательном процессе и неумением их использовать в массовой практике; - недостаточной научной психолого-педагогической разработанностью теоретических основ применения информационных технологий в образовательном процессе; - предметной, педагогической и методической неподготовленностью значительного числа преподавателей к работе скомпьютерными технологиями; - низкой мотивацией преподавателей и студентов к применениюкомпьютерных технологий в образовательном процессе. Таким образом, одно из противоречий образовательного процесса – это несоответствие между возможностямикомпьютерных технологий в образовательном процессе и их реализацией в процессе преподавания экономических дисциплин. Экономические дисциплины – это живые динамические науки. Информация, поданная в учебных пособиях, уже устарелая, так как учебник готовится к изданию нередко более года, а экономическая жизнь меняется ежедневно, появляются новые экономические концепции, на полях международных экономических форумов ведутся дискуссии. Современные студенты обучаются в период формирования «новой экономики» информационного общества. Отметим, что образование в области естественных наук менее подвержено изменениям из-за динамики общественной жизни, а экономическое образование должно чутко реагировать на изменение общественного развития и условий хозяйствования. В этой связи, все актуальнее становится проблема совершенствования методики преподавания экономических дисциплин и применения современных образовательных технологий. Методика преподавания призвана обеспечить высокий теоретический уровень преподавания, строгую научность, яркость и доходчивость изложения материала [1, с. 34]. От педагогов-преподавателей экономических дисциплин требуется целенаправленное использование интерактивных методик обучения, тестовых заданий, конкретных ситуаций, чтобы на основе применения теоретических положений анализировать практические процессы рыночных преобразований. Суть компьютерных методов образования состоит в том, чтобы организовать учебный процесс таким образом, чтобы стимулировать творческий подход студентов в процессе самостоятельной подготовки и мотивацию к самообразованию, это, в свою очередь, поможет студентам научиться выражать свои мысли, анализировать проблемные ситуации и находить эффективные пути их решения. Такие методы позволяют повысить уровень образования, развивают студентов, формируют навыки и умения, которые будут использоваться ими в дальнейшей профессиональной деятельности [1, с.54]. При изучении новой темы Интернет-ресурсы используются для поиска экономической информации в Интернете; поиска статистических данных и их анализа; анализа и составления экономических таблиц и схем; поиска ответов на проблемные вопросы; просмотра и обсуждения видеофрагментов из мультипликационных, художественных и документальных фильмов с экономическим содержанием; просмотра и обсуждения презентаций. Например, на этапе мотивации учебной деятельности, цель которого – сфокусировать внимание обучающихся на рассматриваемой проблеме и вызвать интерес к обсуждению причин, которые обусловливают ее решение, использую приемы, которые вызывают у них удивление, интерес к содержанию знаний, процессу их получения и усовершенствования, а, именно: иллюстрацию с помощью мультимедийных средств, видео. Так, на лекционном занятии «Рыночный спрос» при проведении этапа мотивации учебной деятельности использую видео отрывок из мультипликационного фильма «На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал…» по мотивам стихотворения С.Я. Маршака «Формирование рыночной цены»; на семинарском занятии «Механизм функционирования фондовой биржи» – видеотрывок из художественного фильма «Уолл-стрит», что вызывает неподдельный интерес со стороны обучающихся, способствует повышению их познавательной активности. На этапе изложения новых знаний используются мультимедийные презентации, разработанные к лекционным и семинарским занятиям дисциплины. Применение мультимедийных технологий на различных этапах учебного занятия привлекает внимание и вызывает постоянный интерес со стороны обучающихся. ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Эффективность методов дискуссионного типа в процессе преподавания экономических дисциплин
- Формирование управленческой компетенции у студентов много-профильных колледжей при изучении экономических дисциплин
- Процесс формирования тезауруса у младших школьников с использованием музыкальных компьютерных технологий