VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Предприятие как основная хозяйственная единица макроэкономики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001198
Тема: Предприятие как основная хозяйственная единица макроэкономики
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

Введение												3
Глава 1. Предприятие как основная хозяйственная единица макроэкономики	6
1.1. Понятие и признаки организации, особенности ее
организационно-правовых форм							6
1.2. Сущность управления и критерии определения экономической
    эффективности управления предприятием				17
1.3. Экономическая эффективность совершенствования
    организационной структуры управления				27
Глава 2. Анализ системы управления предприятием ООО «Сплав»	42
        2.1. Общая характеристика и анализ действующей структуры
            управления ООО «Сплав»						42
        2.2. Влияние организационной культуры на структуру управления
            предприятием ООО «Сплав»						48
Глава 3. Пути совершенствования управления предприятием в условиях рынка.
3.1 	Рекомендации по совершенствованию организационной 
            структуры ООО «Сплав»	49
Заключение											54
Глоссарий												57
Список литературы										59
Приложение 1											62
Приложение 2											63
Приложение 3											64
Приложение 4											65



ВВЕДЕНИЕ

    В моей дипломной работе рассмотрены основные экономические цели предприятия (организации). К этим целям относятся:  повысить эффективность производства, увеличение доходов, удовлетворить потребность персонала предприятия и завоевание новых рынков. Особенности системы управления промышленными предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение организации сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
    Необходимость совершенствования системы управления определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.
    В современных условиях успех организации   определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, то есть, воздействием управления на внутренние факторы производства. 
    На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.
    Эволюция системы управления в переходный период направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию.
    В современных условиях происходит дальнейшее совершенствование управленческой деятельности, вызванное ускоряющимся научно-техническим прогрессом, усложнением проблемы сбыта продукции. Вместе с тем возникает необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - организации. Использование опыта на отечественных организациях одна из важнейших задач.
    Структура управления включает в себя цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
    В данной дипломной работе речь пойдет об ООО «Сплав», на примере которого рассматривается, как важно совершенствовать структуру управления в сложившейся экономической обстановке. Изменение организационно-правовых основ предприятий, изменение специализации и переход на выпуск новой продукции неизбежно влечет за собой изменение организационной структуры управления. Этот процесс весьма сложный и болезненный. От того, насколько своевременно производится изменение структуры, зависит и эффективность работы организации и его аппарата управления.
    Цель данной дипломной работы – исследование управления организацией в современных условиях и совершенствование организационной структуры организации ООО «Сплав».
    Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
* определить понятие и признаки организации, особенности ее организационно-правовых форм;
* исследовать сущность и критерии определения экономической эффективности управления организацией;
* рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
* проанализировать организационно-управленческую структуру организации ООО «Сплав»;
* разработать рекомендации по совершенствованию организационной структуры организации, определить варианты дальнейшего развития ООО «Сплав».
    Объектом данного исследования является ООО «Сплав».
    Предметом исследования является совершенствование организационной структуры управления предприятием.
    Цель и задачи работы обусловили ее логику и структуру. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
    В первой главе рассмотрены теоретические аспекты управления организацией в современных условиях, во второй дается общая характеристика ООО «Сплав»», проведен анализ организационной структуры и функций управления, рассмотрена политика в области подбора персонала, а также освещены направления реструктуризации предприятия, в третей, предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.
    При написании дипломной работы в качестве основных источников информации были использованы материалы, размещенные в общедоступных источниках, научная литература, посвященная данной проблематике, периодическая тематическая печать, а так же Устав и финансовая документация анализируемого предприятия.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЕДИНИЦА МАКРОЭКОНОМИКИ

1.1. Понятие и признаки организации, особенности его организационно-правовых форм

    Предприятие (организация) – это главное, действующие лицо конкурентных отношений на рынке в современных условиях. Именно здесь создается национальный доход. От успеха отдельных организаций зависит объем создаваемого валового национального   продукта,   социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных  и    духовных благах населения страны1.
    В мировой и современной российской практике широко используется понятие «организация» как основное звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (доходов).
    В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ организационно-правовая форма «предприятие» заменена «организацией», сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Тем не менее, с учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются, так как они взаимозаменяемые.
     Понятие «организации» обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.
    Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:
1. наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя членами этой организации;
2. наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
3. наличие членов группы, которые работают вместе для достижения определенной цели.
    Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, и, прежде всего ее структуру2.
    Главным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает коллектив, придает смысл существованию организации, определяет конкретную направленность её действиям.
    Следующим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в некоторой замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения.
    Самым важным свойством организации является саморазвитие. Это процесс самопроизвольного, без существенного влияния извне, перехода организации из одного состояния в другое, характеризующийся наличием качественных преобразований ее либо привнесением в нее качественно новых элементов, характеристик или свойств.
    Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям.
    Основные критерии формализации выделяются:
* формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы. Предметом данного изучения являются в основном формальные хозяйственные организации – юридические лица;
* неформальные организации, функционирующие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми3.
    По формам собственности на капитал. В табл. 1.1. показано распределение российских предприятий и организаций по формам собственности.
    Следует заметить, что на сегодняшний день в России лидирует частная собственность, а число занятых в частном секторе неуклонно растет. При этом пропорции между секторами носят подвижный характер в зависимости от конкретной экономической ситуации.
    По целевому назначению хозяйственной деятельности или отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, некоммерческие – не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Таблица 1.1. – Распределение предприятий и организаций РФ по формам собственности на 01.01.2015 г.
    
Формы собственности
Кол-во предприятий (тыс.)
В % к итогу
государственная
муниципальная
частная
собственность общественных и религиозных организаций
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную
          ИТОГО
159,2
248,2
3499,2
252,8


257,7
4417,1
3,6
5,6
79,2
5,7


5,8
100
    
    По принадлежности к той или иной отрасли экономики. В табл. 1.2. показано распределение российских организаций и предприятий по отраслям экономики.
    В соответствии с фазами жизнедеятельности, в которых они находятся, организации делятся на следующие группы:
* создаваемые (организуемые) организации;
* растущие, развивающиеся организации;
* зрелые организации;
* стареющие (затухающие организации).
    По видам деятельности. Вид деятельности определяется как процесс, приводящий к получению однородного набора продукции (товаров или услуг). Один вид деятельности может состоять из одного простого процесса (например, ткачества) или охватывать целый ряд подпроцессов (производство автомобилей).
    При отнесении субъектов хозяйствования к виду деятельности различают: основную, подсобную и вспомогательную деятельность. Рассмотрим их более подробно.
    Основная деятельность – это деятельность, которая вносит наибольший вклад в создание добавленной стоимости. Практически получить такие данные по отдельным видам продукции невозможно. Поэтому основной вид деятельности рекомендуется определять преобладающей долей валового выпуска, приходящейся на товары и услуги, связанные с этим видом деятельности.
    Таблица 2.2. – Распределение предприятий и организаций РФ по отраслям экономики на 01.01.2015 г.
Отрасль экономики
Кол-во предприятий (тыс.)
В % к итогу
промышленность
сельское хозяйство
лесное хозяйство
строительство
транспорт
связь
торговля и общественное питание
оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения
информационно-вычислительное обслуживание
операции с недвижимым имуществом
коммерческая деятельность по обеспечению рынка
геология, геодезическая и гидрометеорологическая службы
жилищно-коммунальное хозяйство
непроизводственные виды бытового обслуживания
здравоохранение, физкультура и соцобеспечение
образование
культура и искусство
наука
финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
управление
общественные объединения
          ИТОГО
489,1
304,1
5,4
415,4
129,0
20,5
1621,6

69,5
25,7
73,4
198,0
8,8
75,4
32,4
128,7
161,9
72,4
115,3
76,0
84,7
213,4
4417,1
11,1
6,9
0,12
9,4
2,9
0,46
36,7

1,57
0,6
1,66
4,48
0,2
1,71
0,7
2,9
3,67
1,64
2,9
1,74
1,9
4,8
100
    При сложности такого исчисления основной вид деятельности может определяться из расчета доли работников, занятых соответствующим видом деятельности, в общей численности работников. При этом не обязательно, чтобы на основную деятельность приходилось 50 или более процентов общей добавленной стоимости объекта или численности занятых, но эта деятельность должна быть преобладающей.
    К подсобной деятельности относятся отдельные виды деятельности, при которых производятся продукты других отраслей. Подсобная деятельность учитывается в соответствующей группировке «Общегосударственного классификатора видов экономической деятельности». Продукция основных и подсобных видов деятельности предназначена для сбыта на рынке или других видов использования.
    Вспомогательная деятельность – это деятельность, которая осуществляется для поддержки главных видов деятельности объекта. Она не отделяется от основной или вторичной – это деятельность по обслуживанию основного производства (перевозка, хранение, закупка, управление, снабжение, маркетинг, ремонтные и наладочные работы и т.д.). Вспомогательная деятельность структурных подразделений субъектов хозяйствования учитывается по его основной деятельности.
    По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборота) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что на практике ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике нередко применяют комбинацию критериев.
    По организационно-правовым формам, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций. Классификация юридических лиц – предприятий и организаций по организационно-правовым формам в соответствии с Гражданским кодексом РФ приведена в приложении 
    Гражданский кодекс РФ определяет понятие «юридическое лицо». В соответствии со ст. 48 им признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по свои обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельные баланс или смету.
    Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие в качестве такой цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Данные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, так как это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
    Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут иметь следующие организационно-правовые формы:
* хозяйственные товарищества и общества;
* производственные кооперативы;
* государственные и муниципальные унитарные предприятия.
    Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с разделением на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
    Хозяйственные товарищества и общества могут иметь следующие организационно-правовые формы:
* полное товарищество;
* товарищество на вере;
* общество с ограниченной ответственностью;
* общество с дополнительной ответственностью;
* акционерное общество открытого типа;
* акционерное общество закрытого типа;
* дочерние и зависимые общества.
    При этом некоммерческие организации могут иметь следующие формы:
* потребительские кооперативы;
* общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственниками учреждений;
* благотворительные и иные фонды;
* другие формы, предусмотренные законом.
    Некоторые особенности конкретных организационно-правовых форм организаций, их образования, функционирования и управления ими состоят в следующем.
    Полное товарищество характеризуется двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной формы организациии его участников.
    Прежде всего, товарищество основано на лично-доверительных отношениях, ибо здесь не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключает один участник, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будут нести другие. Потому не случайно, что полные товарищества появились и развиваются как форма семейного предпринимательства.
    Товарищество на вере или коммандитное, отличается тем, что оно состоит из двух групп участников. Одни осуществляют предпринимательскую деятельность от имени всего товарищества и при этом несут неограниченную ответственность своим личным имуществом по его обязательствам. Другие не несут такой ответственности, поскольку их вклады становятся собственностью товарищества. Для них существует лишь риск утраты вкладов. Поэтому вкладчики-коммандитисты отстранены от ведения дел в товариществе, сохраняя лишь право на получение дохода на свои вклады, а также на информацию о деятельности товарищества.
    Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью — организационно-правовые формы предприятий, введенные Гражданским кодексом с 1 января 1995 г. вместо товарищества с ограниченной ответственностью.
    Общество с ограниченной ответственностью — это разновидность объединения капиталов, не требующего личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятий является деление их уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому или юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов4.
    Для общества с дополнительной ответственностью характерны черты общества с ограниченной ответственностью, за исключением имущественной ответственности участников общества.
    Опыт развития экономики в нашей стране и за рубежом свидетельствует об эффективности объединения индивидуальных капиталов для создания крупных производственных акционерных обществ.
    Основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставный капитал делится на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой — акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость.
    Акционеры(союз) не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков — утраты стоимости принадлежащих им акций.
    Акционирование не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения. Оно также способствует демократизации экономики и оказывает существенное влияние на социальные процессы, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью организациии участвовать в распределении прибыли.
    Основная масса действующих ныне акционерных обществ организована в результате процесса приватизации.
    Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» предъявляет определенные требования к уставам акционерных обществ и формирует их правовую основу. В соответствии с этим законом акционерные общества подразделяются на открытые и закрытые. В первом случае участники общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, во втором акции распределяются только между участниками. Число акционеров открытого общества не ограничено, а закрытого — не более 50 человек.
    Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Его размер для открытых акционерных обществ должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, а для закрытых обществ — не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством на момент регистрации предприятия. Изменение уставного капитала возможно, во-первых, при изменении номинальной стоимости акций общества, во-вторых, при размещении или сокращении дополнительных акций. Общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального уставного капитала общества.
    Акционерное общество — одна из наиболее сложных организационно-правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления, внутреннего и внешнего контроля.
    В уставе общества четко оговаривается распределение компетенций между этими органами, устанавливается порядок принятия решений и действий управляющих органов от имени общества, определяется ответственность за причиненные убытки. Все эти вопросы регламентируются Федеральным законом «Об акционерных обществах ». Согласно ему управляющими органами акционерного общества являются:
* общее собрание акционеров;
* совет директоров (наблюдательный совет);
* единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
* коллективный исполнительный орган (правление, исполнительный совет, исполнительный директор);
* ревизионная комиссия (орган внутреннего контроля над финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества);
* счетная комиссия (постоянно действующий орган общего собрания).
    Особая организационно-правовая форма установлена Гражданским кодексом РФ для государственной и муниципальной собственности. Это унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правами собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям), в том числе между работниками предприятия. 
    Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом Российской Федерации, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Руководитель (директор) такого организацииназначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо аналогичному органу. Согласно Кодексу предприятие должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, например «Федеральное государственное предприятие», «Областное государственное предприятие».
    Уставный фонд унитарного организацииполностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Такие организациимогут создавать другие унитарные организациис правом юридического лица путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Унитарные организацииосновываются на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
    
1.2. Сущность управления и критерии определения экономической эффективности управления предприятием
     
    Управление предприятием, или менеджмент, в значительной мере рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для его эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности.
    Понятие менеджмента (англ. management – управление, заведование, организация) можно определить как:
* практическую деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующую цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
* теорию управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;
* в современной	 отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
    Целью менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы организации.
    Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.
    Для достижения поставленных целей в управлении предприятием используются методы управления – способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления – на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления).
    Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.
    В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.
    Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.
    Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации.
    Административные методы управления включают:
* систему законодательных актов страны и региона;
* систему нормативных и методических (обязательных к применению) документов организации;
* систему оперативного управления (систему власти).
    В систему законодательных актов страны и определенного региона входят законы, указы, постановления, стандарты, положения, методики и другие документы, утвержденные федеральными и региональными органами для обязательного применения на соответствующей территории. 
    Система нормативных и методических документов организациивключает стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия5. Эти документы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи всех подсистем менеджмента конкретной организации.
    Большое значение имеет и система оперативного управления. Существует четыре способа реализации своей власти руководителем, которые находятся в диапазоне от прямого использования до практически полного отказа от власти. Речь идет о распоряжениях, популяризации, участии в управлении и передаче полномочий и ответственности.
    Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т. п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
    Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
    Необходимо отметить, что используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т. е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы дополняют друг друга в конкретных ситуациях, позволяют комплексно устанавливать влияние на объект управления различных факторов.
    Осуществление и совершенствование управления организацией вызывают необходимость определения эффективности данной деятельности, использования при этом специфических измерителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие «эффективность менеджмента». 
    Эффективность менеджмента как социально-экономическая категория - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.
    При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель - результат - эффективность, т. е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности - с позиций самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т. е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) - результат - эффективность.
    Важнейшая задача состоит в том, чтобы результаты производства (коммерции) росли быстрее, чем затраты на них, чтобы, используя сравнительно меньше ресурсов, можно было добиться максимального результата. Решению этой задачи должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика. На эффективность должны работать и методы хозяйствования, политика в области менеджмента.
    Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл. 1.3.). Каждый критерий и показатель эффективности менеджмента имеет свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Исследование каждого из них составляет специфическую область. Но лишь их совокупность может дать реальное представление о состоянии (уровне) эффективности менеджмента.
    
    Таблица 1.3. - Критерии и показатели эффективности менеджмента
    
Классификационный признак
Критерии и показатели эффективности менеджмента
Содержание эффективности
Объект оценки
Сфера проявления
Уровень управления

Динамичность
Метод расчета

Целевое назначение

Метод оценки
Комплексность оценки
Экономическая, социальная
Полная, локальная
Внутренняя, внешняя
Эффективность управления предприятием, регионом, государством
Статическая, динамическая
Абсолютная, сравнительная (относительная)
Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная, условная
Ресурсный, затратный 
Частный, интегральный
    
    Эффективность менеджмента по своему содержанию подразделяется, прежде всего, на экономическую и социальную составляющую. Это обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта (социального и экономического) и  вызывает необходимость раздельного рассмотрения и анализа.
    В зависимости от объекта оценки можно рассматривать полную и локальную эффективность менеджмента. В первом случае определяют эффективность системы управления организацией в целом, во втором - эффективность управления отдельным ее элементом - подразделением, эффективность использования отдельных видов управленческих ресурсов (трудовых, материальных, информационных).
    В зависимости от целевого назначения эффективность менеджмента может быть:
* плановой, характеризующей запланированный уровень и динамику на перспективу;
* фактической, характеризующей достигнутый уровень и его динамику;
* нормативной (потенциальной), определяемой в соответствии с наиболее эффективными условиями функционирования системы;
* проектной, определяемой при проектировании новой системы управления по данным о конкретном объекте и необходимых затратах с целью определения ожидаемой эффективности менеджмента и выявления возможного масштаба ее практического применения.
* условной, которая выявляется по фактическим показателям без анализа и элиминирования влияния посторонних по отношению к данному мероприятию факторов. 
    Эффективность менеджмента можно рассматривать статически - за один определенный временной период (год, месяц и т. д.), однако достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывают ее динамический аспект6.
    Эффективность управления организацией находится под влиянием мероприятий по совершенствованию системы управления. При этом необходимо учитывать, что произведенные изменения и затраты и полученные результаты могут не совпадать.
    Результат от проведенных мероприятий может проявиться немедленно или через некоторое время, подчас через значительный промежуток времени. Это существенно затрудняет оценку эффективности мероприятий по совершенствованию управления.
    Объективная и полная оценка эффективности менеджмента требует рассмотрения, прежде всего ее экономической составляющей.
    В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой:
                                                                 (1)
где:	Р - резу.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44