VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование культуры общения в подростковом возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008072
Тема: Формирование культуры общения в подростковом возрасте
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

	

	Введение

	

	1 Теоретические основы игры как средства развития подростков

	

	1.1 Сущность игры

	

	1.2 Педагогические возможности игры

	

	2 Формирование культуры общения подростков в процессе игры

	

	2.1 Особенности игровой деятельности подростков

	

	2.2 Особенности формирования культуры общения подростков в процессе игры

	

	2.3 Методические рекомендации по формированию культуры общения подростков в процессе игры

	

	Заключение

	

	Список используемой литературы

	

































Введение

Социально-коммуникативное развитие детей является одним из ведущих целевых ориентиров, установленных ФГОС.

Социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (9).

Осознавая важность общения детей, разработчики ФГОС выделили структурную единицу «Социально - коммуникативное развитие», цель которой - развитие общения, развитие речевого общения. (2, с. 14).

Последние годы характеризуются рядом существенных перемен, затронувших практически все сферы российского общества. Среди них следует выделить сложившуюся тенденцию снижения уровня культуры населения, нравственную деградацию, проявляющуюся среди прочего в пренебрежении ценностями этикета, неумении вести себя в общественных местах, в грубом поведении и невежественности в отношениях людей друг с другом. Особую тревогу вызывает состояние общей культуры подрастающего поколения. Грубость, развязность, небрежность речи и преобладание в ней жаргона и ненормативной лексики становятся характерными для значительной части школьников в целом и подростков в частности. Причинами этого являются как возрастные особенности подростков (стремление к независимости и самостоятельности), так и незнание ими правил культуры общения, правил поведения в различных ситуациях, в коллективе, в общественных местах, а также ориентация на лжеценности, сформировавшиеся в эпоху социально-экономического кризиса. Одна из важнейших задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти своё место в сложной постоянно изменяющейся действительности. Все знания приобретаемые ребенком в процессе взросления – всего лишь средства, которые ему предстоит использовать в предстоящей деятельности. Но во всех сферах нашей деятельности, одним из основополагающих инструментов, с помощью которой мы ее осуществляем, является общение. 

К исследованию данной проблемы обращались: Я. А. Коменского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, К. Ушинского. Значительный вклад в области современной педагогической науки по культуре общения внесли Ф. Арват, С. Абрамовича, Г. Батищева, Т. Ивановой, И. Комаровой.

Проблема: Каковы возможности формирования культуры общения в процессе подростковых игр?

Цель: выявить условия формирования культуры общения в процессе игры у подростков.

Объект: Игра в подростковом возрасте.

Предмет: Формирование культуры общения в подростковом возрасте

Задачи:

1.Рассмотреть сущность игры.

2.Выявить педагогические возможности игры.

3. Раскрыть особенности игровой деятельности подростков.

4. Охарактеризовать особенности формирования культуры общения подростков в процессе игры.

5. Разработать методические рекомендации по формированию культуры общения подростков в процессе игры.

Методы исследования:

1.изучение и анализ психолого-педагогической литературы и нормативной документации. 





Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводами по главам, заключением и приложениями. Общий объем страниц...























1. Теоретические основы игры как средства развития подростков

1.1 Сущность игры

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Понятие игры  и ее сущность рассматривали такие ученые как : К. Гросс, Э. Берн, Богомолова Н. Н, Ушинский К. Д, П. П. Блонский, А. Вейс, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев обратимся к некоторым из определений.

К.Д. Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский, ценя двигательную активность ребенка в игре, на первое место выдвигает потребности души: «Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития». Великий русский ученый-педагог видит прямую зависимость подвижности ребенка от умственной практической деятельности его души: «Шалость и игра – это весь мир практической деятельности для ребенка». Выступая против чисто гедонической (наслажденческой) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремлений жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, – пишет К.Д. Ушинский, – что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка» [1, т. 1, c. 569, 589]. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

С.Л. Рубинштейн (1889–1960) понимает игру как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир» [3, c. 567]. Игра есть осмысленная деятельность уже потому, что мотивы ее кроются не в утилитарном эффекте, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка и вызванных окружающей действительностью.  Точку зрения Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах советский психолог А.Н. Леонтьев. По его мнению, игра характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая, «составляя основу сознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка» [4]. Игру можно объяснить, лишь исходя из его потребности деятельности: «Игровое действие рождается из потребности действовать по отношению к широкому миру» [5, c. 24]. По Леонтьеву, дошкольный период жизни ребенка развитие игры является вторичным, отраженным процессом. Он, как и Рубинштейн, рассматривал игру как вид человеческой предметной деятельности, давал ей характеристику, исходя из особенностей труда, с точки зрения цели, мотивов и способов действия.

Э. Берн считает что : « Понятие "игра", как и любой сложный феномен человеческого существования, не может быть четко определено или выражено через другие понятия. Несмотря на то, что существует несколько родственных игре видов деятельности - например, "отдых" или "развлечение" - игра вряд ли определима через их комбинацию, так же как и через очевидную противоположность - "работу"» [5, с. 17]

Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе.

 По мнению Богомоловой Н.Н. : « Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. » [9, с. 409.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К.Гросс, по его мнению: « В игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование. » [13, с.156.

Эльконин Д.В связывает игру с ориентировочной деятельностью и определяет ее как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре – культуре общения.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям.

В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане.

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры.



В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как на полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. [40, с. 82.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

	• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п.;

• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [41, с. 32.

Можно попытаться выделить некоторые признаки игры как явления, хотя и нельзя уверенно утверждать атрибутивность каждого из них.

1. Самонацеленность игры: отсутствие у игры каких-либо целей, лежащих вне ее самой, обычно выделяется как основной признак игр. Отсутствие явно выраженных внешних целей отделяет игру от иных феноменов человеческого бытия, в первую очередь от работы - одной из возможных из противоположностей игры. 

2. Изначально игра носит абсолютно субъективный характер. Она зависит от субъекта, и прекращает свое существование без него "Субъект игры - это некая интеллектуально-волевая целостность, способная самостоятельно продуцировать ценности и регулятивы собственного поведения и мировосприятия главная характеристика субъекта его активность, проявляющаяся во всех видах деятельности, в том числе и в игре". [36, с. 25. В субъективности игры присутствует, безусловно, личностное начало, однако понятия "личность'' и "субъект" в игре нетождественны. Субъект не ограничен строго индивидуализированным действием и сознанием, субъективным началом может быть и групповое и даже всеобщее, когда оно отвечает предложенным характеристикам субъекта (в качестве синонима субъекта используется также понятие "Я"). Такой подход к субъекту относится и к играм: субъектом игры может быть личность, коллектив, общество и даже человечество в целом. «Главное, чтобы субъект был наделен способностью оценивать окружающую действительность и свой собственный внутренний мир и, в зависимости от этой оценки, конструировать новый, что и происходит в игре». [36, с. 48.Таким образом, удвоение мира в любой игре ярко выраженный аксиологический характер, то есть игровая действительность не существует вне ценностной ориентации субъекта.

3. Игра как "ненужная" и, на первый взгляд, не необходимая деятельность носит исключительно антропологический характер, будучи присущей только человеку как единственному обладающему сознанием. То, что называется играми у животных, является формой инстинктивной деятельности.

4. Игровая реальность является условной, что обычно осознается субъектом игры. Несмотря на то, что игра носит условной характер, она требует к себе предельно серьезного отношения, в отличие от так называемой реальной жизни, несерьезное отношение субъекта к игре приводит к ее исчезновению. 

5. В игре изначально присутствует как минимум относительная свобода игры - она следует из необязательного характера игровой деятельности, и заключается в возможности начать и прекратить игру в любой момент. 

Существуют научные подходы понятия игры:

процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (П.Ф.Каптерев и др.);

деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Спиваковская А.С и др.).

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

Обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие.

Познавательные, воспитательные, развивающие.

Репродуктивные, продуктивные, творческие.

Коммуникативные, диагностические, профориентационные, психологические и др.

По характеру игровой методики игры бывают:

Предметные.

Сюжетные.

Ролевые.

Деловые.

Имитационные.

Игры – драматизации.

И, наконец, специфику игровой технологии в значимой степени определяет среда: различают игры с предметами, и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения.

Но в первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на следующие группы:

физические (двигательные), 

интеллектуальные (умственные), 

трудовые и социально-психологические.

В процессе образования личности игра сможет стимулировать:

- осознание собственного роста, продвижения в познании мира;

- радость овладения более совершенными способами деятельности;

- удовольствие от процесса познавательной деятельности;

- чувство собственного достоинства;

- гордость за успех товарища.

Проанализируя определения и понятия игры, за рабочее мы принимаем определение игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекателъно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде [24, с. 16.

1.2 Педагогические возможности игры

	Игровые технологии могут использоваться в учебно-воспитательной работе в общеобразовательных школах. Возможность стать героем и пережить настоящие приключения вместе со сверстниками, эмоциональность и азартность игры обеспечивают привлекательность игры для детей.

	Игра является одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры позитивно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации, а эмоциональные действия игры активизируют все процессы и функции психики ребенка. Следующим положительным моментом игры является то, что она способствует применению знаний в новых условиях, таким образом, осваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, привносит интерес и разнообразие в учебный процесс.

	К исследованию педагогических возможностей игры обращались: Минскин Е. М., Пидкасистый П. И. , Хайдаров Ж. С., Жуковская Р.И.

Особенностью современного бытования игр и игровой деятельности является сложное соотношение игр активных и пассивных (в частности, компьютерных). Особое место принадлежит играм телевизионным, которые могут оказаться в разряде пассивных, если просмотр не закончился никакой действенной реакцией, или в разряде активных – если они становятся моделью, активизирующей действие телезрителей. Конечно, и в пассивном случае остается след (память, пережитые эмоции, информация, полученная в результате передачи). Но не закрепленные в реальном действии пассивные переживания стираются последующими, и тем самым нивелируются.

А что игра даёт детям?

· Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

· Выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

· Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

· Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

· Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

· Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

· Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

· Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

· Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

· Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

· Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

· Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

· Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

· Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

· Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

· Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

· Радость общения с единомышленниками.

· Умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. [15, с. 131.

Игра занимает одно из основных и важнейших мест в системе работы педагога. Она направлена на сплочение коллектива, развитие коммуникативных и организаторских способностей, создание благоприятного эмоционального и психологического фона. Имеет диагностическую, контролирующую и прогнозирующую функции. А так же основное педагогическое значение игры: 

Игра – это фактор развития личности.

Способ приобщения подростка к взрослому миру.

Щадящая форма обучения жизненно важным умениям и навыкам.

Ознакомление подростком с широким спектром человеческой деятельности.

Диагностирование социального развития подростка.

Профессионально подготовленная форма социально-психологического тренинга.

Способ педагогической помощи подросткам с проблемами в реальной жизни.

Эмоциональная психокоррекция.

Способ формирования коммуникативных способностей, лидерских качеств, а так же дружбы, товарищества, взаимопомощи и гуманистического отношения в группе или ученическом коллективе.

Педагогические возможности игры весьма обширны: игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем [8, С.13]. 





















































2 Формирование культуры общения подростка в процессе игры

2.1 Особенности игровой деятельности подростков

Игра в подростковом возрасте занимает далеко не последнее место, потому что подросток находится на грани между детством и взрослой жизнью. Просто в душе подросток еще ребенок, однако поведение его окружающие уже рассматривают, воспринимают и оценивают как «взрослое». 

Так как игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива, который очень важен для подростка. В нём развивается чувство долга и ответственности, стремление к взаимопомощи, солидарности, привычка подчинять личные интересы интересам коллектива. Игра является эффективным средством формирования личности подростка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра дает свободу, так как она не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.

Явно претендуя на позицию взрослого,  подростки редко затевают  игры.  Они  хотят  все  желаемое  осуществлять реально, а  не  условно  в  игре.  Но  это  часто  не  осуществимо.  И,  как показывает опыт, подростки стремятся участвовать  в  играх, организованных  в  коллективе,  в   рамках   которых   они,   как   правило, осуществляют серьезную деятельность. На наш взгляд, трудность вовлечения подростка в  игру  состоит  в  том, что, желая быть «взрослым», подросток принимает позицию взрослого,  то  есть начинает относиться к игре как детской забаве. Как указано  выше,  для  него очень важно мнение о нем сверстников, и подросток боится  быть  уличенным  в детской игре.

М.И. Бобнева этот период детства выделяет  как  игровой  этап  в  формировании личности  и   определяет   его   как   закономерный   в   освоении   условий жизнедеятельности.  Игра  в  подростковом  возрасте  является  средством   освоения социального опыта. В такой связи Бобнева М.И. дает определение игры как  «индивидуализированной формы социализации» и «социальной формы индивидуализации». [8, с.72.

    Такое  определение  автор   соотносит   с   закономерностями,   которым подчиняется  развитие  личности,  а  именно  типизацией  как   формированием заданных  группой  и  обществом   стереотипов,   и   индивидуализацией   как накоплением  индивидуального  опыта  социального  поведения,   отношения   к приписываемым ее социальным ролям. Игра  приобщает  «играющих»  к  реальному миру в индивидуализированной форме.

В целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая переходная форма жизнедеятельности  подростков.  В  качестве  таковой  может выступать ролевая игра,  т.к.  в  игровой  роли  играющий  воспроизводит  не содержание социальной роли, а «усвоение общественного  опыта»  и  реализация собственной сущности производится человеком посредством выполнения  той  или иной социальной роли в  процессе  деятельности.  Лишь  исполняя  роль,  он включается в систему общественных отношений. Структурной единицей такой игры является роль. Ролевые игры  в центре  ставят личностный подход, психологию  межличностных  отношений.  Объектом  внимания игровых ситуаций  ролевого  характера  является  разрешение  конфликтов, оценочное отношение к себе и окружающим, мотивация  поступков  и т.д. [9, с. 57.

Бурное развитие воображения у подростков, их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив при этом полную автономию  и независимость, приводят к активному использованию игр - фантазирования,  игр - грез. Эти игры А.Н. Леонтьев относит к рубежным  играм,  т.е.  находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности.    В эти игры подростки играют, как правило, по двое  или  в  одиночестве.  Одна из причин заключена в том,  что  в  реальных  играх  роли  распределяют лидеры. Большинство «играющих» должны  удовлетворяться  той  ролью,  которая достанется. [25, с. 184.

В играх  -  фантазирования  автор  игры  не  только  обеспечивает  себе желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.    В ролевых  играх  подростки  стремятся  к   групповому  сотрудничеству. Подростки способны не только  придумать весь  ход  игры,  но  и  без  помощи взрослых организовать достаточно сложную совместную деятельность,  где  игра и труд тесно переплетены.

У   подростков  мальчиков  более  обострена  потребность  в   активном, действенном утверждении себя взрослыми по сравнению с девочками. Сюжеты  для игр они берут из фильмов. Большое место в подростковом возрасте  занимают  спортивные  игры.  Они привлекательны для  учащихся  данного  возраста  своей  остротой   и  боевой целенаправленностью,  возможностью  проявить  свои  физические  качества,  а также силу воли. Для подростков и старших школьников по мере взросления игры подвижные (спортивные) все больше приближаются к спорту с его вполне определенными правилами.

В игровой деятельности подростков на первый  план  выступает  смекалка, ориентировка,  смелость.  Подросток  проявляет  повышенные   требования    к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности,  он  хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, т.е. вырабатывать в  игре необходимые для неё навыки, развивать определенные личные качества.

 Игры подростков по сравнению с играми младших  школьников  носят  более устойчивый характер.  В этом возрасте выделяются любители  подвижных   или комнатных настольных игр, футболисты  или волейболисты,  шахматисты  и  т.д. 

 Подростки  организуются  нередко  в  более  или  менее постоянные  игровые  коллективы  с  распределением  ролей,  с  установлением некоторых традиций, с тенденцией  бороться  за  честь  этого  коллектива.  В связи  с  этим  становится   более  устойчивым  и   соревнование   в   игре. Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. 

Особенностями игровой деятельности в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, стремление к розыгрышу, ориентация на речевое взаимодействие.

В работе с подростками целесообразно использовать деловые игры.  Здесь старшеклассники поставлены хотя и в игровую, но более всего приближенную к реальности ситуацию. В игре "просматриваются" варианты выборов решений и поступков. 

В учебно-воспитательном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама. [39, с. 137.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета директоров, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с "обязательным содержанием".

"Деловой театр". В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к "исполнению ролей" и "деловому театру". Это тоже "театр", но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Все особенности подростковой ролевой игры – и нацеленность на самоутверждение перед обществом, и юмористическую окраску, и стремление к розыгрышу, и ориентацию на речевую деятельность - следует использовать в педагогических целях.

Подростков всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию. Это могут быть такие игровые упражнения:

"Ролевое рассуждение". Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях. Например: "философ", "дипломат", "активный общественник" и т.д. Школьникам, конечно, объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которую им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других. Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. Предмет дискуссии не должен быть сложным или слишком волнующим в данной игре, иначе это.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.