- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Формирование управленческой компетенции у студентов много-профильных колледжей при изучении экономических дисциплин
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012456 |
Тема: | Формирование управленческой компетенции у студентов много-профильных колледжей при изучении экономических дисциплин |
Содержание
5 2 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего образования «российский государственный аграрный университет – МСха имени К.А. Тимирязева» (ФГБОУ ВО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева) Гуманитарно-педагогический факультет Кафедра педагогики и психологии ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Формирование управленческой компетенции у студентов многопрофильных колледжей при изучении экономических дисциплин» Выполнила: студентка гуманитарно-педагогического факультета 401 группы Телегина Елена Сергеевна Дата регистрации КР/КП на кафедре ___________ Допущена к защите Руководитель: Члены комиссии: ______________________ _______ ученая степень, ученое звание, ФИО подпись ______________________ _______ ученая степень, ученое звание, ФИО подпись ______________________ _______ ученая степень, ученое звание, ФИО подпись Оценка ___________________ Дата защиты_______________ Москва, 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..6 ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………..……………...10 Особенности организации профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в колледже…………………………....10 Сущность процесса формирования управленческой компетенции…...20 Состояние проблемы формирования управленческой компетенции у студентов экономических специальностей колледжа……………......27 ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ…………………………….36 2.1. Характеристика технологии формирования у студентов экономических специальностей колледжа управленческой компетенции……………..36 2.2. Критерии эффективности формирования управленческой компетенции. ……………………………………………………………………………...43 2.3. Программа опытно - экспериментального исследования……………... ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ………………………..………….……………….. 3.1. Диагностика уровней сформированности управленческой компетенции…………………………………………………………………………. 3.2. Внедрение технологии формирования управленческой компетенции 3.3. Рекомендации по повышению эффективности формирования управленческой компетенции………………………………………….............. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..……….. ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..…... ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: в условиях кардинальных изменений социокультурных, социально-экономических отношений перед системой среднего профессионального образования стоит задача повышения качества подготовки специалистов, предполагающая высокий уровень управленческой компетенции выпускников, соответствие их профессионализма требованиям общества, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, социальную мобильность. Сказанное свидетельствует о том, что выпускник колледжа по экономическим специальностям должен владеть управленческой компетенцией, связанной с многоуровневостью и вариативностью управленческих задач в профессиональной области: от нормативно-правовых основ организации государственного регулирования экономики до характерных черт современного менеджмента; механизмов принятия и реализации управленческих решений, а также форм управленческого общения в коллективе. В этих условиях приоритетной задачей учреждения среднего профессионального образования выступает формирование базовой управленческой компетенции студентов колледжа. Проведенный анализ выявил многоплановость исследования управленческой компетенции будущего специалиста, и в тоже время показал недостаточную действенность имеющихся в педагогической науке механизмов её формирования, в частности, четких структурно-содержательных и критериально-оценочных показателей сформированности управленческой компетенции у выпускников колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», слабость инструментария диагностики качества организации управленческой деятельности будущего специалиста среднего звена; недостаточно высокую формализацию модели процесса формирования управленческой компетенции у студентов колледжа и технологии ее реализации в образовательной практике колледжа. Сказанное позволило выявить сложившиеся противоречия между: - насущными требованиями к качеству управленческой деятельности будущих специалистов экономического профиля и низким уровнем их управленческой компетенции; - необходимостью адекватного реагирования организованной системой профессиональной подготовки специалистов на имеющиеся и вновь возникающие управленческие проблемы и отсутствием действенных методик их разрешения; - потребностью практики среднего профессионального образования в научно-методическом обеспечении процесса формирования управленческой компетенции будущего специалиста и малой эффективностью действующих моделей подготовки специалистов, высококомпетентных в решении управленческих задач различной сложности. Проблема исследования заключается в необходимости структурирования содержания, разработке модели и технологии формирования управленческой компетенции у будущих специалистов экономического профиля в условиях среднего специального учебного заведения. Таким образом, возрастающая актуальность, недостаточность разработанности проблемы определили выбор темы исследования. Цель исследования: разработать и научно обосновать модель формирования управленческой компетенции у студентов экономических специальностей и технологию её реализации в условиях образовательной практики колледжа. Объект исследования - процесс профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. Предмет исследования - содержание и технология формирования управленческой компетенции у студентов экономических специальностей в условиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева». Гипотеза исследования. Процесс формирования управленческой компетенции у студентов экономических специальностей в условиях среднего специального учебного заведения будет эффективен, если: - базируется на федеральных государственных требованиях (ФГОС, нормативных документах) к уровню управленческой компетенции студентов экономических специальностей средних специальных учебных заведений и наиболее полно отражает специфику ее проявления на всех уровнях профессиональной деятельности специалиста; - образовательный процесс в колледже строится поэтапно с включением студентов в реальные управленческие проекты, что позволяет студентам на должном уровне овладеть управленческой компетенцией; - технология формирования управленческой компетенции выстроена с учетом индивидуальных особенностей студентов и реальных управленческих проблем, в которых реализуются потенциальные возможности специалистов экономического профиля. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие основные задачи исследования: -изучить особенности организации профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в колледже; - выявить сущность и содержание управленческой компетенции студентов экономических специальностей колледжа; - определить показатели сформированности управленческой компетенции у студентов колледжа; - разработать и экспериментально проверить модель процесса формирования управленческой компетенции у студентов колледжа и технологию ее реализации в образовательной практике колледжа; - разработать рекомендации по повышению эффективности формирования управленческой компетенции студентов экономических специальностей колледжа. Теоретической основой дипломной работы стали концепции современного образования в условиях его модернизации (Краевский В.В., Сериков В.В., Сластенин В.А., Хуторской А.В.); теории профессионального образования (Анисимов П.Ф., Батышев С.Я., Бокарева Г.А., Бокарев М.Ю., Вишняков С.М., Сергеев Н.К.); теории формирования компетентности в профессиональной деятельности специалиста (Зеер Э.Ф., Зимняя И.А., Равен Дж.); принципы развития и функционирования педагогических систем и их научно-методического обеспечения в контексте профессионального становления личности (Беспалько В.П., Вазина К.Я., Кларин М.В., Климов Е.А., Лебедев О.Е., Селевко Г.К., Симонов В.П.). Данное исследование базируется и на основополагающих подходах отечественных психологов к проблеме развития личности в процессе профессиональной подготовки (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.). Методы исследования. Для достижения цели и решения задач исследования и проверки гипотезы использовались общетеоретические методы научного познания (анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, группирование и др.); общепедагогические методы (анализ документов и литературных источников, беседа, анкетирование, опрос, изучение результатов деятельности); педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария по определению уровней сформированности управленческой компетенции будущего специалиста экономического профиля; экспериментальном обосновании модели формирования управленческой компетенции студентов колледжа, реализации технологии формирования управленческой компетенции и оценке её эффективности в реальной практике колледжа. Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения. ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КОЛЛЕДЖА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1 Особенности организации профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в колледже Переход к рыночной экономике, усиление интегрированных процессов в европейской и мировой системе образования обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа. Рынок рабочей силы требует от выпускника среднего профессионального образовательного учреждения наличия определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятия решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения на языке «компетенций», на языке которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста. В Законе РФ «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» говорится о том, что основная цель среднего профессионального образования заключается в подготовке специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих профессией, способных к постоянному профессиональному росту в конкурентной среде. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников экономических специальностей, например «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), (базовый уровень среднего профессионального образования)» гласит, что выпускник должен знать рыночные методы хозяйствования, организацию труда и управления; быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать управленческие проблемы в области профессиональной деятельности; быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач; быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации. Для того чтобы, знать какими выпускник колледжа должен обладать профессиональными качествами, необходим постоянный контакт с работодателями. Анализировать предпочтения работодателей с экономической, управленческой, психологической стороны, изучить тенденции развития российской экономики, также необходим анализ данных демографии и социологии. Были сформулированы требования, предъявляемые к выпускникам экономических специальностей колледжа потенциальными работодателями. Вот самые важные из них, необходимые для успешной карьеры: - умение брать на себя ответственность и принимать решения на своем уровне; - умение понимать стратегию организации и способность интегрировать стратегию своего участка работы в общую стратегическую линию; - умение адаптироваться к деловой культуре компаний, в том числе зарубежных; - готовность работать в большой команде; - владение иностранным языком и компьютером; - высокие этические стандарты ведения дела. Изучение большинства учебных дисциплин может быть вполне традиционным. И в рабочем варианте учебной программы, на основе которого выстраивается конкретный образовательный процесс, эти дисциплины объединены также во вполне традиционные блоки: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»; «Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением»; «Математические и общие естественнонаучные дисциплины»; «Общепрофессиональные дисциплины»; «Специальные дисциплины». Рассмотрим наиболее общие модели организации профессиональной подготовки студентов в колледже. Существует несколько подходов к построению таких моделей, которые целесообразно объединить в три группы. В первую входят интуитивно-эвристические, эмпирические, логические и аналитические, во вторую - кибернетические и системно-структурные, и, наконец, третью группу составляют, так называемые, графо-топологические. Дадим краткую характеристику данным подходам. В основе интуитивно-эвристического подхода (впрочем, как и эмпирического) лежит опыт и мощная интуиция педагога. В такой ситуации только с помощью педагога можно правильно определить назначение, роль учебно-познавательной деятельности и вытекающую из этого совокупность «оптимальных» управляющих воздействий на познавательную деятельность обучаемого. Чтобы данный метод был эффективен при решении определенных дидактических задач необходимо учитывать характер познавательной деятельности конкретного студента [9]. Логический подход заключается в том, что процесс обучения развивается в соответствии с «объективной закономерностью». По мнению Данилова М.А. обучающийся постепенно движется «по лабиринтам» познавательной деятельности: от имеющихся знаний, умений и уровня развития до того уровня, который соответствует полному овладению изучаемого предмета [14, с. 104].Этот путь способствует успешному процессу усвоения знаний и развитию познавательной активности студентов. При таком подходе учебный процесс необходимо организовывать таким образом, чтобы он развивался под воздействием педагога и за счет собственных внутренних резервов обучающихся. Решающую роль в достижении этого играет методика отбора учебных, технических задач проблемного характера, соответствующая постановка темы занятий, с обязательным учетом базовых компонентов знаний данной дисциплины [14, с. 118]. Одной точки зрения придерживаются специалисты в области дидактики и организации учебного процесса обучения: Данилов М.А., Краевский В.В., Лернер И.Я., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др., утверждающие, что структурными элементами организации профессиональной подготовки выступают: - принятие и осознание учеником познавательной (или управленческой задачи, актуализация мотивов ее решения; - восприятие новой информации из различных источников и преобразование ее в понятия, модели и т. п.; - применение сформированных понятий (моделей) в виде ориентировочной основы познавательных действий, осмысление целей, задач, способов и подходов к решению; - преодоление обучающимися «ближней зоны развития» и переход в «дальнюю зону»; - осознанный перенос полученных знаний, умений и навыков в новые условия; - анализ и самоанализ освоенных способов учебно-познавательной деятельности [26, с. 43]. Все звенья процесса обучения взаимосвязаны, нельзя сказать, что они действуют друг за другом в определенной заданной последовательности. Системно - структурный подход к процессу обучения в целостной педагогической системе можно представить в виде подсистем преподавания и учения. Причем, «ведущей деятельностью в подсистеме «учение» является познавательная деятельность... », а «... процесс обучения как целостная педагогическая система состоит из следующих неразрывно связанных между собой компонентов: целей подготовки специалиста, деятельности учения и соответствующего им результата» [32, с. 57]. Существует четыре последовательных этапа в организации образовательного процесса в колледже. Первый этап заключается в формулировании целей обучения, На первом этапе происходит формулирование целей обучения, которые определяют основные функциональные блоки (объекты) модели. Реализация данного этапа требует обширного знания факторов, которые относятся к дидактическим, гносеологическим, психологическим и информационным процессам (явлениям), происходящим при практической реализации учебного процесса и глубокого проникновения в их взаимосвязи. Как правило, этап завершается записью в каких-либо терминах, сформулированных качественных представлений о связях между элементами модели обучения [8, с. 137]. Вербицкий А. А. и другие современные дидакты считают, что целью обучения является развитие личностного потенциала человека, формирование его способностей к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, выработка целостной структуры будущей профессиональной деятельности студента в период его обучения. Второй этап - прогнозирование (на научной основе) результатов (теоретических следствий), к которым приведет построенная соответствующим образом модель организации образовательного процесса, для дальнейшего их (результатов) сопоставления с данными наблюдений, изучаемых дидактических явлений. Цель обучения выполняет системообразующую функцию педагогической деятельности. От выбранной цели обучения зависит выбор содержания, методов, средств образования. Отправной точкой для определения цели и построения иерархической системы задач по мнению Смирнова С. Д. служит модель специалиста. Сама по себе модель подобная не считается психолого-педагогическим конструктором. В основе ее содержания лежит, как правило, квалификационная характеристика, в которой зафиксирована система требований к будущему специалисту. Третий этап - выяснение того, удовлетворяет ли принятая гипотетическая схема (модель) критерию практики, т. е. выяснение вопроса о том, каково рассогласование между потребностями общества в усвоении обучаемыми данной области знаний и фактическим уровнем их подготовки. Четвертый этап - последующий анализ и модернизация действующей структуры (модели) образовательного процесса в связи с накоплением новых данных о методах повышения его эффективности. Действительно, в процессе развития дидактики, как науки, данные об изучаемых в ее рамках явлениях все более и более совершенствуются и наступает момент, когда выводы, получаемые на основании действующих моделей обучения не соответствуют нашим знаниям о происходящих там явлениях. Таким образом, возникает необходимость построения новых более совершенных моделей. В педагогической литературе даются различные определения сущности учебно-познавательной деятельности студентов экономических специальностей колледже. Это зависит от того, какому подходу отдают предпочтение авторы известных работ в трактовке самого понятия «учебно-познавательная деятельность». Так одни авторы определяют ее сущность как специальную организацию всех компонентов системы обучения экономическим дисциплинам, самоподготовки специалистов или берут описание методов руководства действиями студентов, содержательные стороны выполняемых ими заданий и значение последних для воспитания личностных качеств обучаемых; другие степень самостоятельности учебно-познавательных действий студентов при выполнении ими теоретических и практических работ, третьи - характер и особенности поставленных перед студентами учебно-познавательных задач и выступающих как предмет их деятельности. В соответствии с такими подходами по-разному представляется структура учебно-познавательной деятельности, влияние на нее управляющих воздействий со стороны педагога с точки зрения оптимизации такой деятельности и, следовательно, достижения наивысших результатов обучения в конкретной педагогической ситуации. Приоритетным для авторов первой группы при определении сущности и структуры учебно-познавательной деятельности студентов колледжа является внешняя сторона ее проведения. Так, Жук О.Л под учебно-познавательными действиями обучаемых понимает «выполнение ими заданий без всякой помощи, но под визуальным наблюдением преподавателя, который в случае затруднений может перейти к коллективным упражнениям» [16]. В исследованиях Казанцева И.Н., Стрезикозина В.П., Федоренко И.Т. и др., указывается на необходимость установления определенного времени на выполнение задания с обязательным проявлением студентами самостоятельности и умственного напряжения [22]. Известный дидакт Лернер И.Я. рассматривает учебно-познавательную деятельность как соединение мыслительной деятельности обучаемых с их самостоятельным и физическим действием. Она выполняется «без непосредственного участия педагога, но по его заданию в специально предоставленное для этого время», при этом обучающиеся стремятся достигнуть поставленной в задании цели «через свои умственные и физические усилия». Учебно-познавательная деятельность говорит автор «помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде» [26, с. 132]. С точки зрения «объектной» сущности учебно-познавательной деятельности студентов, в данных работах только косвенно отмечаются управленческие функции, не подчеркивается их значение и влияние на отдельные структурные звенья «учения» и, следовательно, на формирование управленческой компетенции студентов. Таким образом, авторы рассмотренных нами работ основными звеньями процесса формирования управленческой компетенции студентов считают: - уяснение студентами поставленной перед ними задачи; - участие их в планировании работы, особенно при выполнении практико-ориентированных заданий; - выполнение работы в отведенное время с напряжением умственных и физических усилий; - проверка (контроль) результатов работы с помощью преподавателя. Вторая группа авторов в своих исследованиях основным признаком эффективности формирования управленческой компетенции студентов считают степень их самостоятельности в процессе познавательной деятельности. Так, в работах Мазилова В.А. самостоятельность рассматривается как средство формирования профессионализма обучающихся, как форма организации их познавательной деятельности, требующая проявления активности и творческого мышления в практической деятельности, настойчивости и инициативы при решении поставленной задачи. В ходе этой работы студенты сосредотачивают внимание на изучаемом материале, осмысливают предложенный преподавателем материал, накапливают, сохраняют и по возможности приумножают полученные знания, составляют и сравнивают факты, самостоятельно делают выводы и обобщения. Подчеркивается, что обязательным условием ее выполнения является осознание обучаемым цели и смысла учения [27]. В своих исследованиях Смирнова И.П. выделил три элемента управленческой компетенции в структуре учебно-познавательной деятельности обучающихся-организационно-технический, собственно познавательный и практический и наметил содержание умений, которыми должен обладать обучаемый. В первом элементе - это умения планировать и распределять работу по времени, производить оценку результатов для определения степени усвоения материала и т. п. Во втором - умение самостоятельно оценивать содержание изучаемого материала и применять его на практике, собирать и систематизировать факты, сравнивать, делать выводы, проводить наблюдения и опыты. В третьем - умения выполнять практические и производственные задания. Причем, формирование этих умений начинается под руководством педагога, а затем продолжается в процессе выполнения студентами учебно-познавательных действий, сложность которых постепенно возрастает. В данной работе приводится перечень таких действий [39]. Исследователи третьей группы (Данилов М.А., Пидкасистый В. А. и др.) довольно убедительно доказывают, что сущность учебно-познавательных действий как специфических педагогических конструкций определяется особенностями поставленных в них учебно-познавательных задач. Задача побуждает студентов к творческой деятельности, служит «пусковым» моментом их мыслительного процесса [32]. Новые познавательные задачи выдвигаются перед студентами логикой учебного процесса, вытекают из потребности выполняемой ими соответствующей деятельности или вносятся преподавателем извне. Пидкасистый П. И. в своих исследованиях считает, что «... генетической клеточкой учебно-познавательных работ, их цементирующим ядром является познавательная задача, предлагаемая обучаемым в конкретной ситуации и выступающая как объект их деятельности. В учебном процессе в качестве такой задачи всегда должна выступать учебная или иная проблема» [32, с. 89]. По мнению профессора Пидкасистого П.И. «задача как реальный объект состоит из элементов, составляющих логический аспект исследования и инвариантов, составляющих дидактический аспект исследования» [32, с. 142]. Организация образовательного процесса складывается из совокупности элементов: восприятие и осмысление учебного материала, изучение различной литературы, преобразование учебной информации в знания, закрепление полученных знаний, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов и т.п. Кроме того, делается важный для педагогической действительности вывод о том, что: «организация учебно-познавательной деятельности несет в себе четко выраженную функцию управления ею» [32, с. 153]. Поэтому необходима четко поставленная учебно-познавательная задача, которая поможет преподавателю заранее продумать характер познавательной деятельности студента и соответственно управлять этим процессом. Рассмотрев различные точки зрения можно выделить основные признаки организации образовательного процесса в колледже: - внешние: эти признаки заключаются в том, как обучаемые планируют свою работу, выполняют задания без помощи других. Роль преподавателя заключается в организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий; - внутренние: эти признаки проявляются в том, как студенты самостоятельно, творчески и активно решают сама учебно-познавательная деятельность претерпевает качественные изменения и поступательно развивается; - общие: учебно-познавательная задача выступает в виде управленческой, практической или иной проблемы, это способствует побуждению студентов к творческой работе и требует напряжения духовных и физических сил. Рассмотрев все признаки организации образовательного процесса в колледже необходимо указать тот факт, что они должны сочетаться с такими характеристиками образовательного процесса, как современность - стремление к совершенствованию дидактического процесса, с помощью которого необходимо уменьшить разрыв между новейшими достижениями в научной мысли, производстве и тем как они отражаются в процессе изучения учебных дисциплин и методах обучения; интегративность - синтез получаемых знаний от достижений в области фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук; оптимальность - попытка достичь учебно-воспитательных целей при наименьших затратах силы, времени и средств; научность - отказ от формального, интуитивного определения содержания, методов и форм обучения и переход к глубокому научно-обоснованному анализу образовательного процесса. В заключении следует подчеркнуть, во-первых, что на организацию профессиональной подготовки студентов экономических специальностей в колледжах оказывает влияние то, как понимается современная экономика, менеджмент, возраст студентов, их общеобразовательная подготовка, компетентность и профессиональное мастерство педагога, характера изучаемого материала и вида производственных заданий, особенности учебного процесса данного колледжа, состояние его материальной базы и других факторов; во-вторых, при выполнении конкретной учебно-познавательной задачи, отдельные звенья познавательной деятельности будут усиливаться или ослабляться, а в некоторых случаях исчезать совсем; в-третьих, психолого-педагогические условия организации зависят от того, какую позицию занимают обучающиеся в педагогической ситуации. 1.2 Сущность процесса формирования управленческой компетенции Понятие «компетенция» в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Поэтому образование будущего специалиста должно стремиться к овладению определенными навыками и формированию специфических способностей - коммуникабельности, предприимчивости, умения организовывать и самоорганизовываться. Содержание таких способностей раскрывается через умения предвидеть, планировать, организовывать, контролировать, координировать, регулировать и мотивировать свою деятельность и деятельность окружающих, принимать и реализовывать управленческие решения. Все эти умения будущего специалиста раскрываются как в его индивидуальной деятельности, так и в коллективной работе его команды или организованной им системы управления. Не существует общепринятого определения базовых понятий «компетентность» и «компетенция». «Значимым компонентом профессиональной компетентности являются ключевые (общие, универсальные) компетенции - набор базовых знаний и надпредметных умений, а также личностных качеств индивида, необходимых для продуктивной деятельности». Разными авторами данные понятия определяются как способность, готовность, свойство, качество личности. Самое простое определение предлагается в словаре-справочнике, изданным Федеральным институтом развития образования: «компетенция (англ. competence) - способность применять знания, умения и практический опыт для успешно трудовой деятельности», и «компетентность» - (англ. competency) - наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности». Байденко В. И. определяет профессиональную компетентность как готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности - соответствующие навыки, технические приемы. Другие авторы указывают на механизмы саморегуляции (самоуправления) в структуре компетентности. Так, Андреева З.А. рассматривает формирование профессиональной компетентности как составление смыслообразующих профессиональных мотивов, трансформирующихся в профессиональные цели, включенные в систему самоуправления. Профессиональная компетентность - это комплекс специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, отвечающих требованиям профессии, направленный на получение общественно полезного результата, достижение которого происходит вследствие личностного самоуправления. [5, с. 34] Зеер Э. Ф. и его соавторы называют компетенциями межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. В исследованиях Суббето А.И. компетенции являются факторами успешности, результативности деятельности: «Компетенции прогнозируют хорошее или плохое исполнение, которое измеряется при помощи конкретного критерия или стандарта». [40, c. 59] Показателем качества подготовки специалиста, определяющим его поведение на рынке труда, является профессиональная компетентность. Анализируя различные трактования данного термина и учитывая собирательный характер компетентности (включая профессиональную компетентность) (В. И. Байденко, А. М. Новиков) под профессионально компетентностью мы понимаем интегральное качество личности, характеризующее ее способностью и готовностью применять знания и умения для продуктивного выполнения профессиональных функций, в том числе проблемного характера на основе ценностного самоопределения и опыта деятельности. В настоящее время, по мнению большинства исследователей, компетенции определяются как нормативное требование к содержанию образования - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности с ними. Сказанное позволило дать определение понятию «управленческая компетенция студентов экономических специальностей колледжа», которое определяется нами как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), и способность применять данные качества в профессионально-управленческой деятельности для решения профессионально-управленческих задач. Структура управленческой компетенции состоит из следующих компонентов: - мотивационный (осознание значимости управленческой культуры и необходимости специальной подготовки, влияющей на профессиональный статус специалиста-экономиста); - инструментально-нормативный (реализация в различных сферах жизнедеятельности учреждения законодательных норм); - выработки и принятия управленческого решения (владение технологиями маркетинга, умения разрабатывать бизнес-планы развития учреждения, устанавливать продуктивные деловые контакты с партнерами, благотворительными фондами и организациями, спонсорами); - аналитико-прогностический (аналитические умения выявлять причины снижения эффективности деятельности организации и разрабатывать научно-обоснованные проекты повышения результативности функционирования её различных структурных подразделений); - профессионально-коммуникативный (умения аргументировано излагать свою точку зрения, убеждать, вести переговоры; предупре....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: