- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007730 |
Тема: | Приемы активизации познавательной деятельности учащихся |
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ОмГПУ») Факультет математики, информатики, физики и технологии Кафедра физики и методики обучения физике Приемы активизации познавательной деятельности учащихся Курсовая работа Направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность (профиль) Физика и Математика Дисциплина Методика обучения физике Выполнила: студентка 44 группы Госина Ксения Игоревна _______________________ (подпись) Научный руководитель: Беляева Татьяна Алексеевна, к.ф-м.н., доцент Оценка ______________ «__» _______________ 2017 г. _______________________ (подпись) Омск, 2017 Оглавление Введение 3 Глава 1. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся 4 1.1 Психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности учащихся 4 1.2 Формирование мотивов учения 7 1.3. Уровни познавательной активности учащихся 10 1.4 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся 10 1.5 Использование интерактивных методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся. 13 Глава 2 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики 16 2.1 Использование лабораторного эксперимента для активизации познавательной деятельности учащихся 16 2.2 Творческие задания как средство повышения познавательной активности учащихся 18 2.3 Разработка урока с использованием приемов активизации познавательной активности учащихся 21 Заключение 30 Литература 31 Введение Проблемы активизации познавательной деятельности учеников причисляют к количеству важных проблем в современном мире. От качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Вопрос развития познавательной деятельности учеников на уроках физики обладает особой ролью. Физика считается непростым школьным предметом, и по этой причине вызывает конкретные проблемы у учащихся. Поэтому немаловажно создать такие условия для учебно- познавательной деятельности, позволяющие сформировать совокупность знаний, умений и навыков по физике. Цель работы заключается в рассмотрении приемов активизации познавательной деятельности учащихся на примере темы «свободное падение тел» в 9 классе. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: 1) изучить психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности учащихся 2) изучить уровни познавательной активности учащихся 3) изучить приемы активизации познавательной деятельности 4) применить приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики Структура работы Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются приемы активизации познавательной деятельности учащихся. Во второй главе приведена разработка урока по физике с использованием приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Глава 1. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся 1.1 Психолого-педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности учащихся Трудностями возрастной периодизации усиленно занимались Л.С.Выготский и А.Н.Леонтьев. По заявлению Л.С.Выготского, переход от одного возраста к другому совершается революционным путем, по этой причине появляются «кризисы возрастного развития» - этапы перехода от одного возраста к другому. А.Н.Леонтьев считает критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, формирование которой обуславливает основные перемены в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития. Таким образом, для каждого возраста имеется собственная специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев). Они подчеркнули группы, которые имеют принципиальные отличия между собой: 1) подростковый возраст 2) юношеский возраст Подростковый возраст (9 класс) –один из непростых этапов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Характерной чертой этого возраста считается переходность, скрещивающиеся характерные возрастные особенности – подростков и юношей. Психические новообразования, которые характерны для этого возраста: 1. Интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении с ровесниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении. 2. Интенсивное развитие внутренней жизни ребенка. 3. Расширяется потребность в общении. 4.Поведение часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). 5. Ярко выражена противоречивость коммуникативного поведения. Ранний юношеский возраст (10-11 классы) Юность – значимый момент в развитии человека, в этот период совершается вступление человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей. Юность – это период самоопределения – социального, личностного, профессионального, духовно-практического. В основе процесса самоопределения находится выбор будущей сферы деятельности. Психические новообразования ранней юности: 1.Высокий интерес к своей внешности, склонность обнаруживать у себя физиологические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера. 2.Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков. 3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. 4. Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности. 5.В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с взрослыми и к «исповедальности» - со сверстниками. [1]. Преподавателям следует учитывать тот факт, что в различные возрастные этапы часть эмоционального, волевого или интеллектуального участия в познавательной активности будет разнообразна. В этом случае возможно говорить о разных типах познавательной активности в учебной деятельности. нулевая активность (выраженная объектная позиция); ситуативная активность (преимущественно объектная позиция); исполнительская активность (преимущественно субъектная позиция); творческая активность (выраженная субъектная позиция). Проанализируем каждый из этих типов. Нулевая активность- характеризуется отсутствием желания учиться; слабо реагирует на требования учителя; не проявляет интерес ни к индивидуальной, ни к групповой работе; включается в деятельность только под давлением педагога. Такие учащиеся относятся к категории «пренебрегаемых». Тактика учителя: формирование атмосферы, которая бы освобождала от чувства страха и зажатости у учеников. Главным приемом будут «эмоциональные поглаживания» (обращение по имени, ласковый тон, позитивно строить побуждающие фразы и другое). При работе с такой группой педагогу не стоит ожидать незамедлительного включения в работу. Ситуативная активность- характеризуется присутствием интереса и активности только лишь в определенных учебных ситуациях. Стремительно приступают к работе, однако при первых трудностях быстро разочаровываются и бросают начатую работу. Ученикам этого типа присуща спешка и законченность действий. Тактика учителя: сохранять активность учащегося не только в начале, но и в процессе всей работы, снимать интеллектуальную усталость и волевую апатию минутками психологической разгрузки (шутки, загадки, скороговорки, занимательные задачи и удивительные факты); стимулировать познавательный интерес предлагая творческие задания по изготовлению учебных пособий (карточки, модели, таблицы и т.п.), составлению кроссвордов, в конце урока формулирование 5 – 6 вопросов по теме урока. Исполнительская активность- характеризуется устойчивостью и постоянством знаний. Учащиеся регулярно выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Тактика учителя: не допускать скуки и сохранять высокий уровень познавательной активности. Главными приемами можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, создаваемые на уроках. Например: «проблемный диалог», «мозговой штурм», «круглый стол», и так далее. Можно предложить учащимся особые ролевые ситуации. Творческая активность- характеризуется выраженной субъектной позицией учащегося. Ученики владеют нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, исключительно индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако, часто именно они создают проблемы в учебной деятельности. Тактика учителя: применение приемов, активизирующие и стимулирующие творчество учащихся, и специальные творческие задачи. Использовать методику ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) Тип познавательной активности – это динамический показатель. В силах педагога помочь перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности. [13]. 1.2 Формирование мотивов учения О мотивах учения приходится говорить, поскольку учение выделяется как особенный вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только итогом, но и целью. [8, с 493]. Мотив — это направленность ученика на разнообразные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней. К видам мотивов относят познавательные и социальные мотивы. Направленность в сущность учебного предмета свидетельствует о присутствии познавательных мотивов. Направленность на другого человека в ходе учения — о социальных мотивах. И познавательные и социальные мотивы обладают различными уровнями. Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (направленность на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (направленность на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (направленность на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы обладают следующими уровнями: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (желание завоевать определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком). В учебном процессе мотивы обладают различным выражением. К примеру, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к педагогу за дополнительными данными; учебно-познавательные — самостоятельные действия по поиску разных способов решения, в вопросах педагогу о сравнении разных способов работы; мотивы самообразования выявляются в обращении к преподавателю по поводу разумной организации учебного труда, в настоящих действиях самообразования. Социальные мотивы выражаются в поступках, подтверждающих понимание учеником долга и ответственности; позиционные мотивы — в стремлении к контактам с ровесниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам: мотивы социального сотрудничества — желание к коллективной работе и к осознанию оптимальных способов ее осуществления. [2]. В практической педагогике данные мотивы соединяются в группы по направленности и содержанию: социальные, познавательные, профессионально- ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно- позиционные, традиционно- исторические, утилитарно- прагматические. Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Осознанные проявляются в умении учащегося рассказывать о том, какие причины стимулируют его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существуют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях. Мотивы могут быть реальные и мнимые (надуманные, иллюзорные), функционирующие при определенных условиях. Для того чтобы сформировать понимание о преобладании какого-либо мотива, следует наблюдать за отношением школьников к учению. В большинстве случаев оно характеризуется активностью, структура которой включает следующие компоненты: готовность выполнять учебное задание; стремление к самостоятельной деятельности; сознательное выполнение заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень. В большинстве случаев ребенка побуждает то, что будет получено в результате учения. П.М.Якобсон выделяет несколько типов мотивации, связанной с результатами учения: 1) мотивация, которую можно назвать «негативной». Под такой мотивацией предполагается побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и проблем, которые могут появиться, если он не будет учиться. Такая мотивация не приводит к успеху. 2) мотивация, имеющая благоприятный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Современному педагогу знание типа мотивации недостаточно для подкрепления внутренней побудительной силы. Для этого необходима правильная организация учебной деятельности школьников. [9, стр. 126-127]. 1.3. Уровни познавательной активности учащихся Золотова С.И, Алексеев М.Ю выделяют несколько уровней познавательной активности. Первый уровень: воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Второй уровень: интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к раскрытию смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, освоить способы применения знаний в измененных условиях. Третий уровень: творческая активность. Характеризуется заинтересованностью и рвением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и отыскать для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, считается важным условием и показателем реализации любого принципа обучения. [3, стр273-274]. 1.4 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся Использование развивающего обучения требует активизации учения школьников, овладения ими приемами познавательной деятельности: анализом, синтезом, обобщением, сравнением. Андрюшечкин С.М в своей работе [4] «О некоторых приемах активизации учения школьников» выделил дидактические приемы активизации учения школьников. «Физическое литературоведение». Применение на уроках физики фрагментов художественных произведений с целью анализа описанных там физических явлений и для создания неожиданных сравнений, параллелей, что позволяет воздействовать на эмоциональную сферу восприятия учащихся. «Использование учебных материалов с историческим или политехническим содержанием». «Проектирования опыта учащимися». При разрешении определенной учебной проблемы ученики сами проектируют соответствующий эксперимент. «Решение экспериментальных задач». «Конструирование прибора». Один из приемов развития творческой активности учащихся. «Составление задач». [4] Учебные трудности играют в обучении особую значимость, сущность которых заключается в преодолении практических и теоретических препятствий в процессе учебной деятельности, которые приводят учеников к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Автором работы «активные методы обучения» Смолкиным А.М. выделяются методы активизации познавательной деятельности, такие как, метод проблемного обучения, метод алгоритмизированного обучения, метод эвристического обучения, метод исследовательского обучения. Метод проблемного обучения. Основой такого метода считается создание ситуаций, формирование проблем, подведение учеников к проблеме. Проблемная ситуация содержит эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Метод алгоритмизированного обучения. Человеческую деятельность возможно рассматривать как определенную последовательность операций и действий, то есть она может быть показана в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями. Для построения алгоритма решений какой-либо проблемы нужно знать наиболее оптимальный способ ее решения. Оптимальным способом решения обладают самые способные учащиеся. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими учениками. Для остальных учеников такой алгоритм будет служить примером. Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики считается поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила вероятных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. [6] Активизация как познавательной, так и коллективной деятельности учеников исполняется при наличии определенных стимулов. Именно по этой причине особое значение имеет мотивация учебно- познавательной деятельности. Осуществление принципов проблемного обучения и исследовательского характера учебно-познавательной деятельности позволяет вызвать у учащихся творческий интерес, что пробуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний. Творческий поиск захватывает и вовлекает, требует проникновения в глубь изучаемых проблем и приводит к самостоятельному открытию того, что является объектом познания. [5]. 1.5 Использование интерактивных методов обучения для активизации познавательной деятельности учащихся. Интерактивное обучение- это способ познания, исполняемый в формах совместной работы учеников: все без исключения члены образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, разрешают трудности, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в настоящую атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Осуществляется смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах. Методом обучения называется способ достижения той или иной цели, решения конкретной задачи. К формам и методам интерактивного обучения могут быть отнесены: эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач, кейс- метод, практические групповые и индивидуальные упражнения, и другое. Формы и методы интерактивного обучения авторы работы «современные способы активизации обучения» Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова разделяют на следующие виды. Дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики и другое. Игровые: дидактические и творческие игры, деловые игры, ролевые игры, организационно- деятельностные игры. Тренинговые формы проведения занятий, которые включают в себя дискуссионные и игровые методы обучения. [7, стр. 8-11]. Дискуссия применяется как метод группового взаимодействия в ходе преподавания. Дискуссия- это публичное обсуждение либо независимый вербальный взаимообмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу любого дискуссионного вопроса, проблемы. В качестве метода дискуссия применяется в таких формах обучения как: семинарские занятия, деловые игры, кейс-технологии. В качестве результативных технологий группового взаимодействия, дискуссия повышает развивающие и воспитательные эффекты обучения, формирует условия для открытого выражения участниками своих мыслей, обладает возможностью воздействия на установки ее участников. Преимущества метода дискуссии: Обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Обратная связь с обучающимися. [7, стр. 39-41]. Игра считается неповторимым механизмом аккумуляции и передачи социального опыта- как практического, так и этического. В процессе игры совершается ускоренное освоение предметной деятельностью за счет передачи участникам активной позиции- от роли игрока до соавтора игры. Игровые методы являются интерактивными и интегративными, так как содержат в себе и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии- в зависимости от целей игры. [7, стр. 67-69]. Кейс- метод- техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Этот метод сосредотачивает в себе значительные достижения технологии «создания успеха». Для него свойственна активизация обучающихся, стимулирование их успеха. Непосредственно ощущение успеха выступает одной из основных движущих сил метода, содействует развитию устойчивой положительной мотивации и наращиванию познавательной активности. Кейс- метод — это непростая система, в которую включены другие, более простые методы познания. Кейс- технология дает возможность наиболее благополучно, нежели классические способы преподавания, совершенствовать креативные возможности обучающихся, формирует навыки исполнения сложных заданий в составе небольших групп. Данный метод также содействует формированию технического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, развитию таких качеств, как инициативность и самостоятельность. [7, стр. 92-93]. Глава 2 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики 2.1 Использование лабораторного эксперимента для активизации познавательной деятельности учащихся Особенную важность имеет проблема формирования познавательного интереса. Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Формирование познавательного интереса посредством использования на уроках физических экспериментов считается основной целью работы. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: -сформировать самостоятельность учеников в поиске новых знаний; -привлечь учеников в научно- исследовательскую деятельность; -разработать систему обучения, максимально использующую возможности физического эксперимента для получения учащимися знаний. Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся, применяя физический эксперимент. Познавательный интерес – это направленность личности в освоении чего- то нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Физический эксперимент – это опытное изучение свойств материальных объектов и явлений. В педагогической деятельности применяются следующие виды физического эксперимента: демонстрационные опыты, лабораторные работы, фронтальные опыты, экспериментальные задачи, внеклассные эксперименты. Рассмотрим лабораторный эксперимент. Существует четыре вида лабораторного эксперимента: Фронтальные лабораторные работы Практикумы Домашние наблюдения и опыты Экспериментальные задачи При проведении лабораторных работ познавательный интерес может быть обусловлен формированием установки на получение важного физического вывода либо понимания практической значимости изучаемого прибора. При проведении лабораторных работ на расчет какой- либо физической величины для формирования познавательного интереса, важно, чтобы практически решаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления. Особенностью уроков педагога Козенской средней школы Мозырского района в Белоруссии Г.В.Свентецкой считается самостоятельная работа учеников, одним из видов которой является фронтальный эксперимент. Фронтальный эксперимент представляет систему кратковременных лабораторных работ, которые осуществляют все без исключения ученики с целью формирования глубоких и крепких знаний по физике, развитию мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков. В следствии кратковременности выполнения, физический эксперимент возможно использовать на любом этапе урока. Активную познавательную деятельность ученики выражают при решении экспериментальных задач. Ученики проводят мини- эксперименты и фиксируют его результаты в виде таблиц или графиков. Это способствует развитию умений составлять план своей деятельности, логически осмысливать условия задачи, формировать проблему, рационально записывать результаты эксперимента, осуществлять самоконтроль, делать выводы и без помощи других анализировать результаты. Стимулировать познавательную деятельность учеников на уроках физики можно, используя физический эксперимент, но необходимо помнить, что активизация не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых школьниками экспериментальных исследований, физических экспериментов. Значима методика включения школьников в учебный процесс, работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность учащихся. Грамотно выбранные опыты для учебной и внеурочной деятельности формируют познавательные интересы, являясь главным ориентиром на анализ возможностей человека, побуждая его к научным и практическим открытиям. [10, стр. 89-93]. 2.2 Творческие задания как средство повышения познавательной активности учащихся Учащийся представляется не только лишь объектом деятельности, но и как его субъект в процессе обучения. Непосредственно по этой причине развитие активной позиции в познании- основная цель всего учебного процесса. Таким образом заявляет в собственных работах Т.И.Шамова, которая занимается разработкой теоретико-методологических основ функции и технологии управления общеобразовательных учреждений. Проведя анализ особенностей познавательной деятельности, смогла отметить несколько уровней активности. [14]. Первый уровень- воспроизводящая активность, характеризующаяся рвением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания. Второй уровень- интерферирующая активность, когда учащийся стремится уже к выявлению смысла изучаемого, проявляет желание понять связь между явлениями и процессами, освоить способы применения знаний в измененной ситуации. Третий уровень- творческий. В данном этапе деятельность учеников характеризуется не только желанием пробраться глубоко в суть исследуемого, но и поисками нового способа проникновения в изучаемый материал. Неслучайно творчество обуславливается как человеческая деятельность, с помощью которой формируются новые общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества. Однако творчество необходимо расценивать как деятельность, в ходе которой создаются социально значимые качества личности, то есть оно предстает в различных аспектах: что создано, как создано и как развивается. Наиболее важны следующие признаки: - творческий процесс как высочайшая форма самостоятельной активной человеческой деятельности; - творческий процесс как результат деятельности, который характеризуется новизной и ценностью для субъекта и для общества, как нахождение новых средств, путей и способов деятельности; - творческий процесс представляет собой сложное соединение, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и интуитивного. Таким образом, творчество представляет собой основной двигатель человеческого развития, но, будучи высшей формой человеческой деятельности, творчество требует предварительной длительной подготовки, высочайшего интеллектуального напряжения, глубокого критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизации и многого- многого другого. Познавательная деятельность учеников активируется постановкой трудных вопросов, составлением планов, тезисов, конспектов, синхронических таблиц. Однако заинтересованность к исследуемому материалу можно существенно увеличить задачами творческо- познавательного характера. [11, стр. 141-146] Творческое задание- это такая форма организации учебной информации, где наравне с установленными условиями и неизвестными сведениями, находится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Хуторский А.В, который разработал и реализовал ряд инновационных концепций и технологий: личностно- ориентированное обучение, компетентностный подход, модель школы свободного развития, автор дидактической эвристики- теории креативного обучения, дает последующую классификацию креативных задач: Когнитивные Такие задачи ориентированы на развитие и формирование познавательных умений учащихся Креативные Обеспечивают развитие творческих (креативных) качеств личности Организационно- деятельностные Формируют умение осознавать и формулировать цели собственной учебной деятельности, организовывать собственный учебный рост, осознавать результаты собственного обучения и давать оценку. Существует ещё одна классификация творческих заданий по Хуторскому А.В: по характеру получаемых образовательных заданий. 1. Эмоционально - образные образовательные, позволяющие формировать способность создавать «образ» решения проблемы, способность интуитивно мыслить, способность оперировать воображаемыми образами, способность «вживаться» в изучаемый объект. 2. Оценочные образовательные, формирующие способность критически размышлять, сопоставлять и сравнивать разнообразные точки зрения, предоставлять объективную оценку происходящему, давать прогноз и формулировать гипотезы, рефлексировать свою деятельность. 3. Материальные образовательные, создающие способность конструировать, ставить опыты и проводить эксперимент, наблюдение, моделировать. 4. Теоретические образовательные, формирующие умения создавать «новое» знание, генерировать идеи, задавать вопросы. 5. Информационные образовательные, формирующие умения подводить итог, систематизировать, преобразовывать учебную информацию, кодировать и декодировать учебный материал, интерпретировать информацию. [12, стр. 404- 407] Творческие задания в особенности активизируют познавательную деятельность учеников, в случае если применять нестандартную форму преподнесения изучаемого материала. 2.3 Разработка урока с использованием приемов активизации познавательной активности учащихся Все без исключения темы курса физики содержат внутренние способности для развития познавательных интересов учеников. Стимулировать познавательную деятельность учеников на уроках возможно, применяя физический эксперимент. В следствие кратковременности выполнения, физический эксперимент возможно применять на любой стадии урока. Именно из-за физического эксперимента возможно формирование познавательного интереса учеников. Кроме того, важна методика включения учеников в учебный процесс, работы должны в наибольшей степени развивать мыслительную активность учащихся. Подбор темы урока основывался именно на этом. Тема «свободное падение тел» мне кажется увлекательной, и я смогу в полной мере раскрыть этот урок, используя различные методы и приемы. Основными приемами будут являться: проблемное обучение, развивающее обучение, проблемное изложение и проектирование опыта учащимися. Прием проблемного обучения направлен на изучение и овладение новым материалом, в ходе которого создается проблемная ситуация и повышается мотивация к обучению. Проблемное изложение способствует формированию умственной деятельности, анализа, сравнения. При использовании данного приема учащиеся на основе проблемной ситуации выдвигают гипотезы для решения сложившейся проблемы. Прием развивающего обучения направлен на развитие всей целостной совокупности качеств личности. При использовании данного приема учащимся приходиться применять полученные знания в других условиях. Следующий прием «проектирование опыта учащимися» направлен на разрешение определенной учебной проблемы, где ученики сами проектируют соответствующий эксперимент. На этом уроке значимой составляющей станет физический эксперимент, который поможет мне как мотивировать учеников к изучению данной темы, так и развить познавательный интерес. Тема: Свободное падение тел. Класс: 9. Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний Цели: 1) Сформировать представление учеников о свободном падении тел; 2) Ввести понятие свободного падения тел и ускорения свободного падения; 3) Показать, что свободное падение тел- это равноускоренное движение; Задачи: Образовательные 1) Ввести понятие свободного падения посредством выполнения эксперимента; 2) Ввести понятие ускорения свободного падения; 3) Обосновать сходство равноускоренного движения и свободного падения тел; 4) Вспомнить основные формулы из кинематики и умение их применять в новых условиях. Развивающие 1) Развивать мыслительную деятельность учащихся с помощью пробле....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: