VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Приёмы формирования выразительного чтения в начальной школе на примере литературной сказки

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003581
Тема: Приёмы формирования выразительного чтения в начальной школе на примере литературной сказки
Содержание
Министерство  образования Красноярского края
КГБПОУ  «Красноярский педагогический колледж № 1        
им. М.Горького»











Курсовая работа
по ПМ01. МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению 



Тема: Приёмы формирования выразительного чтения в начальной школе на примере литературной сказки
                                                                                                                                                                                                    










Выполнила: Данилова Ольга Алексеевна,                                               
студентка 24 гр.
отделение «Преподавание в начальных классах»
Руководитель: к.п.н. Долгушина Наталья Аркадьевна, преподаватель

       Оценка:____________________________





Красноярск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                             3
 1.	Теоретическая часть. 
1.1	Понятие «выразительное чтение» как методическая составляющая      5          
1.2	Понятие «литературная сказка» как  жанр. История литературной  
сказки                                                                                                                  8                                      
1.3	Приёмы формирования выразительного чтения.                                         11
Глава 2.	Практическая часть.
Заключение                                                                                                         23
Библиография 


Введение
Синопсис работы:
Объект: процесс формирования  выразительного чтения у младших школьников на примере литературной сказки. 
Предмет исследования: приёмы формирования выразительного чтения у младших школьников на примере литературной сказки.
Цель: изучить приёмы формирования выразительного чтения у младших школьников на примере литературной сказки.
Задачи:  
• проанализировать литературу по теме исследования;
•  изучить приёмы  формирования выразительного чтения младших школьников;
• апробировать приёмы выразительного чтения на учащихся 4 класса;
• описать результаты исследования;
• оформить выводы исследования.

Методы:
     Теоретические:
     - анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
     -изучение нормативной документации и методических пособий.
     Эмпирические:
     -беседа с учителем.
     Статистические:
     -анализ продуктов деятельности учащихся.



Актуальность
          До поступления в начальную школу ребенок получает навыки чтения вслух и про себя дома или в ДОУ. Как показывает практика, навык выразительного чтения у многих первоклассников отсутствует. Тогда как именно при рассказывании сказки с помощью навыков выразительного чтения (голос, интонация, пауза) передается нравственная оценка поступков героя. В этот момент формируется нравственное отношение ребенка к герою и, следовательно, верное миропонимание  (ценностное отношение к миру).             
          Таким образом, учитель обязательно должен владеть приёмами формирования выразительного чтения. Необходимо уметь раскрыть образную структуру произведения, донести понимание идеи, замысла автора Образы, сюжет оживают в воображении слушателей благодаря внутреннему видению чтеца и его умению выразить это видение при чтении. «Говорите не столько уху – сколько глазу» - советует К.С. Станиславский.
           Актуальность данной проблемы обусловлена, с одной стороны, тем, что обучение детей осознанному, выразительному чтению вслух является одной  из главных задач школьного обучения, а с другой стороны, выразительное чтение способствует выработке у учащихся определенного минимума коммуникативных навыков, связанных с произносительной культурой речи. К тому же выразительное чтение эффективное и доступным средство развития воображения и речи.
         А.А. Горбушина отмечает: «Совершенствование речи школьников – далеко не единственная задача выразительности чтения. Слушание художественного произведения в чтении учащихся помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, а работа детей над текстом порождает вдумчивое отношение к слову, помогает понять богатство и красоту русского языка, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.»[1] 
           Согласно ФГОС НОО разделу «Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке» один из пунктов  предусматривает	достижение важного для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. [13]
Теоретическая часть.
1. 1.	Понятие «выразительное чтение» как методическая составляющая.      
          Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, выразительное чтение это - искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин "выразительное чтение" получил распространение  к середине 19 в. обозначал искусство художественного слова и предмет обучения этому искусству детей.[12]
             С точки зрения теории и практики преподавания выразительного чтения в начальной школе, обращается внимание чтение  вслух (наизусть или по книге) как на чтение  с соблюдением норм литературного  произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. Выразительное чтение рассматривается как средство обучения языку. Так трактует выразительное  чтение Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам. [11] 
                Методические  рекомендации УМК Эльконина  – Давыдова  рассматривают среди предметных результатов изучения курса «Литературное чтение»  овладение навыком синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя, как одну из составляющих  речевой и читательской деятельности обучающихся[14].

 В результате освоения программы  в 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками различных  предметных, метапредметных и личностных результатов. Одним из метапредметных результатов является умение грамотно читать фразами, интонировать в соответствии с пунктуацией, выбирать тон, темп и громкость чтения, согласные авторскому замыслу[14].
           Содержание и приемы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастными особенностями учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.
            Обучение выразительному чтению начинается с первого класса и продолжается до конца школы. Соловьева и Завадская разделяют этот процесс на три этапа: с 1-го по 3-й класс, с 4-го по 7-й и с 8-го по 11-й класс. Наиболее важным в обучении выразительному чтению является второй этап. Развивая приобретенные ранее навыки, учащиеся,  осваивают умение ставить и решать исполнительскую задачу, узнают об особенностях чтения произведений разных жанров и работают над реализацией их в чтении, знакомятся с теорией искусства чтения и его терминологией[9].
Процесс внимательного обдумывания произведения помогает исполнителю создать определенную интерпретацию этого произведения, то есть трактовать его творчески, так произведение воплощается чтецом в звучащем слове. 
Творческое освоение художественного текста – это не только его понимание, но и эмоциональная взволнованность тем, что изображает автор и как, какими средствами он это делает.
            Работа над выразительным чтением проводится в ряде специальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фразировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Осуществляя метод творческого чтения можно использовать разнообразные приемы.
Из всего разнообразия приёмов приведём примеры тех, которые соответствуют возрастным особенностям четвероклассников, т.е. детей девяти-десяти лет. Учитывая то, что детям в этом возрасте нравится исследовать незнакомое[15], приветствуются упражнения, такие как
* смысловое чтение;
*  чтение по ролям;
*  инсценировки в большом объёме;
*  составление партитуры текста.
В данном возрасте уже сформированы основные умения и навыки успешного обучения, это «Золотой возраст памяти» [15], поэтому особенно эффективно: 
* работать над произношением;
* интонационной выразительностью;
* выразительным рассказыванием текста наизусть. 



1.1 Понятие «литературная сказка» как  жанр. История литературной  сказки.
      Не секрет, что самым любимым детским жанром литературы является сказка. Она позволяет окунуться в мир волшебства, красоты, приключений, демонстрирует победу добра над злом, тем самым демонстрирует истинные ценности, формирует нравственные черты личности, способствует развитию воображения. 
     "Сказка - это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил" [2].
      "Литературная сказка - это повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов" [2] – так трактует это понятие литературный энциклопедический словарь.
        Довольно распространено определение известной исследовательницы скандинавской литературы Л.Ю. Брауде. В своей статье "К истории понятия "литературная сказка"" она пишет: "Литературная сказка - авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и, в некоторых случаях, ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, служит отправной точкой характеристики персонажа" [3]
Как самостоятельный жанр «Литературная сказка» достаточно молода, своим происхождением она обязана сказке фольклорной, которая появилась еще давно, в древности.
        Писатели-сказочники Ш.Перро и Х.К.Андерсен описывали в своих сказках истории, услышанные от народа. А.С.Пушкин записывал народные сказки, и они легли в основу его сказочного цикла. [4] Сказочные традиции родного Русского Севера отразились на творчестве писателей 20 века С.Г.Писахова и Б.В.Шергина. Народная сказка входит в литературную повесть еще в Древней Руси, а в Европе оживает в жанре средневекового рыцарского романа. 18 век знакомит читателей с авторскими пересказами и обработками фольклорных сказок. В 19 веке зарождается, а затем достигает своей зрелости собственно литературная сказка как жанр — в Европе в творчестве Перро и Андерсена, а также Э.Т.А.Гофмана и В.Гауфа, в России — В.А.Жуковского, П.П.Ершова, Пушкина, В.И.Даля (он впервые ввел в литературную сказку сказовую форму повествования, образ сказочника-посредника между писателем и читателем), А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, М.Е.СалтыковаЩедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого и др. Литературная сказка стала излюбленным жанром русских писателей Серебряного века: «демонологические» сказки А.М.Ремизова, сказки-притчи М.А.Кузмина, сказки-новеллы Ф.Сологуба, юмористические «солдатские» сказки С.Черного, лирические поэмы-сказки М.И.Цветаевой. Среди авторов литературных сказок — А.Н.Толстой, П.П.Бажов, А.П.Платонов, К.Г.Паустовский, Е.Л.Шварц, К.И.Чуковский, С.Я.Маршак, В.М.Шукшин, С.В.Михалков, В.В.Бианки, Н.Н.Носов, Л.И.Лагин, К.Булычев, Э.Н.Успенский.   
             Из литературных сказок зарубежных писателей наиболее известны сказки О.Уайлда, Дж.Родари, А.Милна, А.Линдгрен, Р.Брэдбери, Р.Баха, Дж.Крюса. Чудесное как в народной, так и в литературной сказке не самоцель, не способ удивить читателя, а средство создания идеального сказочного мира, где побеждают благородство, доброта, бескорыстие. По аналогии с классификацией народных сказок среди литературных сказок могут быть выделены сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные; по пафосу — сказки героические, лирические, юмористические, сатирические, философские, психологические; по близости к другим литературным жанрам — сказки-поэмы, сказки-новеллы, сказки-повести, сказки-притчи, сказки-пьесы, сказки-пародии, научно-фантастические сказки, сказки абсурда и др. [4]
Когда же появился жанр русской литературной сказки? На этот счёт нет единого мнения. Одни исследователи (М.Н. Липовецкий, Л.В. Овчинникова, И.П. Лупанова, Р.В. Иезуитова, Т.Г. Леонова) называют XIX век, другие (Э.В. Померанцева, Н.В. Новиков) - XVIII век.
           На основании работ И.П. Лупановой, М.Н. Липовецкого, Т.Г. Леоновой, Е.М. Неелова, Т.А. Чернышевой, В.А. Бахтиной, Л.Ю. Брауде, Ю.Ф. Ярмиш, и др., выделим основные черты жанра литературной сказки: литературная сказка отражает мировоззрение и эстетику своего времени в их специфически народном проявлении; для нее характерно:
* использование типичных для народной сказки образов, особенностей поэтики и языка;
* свободное сочетание элементов действительности и вымысла;
* наличие гротескного мира;
* наличие игрового начала в той или иной мере;
* по-разному осуществляемое стремление к психологизации образов;
* явно выраженная позиция автора, рассказчика (иногда - в одном лице);
* сохранение - как и в народной сказке - социальной оценки изображаемого. 
Принято понимать, что у литературной сказки бывает три типа конструкций: прозаическая сказка, стихотворная сказка, драматическая сказка.
         "Авторская сказка - жанр пограничный, она обнаруживает закономерности, свойственный и фольклору, и литературе" [5]. Так как литературная сказка произошла от народной, она унаследовала её жанровые признаки.
          М.Н. Липовецкий сравнивает два этих жанра: "Литературная сказка - это в принципе то же самое, что фольклорная сказка, но в отличие от народной литературная сказка создана писателем и поэтому несёт на себе печать неповторимой творческой индивидуальности автора" [7].
          Со временем литературная сказка отходила от традиционных канонов фольклорной, приобретая новые жанровые формы.
По степени "удаленности" от образца устной словесности литературная сказка, по мнению Л.В. Овчинниковой, проходит следующие этапы:
-запись народных сказок;
-обработка фольклорных записей сказок;
-авторский пересказ;
-авторская сказка (в ней создана своя собственная внутренняя форма, фольклорное используется с иной, художественно-оригинальной семантикой);
-стилизация и пародия (это путь от литературной реальности навстречу фольклорному образцу с разной художественно-педагогической задачей);
-собственно литературная сказка, она не содержит даже намека на известные фольклорные сюжеты, на устойчивые образы, чужда ее интонационно-речевому строю [8].
1.3	Приёмы формирования выразительного чтения.
          Как раньше, так и на сегодняшний день в школьной программе на уроках литературы и русского языка предусмотрены задания на выразительное чтение. О важности выразительного чтения в образовательном процессе можно говорить очень долго. Приведу лишь некоторые аргументы. 
        Процесс подготовки выразительного чтения создаёт на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно—художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.[9]
           Применение выразительного чтения в процессе изучения родного языка открывает перед учащимися звуковую сторону речи, демонстрирует мастерство писателя, помогает понять связь интонации с синтаксической структурой и резко повышает культуру устной речи. Обучать выразительному чтению совместно с занятиями литературой и языком целесообразнее также и потому, что такое обучение может проходить в течение всего школьного курса. Овладение навыками и умениями идет постепенно, не создавая для детей и подростков дополнительных трудностей. По этим соображениям и необходима теснейшая связь методик преподавания литературы и русского языка с методикой выразительного чтения. [10]
          К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, обладающего, не считая специально поставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность продолжительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения подходит выполнение последующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной:
* Соблюдение знаков препинания. Этот навык в особенности важен для учащихся 1-2 классов.
Ещё читая букварь, дети приучаются к естественному снижению голоса на точке, к передаче вопросительной либо восклицательной интонации при соответствующих знаках препинания в конце предложения. При всем этом нужно воспитать в них навык связать определенный символ интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот либо другой символ: ученик должен понять необходимость выразить ту или иную эмоцию, чувство, в зависимости от мысли предложения.

* Паузы логические и психологические.
Логические паузы делаются для выделения более принципиального слова в предложении, перед словом либо после его.  Внедрение паузы также увеличивает значение распространенных членов предложения, помогая уловить смысл всего словосочетания.
Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по чувственному содержанию. Важны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки либо рассказа
Ударение.
 Важное по смыслу слово из предложения называется логическим ударением. Ударность достигается снижением голоса, при этом усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.
* Темп и ритм чтения.
Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его темпу устной речи: очень быстрое, как и очень замедленное, и с лишними паузами, тяжело воспринимается. Но зависимо от картины, рисуемой в тексте, темп изменяется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
        Изменение темпа является неплохим приёмом соответствующей окраски речи при чтении диалога.
        При чтении стихотворений особенно важен правильный ритм.
 Нужно учить школьников при выборе ритма в каждом отдельно взятом случае идти изначально от содержания произведения, определяя, о чём говорится в нём.
* Интонация
            Благодаря ей можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чём говорится, к собеседнику, к слушателю. Интонация выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы и т.д. [1]
            Для формирования навыков выразительного чтения существует ряд упражнений.
1) Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
o Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
o Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др. 
o Работа над скороговорками.
o Работа с текстами, в которых есть звукопись. 
2) Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже). 
3) Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма (хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства). 
4) Упражнения на развитие логической выразительности.
1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
2. Работа над интонационной выразительностью.
а) Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
б) Чтение по ролям, инсценирование.
3. Работа над паузами.
Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//).              
        Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.
        Ученикам 3-4 классов будет полезно самим составлять партитуры выразительного чтения, применяя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и других, а также использовать готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности чтения.

Глава 2.Практическая часть исследования.
            Исследование было проведено при помощи следующих методов: 
* анализ нормативных документов;
* беседа с учителем;
* анализ продукта деятельности учащихся.
             В исследовании участвовали 28 учеников 4 класса МАОУ Лицей №1.
             В данной части курсовой работы мы анализируем уровень навыков выразительного чтения у учащихся 4 класса, для того, чтобы подобрать подходящие приёмы.
             Мы будем проверять у учащихся наличие компонентов выразительного чтения, таких как:
* Интонация.
* Логическое ударение.
* Пауза.
* Темп.
* Высота и сила голоса.
2.1	Результаты исследования по методу анализ нормативных документов по литературному чтению (Система Эльконина-Давыдова).
           Цель данного метода выявить количество часов отводящихся на формирование умения выразительно читать на уроках литературного чтения.
            Проанализировав рабочую программу и УМК Литературное чтение программы Матвеевой с 1 по 4 класс, мы отметили, что формировать навык синтагматического чтения возможно в каждом разделе курса литературы, но так как это не единственная задача обучения литературному чтению, чаще всего, время на отработку выразительности  чтения уделяется немного. 
            Выработка навыков выразительного чтения носит фрагментарный характер,  приёмы выразительного чтения в методических рекомендациях не прописаны точно, а предложены на рассмотрение самого учителя. Однако в каждом разделе курса есть чтение по ролям и инсценировка произведений, эта работа необходима для понимания образа и характера персонажей, передачи эмоционального содержания произведения.
             Литературному чтению в 4-ом классе отводится 4  часа в неделю, то есть 136 часов в год. Отдельных часов на отработку приёмов выразительного чтения нет. 
Вывод: в программе по литературному чтению Матвеевой в 4 классе не уделяется достаточно времени на формирование приёмов выразительного чтения.
2.2	Результат исследования по методу «Беседа с учителем». 
         Беседа проводилась с целью определить приёмы выразительного чтения, используемые учителем на уроках литературы. 
        Из данной беседы было выяснено, что в 1 и 2-ых классах эффективны следующие приёмы:
* разучивание жанров устного народного творчества: потешек, чистоговорок, скороговорок;
* чтение учителя как образец, через который идёт восприятие текста;                                       
* чтение высказывания с разной интонацией. 
        В 3 классе – чтение по ролям, разучивание сказок, инсценировка (учитель приводила примеры  как дети работали над ролью).
В 4 классе эффективно проводить инсценировки (работа над образом персонажа), составление партитуры текста.
        Учитель указывает на то, что одна треть урока занимает работа с текстом, которая предполагает формирование приёмов выразительного чтения, через осмысление. Осмысленный текст становится выразительным.
        Вывод: мы выяснили, что в данном классе существует проблема: многие учащиеся допускают ошибки при чтении выразительно, не соблюдают нужный темп, тембр голоса. По мнению учителя это связано с природными дефектами речи, с отсутствием системы обучения выразительному чтению, с отсутствием индивидуального обучения. 
           Результаты беседы представлены в таблице приложение 1. 
2.3 Результат исследования по методу «Анализ продукта деятельности учащихся».
           Мы выбрали этот метод с целью выявить, какими приёмами выразительного чтения овладели школьники в процессе учебной деятельности. Проверялись: общая техника речи ребенка, интонирование чтения.
           Учащимся было предложено прочитать выразительно фрагменты сказок. 
           Карта анализа продукта деятельности см. приложение 2.
            Данные представлены в виде диаграммы.


            Анализ продукта деятельности показал, что большинство учащихся выделяют правильное интонирование, соблюдение логических пауз, знаков препинания, передачу настроения автора, эмоциональное окрашивание, силу голоса, соблюдение нужного тона, ритма, темпа, как  критерии выразительного чтения, но на практике лишь немногим удаётся их соблюдать. Особенно проблема отмечается в постановке силы голоса, соблюдении нужного темпа, дикции. По результатам мы видим, что логические паузы соблюдают 36% учащихся класса, а это 21 человек из 28, выделяют логические ударения 31% (18 человек), всегда соблюдают правильный темп лишь 8% (5 человек), эмоционально окрашивают текст при чтении 25% (15 человек).
          Наблюдая за общей техникой речи детей при чтении, мы выяснили, что не имеют никаких проблем с дикцией 19%, то есть 8 человек, 32% (13 человек) подбирают нужную силу голоса,  и что радует, 49%, а это 20 человек из 28 соблюдают орфоэпические нормы. 
          Таким образом, выяснилось, что большинству учащихся данного класса с трудом удаётся, либо не удаётся совсем, соблюдать  при чтении правильный темп,  тембр голоса. 
2.4 Описание опыта апробации. 
Опираясь на результаты проведенного исследования и анализ ситуации, мы подобрали следующие упражнения: 
1)  для отработки правильной артикуляции и дикции.
Работа над скороговорками.
Мы раздали детям карточки со скороговорками. Учащимся нужно было: 
1. тщательно вдуматься в смысл скороговорки; 
2. постепенно убыстряя темп, чётко произносить каждый звук.
Когда каждый из детей поупражнялся в чётком произнесении скороговорок, мы попросили их произнести скороговорку хором. Упор делался не на быстрое произнесение, а на отчётливое и правильное. 
2) Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже). 
        Наиболее известный в методической литературе приём – хоровое произнесение текста с указаниями учителя. 
         Учащиеся читали фрагменты из сказки А. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». На распечатанных текстах были подписаны указания повышения или понижения голоса.
На девичник собираясь,/ вполголоса /
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,	
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,/ тихо/
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?  / вполголоса /
“Ты прекрасна, спору нет; /громче/
Но царевна всех милее, / тихо /
Всех румяней и белее”.  / вполголоса /
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт, /громче/
Да по зеркальцу как хлопнет,/ громко/
Каблучком-то как притопнет!..
“Ах ты, мерзкое стекло! / шёпотом/
Это врёшь ты мне назло. / громко/
 (А. Пушкин)
3)Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
        Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства. Мы взяли за пример отрывок из сказки А. Пушкина «Жених»
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
        Мы просили учащихся передать с помощью хлопков, ударов, ритм данного стихотворения. Затем попросили прочитать, соблюдая этот ритм. После данного приёма у детей получилось гораздо лучше передать правильный  ритм стихотворения. 
        Для осмысления текста и подготовки выразительного чтения мы дали учащимся задание составить партитуру текста, предварительно обговорив, какие будут использоваться значки-помощники. 
/ короткая пауза;  // продолжительная пауза;
____логическое ударение;

повышение тона;

понижение тона.
            Для обозначения эмоционального окрашивания текста мы использовали смайлик на полях, либо  писали слова «радостно», «с сожалением», «печально», «сердито» и т. д.
            Занятия проводились в урочное время в ходе работы над выразительным чтением текстов разного типа.
• Для выразительного чтения брали  сказки в стихах А.С. Пушкина;
•Для составления партитуры взяли фрагмент сказки Андерсена «Огниво» и сказку В.Ф. Одоевского «Житель Афонской горы».
          Из представленных заданий больше всего детям было интересно составлять партитуру текста, это занятие оказалось новым для них. Это упражнение было самым эффективным. При составленной партитуре текста, учащимся удалось выразительнее и правильнее прочитать текст, соблюдая интонационные компоненты. 
       Базой исследования послужил лицей №1 г. Красноярска, в исследовании принимали участие учащиеся 4 класса.
         Полученные данные подтвердили, что работа по формированию приёмов выразительного чтения актуальна для учащихся исследуемого  класса.
         Основываясь на результатах проведённого исследования, мы подобрали подходящие упражнения и в ходе урочной деятельности апробировали их на практике. Из  проведённых упражнений могу посоветовать осмысленное составление партитуры текста, так как оно наиболее эффективно позволяло учащимся подготовить текст, для чтения выразительно.












Заключение
       В ходе исследования был проведён анализ филологической и методической литературы, который доказал важность формирования синтагматического  (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового) чтения. Работа над выразительным чтением способствует пониманию произведения, развитию творческих и коммуникативных способностей ребенка, воспитанию культуры восприятия текста.
















Список используемой литературы.
1. А.А. Горбушина. Обучение выразительному чтению младших школьников.- М., 1981.
2. Литературный энциклопедический словарь. // Под общ. ред. В.М.  Кожевникова и П.А. Николаева. - М., 1996.
3. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. - М., 1979.
4. www.litdic.ru
5. Лупанова И.П. Современная литературная сказка и ее критики//Проблемы детской литературы. - Петрозаводск, 1981.
6. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей 1-ой половины 19 в. - Петрозаводск, 1959.
7. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. - Свердловск, 1992.
8. Овчинникова Л.В. Специфика жанра литературной сказки. - М., 2001.
9. Н. М. Солвьёва, Т.Ф. Завадская. Выразительное чтение в 4-8 классах.- М. 1983.
10.  Основы методики выразительного чтения. Учебное пособие для студентов специальности «Русский язык и литература». Под ред. Т. Ф. Завадской. – М. 1977.
11.  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009— М.)
12.  (Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.)
13. ФГОС НОО Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке.
14.  Рекомендации Матвеевой Е. И. для учителей начальной школы.
15.  Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. М., 1984.




Приложение 1 
Результаты беседы с учителем
Вопрос беседы
Груздева И. В.
1.	Какие приёмы выразительного чтения предусматривает данный УМК Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова ?
Чтение жанров устного народного творчества, выделение ключевых слов. Работа с голосом, например чтение хором, чтение с разным выделением голоса. Скороговорки. 
2.	Как  Вы считаете, нужно ли учиться вырабатывать навыки выразительного чтения?
Нужно. Выразительное чтение должно присутствовать на каждом уроке. 
3.	Сколько времени уделяется выразительному чтению на уроке литературы  согласно рабочей программе ?
2/3 урока занимает работа с текстом, которая предполагает формирование навыка выразительного чтения. Осмысленный текст становится выразительным. Необходимо просить читать выразительно и на других уроках. 
4.	Есть ли в классе  те учащиеся, кто не владеет выразительным чтением?
В каждом классе есть. Но в этом классе есть учащиеся с логопедическими проблемами. 
5.	Можете ли Вы указать причины слабого владения выразительным  чтением?
Природные дефекты речи, нет определённой системы обучения приёмам выразительного чтения, отсутствие индивидуального обучения, на уроке отводится  мало времени.
6.	 Какие ошибки чаще всего дети допускают при чтении текста выразительно?
Недостаточная сформированность темпа.
7.	Какие приёмы выразительного чтения Вы можете рекомендовать?

Для 1-2 классов разучивание чистоговорок, скороговорок, «прочитай и выдели голосом слово первое, второе, третье…», «прочитай высказывание с разной интонацией», чтение по рядам с увеличением громкости голоса, чтение стихотворения шёпотом, чтение с элементами мимики, жестов. Чтение учителя как образец, через который воспринимается текст.  Работа над пониманием слов, высказываний.
В третьем классе эффективно чтение по ролям, разучивание сказок, инсценировка произведений.
В 4 классе инсценировки в большом объёме, это способствует работе над образом персонажа, составление партитуры текста. Образец выразительного чтения аудиозаписи, чтение учителя. 

Беседа с учителем.
Интервьюер: Данилова Ольга Алексеевна.
Респондент:  Груздева Ирина Владимировна.
Планированная длительность: 20 минут
Дата: 15.05.17
Начало интервью: 13.10
Завершение интервью: 14.00
Фактическое время проведения:  минут 50 
Место расположения: МАОУ Лицей №1 аудитория 3-09
                                                                                               










Приложение 2
Карта анализа «Приёмы выразительного чтения».
Продукт: приёмы выразительное чтения литературной сказки учащихся 4 класса,  МАОУ Лицей №1 г. Красноярск. 
Учащиеся
Продукт деятельности произношение
Интонация 
Общая техника речи ребенка
Комментарии


Соблюдение логических пауз
Логические ударения
Темп 
Эмоциональный тон
Дикция
Сила голоса
Соблюдение орфоэпических норм


№ текста









1









2









3









4









5









6









7









8









9









10









11









12









13









14









15









16









17









18









19









20









21









22









23









24









24









26









27









28








Условные обозначения: + - владеет полностью; ! – владеет частично; - -не владеет совсем.
Дата: 18. 05. 2017                   Исследователь:  Данилова Ольга




2


.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44