VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Предмет, методы и функции макроэкономики.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015991
Тема: Предмет, методы и функции макроэкономики.
Содержание
	

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»




Курсовая работа

Студента 2 курса заочного отделения
факультета экономики и управления 
Ахметовой Лилии Рафаэловны
По дисциплине: «Макроэкономика»
На тему: "Экономика как наука: предмет, метода,
становление и развитие"


Руководитель: _________________________________
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

                                                                  ________________________________ 
     (подпись, фамилия) 


Защищена                                                                  Оценка 
«___» ______ 20___ г.                                              «_________________ »



     
     ОГЛАВЛЕНИЕ
     
     
     ВВЕДЕНИЕ
     ГЛАВА 1. Предмет, методы и функции макроэкономики:
     1.1. Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом
     1.2. Суть специфического метода макроэкономики. Функции макроэкономики
     ГЛАВА 2. Становление макроэкономики как науки:
     2.1. Основные (три) этапы периодизации развития макроэкономики
     2.2. Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» как новая парадигма
     2.3.Макроэкономика как наука, ее роль в практике хозяйствования
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     Список использованных источников и литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Введение
      Макроэкономика – наука, изучающая экономику в целом.
     Макроэкономика как наука: ее предмет, методы, становление и развитие.Изучение макроэкономики, овладение основами макроэкономического анализа, позволяет глубже уяснить механизмы функционирования современной экономики, анализировать основные проблемы государственной экономической политики, прогнозировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики, применять макроэкономические модели для определения состояния национальной и мировой экономики.
     Предметом курсовой работы выступает история развития экономической мысли периода возникновения и развития макроэкономики, теоретический вклад известных мыслителей, ученых и экономистов различных экономических школ, теоретический анализ достижений становления и развития макроэкономики как науки.
     Цельюявляется расширение и углубление знаний в области современной экономической науки,истории возникновения и развития макроэкономики как науки, теоретическое освоение современных экономических концепций и моделей регулирования макроэкономики как результат применения теоретических достижений макроэкономики в практике хозяйствования.
     Макроэкономики позволит решить такие задачи как: 
     - познание предмета, методов и функций макроэкономического анализа;
     - умение оценить роль и актуальность применения достижений экономической мысли в практике национальной экономики.
     - приобретение навыков самостоятельного анализа макроэкономических проблем в условиях современной рыночной экономики;
     Методологической основой послужили общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический – для исследования истоков возникновения и дальнейшей эволюции учения о макроэкономике как науки; диалектический – рассмотрение достижений экономической мысли от простого к сложному; методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнительный и др.
     В процессе исследования становления и развития макроэкономики как науки использовались такие источники, как «Капитал» К. Маркса,«Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, «Исследование о природе и причинах богатства народов»и др.
     Теоретическую основу составили результаты научных исследований в области истории экономической теории зарубежных и отечественных ученых, экономистов (Дж. М. Кейнс,Смит А., , Макконнел К.Р., Брю С.Л.,Н. Макашева, Менкью Н.Г., М.Л. Альпидовская, В. Автономов, С.Ф. Серегина и др.), теоретические исследования современных отечественных ученых (Г., С. Глазьев Аганбегян А. Г. и др.)
     
     












Глава 1. Предмет, методы и функции макроэкономики
     
     1.1. Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики в целом
     
     Понятие «макроэкономика» возникло недавно – в 30 – 50 г.г. 20 века. Основоположником макроэкономики принято считать Дж. М. Кейнса. Кейнсианский вариант макроэкономики поставил в центр теоретического исследования главным образом народнохозяйственные отношения. Макроэкономика –это  экономика вообще. Экономику каждой отдельной страны (России, Японии, Китая и др.) можно характеризовать как национальная экономика. Каждая страна имеет свою специфику национальной экономики, уровень экономического развития,учитывая географическое положение, богатство природных ресурсов, участие в международном разделении труда и т.д. Макроэкономика раскрывает общие тенденции и закономерности, присущие всем национальным экономикам (макроэкономическое равновесие, экономический рост, экономические кризисы, государственное регулирование экономики и др.). Целью макроэкономики является разработка государственной (правительственной) экономической политики, направленной на решение общих социально – экономических проблем. 
     Макроэкономика (макро – гр. большой) – часть экономической теории, исследующая экономику как целое, а также составляющие ее важнейшие совокупности (государственный сектор,бизнес и т.д.) и использующая для этого обобщенные (агрегированные) экономические показатели: национальный доход, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), уровень цен и индекс потребительских цен, уровень инфляции, безработицы, 
     Известные отечественные экономисты, выясняя понятие «макроэкономика» подчеркивают различие понятий «национальная экономика» и «макроэкономика», их не тождественность, уточняя при этом следующее: «макроэкономика – это основа национальной экономики». 1
     Предмет науки «макроэкономика» - характеристика общественно полезных результатов ее деятельности, то есть исследования. «Макроэкономика определяется как наука, изучающая функционирование экономики в целом» - отмечают авторы современных учебников – известные отечественные экономисты.2
     Традиционно в качестве объектов познания макроэкономики выделяются основные процессы экономики – экономический круговорот: производство, распределение, обмен, потребление. Общая картина всей экономики в целом составляет предмет исследования макроэкономики.В качестве объекта исследования в макроэкономике выступают не только сами агрегаты, но и связи между ними, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.3
     Макроэкономическая теория изучает вопросы:
     - краткосрочной и долгосрочной стабилизации экономики;
     - экономического роста;
     - экономических циклов и кризисов;
     - финансовой политики государства;
     - денежно – кредитной политики;
     -  денежно – кредитной системы государства;
     - структуры экономики и государственной структурной политики;
     - инфляции;
     - безработицы;
     - уровня жизни населения;
     - социальной политики государства;
     - международной торговли;
     - платежного баланса и валютного курса;
     - мирового хозяйства.
     Рассматривая предмет макроэкономикс зарубежные экономисты Макконнелл К.Р., Брю С.Л. выделяют два подхода к изучению макроэкономики: 
     1) анализ счетов национального дохода и продукции, темпа экономического роста, уровень безработицы и темпы инфляции;
      2) анализ трех базовых макроэкономических зависимостей: между доходом и потреблением, доходом и сбережениями; процентной ставкой и инвестициями; изменениями в расходах и изменениями в объеме продукции.
     В зарубежной макроэкономике остаются актуальными и дискуссионными вопросымакроэкономикс: каковы причины нестабильности экономической системы?  Является ли экономика саморегулирующейся системой?  Должно ли правительство при выборе экономической политики руководствоваться правилами или действовать согласно складывающимся обстоятельствам?4
     В современной западной экономической теории преобладают экономические концепции неоклассической и неокейнсианской направлений.
     Главная задача макроэкономики как науки не только анализ макроэкономических показателей, но и выявление общих закономерностей экономического развития, исследование взаимосвязи между отдельными процессами и явлениями. Расчет макроиндикаторов – лишь первый этап исследования, важно исследовать причины роста или снижения, взаимного влияния друг на друга макроэкономических показателей, зависимости от внешней среды. Допустим, в современной отечественной макроэкономике актуальным является исследование влияния зарубежных санкций на экономику, денежно – кредитную, инвестиционную, бюджетную, валютную политику и др. Тогда становится возможным корректировка экономической политики государства, научное прогнозирование экономического развития и достижение поставленных целей. 
     Радикальные политические и экономические изменения последних десятилетий, происходящие в России в связи с переходом от административно – командной системы к рыночной и преобразованиями (возникновение института частной собственности, развитие предпринимательства и др.) в сфере экономики, естественно вызвали новую волну теоретических исследований отечественных экономистов, ученых. Предмет макроэкономики рассматривается с точки зрения анализа социально – экономических проблем, роли государства в рыночной экономике, актуализируются исследования макроэкономической среды. Следовать готовым теориям западных исследователей макроэкономики российская экономика не всегда может с учетом национальной специфики и исторического прошлого. 
     Выводы:
        - Понятие «Макроэкономика» возникло в экономической науке в 30 – 50е г.г. 20 века и связано с учением Дж. М. Кейнса (анг.)
        - Предмет макроэкономики – исследование общей картины функционирования всей экономики в целом как совокупности социально – экономических отношений хозяйствующих субъектов национальной экономики по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
     
     1.2. Суть специфического метода макроэкономики. Функции макроэкономики
     
     Слово «метод» (гр. methodos – путь к какой – либо цели) означает способы познания, инструменты и совокупность приемов исследования, а также технология исследовательского процесса. Каждая наука имеет свои методы, особенности которой связаны с ее предметом. Метод призван обеспечить более глубокое постижение истины и предмета науки. 
     Методы познания в макроэкономике – это методы, которые используются при изучении любой наукифизика (математика, физика и др.). Общенаучные методы в свою очередь основываются на диалектическом методе познания, суть которого рассмотрение явлений и процессов в движении, развитии и изменении. Диалектический метод познания как общенаучный используют ученые экономисты. 
     Современные методы – графического, сравнительного, статистического, ретроспективного, компаративного анализа и др. Используют отечественные ученые и экономисты в своих исследованиях, наряду со сложившимися ранее методамимакроэкономического анализа.Специфический метод макроэкономики отражается в ее базовых методах макроэкономического анализа, каковыми являются агрегирование объектов исследования, абстрагирование и моделирование. Агрегирование – суммирование показателей, характеризующих деятельность отдельных хозяйств по отраслям, регионам, по временным критериям и т.д. Этим занимаются государственные институты статистики и др.). В международной практике с 1953 г. используются национальные счета в виде стандартной системы счетов ООН, с 1995 г. система национальных счетов введена и в России. В оценке зарубежных авторов К. Макконнелла  и С. Брю: «Система национальных счетов позволяет держать руку на экономическом пульсе страны, является базой для формирования экономической политики. Без таких расчетов экономическая политика базировалась бы на интуиции…».
     Национальные счета – это инструмент для изучения и совершенствования народнохозяйственных структур. Его результаты широко используются для экономических прогнозов: объема и структуры производства, расходов страны, инвестиций, потребления, налогообложения и других параметров национального хозяйства.
     Методом макроэкономики является приоритетное применение методов абстрагирования и моделирования. Абстрагирование – исключение из экономического анализа не относящиеся к исследованию конкретные факты. Экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Сам по себе уже процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Мир реальности слишком сложен чтобы его представлять строго упорядоченным. Цель абстрагирования – привести факты в рациональную форму. Метод научной абстракции заключается в перенесении объекта исследования с конкретных или реальных процессов на модельный уровень. В макроэкономике методом абстрагирования исследуются модели, именуемые секторами фирм и домохозяйств для представления функционирования экономики страны.
     Моделирование – исследование процессов путем построения и изучения поведения моделей. Моделирование служит предпосылкой и средством анализа экономики, протекающих в ней явлений и обоснования принимаемых решений, прогнозирования, управления экономическими процессами и объектами. Модель – образец, аналог (рисунок, график, схема, таблица и т.д.), изучаемый мысленный объект.Модель даетсхематическое или упрощенное выражение экономической жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений. При макроэкономическом анализе модель экономического объекта поддерживается реальными статистическими, эмпирическими данными. Так широко используется в теоретической макроэкономике модель IS -LM отражающая связь между инвестициями - сбережениями (IS) и ликвидностью (LM). Модель может быть вербальной (описательной) или математической, отражающей функциональные зависимости. С достижениями электроники и информационных технологий роль моделирования в макроэкономике резко возрастает и приобретает новые формы. При проведении экономических исследований появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык – язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономической теории начался расцвет и второе дыхание, связанное с математическим моделированием. Классическим примером математического метода (в графической форме), используемый в макроэкономическом анализе является модель макроэкономического равновесия AD – AS. Математический метод выполняет роль вспомогательного метода макроэкономического моделирования.
     Метод научной дедукции являетсяглавным методом макроэкономического моделирования. Важно отметить, что макроэкономическое моделирование тесно соприкасается с научными методами, такими как метод научной индукции и метод научной дедукции. Метод научной индукции применяется в двух вариантах – метод разницы и метод аналогии. Индуктивный метод разницы при экономическом исследовании учитывает определенные или конкретные условия, обстоятельства или факторы, приводящие к данному процессу. Индуктивный метод аналогии - применение при исследовании ситуации другого (аналогичного) обстоятельства, случая.
     Дедуктивный (научный) метод или гипотетический метод – это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Ученые могут выдвинуть гипотезу, которая может быть только ориентиром, правильность которой должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. В других случаях исследователи могут взять во внимание случайные наблюдения, логику или интуицию, умозрительное заключение, которое служит основой для гипотезы. Дедукция (научная) – представление мысленное или при помощи ЭВМ изучаемого процесса на основе знания законов функционирования физического объекта и внешней среды. Индуктивные и дедуктивные исследования также могут сопровождаться графиками, математическими расчетами, конструированием.
     Метод анализа и синтеза: понимаемые как разделение исследуемого объекта на части и изучение его частей для получения целостного представления. Макроэкономику именуют такжемакроэкономическим анализом. В экономике анализ применяется с целью выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях (стране, отрасли, регионе и т.д.) Макроэкономический анализ охватывает и мировую экономику. Метод анализа широко применяется в микроэкономике: анализ безубыточности,анализ инвестиций в проекты,анализ затрат и результатов, анализ финансово–хозяйственной деятельности организации,предприятия и др. 
     В исследовании метода макроэкономикисовременные экономисты выделяют три уровня: 
     1) философский уровень;
     2) уровень общенаучных методов;
     3) уровень конкретных методов исследования.5
      Философский уровень образуют учения о наиболее общих законах развития процессов и явлений и процессов их исследования (диалектический материализм и др.). Приоритет в философском уровне метода в макроэкономике отводится «системному подходу», хотя здесь усматривается абсолютизация индуктивного метода разницы в форме эксперимента и математический метод, отвергается метод научной дедукции, представляющий собой главный метод вывода зависимостей в экономическом исследовании.
     Уровень общенаучных методов имеет «границы» применения, таких как наблюдение, эксперимент, математический метод, возможности которых несколько ограничены в экономическом исследовании.
     Уровень конкретных методов исследования - это методы исследования, 
     которые имеют приоритет в данном конкретном исследовании макроэкономических процессов для получения наиболее объективного результата или научного открытия.  Рыночный механизм эффективной экономики в условиях раннего капитализма, а также сущность капиталистического производства были раскрыты К. Марксом на основе анализа стихийного действия закона стоимости. Русский экономист Н. Кондратьев на основе данных статистики (длительные периоды повышения и понижения цен и процентных ставок) Англии, США, Франции и Германии за 140 лет обнаружил «большие циклы конъюнктуры» и разработал концепцию «больших циклов». Открытие Н. Кондратьева – важный научный инструмент в современную теорию макроэкономического неравновесия (экономических кризисов).Отметим, что проблема экономического роста и антикризисного развития – была наиболее актуальна в 20 веке в связи с последствиями мирового экономического кризиса 1929 – 1933 г.г. В связи с этим можно отметить и открытие «золотого правила» и «модель Солоу», открытый американским экономистом Р. Солоу (лауреат Нобелевской премии). В объяснении причин экономических кризисов Солоу руководствовался принципами неоклассической теории пропорции между капиталом и трудом и графическим изображением макроэкономических зависимостей (капитал, инвестиции и др.)
     Макроэкономикакак и любая наука выполняет определенные функции, в чем выражается ее общественная полезность. Во – первых, макроэкономика формирует теоретические знания – основу для исследований и применимых другими науками или в практике хозяйствования, допустим, для выработки антиинфляционной политики в стране, или проекта модернизации национальной экономики на основе новых нанотехнологий. Актуальными на современном этапе являются исследования в области «умной» экономики, технологического прорыва в экономике. Функция практическая полезна и рациональна в том плане, что состоит в решении конкретных вопросов управления социально – экономическими объектами, например, решение проблемы развития региона Дальнего Востока, или решение демографической проблемы в северных районах России. Образовательная функция – дальнейшее развитие системы макроэкономических знаний для образовательной деятельности. В условиях новых вызовов глобальной экономики возрастает актуальность выбора экономических механизмови экономической политики. Образовательная функция макроэкономики имеет предпочтение для подготовки современных экономистов, высокообразованных специалистов, владеющих информационными технологиями и знаниями современных наук.
     Выводы:
     - Метод науки – приемы и способы исследования, технология исследовательского процесса;
      - Специфический метод макроэкономики состоит в приоритете таких базовых методов как агрегирование объектов исследования и абстрагирование;
     -Метод моделирования, метод научной индукции и научной дедукции, анализ и синтез, математический, статистический методы и др находят широкое приминение в макроэкономическом исследовании. Современные исследователи макроэкономики применяют широко достижения информационных технологий, математического моделирования и др.
     - Макроэкономика выполняет в обществе определенные функции, такие как теоретическая, практическая, образовательная.


















Глава 2. Становление макроэкономики как науки
     
     2.1.Основные три этапа периодизации развития макроэкономики.
     
     Периодизациюможно назвать наиболее приемлемой в становлении и развитии макроэкономики как науки в соответствии с качественными сдвигами в государственной экономической политике. Выделяются три этапа становления макроэкономики: 1) этап регулируемой рыночной экономики (момент зарождения - последняя четверть 18 века); 2) этап нерегулируемой рыночной экономики (последняя четверть 18 в. – 30-е г. ХХ века); 3) этап современной регулируемой экономики, включающий период планово – административной экономики нашей страны (30-е г. ХХ в. – настоящее время).6
     Первый этап ознаменовался возникновением в 13 в. возникновением меркантилизма (от итал.–mercante – торговец) первой школы экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и в других странах в начальный период становления капитализма. Меркантилисты внесли в экономическую теорию ряд важных положений: макроэкономическая мысль сводилась к выводу о том, что прочная основа богатства каждой нации не преумножение натуральных продуктов, а накопление денег (монет изсеребра, золота), источник такого накопления – прибыль (доход), возникающий при торговом обмене. Главной проблемой макроанализа в школе меркантилизма было обеспечение стран деньгами, необходимыми для обращения. Для решения проблемы наполнения денежной массы макроэкономическая мысль сводилась к необходимости высокого уровня переработки продукции мануфактур и импортозамещения, что, в свою очередь породило различные способы участия государства в хозяйственной жизни страны. В заслугу меркантилизма следует отнести открытие количественной теории денег и теории бумажно – денежного обращения, создав прообраз современной системы обращения денег. Задача экономической теории по мнению меркантилистов – разрабатывать практические рекомендации для государственной политики, проводить политику протекционизма, содействуя развитию отраслей промышленности, продукты 
     Экономической теории, обосновывающей политику государства – «политическая экономия»дал название французский меркантилист Антуан де Монкретьен.Термин «политическая экономия» появился в книге Монкретьена «Трактат политической экономии» в 1615 г. Сложилось представление о политической экономии как науке, раскрывающей роль государства в увеличении национального богатства. Меркантилизм исторически изжил себя в новое время, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.
     Со второй половины 17 в. начинает развиваться классическая политическая экономия, в которой образовались две школы –английская и французская (физиократы). Основателем и главой школы физиократов (от гр. physis – природа,kratos – власть, что означает «власть природы») во Франции был Франсуа Кенэ (1694 – 1774г.г.). Центральная идея теории физиократов о природной силе земли как главном факторе богатства. «Экономическая таблица» разработанная Кенэстала егозаслугой в области макроанализа - схема, которая показывает, как происходит реализация готового продукта общества и формируются предпосылки воспроизводства, это статическая модель кругооборотаденег и  продуктов. Экономическая таблица стала первым опытом моделирования экономических процессов, а образ экономики как кругооборота продукта и доходов во многом определил характер и развитие политической экономии. Экономическая таблица Кенэ моделирует распределение годового продукта между тремя классами общества: земельными собственниками, сельскими производителями (фермерами) и городскими производителями. Несмотря на существенные недостатки (в частности, приоритет сельского хозяйства, производящего «чистый продукт»), таблица Кенэ – первая макроэкономическая модель - зародыш будущих экономических моделей, «стала первым опытом макроэкономического анализа».7
     Начало второго этапа развития макроэкономического анализа связан со значительным развитием и открытиями английских классиков политической экономии – Адама Смита (1723 – 1790) и Давида Рикардо(1772 – 1823).
     Впервые идею о том, что труд является источником богатства высказал У. Петти: «природа – мать, труд – отец богатства», по версии К. Маркса начало классического периода политической экономии связано с именем У. Петти и П. Буагильбера, а его завершение – с именами А. Смита и Д. Рикардо. 
     КнигаАдама Смита«Исследование о природе и причинах богатства народов», вышла в свет в 1776 г. принесла новой науке широкое общественное признание. Свое кредо А. Смит сформулировал в первых строках «Богатства народов»: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимое для существования и удобства жизни продукты…»8
     А.Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени, он не соглашался с физиократами, которые считали, что только земля – источник богатства, с его точки зрения богатство нации создается в процессе производства, а количество произведенных благ определяется качеством соединения человеческого труда с другими факторами производства, и чем эффективнее такое соединение, тем больше объем выпуска продукции и богатство нации.
     Рост богатства А. Смит связывал с повышением производительности труда и прогрессом разделения труда. «Разделение труда ограничивается размерами рынка» - этот вывод оригинальный вклад А. Смита в экономическую теорию, а характеристика разделения труда дана на примере процесса производства булавок.9
     Для Смита рынок – это в первую очередь рынок сбыта, понимаемый как раздвигающийся предел роста производства. «Невидимой рукой» он именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением. Открытая Смитом трудовая теория стоимости, основы которой заложил У. Петти, 
     была дополнена характеристикой понятий «потребительная» и «меновая» стоимость. Если рост богатства ограничен размерами рынка, значит продукт, чтобы стать богатством, должен быть пригодным к обмену, то есть обладать меновой стоимостью. Меновая стоимость (ценность) – центральное понятие классической политической экономии. Смит определял меновую стоимость как «возможность приобретения других товаров, которую дает обладание данным предметом».10
     Естественно, что в классики не могли в новое время четко различать экономические понятия современной макроэкономики, так для Смита и Рикардо главный (первичный) доход с капитала – это прибыль, напротив в современной макроэкономике базовый доход на капитал – это процент, можно сказать, что классики называли прибылью, то что теперь именуют процентом. Но это ничуть не умаляет заслуг классиков в экономическую теорию. Ценным и в наше время является теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо. В своей книге «Начала политической экономии и налогообложения» (1817 г.) он убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая – либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, то есть не обязательно, чтобы затраты на производство товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. По мнению Рикардо, вполне достаточно, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, и это благоприятно для страны. 
     Последующее развитие макроанализа в классической политической экономии была связана с попытками объяснения «разрушительных» сил капитализма – свободная конкуренция, кризисы перепроизводства.
     В развитие макроэкономического анализасущественный вклад внесли «старая» и «новая» исторические школы Германии, основные выводы которых служили основой для выработки новых «моделей» и эволюции народного хозяйства. В частности, можно отметить вклад «старой» школы о существенном 
     влиянии на макроэкономику других сторон общественной жизни – научной, оборонной, демографической и др.; выбор политики государственного вмешательства. Вкладом в макроэкономику стала и теория К. Маркса (1818 – 1883), главный труд которого «Капитал» положил начало марксисткой политической экономии – течению экономической мысли, объединяющему несколько поколений исследователей по всему миру, и в частности в России. Кризисы перепроизводства – одно из ярких свидетельств противоречивости капитализма, что не могло не привлечь внимание К. Маркса, в своем исследовании он отслеживает «узкие места» капиталистического хозяйственного механизма и прослеживает внутреннюю логику развертывания экономического кризиса. Вкладом Маркса в макроанализ являются теория цикличности экономического развития в условиях свободной конкуренции, предвосхитив идею Дж. М. Кейнса о том, что причина цикличности экономического развития кроется в колебаниях накопления и инвестиционных расходов. В исследованиях Марксаглавной темой было накопление капитала, им проиллюстрирована модель расширенного воспроизводства. В современной экономике также актуально положение исследования Маркса о роли НТР:выделяя три этапа в развитии капиталистического производства (простая кооперация, мануфактура и машинное фабричное производство), акцентирует внимание на будущем прогрессе национальной экономики, связанного исключительно с технической базой: «происходит отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда, и капитал ставит себе на службу не только труд свободных рабочих, но и науку».11
     «Новая» историческая школа Германии внесла в макроэкономические исследования теории «государственного» социализма как выбора между экономическим либерализмом и социализмом: Г. Шмоллер (профессор Берлинского университета) полагал, что условием эффективного функционирования экономики являются социальное законодательство, защита интересов низших классов. Л. Брентано (нем.) обосновывал заинтересованностьпредпринимателей в росте заработной платы рабочим, дабы это является стимулом повышения производительности труда. Существенный вклад в развитие макроэкономического исследования внес маржинализм (К. Менгер и др.), которому принадлежит математическая модель экономики страны с совершенной конкуренцией, описывающая условия достижения в ней общего равновесия, а благодаря В. Парето (математическая школа) в экономическую теорию прочно вошли такие инструменты анализа, как кривые безразличия, «карта безразличия», «коробка Эджуорта». Основным вкладом исследователя стал предложенный им критерий благосостояния, или условие: ничье благосостояние не может быть улучшено без ухудшения благосостояния кого – либо другого. С помощью математических методов удалось открыть многие функциональные (количественные) зависимости в макроэкономике.
     В развитие макроэкономики как науки,свой вклад внес Л.Вальрас(лозаннская школа), разработавший концепцию общего экономического равновесия как универсального средства анализа экономической системы в целом. Концепция равновесия Вальраса была принципиально новым подходом к анализу экономики. Вальрас был первым, кто превратил математику из средства иллюстрации в способ выражения экономических взаимосвязей и открыл эру математизации экономической теории.
     Начало третьего этапа развития макроанализа связано с именем английского ученого Дж. М. Кейнса (1883 – 1946) и выходом книги «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнсианская теория изменила задачи экономического анализа: если раньше перед экономистами ставился вопрос оптимального распределения ограниченных ресурсов, то Кейнс рассматривает депрессивную экономику с избыточными ресурсами (высокий уровень безработицы, неполная загруженность производственных мощностей, экономическое поведение людей не является рациональным и др.). Джоном МейнардомКейнсом были представлены новые аргументы неспособности капиталистической экономики к саморегуляции и необходимости вмешательства в экономику (подробнее изложено в следующем вопросе).
     Наряду с кейнсианством существенную роль в преодолении односторонности некоторых воззрений неоклассиков внесло новое течение экономической теории – институционализм. Направление было вполне своевременно, в 20 веке в экономике происходили новые процессы монополизации и огосударствления, укрупнялась техническая база экономики ведущих стран капитализма. Институционализм возник в США, одним из представителей этого направления был американский экономист Джон Гэлбрейт, исследовавший тенденции укрупнения промышленного производства и образование гигантских корпораций («Индустриальное общество», «Экономические теории и цели общества»).
     Неоконсерваторы (Милтон Фридмен, Фридрих фон Хайек и др.) критиковалиКейнсианство, неоконсерваторывыступали за признание принципа невмешательства государства в экономику. В противостоянии кейнсианства и неоконсерватизма закономерно было возникновение в экономической теории неоклассического синтеза, обобщившего теоретические и практические достижения противостоящих концепций. Открытие Пола Самуэльсона (лауреат Нобелевской премии) – научное обоснование смешанного типа регулятора национального хозяйства (популярная модель в отечественной макроэкономике).
     
     
     
     
     Выводы:
     - Периодизация развития макроэкономики как науки представляет собой три этапа: 
     1) регулируемой рыночной экономики; 
     2) нерегулируемой рыночной экономики; 
     3) этап современной регулируемой рыночной экономики;
     - Большой вклад в развитие и становление макроэкономики как науки внесли зарубежные исследователи и ученые: Ф. Кенэ, А.Смит, Д. Рикардо, К. Маркс,  К. Менгер (маржинализм), В Парето, Л. Вальрас(математическая школа), Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон и др.
     - Макроанализ пополнился теориями стоимости, капитала, воспроизводства, цикличности экономического развития страны, предельной полезности, концепцией общего экономического равновесия и др.
     
     2.2. Дж. М. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег»: новая парадигма
     
     Основателем макроэкономики как науки принято считать английского ученого Дж. М. Кейнса, совершившего переворот в неоклассическом направлении экономической теории и нареченного «спасителем капитализма». Дж. М. Ке.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%