VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Представления о кризисных состояниях личности в подростковом возрасте и их специфических особенностях в современной научной

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008011
Тема: Представления о кризисных состояниях личности в подростковом возрасте и их специфических особенностях в современной научной
Содержание
71





ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Подростковый возраст – критичный возраст, в течение которого решаются задачи выбора жизненного пути, профессионального и социального самоопределения. Решение этих задач резко осложняется в ситуации смены социальных условий, отсутствия привычных критериев и ориентиров. В этой связи особую актуальность приобретает проблема взаимосвязи уровня тревожности, агрессивности, самооценки обучающихся в период подросткового кризиса.

Разработанность проблемы. Несмотря на обширный спектр фундаментальных исследований в области возрастной психологии отсутствует целостное описание развития психики человека на данном этапе его жизненного пути. Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. 

В ходе исследования,  мы осуществляли опору на теоретические и практические разработки отечественных (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, Г. Гецер, К. Левин, Ж. Пиаже, Х. Ремшмидт, Ст. Холл, Э. Штерн, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) ученых по проблемам возрастного развития. В ряде исследований была актуализирована проблема взаимосвязи уровня тревожности, агрессивности, самооценки обучающихся в период подросткового кризиса. Изучением данной проблемы занимались ученые (отечественные: В.М. Астапов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, А.И. Липкина, О.Н. Молчанова, Т.Г. Румянцева, К.Р. Сидоров, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и зарубежные: А. Адлер, А. Басс, Л. Берковиц, У. Джеймс, Д. Доллард, Д. Зиллманн, К. Лоренц, О. Ранк, К. Роджерс ,Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд).

В последние годы в психиатрических учреждениях разных стран все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством (expressive arts therapies). Согласно международной классификации (European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2002, 2005), психотерапия искусством представлена четырьмя модальностями: арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки). Арт-терапия рассматривается как совокупность методов психологического либо психофизического воздействия с помощью изобразительной деятельности на пациентов с разной психической и соматической патологией с целью их лечения, профилактики и реабилитации (Бурно М. Е., 1989; Хайкин Р. Б., 1992; Карвасарский Б. Д., 2000; Никольская И М., 2005; Гнездилов А.В., 2007; British Association of Art Therapists, 1989, 1994; American Art Therapy Association, 1998; European Consortium for Arts Therapies Education, 1999, 2005). 

В нашей стране выполнены единичные исследования, посвященные изучению лечебно-реабилитационных возможностей арт-терапии в психиатрических учреждениях (Ионов О. А., 2004; Хайкин Р.Б., 1992). Их объем и качество явно недостаточны. Несмотря на подтвержденное О. А. Ионовым (2004) улучшение качества жизни психически больных и устойчивую редукцию психопатологической симптоматики вследствие проведения с ними групповой арт-терапии в отделении восстановительного лечения, данное исследование оставляет без внимания многие эффекты и механизмы лечебно-реабилитационного воздействия, в том числе, проявляемые в амбулаторных условиях. Слабо изученными остаются механизмы лечебного и реабилитационного воздействия разных организационных форм и моделей арт-терапии при различных психических, в том числе, пограничных расстройствах, а также зависимость эффектов арт-терапевтических вмешательств от их сроков, условий применения и этапов лечебно-реабилитационного процесса.

Объект исследования: кризисные состояния личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования: изотерапия как средство психологической коррекции кризисных состояний личности в подростковом возрасте.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать, апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на коррекцию кризисных состояний личности подростка и осуществить оценку её эффективности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная нами коррекционно-развивающая программа окажет влияние на снижение уровня тревожности, агрессивности детей в период подросткового кризиса и будет способствовать формированию у них адекватной самооценки.

Задачи исследования: 

1.Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы  по проблеме исследования. 

2. Осуществить подбор диагностических методик, обеспечивающих выявление личностных проявлений в период подросткового кризиса.

3. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, направленную на снижение тревожности, агрессивности детей в период подросткового кризиса и формирование их адекватной самооценки.

Методологическая основа исследования. Для изучения специфики кризиса подросткового возраста использовался  личностно-деятельностный, который представлен в работах (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) и рассматривает личность как субъект деятельности, формирующуюся в общении с другими людьми. Описание теории психологии искусства и анализ эмпирического исследования природы творчества, методологии формирования художественных и музыкальных способностей представлены в трудах выдающихся российских психологов: Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Д. Эльконина и др. Существенную роль в методологию арт-терапии, в создание и интерпретацию моделей арт-терапевтической практики внесли зарубежные специалисты: Р. Арнхейм, К. Бах, К. Берк, Ф. Биррен, Д. Винникот, К. Кох, Э. Крис, М. Милнер, Дж. Морено, Я. Морено, М. Наумбург, П. Ренер, А. Сторр, З. Фрейд, А. Фрейд, П. Цанев, А. Эппли, А. Эренцвейг, К. Юнг, Я. Якоби и др. Современные научно-философские представления о принципах, техниках и моделях арт-терапевтической работы представлены в трудах отечественных ученых: М. Е. Бурно, И. В. Вачкова, А. Л. Гройсмана, Н. Б. Долгополова, А. И. Копытина, Л. Д. Лебедевой, Г. М. Назлояна, В. Н. Никитина, Н. Н. Николаенко, В. И. Петрушина, О. Ф. Потемкиной, Ю. Шевченко и др.  Для российской школы психологии, как это можно видеть на примере классической работы Л.С. Выготского «Психология искусства», характерен культурно-исторический подход в изучении эстетических аспектов искусства, в исследовании характера влияния художественного образа и самого процесса творчества на эмоционально-чувственное состояние воспринимающего субъекта. В этой связи для нас в аспекте методологии проблемы важен научный тезис Л. С. Выготского, что  «всякое произведение искусства естественно рассматривается психологом как система раздражителей, сознательно и преднамеренно организованных с таким расчетом, чтобы вызвать эстетическую реакцию».

Методы исследования: 

– теоретические: анализ научной литературы; моделирование процесса личностного развития в период подросткового кризиса; синтез эмпирических данных, полученных в исследовании, при их теоретическом обобщении; сравнение (выявление количественных и качественных личностных характеристик присущих детям в период подросткового кризиса, их классификация, упорядочение и оценка);

– эмпирические: наблюдение, тестирование: методика интегральной самооценки личности «Кто я есть в этом мире» (Н.П. Фетискин), методика Филлипса для определения уровня и характера школьной тревожности подростков, методика Басса-Дарки на определение агрессивности подростков; психологический эксперимент;

– математико-статистические методы обработки эмпирических данных (t-критерий Стьюдента).

Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа №2» города Салавата. В исследовании приняли участие 84 обучающихся 7-х классов, из них: 51 мальчик и 33 девочки подросткового возраста (13-14 лет).

Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и систематизированы отечественные и зарубежные теории развития личности в период подросткового кризиса, рассмотрены психологические механизмы становления и развития личностных новообразований у обучающихся в период подросткового кризиса и выявлены специфические личностные характеристики, присущие детям в период подросткового кризиса.

Практическая значимость исследования состоит в использовании результатов исследования в процессе оптимизации личностного развития подростка в период оптации. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть реализованы практическими психологами в образовательных организациях, социально-психологических центрах, а также другими специалистами, занимающимися проблемами личностного и профессионального развития в различные возрастные периоды.

Положения, выдвигаемые для защиты:

1. Чертой поведения, характерной для обучающихся в период подросткового кризиса является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, раздражительность, агрессивность, подозрительность, враждебность, страхи, ощущение одиночества. На уровне личности подростка выделяются следующие проявления: непослушание, грубость; конфликтность; агрессивность; упрямство, строптивость, своеволие; немотивированное противостояние взрослым; негативизм по отношению к учителям; бравада своей независимостью, негативными качествами. Повышенная тревожность, выражается в страхе отвечать урок у доски, страх проверки знаний (как устный, так и контрольный письменный срез). 



2. Для диагностики личностных проявлений в период подросткового кризиса наиболее эффективными являются следующие методики: методика интегральной самооценки личности «Кто я есть в этом мире» (Н.П. Фетискин), методика Филлипса для определения уровня и характера школьной тревожности подростков, методика Басса-Дарки на определение агрессивности подростков. Названные методики учитывают специфику личностных проявлений, присущих обучающимся в период подросткового кризиса и выступают в качестве действенного диагностического инструментария, позволяющего осуществить оценку эффективности авторской коррекционно-развивающей программы.

3.Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение тревожности, агрессивности детей в период подросткового кризиса и формирование адекватной самооценки. Названная программа предполагает раскрытие личностного потенциала подростков в эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной,  когнитивной сферах.  В рамках реализуемой программы в качестве основополагающего элемента в психологической коррекции подростков выступает изотерапия, для подростков важным является актуализация ценности здоровья.

Апробация результатов исследования: результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психолого-педагогического образования Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. Основные положения работы обсуждались на заседаниях научно-практических  конференций: VII Республиканской научно-практической конференции «Старт в науку»  (Уфа, 2015), Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология образования: опыт, проблемы, перспективы» (Уфа, 2015), «Интергация психолого-педагогической теории и практики в поликультурном образовательном пространстве Поволжья и Урала» (Стерлитамак, 2015), «Научно-методическое обеспечение интеграции обучения и воспитания в системе среднего профессионального образования» (Уфа, 2015), Студенческой научно-практической конференции (Стерлитамак, 2015), I Межрегиональной заочной научно-практической конференции, посвященной памяти Голикова М. Е. (Саранск, 2015), «V Международной заочной научно-практической конференции «Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы» (Стерлитамак, 2016), VI Международной научно-практической конференции «Здоровьесбережение и здоровьесозидание как приоритеты национальной безопасности России в третьем тысячелетии»  (Стерлитамак, 2016), XII Международной научно-практической конференции «Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки» (Стерлитамак, 2016) межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамак, 2015, 2016); в сборнике научных трудов «Социальное здоровье человека: теория, методология, практика» (Стерлитамак – СПб., 2016).

По результатам экспериментального исследования были подготовлены и опубликовано 5 статей. 

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, где обозначена актуальность и представлен научный аппарат исследования; двух глав: теоретические аспекты использование изотерапии и экспериментальное исследование по использованию изотерапии в психологической коррекции кризисных состояний личности в подростковом возрасте, выводов, заключения, приложения. Общий объем работы  103  страницы. В тексте работы имеются  рисунки. Список литературы включает   79  наименований.




1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОТЕРАПИИ 

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ 

ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ



Представления о кризисных состояниях личности в подростковом возрасте  и их специфических особенностях в современной научной

литературе



Кризис – 1) резкий поворот в каком-л. положении, состоянии; 2) переломный момент в течение болезни, ведущий к улучшению или ухудшению состояния больного; 3) тяжелое состояние общества, вызванное противоречиями в развитии какой-л. одной или многих составляющих его жизни [Ефремова, 2000, с. 510] .

Кризис – (гр. krisis решение, поворотный пункт, исход) – тяжелое, переходное состояние; резкий, крутой перелом [Руденко, 2015, с. 357].

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром [Морозов, 2013, с. 159].

Кризис – (возрастной) критические эпохи в жизни человека, эпохи перелома и внутренней перестройки личности особенно богаты эмоциональными реакциями или жизнью чувства эпоха полового созревания – и является таким переломом, внутренним Кризисом в развитии ребенка. Поэтому она характеризуется обострением и повышением возбудимости чувства [Леонтьев, 2007, с. 33].

Кризис – по Е.А. Климову, столкновение внешних и внутренних условий развития, сопровождающееся сильными эмоциональными переживаниями, нарушениями непрерывности развития и переходом психического склада человека к новой качественной определенности. Каждый Кризис – характеризуется появлением новообразований. Теория и практика решения конфликтных ситуаций [Пантелеева, Арбузенко, 2010, с. 138].

Кризис – от греч. krisis решение, поворотный пункт, исход. Кризис развития или возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Это относительно небольшие по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота кризиса может значительно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, социальных и микросоциальных условий, педагогической системы в целом. Ряд исследователей считают возрастные кризисы нормативным процессом, обусловленным логикой личностного развития и необходимостью разрешения основного возрастного противоречия (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Выготский, Л. Божович). Другие видят в кризисах девиантное, злокачественное проявление (С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец). Можно выделить две формы кризиса: в первом случае кризис – это испытание, выйдя из которого человек сохраняет свой жизненный замысел, во втором такая возможность утрачена и требуется метаморфоза личности, принятие нового жизненного замысла. Проблема оценки тяжести критической жизненной ситуации может получить разрешение при подходе к внутреннему миру человека как иерархическому соотношению «жизненных миров», в каждом из которых кризис приобретает различный вес и глубину [Карпенко, Петровский, Ярошевский, 1998, с. 123].

Пубертат – период полового созревания, характеризующийся бурным, неравномерным ростом и развитием организма [Реан, 2015, с. 647».

Словосочетание «подростковый возраст» (англ. adolescence) происходит от латинского adolescere, что означает «расти» либо «становиться зрелым». Подростковый возраст – это период жизни между детством и зрелостью. Этот переход из одного этапа жизни в другой является постепенным и не имеет четких границ. Хотя у каждого человека продолжительность жизни разная, большинство подростков со временем становятся зрелыми взрослыми людьми. В этом смысле подростковый период можно сравнить с мостом между детством и зрелостью, по которому индивидуум должен пройти, прежде чем вырастет и станет ответственным взрослым человеком [Райс, Долджин, 2012, с. 27].

Большинство людей, связывают начало подросткового периода со временем, когда ребенок начинает созревать физически, становясь способным к размножению. Обычно это называют «достижением половой зрелости», или пубертатным периодом. Фактически это искажение термина, поскольку половая зрелость обозначает именно физическую способность производить потомство, а физические изменения, которые связаны с «достижением половой зрелости», начинаются за несколько лет до того, как дети становятся способными к деторождению. В любом случае, большинство детей входит в пубертатный период между 11 и 13 годами, и это считается самой ранней границей подросткового периода. (Кстати, на латинском языке словосочетание «пубертатный период» обозначает «отращивать волосы», что является прекрасным описанием данного процесса созревания) [Райс, Долджин, 2012, 27].

Кризис развития – это следующий основной элемент механизма развития ребенка. Л.С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Кризис – это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным…» [Выготский, 1984, с. 384].

Кризис – это цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних изменениях. Сущностью каждого кризиса, отмечал он, является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением. На это указывала и Л.И. Божович, согласно мнению которой причиной возникновения кризиса является неудовлетворение новых потребностей ребенка [Божович, 1979, с. 139]. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Любой кризис имеет две стороны, которые необходимо учитывать, раскрывая его психологическое содержание и значение для последующего развития ребенка [Реан, 2015, с. 69].

Первая из них – разрушительная сторона кризиса. Возникновение нового непременно означает отмирание старого. Процессы отмирания старого сконцентрированы в кризисных возрастах. Негативная сторона – обратная, теневая сторона позитивной, конструктивной стороны. Речь идет о психологических новообразованиях.

Особенности протекания кризиса развития: во-первых, неотчетливость границ, отделяющих начало и конец кризиса от смежных возрастов. Во-вторых, мы сталкиваемся с трудновоспитуемостью детей в этот момент вследствие того, «что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» [Выготский, 1984, с. 252-253]. Конфликты с взрослыми в это время возникают чаще, а вместе с ними приходят мучительные и болезненные переживания. У тринадцатилетних подростков падает работоспособность, затухают и нередко отмирают прежние интересы, а поведение приобретает негативный характер [Давыдов, 1986, с. 148]. Этап кризиса всегда сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения.

Характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, «в действительности кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис – это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – процессом воспитания» [Леонтьев, 1981, с. 518].

Подростковый возраст «начинается» с изменения социальной ситуации развития. 

Впервые описал психологические особенности подросткового возраста Стэнли Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. В ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, негативизм, повышенная возбудимость, депрессия. Многие подростки начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчики), высоким (девочки) ростом. Вместе с тем в психологии признано, что анатомо-физиологические изменения в организме подростка не могут рассматриваться в качестве прямой причины его психологического развития. Эти изменения имеют опосредованное значение, преломляются через социальные представления о развитии, через культурные традиции взросления, через отношение других к подростку и сравнения себя с другими [Слободчиков, 1995, с. 292].

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:

• «эгоцентрическая» — интерес к собственной личности;

• «доминанта дали» — установка на большие масштабы;

• «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);

• «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному [Выготский, 1982, с. 293].

На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере (самосознание, переоценка ценностей, автономная мораль), в плане полового созревания (идентификация), в плане развития высших психических функций (абстрактное мышление), в эмоциональной сфере (чувство «взрослости»).

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка: 

• подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии: курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания);

• ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков – «настоящего мужчины» – силу, смелость, волю);

• взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях);

• интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков) [Драгунова, 2009, с. 302].

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем, отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальному дезадаптированию и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.

В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности [Мухина, 1997, с. 345].

Общение между мальчиком и девочкой становится более открытым: в круг общения включаются подростки обоего пола. Привязанность к сверстнику другого пола может быть интенсивной. Отсутствие взаимности иногда становится причиной сильных негативных эмоций. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качествах и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя [там же, с. 374].

Многие подростки, попадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой трудно справиться самому подростку. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически [Мухина, 1997, с. 404].

Самооценка подростка зачастую нестабильна и дифференцирована. Согласно литературным данным на подростковый возраст приходится самый противоречивый и конфликтный этап развития самооценки. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков [Селихов, 1999, 103].

Самооценка является необходимым компонентом развития самосознания. Она включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи. Таким образом, самооценка составляет основу уровня притязаний, то есть уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным [Савонько, 1972, с. 81].

Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, склонностью подростка к резким колебаниям настроения, негативизмом, конфликтностью, противоречивостью чувств, повышенной агрессивностью.

Повышенная агрессивность; высокая конфликтность, как в семье, так и в школе; открытое протестующее поведение подростка; эмоциональная и нервно-психическая неустойчивость; нежелание мириться с излишней родительской опекой; застенчивость и юношеский максимализм.

Агрессивность, как личная особенность, связана с комплексом психологических качеств и свойств подростков. Важнейшей особенностью подростков является постепенный переход от копирования оценок взрослых к самооценке. Но часто происходит расхождение между стремлениями подростка, утверждением себя как личности и положением ребенка, школьника, зависимого, то воли взрослого, вызывает углубление кризиса самооценки. Это выливается в неприятие оценок взрослых независимо от их правоты [Реан, 2003, с. 20].

Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к трудностям в общении. Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека. Её изучением занимались такие психологи как А.М. Прихожан, Р. Мэй, Ч.Д. Спилберг, Б. Филлипс, Д. Бернс, Е.В. Новикова. 

Тревожные подростки живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе [Рогов, 1999, с. 18].

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.

Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них – все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен [Фильдштейн, 1991, с. 76]. 

Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Появляются угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противоречии [Мухина, 1997, с. 405].

Особенность самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражается на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности [Мухина, 1997, с. 411].

Ведущее свойство 13-летнего - обращение внутрь, подросток становится более интровертированным: он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям; становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений [Кон, 1997, с. 20]. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями. Советский психолог П.М. Якобсон нашел, что пик негативистских реакций как к взрослым, так и к сверстникам приходится на 12,5-13,5 года, что совпадает с данными Ш. Бюлер. Практически все психологи мира считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет. [Кон, 1997, с. 52]

В подростковом возрасте психические процессы впервые приобретают личный характер. Формирование личности - одно из самых последних изменений в подростковом возрасте Л.С. Выготский связывает с развитием рефлексии и самосознания.

В научной литературе акцентируется внимание на повышенном уровне тревожности, агрессивности и заниженной самооценке у обучающихся в период подросткового кризиса. Это проявляется в резком ухудшении поведения, негативизме (действовать вопреки чужой воле), драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым, сопротивление требованиям и школьному режиму. 

Другой чертой поведения, характерной для подростков является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, раздражительность, агрессивность, подозрительность, враждебность, страхи, ощущение одиночества.

Важным психологическим значением для подростка являются новые телесные ощущения, вызванные бурным протеканием физического развития. Любые отклонения в физическом и половом развитии вызывают у подростка тревогу, что находит отражение в его повседневном поведении.

Вопрос о причинах тревожности открыт. В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрастах главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – ситуативная тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Другой вид – личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние имеет и нечувствительность к реальному неблагополучию, «защищенность», возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и проявляющаяся в отсутствии тревоги даже в потенциально угрожающих ситуациях. Тревожность может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития [Прихожан, 1998, с.21]. «…Тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования. Изменяется ее мотивирующая функция –  вместо функции «сигнала» об опасности, она приобретает функцию защиты привычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании и обобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может как бы «окрасить» систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность, возникнув первоначально на базе одной потребности (потребности в межличностной надежности), затем как бы «укореняется» в личности и начинает обслуживать одну из ее центральных потребностей – потребность в удовлетворяющей, привычной самооценке, которая приобретает ненасыщаемый характер. В этих условиях тревожность может становиться переживанием, имеющим для человека самостоятельную ценность, и может стать предметом потребности» [Прихожан.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44