VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Процесс формирования тезауруса у младших школьников с использованием музыкальных компьютерных технологий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012105
Тема: Процесс формирования тезауруса у младших школьников с использованием музыкальных компьютерных технологий
Содержание
      Реферат
      Дипломная работа __с., 3 схемы, 2 диагр, 4 табл., 63 источника, 8 приложений.
      МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕЗАУРУС, КОМПЬЮРЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДИАГНОСТИКА
      Объект исследования – процесс обучения на уроках музыки в начальной школе.
      Предмет исследования – процесс формирования тезауруса у младших школьников с использованием музыкальных компьютерных технологий.
      Цель работы – теоретически обосновать возможность применения компьютерных технологий и их практически апробировать для формирования музыкального тезауруса младших школьников на уроках музыки.
      Методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных учёных: вопросами электронных музыкальных инструментов занимались исследователи А.А. Володин, В.И. Волошин, С.Г. Корсунский, И.Д. Симонов, Л.И. Федорчук; возможности применения компьютерных средств в музыкальном искусстве исследовали Ю.Г. Дмитрюковa, Д.Ю. Дубровский, Г.A. Евсеев, A.П. Загуменнов, М.Д. Рaбин, В.С. Ульянич и др.; разработку новых и анализ существующих музыкальных компьютерных технологий осуществляли Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, A.В. Горельченко, П.П. Живaйкин, Г.Н. Котельниковa.
      Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по предмету исследования, синтез, обобщение, систематизация, классификация) и эмпирические (методы анкетирование, наблюдение, эксперимент, методы математической обработки данных).
      Результаты внедрения и их новизна. Полученные результаты использованы в процессе работы в ГУО «Средняя школа № 11 г. Орши» и ГУО «Козянская детский – сад базовая школа Браславского района»; апробированы на IV Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов «Молодёжь XXI века: образование, наука, инновации».
      
      Содержание
      
      Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      1 Психолого-педагогические основы формирования музыкального тезауруса младших школьников средствами компьютерных технологий. . . . . . 
       1.1 Сущность понятий «музыкальный тезаурус», «знание», в педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
       1.2 Сущность понятия «компьютерные технологии» в музыкальной педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
       1.3 Взаимодействие учебно-методического обеспечения и компьютерных технологий в процессе формирования музыкального тезауруса учащихся на уроках музыки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Выводы по 1 главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      2 Методические условия формирования музыкального тезауруса младших школьников средствами компьютерных технологий . . . . . . . . . . . . . . 
      2.1 Методическая последовательность формирования     музыкального тезауруса у учащихся в рамках урока музыки . . . . . . . . . . . . 
      2.2 Методические подходы к формированию компонента учебно-программного музыкального тезауруса «Ритм» на протяжении периода изучения предмета «Музыка» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Выводы по 2 главе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
      Приложение А Музыкальная компьютерная программа «Дракоша в мире музыки» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение Б Музыкальная компьютерная программа «Уроки музыки с дирижёром Скрипкиным» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение В Музыкальная компьютерная программа «Музыкальные острова» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение Г Музыкальная компьютерная программа «Виртуальная творческая лаборатория» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение Д Компоненты учебно-программного тезауруса урока музыки в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение Е Варианты тестов для диагностики сформированности музыкального тезауруса у младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение Ж Диплом районного конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 
      Приложение И Список публикаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 






































      
      
Введение
      
      
Глава I Психолого-педагогические основы формирования музыкального тезауруса младших школьников средствами компьютерных технологий
     
     1.1 Сущность понятий «музыкальный тезаурус», «знание» в педагогике
     
      Полноценное общение с музыкой возможно при условии осознанного освоения музыкального языка, информационно-знаниевым «хранилищем» которого выступает музыкальный тезаурус. Накопление музыкального тезауруса в виде музыкальных знаний, представленных в понятиях, позволяет углубить и обогатить целостное понимание художественного образа. Приблизиться к восприятию, пониманию содержания музыкального произведения возможно только лишь посредством осмысления услышанного, анализа элементов музыкального тезауруса, музыкального языка. Одной из задач обучения музыке является освоение этого языка, формирование понятийного аппарата, введение его в активную практику. В этой связи формирование музыкального тезауруса выступает необходимым условием для формирования компетентного слушателя, который сможет самостоятельно продолжить постигать музыкальное искусство.
      Формирование тезауруса является, необходимым условием для музыкального восприятия, являющегося частью процесса мышления, в т.ч. и музыкального. Уровень развития музыкального мышления, прямо или опосредованно зависит от качества овладения понятиями, содержательности и емкости последних. Формирование соответствующих представлений и понятий, их подчинение определенной системе – важнейшая задача музыкальной педагогики. Важным показателем полноценного формирования музыкального тезауруса выступает умение применить знания на практике.
      Каждый человек является носителем информации и обладает исходным тезаурусом личности. Личностный тезаурус определяет возможности индивидуума принимать информацию, вследствие чего происходит изменение самой личности [16; 17]. 
      Выяснение сущности понятия «тезаурус» позволяет определить понятие «музыкальный тезаурус». Несмотря на фундаментальность феномена «тезаурус», ряд исследователей отмечает, что единого четкого определения его не существует и предлагают свои варианты [45; 48; 51; 67].
      На основе различных авторских определений понятия «тезаурус», Е.Н. Вороновой [12, с. 179-181] проведена их классификация по нескольким условным смысловым группам: словарная, информационно-поисковая, знаниевая и как категории педагогики.  
      Приведем примеры определений тезауруса в каждой из групп.
      В словарной группе тезаурус рассматривается тип построения словаря: «словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с применением их употребления в тексте» [60, стр.]; «словарь языка с полной смысловой информацией» [40, стр.]; «словарь какого-либо языка, представляющий его лексику в полном объёме» [7, стр.].
      В информационно-поисковой группе определений тезаурус представляется как информационно-поисковый язык, основа функционирования информационно-педагогической среды: «множество смысловыражающих единиц некоторого языка, с заданной на нем системой семантических отношений» [5, стр.]; «словарь, в котором слова, относящиеся к какой-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и другие), между лексическими единицами» [8, стр.].
      В знаниевой группе тезаурус определяется как база знаний: «совокупность знаний, накопленных человеком или некоторым коллективом» [63, стр.]; «запас информации, которая, постепенно пополняясь, служит фундаментом, является информационной базой любого вида деятельности, образования, формирования и развития личности и общества» [31, с. 42]; «открытая система взаимосвязанного накопления, хранения, преумножения и представления информации, человеческого опыта, являющаяся фундаментом, информационной базой любого вида деятельности, отдельные уровни и компоненты которой могут актуализироваться под влиянием внешних стимулов и внутренних побуждений» [66, с. 514-517]; «описание представления о внешнем мире некоторого наблюдателя» [67, стр.]; «информационное хранилище накапливаемого опыта, отдельные уровни и компоненты которого могут актуализироваться под влиянием внешних воздействий (условий)» [14, с. 35]; «мир» знаний и интересов, структурированное знание в виде понятий и смысловых отношений между ними» [13, стр.]; «полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющей в ней ориентироваться, отражает иерархию субъективных представлений о мире, является частью действительности, освоенной субъектом, динамичен, изменчив и подвижен в младшем возрасте и приобретает высокую степень устойчивости по мере взросления» [42; 43].
      В настоящее время тезаурус как одна из областей педагогической науки анализируется исследователями В.И. Гинецинским [14], Л. И. Гурье [16; 17], В.А. Извозчиковым [31], Л.Ю. Монаховой [48], А.А. Никитиной [51], Л.Т. Турбовичем [64] и О.Н. Шиловой [67]. Поэтому выделяется четвертая условная смысловая группа – тезаурус как категория педагогики. Сюда включаются определения тезауруса как особого рода «накопителя информации», «информационно-знаниевой, понятийной базы», являющейся условием развития личности в различные возрастные периоды.
      А.А. Никитина, рассматривая с позиций категории диалектики, выделяет уровни представления тезауруса: всеобщее – тезаурус как единое мировое пространство (категориальный уровень), общее – тезаурус наук, входящие в предметные области (конкретно-научный уровень), особенное – тезаурусы учебных дисциплин (уровень учебной дисциплины), единичное – тезаурус личности (личностный уровень). 
      В педагогике понятие «тезаурус» связывают с информационно-семантической моделью обучения, согласно которой заместителем сознания индивидуума является понятийный психологический тезаурус — тезаурус личности. Личностный тезаурус определяется как логически замкнутое подмножество соответствующего научного тезауруса, предназначенное для усвоения индивидуумом с целью его успешного ориентирования и функционирования в рассматриваемой предметной области. Расширение начального тезауруса личности учащегося при включении в него новой информации Л.Т. Турбовичем понимается как обучение.
      В работе В.И. Гинецинского тезаурус выступает центральным объектом модели факторов регуляции учебно-познавательной деятельности, который служит «информационным хранилищем накапливаемого опыта, отдельные уровни и компоненты которого могут актуализироваться под влиянием внешних воздействий» [31, с. 58.].
      Исходя из определения тезауруса как информационно-знаниевой базы определим сущность категории «знание». Знание выступает ядром содержания обучения. Любое знание субъективно по форме своего существования его нельзя механически передать «из головы в голову». Оно может быть усвоено только в процессе познавательной активности самого обучаемого, именно этой характеристикой знание отличается от информации. 
      И.Я. Конфедератовым и В.П. Симоновым выделяются последовательные фазы усвоения знаний:
* фаза различения;
* фаза понимания; 
* фаза повторения и воспроизведения; 
* фаза применения в знакомых условиях;
* фаза применения в новых условиях (творчество) [34; 58].
      Кроме этого, выделяют 2 уровня усвоения знаний: репродуктивный (воспроизведение по образцу или по инструкции) и продуктивный (поиск и нахождение нового знания и нестандартного способа действия). 
      Высокая степень усвоения знаний возможна только при соблюдении методической последовательности, отраженной в схеме 1.1.
Схема 1.1 Последовательность усвоения знаний
     
     Методика формирования музыкального тезауруса (базы знаний) эффективна, если обеспечивается полное усвоение обучающимися понятий и терминов. Музыка, как и любая учебная дисциплина, использует особую терминологию. Все музыкальные понятия характеризуются системностью, логикой и структурой. Сформировать музыкальный тезаурус (знание) означает усвоить, разобраться в явных и скрытых связях и отношениях всех музыкальных явлений с обязательным последующим применением на практике. Применение знаний ведет к процессу совершенствования усвоения: проверка правильности, уточнение, исправление, конкретизация, обогащение, расширение, закрепление. 
     Наряду с определением «тезауруса» исследователем Л.Ю. Монаховой предложен новый термин «тезаумент», который отражает «в сознании индивидуума, предназначенного ему личностного тезауруса, составляющего на данный момент запас активно используемых знаний, умений и навыков в соответствующей предметной области» [48]. Это определение наиболее полно раскрывает сущность процесса формирования музыкального тезауруса младшего школьника на уроках музыки. 
      Таким образом, можно определить понятие «музыкальный тезаурус» как совокупность представлений и знаний, систему музыкальных понятий, позволяющую ориентироваться в области теории и истории музыкального искусства и представляющую собой основу объёма обученности в сфере музыки. Как категория музыкальной педагогики, музыкальный тезаурус представляет собой информационно-знаниевую понятийную базу музыкального искусства. Освоение этой базы протекает по определённой последовательности смены фаз: различение ? понимание ? повторение ? применение в знакомых условиях ? применение в незнакомых условиях.
      По уровню сформированности музыкального тезауруса у обучающихся судят об уровне развитости у них музыкальной культуры, то есть результатом формирования музыкального тезауруса учащихся начальной школы выступает повышение уровня музыкальной культуры.
      
      1.2 Сущность понятия «компьютерные технологии» в музыкальной педагогике 
      
      В рамках современного процесса информатизации общества, с каждым днём возрастает количество разработанных компьютерных технологий. Информационные компьютерные технологии основательно вступают в общеобразовательный процесс как одно из средств обучения, не исключение и музыкальное образование.  
      Анализ возможностей компьютерных технологий для формирования музыкального тезауруса у учащихся начальной школы на уроках музыки не возможен без выяснения сути понятия «технология». 
      Технология (от др.-греч. ????? –  искусство, мастерство, умение; ????? – «слово», «мысль», «смысл», «понятие») – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата [57]. Существуют два вида понятия технология: в широком смысле – это объем знаний, которые можно использовать для созидания чего-либо, в узком – это способ преобразования информации в процессе организации, управления и контроля.
      Под педагогической технологией понимается разработка и применение приёмов инструментария, аппаратуры, учебного оборудования в сфере обучения и воспитания. Компьютерная технология определяется как вид педагогической технологии [41; 59].
      Компьютерные технологии определяются как дидактическое основание компьютерных технологий и их соотношение с педагогическими технологиями, а также их место в структуре организации учебного процесса на уроках музыки в школе.
      В научной и научно-методической литературе, посвящённой проблемам компьютеризации и информатизации образования, нередко встречаются однопорядковые синонимические выражения «новые информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «педагогические компьютерные технологии», что свидетельствует о том, что терминология в этой области исследования и соответствующие ей понятия ещё не устоялись.
      Компьютерные технологии в музыке – это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение музыкальной информации с использованием компьютеров.
      Применение компьютерных технологий в образовательном процессе содействует увеличению мотивации обучающихся к изучению учебных предметов, построению их индивидуальной образовательной траектории, развитию информационной культуры всех участников образовательного процесса.
      Необходимо отметить, что компьютер выступает инструментом для интерактивного образовательного действа, задача которого – не только информирование, но и овладение и использование познаний учащимися. Результатом в этом случае выступает формирование: самодостаточности мышления, информационно-знаниевых потребностей, познавательной самостоятельности. 
      Трехмерность, мультипликация, видеоматериал, аудиоматериал, имитирование классических изобразительных техник, интерактивность компьютерных программ эффективно совершенствуют все разновидности восприятия за счет использования всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной. Это содействует наиболее результативному освоению учебной программы, формированию крепких межпредметных взаимосвязей и существенно увеличивает интенсивность проведения урока.
      Применение компьютерных технологий на занятиях музыкой позволяет увеличить интегрированную информационную базу знаний, сопряжённую не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. 
      Например, при изучении раздела «Музыкальные путешествия», после прослушивания музыкальных фрагментов, на карте находится нужная страна или регион, музыка которого прозвучала. При помощи компьютерной программы «Музыкальные инструменты народов мира» учащимся демонстрируются национальные музыкальные инструменты, которые применяют люди данной страны или региона, ведется беседа об истории их создания, использованных для их изготовления материалах, анализируется звучание и национальный колорит данных инструментов.
      Наравне с усвоением программного материала учебного предмета «Музыка» учащиеся обретают навыки владения компьютером, в особенности при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе.
      В настоящее время разработчиками музыкального программного обеспечения представлено множество компьютерных технологий для работы с музыкой. Предприняты попытки их классификации по различным основаниям: технические возможности; функциональные задачи; предназначение (профессиональные, учебные, любительские); удобство интерфейса (эргономика); расширяемость (возможность подключения дополнительных модулей), субъективная оценка, совместимость с программным и аппаратным обеспечением. Приведем пример классификационных групп музыкальных программ.
> Программы общего назначения:
* компьютерные игры;
* музыкальные базы данных, фонотеки и программы компрессирования звука (Musicnizer, AllMusic); 
* музыкальные проигрыватели (Winamp, JetAudio, Windows Media Player, AIMP);
* музыкальные энциклопедии («Шедевры музыки», «Великие композиторы»);
* обучающие познавательные и тестирующие музыкальные программы; 
* программы – секвенсоры, MIDI – плееры (FLStudio, n-TrackStudio, SunVox, Aria Maestosa, Orinj); 
* программы для пения караоке (Karaoke 5, Karaoke Galaxy, KaraFun);
* программы создания музыкальных компакт – дисков (Nero, Exact Audio Copy, CDEx, Audiograbber);
* системы для радиовещания и дискотек (Delivery systems);
* считыватели звуковых дорожек с компакт-дисков (CD rippers, grabbers).
> Программы, связанные с творческой записью музыки:
* автоаккомпаниаторы (Аuto accompaniment generators, jammers);
* автоаранжировщики (Band-in-a-Box); 
* автокомпозиторы (Auto composers);
* звуковые редакторы (Audio editors, MIDI editors).
* нотные редакторы (Audimus, Finale, Notation Composer, Sibelius);
* распознаватели нот (Score recognition software);
> Программы, связанные с технической записью музыки:
* виртуальные студии, совмещающие в себе секвенсор и воможность многоканальной записи (PreSonus Studio One, Cockos Reaper); 
* генераторы и анализаторы сигналов (Audio generators, analysers);
* звуковые процессоры (Audio processors, MIDI processors);
* конверторы – преобразователи форматов (Format convertors);
* музыкальные конструкторы (Musicshake);
* операционные системы со встроенной поддержкой работы со звуком (Windows 95/ 98/ Me, Windows 2000, Windows XP), операционные системы синтезаторов, семплеров, автономных устройств обработки звука, портативных студий; 
* программы многоканальной записи и работы со звуком (Audacity, AVS Audio Editor);
* психоакустические компрессоры (Psychoacoustic compressors);
* системы многоканальной записи и сведения (Multitrack recorders);
* служебные драйвера и программы, которые предназначены для работы с конкретными звуковыми платами, устройствами многоканальной записи звука, внешними устройствами;
* трекеры (Trackers).
> Программы, связанные с проигрыванием на MIDI- клавиатуре:
* виртуальные (программные) синтезаторы (Virtual, software synthesizers, Sonic Academy ANA, Arturia V Collection, Sugar Bytes Aparillo).
      На наш взгляд, не все вышеперечисленные музыкальные компьютерные программы могут использоваться на уроках музыки начальной школы по ряду причин: не учитываются возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста; сложность для восприятия интерфейса; функциональная сложность (большая часть программ предназначена для профессионального использования специалистом); англоязычные версии программ; высокая стоимость; преобладание игрового компонента и отсутствие образовательного и пр. Исходя из перечисленного, предлагаем для формирования музыкального тезауруса в начальной школе на уроках музыки использовать следующие музыкальные программы:
1. Музыкальные проигрыватели. 
      Программы знакомы пользователям персонального компьютера и содержат Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности данных программ довольно широки, что позволяет включать их в общеобразовательный процесс начальной школы с 1-го по 4-е классы для воспроизведения аудиофайлов, создания списка воспроизведения, записи в разных форматах. Чтобы вызвать интерес учащихся, направить их понимание в теоретическую, образную сторону, для этого необходимо открыть визуальный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Различные линии, графики, которые регулярно изменяются, перемещаются совместно с музыкой, изображают замысловатые фигуры, помогая при этом осознавать и запоминать изложенный материал педагогом.
2. Программы для пения караоке.
      Применение так называемой «минусовки» и «караоке» даёт возможность на этапе формирования багажа музыкального тезаруса существенно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на и вне урока, а кроме того, на этапе диагностики усвоения элементов тезауруса предоставляет возможность педагогу осуществлять контроль за качеством исполнения каждого ученика.
3. Музыкальные конструкторы и аудиоредакторы.
      Возможно применять такие программы как VocalJam или сочинять свою собственную композицию с помощью KarMaker. Данные программы созданы по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся текст песни. Целесообразно использовать на уроках музыки, начиная со 2-го класса.
4. Музыкальные энциклопедии. 
      Музыкальные энциклопедии предоставляют огромную помощь в проведении музыкальных занятий.  В «Энциклопедии популярной музыки Кирилла и Мефодия» представлены данные практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью программы можно проследить историю развития той или иной группы, выяснить о формировании рока, джаза, поп-музыки в СНГ и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний предназначен раздел «Викторина», включающий разнообразные вопросы и музыкальные фрагменты.
      Еще одной из энциклопедий является компьютерная программа «Шедевры музыки». Она содержит обзорные лекции по различным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и завершая современной музыкой, представлены жизнеописания композиторов, история созданий известных музыкальных произведений, примечания к ним, аудио и видеофрагменты. Также приводится богатый музыкальный тезаурус, что позволяет учащимся без помощи из вне приобретать знания, находить информацию в данной программе. С целью контроля знаний школьников, можно применять раздел «Викторина». В этом разделе учащиеся не только узнают музыкальное произведение, но и определяют композитора и видят его портрет. В разделе «История музыкальных инструментов» ученики получают сведения о группах музыкальных инструментов, истории их создания, разновидностях, а «Электронном пианино» исполняются произведения на любом из 10 рекомендованных музыкальных инструментов. Такая взаимодополняемость разделов предоставляет возможность, так как обучающиеся не только на теоретическом уровне изучить инструменты, но и виртуально поиграть на них.
5. Обучающие и тестовые компьютерные музыкальные программы.
      Обучающие компьютерные программы дают возможность учащемуся самостоятельно изучать определённые разделы музыкальной науки, осознавая собственные познания и умения с помощью компьютерных диагностик. Создано значительное количество развивающих музыкальных игр для детей младшего школьного возраста. В интересной форме, элементарно и доступно проходит освоение музыкальной грамоты, приобретение знаний о музыке и музыкантах. 
      Применение компьютерных технологий в тестировании при сравнении с классической формой контроля имеет ряд преимуществ: благодаря случайной генерации заданий, каждый обучающийся получает индивидуальную диагностику, результаты работы и итоговая отметка появляются немедленно.
      Автор книги «Обучающие компьютерные технологии» Полозов С.П. [54, с.98] классифицировала компьютерные тестовые программы. В основе этой классификации лежит соответствие тестовых программ конкретной классической форме контроля и различие методик использования программного продукта:
  * блиц-опрос. В основе программы лежит «вопрос – ответ». Основная задача этих программ – знание факторо-логичекого материала.  Могут быть использованы при изучении разделов «Музыкальная грамота», «Музыкальной литература». К примеру, музыкальные компьютерные программы «Музыкальные острова» и «Дракоша в мире музыке» содержат краткие тесты по вышеописанным разделам и могут использоваться в качестве средства диагностики сформированности музыкального тезауруса на уроках музыки во 2 классе.  
  * контрольная программа подвергает проверке практические навыки сформированности музыкального тезауруса: воспроизведение мелодического и ритмического рисунка, определение на слух, пение, проверка освоенности музыкально-теоретических понятий. Эта категория программ способна заменить собой традионные формы контроля такие как контрольная работа, устный опрос. 
      музыкальный диктант. Важным качеством этих программ является то, что они адаптируются к индивидуальным особенностям каждого младшего школьника. Учащийся самостоятельно может определять темп работы, выбирая частоту воспроизведения музыкального материала, предназначенного для записи. 
      Данная группа программ занимает главное место в обучении на уроках музыки со 2-ых по 4-ые классы. 
6. Мультимедийные презентации PowerPoin
      Microsoft PowerPoint – программа подготовки презентаций и просмотра презентаций. Материалы, подготовленные с помощью PowerPoint предназначены для отображения на большом экране – через проектор, либо телевизионный экран большого размера. Использование мультимедийных презентаций на уроке значительно расширяет возможности педагога 
      При отборе и оценке результативности применения компьютерных программ на уроках музыки в начальной школе с целью формирования музыкального тезауруса важно учитывать возрастные особенности и заинтересованность учащихся, уровень их личностного тезауруса и степень владения компьютером. 
      Для учеников 1-х и 2-х классов на уроках музыки из всего перечня существующих компьютерных программ подходят фонотека, фонограммы, видеофрагменты, мультимедийные презентации, музыкальные электронные энциклопедии, образовательно-игровые компьютерные программы (при условии использования лишь отдельных компонентов). Для 3-х классов – образовательно-развивающие и образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы используются в полном объеме. При этом возможно включать в занятия равно как единичные компоненты компьютерных технологий, так и проводить урок-презентацию для знакомства с новыми компонентами музыкального тезауруса. На уроках музыки в 4-ом классе задействуются все категории программ в полном объеме на различных этапах урока (при проверке пройденного материала, изложении новой темы, закреплении материала на уроке, проведении физкультминутки и т.д.).
      Информационный национальный образовательный портал Министерства образования Республики Беларусь на сайте http//adu.by предлагает две компьютерные программы («Музыкальные острова», «Виртуальная творческая лаборатория») по учебному предмету «Музыка», которые могут использоваться в рамках формирования музыкального тезауруса младших школьников. На наш взгляд, этот перечень можно дополнить. В настоящее время разработан ряд музыкальных компьютерных программ, позволяющих реализовать задачи по формированию музыкального тезауруса.
      Проведённый нами анализ взаимодействия существующих компьютерных программ и учебно-методического обеспечения уроков музыки отражен далее в таблице 1.1. В таблице анализ проведен по следующим параметрам: сведения о музыкальных компьютерных программах, системные требования, возможности использования на уроках музыки, перечень компонентов музыкального тезауруса, формируемых компьютерными программами. 
      Полное описание возможностей программного обеспечения представлен в Приложениях А, Б, В, Г к данной работе. Кроме этого, в Приложении Д приведен достаточно широкий перечень компонентов учебно-программного музыкального тезауруса. 

Таблица 1.1 – Программное обеспечение, способствующее формированию музыкального тезауруса младших школьников
№
Название компьютерной программы
Разработчик. Издательство
Язык интерфейса
Системные требования
Возможности использования на уроках музыки 
Компоненты музыкального тезауруса
1
Дракоша в мире музыки. (приложение А)
Год выпуска: 2003/2005
Жанр: Обучающая детская игра

Разработчик:
G.O.G. Games
Издательство: 
Медиа-Сервис 2000

Русский 
Windows 98/ME/2000/ХР; Pentium 200 МГц; 64 Мб оперативной памяти; видео SVGA; CD-ROM; клавиатура; мышь.
Размер: 749.52 Mb.
В 1-ом классе при изучении разделов: «Звуки» «Музыкальное искусство», «Музыкальные инструменты». 
Во 2-ом классе: «Музыкальная грамота», «Средства музыкальной выразительности», «Музыкальные путешествия»
Музыкальная грамота, музыкальные инструменты, музыкальная литература, музыкальный словарь
2
Уроки музыки с дирижёром Скрипкиным. 
(приложение Б)
Год выпуска: 2008
Жанр: Обучающая детская игра

Разработчик: 
ID COMPANY
Издатель: 
Новый диск

Русский
Windows 7 (х32/х64); операционная система Microsoft® Windows® 2000/XP/Vista; процессор Pentium® II 500 МГц; 64 МБ оперативной памяти; 72 МБ свободного места на жестком диске; Разрешение экрана 1024х768 с глубиной цвета 16 бит; InternetExplorer 6.0; устройство для чтения компакт-дисков.
Во 2-ом классе при изучении разделов: «Музыкальная грамота», «Музыкальные путешествия», «Музыкальные инструменты»;
В 3-ем классе: «Музыкальная грамота», «Музыкальное развитие», «Музыкальные жанры»;
В 4-ом классе при изучении раздела «Музыкальные путешествия»
Музыкальные жанры, музыкальные инструменты, оркестры, музыкальная литература, нотная грамота, музыкальные сказки, музыкальный словарь

Продолжение таблицы 1.1
3 
Музыкальные острова. (приложение В)
Жанр: электронный образовательный ресурс общеобразовательного направления

Разработчик: 
Михальцова В.М
Русский
Windows 7 (х32/х64); операционная система Microsoft® Windows® 2000/XP/Vista; процессор Pentium® II 500 МГц; 64 МБ оперативной памяти; 
Для оптимальной работы проекта рекомендуется разрешение экрана от 1152 Х 864 точек.
Во 2-ом классе при изучении раздела «Средства музыкальной выразительности»
Мелодия, ритм, темп, лад, регистр, тембр, динамика
4
Виртуальная творческая лаборатория. (приложение Г)
Год создания: 2008
Жанр: электронный образовательный ресурс общеобразовательного направления
Разработчик: "Медиум"

Русский, белорусский 
Microsoft Windows 2000 и выше; процессор Pentium III; размер дистрибутива: ~485 Mb; 128 Mb оперативной памяти; VRAM 32 Mb, IE 6.0 и выше; Macromedia Flash Player Plug-In 9.0 и выше.
В 4-ом классе для использования на каждом уроке.
Музыкальная культура Беларуси, музыкальные путешествия, композитор, исполнитель, слушатель.
5
Мультимедийная презентация PowerPoin
Разработчик: Microsoft
Русский
Microsoft Windows, macOS, Android; Читаемые форматы файлов	PPTX[
Для использования с 1-го по 4-ый класс
При изучении всех компонентов музыкального тезауруса


      1.3. Взаимодействие учебно-методического обеспечения и компьютерных технологий в процессе формирования музыкального тезауруса учащихся на уроках музыки
      
      При формировании музыкального тезауруса младших школьников средствами компьютерных технологий на уроках музыки важно учитывать межпредметные и внутри предметные взаимосвязи, логику учебного процесса, возрастные и психологические особенности младших школьников, общекультурный уровень учащихся.
      Современное учебно-методическое обеспечение по предмету «Музыка» представлено в виде комплекса взаимосвязанных дидактических средств на печатной и электронной основе, разработанного на единых методологических основаниях в логике современных технологий обучения и характеризующегося художественным единством компонентов. Учебно-методический комплекс учебного предмета «Музыка» содержит: учебную программу по предмету «Музыка»; учебное пособие для обучающихся; методическое руководство для преподавателя; тетрадь на печатной основе; программно-методический комплекс на электронном носителе.
      Программой учебного предмета «Музыка» определен порядок знакомства учащихся с элементами музыкального тезауруса, с музыкальными понятиями. Анализ программы позволил выяснить последовательность изучения понятийно-смысловых категорий в каждом из классов начальной школы. 
      В 1-ом классе изучения учебного предмета «Музыка» предусмотрено допонятийное знакомство с основными музыкальными категор.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44