- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Причины детской беспризорности и безнадзорности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004586 |
Тема: | Причины детской беспризорности и безнадзорности |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….. 3 1. ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА……….. 6 1.1 Причины детской беспризорности и безнадзорности……………………… 6 1.2 Основные направления и стратегия социальной политики в отношении детей в России…………………………………………………………………….. 8 1.3 Социально – реабилитационные центры для несовершеннолетних как один из видов учреждений социальной защиты детства……………………… 25 2. СИСТЕМА РАБОТЫ МКУ «СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» ТЯЖИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………. 35 2.1 МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Тяжинского муниципального района Кемеровской области………………… 35 2.2 Деятельность МКУ «социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» Тяжинского муниципального района Кемеровской области……………………………………………………………………………. 45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………… 53 ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………….. 57 ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………….... 58 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы выпускной квалификационной работы: «Организация социальной работы с беспризорными детьми в социально-реабилитационных центрах» заключается в следующем, ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. Нестабильность политической и социально-экономической жизни значительно расширяет спектр экономических, социальных, психосоциальных, педагогических факторов, бездомность, социальное сиротство, активно стимулирующих детскую безнадзорность. Среди них: кризисные явления в семье - нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жёсткое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде. В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям. Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает реабилитационные центра. Ежегодно десятки тысяч детей выходят из таких учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством. Ведущими причинами «социального сиротства» являются: - лишение родительских прав (до 70%); - отказ от воспитания ребёнка (до 20%); - пребывание родителей в местах заключения (до 10%). У воспитанников реабилитационных центров масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в общество и самостоятельно строить свою жизнь достойную Человека. Основная миссия учреждений социальной защиты населения – помочь в социализации воспитанников. Исходя из выше изложенного: Объектом исследования являются деятельность детского социально-реабилитационного центра Предметом исследования являются социальная политика Российской Федерации. Целью данной работы является исследование роли и значения деятельности, детских социально-реабилитационных центров по решению проблем беспризорности. Для реализации поставленной цели ставятся и решаются следующие задачи: - дать общую характеристику рассмотреть беспризорность как проблему. - рассмотреть причины детской беспризорности и безнадзорности. - рассмотреть деятельность социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних как средство реализации социальной политики детей, попавших в трудную жизненную ситуацию Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С.В., Пудовочкин Ю.Е., Мустаева Ф.А., Бакаев А.А., Иващенко Г.М и другие. Дармодехиным С.В. рассматривалась проблема семьи и государства. Пудовочкиным Ю.Е. была рассмотрена ответственность за преступления против несовершеннолетних. Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних была изложена в работе Мустаевой Ф.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних была изучена Бакаевым А.А . Иващенко Г.М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних в возрасте разных возрастных групп . Исходя из выше изложенного: Теоретико-методологической основой исследования явились труды отечественных ученых: Д.В Агашев, Т.А. Адриановская, Н.И. Беседкина, В. П. Галагонов, Т.С. Гусева, Ю.Б. Корсаненкова, В.М Корякин, Р.А. Курбанова, К.Ю. Паршукова, В.Е. Сидорова, Н.А. Солянкина, Е.В. Соловьева, Л.В. Сотникова, Е.Ф. Чернышева. При написании исследования использовались следующие методы: - метод анализа, который позволил получить необходимую информацию о структуре объекта исследования, а также выделить из общей массы фактов те, которые непосредственно относятся к рассматриваемому вопросу; - синтез за счет целенаправленного объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целом. Для раскрытия основной сущности исследования были использованы следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Федеральный Закон РФ N-159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; и другие. Практическая значимость темы выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования теоретических выводов и положений исследования в практической деятельности юристов, а также специалистов в области права социального обеспечения. Структура работы: работа состоит из введения, заключения, двух глав списка литературы. 1. ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1.Причины детской беспризорности и безнадзорности. «Одной из главных причин детской безнадзорности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. В результате роста смертности мужчин в молодых возрастах, разводов и внебрачной рождаемости увеличивается число неполных семей, имеющих меньшие возможности для содержания и воспитания детей. В неполной семье воспитывается сегодня каждый седьмой российский ребенок. Ослаб воспитательный потенциал семей, разрушаются их нравственные устои, утрачиваются фундаментальные человеческие ценности. Увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются малолетние дети, длительное время остающиеся без присмотра и пищи. Пополняется число детей из семей, в которых родители потеряли способность накормить и одеть детей, дать им образование и воспитание. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни родителей, отказа от содержания и воспитания, предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, неблагополучной компании, бесцельному времяпрепровождению. По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезают бесследно» [29; стр. 53]. В ряде случаев беспризорность детей – следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными. Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации. Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы. Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей. Неблагоприятное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуары детских театров и кино, политика книгоиздания для детей. В детской и молодежной среде часто культивируются худшие образцы заграничной морали и культуры. Важнейший фактор беспризорности - рост числа семей беженцев и вынужденных переселенцев, условия, жизни которых крайне неудовлетворительны. У многих из них нет постоянного жилья и необходимых источников существования. Доподлинно не известно, сколько детей осталось без родителей в Чечне и других "горячих точках", сколько детей убежали из шахтерских поселков и "голодных деревень" или из сиротских, исправительных и других учреждений. Причины детской беспризорности могут быть различными, но результат общий - дети вынуждены месяцами и годами жить на вокзалах и в подвалах, не имея нормального питания, не получая ухода. Часто дети попадают в криминальную среду, живут и воспитываются по ее законам. В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются членами преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения СПИДа. Другая опасность - хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба. В настоящее время важнейшим институтом воспитания является семья, ибо она представляет собой среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают важные процессы становления нравственности и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Поэтому именно семья в первую очередь должна давать детям ощущение добра, учить трудолюбию, умению правильно выстраивать свои отношения с людьми, ведь на примере родителей дети готовятся к будущему материнству, отцовству. В государственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищенной семье, помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежное отторжение от нее ребенка. Чем больше государственных, общественных, благотворительных учреждений будут принимать в этом живое, а не формальное участие, тем реальнее шансы сократить ряды беспризорных и безнадзорных детей. 1.2 Основные направления и стратегия социальной политики в отношении детей в России «Социальная политика – это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, и регулирующая отношения в обществе в интересах и посредством интересов основных социальных групп населения» [3; стр.87]. «Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации: - гуманизм, социальная справедливость; - системность, непрерывность, преемственность; - сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам); - открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами); - демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований); - действенный контроль общества над реализацией социальной политики; - адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения»[30; стр.189]. Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций – относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются: - выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов; - оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством; - интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка; - прогностическая; - социальная защита населения; - управление социальными процессами и др. С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества. Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. На наш взгляд, в настоящее время в нашем обществе наиболее животрепещущими являются проблемы детей. Общеизвестен тезис о том, что отношение к детям показатель социального и нравственного здоровья общества. К сожалению, говорить о здоровом российском обществе рано. Государство в период реформирования оказалось не готовым гарантировать реализацию основных жизненных прав и интересов более чем 30 миллионам детей России. Проблема достойного обеспечения детства является важной и сверхприоритетной для России, где кризис коснулся буквально каждой семьи. Политика Государства, по защите детства должна включать в себя научно выверенную систему мероприятий, подкрепляемых гарантиями в виде скоординированных позиций и комплексных институционализированных механизмов защиты детства, помогающих прогнозировать развитие, поддерживать нормальные условия детства (здравоохранение, образование, воспитание, коррекцию трудновоспитуемых, подростковая занятость и т.д.), учет, контроль за его использованием. Поэтому социальную политику по защите детства определяют как совокупность разноуровневых управленческих воздействий через механизмы, обеспечивающих солидарную поддержку обществом жизнедеятельности детей как социальной группы, наиболее подверженной потенциальным и реальным рискам. Она нацелена на смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей и на более полное удовлетворение интересов и потребностей данной социально-демографической группы. «Государственная социальная политика детства – это целостная система принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленная на улучшение условий, уровня и качества жизни детей» [3;стр.89]. Политика по отношению к детству выделяется, по сравнению со многими направлениями политики, прежде всего, по следующим основаниям: 1) она направлена на субъект-адресат, который стремительно развивается; 2) детство – субъект-адресат, который не является еще сформировавшейся и саморегулирующейся системой, способной организовываться для своей защиты от рисков и угроз; 3) ошибки политики в отношении детей отзываются наиболее болезненно, так как эта категория является несформировавшейся для собственной защиты и поэтому наиболее подвержена рискам; 4) в такой политике важное место должны занимать планирование и профилактика для реагирования на потенциальные и реальные социальные риски, нейтрализацию последних. Профилактика как часть политики должна быть многосторонней: контрольно-финансовой, медицинской, санитарно-гигиенической, экологической, гуманитарно-правовой, психолого-коррекционной и др. Планирование и профилактическая составляющая в государственной политике в отношении детства требует от данного направления системности, комплексности, гарантированности, основанной на солидарности общества. Это предполагает в охране и защите детства применение программно-целевого подхода, не исключающего в тоже время жесткого директивного планирования, но оперативного и гибкого, учитывающего рыночные реалии. Здесь неправомерен подход, когда средства, предназначаемые на детей, могут быть переброшены на другой важный объект, как это нередко делалось в России в 1990-е годы. Будущее страны в условиях продолжающихся реформ, масштабных социально-экономических изменений общества, в контексте мировой глобализации, определяется во многом тем, каковы будут условия обеспечения детства: материальные, образовательно-педагогические, медицинские, экологические, идейно-политические. Воспитание, обучение, физическое и духовное развитие детей, подготовка их к жизни – факторы национально-государственного развития России и обеспечения ее достойного положения в глобальном мире. Социальная политика в отношении детства выиграет от изменения социально-правового и политического статуса детства, если на основе законодательства и федеральных целевых программ, новой Концепции здравоохранения, Концепции национальной безопасности, Концепции образования признать детей группой риска и приоритетным объектом социальной, экономической, культурной и правовой политики. Это соответствовало бы международным конвенциям и позволило реализовать Национальный план действий в отношении детей, реально перейти к интеграции и координации всех механизмов охраны и защиты детства, приостановить тенденции рисков детства, предотвратить демографическую катастрофу и скатывание России в разряд стран, будущее которых чревато кризисом социальной политики и культуры нации. Поэтому выполнение Федеральных целевых программ по отношению к детству – это сегодня одна из главнейших обязанностей всех органов государственной власти. Так, например, программа «Дети России» была утверждена Правительством РФ в 1993 году. А в 1994 программе предан статус президентской. Это решение еще раз свидетельствовало, что в трудных условиях социально-экономического перехода общество и его властные структуры последовательно и четко осознают и в рамках имеющихся ресурсов проводят линию на приоритетную поддержку детства, защиту прав и жизненно важных интересов детей. Поскольку решение стратегических задач улучшения положения детей носит долговременный характер, действие программы «Дети России» со времени первого ее утверждения несколько раз продлевалось, вплоть до 2017 года. В 1993 г. первоначально в программу входило только 5 федеральных целевых программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля». В 1994 г. в программу включена федеральная целевая программа «Развитие индустрии детского питания». В 1995 г. Указом Президента Российской Федерации Правительству поручено включить в состав президентской программы «Дети России» федеральные целевые программы «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», которые и реализуются в составе президентской программы с 1996 г. В 1996 г. в состав программы также были включены федеральные целевые программы «Безопасное материнство» и «Развитие Всероссийских детских центров» «Орленок» и «Океан», «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Программа «Планирование семьи» ориентирована на создание системы, обеспечивающей население знаниями вопросов планирования семьи; разработку новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков; организацию службы с профессионально подготовленными кадрами по вопросам планирования семьи и обеспечения ее современным оборудованием, средствами контрацепции в нужном объеме и ассортименте; активизацию научных исследований по проблеме планирования семьи с учетом региональных и национальных особенностей. «Программа «Дети-инвалиды» направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения, решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем детей-инвалидов и их родителей, вопросов профилактики детской инвалидности, создания системы реабилитации таких детей, организации разработки и выпуска изделий, необходимых для нормальной жизнедеятельности и адаптации в обществе» [37; стр.285]. «Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке: предупреждению причин появления социального сиротства, развитию форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социально-экономическому обеспечению детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, развитию кадровой и материальной базы этих учреждений, совершенствованию медицинского обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [37;стр.285]. Основной целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ, в том числе от последствий межнациональных конфликтов и экологических бедствий. В ряду приоритетов программы: -обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; -профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; -создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России; -профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; -совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; -проведение эффективной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; -обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции в общество; -профилактика социального сиротства, постепенный переход от содержания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; -обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений, развитие системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решение указанных задач осуществляется в рамках реализации входящих в состав Программы подпрограмм «Здоровое поколение», «Одаренные дети» и «Дети и семья». Государственными заказчиками федеральных программ, входящих в президентскую программу «Дети России», являются: - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (программы «Дети-инвалиды», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»); (программы «Планирование семьи», «Безопасное материнство»); - Министерство образования и науки Российской Федерации (программы «Дети-сироты», «Одаренные дети»); - Министерство сельского хозяйства (программа «Развитие индустрии детского питания»); - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (программа «Дети Чернобыля»); - Федеральная миграционная служба России (программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»). «Наряду с госзаказчиками непосредственное участие в разработке и реализации программы принимают еще 10 федеральных министерств и ведомств, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия сельскохозяйственных наук, большое число научно-исследовательских и конструкторских учреждений и вузов, Федерация независимых профсоюзов РФ, неправительственные организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные предприятия и, прежде всего, учреждения социальной инфраструктуры детства на местах» [39]. Таким образом, субъекты Российской Федерации являются полноправным партнером федеральных органов исполнительной власти по выполнению программы, вносящими очень большой вклад в достижение программных целей. Большое число участников выполнения программы и необходимость в условиях ограниченных средств бюджета строго целевого и наиболее эффективного их использования потребовали совершенствования механизма реализации президентской программы «Дети России». На уровне министерств – государственных заказчиков федеральных целевых программ в составе президентской программы «Дети России» установлена процедура конкурсного отбора инвестиционных проектов и заключения государственных контрактов (договоров), созданы дирекции по управлению программами с привлечением независимых экспертов – известных специалистов по проблемам, решению которых посвящены программы. Координатором выполнения президентской программы «Дети России» в целом определено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. «Одним из основных направлений программ является создание и совершенствование нормативно-правовой базы профилактики беспризорности: принят в первом чтении проект федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации»; подготовлен проект федерального закона «Об основах деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, защите их прав», который в установленном порядке направлен на рассмотрение в субъекты Российской Федерации; ведется работа над законопроектом «О медико-социальной реабилитации хронических наркоманов и алкоголиков»; Правительством Российской Федерации утверждено типовое положение об образовательном учреждении – центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям» [42]. «Подготовлены и направлены в субъекты Российской Федерации: Концепция государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях; рекомендации по повышению эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних; проект доклада Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации о принятии мер по решению проблем детской безнадзорности» [42]. Все вышесказанное свидетельствует о сохранении в ближайшей перспективе актуальности президентской программы «Дети России», эффективности решения стоящих проблем на программно-целевой основе. В Российской Федерации проживает 32 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении . Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество. Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Российской Федерации, обусловливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка. В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми. В целях предотвращения противоправных проявлений среди детей и подростков, формирования государственной системы защиты прав несовершеннолетних были созданы социально-профилактические службы для дезадапционных детей и подростков. Одним из таких служб помощи беспризорным детям являются социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних . «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – государственное специализированное учреждение, системы социальной защиты населения, форма помощи детям-сиротам и детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Центры создаются также благотворительными организациями. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних – учреждения временного пребывания ребенка»[44]. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – временное убежище для детей, поэтому одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом обстоятельств в каждом конкретном случае. Можно выделить несколько категорий детей, поступающих в реабилитационные центры, в зависимости от их семейного анамнеза: 1) дети-сироты, у которых умерли родители; 2) дети, родители, которых лишены родительских прав; 3) дети, временно лишившиеся родительского попечения (родители находятся в больнице, в заключении); 4) дети, из семей, где они подвергаются физическому или сексуальному насилию; или из семей, где родители не выполняют, пренебрегают своими основными функциями: не кормят, оставляют на целый день и более одних без присмотра, то есть дети из семей, где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни; 5) дети, убежавшие из дома по разным причинам, например, конфликт с родителями; 6) дети-беспризорники, дети эмигрантов или беженцев. В центры в основном поступают депривированные дети, которые к тому же являются жертвами жестокого обращения: сексуального, физического, эмоционального. Под психологической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка в течение длительного времени и в серьезной степени. У детей с психической депривацией наблюдается отставание в психическом развитии. Особенно это касается развития мышления и речи. Формирование групп детей делается по возрастным и половым признакам. Разделение детей по возрасту обусловлено не только значительными различиями режима дня, но и особенностями реабилитационных мероприятий, проводимых с детьми и подростками. Если важнейшей задачей персонала центра при работе с детьми младшего возраста является воспитание, возмещение дефицита тепла, навыка и знаний, которые они недополучили у родителей, то подростков приходится перевоспитывать, устранять имеющиеся у них нарушения поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми. Особое значение для подростков приобретает получение профессиональных навыков, трудовое и физическое воспитание, организация которых требует специальных помещений. Большое значение для эффективной реабилитационной работы имеет правильная организация режима дня, учитывая, что для детей с реабилитационного центра характерны быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, неспособность сосредоточиться даже на короткое время, нарушение сна, двигательная гиперактивность, несформированность навыков общения и совместной деятельности. Эти обстоятельства определили следующие основные требования к организации режим дня для детей в центре: - проведение занятий индивидуально или в малых группах (яркая эмоциональная окраска занятий); - непродолжительность занятий (15-20 минут), чередование занятий с отдыхом (физкультминутками, динамическими паузами); - разнообразие форм занятий, проведение нескольких разноплановых занятий в течение дня (переключение с одного вида деятельности на другой); - перенос большей части активности на первую половину дня (возбужденных игр, спортивных игр, новых для детей занятий и т.д.). Вторая половина более спокойная. После проведения физкультурных занятий - релаксация, в конце дня спокойные игры, чтение. Каждый специалист реабилитационного центра в работе с воспитанниками руководствуется определенными принципами, выражающими суть и специфику его работы. Однако, чтобы коллектив работал слаженно и целенаправленно, всем сотрудникам необходимо овладеть общими принципами организации коррекционно-реабилитационной работы с детьми. Первый важнейший принцип социально-реабилитационной работы в центре, на который ориентируется все сотрудники – принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми. Он предполагает соблюдение определенных требований во взаимоотношениях с ребенком, которые должны строиться не в рамках директивно-дисциплинарной модели «взрослый требует – ребенок подчиняется» требованию, а на основе ненасильственного взаимодействия, с ориентацией на личность воспитанника. Второе важнейшее условие реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми, заключается в том, что все сотрудники центра осознают необходимость достижения во взаимодействии с ребенком, такого положения, когда тот добровольно, по внутреннему побуждению, принимает предлагаемые ему правила жизни, формы его дальнейшего жизнеустройства. Третье условие, необходимое для реализации принципа гуманизма и ненасильственного взаимодействия с детьми – постоянная забота сотрудников центра о возвышении ребенка, как личности. Второй принцип коррекционно-реабилитационной работы, которым руководствуются все сотрудники – индивидуальный подход к ребенку. Значимость этого принципа – при наличии общих тенденций, судьба каждого ребе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: