- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Определение и виды детской безнадзорности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001470 |
Тема: | Определение и виды детской безнадзорности |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ Проблема беспризорности и безнадзорности детей и подростков одна из наиболее насущных проблем современного российского общества, заслуживающая самого серьезного и глубокого исследования. Профилактика беспризорности и безнадзорности детей и подростков - социально значимая проблема, охватывающая различные аспекты жизнеобеспечения детей и подростков и требующая государственного подхода к ее разрешению. Надо отметить, что проблема детской безнадзорности, так или иначе, затрагивалась различными авторами и в различные периоды времени как в отечественной науке, так и за рубежом. Об этом свидетельствуют работы отечественных и зарубежных ученых: С.А. Беличевой, М.И. Бобневой, В.П. Бочаровой, Р. Гарофало, Ж.К. Дандарова, К.Ю. Добрина, Э. Дюркгейма, Л.Я. Жезлова, Н.И. Забродина, О.В.Зыкова, М. Лютера, Ф. Мертона, Р.В. Овчаровой, О.М. Овчинникова, В.А. Прокофьева, A.A. Реан, Л.К. Фортовой и др., в которых девиантность в поведении рассматривается с точки зрения состояния общества, социальной дезорганизации1. Неблагополучные семьи – это болезнь нашего общества, и очень важно не запустить эту болезнь до оперативного вмешательства, а на ранних стадиях предоставить комплекс необходимых мер направленных на сохранение семьи и её жизнедеятельности. Бывают ситуации, когда семья переживает внешний или внутренний кризис – изменение состава семьи, развод, болезнь, смерть какого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья и.т.д. И конечно в таких случаях снижается уровень и качество жизни, и семья из благополучной и стабильной семьи переходит в статус проблемной, кризисной. Многие семьи адаптируются к трудностям и пытаются найти выход из создавшейся ситуации, другие же не могут справиться с нарастающим потоком проблем, впадают в депрессию, снижается их социальная активность, начинают злоупотреблять алкоголем, как последствие появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе своих детей. И именно в этот момент необходимы профилактические и реабилитационные меры поддержки, когда есть шансы на восстановление и сохранение семьи. Но так как многие семьи считают, что «выносить сор из избы не стоит», в социальные службы не обращаются и даже агрессивно относятся к какому либо вмешательству со стороны социальных работников2. В настоящее время появление беспризорных и безнадзорных детей связано с нарушением психического, психологического и нравственного здоровья общества. Сложные социально-экономические условия в стране, высокий процент семей с низким среднедушевым доходом, неблагоприятный морально-психологический климат в таких семьях стали, в частности, причинами детской безнадзорности и беспризорности. Дети, спасаясь от физического и психологического насилия родителей, уходят из семьи, пополняют ряды, нуждающихся в социально-педагогической защите и поддержке. Задача общества - сконцентрировать усилия, направленные не только на борьбу с последствиями отклонений от норм социального развития несовершеннолетних, но и, главным образом, на их предупреждение3. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большая часть законов Российской Федерации, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи. С вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года «Об основных направлениях государственной семейной политики» проблемы семьи стали решаться более активно, помощь и поддержка семьи реализуется в значительно большем объеме, чем прежде. Поддержкой института семьи на сегодняшний день занимается большое многообразие субъектов и служб по профилактики безнадзорности детей и подростков, существующих на территории Российской Федерации, такие как полиция, больницы, комплексные центры, центры помощи семье и детям, школы, детские сады. Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной профилактики девиантного поведения и организации работы с неблагополучными семьями. В связи с этим важное научное и практическое значение приобретает исследование проблем, а также процессы, характеризующие нарушения в жизнедеятельности семьи, вызванные социально-экономическим кризисом. Проблема детской безнадзорности остра не только в мегаполисах, наиболее тяжелая ситуация в малых городах и деревнях, в виду того, что большая часть населения имеет низкий уровень доходов или вообще не имеет работы и возможность заработать, в виду чего растет проблема алкоголизации, наркомании населения малых городов и деревень. Население городского округа Сухой Лог 48617 человек, по данным Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав Сухоложского района 92 несовершеннолетних, состоит на персонифицированном учете, в виду того, семьи, где они воспитываются, являются неблагополучными, в каждой 200 семье проживающей в городе Сухой Лог имеется высокий уровень детской безнадзорности. Объектом выпускной квалификационной работы является детская безнадзорность. Предметом работы является профилактика детской безнадзорности в неблагополучных семьях. Цель работы – проанализировать основные направления профилактики безнадзорности детей в неблагополучных семьях в Комплексном центре социального обслуживания населения Сухоложского района. Задачи: 1. раскрыть определение понятие детская безнадзорность; 2. рассмотреть безнадзорность детей как фактор семейного неблагополучия; 3. выявить основные направления деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения Сухоложского округа по работе с детьми из неблагополучных семей; 4. определить взаимодействие субъектов системы профилактики детской безнадзорности в Сухоложском районе. Методы исследования: анализ научной, социальной, социально- педагогической, психолого-педагогической, методической литературы; эмпирические методы (наблюдение, анализ документов, метод экспертного опроса). Теоретическая значимость работы заключается в уточнении понятий детей из неблагополучных семей. Практическая значимость: выпускная квалификационная работа может использоваться социальными работниками, психологами, а также специалистом по социальной работе с детьми из неблагополучных семей для выявления эффективности их деятельности. База исследования. Исследования проводились на базе Государственного автономного учреждения Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Сухоложсого округа». Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. ГЛАВА 1. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 1.1. Определение и виды детской безнадзорности Безнадзорность – явление общественной жизни, при котором ребенок проживает совместно с родителями, но при этом отсутствуют социально приемлемое воспитание, поддержка со стороны семьи, образовательных учреждений в его развитии и саморазвитии в процессе социализации. Беспризорность – явление общественной жизни, при котором ребенок лишен постоянного места жительства, нормальных бытовых условий жизни, воспитательного воздействия со стороны родителей, педагогов, государства4. Безнадзорный ребенок – несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц5. Одним из важных проявлений кризисной ситуации современного общества стала детская безнадзорность. Впервые понятие детской безнадзорности появилось в 1993 году в «Российской педагогической энциклопедии». Проявившись как одно из социальных следствий социально-экономических реформ 1990-х годов, оно впервые было зафиксировано как педагогическая проблема. Его первое определение было дано в научной социально-педагогической литературе: «Безнадзорность детская, отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц». Важной чертой данного определения является трактовка термина детской безнадзорности как отсутствия контроля родителей или лиц их заменяющих за поведением, занятиями и интересами ребёнка, то есть надзора за ребёнком. Однако, отсутствие необходимого контроля со стороны семьи над поведением и занятиями ребёнка не исчерпывает определения детской безнадзорности. Данное определение не делает акцента на роли собственно семьи в жизни ребёнка, не исчерпывающейся только контролем над поведением и являющейся его необходимым жизнеобеспечивающим фактором. В связи с неуклонным ростом и масштабностью разнообразных форм детского девиантного поведения, как следствия безнадзорности, 21 мая 1999 года был принят федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Закон определил группы детей, относящихся к категории «безнадзорные»: 1. Дети, потерявшие семейные и родственные связи. 2. Дети, брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивавших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними. 3. Дети, сбежавшие из интернатных учреждений. 4. Выпускники интернатных учреждений, оставшиеся без работы и средств к существованию. 5. Дети, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством. 6. Дети, занимающиеся мелким воровством. 7. Дети, употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества. 8. Дети, получившие отсрочку от отбывания наказания. 9. Дети, ставшие жертвами сексуальных преступлений. 10. Дети, вовлеченные в противоправную деятельность. 11. Дети, осужденные условно. По приблизительным подсчетам из 30 миллионов российских детей более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков неграмотных, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. Статистические данные говорят о том, что безнадзорность и беспризорность детей с каждым годом приобретает все более угрожающий характер, а положение современной семьи остается достаточно нестойким (как материально, так и морально)6. Проблема детской безнадзорности возникала в различные периоды отечественной истории, первоначально - в годы бедствий, связанных с войной, голодом, эпидемиями и другими тяжелыми общественными потрясениями. Одной из важных причин беспризорности является разрушение семейного быта и естественного уклада жизни. В подобных условиях безнадзорный ребенок рано становится самостоятельным, борется за выживание при отсутствии воспитательной помощи взрослых и нормальной детской среды. У такого ребенка рано меняется психология, поэтому безнадзорные дети нуждаются в особом воспитательном подходе. Российская Федерация часто испытывала своеобразные пики детской безнадзорности и беспризорности: в промежуток между первой мировой и гражданской войнами, после голода и эпидемий 1930-х гг., в годы Великой Отечественной войны7. По данным социологических служб, сейчас в России безнадзорных детей на порядок больше, чем их было во время и после гражданской войны. И, несмотря на определенные усилия общественности, правоохрани-тельных и образовательных ведомств, религиозных, политических и благотво-рительных организаций, коммерческих фирм и частных лиц, – число безнадзорных детей не снижается, а растет. По оценкам МВД, в России насчитывается от 500 тысяч до 2,5 млн. беспризорных, детей-сирот – 530 тысяч, детей-инвалидов – 1 миллион, 300 тысяч ежегодно рождаются вне брака, 650 тысяч остаются без одного из родителей, десятки тысяч детей и подростков числятся бесследно исчезнувшими, около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно уходят из дома. Еще больше детей живут с родителями-алкоголиками, не учатся и фактически предоставлены самим себе8. Оценивая масштаб проблемы, ее причины и следствия, необходимо обратить внимание на различие в понятиях «беспризорные» и «безнадзорные» дети. Беспризорные дети – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относятся те, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей (законных представителей) либо должностных лиц. Дав характеристику данной статистике, можно сделать вывод, что большинство безнадзорных детей имеют высокий стаж родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорных детей – от 8 до 13 лет. Следовательно, эти дети не только попали на социальное дно, так же по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе «социального» риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями9. Сложилось общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у большинства таких детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и материально-технического обеспечения специальных учреждений, коррупции в органах власти и управления, высокой степенью физической и психической правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей. Причины, способствующие росту безнадзорности, разные, но современное общество выделяет наиболее важные: 1. рост числа асоциальных семей; 2. безработные родители; 3. беженцы и вынужденные переселенцы; 4. нестабильные браки (разводы); 5. низкий уровень благосостояния семьи; 6. негативный опыт отношений с родителями; 7. неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 8. наличие у ребенка негативного учебного опыта10. Существующий ряд причин, способствующих росту безнадзорности, которое выделяет наше общество, справедливо. Но не стоит забывать, что в современной России значительно сократилось число детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музыкальных и художественных школ и т.д. предоставляющих свои услуги на безвозмездной основе, а это тоже не мало важно и, так или иначе, сказывается на организованности детей. Самой важной причиной безнадзорности является кризис семьи: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала. Негативное влияние на социализацию детей зачастую оказывают средства массовой информации, открытая и скрытая пропаганда сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании, реклама пива. Безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации11. Основные последствия безнадзорности ребенка – это утрата детьми социальных навыков, криминализация, появление у детей различного рода зависимостей – алкогольной, наркотической и т.п., низкий образовательный и культурный уровень. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малоимущих семей со стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления экономического кризиса, проблемы, связанные с детской безнадзорностью все-таки останутся. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных, социальных и других структур. Необходимо не только повышать уровень жизни подростков, но и укреплять их духовно-нравственные ценности. Не вызывает возражений, что основной причиной безнадзорности является ослабление связи с семьей, родными и близкими людьми. Ослабление таких связей приводит к потере ответственности ребенка за свои действия, поскольку ему безразлично, что подумают о нем родные, что они будут чувствовать, узнав о его поступке. Такое положение вещей дает подростку чувство «свободы», к которой, как правило, стремится каждый подросток, но проблема здесь заключается в том, что безнадзорные дети понимают эту свободу как безнаказанность, а не как ответственность за свои действия. Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса12. На пути несовершеннолетнего, на сегодняшний день существует ряд проблем, затрудняющих его развитие: - проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.; - проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка; - проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей13. Другими причинами являются криминализация общества, широкое распространение новых для России видов правонарушений, слабый контроль за работодателями, вовлекающих детей в нелегальные виды деятельности, нелегальная миграция детей (часто без сопровождения взрослых) из бывших республик СССР, вызываемая вооружёнными конфликтами и ещё более тяжёлым экономическим положением этих стран. На протяжении ХХ века Россия пережила две волны детской безнадзорности, связанные с гражданской и Великой Отечественной войнами14. В настоящее время можно говорить о третьей волне. Безнадзорность детей является угрозой, будущему России, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования. Семейные детско-родительские отношения, кризис семьи, упадок воспитательного потенциала семьи; социально - экономические; социально-психологические (проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т.д.); школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т.д.); психические (увеличение числа детей с аномалией психического развития), психологические (личностные характеристики ребенка)15. Ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество. Все эти факторы способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семьи, которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестают нормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогически запущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физического здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения. Большинство безнадзорных детей оказываются жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки. Тем самым можно определить один из главных факторов детской безнадзорности – это неблагополучие семьи. 1.2. Неблагополучие семьи как фактор безнадзорности детей Необходимо учитывать все виды и причины детской безнадзорности. Одной из причин является семья, в которой воспитывается безнадзорный ребенок. На сегодняшний день очень актуальна тема неблагополучия семьи, так как является одной из глобальных факторов детской безнадзорности. Если говорить о трактовке понятия «неблагополучная семья», то исследователи не выделяют единого определения. Например, Л.Я. Олиференко, определяет этот термин как «семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – то есть неблагополучие. Под неблагополучием понимаются самые различные выражения, а именно психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)»16. М.А. Беляева в своей работе дает понятие неблагополучной семьи – это разбалансированная система, слабо приспособленная к выполнению своих функций, которая нуждается в поддержке специалистов при решении проблем, носящих хронический характер. Неблагополучие проявляется при функционировании, когда семья не справляется с одной или несколькими функциями. Это выражается в низких показателях экономического, психологического, социально-культурного, либо социально-ролевого статуса17. В российском законодательстве отсутствует определение понятия «неблагополучная семья», хотя существует понятие - семьи, находящейся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, чья жизнь и здоровье находится под угрозой, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними18. Факторы семейного неблагополучия взаимосвязаны и взаимозависимы. Карабанова О.А. выделяет три группы факторов неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка: 1) кризисные явления в социально-экономической сфере, такие как: не достаток в семье денежных средств по причине не трудоустройства родителей, что непосредственно влияет на семью и снижает ее воспитательный потенциал; 2) причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Это может быть в неполных семьях, где один родитель воспитывает ребенка, и у него нет достаточного уровня необходимых, педагогических знаний, умений; 3) биологического характера. Физически или психически больные родители, передают неположительный ген своим детям, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов19. В современной России семья испытывает, множество проблем: - социально - экономические проблемы (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.); - социально - педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, частые конфликтные ситуации в семье и в школе, и др.) - психолого - педагогические причины (негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в семье и др.)20. Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества. Бедность, как причина, необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают и отрываются от семьи; склонность детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями; отсутствие контроля полиции и др. Нет такого общества, в котором не существовало бы детской заброшенности и жестокого обращения с детьми, а стало быть, безнадзорных детей. Факторами риска детской безнадзорности являются: пьянство родителей, непонимание в семье, безработица родителей, невнимание родителей к проблемам своего взрослеющего ребенка. Основными причинами, способствующими росту безнадзорности, являются проблемы экономического и социального характера: снижение уровня жизни, обострение социальных проблем в семье и обществе, увеличение числа беженцев и вынужденных переселенцев, безработных. Безнадзорные – это категория детей, которые до последнего времени прибывали в статусе «ничьих». Они продолжают жить под одной крышей с родителями, но связи их с семьей практически на грани разрушения. В таких семьях ребенок лишен внимания со стороны родителей21. Отсутствие ухода, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу психологическому, физическому, нравственному развитию ребенка, постепенно связи с семьей прерываются окончательно и ребенок переходит в категорию безнадзорных, которые со временем не возвращаются в семью, выбирают для своих интересов улицу. Такие авторы, как Г. А. Кудрявцева, Ф. А. Мустаева, Г. В. Орлова и др. занимающиеся проблемой детской безнадзорности, сосредотачивают свое внимание на изучение отдельных проявлений семейного неблагополучия. Особое место среди теорий неблагополучия семьи занимают исследования психоаналитической ориентации, которые открыли новые возможности и перспективы для изучения глубинных неосознаваемых мотивов семейной девиации. Основной причиной отклонений, является дефицит эмоционального контакта, теплого общения с матерью, особенно в первые годы жизни. Так же можно выделить агрессию родителей, злоупотребления наказаниями, жестоким отношением к детям22. Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие23. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это. При изучении данной темы, можно заметить, что некоторые авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Способствует этому гибкость взаимоотношений, не слишком жесткая и не слишком «расплывчатая» степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченности семьи, открытость в восприятии окружающего мира действительно способность разрешать трудности зависит от умения членов семьи осознавать и решать проблему, но при этом не учитывается характер проблем. Однако решение семейной проблемы — это самоограничение каждого из её членов, снижения уровня потребления и ограничение потребностей, взятие на себя большой физической и психологической нагрузки. А эти проблемы не ограничиваются лишь механизмом решения проблемы. Здесь надо учитывать то, что семья реагирует на трудности как единая система24. Это касается первого подхода, гибкость и открытость также благоприятствуют решению семейных проблем. Важно понимать, что совместное переживание неблагоприятных обстоятельств, сложившихся в отдельно взятой семье, может иметь менее вредные последствия для физиологического и психического развития ребенка, чем его изъятие у родителей. О.А. Хазова, участвовавшая в разработке анализируемых в данной статье положений СК РФ, пишет об этом со ссылкой на результаты зарубежных психологических исследований: «…Разъединение ребенка и родителя – это колоссальная травма для ребенка, даже если его потом вернут в семью… детям важнее быть со своими близкими, под защитой своих родителей, даже если семья испытывает трудности и лишения»25. Таким образом, причинами безнадзорности детей и подростков являются и кризисные трансформационные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и трансформация функций образовательных учреждений, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают в преступные группировки. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации26. Специалисты постоянно сталкиваются с такой ситуацией, когда семьи находится в трудной жизненной ситуации, имеющей хронический характер настроены, не поддаваться влиянию специалистов, которые пытаются помочь. Как сказал Гиппократ «Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь не возможно». При устойчивом сопротивлении всем службам и организациям, пытающимся оказать помощь, проще всего считать такие семьи «неподдающимися» и только наблюдать, как их детей перемещают из одного учреждения или центра в другой, из одной семьи в другую, а также полагаться на служителей закона (полицию, суд, прокуратуру), которые способны принять меры, когда поведение членов семьи становится угрозой для общества. Семьи, переживающие постоянный кризис, находятся в особом состоянии страдания. Состояние кризиса является для них нормой. Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в таком случае в сферу влияния на неблагополучную семью вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты по социальной работе Центров социального обслуживания населения, социальной защиты и т.д. Хронически кризисные семьи всячески стремятся к тому, чтобы их ситуация была под контролем со стороны. Когда они чувствуют угрозу потери контроля, они прибегают к насилию в отношении окружающих, усугубляют своё асоциальное поведение, что провоцирует усиление контроля над ними27. Неблагополучие семьи на прямую воздействует на безнадзорность детей – несовершеннолетних, контроль за их поведением, которых отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Стоит отметить, что основная причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье. Социальная несостоятельность родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями28. «Уличные дети» бродяжничают, занимаются воровством, попрошайничеством, приобщаются к употреблению спиртных напитков, наркотических и токсических веществ, проституции, совершают противоправные действия. Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению криминальной обстановки в среде несовершеннолетних. Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие29. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующий вывод. Семья – это социальный институт, являющейся маленькой ячейкой общества. Рост числа неблагополучных семей говорит о нездоровом обществе, об обществе которое продуцирует и воспроизводит детскую беспризорность и безнадзорность. Таким образом, необходимо отметить, что благополучие семьи напрямую зависит от благополучия общества. Безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних в российском обществе является чрезвычайно сложной проблемой. На нее влияют как факторы макро, так и микросреды. Определяющим фактором, является влияние неблагополучной семьи на социализацию ребенка. ГЛАВА 2. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОМПЛЕКСНОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СУХОЛОЖСКОГО ОКРУГА 2.1. Основные направления деятельности ГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Сухоложского округа» по работе с детьми из неблагополучных семей Решение проблем подростковой безнадзорности и преодоление ее последствий требует разносторонних усилий широкого круга ведомств и учреждений. Об этом совершенно справедливо свидетельствует положение ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором отражены основы правового регулирования такого взаимодействия. В нем, в частности, указывается на необходимость координации усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности. Профилактика безнадзорности и беспризорности субъектами взаимодействия решается на разных уровнях: на федеральном, региональном, муниципальном, местном уровнях. - На федеральном уровне в качестве субъектов взаимодействия в процессе профилактики безнадзорности могут быть: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел. - На муниципальном (местном) уровне субъектами взаимодействия могут быть: центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции; социальные приюты; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центры социального обслуживания семьи и детей; психоневрологические и наркологические диспансеры; комиссии по делам несовершеннолетних; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; государственные учреждения дополнительного образования; образовательные учреждения; детские дома; школы-интернаты;....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: